- Гибель в Баренцевом море: что известно о трагедии
- 03.07.2019 | Леонид Мойжес
- Что такое «Лошарик»?
- Что произошло?
- Миссия АС-12
- Перечень потерь
- Взрыв, пожар: что известно о гибели 14 подводников на секретной подлодке в Баренцевом море
- Секретная подлодка
- Трагедия «Лошарика». Тайны секретного глубоководного аппарата
- Трагедия на атомной подлодке. Что известно об АС-12 «Лошарик» и экипаже
- Что такое АС-12 «Лошарик»?
- Что случилось на борту «Лошарика»? Почему погибли моряки?
- Как отреагировал Владимир Путин?
- Что известно о погибших моряках?
Гибель в Баренцевом море: что известно о трагедии
03.07.2019 | Леонид Мойжес
1 июля около 21:00 в Баренцевом море потерпела бедствие атомная подводная лодка, носитель глубоководной станции АС-12, также известной как «Лошарик». На борту судна, осуществлявшего, по официальной версии, научно-исследовательскую работу, произошёл пожар. Сутки спустя, 2 июля, министерство обороны подтвердило, что в результате пожара погибло 14 военнослужащих. Что в настоящий момент известно о трагедии?
Что такое «Лошарик»?
АС-12 — не несущая вооружения сверхсекретная подводная лодка российского флота, спущенная на воду в 2003 году. По утверждению конструкторов, она способна осуществлять погружение на глубину до 6000 метров, практически было подтверждено погружение на глубину до 3000 метров. Точное назначение аппарата неизвестно, по данным Пентагона, он может использоваться для диверсионных и разведывательных операций, в частности — для установки оборудования, способного разрушать подводную инфраструктуру связи. Также судно может использоваться для научно-исследовательской деятельности.
Неофициальное название «Лошарик», данное в честь героя советского мультфильма, собранного из воздушных шаров, связано со спецификой конструкции — внутренняя часть лодки состоит из отдельных шарообразных отсеков, соединяющихся друг с другом, что придаёт АС-12 дополнительную устойчивость и позволяет выдерживать давление, критичное для большинства других подлодок.
Эта система, в свою очередь, устанавливается в корпус более старой подводной лодки — в настоящий момент предполагают, что в результате аварии могло пострадать судно «Оренбург», спущенное на воду в 1981-м, или «Подмосковье», запущенное в 1984-м.
Официальные источники говорят о 14 погибших, притом что стандартный экипаж «Лошарика» — 25 человек. В качестве причины смерти называется отравление продуктами горения, произошедшее в ходе борьбы с пожаром. Среди жертв есть два Героя России и семь капитанов первого ранга. Сейчас известно имя только одного из погибших. Это капитан второго ранга Дмитрий Соловьев.
ТАСС приводит сообщение военного ведомства, согласно которому Соловьёв спас находившегося на судне гражданского специалиста, после чего вернулся к тушению пожара. Военное ведомство обещает обнародовать списки остальных погибших моряков в ближайшее время.
Точный список выживших в ходе аварии на подлодке пока также неизвестен. 3 июля в 16:40 военный эксперт, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков заявил «Интерфакс», что из всего экипажа уцелело четыре человека.
Что произошло?
В настоящий момент нет точной информации о том, что именно стало причиной аварии. Анонимные источники РБК и Forbes в министерстве обороны утверждают, что причиной возгорания стал неисправный аккумулятор. По их словам, ЧП могло произойти уже в тот момент, когда АС-12 совершало подъём с глубины к своему носителю.
Представитель норвежского управления по ядерной и радиационной безопасности подтвердил, что никакого изменения ядерного фона, который свидетельствовал бы о серьёзном повреждении реактора подлодки, не зафиксировано.
В настоящий момент идёт расследование причин аварии, официально им руководит главнокомандующий ВМФ Николай Евменов. Также о доследственной проверке обстоятельств гибели моряков заявила представитель Следственного комитета Светлана Петренко. Никаких, даже предварительных подозреваемых, пока не названо.
Миссия АС-12
В разговоре с корреспондентом The New Times военный эксперт Александр Гольц отметил, что наличие на корабле такого количества высокопоставленных офицеров и, самое главное, неназванного гражданского специалиста заставляет заподозрить, что там проходило испытание и введение в эксплуатацию какого-то нового оборудования.
Эту же версию случившегося изложил в «Ежедневном журнале» Сергей Цыпляев, бывший секретарь Комитета по обороне и государственной безопасности Верховного Совета СССР. Но никаких официальных подтверждений этой теории пока не поступало, как и тому, что именно испытания новой техники могли стать причиной аварии.
