- «Хождение за три моря»: первый русский приключенческий роман
- Немного об авторе
- Открытие рукописи Никитина
- Исторические и географические сведения в книге Никитина
- Историческое значение «Хождения за три моря»
- Афанасий Никитин
- Краткая биография
- «Хождение за три моря»
- Сообщение доклад Афанасий Никитин
- Сообщение про Афанасия Никитина
- Картинка к сообщению Афанасий Никитин
- Популярные сегодня темы
«Хождение за три моря»: первый русский приключенческий роман
Русская средневековая литература довольно богата, и науке сегодня известны десятки и даже сотни произведений разных жанров. Особую группу составляют «хождения», то есть описания путешествий. Но у них есть еще одна общая особенность: в представлении средневековых авторов описания было достойно только паломничество, путешествие с благочестивой религиозной целью. И только тверской купец Афанасий Никитин считал иначе, оставив описание просто долгой поездки, без высоких материй.
Немного об авторе
Об Афанасии Никитине сохранилось мало сведений. Считается, что родился он в начале 1440-х годов и был сыном крестьянина, уроженцем Тверского княжества. «Никитин» – не фамилия, а «прозвание по отцу» (которого звали Никитой), ибо фамилий и отчеств в современном понимании незнатные люди тогда не имели.
Афанасий как-то сумел из крестьян выбиться в купцы, но чем он торговал – неизвестно. Он был грамотным человеком, ибо сам упоминал о наличии в багаже сундучка с книгами (большая редкость и ценность для того времени), знал персидский, татарский и арабский языки (на разговорном уровне; записи на этих языках он делал, но кириллическими буквами). Его путешествие сейчас датируют 1468-1474 годами (ранее назывались даты 1466-1472 гг.); Никитин умер, не доехав до родных мест. Это произошло примерно в 1475 году.
Записи он, вероятно, делал «по ходу дела», как дневники. Поскольку путешествовал он не в одиночку, а с разными караванами, попутчики доставили его «тетради» в Москву.
Текст записей оставляет много вопросов относительно личности автора. Так, лишь единожды упоминается совершенная Никитиным торговая операция, и та убыточная – продажа лошади. По его же словам, взятый им с собой «товар» в самом начале поездки отобрали грабители-кочевники. Соответственно, неясно, за какие средства Никитин 6 лет разъезжал по отдаленным землям. А он не только делал это, но и пользовался покровительством многих влиятельных людей.
На этом основании возникла версия, что Никитин был не купцом, а шпионом, и тогда его книга – нечто вроде отчетных записей. Однако этой теории не хватает объяснения, кто и с какой целью снарядил разведчика в столь отдаленные от Руси земли, как Индия и Персия.
Текст «Хождения» позволяет предположить, что его автор был очень свободомыслящим для своего времени человеком, едва ли не революционером. Так, Никитин все время добром вспоминает родину, но заявляет, что «эмиры русской земли несправедливы». Он признается в том, что неоднократно получал предложения сменить веру и в совершении обрядов других религий. Некоторые исследователи полагают, что он перешел-таки в другую веру, но благоразумно умолчал об этом в записях – на Руси «вероотступников» тоже отправляли на костер.
Открытие рукописи Никитина
Известно, что после смерти автора рукопись Никитина попала в Москву и оказалась в руках у некоего Василия Мамырева. В 1489 году она была скопирована в летопись, и затем несколько раз переписывалась при обновлении летописных сводов.
В научный оборот и новую литературу «Хождение» ввел Н.М. Карамзин, обнаруживший его в Троицкой летописи (рубеж XV-XVI веков). В 1818 году он привел отрывки из «Хождения» в примечаниях к тому своей «Истории». Первое полное издание «Хождения» увидело свет в 1821 году.
Исторические и географические сведения в книге Никитина
«Хождение» представляет собой описание приключений автора во время долгой поездки по отдаленным странам, а также хозяйства, быта, традиций, верований, привычек и культуры населения этих земель. Особенного внимания путешественника удостоилась Индия.
Никитин без осуждения относится к «бусурманским» верованиям и традициям, и потому достаточно объективен. География его поездки весьма обширна: Прикаспий, Кавказ, Персия, Индия, Крым. Он приводит много географических названий, указывает направление движения. Он посетил несколько десятков городов, причем некоторые – не один раз.
