Меню

Алые паруса море корабль плывет

Алые паруса море корабль плывет

Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига[1], на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был наконец покинуть эту службу.

Это произошло так. В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. Вместо нее у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка.

– Три месяца я ходила за нею, старик, – сказала она, – посмотри на свою дочь.

Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. Ус был мокрый, как от дождя.

– Когда умерла Мери? – спросил он.

Женщина рассказала печальную историю, перебивая рассказ умильным гульканием девочке и уверениями, что Мери в раю. Когда Лонгрен узнал подробности, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что огонь простой лампы – будь теперь они все вместе, втроем – был бы для ушедшей в неведомую страну женщины незаменимой отрадой.

Месяца три назад хозяйственные дела молодой матери были совсем плохи. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной; наконец потеря небольшой, но необходимой для жизни суммы заставила Мери попросить в долг денег у Меннерса. Меннерс держал трактир, лавку и считался состоятельным человеком.

Мери пошла к нему в шесть часов вечера. Около семи рассказчица встретила ее на дороге к Лиссу. Заплаканная и расстроенная, Мери сказала, что идет в город заложить обручальное кольцо. Она прибавила, что Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви. Мери ничего не добилась.

«У нас в доме нет даже крошки съестного, – сказала она соседке. – Я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа».

В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговаривала молодую женщину не ходить в Лисс к ночи. «Ты промокнешь, Мери, накрапывает дождь, а ветер, того и гляди, принесет ливень».

Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. «Довольно мне колоть вам глаза, – сказала она, – и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. Заложу колечко, и кончено». Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду; непогода и вечерняя изморось сразила ее двухсторонним воспалением легких, как сказал городской врач, вызванный добросердной рассказчицей. Через неделю на двуспальной кровати Лонгрена осталось пустое место, а соседка переселилась в его дом нянчить и кормить девочку. Ей, одинокой вдове, это было не трудно.

– К тому же, – прибавила она, – без такого несмышленыша скучно.

Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.

Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. Этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии. Малообщительный по натуре, он после смерти жены стал еще замкнутее и нелюдимее. По праздникам его иногда видели в трактире, но он никогда не присаживался, а торопливо выпивал за стойкой стакан водки и уходил, коротко бросая по сторонам: «да», «нет», «здравствуйте», «прощай», «помаленьку» – на все обращения и кивки соседей. Гостей он не выносил, тихо спроваживая их не силой, но такими намеками и вымышленными обстоятельствами, что посетителю не оставалось ничего иного, как выдумать причину, не позволяющую сидеть дольше.

Сам он тоже не посещал никого; таким образом меж ним и земляками легло холодное отчуждение, и будь работа Лонгрена – игрушки – менее независима от дел деревни, ему пришлось бы ощутительнее испытать на себе последствия таких отношений. Товары и съестные припасы он закупал в городе – Меннерс не мог бы похвастаться даже коробком спичек, купленным у него Лонгреном. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки.

Читайте также:  Рокочет море лечащий врач

Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета или забавно напевала матросские песни – дикие ревостишия[2]. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь.

Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.

Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал открытый воздух суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, – так силен был его ровный пробег, – давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.

В один из таких дней двенадцатилетний сын Меннерса, Хин, заметив, что отцовская лодка бьется под мостками о сваи, ломая борта, пошел и сказал об этом отцу. Шторм начался недавно; Меннерс забыл вывести лодку на песок. Он немедленно отправился к воде, где увидел на конце мола, спиной к нему стоявшего, куря, Лонгрена. На берегу, кроме их двух, никого более не было. Меннерс прошел по мосткам до середины, спустился в бешено-плещущую воду и отвязал шкот; стоя в лодке, он стал пробираться к берегу, хватаясь руками за сваи. Весла он не взял, и в тот момент, когда, пошатнувшись, упустил схватиться за очередную сваю, сильный удар ветра швырнул нос лодки от мостков в сторону океана. Теперь даже всей длиной тела Меннерс не мог бы достичь самой ближайшей сваи. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор. Сознав положение, Меннерс хотел броситься в воду, чтобы плыть к берегу, но решение его запоздало, так как лодка вертелась уже недалеко от конца мола, где значительная глубина воды и ярость валов обещали верную смерть. Меж Лонгреном и Меннерсом, увлекаемым в штормовую даль, было не больше десяти сажен еще спасительного расстояния, так как на мостках под рукой у Лонгрена висел сверток каната с вплетенным в один его конец грузом. Канат этот висел на случай причала в бурную погоду и бросался с мостков.

Источник

Уникальное шоу шаг за шагом: история кораблей праздника «Алые паруса»

Появление брига с алыми парусами всегда становится самым романтичным и зрелищным моментом легендарного праздника выпускников «Алые паруса». В этом году второй раз в Финский залив выйдет бриг «Россия». А за годы существования праздника главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли. Всех их отличала не только красота и масштаб, но и маневренность.

Первым символом праздника выпускников стала яхта «Металлист». Для нее специально заказывали алые паруса. В ночь накануне праздника яхту «одели», а борт украсили светящимися буквами «Секрет» — именно так назывался корабль, на котором Грэй приплыл за Ассоль.

