Анализ стихотворений Блока
Александр Блок известен по всему миру. Его лирика восхищает многих людей. А литературные образы очень вдохновляют многих людей. В стихах Александра Блока всегда присутствует патриотизм, искренность, и лирическая драма.
Творчество Александра Блока зародилось во времена октябрьской революции. А данное историческое событие является очень значимым для России и для ее граждан. Октябрьская революция создала два берега. На одном береге – граждане, болеющие за старое время и традиции, а на другом береге новый виток жизни, люди, которые стремятся к новому времени и к новым реформам.
Так и в творчестве Блока можно встретить традиционные моменты поэзии так и совсем новые веяния. Стихи очень у Александра Блока очень оригинальные и лиричные. Стихи всегда построены четко и правильно.
Большинство стихов о любви и столкновении старого мира и нового мира. В стихах Александра Блока всегда присутствует таинственность. Ее сложно разгадать, но можно.
Стихотворение Незнакомка отличается особенным строением стиха. В данном стихотворении присутствует загадка и тайна. А написал данное стихотворение Александр Блок совершенно случайно. Поэт гулял по городу и от усталости зашел в ресторан. И там он увидел незнакомую женщину. Хотя заведение было не для людей из высшего класса. Незнакомка обладала загадкой и хорошими манерами. Некоторые критики творчества Александра Блока утверждают, что поэт был влюблен в незнакомую женщину. Стихотворение «Незнакомка» наверно знает каждый человек живущий на Земле.
Творчество Александра Блока уникально. Лирика поэта будет актуальна во все времена.Александр Блок был неординарный натурой. Ему нужны были яркие впечатления и опыт жизни. Благодаря этому он получал новое вдохновение и писал удивительные стихи. Для поиска нового вдохновения поэтому мог совершать необдуманные действия.
Источник
«Погружался я в море клевера…» А. Блок
Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел.
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.
Призывал на битву равнинную –
Побороться с дыханьем небес.
Показал мне дорогу пустынную,
Уходящую в темный лес.
Я иду по ней косогорами
И смотрю неустанно вперед,
Впереди с невинными взорами
Мое детское сердце идет.
Пусть глаза утомятся бессонные,
Запоет, заалеет пыль…
Мне цветы и пчелы влюбленные
Рассказали не сказку – быль.
Дата создания: 18 февраля 1903 г.
Анализ стихотворения Блока «Погружался я в море клевера…»
Зачин произведения 1903 г. открывается метафорой, уподобляющей луг, поросший клевером, морю. Живописная деталь дополняется звуковым сопровождением – пчелиным жужжанием. Визуальный и акустический образы указывают на особенности художественного пространства – спокойного, умиротворяющего, чудесного. Именно здесь вырос и возмужал лирический субъект, именующий сказкой монотонные звуки, производимые насекомыми, которые собирают нектар с медоносных растений.
Счастливое существование лирического «я», погруженного в гармоничный мир, внезапно прерывается. Причиной тому становится олицетворенный образ ветра, который наделяется способностью призывать, просить о чем-то. В конце начальной строфы возникает важный образ, основанный на синекдохе, – искреннее «детское сердце» субъекта речи. Оно становится адресатом обращения.
О чем поведал ветер лирическому «я»? Для возмужавшего героя имеется достойное занятие – участие в противоборстве. Описание предстоящей битвы носит символический характер: соперником в поединке выступает «дыханье небес». Подобно сказочному помощнику, ветер указывает дорогу к заветному месту, где состоится сражение.
Во второй части меняется время лирического повествования: безоблачное прошлое осталось позади, и герой-богатырь держит путь навстречу неприятелю. Ему предстоит долгая дорога. Пустынная местность, густой лес, косогоры – опасности и препятствия не могут устрашить отважного путника или полностью лишить его сил. Субъекта речи ведет по-детски простодушное, но честное и смелое сердце. Оно отделено автором от личности героя: сердце находится «впереди», исполняя роль надежного проводника и вдохновителя, а воин послушно следует за ним.
В финальном эпизоде продолжает развиваться мотив противостояния трудностям. Чтобы передать растущую усталость странника, поэт обращается к оригинальной детали – дорожной пыли. К последней относятся метафоры, выраженные однородными сказуемыми: «запоет» характеризует слуховые признаки переутомления, «заалеет» – зрительные.
