70% ложе океана занимают: а) котловины; б) желоба; в) срединно-океанические хребты.
5 419 км усе решил давай удачи
Водные ресурсы. Общие запасы воды на Земле составляют 1386 млн км3, но 96,5% водных ресурсов планеты приходится на соленые воды Мирового океана и 1% — на соленые подземные воды. На пресные воды приходится всего 2,5% общего объема гидросферы, а если исключить из расчета полярные льды, которые еще практически не используются, то в распоряжении человечества остается лишь 0,3% общего количества воды на земле. Мировое водопотребление выросло с 1100 км3 в 1950 г. до 3300 в 1980 и 4100 км3 в 1990 г. В последние годы в результате мер по ресурсосбережению рост потребления воды в мире замедлился, и общий водозабор в 2000 г. должен составить 4780 км3. Только в США ежегодно используется около 550 км3 пресной воды, а в России — примерно 100 км3.
Главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют 47 тыс. км3, а реально использовать можно менее половины этого количества. Таким образом, объем мирового потребления воды приблизился к 1/4 водных ресурсов планеты, которые могут быть использованы. В США водопотребление достигает почти 30% среднегодового поверхностного стока рек (при том, что 20% потребностей в воде покрывается за счет подземных вод), а в России — примерно 2,5% речного стока.
Главным потребителем воды в мире является сельское хозяйство (69%), затем идут промышленность (21%), коммунальное хозяйство (6%) и водохранилища. В России структура водопотребления заметно отличается от среднемировой: на первом месте находится промышленность (55%), на втором — сельское хозяйство, включая орошение (20%), на третьем — коммунальное хозяйство (19% от общего потребления).
В мировом сельском хозяйстве сохраняется тенденция к увеличению спроса на воду. Считается, что именно недостаток воды, а не обрабатываемых земель, является причиной нехватки продуктов питания во многих развивающихся странах. Так, в засушливых регионах живут более 1 млрд людей.
Уровень использования водных ресурсов для нужд промышленности, сельского хозяйства и быта составляет, % от общего объема водных ресурсов: в Египте — 97,1; Израиле — 84,4; Украине — 40; Италии — 33,7; Германии — 27,1; Польше — 21,9; США— 18,9; Турции — 17,3; России — 2,7.
Лесные ресурсы.Мировые лесные ресурсы характеризуются, прежде всего, показателями лесистости, лесной площади и запаса древесины на корню.
Показатель лесной площади отражает размер территории, покрытой лесами, в том числе на душу населения. Лесистость показывает отношение площади лесов к общей территории страны. Запасы древесины на корню обычно определяются умножением среднего количества древесины (в кубических метрах) с 1 м2 на площадь, занятую лесами.
Покрытые лесом площади во всем мире достигают 40,1 млн км2 (в том числе на леса, наиболее пригодные для эксплуатации, приходится 25—28 млн км2), России — 8,1, Бразилии — 3,2, Канаде — 2,6, США — 2,0 млн км2. Но за последние 200 лет площадь лесов на земле сократилась примерно вдвое. Площадь лесных массивов с 1960 г. по 1990 г. уменьшилась на 13%, причем больше всего пострадали тропические леса Азии. Относительно нетронутыми, остались пока леса азиатской части России, Канады, бассейнов рек Амазонки и Конго. Общие запасы древесины на корню во всех лесах мира составляют 340—370 млрд м3. Россия занимает первое место в мире по запасам древесины (23% мировых запасов).
Ежегодный текущий прирост древесины, который определяет возможности эксплуатации лесов без подрыва их воспроизводства, составляет, по разным оценкам, от 3,6 до 5,5 млрд м3, однако в доступных освоенных лесах он ранен всего 1,8 млрд м3. В середине 90-х гг. объем заготовок леса составлял 3,4 млрд м3 в год (в I960 г. — 1,9 млрд м3). Таким образом, объем заготовок приблизился к годовому приросту древесины. Развитие лесозаготовок зависит не только от имеющихся запасов древесины, но и от качества ведения лесного хозяйства.
Несмотря на кажущиеся огромными запасы древесины в России, Северной Америке, Северной Европе и Южной Америке, возможности экстенсивной эксплуатации лесных ресурсов в настоящее время близки к исчерпанию. Поэтому обеспечить как потребности экономики, так и требования по охране природы можно лишь путем перехода к ресурсосберегающим технологиям в лесном комплексе мирового хозяйства.
Источник
Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока
Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
- материковая отмель (шельф),
- материковый склон,
- ложе океана,
- срединно-океанический хребет,
- глубоководная впадина (желоб),
- котловина.
- Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
- Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема «Рельеф дна Мирового океана», тесты, учебник, атласы, контурные карты, фильмы об океане.
Ход урока
І. Организационный этап урока
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.
ІІ. Актуализация знаний учащихся
ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ
Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
«Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами. »
ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ
Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.
ІІІ. Изучение нового материала
Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения. Видеофильм (прилагается). Начинаем погружение, по ходу заполняем судовой дневник (прилагается).
Дети. Делают свой выбор и обосновывают его. Начинают заполнять судовой дневник.
Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение.
На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана. Рисунок 1.
и опорная схема, «Рельеф дна Мирового океана», которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.
ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)
Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.
Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой).
Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км, ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане – Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /.
Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.
ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)
Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.
Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)
Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.
Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).
ІV. Закрепление нового материала
ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (или работа с презентацией).
- 70% ложе океана занимают:
а) котловины;
б) желоба;
в) срединно-океанические хребты. - Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба. - Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
а) ложе океана;
б) материковый склон;
в) шельф. - Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины. - Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб. - Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана;
б) в желобах;
в) на материковой отмели. - По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
в) желоб.
Источник