Меню

Арадерих высота над уровнем моря

Верхний Арадирих

Верхний Арадирих — село в Гумбетовском районе Дагестана. Входит в сельское поселение «Сельсовет „Арадирихский“»

Содержание

Географическое положение

Расположено у подножья горы Турамеэр, в 16 км к юго-востоку от районного центра села Мехельта.

Население

По переписи 2002 года в селе проживал 261 человек. Моноэтническое аварское село [1] .

История

В 1944 году все население села пересело в село Бас-Гордали (переименованное в Арадерих) Ритлябского района.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Верхний Арадирих» в других словарях:

Нижний Арадирих — Село Нижний Арадирих Страна РоссияРоссия … Википедия

Сельсовет «Арадирихский» — Сельское поселение России (АЕ 3 го уровня) Страна … Википедия

Гумбетовский район — Герб … Википедия

Гумбетовский район Дагестана — Гумбетовский район Страна Россия Статус … Википедия

Старый Сивух — Село Старый Сивух Страна РоссияРоссия … Википедия

Мехельта — Село Мехельта авар. МелъелтӀа Страна РоссияРоссия … Википедия

Аргвани — Село Аргвани Страна РоссияРоссия … Википедия

Верхнее Инхо — Село Верхнее Инхо Страна РоссияРоссия … Википедия

Гадари — Село Гадари Страна РоссияРоссия … Википедия

Данух — Село Данух Страна РоссияРоссия … Википедия

Источник

Сельское поселение Арадирихский сельсовет

Администрация сельского поселения Арадирихский сельсовет

Общие сведения

Арадирихский сельсовет – муниципальное образование в Гумбетовском районе Республики Дагестан, наделенные статусом сельского поселения. Административный центр сельсовета расположен в 30 км к юго-востоку от районного центра села Мехельта, в 120 км к юго-западу от города Махачкалы.

Численность населения – 1 377 человек (2015 г.).

Центром муниципального образования «Сельское поселение Арадирихский сельсовет» является село Средний Арадирих.

Фотографии (0)

Населенные пункты сельского поселения Арадирихский сельсовет (3)

История

Арадерих – старинное аварское село, расположенное на стыке Гумбетовского и Хунзахского районов горной Аварии. Собственно Арадерих состоит из трёх сёл: Арадерих, Колоб и Инцла, которые раскинулись у подножья горы Тох-меэр (Тура-меэр), на высоте без малого 2000 метров над уровнем моря. Официальное название сёл: Верхний Арадирих, Нижний Арадирих и Средний Арадерих. Административный центр находится в селе Средний Арадерих.

Из села открывается неповторимый вид на многочисленные населённые пункты Хунзахского, Гумбетовского, Ботлихского, Ахвахского, Цумадинского и Цунтинского районов Дагестана. Все три населённых пункта расположены на очень удобном во всех отношениях месте. Умеренные климатические условия, большое количество солнечных дней в году выгодно влияют на развитие сельскохозяйственного производства, которое было и остаётся основным занятием местных жителей. Старожилы рассказывают, что в голодные сороковые в село тянулись многочисленные люди с окрестных селений для обмена всякими товарами на продукты питания. Благо, что из за хороших урожаев сельчане всегда имели излишки продовольствия. Говорят, что из за этого в те годы село называли «Маленькая Чечня».

История села уходит корнями в глубокую старину, однако ещё слабо изучена историками и археологами. Хотя нет достоверной информации о том, как и кем было основано село, всё же в местном фольклоре существуют устойчивые версии об этом. По одной из версий наше село основано тремя братьями, которые построили свои жилища в трёх разных местах и в соответствии со своими занятиями. Первый брат построил жильё в Верхнем Арадерихе, так как он был пастухом, и местность там очень благоприятная для пастбищ. Второй расположился на широких плодородных полях Среднего Арадериха, так как был землепашцем, а третий охотник выбрал место рядом с лесом в Нижнем Арадерихе. В подтверждение этой версии говорит тот факт, что и сегодня в этих трёх сёлах у жителей лучше всего получается именно та работа, которой занимались отцы-основатели их сёл, т.е. охота в Нижнем, земледелие в Среднем и скотоводство в Верхнем Арадерихе.

Благодаря обнаруженным на кладбище надгробным плитам, датированным 1539 годом, можно с большой достоверностью утверждать, что село уже существовало к началу XV века. В разное время в селе были обнаружены, христианские и даже языческие захоронения. Не так давно на горе ТIох мегIер (Турамээр) близ села, обнаружены останки строений, относящиеся к бронзовому веку. К сожалению, датировкой и археологическими раскопками этих исторических объектов пока ещё никто не занимался.

По утверждению местных старожилов одним из отцов-основателей, т.е пятым жителем старинного села Чиркей, был выходец из Арадериха по имени Жанмирза. Ещё задолго до затопления старого Чиркея там находился квартал, который местные жители называли Гьарадерихъазул авал (арадерихский квартал). В современном Чиркее потомками Хамира сына Жанмирзы и Зухры считаются представители таких тухумов, как ХIусенилал, Абайилал, ГIумарилал, Шагьидаласулал, Абунадирилал. Исходя из этого исторического факта можно с большой долей вероятности утверждать что село существовало задолго до основания Чиркея, одного из старейших сёл Дагестана.

Арадерихцы как часть аварского общества

В конце XIX — начале XX веков село не представляло из себя ничего особенного, обычный горный аул, каких сотни в Дагестане, если не считать его стратегического господствующего положения, что не оставалось без внимания в то смутное время. Так, во время Кавказской войны имам Шамиль со своими мюридами стоял лагерем на горе Тох-меэр и даже намеревался сделать его крепостью, но по ряду причин должен был отказаться от этого. Отсутствие воды на горе, и мягко говоря, не очень лояльное отношение некоторых местных жителей стали причиной его отказа от этой идеи. Исходя из этого же фактора, выгодного стратегического положения, в годы Гражданской войны, части 11-й армии РККА так же не раз старались овладеть селом. Несмотря на упорное сопротивление сельчан, после нескольких неравных и кровопролитных боёв им всё же удалось это сделать.

