- Открытый урок по теме: «Моря, озера и реки России» в 4 классе план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Моря, озера и реки России план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Моря, озера и реки России» в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный материал может быть полезен коллегам, работающим по программе «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okr._miru.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме:
«Моря, озера и реки России» в 4 классе
Дата: 06.10.2016 г.
Предмет : «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
Тема : Моря, озера и реки России.
Цель : Способствовать формированию умения работать по карте.
1. Находить на физической карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте;
3. Обозначать (отмечать) географические объекты на контурной карте.
Личностные результаты : готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; навыки адаптации к миру, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнениям одноклассников, гибкость в суждениях в процессах диалогов со сверстниками и взрослыми; понимание и сопереживание чувствам других людей;
Метапредметные результаты: понимать, принимать и формулировать учебную задачу; сохранять УЗ в течение всего урока; планировать свои высказывания и свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения УЗ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; понимать различные позиции других людей, отличных от собственных, признавать свои ошибки, озвучивать их; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты: находить на карте мира РФ, на карте России — Москву, свой регион, его главный город; показывать на карте границы России, местоположение географических объектов.
Оборудование для учителя : политическая карта мира, физическая карта России, карта полушарий, презентация.
Оборудование для ученика: учебник, РТ, 3 цв. карандаша (к,ж,с.).
Здравствуйте, дети, лучшие на свете! Сегодня к нам на урок пришли гости-учителя. Давайте поприветствуем их.
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели, сладко-сладко потянулись, и друг другу улыбнулись))) Начинаем наш урок!
- Актуализация опорных знаний.
Даны слова: Россия. Рельеф (форма земной поверхности). Что вы можете сказать?
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.
Россия – страна огромных равнин и величественных гор. Крупнейшие равнины России – Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны – Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.
— Назови и покажи на карте равнины России. (Работа в паре). (Соблюдать правила показа географических объектов: площади обводить по контуру; транспортные пути по линиям движения; реки – по направлению течения; горы – по направлению хребтов; города – по условному знаку)
— Какая из известных тебе равнин России относится к холмистым равнинам, а какая – к плоским?
— Какие горы нашей страны знаешь? Покажи их на карте. (Работа в паре)
— Молодцы! Сделаем вывод!
— Вывод: Россия богата земельными ресурсами (много равнин и гор).
3. Постановка проблемной ситуации.
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил — что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения). Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.
Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)
— А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да, по карте видно, что много морей, озер, рек).
— Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из них вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, Хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.
— А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.
— Что мы не умеем, ребята?
Задача нашего урока какая:
1. Находить и показывать на карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)
3. Отмечать географические объекты на контурной карте.
- Какие моря омывают берега России?
- Какие озера самые крупные?
- Какие реки самые крупные?
Откройте в учебнике на с.58-59 физическую карту России.
Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, В-Сибирское, Чукотское), Тихого океана. (Моря надо обводить указкой вокруг).
Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря.
С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Черное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. ( Море-часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями)
Что вы можете рассказать по карте о морях России? (или Работа с учебником) (Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.)
(Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)
(Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.)
Правила работы с к/к.
1. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
2. Названия морей, озер и рек пишите четко, печатным шрифтом.
3. Объекты рельефа наносятся черным цветом, водные объекты – синим.
4. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 моря России. (12 морей).
Источник
Моря, озера и реки России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по курсу «Окружающий мир» по программе «Школа России». Тема урока: «Моря, озера и реки России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morya_ozera_i_reki_rossii.zip | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс
Тема: Моря, реки и озёра России
Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
Развивать познавательную активность, память и связную речь детей.
Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Оборудование : компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, физическая карта России.
Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
Работа с картой на доске и в учебнике на с.64-65 : на физической карте России ученики показывают географические объекты ( учитель прикрепляет карточки ): Среднесибирское плоскогорье (1), Восточно-Европейская равнина (2), Западно-Сибирская равнина (3), самые высокие горы России (Кавказские горы), Каменный пояс земли (Уральские горы), горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай), вулканы Камчатки (4)
— Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины.
- Объяснение нового материала.
— Ребята, как вы думаете, что называют водными просторами? (Подготовленный ученик читает стихотворение»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница — карта.
— Как называются самые большие водоемы? Назовите океаны.