Содержание последнего двустишия обнаруживает неожиданный поворот сказочной темы, развитой в предыдущих фрагментах. Отдалившись от родных мест, герой начинает осознавать, что в основу его мировоззрения легли не отвлеченные рассказы о фантастических событиях, а вечные ценности реальной жизни, близкой к природному миру скромного степного уголка.
Источник
Анализ стихотворения «Поэты» Блока
Стихотворение “Поэты” написано совершенно не в блоковском стиле, так что даже трудно представить, что именно Александр Александрович стал его автором. Краткий анализ “Поэты” по плану раскрывает ученикам 8 класса смысл и художественные особенности произведения. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэты.
История создания – известна точная дата написания этого произведения: 24 июля 1908 года.
Тема стихотворения – тайна творчества.
Композиция – формально произведение состоит из девяти строф, а по смыслу его можно разделить на две части.
Жанр – лирическое стихотворение на тему “Поэт и поэзия”.
Стихотворный размер – амфибрахий; перекрёстная рифмовка.
Эпитеты – “пустынный квартал”, “зыбкая почва”, “надменная улыбка”, “малый цветок”, “жемчужная тучка”, “обывательская лужа”, “светозарный день”.
Метафоры – “золото косы”.
Олицетворение – “день вставал”, “вьюга целовала”, “жизнь меня в землю втоптала”.
Сравнение – “вылезали из будок, как псы”, “умру под забором, как пёс”.
История создания
В стихотворении, написанном в 1908 году, речь идёт о поэтическом братстве, которое Блок описывает с определённой долей горечи. Этот год был особенно сложным для поэта в душевном плане, однако он жил надеждой на то, что мир изменится. И в новом мире у поэтов будет особое место.
Творчество и творческий путь – вот тема стихотворения. Автор рассматривает её с точки зрения человека, который сам является частью поэтического сообщества. Возможно, обывателя подобная жизнь ужасает, но на самом деле она гораздо лучше, содержательней, чем наполненная бесполезными, пустыми занятиями жизнь обычного человека.
Композиция
По смыслу стихотворение можно разделить на две части. В первой автор в ироничной манере описывает быт поэтов, каждый из которых считает себя выше своих собратьев по перу. Но вечером каждый находит себе компанию, в которой напивается. Процесс творчества у них происходит только в состоянии опьянения. Они оценивают красоту моря и проходящих женщин, цветка и тучки и могут даже сентиментально рыдать над этими простыми вещами.
Казалось бы, за таким описанием должно последовать уничтожающее разоблачение, но содержание стихотворения куда более непредсказуемо. Оказывается, атрибуты поэтического мира, которые перечислил лирический герой, на самом деле имеют высокое значение. Просто обыватель никогда не сможет посмотреть на мир по-особенному, глазами поэта. Пониманию читателя-критика это недоступно.
Отталкивающие детали жизни поэтической братии неприятны обычному человеку, но автор, сам относящийся к ней, видит поэтов существами особыми – творцами нового мира, которые раздвигают рамки обыденного. Поэта “целовала вьюга”, а бог заметал снегом (присущие поэтическому миру Блока образы вьюги, снега, метели). Творческие люди острее чувствуют и глубже понимают жизнь, чем закрытые в своём мещанском мирке обыватели. Вот та антитеза, на которой построено произведение.
Это лирическое стихотворение о смысле поэтического труда, в котором Блок в очередной раз рассматривает для себя тему поэта и поэзии, Стараясь взглянуть на неё беспристрастно, он видит в представителях поэтического мира много отталкивающего. Но в то же время именно эти люди, которые много пьют и плохо выглядят по утрам, создают настоящие шедевры.
Для произведения использован трёх- и четырёхстопный амфибрахий с перекрёстной рифмовкой, что делает его мелодичным.
Средства выразительности
Для блоковских стихотворений характерна высокая насыщенность тропами, в стихотворении “Поэты” также используется множество выразительных средств.
- Эпитеты – “пустынный квартал”, “зыбкая почва”, “надменная улыбка”, “малый цветок”, “жемчужная тучка”, “обывательская лужа”, “светозарный день”.
- Метафора – “золото косы”.
- Олицетворения – “день вставал”, “вьюга целовала”, “жизнь меня в землю втоптала”.