Надо так же отметить, что несмотря на отдалённость села от тогдашних культурных центров, в селе было немало учёных алимов, искусных ремесленников, успешных лекарей, самодеятельных композиторов и певцов. Многие из них могли свободно говорить и писать по-арабски и были известны далеко за пределами Аварского округа. В селе при мечети постоянно действовало медресе, в котором обучались от 20 до 30 учеников как из местных, так и из других населённых пунктов. Ученики жили и учились за счёт благотворительности сельчан. Арадерихцы очень гостеприимные, трудолюбивые, добродушные и вместе с тем мужественные люди, впрочем, как и все горцы. Выходцы из села внесли свой вклад почти во все значимые для дагестанского народа события XX века. Такие как военные события разных лет, принятия значимых исторических решений, культурно-просветительская деятельность, служба отечеству, научная работа, фольклор и т.д. О некоторых из них подробнее будет изложено ниже.

В годы советской власти Арадерих так же разделил судьбу многих аварских сёл. Было и раскулачивание, и носильная коллективизация в 1936 году, и принудительное переселение в Чечню в 1944-м. Были бесконечные похоронки с фронтов Великой Отечественной. Была радость победы и доблестный труд крестьян на восстановление разрушенной экономики страны. Были, конечно же и хорошие моменты, связанные с приобщением к благам цивилизации. Это первая автомобильная дорога, построенная сельчанами с помощью кирки и лопаты, первая машина которую привёл по этой дороге наш сельчанин Гаджимагомед. Зажжение «лампочки Ильича», первые радиоточки, строительство клуба и школы, первый телевизор экраном с блюдце в доме Зубаира и многое многое другое. Но неизменным всегда остаётся чистый воздух, кристальные родники, величественный ТIох-мегIер и люди, прекрасные люди с открытой душой и мужественными сердцами – мои земляки Арадерихцы.

Участники Кавказской войны

Как и многие горцы, арадерихцы принимали активное участие в Кавказской войне на стороне Имама, за веру и против царизма. История сохранила для нас несколько имён героев – участников тех событий. Уцав Арадерихский – мюрид Шамиля, до последней капли крови оборонял Ахульго, пал смертью шахида при очередном штурме царскими войсками. Нурали Арадерихский — наиб Шатоя, в последствии наиб Ауха отважный воин и мюрид. Умер от холеры и похоронен в селе. Муртазали сын Нурали – мюрид, участник обороны Ахульго и Шатоя. Впоследствии наиб Арадериха. Об отваге и мужестве этих двоих говорит тот факт, что среди восьми человек, которых Имам Шамиль оставил при себе, после того как покинул Ахульго, двое были арадерихцы Нурали и Муртазали. Ещё интересен тот факт, что наибом Ауха (ТIад буртиял), Шамиль назначил Нурали, после того, как наиб Хаджимурад был снят с этой должности. Муху Арадерихский – мюрид Шамиля, стойко и бесстрашно защищал Ахульго (в последствии был назначен имамом мечети в одно Шатоевское селение). В этом ему помогала и его сестра Чакар. Она перевязывала раны мюридам, чинила и стирала их одежду, готовила нехитрую пищу. Участник обороны Ахульго — Осман пал смертью шахида в битве у села Чох. Похоронен там же. Его сын Шайхамир был первым из села, кто принял тарикат у Абдурахмана Сугури. Ису ( Юсуп) – 13-летний юноша, воевал вместе с взрослыми мюридами. Он был последним мужчиной в своём роду. Узнав об этом, Имам Шамиль отправил его в отдалённое село на обучение к муалиму, дабы не прекратился его славный род. Лабазан – бесстрашный воин ислама. Бросался везде, где разгоралось жестокое сражение (Рагъул кур боркьаншинаб бакIалда вихьулин Лабазанилан абун буго Шамлица), после этого его стали называть Куралабазан. Исайил Муртазали так же воевал вместе с имамом. Впоследствии был назначен кадием в Арадерих, а потом и кадием Хунзаха. Аймесей из Арадериха – участница обороны Ахульго. С огромным риском и трудом снабжала водой оборонявшихся. Пули царских солдат несколько раз пробивали её кувшин, но закрыв отверстия от пуль рукой она продолжала носить воду. Такими были наши предки. Пусть Аллах примет их газават.

Участники Великой Отечественной войны

Арадерихцы всегда помнили о мужестве и героизме своих славных предков, и когда над страной нависла угроза немецко-фашистской оккупации, наше сравнительно маленькое село отправило на фронт 71 из лучших своих сынов. 42 из них не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, 29 человек, геройски отдав свой долг Родине, возвратились домой. Многие из них награждены боевыми орденами и медалями, некоторые стали инвалидами. Сельчане в мраморе увековечили имена павших:

Айгубов Сайгидгосен
Абулмуслимов Тимирбег
Абдулхалимов Магомед
Абдурахманов Али
Абдулатипов Гассан
Алиев Абдукарим
Алиев Магомед
Алисултанов Ибнухаджар
Арабиев Мугума
Бартиев Абдулхамид
Дибиров Пахрудин
Исаев Сулейман
Омаров Шахбан
Ибрагимов Исрапил
Инусов Осман
Ибрагимов Асадула
Ибрагимов Наби
Лабазанов Абдурахман
Муртазалиев Далгат
Мусаев Абдулвагаб
Магомедов Мала
Мухумаев Зулкипли
Мухумаев Харитун
Махсудов Абакар
Магомедов Гассан
Насибов Рахматула
Насибов Абдулмуталиб
Нурмагомедов Рахматула
Саидов Казанби
Гасанов Исмаил
Гаджиев Омар
Гасанов Алибег
Гаджиев Хизбула
Гаджиев Осман
Гайдарбегов Абдулмуъмин
Госенов Магомед
Гамзалаев Арсанбег
Шайхулисламов Абдулжалил
Шагманов Базарган
Якубов Ибрагим
Якубов Сиражудин
Юсупов Хамутай.

