- 300 метров от моря нужно
- Кубанские депутаты приняли законопроект, запрещающий строить высотки у береговой линии
- Водоохранная зона: что можно и что нельзя
- Что такое водоохранная зона (ВОЗ)
- Составляющие части ВОЗ
- Порядок установления ВОЗ
- Ширина водоохранной зоны
- Запреты в границах ВОЗ и ПЗП
- Строительство в водоохранной зоне
- Требования к участку
- Нормы строительства в водоохранной зоне
- Как узнать статус земельного участка
- Как изменить границы водоохранной зоны
- Штрафные санкции
300 метров от моря нужно
Изменения в Водный кодекс, делающие практически невозможным привычный отдых у водоемов, уже действуют. И многим простым россиянам они не по нраву.
Например, согласно новому закону, водоохранной зоной теперь считаются 200 метров вокруг водоема, в границах которых, согласно 15 пункту части 4 статьи 65 Водного Кодекса, запрещается: движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 г. N 377). Ознакомиться с этим можно в Публичной кадастровой картой, согласно которой практически все водоемы Хакасии уже в природорохранной зоне.
Неравнодушные общественники создали множество петиций, некоторые из них набрали уже более 10 тысяч голосов. Одна из петиций расположена на сайте РОИ (Российские общественные инициативы), петиции с которого обязательно рассматриваются руководством страны после набора ими 100 тысяч голосов, и поддержали ее уже почти 3000 человек.
На сегодняшний день пп.4 п.15 ст.65 Водного кодекса РФ фактически делает невозможным более, чем востребованный неорганизованный отдых на берегах водоемов страны путем запрета въезда транспорта в водоохранную зону вне дорог с твердым покрытием. Ширина таких зон для крупных водоемов сегодня составляет 200 метров. Это значит, что к большой реке мы не имеем права подъехать ближе 200 метров. Думаю, что многие считают выше описанные ограничения, в лучшем случае, маразмом. Люди приезжают отдыхать на берега крупных водоемов на машинах, не на один день, с детьми и с большим количеством груза, с лодками и т.д.. И что, им надо бросить машины в поле и тащить все привезенное 200 метров к берегу пешком? Напомню, что это не только продукты для пикника, а и оборудование для лагеря и не самые легкие плавсредства. Чем транспорт может навредить, если проедет к воде ближе? Загрязнением нефтепродуктами? Но ведь исправные современные машины, соответствуют экологическим нормам и не наносят значительного вреда экологии (иначе зачем эти нормы придумывали), особенно автомобили категории «В». Количество автомобилей на берегах водоемов в городах и в глуши — не сопоставимо. Соответственно и наносимый вред. Тогда уж нужно запрещать автомобили с ДВС в принципе и навсегда.
А как же отдых на природе? А забота о здоровье нации? А общение детей с природой на природе, а не в зоопарке?
Где легально можно спустить лодку (катер) на воду? Такие места есть только в черте городов и то их очень мало.
При этом, следующий, шестнадцатый пункт рассматриваемой статьи тут же услужливо подсказывает — в границах водоохранных зон «допускаются проектирование, строительство, реконструкция». Можно закатать всего лишь пару сотен метров тропинки в асфальт и уже можно будет поставить будочку с кассиром… Напрашивается вывод, что задача кодекса не столько в защите водоемов, сколько в защите интересов тех, кому хотелось бы сделать доступ к воде платным без разумной альтернативы.
Согласен, охранять водные ресурсы нужно, но реально. Сколько было выписано штрафов за мытье машин в водоемах? А за езду по мелководью? А за выброс мусора после пикников? Не слышал, чтоб особо много.
Если не выливать бензин и не мыть машину, то даже 30 м уже достаточное расстояние (Пример соседней Белоруссии). Опять же оставить машину в 200 метрах — ее видно не будет. Интересно, хоть половина машин останутся на месте и в целом состоянии?
- Общение с природой останется доступным для большинства населения страны, а не только избранных.
- Улучшиться экологическая обстановка у водоемов. Больше чем сейчас ездить не станут, а ужесточение контроля за реальным загрязнением принесет плоды.