- Сравнения – “вылезали из будок, как псы”, “умру под забором, как пёс” .
Все они работают и на построение антитезы, и на выражение авторской идеи. Ни один троп не использован Блоком просто для красоты текста, каждый имеет своё место и смысл.
Источник
Анализ стиха блока у моря
Поэтический текст не поддаётся скрупулёзному анализу. В нём есть неразрешимые загадки, заманчивые тайны. Нельзя сказать, почему вот то хорошо, а это непонятно.
Поэтический текст не поддаётся скрупулёзному анализу. В нём есть неразрешимые загадки, заманчивые тайны. Нельзя сказать, почему вот то хорошо, а это непонятно.
Мелодику и смысл стиха можно почувствовать и истолковать по-своему. Никто не знает, правильно или нет. Просто так представилось, так объяснилось. Некоторые суждения кому-то покажутся неточными, даже неверными. Претендовать на безошибочность здесь невозможно.
Обратимся к стихотворению Александра Блока «Ты помнишь? В нашей бухте сонной. ». Летом 1911 года поэт побывал на Бретонском побережье Атлантического океана, через несколько лет написал стихотворение — почти предсказание близкой войны. А через шесть месяцев началась Первая мировая.
Но если бы читатель не знал биографического факта, смог бы он объяснить стихотворение в подобном ключе? Вероятно, нет. Его мог бы увлечь другой смысловой подтекст. Нетрудно найти строчки, в которых лирический субъект признаётся в своей любви к необычному, новому, странному. Увидеть мир, закутанный в «цветной туман», может только романтик, мечтающий о неведомых землях и странствиях.
Предлагаю познакомиться с интересной интерпретацией стихотворения Александра Блока. Поэт и литературный критик Владимир Приходько даёт мастер-класс «Как читать и понимать поэзию» и убеждает нас, что с возрастом меняется не только сам человек, но и его представления о прочитанных стихах. И тогда чувства поэта становятся нашими, накладываются на нашу жизнь, сливаясь с нею. Вот это и есть закономерный путь постижения поэзии.
Александр БЛОК
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зелёная вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре — серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.
Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.
И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал.
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям,— и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
Владимир Приходько
Я эти стихи с давних времён знаю. Наизусть. Выписал себе в тетрадку (конечно, заветную) в пятом классе, в тринадцать лет. Не выучивал, а запомнил. Повторял про себя.
Рос, менялся. И стихи со мной тоже как будто менялись. Так со стихами бывает. В школе знать их не требовалось.
Прославленный не по программе
И вечный вне школ и систем,
Он не изготовлен руками
И нам не навязан никем.
Это о Блоке в поздние свои годы сказал Пастернак. С любовью к Блоку, с отвращением к «программе», к охотникам подчинять, навязывать. К охотникам, отчасти напоминающим карателей.
Биографические и другие сведения найдутся в справочнике. Блок — великий лирик XX века. Спутник жизни человеческой. Без него людям одиноко. Почему он близок им? Как ответить?
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,—
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Музыка проникает в самое сердце. Сияние. Магия. Тайна.
. Мне долго казалось (Боже, как я был наивен!), что «Ты помнишь. » Блок написал в детстве, где-то у моря, ещё холодного. Суда в сонной бухте. Военные, хотя войны нет. Но что-то происходит. Или это воображение, мечта. Мечта о путешествии, подвиге, войне как почве для подвига (не нынешней, напичканной чудовищным оружием, а старинной, почти вымышленной, из Дюма, войне как Промысле Божьем). И вот «пылинка дальних стран» на карманном ноже. Эта воображаемая пылинка — источник двойной радости. Вслушайтесь: «Ведь сердце радоваться радо». Радо, что радо. А матросы и пылинка заставляют вспомнить гумилёвских «Капитанов» (1909).
Чья не пылью затерянных хартий —
Солью моря пропитана грудь.
Хотя влияния тут не обнаружишь.
Начато доверительно: «Ты помнишь?» Обращение это к кому? Может быть, к товарищу! «И вопросы нас волновали». «Нам было видно». «Нам, детям».
«И вновь обычным стало море». Когда-то мне, выросшему не у моря, хотелось оспорить эпитет «обычное». Мол, «Приедается всё. Лишь тебе не дано примелькаться». Но у Блока эпитет на месте.
Сегодня-то я знаю: не мальчишкой, а зрелым поэтом написал эти стихи Блок. В июле 1911г. он отправился в путешествие и вскоре поселился (вместе с женой) во Франции, в Абервраке, на Бретонском побережье Атлантики. В гостинице с видом на море. Он писал матери 12 августа:
«На днях вошли в порт большой миноносец и четыре миноноски, здороваясь сигналами друг с другом и с берегом, кильватерной колонной — всё как следует. Так как я в этот день скучал особенно и так как, как раз в этот день, газеты держали в секрете совещание французского посла в Берлине с Киндерлэн-Вехтером (немецкий министр иностранных дел), то я решил, что пахнет войной. Стал. с уважением смотреть на довольно корявого командира миноноски, который проходил военной походкой по набережной. Думаю, что все абервраковские чеховцы были одних мыслей со мной, так что, когда миноносцы. снялись с якоря. наступило всеобщее разочарование. Всем, собственно, скучно до последней степени, и все втайне хотят, чтобы что-нибудь стряслось».
Вот так. Безо всякой романтики. Аберврак, Киндерлэн-Вехтер, корявый командир. Вы спросите: почему чеховцы? Вспоминаю юную Сашу из пьесы Чехова «Иванов»: когда «воздух застыл от тоски», Саша призывает молодых мужчин собрать силы и разом совершить «что-нибудь маленькое, чуть заметное, но хоть немножко похожее на подвиг, чтобы барышни хоть раз в жизни. могли сказать: «Ах!» Она изнывает от мертвящего однообразия. Характерно для чеховских персонажей.
В сонном Абервраке Блок изнывающий набросал заключительное четверостишие: «Случайно на ноже. » Целиком стихи написаны 6 февраля 1914г., незадолго до первой мировой войны, которая вряд ли стала почвой для геройства. В начале войны Гумилёв вздохнул о судьбе Блока: «Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это всё равно, что жарить соловьёв. » Но прав и Пастернак, так завершивший свои «Четыре отрывка о Блоке» (1956):
Блок ждал этой бури и встряски.
Её огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи.
Боязнь и жажда. Стало ли для нас стихотворение милей и значительней, когда мы узнали обстоятельства его написания и даже получили нечастую возможность сопоставить стихи и прозу — один и тот же эпизод у одного и того же автора? Из стихов не случайно ушло то, что привязывало их к текущему. Знать эти сведения необязательно. Но чувства поэта стали нашими, наложились на нашу жизнь, слились с нею. Мы произносим: «Ты помнишь?» (у Блока, очевидно, обращение к жене, свидетелю события) от своего «я».
Впрочем, знание лишним не бывает. Публикуя стихи, Блок указал, где написаны, когда. Просто игнорировать это нельзя. Интересно также, что задолго до поездки в Бретань «четыре — серых» жили уже в воображении Блока, он робко пробовал их изобразить.
Океан дремал зеркальный,
Злые бури отошли.
В час закатный, в час хрустальный
Показались корабли.
(«Корабли пришли», 1904)
«Океан дремал» — «спала вода», «показались корабли» — «вошли суда». Как похоже!
И скоро исчезли в дали беспредельной
Их станы, их мачты и их вымпела.
И в ночь маяки озаряли бесцельно
Спокойную гладь водяного стекла.
(«И снова на юг. », набросок 1905 г.)
«Исчезли в дали беспредельной» — «уплыли прочь, зарылись в океан и в ночь»; «маяки озаряли бесцельно» — «маяк уныло замигал». — как близко!
Что же в «Ты помнишь. » главное? Здесь есть тревоги, и — главное — радость мимолётной, иллюзорной надежды на обновление мира, близкая всем и всегда. Знаешь, что иллюзия, а всё равно радуешься; хочется поверить. Таков человек. Такова поэзия, открывающая нам человека.
И вот вывод совпадает с тем, что говорил Блок молодым читателям, продолжая мотив двойной радости: «Мне радостно, что вы в моих стихах читаете радость; это и есть лучшее, что я могу дать. Если будете сильны и чисты, жизнь вам откроется. » И — в предисловии к сборнику «Нечаянная Радость»: «Новой Радостью загорятся сердца народов, когда за узким мысом появятся большие корабли».
Источник