(Аллагьас гьезул мунагьал чураги)

Они вернулись с победой, что бы строить новую жизнь. Создавали семьи, строили дома и дороги, работали на благо села и Дагестана, но годы не щадят людей. Теперь никого из них нет в живых. Но мы помним о них:

Кадиев Кадимагомед
Кадиев Магомед
Абдулхалимов Гусенгаджи
Лабазанов Абдусалам
Исламов Абакар
Абдулатипов Пахрудин
Чаранов Мирза
Пирбудагов Ахмед
Абдулатипов Курбан
Алиев Ахмед
Магомедов Сайпула
Магомедов Абдужалил
Шуайбов Идрис
Саидов Асирудин
Абдуразаков Абдулбасир
Магомедов Юсуп
Муртазалиев Мухтар
Абдулатипов Осман
Бартиев Магомед
Юсупов Амирали
Карамагомедов Хайбула
Мутаев Магомед
Газимагомедов Пайзула
Газиев Магомед
Газиев Бадрудин
Меджидов Гаджи
Дибиров Амирали
Абдуразаков Гусен
Магомедов Алиасхаб.

Их дети и внуки продолжат славные традиции села.

Участники военных событий в Венгрии и Афганистане

Арадерихцы оказались и участниками исполнения так называемого интернационального долга. Впрочем вопрос спорный, и пусть Аллах всех рассудит. Правда в том, что сельчане всегда готовы, если потребует Родина поменять рукоятку плуга на рукоятку автомата.

Салихов Магомед Салихович и Алхасов Кайтмаз Алхасович доказали это в Венгрии. Абдулатипов Сайгидали, Магомедов Багавудин, Закарьяев Омархаджи и Насруллаев Увайс доказали это в Афганистане.

Источник

Арадерих

Под названием Арадерих (ав.Гьарадерихъ, Гьарадирихъ) «скрываются» три населенных пункта:Нижний Арадарих(Гъукьа Гьарадерихъ – ИнцIцIла), Средний Арадерих(Бакьулъ Гьарадирихъ – Кулу Гьарадирихъ) и Верхний Арадерих(ТIасса Гьарадерихъ – Гьарадерихъ), расположенные на высоте 1750-1900 метров над уровнем моря, вблизи западных отрогов горы Арак-меэр (ГIарахъмегIер), точнее, на южном склоне горы Тура меэр (ТIура — мегIер)(местное название – Т1ухмег1ер « Крыша-гора») в 54 км от районного центра Мехельта(МелъелтIа) и 166 км от столицы Республики Дагестан г. Махачкала.

Обобщенное (официальное) название всех трех сел – Арадерих(Гьарадерихъ).

Это – наиболее труднодоступные и отдаленные аулы района. Дорога к ним проходит на северо-восток от с. Н. ИнхоГумбетовского района. Она, извиваясь, идет круто вверх до небольших плато, на которых и разместились эти аулы. От с. Н.Инхо до Ср. Арадериха – 18 км. Административно села ныне относятся к Гумбетовскому р-ну(до 1967 года находились в Хунзахском р-не, когда из-за экономических причин их передали Гумбетовскому району).

Читайте также:  Картины с морем приметы

У арадерихцев был единый колхоз им. «Коминтерна», который переименован в СПК «Дружба». Арадерихцы компактно проживают также на своих кутанах в Хасавюртовском («Шпренгель») и Кизилюртовском («Кучкар») районах.

Речь жителей селений В. и Ср. Арадерих относится к хунзахскому диалекту северного наречия аварского языка, а речь жителей селения Ниж. Арадерих – к салатавскому диалекту этого же наречия(в целом, речь жителей всех сел Гумбетовского р-на, за исключением сел.Игали и вышеназванных, относится к салатавскому диалекту).

Общий сельсовет находится в Ср. Арадерихе. Географические координаты данных населенных пунктов – 420 40I55II СШ, 460 34I 24II ВД, площадь территории сел ≈ 30 кв. км. Численность населения (вместе с кутанами) составляет 991 жителей, в 372 хозяйствах.

В Верх. Арадерихе 109 хозяйств, население – 289 чел., муж. 153, жен. 135.

В Ср. Арадерихе 139 хозяйств, население – 362 чел., муж. 153, жен. 209.

В Ниж. Арадерихе 109 хозяйств, население – 289 чел., муж. 153, жен. 135.

На кутане «Шпренгель»(эта земля Екатериной II была подарена немцам, отсюда и название, которое означает на старом немецком «район», «округ», «область»; «церковный приход».Более подходящее последнее название; видимо, на этом месте была небольшая церковь) 21 хозяйств, население – 66 чел., муж. 27, жен. 39.

На кутане «Кучкаркум»(ср.древнетюрк. кöč «кочевка», «кочевье», кум (гъум) «песок») 34 хозяйств, население – 116., муж. 57, жен. 58.

Этимология (происхождение) названия Гьара-дери-хъ связана с данными андийских языков. В данном названии выделяется основа гьара-, которая сравнима с основой названия сел. Гьара-кIуни «Аракани». В качестве рабочей гипотезы можно предложить происхождение названий данных населенных пунктов от понятий «межа», «граница» (ср. тинд. гьáвуIII (-лIа, -аби) межевой знак (каменная плита); или от понятия «облако» (ср. тинд. гьéри2III (-лIа) красное облако; красный закат;багв. гьéраIII (-лъ, -би) I) туча; облако; хьвáрдōбгьера подвижное облако 2) туман). Во втором случае этимология данных названий возводится к понятию «рядом с облаками», сравни авар. НакIкIикь, НакIкIазухъ. Трудность точной этимологии связана с трудностью определения источника происхождения данных названий.

По нашим данным, местные названия на территории Хунзахского, Унцукульского, Гумбетовского и в определенной степени Гергебильского, Шамильского и Гунибского районов в значительной своей части составляет собственные имена, значение которых непонятна носителям аварского языка и этимологизируются при помощи материала андийских языков, напр.: Гъадари (Гумбетовский р-н), от анд. гъадор «речка», ему соответствует аварское ЛъаратIа «Тлярата, Наречное».Щабдухъ (Гумбетовский р-н) от анд. щеб «крепость, башня» – аварское соответствие Сивухъ, Сиюхъ, сравн. си «башня» (Гумбетовский и Хунзахский р-ны); Инххо (Гумбет. р-н) от анд. инххи «поток», «река» (здесь – общеаваро-андийская основа); Игьали «Игали» (Гумбет. р-н), от анд. игьа «войско, общество»; ср. аварское бо в том же значении; Лъанлъари «Тантари» (Гумбет. р-н), от анд. лъенлъеру «около воды»;ЧIиркъатIа «Чирката» (Гумбет. р-н), от анд. чIир «порох, селитра». Этот список можно продолжить. Но и приведенные примеры показывают, что на данной территории происходила внутренняя миграция, связанная с языковой ассимиляцией. Изложение данной темы носит чисто научный характер, поэтому мы остановимся на этом.

