1783 год черное море

1783 год черное море

День Черноморского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 13 мая в честь создания Черноморского флота в 1783 году, согласно указу императрицы Екатерина II, после присоединения Крыма к России. 13 мая в России отмечается День Черноморского флота — оперативно-стратегического объединения ВМФ, которое обеспечивает безопасность южных рубежей страны.

День Черноморского флота ВМФ России был учрежден в 1996 году приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации.

В 1773 году на Чёрном море действовала Черноморская эскадра, созданная на основе Азовской флотилии, которая базировалась в Керчи, и несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (прежнее название Новороссийска).

13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Чёрного моря, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф.А. Клокачева. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, эти первые 28 кораблей и стали боевым ядром зарождающегося Черноморского флота.

На обоих берегах Ахтиярской бухты был основан (3) 14 июня 1783 года новый город русских моряков Севастополь, база Черноморского флота Российской Империи.

В 1785 году численность личного состава Черноморского флота достигла 13 500 человек. На вооружении стояло 20 фрегатов, 12 линейных кораблей, 5 шхун и 23 транспортных судна. Главной базой российского флота на Чёрном море стал город-порт Севастополь. На Черноморском флоте служили выдающиеся русские флотоводцы Фёдор Ушаков, Павел Нахимов, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов, Владимир Истомин и многие другие.

Моряки и суда Черноморского флота принимали участие в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, в Крымской войне 1853-1856 годов, в Первой мировой войне. Во время Великой Отечественной войны моряки-черноморцы защищали Одессу, Керчь и Севастополь, освобождали Новороссийск, участвовали в боях за Кавказ. В общей сложности они потопили 835 вражеских кораблей.

Черноморский флот ВМФ России в своём современном виде – это оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской Федерации на Чёрном море, обеспечивающее военную безопасность России на юге. В состав Черноморского флота входит более 2 500 тысяч различных судов: сторожевые, разведывательные, десантные, ракетные, минно-тральные корабли, эскадренные броненосцы и миноносцы, крейсеры, подводные лодки, линейные суда, морские охотники, канонерские лодки, катера, спасательные, вспомогательные, гидрографические и другие типы судов. На вооружении Черноморского флота стоит морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, а также части береговых войск.

В последние годы ЧФ активно развивается — усилия Минобороны РФ направлены на кардинальное обновление боевого состава и увеличение ударных возможностей. Как считают эксперты, этому способствовали возвращение Крыма в состав России, возросшая активность ВМС США в Средиземном и Чёрном море, а также провокации Украины. Корабли и подлодки Черноморского флота вооружены крылатыми ракетами «Калибр», которые позволяют наносить удары на «стратегическую глубину». Аналитики уверены, что модернизация ЧФ позволила взять под контроль перемещения эсминцев США и эффективно выполнять боевые задачи в Сирии.

Модернизация Цемесской бухты завершится в 2020 году. Обновлённая база сможет вмещать до 120 кораблей. Основная задача строителей — защита внутреннего рейда от штормов с волнами высотой до 5 м и землетрясений до 9 баллов. На сегодняшний день построен восточный мол длиной 1600 м. В скором времени будет сдан западный мол протяжённостью 850 м.

«Идёт интенсивное развитие инфраструктуры базы. За последние годы построен ряд уникальных объектов: причалы, здание штаба, учебно-тренировочный комплекс для водолазов, техническая зона для обеспечения базирования подводных лодок», — сообщил ранее журналистам начальник Новороссийской ВМБ контр-адмирал Олег Шастов.

За прикрытие военно-морских баз Черноморского флота отвечают расчёты береговых комплексов «Бастион», «Бал» и «Берег», а также подразделения ПВО, вооружённые системами С-400 и С-300, новейшими модификациями «Бука» и «Панциря». Сопровождение и перехват иностранных самолётов осуществляют истребители, дислоцированные в Бельбеке и Крымске.

Опасность потери Севастопольской бухты не позволяла должным образом проводить обновление корабельного состава, отметил военный обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко. С возвращением полуострова ЧФ получил мощнейший стимул для развития.

«Крым — это наш непотопляемый сухопутный авианосец. Наличие полноценной вооружённой группировки на полуострове позволяет контролировать Черноморский регион вплоть до Босфора. Пребывание Крыма в составе Украины накладывало массу надуманных ограничений. Практически сразу после возвращения полуострова Черноморский флот вышел в лидеры по количеству новых поставляемых кораблей», — отметил Дрозденко.