В настоящий момент Министерство обороны заявляет, что трагедия случилась в ходе выполнения научно-исследовательской миссии по изучению гидросферы.
Перечень потерь
Это далеко не первая катастрофа с человеческими жертвами на российской подводной лодке за последние десятилетия. В августе 2000-го года авария на подводной лодке «Курск» унесла жизни 118 моряков. Официальная причина — неисправность торпеды.
В августе 2003-го в ходе буксировки для утилизации затонула атомная подводная лодка К-159, погибло 9 из 10 членов экипажа. В 2008-м на подводной лодке «Нерпа» во время испытаний произошло несанкционированные срабатывание системы пожаротушения, унёсшее жизни 20 человек, отравившихся распылёнными веществами, в первую очередь — фреоном.
Кроме того, с 2013-го было зафиксировано 6 случаев пожара на подводных лодках в ходе работ по ремонту или утилизации.
Источник
Взрыв, пожар: что известно о гибели 14 подводников на секретной подлодке в Баренцевом море
- О гибели 14 моряков-подводников стало известно во вторник около 16:30 мск, когда информагентства начали передавать соответствующее сообщение Минобороны. Из него следовало, что ЧП произошло еще днем ранее.
- Причиной смерти подводников Минобороны назвало отравление продуктами горения. Среди погибших — семеро капитанов I ранга, двое Героев России. Когда произошло ЧП, моряки занимались батиметрическими измерениями (измерение глубины) в «научно-исследовательском глубоководном аппарате», сообщило ведомство. Пожар был потушен «благодаря самоотверженным действиям команды», говорилось в сообщении.
- Где именно произошел инцидент, Минобороны не уточнило. Оно отметило только, что в то время, когда произошел пожар, аппарат находился в территориальных водах России, а когда о ЧП стало известно — уже на военно-морской базе Североморск.
- О каком именно аппарате идет речь, Минобороны также официально не сообщило. На встрече с президентом Владимиром Путиным глава ведомства Сергей Шойгу сказал, что ЧП произошло на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота во время плановых работ по изучению морского дна в российских территориальных водах Баренцева моря. «Это не обычное судно, мы с Вами знаем, это научно-исследовательское судно, экипаж высокопрофессиональный», — отреагировал на это Путин.
- Отсутствие наименования аппарата в официальных сообщениях означает, что речь идет, по всей видимости, об автономной глубоководной станции (АГС) Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, информация о которых носит закрытый характер, сказал «Ведомостям» бывший офицер ВМФ. Источник в промышленности и источник, близкий к ВМФ, подтвердили, что пожар произошел на одной из АГС.
- Авария произошла на спускаемом аппарате глубоководной атомной подлодки проекта 10831 (АС-12, также известен как «Лошарик»), сообщил источник РБК в силовых структурах. Пожар произошел не на самом «Лошарике», а на атомной подводной лодке БС-64 «Оренбург», которая является носителем для «Лошарика», не согласился источник «Открытых медиа» на Северном флоте ВМФ. Другой источник «Открытых медиа» там же сказал, что ЧП произошло на атомной подводной лодке БС-64 «Подмосковье». И «Подмосковье», и «Оренбург» используются в качестве лодок-носителей АГС, отмечают «Ведомости».
- Русская служба Би-би-си приводит слова жителя Североморска, который утверждает, что видел подлодку «Оренбург» после аварии. По его словам, у подлодки, когда она подошла к причалу, было затоплено три отсека. «В первом 13 человек на перестукивания не отвечали. Когда смогли добраться до отсека, установили, что все погибли», — утверждает собеседник Русской службы Би-би-си. Подтвердить его рассказ не представляется возможным.
- Пожар произошел в понедельник вечером, когда аппарат транспортировался подводной лодкой-носителем, сказал «Ведомостям» источник, близкий к ВМФ. По словам собеседника РБК, ЧП произошло около 20:30.
- За несколько часов до Минобороны об инциденте на подводной лодке, в результате которого есть жертвы, сообщил сайт SeverLife, однако позднее удалил текст. На это обратил внимание журналист «Коммерсанта» Александр Черных, выложивший фото публикации. Главный редактор SeverLife Евгений Карпов пояснил «Медузе», что узнал о произошедшем от источников. После публикации, как рассказал Карпов, ему «позвонил человек, связанный с Северным флотом, и попросил убрать информацию, сказав, что скоро будет официальное объявление».
