Американские авианосцы черное море

Американские авианосцы черное море

На фоне ухудшения обстановки в Донбассе США решили передать России «особое послание». Для этого Вашингтон, как пишут СМИ, направит в Чёрное море два корабля — эсминцы Roosevelt и Donald Cook. Оба корабля вооружены ракетами с дальностью полёта до 2500 километров, что делает их реальной угрозой. Но всё же уровень опасности, исходящий от них, на порядок меньше, чем у авианосцев – основной ударной силы американских ВМС. Вот только есть ли у них шансы добраться до берегов Крыма?

Корабли в Чёрном море как сигнал

С начала апреля ситуация на Юго-Востоке Украины серьёзно обострилась. Только со 2 по 5 апреля на линии соприкосновения было зафиксировано более 1,4 тысячи нарушений, следует из доклада мониторинговой миссии ОБСЕ. Для сравнения, за период с конца марта до начала апреля 2020 года специалисты выявили около 16 тысяч нарушений.

Нынешняя эскалация стала самой серьёзной с момента установления перемирия 22 июля прошлого года, хотя напряжённость сохранялась всегда. В Кремле, отмечал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, всерьёз озабочены угрозой возобновления гражданской войны.

Масла в огонь подлили учения, которые Москва провела в начале апреля в областях, граничащих с Украиной. Как подсчитали эксперты Conflict Intelligence Team (CIT), из-за манёвров концентрация российских войск в регионе стала самой большой с 2015 года. Всё это предсказуемо вызвало негативную реакцию у Запада, как бы ни старался Кремль подчеркнуть, что перемещение армейских подразделений внутри страны – суверенное дело России.

Читайте также:  Женская обувь море обуви

Сперва военные из США и стран Европы сделали несколько громких заявлений о поддержке Украины, а после перешли к конкретным шагам. 8 апреля телеканал CNN сообщил, что Соединённые Штаты рассматривают возможность отправки в ближайшие недели военных кораблей в Чёрное море. Источники журналистов утверждали, что в сложившейся ситуации это стало бы «особым посланием» для России. Уже 9 апреля турецкий телеканал NTV рассказал, что речь идёт о двух эсминцах — Roosevelt и Donald Cook. По данным СМИ, американские власти якобы уже уведомили турецких коллег, о том, что суда войдут в Чёрное море 14 и 15 апреля.

Какие суда могут пройти через Босфор и Дарданеллы

Режим судоходства между Чёрным и Средиземным морями регулируется подписанной в 1936 году конвенцией Монтрё. Документ восстановил над проливами Босфор и Дарданеллы суверенитет Турции, дав ей право ремилитаризировать зону, и установил чёткие правила мореплавания через них. Так, торговые корабли всех стран получили полную свободу прохода в любое время. Любым военным судам государств, которые имеют выход к Чёрному морю, было разрешено переправляться через проливы, предварительно уведомив турецкие власти.

Самые жёсткие нормы были установлены для военных кораблей нечерноморских держав. Им также необходимо получать разрешение на проход у Анкары, но, помимо этого, конвенция ограничивает время их нахождения в Чёрном море и общий тоннаж. На выполнение всех задач «гостям» даётся 21 день, при этом суммарное водоизмещение не должно превышать 30 тысяч тонн, или в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран – 45 тысяч тонн.

По факту установленные в конвенции Монтрё ограничения на тоннаж военных кораблей нечерноморских государств закрывают для США любую возможность провести в Чёрное море свои авианосцы. Сейчас на вооружении у американцев 11 таких судов – один типа «Форд» и 10 типа «Нимиц». Стандартное водоизмещение судов указанных типов превышает 100 тысяч тонн.

Отдельно в документе оговаривается, что в случае участия Турции в войне или даже при её непосредственной угрозе, Анкара вправе запретить проход через проливы любых военных судов.