Автор петиции, кроме проблем, с которым столкнется народ при исполнении нового закона, предлагает и варианты решения ситуации:
- Установить водоохранную зону на больших водоемах для автомобилей категории «В» равную 30 метрам, но не больше зоны прямой видимости от отдыхающих. При этом минимальное расстояние транспортного средства от береговой линии не может быть меньше 10 метров.
- Установить водоохранную зону на меньших водоемах равную 12 метрам.
- Реально штрафовать за загрязнение прибрежных зон (езду по мелководью, мытье машин, разлив ГСМ, разбрасывание мусора.)
- Разрешить подъезд к водоемам на расстояние меньшее чем водоохранная зона на время не превышающее 30 минут и только для осуществление спуска плавсредств на воду.
- Ужесточить контроль за исполнением п.2.
Источник
Кубанские депутаты приняли законопроект, запрещающий строить высотки у береговой линии
На Кубани в первом чтении приняли законопроект, запрещающий строить жилые дома выше четырех этажей на расстоянии 300 метров от береговой линии Черного и Азовского морей в Краснодарском крае. По словам авторов документа, он призван развивать на побережье курортную инфраструктуру и предотвратить превращение курортов в спальные районы. Депутаты не исключают, что ко второму чтению документа запретная зона для строительства жилых многоэтажек может вырасти. По мнению экспертов, застройка прибрежной полосы негативным образом сказывается на внешнем облике курортов и не способствует привлечению большего числа отдыхающих. В то же время аналитики считают, что закон может ударить по маржинальности строительных проектов.
Депутаты Законодательного собрания Кубани единогласно приняли в первом чтении Закон «О внесении изменения в статью 27 Градостроительного кодекса Краснодарского края». Документ был внесен в региональный парламент губернатором и предполагает запрет на строительство многоэтажных жилых домов и апартаментов (свыше четырех этажей) на расстоянии 300 метров от береговой линии Черного и Азовского морей. Как рассказала законодателям первый замруководителя краевого департамента архитектуры и градостроительства Александра Устроева, речь идет о запрете застройки жилыми высотками побережья в Анапе, Геленджике, Новороссийске, Сочи, а также в Ейском, Приморско-Ахтарском, Славянском, Темрюкском, Туапсинском и Щербиновском районах. Приоритет в освоении береговой линии указанных муниципалитетов, по словам чиновницы, должен быть отдан санаториям, пансионатам, гостиницам, детским санаторно-оздоровительным лагерям, профилакториям, а также объектам сопутствующей инфраструктуры. «Ограничение жилищной застройки вводится путем отнесения этих строений к условно разрешенным видам объектов капитального строительства. Все изменения должны быть внесены в правила землепользования и застройки конкретных муниципальных образований»,— сообщила госпожа Устроева. Чиновница уточнила, что прописанное в документе расстояние — 300 метров от береговой линии морей — минимальное и каждый муниципалитет вправе увеличивать его по своему усмотрению.
Комментируя законопроект, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заявил, что застройка береговой зоны курортов жилыми высотками не оставляет на побережье территории для развития. По мнению главы региона, если край хочет получить курорты мирового класса, земельные участки у моря должны застраиваться отелями. Однако окупаемость гостиниц и отелей, по словам господина Кондратьева, наступает через длительный срок, в то время как окупаемость проектов жилого строительства на побережье — три — пять лет.
Таким образом, строительный бизнес вытесняет рекреационный, превращая территорию на побережье в спальные районы. «Разрешая строить там жилье, мы не даем прийти на данную землю инвесторам, которые могли бы построить там отели. Сейчас люди со всей страны покупают квартиры на берегу Черного моря, вкладывая таким образом деньги. Но я считаю, что этот закон следовало бы принять значительно раньше, потому что сегодня побережье во многих местах уже превратилось в спальные районы. В срочном порядке нужно подогнать под наш закон правила землепользования и застройки, а также генпланы курортных городов. И закон будет иметь доминирующее значение над муниципальными актами»,— заявил губернатор.