Арадерих(арадерихские сёла) граничит: с севера с сел. Цатаних(ЦIцIатIанихъ), Иштибури(ИщтIибури), Коло Унцукульского р-на, с востока с Тадколо(ТIадколо) Хунзахского р-на, с юга с сел. Хиндах(Хьиндахъ) и Орота(ГIоротIа) Хунзахского р-на, с запада сел. Инхо(Инххо) и Игали(Игьали) Гумбетовского р-на.

Основными видами хозяйственной деятельности арадерихцев являются животноводство и земледелие. На террасных полях они преимущественно сеют ячмень (бурчIина), голозерный ячмень (бугIа), черные бобы (гьулу, лит.гьоло) и лён (лъелъ). Выращивают также картофель(катущкIа) и морковь(ламадур) и кукурузу(цIцIуруссарулI, лит.цIцIороссаролI). Имеются и немногочисленные частные сады, где преимущественно растет яблоня, слива, груша. Арадерихцы держат коров и овец. Как раньше на быках пашут немногие. Для этого используются трактора и мини-трактора.

Культура земледелия особая, земля высеивается точно в определенное время, известное под названием Х1алил анкь «Неделя усилий». По многолетним наблюдениям арадерихцев, если не посеять зерновые в период 4-11 июня(дата колеблется по селам ± одна неделя), то можно потерять урожай осенью или ранним созреванием и попаданием урожая под осенние дожди или поздним созреванием и попаданием под ранний снег. За Х1алил анкь следует Къу бух1ил анкь «Неделя безысходности». В эту неделю посев проводят те, кто по каким-то причинам не смог его провести вовремя.

По неофициальному статусу аварских населенных пунктов они относятся к магIарулал («жители горных вершин»), в отличие от хьиндалал («жители речных долин»). В свою очередь, арадерихцы называют жителей аулов хунзахского плато также магIарулал, имея в виду, что те тоже имеют такой же хозяйственный уклад, как и они сами. Хунзахцы причисляют арадерихцев к нахъбакIал («живущие за землями хунзахцев на севере»).

Первое упоминание об арадерихцах относится к ХVIII в. В I томе «Очерков истории Дагестана» [1959: 147] они названы среди селений, которые обязаны платить подати хунзахскому Ума-хану(данный текст, где кроме арадерихцев упоминаются и много других селений, в свое время был найден арабистом М. Нурмагомедовым из Аракани в самом Арадерихе):

«С жителей Верхнего Арадериха по две мерки голого ячменя с дыма: у кого имеется стадо овец – с него бзж* и два ягненка, две шали, они же должны 3 хвалченбухьи (надеть шашку)**, стоимостью каждый в 6 руб., всего 18 руб.

С жителей Среднего Арадериха по мерке голого ячменя с каждого двора; у кого стадо овец, то с него бзж и два ягненка, с жителей аула – две шали (сукно кавказское) и хвалченбухьи, стоимость которого составляет 18 руб.Подлинник на арабском языке без обозначения автора и без даты. Установить авторство не представляется возможным. Упоминаемый в документе Ума-хан Аварский был одним из влиятельных феодальных правителей Дагестана. В 1801 г. в одном из боев он был убит. Поэтому, по мнению специалистов, документ следует датировать временем до 1801 г.

По данным переписи 1886 года (ЦГА Ф.21, ОП.5) в трех селениях имелось 156 двора, 328 чел. муж.и 334 чел. жен. пола, общее количество 662( В. Арадерих: 63 двора, муж. 147 чел., жен. 125 чел., обоего пола 272 чел.; Ср. Арадерих: 60 дворов, муж. 115 чел., жен. 114 чел., обоего пола 229 чел.; Н. Арадерих: 33 двора, муж. 69 чел., жен. 83 чел., обоего пола 152 чел.).

В 1944 году жители с. В. Арадерих и Н. Арадерих были переселены в Чечню, проживали там в Ритлябском районе в сел. Бас-Гордали, которое было переименовано в Арадерих. В 1957 году они частично вернулись обратно. Многие умерли там от малярии (бакъккун). Некоторое количество семей осталось на плоскости, где они проживают (кроме двух кутанов) в Кизилюрте, Хасавюрте, Махачкале, Буйнакске, и в некоторых других местах.

В Ср. Арадерихе есть средняя школа, клуб, медпункт, почта.

В В.Арадерихе – начальная школа, библиотека, медпункт.

В Н.Арадерихе – начальная школа, библиотека, медпункт.

Села расположены в одном направлении. Расстояние от Н.Арадериха до Ср. Арадериха – 1,5 км, от Ср. Арадериха до В.Арадериха – 4,5 км.

С Арадериха открывается широкая панорама, охватывающая долину реки Андийского койсу. Начиная от Ботлиха до Инхо, как на ладони на юге видны села Хунзахского района Харахи, Орота, Хиндах, Коло, Амишта, Тлайлух, Амуши, Мушули. Напротив, на другой стороне огромного ущелья расположены села Жалатури, Сиух, Мочох этого же района. На востоке расположились как пчелиные соты дома селений Очло и Тадколо. На юге над землями харахинцев, сиухцев начинается территория Ахвахского р-на, которая частично также хорошо просматриваются с Арадериха. На юго- западе виднеются земли сел ГигатлиЦумадинского района, Годобери, Ансалта, Рахата и Ботлих Ботлихского района. Над ними хорошо просматривается пограничный с Чечней Снеговой хребет с вершинами Заинкорт(3308м), безымянной вершиной(3903м). В ясную погоду прекрасно видна высочайшая вершина Западного Дагестана гора Диклосмта (чеч. Дукълуо-Лам «гора на Снеговом хребте» груз. «гора, принадлежащая Дикло») (4285м)— горный массив в восточной части Большого Кавказа на гребне Снегового хребта, являющегося природной границей Чечни, Дагестана и Грузии.
На западе вдалеке видна Андийская котловина, с дорогой, которая ведет в Чеченскую Республику. Сами андийские села не просматриваются. Ближе расположены села Ичичали, Цунди и ЩабдухГумбетовского района. Значительно ниже от них как на ладони видны села Килятль, Читль, Верхнее и НижнеИнхо этого же района. С северной территории Арадериха открывается величественная панорама земель сел. Аргвани(с новым селом аргванинцев Саду майдан), Артлух, Чирката, ИгалиГумбетовского района,Кахабросу, Цатаних, Коло, ИнквалитаУнцукульскоко района. Вряд ли еще найдется в Дагестане горное село, откуда бы просматривались бы такие обширные земли. Поэтому, видимо, у арадерихцев, по мнению их соседей, открытая душа и спокойный характер.