Перспективы пересмотра конвенции Монтрё

За всё время действия конвенции Монтрё авианосцы ВМС США ни разу не заходили в Чёрное море. Впрочем, в перспективе всё может измениться, отмечают эксперты.

«Соглашение допускает пересмотр ключевой статьи номер 18 — о тоннаже нечерноморских военных кораблей и сроках их пребывания в Чёрном море. Если запустить процесс пересмотра этой статьи, а он требует согласия трёх четвертей участников, США легко навяжут свои условия, так как почти все страны Чёрного моря их вассалы или союзники. И мы получим полный доступ ВМС США в этот регион. И это ударит по безопасности РФ», — пояснил «Свободной прессе» капитан первого ранга, доктор военных наук Константин Сивков.

Не меньшую угрозу представляют и недавно утверждённые Анкарой планы строительства канала «Стамбул», который пройдёт параллельно Босфору и соединит Мраморное море с Чёрным. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже заявил, что на эту артерию правила конвенции Монтрё распространяться не будут. А следовательно, в перспективе документ вообще может утратить своё значение.

«Турция стремится стать морским хабом, соединить север, юг, запад и восток. Но, помимо чисто экономической подоплёки, мы можем говорить о великодержавных устремлениях Анкары, её желании стать более самостоятельной. На мой взгляд, строительство второго Босфора представляет угрозу для сохранения конвенции Монтрё в текущем виде, по крайней мере в долгосрочной перспективе», — сказал RT старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова Владимир Аватков.

При этом эксперт отметил, что прогнозировать, как будет улажен вопрос прохода военных кораблей по «Стамбулу», пока сложно. Свои риски и возможности здесь есть как для черноморских, так и нечерноморских государств. Что и для кого преобладает – дело будущих дипломатических усилий.

Источник

Направят ли США свои авианосцы в Черное море – военный эксперт

СИМФЕРОПОЛЬ, 25 фев – РИА Новости Крым. Появления в Черном море американских авианосцев и других крупных военных кораблей опасаться не стоит, поскольку они будут легкой мишенью для российских ракет. Такое мнение высказал вице-президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков в ходе онлайн-конференции в формате видеомоста Москва – Симферополь в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

«Опасаться появления в Черном море американских авианосцев или других крупных боевых кораблей не стоит. Авианосец в Черном море является легкой целью. Решать задачи из Восточного Средиземноморья, имея в виде барьера противовоздушной обороны Турцию с ее ПВО, намного безопаснее, чем оказаться в Черном море под прицелом российских ракетных комплексов берегового базирования, не говоря уже о возможности нанесения по авианосцам ударов тяжелой дальней авиацией и морской ракетоносной авиацией с применением дальнобойных ракет. Американцы – не полные идиоты, поэтому посылать туда авианосцы не станут», – убежден военный эксперт.

Сивков отметил, США и Великобритания сегодня добиваются пересмотра Конвенции Монтре, согласно которой военные корабли нечерноморских государств могут находиться в акватории Черного моря не более 21 дня. Однако, по мнению специалиста, реальных предпосылок к пересмотру этого документа нет.

«Американцы и англичане будут пересматривать Конвенцию Монтре только с единственной целью – обеспечить возможность присутствия в Черном море кораблей противоракетной обороны и развертывания группировки десантных сил для высадки десанта на какие-то участки черноморского побережья, если такие задачи возникнут», – полагает Сивков.

После вхождения Крыма в состав России и начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украины корабли ВМС США и других стран НАТО регулярно заходят в Черное море. Согласно Конвенции Монтре, время нахождения кораблей нечерноморских стран в акватории Черного моря ограничено 21 сутками.

Интенсивность военной активности НАТО в Черном море неуклонно растет. Руководство альянса объявило наращивание военного присутствия в этом регионе стратегической целью. В организации объясняют свои действия якобы растущей угрозой со стороны России.