В состав ЧФ входят семь дизель-электрических подводных лодок (шесть субмарин проекта 636.3 «Варшавянка» и одна — проекта 877 «Палтус»), а также 48 надводных боевых кораблей.

Крупнейшие из них — ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» (флагман), три сторожевых корабля советской постройки («Сметливый», «Ладный», «Пытливый») и три современной: «Адмирал Григорович» (2016), «Адмирал Эссен» (2016) и «Адмирал Макаров» (2017). На службе морской пехоты ЧФ находятся семь больших десантных кораблей проектов 1171 и 775.

Черноморский флот располагает шестью малыми противолодочными кораблями проекта 1124М, построенными в 1980-е годы. В 2018 году ЧФ получил новейший патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков». В 2019—2022 годах Андреевский флаг планируется поднять ещё над пятью аналогичными кораблями.

Обновляется ЧФ и за счёт малых ракетных кораблей (МРК). В частности, в последние годы в его состав вошли несколько МРК современного проекта 21631. В ближайшие годы оперативно-стратегическое объединение должно пополниться новыми кораблями данного класса, построенными по проекту 22800 «Каракурт».

В марте 2019 года командующий Черноморским флотом Александр Моисеев сообщил СМИ, что доля модернизированной техники в составе оперативно-стратегического объединения увеличится до 70%.

Дмитрий Дрозденко считает, что акцент при перевооружении ЧФ делается на усилении его ударных возможностей.

«Почти все новые корабли — носители «Калибров». Это подлодки 636.3, сторожевые корабли проекта 11356, «Каракурты». Современные патрульные корабли имеют модульную конструкцию — при необходимости их можно оснастить пусковыми установками для крылатых ракет», — рассказал эксперт.

«Благодаря «Калибрам» наш флот «накрывает» всю акваторию Чёрного моря, не выходя из пунктов базирования. При этом носителями данных ракет являются корабли с небольшим водоизмещением. Однако на фоне «калибровизации» я бы не стал списывать со счетов флагман ЧФ крейсер «Москва», вооружённый ракетами типа «Вулкан» дальностью до 700 км», — отметил доктор военных наук капитан первого ранга в отставке Константин Сивков.

Черноморский флот принимает участие в сирийской военной операции. В режиме ротации на боевом дежурстве у берегов Сирии находятся корабли и подлодки. Удары по объектам террористов на территории САР наносили субмарины проекта «Варшавянка». Боевое крещение получили фрегат «Адмирал Григорович» и малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол».

Как полагают эксперты, развитие Черноморского флота определяется характером текущих угроз. Ключевыми вызовами для ЧФ являются усиление присутствия военно-морских сил США в Чёрном море, а также провокационные действия Украины, которая стремится якобы обеспечить «свободный проход» судов в Азовское море через Керченский пролив.

В апреле 2019 года заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко в интервью ТАСС заявил, что модернизация ЧФ проводится с учётом приближения инфраструктуры НАТО к российским берегам. По его словам, «все эти наши усиления абсолютно адекватны и соразмерны реальным потребностям в плане укрепления безопасности».

Практически каждый месяц в Чёрное море заходят американские эсминцы типа Arleigh Burke, вооружённые крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk. Их сопровождают российские корабли, а перемещения контролируют береговые радиотехнические средства. Например, в апреле 2019 года за действиями эсминца USS Ross наблюдали патрульный корабль «Василий Быков» и разведывательный «Иван Хурс».

«Без «Калибра» эффективное сдерживание ВМС США было бы невозможно. Американцы привыкли отстаивать так называемую свободу навигации, то есть беспардонно нарушать морские рубежи и демонстрировать силу в экономической зоне. После боевого применения «Калибров» в Соединённых Штатах осознали, что в Чёрном море такие фокусы выкидывать не стоит. Американские корабли заходят в Чёрное море, но держатся подальше от наших берегов», — подытожил Дрозденко.

Источник

Сегодня День Черноморского флота

13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь. 13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота.

Однако днём основания можно считать и иную дату: 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день — 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю — явился днем рождения Черноморского флота.