По преданию, села В. Арадерих и Ср. Арадерих образовались от пограничных застав, которые охраняли границы хунзахских владений. Село Н. Арадерих исторически имело тесные связи с сел. Н. Инхо.

Основательные археологические раскопки на арадерихских землях не проводились, отдельные раскопки (Атаев, 1963) показывают, чтопервые поселения на этой территории относятся к эпохе бронзы, о чем свидетельствует инвентарь, обнаруженный при строительных и полевых работах (бронзовые топоры, форма захоронений, случайно обнаруживаемых также при строительных работах). На территории сел было много хуторов, родово-тухумных поселений. Об этом свидетельствуют и многочисленные захоронения, обнаруженные в разное время в местностях Рачахъ, Кьердахъ, Кверссахъ, Лъаг1алила и др. В одном из их кладбищ на надгробном камне высечен 1539-ый год смерти. По преданию, чтобы смилостивить богов и чтобы собрать хороший урожай, самую красивую девушку или юношу, сжигали на костре, а пепел пускали по ветру.

О распространении язычества на данной территории свидетельствуют микротопонимы (названия мест) Гьал‛анищу, ГьатIанмархьи и др. Названия языческих богов, у которых просили местные жители дождь, ясную погоду и т.п., перешли и на названия христианские, потом и на мусульманские. Так, слово гьатIан(его андийская форма(т.е. форма андийских языков) гьал‛ан, ср. авар. ратIа «передняя нога животного», анд. рел‛а «рука») означало место, где совершались языческие обряды. С принятием христианства данное слово стало обозначать и христианскую часовню или церковь. Отсюда и происходит название гьатIанкъо «воскресенье», так как христиане идут на коллективную молитву в воскресенье. ГьатIанмархьи означает «хутор с часовней» или «хутор, где есть церковь».

Если первое упоминание о селах относится к ХVIII в., то сами арадерихцы упоминаются в разных источниках и в более раннего периода. Так, из истории Чиркея известно, что одними из первых поселенцев здесь был Жамирза из Арадериха.

В 1699 г. под председательством Дугъри-нуцалаII(сын ГIумма-нуцалаII) хунзахцы– «малый и большой, старики и юноши» – провели сходку. На ней они согласились расселить пришлых людей на своих землях, нахо­дящихся в местностях НитIаб, НакIкIикь и Малиданахъа, т. е. в ДатунатIа. Поселенцы обязаны были при этом вносить ежегодно по 10 мерок зерна в пользу Хунзаха и делать это «вплоть до конца све­та», даже если со временем в их селах будет по 1000 дворов в каж­дом. Данное соглашение засвидетельствовали: «эмир хунзахцев» Дугъри-нуцал, их кадий ГьитIинавМухIума, дибирШайхмухIаммад из ГIуриба, его ученик ГIумар из ГIахъуща, дибирЗакарика из Гьарадирихъ, дибирМухIаммад из ГIахьалчIи — сын ХIассана и «боль­шая толпа» простых хунзахцев.

В научном мире широко было известно имя Щайха из Арадериха, ученого и хаджи. Он жил в период Мусалава из Кудутля(конец XVII –нач. XVIII), они были друзьями. Когда его выбрали сельским дибиром, к его имени добавился данный эпитет, и он стал Щайхдибиром. О нем пишут ученые Замир Али(Али Каяев), Назир из Доргели (см. «История дагестанских ученых») и др.

Арадерихцы принимали активное участие в Кавказской войне. Свидетельством этому являются многочисленные имена, засвидетельствованные в разных исторических источниках. Широко известны имена наибов и мюридов Шамиля. Вот некоторые из них.

Уцав – мюрид Шамиля, до последней капли крови оборонял Ахульго, пал смертью шахида. НургIали, участник битвы на Ахульго, наиб Шатоя, впоследствии наиб Ауха, отважный воин и мюрид. Наибом Ауха (ТIадбуртиял) Шамиль назначил Нурали, после того как наиб Хаджимурад был снят с этой должности. Умер от холеры и похоронен в селе (его смерть предсказал чеченский прорицатель Тода, который гадал по лопатке барана).
МуртазагIали, мюрид, участник обороны Ахульго и Шатоя. Впоследствии – наиб в Арадерихе.

Об отваге и мужестве Нурали и Муртазали говорит тот факт, что они были среди восьми человек, с которыми Шамиль покинул Ахульго. «Затем вернулись в Гуш-Керт и некоторые товарищи Шамиля. Вместе с ним там поселилось восемь человек: его неразлучныйтоварищ Юнус; его слуга Салих; гоцатлинцы – раненый ХуданатильМухамма, Белади и Гимбат (Химмат); арадерихцы – раненый Нурали и Муртазали, раненый Муса Балаханский».

Читайте также:  Наиболее крупным морем является море

МухIу, мюрид Шамиля, стойко и бесстрашно защищал Ахульго. Там была и его сестра Чакар. ГIусман, мюрид Шамиля и устазаАбдурахманахаджи из Согратля. Тарикат(вирд) получил от него, когда Ободияв еще не стал устазом.

Ису, 13 летний юноша, воевал вместе с взрослыми мюридами. Он был последним мужчиной в своём роду. Узнав об этом, Имам Шамиль отправил его в отдалённое село на обучение, дабы не прекратился его славный род.

Лабазан (Куралабазан)(1830-?), бесстрашный воин ислама. Бросался везде, где разгоралось жестокое сражение.