Соответственно, «Хождение» является ценным источником по истории средневековой Азии, а конкретно ее центральных и южных земель, а также крымских генуэзских колоний. Книга дает также много информации об образе мышления и системе ценностей продвинутого русского человека XV века. Никитин предстает в своих записях интересной личностью: он образован, энергичен, любознателен, образован, свободен от шовинизма и религиозного фанатизма.
Книга интересна и с лингвистической точки зрения. Так, некоторые ее фрагменты записаны Никитиным на смеси нескольких языков (русского, арабского, персидского, тюркского), но кириллицей. В тексте также обнаружены почти точные цитаты из Корана.
Историческое значение «Хождения за три моря»
Как обстоятельства создания произведения, так и оно само, имеют большое историческое и культурное значение. Афанасий Никитин оказался пионером сразу в нескольких культурных областях.
- Никитин первым из европейцев побывал в ряде городов Индии и Центральной Азии и оставил их описания.
- Путешественником был разведан маршрут, которым можно было (хоть и с огромным трудом) добираться из русских земель в Индию.
- Рассказ Никитина дает представление о системе ценностей образованного русского человека XV века и о перспективах русско-индийской и русско-персидской торговли на то время.
- Никитин стал пионером жанра – чисто светских путевых заметок, без религиозной подоплеки.
Однако чисто практическое значение добытых Никитиным сведений оказалось невелико. Открытый им маршрут в Индию требовал слишком много времени и затрат и был сопряжен с большим риском. Сам путешественник все время отмечал неблагоприятные обстоятельства для торговли.
По этой причине тверской купец не стал одним из ярчайших представителей эпохи великих географических открытий, а роль «первооткрывателя» Индии досталась Васко да Гаме. Он совершил свое путешествие на 25 лет позже, но морской путь был быстрее, проще и безопаснее. Поэтому торговые связи с Индией первыми установили западноевропейские морские державы (они же затем и превратили ее в колонию), а Русь не имела практической возможности воспользоваться открытиями своего первопроходца.
Источник
Афанасий Никитин
Краткая биография
Российский купец и путешественник Афанасий Никитин в XV в. жил в Твери. О нем известно только то, что он сам рассказал в своих знаменитых дневниках, которые вел во время путешествия в Азию: «Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море – Дербентское, дарья ( перс . – море) Хвалисская, второе море – Индийское, дарья Гундустанская, третье море – Черное, дарья Стамбульская». Сейчас эти моря называются соответственно Каспийское, Аравийское и Черное.
Читая рассказ Афанасия, становится понятно, что он был тверским купцом среднего достатка, торговал, видимо, в основном в приволжских городах и на Кавказе. А в Индию попал волею случая, «от многия беды» после того, как его корабль разграбили татары.
Путешествовал Никитин с 1468 по 1475 г. Его путевой дневник носит неофициальный характер, он написан живым языком человека, попавшего на чужбину, и сильно отличается от церковной и светской литературы того времени. В нем без труда угадываются черты характера автора. Афанасий Никитин был бесстрашным, искренним и непосредственным человеком, глубоко верил в Бога, тосковал по родине и молился о том, чтобы живым и невредимым вернуться на Русь. Умер он в 1475 г., на обратном пути, недалеко от Смоленска.
«Хождение за три моря»
В 1468 г. Афанасий Никитин отправился из Твери вниз по Волге с караваном торговых судов. Его путь лежал в Ширванское княжество в Закавказье. Чтобы безопасно пройти по Волге, Афанасий рассчитывал присоединиться к судам московского посла в Ширване Василия Панина, но разминулся с ним. В устье Волги на русских купцов напали татары: одних убили, других взяли в плен, а корабли разграбили. Добравшись до Дербента, Афанасий просил Панина и бил челом ширваншаху о заступничестве за пленных, чтобы купцам вернули товары, в крайнем случае помогли деньгами на обратную дорогу.
Через некоторое время людей отпустили, но в другой помощи отказали. Разбойники считали: «то, что пришло с моря, – собственность владельца побережья». Теперь возвращение на Русь означало для Никитина долговую яму, и он принял решение следовать дальше на восток: «И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят. А иные остались в Шемахе, иные же пошли в Баку работать». Проведя в Иране более двух лет, Никитин двинулся дальше на юг, ему стало известно, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары.
«Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича. Поплыл я вниз Волгою». Из книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»
Переезжая из одного города в другой, Афанасий, наконец, добирался до Ормуза: «А Ормуз – на острове, и море наступает на него всякий день по два раза… велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет». Во время путешествия Афанасий ведет дневник – записывает впечатления о природе, городах и жителях тех мест, в которых бывает.