С 1970 года роль галиота «Секрет» выполняла шхуна «Ленинград». — немецкий трофейный корабль, который в 30-х годах принадлежал графу Феликсу фон Люкнеру, первому немецкому корсару Первой мировой войны. Он назвался «Морской ангел» и стал первым немецким кораблем, который совершил кругосветное плавание. Но у команды этого судна были вовсе не романтические цели. Экипаж из картографов и разведчиков собирал информацию о портах вероятного противника перед началом войны.

Читайте также:  Валенсия море есть или нет

После окончания Второй мировой страны-победительницы создали комиссию для раздела немецкого флота. «Морской ангел», как военный трофей, передали Нахимовскому училищу и переименовали его в «Надежду».

Позднее корабль передали детской спортивной школе и дали ему имя «Ленинград». Он неоднократно участвовал в съемках фильмов.

В 1971 году вместе с «Ленинградом» в празднике «Алые паруса» участвовала каравелла «Нева». Ее строительство своими силами выполнили энтузиасты Ленинградского клуба водно-моторных туристов.

Шхуна «Нева», архив Пятого канала.

С 1971 по 1979 год совместно с «Ленинградом» в шоу принимала участие шхуна «Кодор», ее построили в 1951 году на верфи города Турку. Изначально судно использовали как рыболовецкий корабль, но позднее отдали его Ленинградскому мореходному училищу. Этот парусник был в эксплуатации более 30 ле — настоящий рекорд для деревянного судна.

Три раза в акваторию Невы поздравить выпускников заходил фрегат «Штандарт». Он был действующей копией первого корабля Балтийского флота, который заложили еще по указу Петра I. Сегодня экипаж этого судна составляют волонтеры. С 2005 по 2007 год «Штандарт» был главным символом «Алых парусов».

Фрегат «Штандарт». Архив Пятого канала.

Позднее «Штандарт» на празднике сменил трехмачтовый учебный корабль «Мир», его построили в Польше в 1987-м. Он неоднократно занимал призовые места на престижных регатах. Он до сих пор считается одним из самых быстрых в мире парусников.

В 2009 году алые паруса примерила шхуна «Юный балтиец». Это был первый парусник, который с 1914 года построили в стране.

С 2010 по 2018 год в акваторию Невы под алыми парусами заходил бриг «Tre Kronor» ( «Три короны», перевод со шведского). Это судно называют парусником мира, так как оно было построено на средства волонтеров и благотворителей из разных стран.

В 2019 году организаторы легендарного праздника решили обзавестись собственным парусником и построили уникальный бриг «Россия» с использованием современных технологий. Общая площадь парусов корабля составляет 900 «квадратов».

В этом году у судна появится возможность проявить себя практически в открытом море и, возможно, разогнаться до максимальной скорости — 16 узлов. Впервые «Алые паруса» пройдут в акватории Финского залива.

Напомним, что в этом году шоу пройдет впервые в истории онлайн и станет кульминацией Всероссийского выпускного вечера.

Концерт, пиротехническое шоу и проход брига «Россия» во всех деталях можно посмотреть в прямом эфире на Пятом телеканале. Начало трансляции 27 июня в 22.30. Также ее можно будет посмотреть на сайте 5-tv.ru и в официальных пабликах в социальных сетях.

Напомним, легендарный праздник выпускников «Алые паруса» был возрожден в 2005 году Акционерным банком «Россия», правительством Санкт-Петербурга и Пятым каналом. Ежегодно это шоу собирает десятки тысяч выпускников со всей России.

В прошлом году праздник собрал более 1,5 миллиона гостей, еще более 10 миллионов наблюдали за ним в режиме онлайн. Тогда же «Алые паруса» получили награду в главной номинации престижного конкурса Best Event Awards и были признаны лучшим праздником в мире.

Источник

История кораблей праздника «Алые паруса» — с 1968 года и до наших дней

Близится главный праздник выпускников «Алые паруса». В 2020-м в Финский залив во второй раз выйдет бриг «Россия». Мы же расскажем о тех, что были до него.

Фото: Пятый канал

Появление прекрасного брига с алыми парусами — всегда самый эффектный и романтичный момент праздника «Алые паруса», кульминация водно-пиротехнического шоу. Для корабля, исполняющего эту роль, требуются не только красота и масштаб, но и отличная маневренность. А также умелая команда и виртуозный капитан, ведь в акватории Финского залива с очень переменчивой розой ветров следует появиться секунда в секунду. За годы существования праздника главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли. Узнайте, чем они были уникальны.

«Металлист» — Первый корабль с алыми парусами

Первым символом праздника мечты — кораблем с алыми парусами — стала яхта «Металлист». Специально для нее были заказаны паруса алого цвета. «Одели» яхту Центрального яхт-клуба Ленинграда в ночь накануне праздника. Борт украсили светящимися буквами «Секрет» — так назывался тот самый корабль в повести Александра Грина, на котором Грэй приплыл за Ассоль.