По мнению спикера ЗСК Юрия Бурлачко, массовая многоэтажная застройка на берегу Черного моря, превратившая побережье из места отдыха в место проживания, в перспективе способна уничтожить туристическую отрасль в курортных населенных пунктах. Господин Бурлачко считает, что территорию, на которой нельзя будет строить жилые высотки, возможно, следует увеличить минимум до 500 метров, а также закрепить в законе положение, от какого места эти метры считать. «Важно принять закон, который нельзя будет обойти»,— резюмировал председатель ЗСК. По его словам, документ до принятия законченного вида еще будет обсуждаться на парламентских слушаниях. Пока сроки второго чтения законопроекта не названы.
Данный закон необходим для привлечения большего количества отдыхающих на территории городов Черноморья, считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Предел 300 метров от моря кажется не таким значительным, однако с точки зрения застройщиков курортной полосы эта мера может показаться весьма жесткой. Исходя из ситуации последних лет, когда застройка велась и ведется в некоторых случаях в пределах 50—100 метров от моря, соблюдать черту в 300 метров будет затруднительно»,— говорит эксперт. Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова считает, что принятие закона приведет к снижению стоимости жилья в курортных городах, так как застройщики не смогут реализовывать по-настоящему привлекательные для себя высокомаржинальные проекты. В то же время, по словам эксперта, ограничение на строительство вдоль береговой линии, вероятно, сможет обезопасить водную среду от переполненных канализационных сетей и сброса отходов в море.
Источник
Водоохранная зона: что можно и что нельзя
Водные объекты России — это 2, 5 млн. больших и малых рек, 2 млн. озер, не считая водохранилищ и морей. Согласно ВК РФ по берегам всех водоемов страны устанавливается водоохранная зона (ВОЗ) с особыми правилами поведения внутри неё. Владельцам всех видов транспорта полезно знать эти правила, чтобы досадный штраф не испортил удовольствия от рыбалки или отдыха на природе. Объекты недвижимости на водоемах должны соответствовать строгим нормам Водного кодекса, иначе им будет грозить снос. Земельные участки вблизи водных объектов также должны соответствовать этим нормам, иначе владельцам будет отказано в праве владения.
Что такое водоохранная зона (ВОЗ)
Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.
Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».
Составляющие части ВОЗ
Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.
- Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
- Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
- Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
- Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.
Порядок установления ВОЗ
Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:
- на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
- с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
- направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
- готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
- в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».
Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.
Ширина водоохранной зоны
Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.
Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.
Размер водоохранной
зоны
Река/ручей длиной меньше 10 км
Река/ручей длиной от 10 до 50 км
Река/ручей длиной больше 50 км
50 м
100 м
200 м
Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.
Запреты в границах ВОЗ и ПЗП
На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
- полив огородов и садов сточными водами;
- захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
- хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
- строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.
Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:
- к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
- у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
- а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.
В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.
Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.
Строительство в водоохранной зоне
Строительство дома в водоохранной зоне законом не запрещается, но необходимо соблюдать все требования закона. Ограничения по строительству касаются как земельных участков, так и необходимых сооружений, которые должны иметь постройки.
Требования к участку
Не все участки береговой зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства (ИЖС):
- Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Этот факт должен быть обязательно указан в кадастровом паспорте на участок: земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.
- В пределах ВОЗ есть особая береговая полоса, которая по закону должна быть доступна любому человеку, желающему подойти к водоему. Участок у воды шириной от 5 м (у маленьких речушек) до 20 м (у больших водоемов) не подлежит приватизации и сдаче в аренду, на нем запрещено индивидуальное строительство. Все заборы и ограждения на береговой полосе являются противозаконными.
- Вторая полоса в водоохранной зоне реки – прибрежная защитная полоса шириной от 20 до 200 м. На этой территории ничего строить тоже нельзя, но в аренду участки сдаются, их можно обустроить для комфортного отдыха на берегу реки. Статус таких участков нужно уточнять в муниципалитете: если они входят в 3-й пояс санитарной зоны, потребуется согласование строительства с Роспотребнадзором и территориальным агентством по рыболовству.
- За пределами прибрежной защитной полосы земли продаются в частную собственность, на них можно строить дома, соблюдая при этом нормы Водного кодекса (читаем далее).