Вскоре на таве (индийском судне без верхней палубы) Никитин направляется «за море Индийское», в Индии он планирует продать жеребца, но неожиданно хан-мусульманин отбирает его и обещает вернуть жеребца и дать Афанасию в придачу тысячу золотых, если он перейдет в мусульманскую веру. Афанасий в отчаянии, но на его счастье нашелся добрый человек, который заступился за православного христианина, и Никитину жеребца возвратили.
Афанасий – купец, во всех городах, где он бывает, он внимательно изучает рынки и приходит к выводу, что «для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска… на торгу продают коней, камку (ткань), шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет».
Никитин путешествует по индийским городам. Его поражает это страна, обычаи ее жителей, и он живо рассказывает о них в своих записках: «простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку…
В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы – на них ездят и товар и иное возят, все делают». От наблюдательного русского путешественника не ускользают детали жизни индийцев: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «А индийский великий князь могуществен и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит – удивительное место, для всего пригодное. Та сторона непроходима – путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая».
Афанасий постоянно ощущает себя иностранцем на чужбине, убежденный православный христианин, он общается с представителями разных вероисповеданий: мусульманами и индуистами, но остается верен своей религии, старается определить по звездам время православных праздников и постов. На «пятую Пасху» Афанасий решает, что пора возвращаться на Русь. В записках он пишет: «Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской». Он тоскует по родине, и, проведя столько лет на чужбине, познакомившись с разными народами и государствами, приходит к выводу:
«А Русь … на этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!»
В январе 1473 г. Никитин отплыл из Дабула на судне, которое после почти трехмесячного плавания, делая остановки в Эфиопии и на Аравийском полуострове, прибыло в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 г. достиг Трабзона. В Феодосии Афанасий зимовал, возможно, в это время он редактировал свои путевые записи, а весной двинулся на север. К несчастью, не доехав до Смоленска, Афанасий заболел и умер. Его дневник «Хождение за три моря» привезли в Москву купцы.
В XVI–XVII вв. эти путевые записки русского путешественника неоднократно переписывали, всего известно шесть списков. Один из них в начале XIX в. обнаружил Н. М. Карамзин и высоко оценил его. Афанасий Никитин стал первым европейцем, просто и правдиво описавшим средневековую Индию. Его «Хождение за три моря» содержит ценные географические, исторические и этнографические сведения о природе, хозяйстве, населении и обычаях Индии и других азиатских стран. Это – один из ярких образцов жанра путевых очерков и, бесспорно, один из наиболее замечательных памятников русской литературы XV века.
Источник
Сообщение доклад Афанасий Никитин
Афанасий Никитин — это одна из известнейших личностей в истории России, автор знаменитых путевых заметок «Хождение за три моря», вошедших в «Историю государства Российского» Н. Карамзина. Мореплаватель и торговец, он был первым европейцем, побывавшим в Индии, причем совершил он своё путешествие в эту восточную страну за четверть века до другого известного мореплавателя, португальца Васко да Гама.
Биография до «Хождения».
Рассмотрим же биографию нашего знаменитого соотечественника. О ранних годах путешественника известно невероятно мало, вплоть до отсутствия точной даты его появления на свет. Родился Афанасий в Твери, семье никому не известного крестьянина по имени Никита. Не избрав для себя путь своего отца, Афанасий стал купцом и по роду выбранного ремесла побывал во многих странах. Торговля шла вполне успешно, и Афанасий получил от Великого князя Тверского грамоту, по которой он мог наладить обширную торговлю в районе современной Астрахани. Тщательно продумав маршрут, весной 1468 года, Афанасий выдвинулся водным путем к Нижнему Новгороду. Прибыв туда, купец должен был присоединиться к русскому посольству, но не успел, поэтому был вынужден продолжить путь вместе с послом Ширванского государства. Однако беда настигла экспедицию неподалеку от Астрахани — разбойники разграбили караван, а одно из суден вовсе потопили. Во время дальнейшего пути, они потеряли еще несколько судов, разбившихся во время шторма.
«Хождение за три моря» или самое известное путешествие Афанасия Никитина.