— А какой океан самый глубокий? Тихий океан.
— Наш кораблик начинает путешествие на востоке с морей Тихого океана.
Начнем по порядку. ( Надпись на доске МОРЯ ) . Первое море Охотское ( показ по карте, прикрепление надписи ). Другое море Берингово ( показ по карте, прикрепление надписи, СЛАЙД ).
— Моря этого океана довольно холодные. Здесь часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы, часто бывают шторма. Закройте глаза ( учитель перемещает кораблик в Северный Ледовитый океан ).
— Наш кораблик перемещается в моря Северного Ледовитого океана. Начнем с востока.
Первое Чукотское ( дети называют моря, учитель прикрепляет надписи ), Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. Смотрим СЛАЙДЫ .
— Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами и замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами). Закройте глаза ( учитель перемещает кораблик в Атлантический океан ).
— Наш кораблик попадает на Запад нашей страны. Здесь расположены моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море ( учитель прикрепляет надписи ).
— О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. И еще здесь добывают янтарь. СЛАЙДЫ .
— А Черное море теплое, это место отдыха и развлечений. Здесь расположены курорты, здравницы. Черное море прекрасно в любую погоду. Некоторые из вас возможно уже побывали там. СЛАЙДЫ
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
— 2 часть нашего урока посвящается озерам России. ( Надпись на доске ОЗЕРА ). На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо? Байкал. (У читель прикрепляет надпись ). Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро СЛАЙД .
— Более подробно об озерах России нам расскажет Игорь.
Сообщение: ( учитель перемещает кораблик на озера ). Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка» СЛАЙД . В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны оно было дорогой жизни. Недалеко от них есть Чудское озеро СЛАЙД. На этом озере произошло важное историческое событие – сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище СЛАЙД . А самое большое озеро в мире – это Каспийское море. Из-за огромных размеров это озеро называют морем. Это самое огромное озеро в мире. СЛАЙД.
— Продолжаем наше путешествие
Загадка . «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
( Надпись на доске РЕКИ ).
— Чтобы познакомиться с крупными реками на территории России, вы поработаете самостоятельно.
— Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. Названия рек ищите на карте в учебнике с. 64-65. ( Самостоятельная работа по карте в парах .) СЛАЙД (Приложение)
1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья.
2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины. У читель прикрепляет надписи
3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.
После выполнения задания записи озвучиваются. СЛАЙДЫ ПО ВРЕМЕНИ
— Выполнить в рабочей тетради задание № 2 с комментированием на стр. 34.
(По времени дополнительно №3)
Викторина. ( Ответы детей сопровождаются показом по карте )
- Назовите моря Тихого океана.
- Назовите моря Северного Ледовитого океана.
- Назовите моря Атлантического океана.
- Какие самые крупные озера страны запомнили?
- Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
- Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
- Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
- Вода какого озера самая чистая?
— Наш кораблик приплыл в гавань, которая находится на реке Увелька возле города Южноуральска.
— Что нового узнали сегодня на уроке?
- Оценивание.
- Домашнее задание: РТ №4,5,6 с.35
Карточки для учащихся.
I ряд: ____________ — это самая крупная река Восточно-Европейской
равнины. На Севере есть реки Северная __________ и __________ .
На юге Д_____ и У_______ , а в центре К_________ и О________ .
II ряд: Крупными реками Западно Сибирской равнины являются ________
и ______________. Обе реки впадают в К____________ море.
Река _______ имеет много притоков, одним из них является И______
Река Е_________ берет свое начало в Саянах.
III ряд: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья Л_______ и А______
Еще приток Енисея- А_________. Реки Л_______, И____________
и К_____________ несут свои воды в С___________________ океан,
а А_________ в Охотское море.
I I I вариант : На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.
I I вариант : На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.
I вариант : На территории Среднесибирского плоскогорья протекают крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.
I I I вариант : На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.
I I вариант : На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.
I вариант : На территории Среднесибирского плоскогорья протекают 4 крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме «Моря, реки и озёра России». Программа «Школа России» 4 класс.
Работа ученицы 4 класса Анжелики Тигранян посвещена водоемам России.
Технологическая карта урока по ФГОСу.
Презентация Москва река.
Конспект урока окружающего мира «Моря, озера и реки России» + презентация к уроку.
Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России».
Источник