Слава Черного моря. Флот и Севастополь в конце XVIII — начале XIX вв.

Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить свое военное присутствие в Черноморье. Императрица Екатерина II распорядилась направить из Азовского в Черное море крейсерский отряд военных судов, замаскированных под коммерческие. Кроме того, императрица приказала послать в Черное море с Балтики отряд из шести фрегатов под командой капитана 2-го ранга Т.Г. Козлянникова, однако турки не пропустили военные суда через проливы. Оставалось строить корабли на месте. Но строительство флота на юге затруднялось мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи, а также Таганрогского залива. Для постройки кораблей более или менее годился только Днепровско-Бугский лиман, и в декабре 1775 г. Екатерина II издала соответствующий указ Адмиралтейств-коллегии, предписав одновременно сократить строительство судов на Азовском море. 31 мая 1778 г. рескриптом Екатерины новая судостроительная и морская база отдавалась на попечение новороссийского генерал-губернатора светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. 18 июня 1778 г. императрица повелела именовать новую морскую базу Херсоном. 7 июля 1780 г. в Херсоне были заложены два первых корабля. Екатерина понимала опасную непрочность русско-турецкого договора и всячески торопила строительство Херсонской верфи и кораблей. В 1782 г. князю Потемкину даже пришлось прибегнуть к вольному найму 1150 плотников «для производства корабельного строения»[5];. В августе 1783 г. в Херсон прибыл капитан 2-го ранга, будущий адмирал, Федор Федорович Ушаков вместе с 700 матросами и 3 тысячами мастеровых[6].

В конце 1782 г. Потемкин доложил Екатерине свой план присоединения к России Крыма. Значительное место отводилось в плане действиям флота, причем общее командование флотом и армией на юге светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами плана, даже не запросив мнение управлявшей флотом Адмиралтейств-коллегии. 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день — 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю — явился днем рождения Черноморского флота. В рескрипте говорилось: «Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина»[7]. В честь основания Черноморского флота Екатерина приказала отлить медаль «Слава России».

Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 г., командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем «Европа», с 1776 г. возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим хозяйственником, так что выбор Екатерины оказался безошибочен.

Тем временем Турция готовилась к новой войне с Россией, она не могла примириться с потерей Крыма. В 1776 г. турецкое правительство потребовало вернуть Кинбурн и Крым. Тогда осенью 1776 г. Россия ввела в Крым войска А.В. Суворова и посадила на крымский престол угодного ей хана Шагин-Гирея. Боясь за свою власть, хан просил Россию оставить войска в Крыму. Турция свои войска вывела, но вскоре ее эмиссары подняли там мятеж против Шагин-Гирея. Турция послала войска, но в Крым они не высадились, опасаясь Суворова и русского удара с моря. Весной 1779 г. Турция подписала конвенцию, подтвердившую договор 1774 г. Однако 8 апреля 1783 г. Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора включила Крым в состав России и переименовала его в Тавриду. Управлять Таврической губернией императрица поручила Потемкину. Сбылась мечта многих поколений россиян, их кровь не была пролита даром — Россия присоединила Крым, а вместе с ним приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные черноморские торговые пути, экономика российского юга получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции России на юге мог только военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.

В начале мая 1783 г. Потемкин направил Клокачеву ордер с предписанием принять под командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Капитана над Херсонским портом капитана 1-го ранга И.Т. Овцына Потемкин сместил, временно назначив вместо него капитана 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля «Слава Екатерины». В конце июля Войновича сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля — первого линейного корабля Российского Черноморского флота. 16 сентября 1783 г. 66-пушечная «Слава Екатерины» была спущена на воду. В мае 1788 г. Потемкин приказал переименовать корабль в «Преображение Господне». Под этим именем корабль участвовал во многих сражениях эскадры Ф.Ф. Ушакова[8].