Нормы строительства в водоохранной зоне
Строить в водоохранной зоне разрешено лишь владельцам или арендаторам земельных участков на этой территории. Собственникам необходимо получить разрешение на строительство в водоохранной зоне от местной администрации. К основным санитарным и противопожарным нормам строительства прибавляются ограничения водного кодекса РФ. Принципиальные пункты в проекте дома в водоохранной зоне — источник водоснабжения и тип канализации.
Строящийся объект должен иметь сертифицированные сооружения для защиты вод близлежащего водного объекта. К разрешенным вариантам относятся:
- подключение к центральной канализации и ливневым системам;
- создание водонепроницаемых резервуаров для стока жидких органических отходов;
- устройство собственных очистных сооружений;
- приспособления для сбора мусора и отходов, сделанные из водонепроницаемых материалов.
Подъездные пути, стоянки автотранспорта в прибрежной зоне должны иметь твердое покрытие – асфальт, бетон, гравий.
Строительство в водоохранной зоне без разрешения местной администрации и согласования с природоохранительными организациями – это риск получить штрафные санкции, остаться без дома, потерять право на землю и даже подвергнуться уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.
Как узнать статус земельного участка
Приобретая земельный участок для ИЖС в водоохранной зоне, важно знать, что его использование ограничено. Еще раз повторим основные ограничения:
- на береговой полосе запрещено ставить ограждения;
- земельный участок не должен находиться в пределах санитарной защитной полосы;
- в прибрежной защитной полосе нельзя строить объекты недвижимости;
- строения в пределах ВОЗ должны иметь соответствующие нормам очистные сооружения, подъезд и стоянки с твердым покрытием.
Кадастровый паспорт участка должен содержать сведения о его статусе. Если их нет, можно заказать выписку из ЕГРН, где зафиксированы объекты ВОЗ и перечислены ограничения.
С помощью публичной кадастровой карты можно выяснить ограничения по своему участку самостоятельно.
ВНИМАНИЕ: Росреестр обновил сайт Публичной кадастровой карты в марте 2020, теперь ссылка выглядит так: https://pkk.rosreestr.ru. Интерфейс изменился, некоторые функции пока работают неустойчиво.
Вот краткая инструкция:
- Ввести номер участка в поле «Найти объекты», например этот: 36:16:1601030:23.
- Получив начальную информацию об участке, в меню карты выбираем «Слои» и отмечаем: «Зоны с особыми условиями использования территории» (ЗОУИТ), «Космические снимки». Водоохранные зоны будут выделены светло-зеленым цветом (наш участок оказался полностью в водоохранной зоне).
Более подробная информация о публичной кадастровой карте представлена в другой нашей статье.
Обратите внимание: если водоем небольшой, существует определенная вероятность, что его прибрежная зона не внесена в Государственный реестр. Для полной безопасности параметры участка следует уточнять в местных органах власти, на сайте водных ресурсов своего региона (БВУ).
Не зная статуса земельного участка, вблизи воды опасно не только строить вслепую, но и владеть уже готовой недвижимостью. Рано или поздно нарушение водного законодательства будет обнаружено и санкции найдут виновников.
Как изменить границы водоохранной зоны
Может случиться так, что из-за неточных координат характерных точек границы водоохранной зоны на карте не соответствуют положению на местности. Фактически участок лежит дальше опасных пределов, а по карте он подлежит ограничениям. В таком случае требуется корректировка водоохранной зоны с помощью кадастровых инженеров. Они действую по установленному алгоритму:
- уточняют координаты характерных точек береговой линии на местности;
- корректируют ширину ВОЗ в ходе камеральных расчётов;
- описывают словами и графически изображают новое положение 200-метровой защитной зоны водоема;
- согласуют материалы с территориальным БВУ;
- передают органам Росводресурсов электронную версию изменений ВОЗ для внесения в государственные реестры.
Возможно лишь уточнение границ водоохранной зоны, но не изменение их в интересах владельцев земельных участков.
Штрафные санкции
Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:
- проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
- распашка земель вблизи водных объектов;
- грунтовые отвалы;
- выпас/водопой/купание скота и т. д.
В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.
Источник