ИссайилМуртазагIали(1831-?), также воевал вместе с имамом. Впоследствии был кадием в Арадерихе, а потом, после Кавказской войны – писарем и кадием в Хунзахе. Имел очень красивый почерк. Сохранилось много различных документов, писем, написанных рукой МуртазагIали.

ШихгIамир, мюрид Шамиля. Пал смертью шахида в битве у села Чох. Похоронен там же.

Аймесей (1804-?), участница обороны Ахульго. С огромным риском и трудом спускалась к реке за водой для оборонявшихся. Пули царских солдат несколько раз пробивали её кувшин, но закрыв отверстия от пуль рукой, она доставляла воду.

После взятия укрепления ЦIцIатIанихъ, Имам Шамиль намеревался сделать Т1ох мег1ер (гора над Арадерихом) укрепленным пунктом. Но скоро пришлось отказаться от этой идеи, так как там было мало воды, хотя было проведено много подготовительной работы: до сих пор сохранились возведенные воинами Шамиля внушительные стены.

Долгое время было принято умалчивать о воевавших против большевистской власти. Их объявляли врагами, но для земляков они всегда были в числе непризнанных героев. 19 человек ушли из Арадериха в отряд Гоцинского. В столкновениях с превосходящими силами 11-й армии РККА многие из них пали шахидами. Вот имена лишь некоторых: ГIабдулкъадир (1887-1920), Сах1ил Г1умар (?-1920), ГIумардибир (?-1920), ГIумарилАбакар (1884-1920).

Первую начальную школу в селе окрыли в частном доме в 1928 году. Обучение велось на аджаме, с 1928 года перешли, как и все, на латиницу, с 1936 года – на кириллицу.

В 1936 году были организованы колхозы. Нижний и Средний Арадерих объединились в один колхоз. Он носил имя героя гражданской войны МуслимаАтаева, председателем был избран Гаджиев Осман. Жители Верхнего Арадериха объединились в колхоз, который носил имя героя гражданской войны С.М. Буденого.

Первыми кто вступил в ряды партии большевиков, были МутагIиловНургIали, НургIалиевМутагIил, НургIалиевМухIумагIали, ИсмагIиловХIасан.

Арадерихцы гордятся тем, что Расул Гамзатов родился здесь. В 1922 году Гамзат Цадаса был приглашен арадерихцами(«ГьарунчагIирачIиндал, НахъчIвазезахIмалъана»,напишет поэт позже) дибиром села. До Гамзата дибиром работал ГIабдулмутIалиб из ТIануси, после Гамзата – Параюсуп из Игали.

Всемирно известный поэт Расул Гамзатов родился в Среднем Арадерихе. То, что его отец, выдающийся аварский поэт Гамзат Цадаса, работал в 20-е годы XX века в Арадерихе, многие уже знают. Об этом статьи появились, хотя и сравнительно поздно, но при жизни самого Р. Гамзатова они успели увидеть свет. Причина умалчивания работы Г. Цадасы муллой в данном селении была банально проста. Это было уже послереволюционное время, и данный факт мог сыграть злую шутку в биографии поэта. Поэтому, большой удачей в своей жизни он считал то, что ему в сельсовете Арадериха дали справку о том, что он работал там учителем, а не муллой. Для Гамзата, это был почти вопрос жизни и смерти, факт, который он должен был скрывать всю жизнь. Ни в одной своей автобиографии Гамзат не говорит, что он работал в данном селении. Р Гамзатов вскользь упоминает об этом в «Моем Дагестане», подчеркивая, что он приехал в Арадерих в маленьком возрасте. Тепло отзывается он и о своей молочной сестре Залму и о ее матери, которая его и кормила своим молоком, когда заболела его мать Хандулай.

Совсем недавно в шестом томе произведений Г. Цадасы, на аварском языке опубликованы воспоминания жены и дочери Г. Цадасы, где они уже очень подробно описывают свой быт в Арадерихе. Они вспоминают, что прожили в Арадерихе год и четыре месяца. Все члены семьи, кроме самого Г. Цадасы, тяжело заболели. Хандулай пишет, что и она, которая недавно родила Расула (ему при рождении дали имя Магомедрасул, но потом оно стало употребляться в усеченном виде; мать всегда его называла только Магомедрасул), заболела. Его по очереди кормили многие арадерихские женщины, но больше всех кормила Саидат, дочь Шайхулислама (Щайххулисламил СагIидат), у которой была маленькая дочка Залму.

Гамзат приехал в Арадерих середине 1922 года, уехал в конце 1923 года. Они жили у разных людей. Вначале у бездетного Салмана (жена его Багисултан), потом у Амирхамзы. У этого Амирхамзы (ГIамирхIамза) мать звали Гухар (Гугьар).

Им посвящены известные строки поэта:

Со слов арадерихцев, поэт жил и у других людей, но в воспоминаниях Хандулай и Патимат об этом не сказано.

Известный аварский поэт МаксудЗайнулабидов в свой статье пишет (воспоминания о работе учителем Арадерихской семилетней школы в 60-х годах 20 века) : «Саидат, пожилая, но не по годам кажущаяся молодой, крупная, большелицая, с улыбкой рассказывала о Расуле. — Этот ребёнок с первого же дня казался необыкновенным, он внимательно смотрел нам в глаза, а глаза его улыбались каким-то внутренним светом. Казалось, что это святой ребёнок. — О, Саидат, ты же тогда не знала, что этот ребёнок именно святым и был. Все великие поэты — посланники Всевышнего! — воскликнул я. Нас угощала молочная сестра Расула Залму — ясноглазая, разговорчивая, с весёлым лицом женщина. У двери стоял её сын, её Гажияв. В том году он учился у меня в 7-м классе (я в этом поднебесном селе работал лишь один год, в следующем учебном году меня перевели в Гоцатлинскую среднюю школу этого же района). Умный был парень. Жаль его… Он на охоте случайно убил своего друга, и, ошеломлённый случившимся, сам застрелился… Всё, что в ту ночь я услышал и что за год «добывал» из этого «золотого рудника» — Арадериха, записано в моих записных книжках. И всё оно войдёт в отдельную книгу о Расуле Гамзатове.