Руководство Североатлантического альянса неоднократно заявляло, что черноморский регион имеет стратегическое значение для организации. Болгария, Румыния и Турция являются прибрежными государствами-членами блока, а Грузия и Украина – близкими партнерами. В июне 2020 года Украина получила статус партнера расширенных возможностей НАТО. Статус предоставит стране более широкий доступ к программам и учениям альянса. Грузия по данным организации, уже ведет подготовку к членству через разработку и успешную имплементацию годовых национальных программ.

Силы НАТО регулярно проводят многонациональные военные учения в Черном море, в том числе совместно с Украиной. Среди них Rapid Trident, Sea Breeze, «Казак Мейс», Warrior Watcher, Riverine, «Три меча», Silver Saber.

Источник

Пустят ли турки авианосцы США в Черное море?

О том, к чему может привести строительство канала «Стамбул», дублирующего Босфорский пролив, рассказывает востоковед Александр Шумилин.

На фоне «роста российской военной активности» на границе с Украиной США могут направить корабли в Черное море в ближайшие недели — такие сообщения появились в СМИ в четверг. При этом вокруг темы присутствия в регионе военно-морских сил разных стран в последние дни разворачивается любопытный сюжет. Письмо 103 отставных турецких адмиралов, в котором они высказались против пересмотра конвенции Монтре, вернувшей в 1936 году Турции право контроля за черноморскими проливами, но одновременно накладывающей определенные ограничения на проход больших военных кораблей нечерноморских держав из Средиземного моря в Черное, вызвало резкую отповедь президента страны Реджепа Эрдогана. Дело дошло до того, что десять адмиралов из числа подписавших это письмо недавно были арестованы.

Гнев Эрдогана вызвала, в том числе, и критика планов турецкого руководства по строительству канала «Стамбул», который, как предполагается, должен пройти между Черным и Мраморным морями параллельно Босфорскому проливу, и не будет подпадать под конвенцию Монтре.

Теоретически это даст возможность проводить по каналу, например, американские авианосцы, в том числе, не только военное время или в ситуации прямой военной угрозы Турции, как это зафиксировано в конвенции Монтре, но и в «мирное» время. Кроме того, это сняло бы и временные ограничители на пребывание военных кораблей нечерноморских государств в Черном море.

О том, насколько реалистично строительство такого канала и чем вызван возникший вокруг него скандал, обозреватель «Росбалта» поговорил с руководителем Центра Европа-Ближний Восток Института Европы РАН Александром Шумилиным.

— Зачем Турции параллельный Босфору канал, ведь согласно конвенции Монтре она уже имеет право по своему усмотрению регулировать проход как торговых, так и военных кораблей через черноморские проливы?

— Это проект с целью обойти конвенцию Монтре и те ограничения, которые она налагает на Турцию в этом вопросе.

— Но ограничения там, в общем, не такие большие…

— В целом, да. Но идея такова, чтобы сделать Турцию полной хозяйкой дублирующего Босфор канала, который можно эксплуатировать и в финансовых, и в военно-стратегических целях. Прибыль от него может быть довольно серьезной.

— А что, Босфор сейчас не справляется с пропуском судов через него?

— Там бывают время от времени заторы, но дело не только в этом. Возможно импульс этой теме дал затор, случившийся недавно в Суэцком канале. Может быть, это напугало Эрдогана и дало ему повод оживить этот сюжет. Канал «Стамбул» может быть прибыльным. Но главное — это его военный потенциал.

— А что может дать Турции дополнительная водная артерия в военном смысле, помимо тех преимуществ, которыми она сейчас и так обладает по конвенции Монтре?

— Турция может стать здесь регулятором, но главное это даст возможность НАТО, членом которого является Анкара, возможность проникновения в Черное море без ограничений, накладываемых конвенцией Монтре. В частности, военные суда нечерноморских стран сейчас могут находится в Черном море не более 21 дня (при этом есть еще и ограничения по классу и тоннажу).

— Получается, что Эрдоган в этом вопросе сейчас выступает представителем НАТО?