- Российские чиновники проинформировали Центр радиационной и ядерной безопасности Норвегии о взрыве газа на подлодке, заявил директор этого центра Пер Странд агентству Reuters. По его словам, повышенного уровня радиации норвежские специалисты не зафиксировали. Минобороны заявило, что никаких уведомлений норвежской стороне не направлялось. В то же время Telegram-канал Baza со ссылкой на источник пишет, что перед пожаром на борту произошел взрыв, что подтверждается также характером повреждений у выживших — помимо отравления продуктами горения, у них диагностирована контузия. По словам источника Baza, в госпиталь были доставлены 4-5 выживших.
- В состав экипажа «Лошарика» входят 25 офицеров, писала в 2012 году «Лента.ру». То есть если ЧП произошло именно на этом аппарате, жертвами стали более половины экипажа. Baza сообщила, что 13 подводников погибли до того, как подлодка достигла берега, еще один — по пути в военно-морской клинический госпиталь в Североморске. Официального подтверждения этой информации нет. На многочисленные звонки корреспондента Forbes в госпиталь никто не ответил.
Секретная подлодка
- О «Лошарике» известно немногое. Технические характеристики и внешний вид аппарата засекречены. В 2012 году «Лента.ру» писала, что «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России, более известного как «Подводная разведка», и подчиняется напрямую министру обороны, а не командованию Северного флота.
- В 2015 году фотография, на которой предположительно изображен «Лошарик», была опубликована в русскоязычной версии автомобильного журнала Top Gear. Секретная подлодка попала в кадр случайно, когда для журнала фотографировали автомобиль Mercedes-Benz GL 450. «На берегу Белого моря автомобилисты журнала устроили фотосессию, заодно мимоходом запечатлев мирно проходившую вдоль побережья подводную лодку — не отдавая себе отчета, что снимают», — описывалось в неофициальном блоге Центра анализа стратегий и технологий, который и обратил внимание на то, что на снимке изображена именно секретная субмарина.
Пентагон считает АС-12 «диверсионным аппаратом», предназначенным для разрушения подводной инфраструктуры — в основном кабелей связи и систем обнаружения подлодок, пишет The Bell. На глубине свыше 1000 метров «Лошарик» практически неуязвим для современных средств поражения.
Произошедшее 1 июля стало крупнейшим по числу жертв происшествием на российских военных судах с ноября 2008 года, когда в результате ЧП на морских испытаниях атомной подводной лодки «Нерпа» погибли 20 человек, отмечает Bloomberg. Крупнейшей аварией на подводном флоте в новейшей истории России стало крушение АПЛ «Курск» в августе 2000 года в Баренцевом море. Тогда погибли все 118 человек, находившихся на борту.
Источник
Трагедия «Лошарика». Тайны секретного глубоководного аппарата
Отечественные аппараты, предназначенные для научных исследований глубоко под водой, находятся в ведении ГУГИ — наиболее засекреченного подразделения МО России. Поэтому трагедия, которая произошла 1 июля 2019 года в Баренцевом море, окутана тайной. Известно только, что инцидент произошел на борту глубоководной станции АС-12 проекта 10831 «Калитка». В момент проведения батиметрических измерений вспыхнул пожар, унесший жизни 14 моряков.
Лодка АС-12 проектировалась в 1988-1990 годах в Санкт-Петербурге. Спустя 2 года проект защитили, но из-за задержки финансирования секретный цех северодвинского «Севмаша» подготовил к эксплуатации объект под заводским № 01210 только в 2003-м году. «Лошарик» — неофициальный шифр проекта, но именно под этим названием он появился в СМИ.
Начиная с 2004-го, уникальная субмарина прошла государственные испытания в Белом, Баренцевом, и Норвежском морях, после чего ее приняли в состав флота. Большая часть россиян впервые услышала о «Лошарике» несколько лет назад. Опытная подводная лодка участвовала в экспедиции «Арктика-2012» по уточнению границ континентального шельфа материка. Почти 3 недели станция собирала образцы пород и грунта на глубине 2500- 3000 метров, существенно превышающей уровень погружения обычных подводных лодок.
Под титановым корпусом аппарата скрываются независимые отсеки, которые соединены переходами. Субмарина имеет длину 69 метров, ширину -7 метров, и развивает скорость до 30 узлов. Есть предположения, что «Лошарик» способен опускаться на глубину до 6000 метров и длительное время оставаться в автономном состоянии. Вооружения на станции нет, зато она снабжена всем необходимым для проведения глубоководных исследований: ковшом с телекамерой, системой очистки пород и гидростатической трубкой. Аппарат оборудован устройствами для осуществления мирных задач — изучения сейсмического профилирования морского дня и измерения глубины донных отложений.