Однажды по навету Залму оказалась на скамье подсудимых в Хунзахском нарсуде. Судья, получивший взятку от недругов Залму, хотел осудить её, невиновную, хотя бы условно, для виду. Но она неожиданно заявила на суде: — Я — сестра Расула Гамзатова, молочная сестра! Одни рассмеялись, другие, знавшие, откуда родом Залму, задумались: «В самом деле, ведь Расул Гамзатов родился в селении Арадерих». И судья вдруг неожиданно для всех отпустил Залму с миром.

Расул Гамзатов так писал в «Моем Дагестане»: «Я аварский поэт. Но в своем сердце я чувствую гражданскую ответственность не только за Аваристан, не только за весь Дагестан, не только за всю страну, но и за всю планету. Двадцатый век. Нельзя жить иначе.
Мне рассказали. Вскоре после моего рождения отец временно был вынужден перебраться на службу в аул Арадерих. К седлу отцовского коня были приторочены две дорожные сумы, два хурджуна. В один хурджун был собран весь наш домашний скарб: одежда, остатки муки, толокно, сало, книги. Из другой сумы выглядывала моя голова.
После дороги моя мать тяжело заболела. В ауле, куда мы переехали, нашлась бедная одинокая женщина, у которой недавно умер ребенок. Эта арадериханка стала кормить меня своей грудью. Она стала моей кормилицей и моей второй матерью.

Итак, две женщины на земле, перед которыми я в долгу. Сколько бы ни длилась моя жизнь, и что бы я ни делал для этих женщин, что бы я ни совершал во имя их, мне никогда не оплатить им свой сыновний долг. Сыновний долг не имеет конца.

Эти две женщины: одна — моя мать. Та, которая меня родила, и впервые качала мою колыбель, и спела мне первую колыбельную песню. Другая… тоже моя мать, та, которая, когда я был обречен на смерть, дала мне свою грудь, и теплая жизнь начала вливаться в меня, и я с узкой тропинки умирания свернул на дорогу жизни.»

Арадерихцы гордятся тем, что имеют какое-то отношение к этим знаменитым людям, которые оставили заметный след в мировой художественной культуре. Память о них будет жива, пока живы те, кому небезразлична судьба родного слова и родного очага.

Особая страница в истории села – участие в Великой Отечественной войне. Из сравнительно небольшого села на фронт на фронт ушел 71человек. Не покладая рук, днем и ночью в тылу работали старики и женщины, помогая фронту. Не вернулись с войны 42 человека. Многие из них награждены боевыми орденами и медалями.

Абдулхалимов Гаджи (1923-1995). Служил в пехоте в звании сержанта. Был ранен. Имел награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «30 лет Советской Армии и флота» и др. В 1951-1973 гг. служил в органах МВД в должности начальника линейного отделения железной дороги г. Буйнакск. Награды за трудовую деятельность: «За безупречную службу» (3, 2, 1 степени), «50 лет Советской милиции».

Кадиев Мухамад (1914-2001). Прошел всю войну. Был трижды ранен. Награжден Орденом «Отечественной войны II степени», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг.» и др. Работал заведующим избой-читальной, секретарем парторганизации, почтальоном.

Кадиев Кадимухамад (КъадихIума)(1924-1984). В 1943году ушел на фронт добровольцем. Награжден медалями «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945г», «За доблестный труд в период ВОВ» и др.После войны окончил Ставропольское краевое училище по подготовке начальников отделений и заведующих агентствами связи. Работал начальником отделений связи в Харахи, Арани, Арадерихе.

Абдулатипов Сайгидали (1960).Призван в армию в 1980 году в мае. До сентября 1980г. Служил в ВДВ Краснознаменного Туркестанского округа (г. Чирчик).В сентябре того же года попал в Афганистан. Был старшиной десантно-штурмовой роты. Участвовал в более 40 боевых операциях. Награжден медалями СССР и Афганистана. Окончил Дагестанский сельскохозяйственный институт. В настоящее время живет в Махачкале.

Магомедов Багавудин (1960).Призван в армию в 1980 году. Сначала служил в г. Чирчик ВДВ Туркестанского военного округа, затем – в Афганистане. Был разведдозором десантно-штурмовой роты. Принимал участие в крупных боевых операциях по ликвидации банд мятежников. Награжден медалями СССР и Афганистана. В настоящее время проживает в своем родном селении.

Вот еще некоторые имена, которые прославили и прославляютнаши селения и не только.

Алигалбац (1882-?),борец,силач. Арадерихцы с улыбкой и не без гордости рассказывают о нем. Однажды вместе с сельчанами он отправился в сел. Игали на сельский байрам. На сельском турнире Алигалбац вышел бороться с известным силачом Цахъах1ил из Унцукуля. И одержал победу в честном бою. Через некоторое время он поехал в Темир-хан-Шуру. Встретил на рынке своего противника. Поздоровавшись с Алигалбацом, тот предложил пойти с ним. Долго шел за ним Алигалбац, не зная для чего. И вот Цахъах1ил заходит в какие-то двери, а за ним Алигалбац, заведение это оказалось трактиром. Цахъах1ил посадил его за стол, заказал обед, и представил Алигалбаца всем присутствующим как единственного человека, который смог его победить.

Усманов Казанби, алим (1889-1987).С малых лет Казанби стал проявлять интерес к исламу. Духовное образование Казанби получил в медресе селенийТинди, Мутагари, Кахиб и т.д. В юношеском возрасте подружился с Абдулхамидом-апанди. Стал хорошим богословом, работал муалимом в Хунзахе. После становления Советской власти один из первых получил светское образование. Стал главным организатором и первым учителем школы в своем родном селе в 1928 году, работал так же в селении Очло (Хунзахский район), был одним из первых учителей в с. Мочох (1932.). Однако и в Советские годы, когда религия была под запретом, несмотря на большой риск, обучал детей Корану. Он был алимом с большой буквы. В их числе учеников Казанбибыл и богослов Султанмухамад-хажи (р.г1.) из Тлоха, который до конца своих дней поддерживал связь с семьей Казанби. Его друзьями были Гамзат Цадаса, Махмуд из Кахабросо, Шихабудин из Арадериха.