Из-за сложившихся обстоятельств Афанасию и его команде пришлось отправиться в Дербент, чтобы придумать, что делать дальше, ведь на родине их ждали долговые обязательства за потерянный товар. Именно тогда к нему на ум пришла мысль отправиться в торговую экспедицию, которую он и опишет в знаменитом «Хождении…»
Из Дербента экспедиция отправляется в Персию, а уже оттуда на пересечение множества торговых маршрутов Малой Азии, Египта, Индии и кидая — порт Ормуз. Надеясь продать жеребца редкой и дорогой породы, Афанасий отправляется в неисследованные ранее, но отмеченные на карте земли Индии. И хоть намеченную цель не удалось исполнить (конь был продан с убытком, а найти товары, которые он мог бы выгодно продать в России, он не смог ), купец ознакомился с культурой и бытом индусов, с их религией и верованиями. Затем Афанасий посещает восточное побережье Африки, оттуда через Иран он выдвинулся в Турцию, где из-за военного положения его арестовывают как иранского шпиона. Лишь в 1474 ему удаётся добраться до Феодосии (Кафы), откуда он, перезимовав, решает возвращаться в родную Тверь. Однако пути его было суждено оборваться в Смоленске, где он скончался при невыясненных обстоятельствах.
Сообщение про Афанасия Никитина
Многие русские путешественники, сделавшие великие открытия, которые были описаны в их путевых записках, вызвали уважение у нашего народа. Одним из них стал Афанасий Никитин, впервые рассказавший об Индии.
Узнав о возвращении посла Ширванского ханства на родину, он присоединился к каравану и отправился в Ширван заниматься торговлей. Снарядив два корабля, Никитин поплыл в Нижний Новгород. Там он встретил посла и тронулся в путь. В дороге с ними произошло много разных приключений. Один раз путешественники подверглись нападению татар, а в другой раз во время бури их корабль был выброшен на берег и находившиеся там люди попали в плен. Однако, путешественнику удалось на судне посла прибыть в Ширван. Пробыв там год и освободив приятелей из заточения, Никитин отправился путешествовать дальше. Выслушав истории об удивительных странах, ему захотелось побывать там самому.
Приобретя некоторую сумму денег, Никитин по древнему караванному пути прибыл в Ормуз, который был расположен на берегу Персидского залива. Здесь он удивлялся всему, что увидел. Это жаркие дни с теплым ветром, верблюды, навьюченные тюками с вещами и емкостями с водой. Также он увидел, как много завозили породистых лошадей. Одну из них и приобрел Никитин и поплыл в Индию, где странствовал почти 3 года. Все свои наблюдения он записывал в дневник. Его поражала роскошь господ и нищета бедняков.
Местные жители тоже с любопытством разглядывали чужестранца. Наблюдая за всем, что он видел, Никитин подмечал некоторые интересные моменты: иное расположение звезд на небе, обычаи и культуру индейцев. И все-таки им овладевала тоска по родным местам, и в 1472году он поплыл домой. Он пересек три моря и добрался до Кафы, где произошла встреча с русскими купцами. С ними- то он и двинулся в Тверь, но, не дойдя до Смоленска, тяжело заболел и скончался. Купцы привезли его записи в Москву и отдали дьяку великого князя Василию Мамыреву. Поняв всю важность его наблюдений, он распорядился поместить записи в летопись. Труд Никитина издавался на многих языках мира, и представляет собой уникальный памятник русской литературы.
2, 5, 7 класс. География
Картинка к сообщению Афанасий Никитин
Популярные сегодня темы
Человеческая жизнь полна разнообразных опасностей. Одни жители живут у моря или океана, что грозит смерчами или торнадо. Другие в районах, подверженных землетрясению.
Ленинград. Название этого города застыло на устах жителей всего Советского союза 8 сентября 1941 года. Началась блокада – страшное время, которое унесло жизни миллионов детей и взрослых, в чи
Леонардо да Винчи Творчество да Винчи считается воплощением гуманистических идеалов эпохи Возрождения. Он был мастером в различных видах искусства, но наибольшую известность получил именно
Создание автомобиля, без преувеличения является одним из самых знакомых витков в развитии техники и конструкторской мысли. Стоит отметить, что предшествовал машине паромобиль Ж. Кюньо
Крапива — растение многолетние, оно имеет зубчатые листья, а их поверхность покрыта жалящими ворсинками. На территории России встречается жгучая и двудомная крапива.
Пионербол — спортивная игра, в которую играют несколько групп детей с мячом через сетку. Данная игра отлично подходит как для малышей, так и для детей постарше. В эту игру можно играть на ули
Источник