До сих пор в прессе не было достоверных фотографий «Лошарика», внешний вид глубоководного аппарата засекречен. Однако, сегодня можно с уверенностью говорить, что объекта, подобного АС-12 нет ни в одной стране мира. Аппарат, который не несет никакого оружия, обладает огромными возможностями и вызывает опасения на Западе. Он оснащен набором инструментов, с помощью которых в океане легко обнаружить и ликвидировать кабели связи и управления. Кроме этого, можно осуществлять съем секретной информации об иностранных подводных кабелях. Давно известно, как это делают американцы, а российские технологии держатся в секрете.
К сожалению, пожары на атомных подводных лодках — не редкость. Это самые тяжелые аварии, которые происходят внезапно и скоротечно. О размерах катастрофы, произошедшей на Северном флоте 1 июля, может служить факт, что в борьбе с огнем погибла большая часть экипажа «Лошарика». Известно, что на борту станции находилось 25 высококлассных офицеров. Среди 14-ти погибших – два Героя России и семь капитанов 1 ранга. Еще четверо членов экипажа с отравлениями продуктами горения доставлены в госпиталь Североморска. Ценой собственных жизней моряки спасли уникальный глубоководный аппарат и жизни своих товарищей.
Источник
Трагедия на атомной подлодке. Что известно об АС-12 «Лошарик» и экипаже
2 июля 2019 Министерство обороны сообщило о пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате: в результате трагедии погибли 14 человек. По данным Минобороны, возгорание произошло «в ходе проведения биометрических измерений». Моряки-подводники, самоотверженно тушившие пожар, отравились продуктами горения. Сейчас глубоководный аппарат находится на военно-морской базе Североморск.
По данным РБК, пожар произошел на АС-12 «Лошарик» . Министерство обороны эту информацию не подтверждает и не опровергает. Есть и другие версии о том, на каком именно аппарате случилось ЧП: АС-31, БС-64, БС-64. Что известно о трагедии и погибших, рассказывает Anews.
Что такое АС-12 «Лошарик»?
Атомная глубоководная станция типа АС-12 — это атомная подводная лодка небольшого размера — около 60 метров, внутренняя конструкция которой состоит из серии шарообразных элементов, сообщает Mash.
«Лошариком», по аналогии с советским мультипликационным героем — лошадкой, собранной из отдельных шариков, станцию назвали именно из-за ее конструкции: последовательность из семи шаров, закрытых обычным для лодки обтекаемым корпусом.
Предположительное устройство «Лошарика». Источник: hisutton.com
«АС-12» из-за малой шумности и незаметности рассматривается как лодка-шпион или лодка-диверсант. Американцы считают, что эти лодки вооружены опасным диверсионным оружием, способным уничтожать глубоководные межконтинентальные кабеля связи, отмечает Mash.
Предположительно, единственное существующее фото «Лошарика». Опубликовано в автомобильном журнале «Top Gear» — лодка случайно попала в объектив
Строительство «Лошарика» началось в конце 80-х, завершилось в начале нулевых из-за проблем с финансированием проекта.
«Лошарик» не несет на своем борту вооружения, глубина ее погружения может достигать 6 тыс. м, сообщает портал «Военное обозрение». Станция крепится к днищу большой подводной лодки, что позволяет ей оставаться незамеченной.
Фото: «Военное обозрение
Материнским судном «Лошарика» называют 172-метровую подлодку «Белгород» (К -329), которая кроме АС-12 несет «Клавесин» — автономные глубоководные аппараты малого размера, которые погружаются до 2-х километров. На вооружении у лодки — шесть ядерных торпед «Посейдон».
Материнское судно «Лошарика». Фото: militaryrussia.ru
«Военное обозрение» лодкой-носителем «Лошарика» называет БС-136 «Оренбург».
Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа. Фото: «Военное обозрение
Считается, что «Лошарик» снабжен собственным подчиненным судном — мини-подлодкой «Русь».
Военная пресс-служба всегда подчеркивают «научную-исследовательскую» деятельность лодок АС. Однако служащие на них офицеры часто удостаиваются высших правительственных наград — например, «Героя России», отмечает Mash.
Что случилось на борту «Лошарика»? Почему погибли моряки?
Минобороны не уточняло тип глубоководного аппарата, на котором произошел пожар.
Источник РБК в силовых структурах сообщил, что ЧП произошло 1 июля около 20:30 на АС-12 «Лошарик». Погиб штатный экипаж спускаемого аппарата.