— Нет, это его обычная политика — повышать ставки и интерес к собственной персоне тем или иным способом. При этом он одновременно находится в конфликтных отношениях с Евросоюзом. Правда, эти конфликты, в общем-то, не по существу, а скорее по стилистике. В то же время статус Турции бы резко возрос, если бы помимо Босфора по ее территории прошел бы еще и дублирующий этот пролив канал.

— Тем не менее, проекту строительства канала «Стамбул» уже лет десять, а он все еще «под сукном». Почему так?

— Видимо, нет полной уверенности в том, что он может стать прибыльным в обозримой перспективе. Есть, вероятно, некоторые вопросы в том плане, успеет ли этот проект окупиться еще при политической жизни Эрдогана.

Проект канала «Стамбул» можно сравнить с бесплатными и платными дорогами. Бесплатная и качеством не блещет, и вероятность пробок велика, а платная практически всегда свободна — это вопрос цены. Канал будет выполнять функции платной дороги и проход по нему, скорее всего, будет более дорогим, чем через Босфор.

Есть еще военно-стратегическая проблематика в контексте отношений России и НАТО. Заметим, что проект канала начал разрабатываться после обострения отношений России и НАТО из-за конфликта вокруг Грузии в 2008 году.

— А какова позиция США в этом вопросе?

— Думаю, что в данной конкретной ситуации, когда обостряется положение дел вокруг Украины, никто сегодня не может позволить себе публичных высказываний по этому поводу.

Сейчас обсуждать проект, который может быть реализован через десяток лет, не очень актуально. Этот вопрос, видимо, стал разменной картой во внутриполитической игре Эрдогана. Если бы турецкий президент, скажем, выступил в своем парламенте с предложением возродить этот проект, найти источники его финансирования и в целом как-то актуализировать эту тему, или же кто-то из официальных лиц НАТО заявил, что было бы неплохо вернуться к нему, тогда был куда более серьезный разговор.

Беседовал Александр Желенин

Источник

Авианосцы ВМС США нашли обходной путь к берегам Крыма

Смогут ли американские корабли попасть в Черное море через новый турецкий канал?

На днях в американском аналитическом издании с военно-политической тематикой — журнале The National Interest («Национальный интерес») вышла небольшая заметка колумниста и одновременно конгрессмена США Майкла Маккола. В ней автор рассуждал о том, что Соединенным Штатам пора бы обеспечить уже на регулярной основе беспрепятственный проход в Черное море кораблей ВМС США. Кроме того, конгрессмен уверен в необходимости снабдить армию Украины дополнительным вооружением, дабы «незалежная» могла сдерживать влияние России в регионе.

Колонку тут же прокомментировал обозреватель Юрий Селиванов, который уверен в том, что такие заявления делаются неспроста: «Они собираются сделать это двояким образом: либо пересмотреть конвенцию Монтре по проливам, что, сразу подчеркиваю, маловероятно, либо сейчас Турция строит новый канал еще больше, чем эти проливы… Они рассчитывают, что режим там будет другой, и могут добиться совершенно других условий прохода своих боевых кораблей в Черное море — даже попытаться разместить в нем свои авианосцы», — заявил обозреватель в эфире канала «Звезда».

Речь в данном случае идет о так называемом судоходном канале «Стамбул», о предстоящем строительстве которого еще в 2011 году заявил президент Турции Реджеп Эрдоган. Он должен стать альтернативой проливу Босфор, через который ежегодно проходит более 50 тысяч судов (и военных кораблей).

Строительство его ориентировочно будет завершено к 100-летию со дня образования Турецкой республики — в 2023 году. Сам канал Стамбул глубиной 25 м, шириной 150−400 м и протяженностью 43 км планируют построить в 50 км западнее Босфора и параллельно ему, пропускная способность его будет 85 тысяч судов в год. Для сравнения — длина пролива Босфор составляет около 30 км, ширина от 3700 до 700 м и глубина 33−80 м (максимальная — 120 м). Так же, как и Босфор, «Стамбул» соединит Мраморное и Черное моря.