«Ленинград»

С 1970-го роль галиота «Секрет» исполняла шхуна «Ленинград». Это был немецкий трофейный корабль «Der Seeteufel» (в переводе с немецкого — «Морской ангел»), принадлежавший в 30-х годах графу Феликсу фон Люкнеру — главному немецкому корсару Первой мировой войны.

«Дер Зеетойфель» стал первым немецким судном, совершившим кругосветное плавание. Впрочем, команда корабля ставила перед собой отнюдь не романтические цели. Экипаж состоял в основном из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветки «Морской ангел» осуществлял сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны.

Читайте также:  Каспийское море отдых затон

После окончания Второй мировой странами-победительницами была создана военно-морская комиссия для раздела флота Германии. «Дер Зеетойфель», как военный трофей, был передан Нахимовскому училищу и переименован в «Надежду».

В июле 1956-го шхуна была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. А через два года — исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград».

Корабль неоднократно участвовал в съемках советских, российских и зарубежных фильмов, исполняя роли и фрегатов, и морских шхун.

Каравелла «Нева»

«Нева», которая участвовал в празднике выпускников «Алые Паруса — 1971» вместе с «Ленинградом», — реплика трехмачтового парусного судна «Санта-Мария». Оно входило в состав флотилии Колумба. Именно на «Санта-Марии» в 1492-м Христофор Колумб и отрыл Новый Свет.

К 1971-м энтузиасты Ленинградского клуба водно-моторных туристов закончили строительство «Невы». И сделали они это собственными силами. Судно «Нева» очень близко по характеристикам к каравелле «Санта-Мария».

Шхуна «Кодор»

С 1971 по 1979 год совместно с «Ленинградом» в празднике участвовала трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор», построенная на верфи города Турку в 1951-м. Изначально корабль использовали как рыболовецкое судно, но со временем его отдали Ленинградскому мореходному училищу.

Парусник находился в эксплуатации больше 30 лет, что было настоящим рекордом для деревянного корабля. С курсантами на борту «Кодор» обошел одиннадцать морей и побывал в водах Атлантического океана. Кроме того, шхуна использовалась при съемках фильмов «В поисках капитана Гранта», «Капитан „Пилигрима“» и «Остров сокровищ».

Фрегат «Штандарт»

Трижды в акваторию Невы поздравить выпускников заходил фрегат «Штандарт» — действующая копия первого корабля Балтийского флота, заложенного по указу Петра I в 1703-м.

Сегодня экипаж «Штандарта» составляют волонтеры, подготовленные перед началом каждого плавания. Летом 2000-го «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — городам и странам, которые посетил Петр Первый, обучаясь корабельному ремеслу. С 2005 по 2007 год «Штандарт» — главный символ «Алых парусов». Именно в 2005 году легендарный праздник «Алые паруса» выл возрожден по инициативе Акционерного Банка «РОССИЯ», Правительства Петербурга и Пятого канала.

Трехмачтовый корабль «Мир»

После «Штандарта» роль галиота «Секрет» выполнял учебный трехмачтовый корабль «Мир», который был построен на польской верфи в 1987 году. С момента спуска на воду фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах. До сих пор «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. В 2008-м его появление стало кульминацией самого романтического петербургского праздника — «Алых парусов».

Шхуна «Юный балтиец»

В 2009-м алые паруса примеряет учебная шхуна «Юный балтиец». С 1914 года — это был первый парусник, построенный в нашей стране. Он участвовал практически во всех европейских регатах — в Германии, Польше, Голландии, Бельгии, включая знаменитые гонки «Катти Сарк». Показывал и продолжает показывать неплохие результаты.

Бриг «Tre Kronor»

С 2010-го по 2018-й включительно в акваторию Невы под алыми парусами заходил бриг «Tre Kronor» (в переводе со шведского — «Три короны»).

Корабль называют «парусником мира», поскольку строился он на деньги благотворителей и волонтеров из разных стран. Создавались «Три короны» как учебное судно для интернациональной команды моряков. До сих пор бриг регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества.

В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов «The Tall Ships Races». Именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» и обратили внимание на корабль. Шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером тогда впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой петербургской традицией, и следующие семь лет бриг был главным действующим лицом праздника «Алые паруса». В 2019 году его место занял новый корабль — новый символ самого романтичного праздника России.

Бриг «Россия»

Организаторы праздника «Алые паруса» решили обзавестись собственным парусником и построили уникальный бриг «Россия» в 2019-м. Во время его строительства использовались новатрские технологии, но конструкторы не забыли и о старинных методах кораблестроения. Общая площадь парусов брига составляет 900 квадратных метров, а всего их развивается 18.

Бриг «Россия» под алыми парусами, 2019 год. Фото: Пятый канал

В 2020-м у брига «Россия» появится возможность проявить себя почти в открытом море и может быть даже разогнаться до максимальной скорости — 16 узлов. Праздник выпусков «Алые паруса» впервые пройдет в акватории Финского залива и судно наконец-то проявит себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector