- Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс
- Вариант №2
- Анализ стихотворения Море Жуковского
- Картинка к стихотворению Море
- Популярные темы анализов
- Краткий анализ стихотворения Море (Жуковский В. А.)
- «Море» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – история создания, стихотворный размер, рифма, эпитеты
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс
Великий русский писатель Василий Андреевич Жуковский был одним из самых первых поэтов, которые писали свои произведения в различных жанрах. Стихотворение «Море» данного поэта можно назвать ярким примером элегической поэзии. Оно было написано в 1822 году, ну а впервые напечатано в сборнике «Северные цветы на 1829 год».
Главной темой данного стихотворения стал романтический и пленяющий образ моря. Читая стихотворение, мысленно представляешь себе морскую стихию с её неповторимыми красками, звуками, с её жизнью. Ведь, нельзя поспорить с тем фактом, что море является живым, настоящим, с неподдельными эмоциями и своими жителями.
Конечно, тут важно отметить, что в данном стихотворении присутствует такой литературный прием, как олицетворение. Ведь поэт наделяет живым всё, что видит. Вся картина данного произведения кажется живой, настоящей, красивой, романтичной и так далее.
Так же в данном произведении существует некая тайна, которую человеку увы не суждено разгадать, ведь море безмолвно. Оно просто хранит эту тайну внутри себя, тщательно оберегая её.
Основную композицию стихотворения можно разделить на три части, каждая из которых дополняет друг друга. Но, при этом каждая является уникальной, ведь она обладает своей интонацией и своим смыслом.
Более того, помимо вышеуказанного литературного приема в данном произведении можно встретить и различные эпитеты, которые так же делают его эмоциональным. А если говорить о красочных прилагательных, то они просто создают законченный образ, который остается в сердцах людей, прочитавших данное произведение.
В целом данное стихотворение является лаконичным, музыкальным и законченным. Нужно отметить, что именно произведение «Море» было у Василия Андреевича одним из любимых произведений, написанных на одном дыхании.
Вариант №2
Не писать про море невозможно. Эта стихия притягивает и манит к себе и поэтов — новичков, и маститых авторов. Одним из которых, является Жуковский. Его считают основоположником русского романтизма. Одна из его основных идей — близость человека и природы.
Он не только любуется и восхищается морем. Для него оно живое существо. Если быть точнее, то женщина, которая хранит свои тайны и открывает их не всякому человеку. Она умеет быть невозмутимой и спокойной, когда в душе бушуют «отелловские» страсти.
Не потому ли поэт сравнивает море с женщиной, что стихотворение и было посвящено конкретной даме — Марии Протасовой. Её родители были против брака с поэтом, потому что они были между собой близкими кровными родственниками. А такие браки всегда под негласным запретом. Себя поэт сравнивает с небом, которое самой природой навечно соединено с морем.
Жуковский чувствовал, что их отношения не долговечны, поэтому он чётко обозначил свою дальнейшую жизнь. За свою любовь он бороться не будет. Морю не дотянутся до неба. Это только кажется, что на линии горизонта море и небо соединяются. А потом, когда приближаешься к этой точке — море и небо снова далеко друг от друга. Только во время шторма брызги от волн могут долететь до неба.
Но вот шторм закончился. И снова на линии горизонта кажется, что море слилось воедино с небом. Молодые люди расстались навсегда. Но в последней строке стихотворения поэт выражает надежду на то, что девушка всё-таки его любит.
Стиль стихотворения — элегия. Да плюс ещё и в виде аллегории. Отчего оно только выигрывает и приобретает какую-то утончённую красоту. Элегия носит философский характер. Для неё характерны тоска, лирическое размышление.
По смыслу стихотворение можно разделить на три части. Первая часть — поэт смотрит на море, разговаривает с ним. Он чувствует, что море хранит какую-то тайну. Вторая часть описывает шторм. Это своего рода ответная реакция моря на то, что в его владения вторгаются тёмные тучи. Третья часть — тучи ушли, море опять спокойно. Оно любуется небом и дрожит за него, но не подаёт вида. Точно, как женщина.
В стихотворении отсутствует рифма. Оно написано амфибрахием. Этот размер придаёт ему напевность. Но вот запоминается оно плохо, да и песня из него вряд ли получится, хоть некоторые строки и поются.
Анализ стихотворения Море Жуковского
Романтизм в литературе в России всегда будет ассоциироваться с Василием Андреевичем Жуковским и с его излюбленным жанром элегии. Стихотворение «Море» полностью подходит под эти данные и является классическим примером этакой стихотворной сказки. Многие литературоведы отмечают автобиографичность произведения, мол, за красивыми пейзажами кроется настоящая трагедия – любовь Жуковского к Марии Протасовой, и открытое неприятие поэта её матерью.
Море символизирует душевное состояние человека в нескольких этапах его жизни, если говорить конкретно — в трёх, и читателю представляются 3 картины жанра марина. Это настоящий «пейзаж души». Оно сначала внешне спокойное, что подчёркивают эпитет: «безмолвное море», метафора: «думою наполнено». Море оказывается живым существом, о чём читателям заявляет использование такого средства художественной выразительности, как олицетворение: «ты дышишь». Море страдает и любит, верит и надеется. Риторические вопросы: «Что движет …?», «Чем дышит…?» показывает, что вовсе лирический герой и не спокоен, он просто надевал эту маску безмятежности.
Вдруг налетает ветер и вскрывает уже заживший рубец на сердце моря. Во второй части стихотворения обнажается рана лирического героя, используется аллегория «бушующее море», для описания которого поэт вводит аллитерацию – сочетает звуки: «л» и «ш». Тёмными тучами застилается его разум. Лексическая анафора: «Ты…» показывает в каком состоянии полного смятения и растерянности пребывает море. На протяжении всего стихотворения прослеживается чёткая словесная градация: «бьёшься», «воешь», «рвёшь», «терзаешь». Человек буквально на глазах закипает, доходит до точки не возврата. И, в конце концов, лирический герой успокаивается, но делает он это внешне, он зарывает свою боль глубоко в душе, а внутри у него продолжает завывать буря. Море снова красивое, со своими правильными и грациозными волнами, но в его глубине не прекращается страшный шторм.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий подобно волнам, то слегка колышется, размеренно передвигается по строкам, то несётся галопом от буквы к букве. Возвышенный слог, высокая лексика: «лоно», «дума», передают глубину переживаний лирического героя, его нравственную чистоту. Ритм стихотворения задаётся особым приёмом повторяющихся фраз – рефреном: «безмолвное море», «лазурное море».
Море подобно человеку страдает на бренной земле, его место только там, где всё чисто, вечно и прекрасно. Его путь лежит только на небо.
9 класс, кратко по плану
Картинка к стихотворению Море
Популярные темы анализов
Большое количество русских поэтов уделяли время описанию красоты природы. Тютчев является одним из таких поэтов, которые уделяли немало времени этой теме. Поэт своеобразно описывает законы природы и имеет интересные взгляды
Как важны для нас бывают товарищи, которым мы доверим самые сокровенные тайны, делимся с ними радостями и тревогами. Именно так им верным другом, братом, товарищем, единомышленником был для Пушкина Кюхельбекер.
Стихотворение «Вчерашний день» написано в 1848г., как утверждал сам поэт, однако истинную известность оно получило после публикации в 1892г. Жестокость окружала Некрасова с самого рождения. Сначала она выражалась в излишней строгости отца,
Элегию «Слово» Гумилёв издал в 1919 г в Петрограде. А напечатали его в 1921 г. в сборнике «Огненный столп». Являясь стихотворцем, Н. Гумилев хорошо понимал, какой мощной энергией обладает обычное слово. Душевная тонкость к словесному
Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.
Источник
Краткий анализ стихотворения Море (Жуковский В. А.)
Стихотворение «Море» написано в жанре элегии. Элегия — это лирический жанр, для которого характерна передача разнообразных оттенков чувств и переживаний человека, прежде всего грусти.
В начале стихотворения автор изображает безмолвным, спокойным, но в тоже время живым море. Море, небо, буря — романтические образы. Он сравнивает величество моря с небом.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Через описание природы автор показывает свои эмоции, его настроение связано с настроением моря.
С появлением туч море бьётся, оно сражается, терзает враждебную мглу. И мгла исчезает, тучи уходят. Но всё равно тревога осталась. Я думаю, через это описание автор хотел раскрыть свои переживания, свою тревогу и беспокойство. Море загадочно, оно молчит, поэтому автор, обращаясь к морской волне просит открыть «глубокую тайну».
В стихотворении встречаются различные эпитеты, например: безмолвное море, напряжённая грудь, золотые облака, враждебная мгла и т. д. В стихотворении встречается много многоточий, тем самым автор даёт задуматься нам и читать медленно.
Автор постоянно обращается к морю, ведёт с ним диалог, но ответа он не слышит. Образ моря становится символом грусти, тоски и печали. Настроение лирического героя постоянно меняется. Своё настроение автор передал в переменчивости звука, интонации. Мы сами слышим шум волн. Море тянется к небу, там спокойно. Из-за «земной неволи» душа автора лежит к небу. Он хочет обрести свободу.
В образе моря поэт показал переживания людей. Каждый человек иногда бывает как бушующее море. Стихотворение наполнено искренними чувствами.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id11966
Источник
«Море» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – история создания, стихотворный размер, рифма, эпитеты
«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЭГЕ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.
История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.
Тема стихотворения – красота и характер моря.
Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.
Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».
История создания
Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.
История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.
В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.
Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей».
В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.
Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.
В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.
Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.
Композиция
В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.
Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него». Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».
Звучание моря автор воспроизвел при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь».
Источник