Кстати, в своих выступлениях Эрдоган неоднократно подчеркивал, что на этот канал не будет распространяться конвенция Монтре 1936 года. Дело в том, что на Конференции о режиме черноморских проливов, которая проходила в швейцарском городе Монтре с 22 июня по 21 июля 1936 года, были определены основные правила прохода военных и гражданских судов через проливы Босфор и Дарданеллы, которые принадлежат Турции.

В Конференции приняли участие представители Австралии, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, СССР, Турции, Франции, Югославии и Японии. По результатам договоренности, Турция, при условии соблюдения принципов международного морского права, получила возможность ремилитаризировать зону проливов. Что это значит? Согласно конвенции, как в военное время, так и в мирное все гражданские суда имеют право на проход через проливы Дарданеллы (из Средиземного моря через Эгейское — в Мраморное) и Босфор (из Мраморного — в Черное).

Но есть некоторые различия для военных кораблей в соответствии с классом и временем пребывания в акватории Черного моря. Корабли нечерноморских стран могут находиться там не более 21 суток. Кстати, к черноморским странам относились на то время Болгария, Румыния, Турция и СССР, а после развала последнего к ним добавились еще Грузия и Украина (Россия, как преемница Советского Союза, оставила за собой этот статус).

Опустив массу подробностей, достаточно упомянуть приложение II пункта В конвенции, где говорится среди прочего, что авианосцы не имеют право проходить через проливы ни в мирное, ни в военное время — из-за большого тоннажа и своего предназначения. И этот пункт договоренности действует до сих пор.

Вот тут-то и возникает вопрос: а что будет, если Турция все-таки введет к 2023 году в эксплуатацию канал «Стамбул»? Ведь он формально действительно не подпадает под статьи конвенции. И не надо забывать, что Турция — член НАТО. Другое дело, что может возникнуть вопрос о пересмотре конвенции Монтре, что весьма не выгодно России — это, допускает изменение ключевой, 18-й статьи, в которой говорится о тоннаже военных кораблей нечерноморских держав и сроках их пребывания в акватории Черного моря.

«Если запустить процесс пересмотра этой статьи, а он требует согласия трех четвертей участников, США легко навяжут свои условия, так как почти все страны Черного моря их вассалы или союзники. И мы получим полный доступ ВМС США в этот регион. И это ударит по безопасности РФ», — считает капитан первого ранга, доктор военных наук Константин Сивков. — А вообще само поднятие вопроса может привести к тому, что конвенцию или отменят вообще, или изменят в невыгодную для нас сторону. Сейчас не та политическая ситуация, чтобы можно было заниматься подобными вещами».

Напомним, Константин Васильевич имел в виду инициативу председателя комитета крымского парламента по межнациональным отношениям Юрия Гемпеля, который призвал к пересмотру конвенции Монтре — разумеется, в сторону, выгодную России. Но ситуация сегодня, действительно, такая, что такой инициативой можно и в самом деле открыть ящик Пандоры, поставив крест на зыбком худом мире, который, как известно лучше «доброй войны».

А что касается канала «Стамбул», то стоит привести мнение одного из пользователей сети, который считает, что «канал позволяет миновать только один пролив (Босфор). Конвенция же распространяется на два пролива. А пролив Дарданеллы они (авианосцы) как будут проходить?». Хотя, судя по тому, какие «высококлассные специалисты» сегодня стоят у власти в США, ничего нельзя исключать и ничему не стоит удивляться. Тут уж, как в русской народной поговорке: один дурак родится — всему свету беда.

Международное положение: Трамп склоняет Путина на сделку

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Эксперт рассказал, от какой «высокой доходности» надо бежать без оглядки

У России два союзника. И один — смертельный враг

В ЕС «обновили» старые методички по расколу российского общества

Источник

Оцените статью