«Все переоборудованные под работу с «Лошариком» подлодки входят в структуру Главного управления глубоководных исследований. Это уникальная структура — они входят в ВМФ, но по факту живут своей жизнью. Главные задачи, которые перед ними стоят, — это прослушивание зарубежных подводных линий связи, подъем с глубины интересных образцов вооружений и военной техники, защита наших аналогичных средств связи — подводных кабелей от проникновения», — пояснил РБК источник, близкий к Министерству обороны.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, сообщил, что научно-исследовательский аппарат представляет собой атомную глубоководную станцию проекта 10831. Ее бортовой номер — АС-31, в некоторых источниках ошибочно указана как АС-12, отмечает издание. Причиной пожара источник «Газеты.Ru» назвал короткое замыкание в электрических сетях.
По данным «Открытых медиа», пожар, в котором погибли 14 моряков, произошел не на «Лошарике». Источники издания утверждают, что возгорание произошло на носителе глубоководной станции — обычной атомной подводной лодке либо БС-64 «Подмосковье», либо БС-64 «Оренбург».
Расследованием причин пожара руководит главнокомандующий Военно-морского флота Николай Евменов, который прибыл на базу в Североморске утром 2 июля.
Российские власти сообщили, что на борту подлодки взорвался газ, передает Reuters, со ссылкой на директора Центра радиационной и ядерной безопасности Норвегии Рейтера Пер Странда.
«Мы провели проверки, мы не наблюдаем слишком высоких уровней радиации в районе», — добавил Пер Странд.
Версию со взрывом называют и СМИ. «Перед пожаром на борту «глубоководного аппарата» произошёл взрыв. Это подтверждается также и характером повреждений у выживших на подлодке: у них, помимо отравления продуктами горения, диагностирована контузия», — сообщает Baza со ссылкой на анонимный источник.
Как отреагировал Владимир Путин?
Вечером 2 июля президент России Владимир Путин собрался на экстренное совещание с министром обороны Сергеем Шойгу. Из их беседы стало известно, что среди погибших было много офицеров. Путин назвал подводную лодку «необычным судном».
Фото с сайта Кремля
«Мы с вами знаем, это научно-исследовательское судно, экипаж высокопрофессиональный. В соответствии с вашими предварительными докладами из 14 погибших семь — капитаны I ранга, двое — Герои России. Это большая потеря для флота, да и вообще для армии», — сказал президент.
Путин поручил Шойгу лично отправиться в Североморск для установления причин трагедии и выразил соболезнования семьям погибших.
Что известно о погибших моряках?
Члены экипажа, погибшие в результате пожара в Баренцевом море, служили в войсковой части № 45707, которая дислоцирована в Петергофе, пригороде Петербурга, сообщает «Коммерсант».
Среди погибших на подводной лодке капитан 1-го ранга Андрей Воскресенский , сообщает Baza. Он был зятем контр-адмирала Владимира Бедердинова, который 13 лет возглавлял Учебный Центр ВМФ в городе Сосновый Бор. В 1979 году Бедердинов в составе экипажа он совершил переход вокруг Земли в подводном положении, через пролив Дрейка на Камчатку, за что получил орден Красного Знамени.
Андрей Воскресенский с семьей. Фото: Baza
Андрей Воскресенский с семьей. Фото: Baza
Еще один погибший на «глубоководном аппарате» — Герой России капитан 1-го ранга Денис Долонский . Он приписан к воинской части Петергофа и командовал подлодкой «Лошарик». Звание Героя России Долонский получил около 6-7 лет назад, по некоторым данным, за исследование Арктики и Антарктики.
Денис Долонский с семьей. Фото: Baza
Вторым Героем России, погибшим на подлодке в районе Баренцева моря, оказался испытатель глубоководной военной техники, капитан первого ранга Николай Филин . С 1987-го он приписан к воинской части в Петергофе. В 2018 году получил звание Героя России.
Николай Филин. Фото: Baza
Четвертым погибшим на подлодке, по данным Baza, стал 40-летний Денис Опарин из посёлка Оленья Губа в Мурманской области. Отец Дениса Опарина — Герой России, капитан 1-го ранга и командир части №45707 в Петергофе, к которой, по данным «Коммерсанта» был приписан весь экипаж пострадавшей подлодки.
По данным Mash, именно на борту подводной лодки погиб лишь один офицер, часть скончалась по пути в больницу, остальные уже в медучреждении. 4 или 5 человек выжили и доставлены в военно-морской клинический госпиталь Североморска, передает Baza.
Источник