Новорожденному Черноморскому флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Такой базой стала Ахтиарская бухта в южной оконечности Крыма. Первым из крупных российских военачальников обратил внимание на Ахтиарскую бухту Александр Васильевич Суворов. Как уже говорилось, генерал-поручик А.В. Суворов командовал войсками, которые Россия ввела в Крым в конце 1776 г. Суворов сразу оценил стратегическое и оперативно-тактическое значение Ахтиарской бухты. «Подобной гавани, — писал он, — не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли»[9]. 15 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Утром 16 июня вахтенные на турецких кораблях внезапно увидели себя под дулами русских береговых батарей. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17 июня они покинули ее акваторию. Встречный ветер мешал движению, туркам пришлось буксировать корабли лодками, и далеко от бухты они не отошли. Как писал Суворов русскому резиденту при дворе Крымского хана Андрею Дмитриевичу Константинову: «Противная погода мешала стамбульцам выход из Ахт[иарской] гав[ани]. Учиня один выстрел, вытянулись они из гавани на лодках, выстрелили 7 раз, далее по румбу напр[авились] к Очакову; 1/2 часу отойти не могли, один фрегат паче других силился к тому, но не превозмог, а ушла лодочка. На сем расстоянии стоят они. «[10]. Уход турецкого флота укрепил режим русского ставленника Шагин-Гирея. Императрица высоко оценила демонстративную акцию Суворова — «за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов» она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом[11].

В том же 1778 г. Ахтиарскую бухту впервые обследовал с морской точки зрения экипаж фрегата «Осторожный» под командованием капитана 2-го ранга Берсенева[12]. В 1780 г. бухту опять посетил русский корабль. По описанию того времени, берега были пустынны, «все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником»[13]. Только на северном берегу разместилось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской.

17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Они первыми из русских кораблей остались у Ак-Яра на зимовку. Матросы построили для себя в балке, впоследствии названной Сухарной, небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов — наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. Место, где происходило килевание, впоследствии получило название «килен-балка». В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины Северной и Южной бухт, составили их описание и карты. По берегам бухт обнаружили много ключей и колодцев. Теперь, после проведенных обследований, можно было перебазировать в Ахтиарскую бухту все боевое ядро Черноморского флота. Но сначала позаботились о береговой и противодесантной обороне — в середине апреля 1783 г. на берега бухты прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля — Капорский и Днепровский полки и полевая артиллерия. Войска построили казармы и склады («Ахтиарский магазин»), начали укреплять берега гавани.

2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии. Черноморский флот впервые сосредоточился в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной.

6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. Вот что он писал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, члену Академии наук, бескорыстному ученому и умному руководителю: «При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиной, глубиной.

Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть — военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет Ея Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте»[14]. 13 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города.

А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили три первых каменных дома: часовню, кузницу для Адмиралтейства и дом для контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи (с 8 мая 1783 г. он возглавил Черноморскую эскадру вместо отбывшего в Херсон Ф.А. Клокачева). В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу — будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. Этот день — 3 июня (14 июня по новому стилю) — стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль «Польза России». Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак-Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит «Город славы»[15]. После смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.) новый император Павел I в 1797 г. приказал вернуть городу его первое название — Ахтиар. Четыре года город опять назывался Ахтиаром, пока Александр I в 1801 г. не переименовал его окончательно в Севастополь[16].

1 История отечественного судостроения. Под ред. И.Д. Спасского, — Т. I. — Спб., 1994. — С. 188-190 .
2 Веселаго Ф. Краткая история русского флота (с начала развития мореплавания до 1825 года). — Изд. 2-е. — М.-Л., 1939. С. 66, 67.
3 История отечественного судостроения. — С. 242-243.
4 Веселаго Ф. Указ. соч. — С. 102-104.
5 История отечественного судостроения. — С. 248-255.
6 Черноморский флот: Исторический очерк. — М., 1967. — С. 11.
7 История отечественного судостроения. — С. 256.
8 Там же, С. 257-258.
9 Цит. По: История города-героя Севастополя: 1783-1917. — Под ред. С.Ф. Найды. — Киев, 1960. — С. 27.
10 А.В. Суворов. Письма. — М., 1987. — С. 42-43, 506.
11 Там же, С. 515.
12 Черноморский флот. С. 11.
13 Цит. По: История города-героя Севастополя. — С. 27.
14 Там же, С. 28-29
15 Черноморский флот. — С. 12; Севастополю 200 лет: 1783-1983 // Сборник документов и материалов. — Киев, 1983. — С. 29.
16 Зверев Б.И. Страницы русской морской летописи. — М., 1960. — С.124.

Источник

Читайте также:  Варкрафт свитки великого моря
Оцените статью