Умаров Нурмухамад (Ханикалав) (1882-1960),камнетес.В народе его звали Ханикалав, по имени матери Ханика. Арадерихская мечеть – один из памятников архитектуры перестроена в 1908 году Нурмагомедом. Мечеть представляет собой сооружение прямоугольной формы размером 20х10 метров и высотой 5 метров. Свод мечети поддерживает великолепная каменная аркада, которая тянется на всю длину по центру зала. Аркада состоит из трёх арок, которые опираются на колонны идеально круглой формы, выполненные из тесаного камня. Арки удивительно красивой формы, выполнены в виде эллипсоидальной дуги, что создаёт дополнительные трудности при строительстве. Обозревая это прекрасное творение, задумываешься, сколько же мастерства и терпения надо иметь, чтобы построить такое великолепие в тех условиях. За свою жизнь Ханикалав построил семь мечетей, не считая других сооружений. И все они выстояли до наших дней, несмотря на все перипетии советского периода. И хотя его творения выглядят скромно рядом с бетонными минаретами новых мечетей одетых в мрамор, в них чувствуется душа мастера и какая-то каменная музыка. Рассказывают, что когда Ханикалав конструировал элементы зданий, он использовал черных бобы. Сидя на корточках, он раскладывал на глиняном полу веранды чёрные бобы, подразумевая в них каменные блоки. Раскладывал их в виде арок. Добавляя или убирая количество, меняя форму, он наконец добивался идеальной формы. Тридцать бобов-камней на дуге арки и один клинообразный в середине. Иногда ему это стоило протёртых дыр на коленках штанов. Фасад арадерихской мечети целиком выполнен из обтёсанного камня. Подгонка камней выполнена с такой точностью, что нужно хорошенько приглядеться, чтобы увидеть швы на стыках. В центре стены вмонтирована каменная гирлянда из трёх колец, высеченная из цельного камня, эта была визитная карточка мастера, которая присутствует на всех его строениях. Такие же гирлянды висят и на мечетях в селе Каранай Буйнакского р-на, в селе Беной в Чечне, в селе ЦатанихУнцукульского р-на, на великолепном минарете в селе БатлаичХунзахского района. Рассказывают, что минарет в старом Чиркее, который по каким-то причинам он не успел достроить, так и не был достроен, хотя многие мастера брались за его завершение. У Ханикалава был не менее искусный учитель Карамагомед, который умер молодым.

Читайте также:  Общая площадь черного моря

Гасанов Шихабудин (1893-1974), певец.Шихабудин еще юношей начал петь, а отец все время сетовал, что сын занимается несерьезными делами, вместо того чтобы помогать ему. Песни в его исполнении не оставляли равнодушным никого, был душой компании и не пропускал ни одной свадьбы в округе. Куда бы ни поехал Шихабудин, дом его кунака заполнялся людьми. Был хорошо знаком с Махмудом из Кахабросу. Его репертуар составляли, в основном, песни на стихи Махмуда. Как бы его не любили в народе, в 1936 году раскулаченного выслали в Киргизию. Жил в совхозе Джанги-Пахта Сокулукского района. Двоих своих сыновей он оставил на попечении родственнику. В ссылке он сочинил песню, где выражает тоску по родному краю. Люди плакали, когда слышали эту песню в исполнении Шихабудина. Он всегда поддерживал связь со своими земляками. Сохранилась его переписка с другом Казанби. Похоронен в Киргизии, так и не побывав на родной земле.

Нуралиев Мухумаали (1889?-1945?), певец. Находился в отряде МуслимаАтаева. Первым браком был женат на ПатиматБагадуровой из Орота. Когда в Орота прибыл данный отряд(был среди них и Н. Самурский), рассказывают, что Мухумаали помог некоторым оротинцам избежать наказания за связь с отрядом Н. Гоцинского. В 1922 году участвовал при строительстве КОР(Канал Октябрьской революции), фотографировался рядом с М. И. Калининым. Известный исполнитель народных песен на пандуре, композитор. Друг Махмуда из Кахабросу. По рассказам очевидцев, обладал высоким баритоном. Для сборника песен Махмуда 1926 года выпуска, составленного АбдулатипомШамхаловым из Аргвани, Мухумаалив руки самого Абдулатипапередал больше десяти произведений поэта.

Алиев Расул (1912-1978),партийный и профсоюзный деятель.Сын МухIумагIали.Алиев Расул в военные годы несколько летработал Председателем Верховного суда Дагестана, после войны – заворготделом Обкома, ответсекретарем Обкома профсоюзов работников нефтяной и химической промышленности.

Газимагомедов Пайзула (1915-1993), певец. Он вышел из народа и жил для народа. Он пел о любви и о войне. Участник и инвалид Великой Отечественной войны. Прошагал дорогами войны от Курска до Варшавы; пулеметчик. Получив тяжелое ранение в голову( осколок от вражеского снаряда пробил его череп), находясь между жизнью и смертью, его поместили в госпиталь вблизи Варшавы. Здесь он пролежал шесть месяцев. То что Пайзула остался жив, можно назвать чудом. Он был награжден орденом «Отечественной войны» первой степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», медалью «50 лет вооруженных сил СССР», медалью «40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медалью «70 лет вооруженных сил СССР». Хотя официальных почетных званий Пайзула не имел, он был истинно народным певцом, пользовался искренней любовью народа. Он исполнял песни на мелодии ТлурилЛабазана из Инхо, Абдулхана и Гаджиахмеда из Игали, Шихабудина из Арадериха в основном на стихи Махмуда из Кахабросу. Пайзулу ценили Гамзат Цадаса, и Расул Гамзатов. На юбилее, посвящённом 110-летию со дня рождения Гамзата Цадасы в 1987 году, пение Пайзулы очаровало секретаря союза писателей СССР Сергея Михалкова, который вручил ему диплом 2 степени.

Гаджидадаев Умардада (1932-1969), водолаз-спасатель.Человек редкой души и редкой профессии. Он был эталоном чести и мужества. Водолаз-спасатель погиб при исполнении служебного долга в порту города Челекен Туркменской ССР. Его именем был назван один из кораблей Каспийского морского пароходства – Теплоход «Водолаз Гаджидадаев». Общее время нахождения под водой Омара Гаджидадаева за время работы в Каспийском Морском Пароходстве в составе Экспедиционного отряда Аварийно-спасательных, Судоподъёмных и Подводно-технических работ (АСПТР «Каспара») составляло 3325 часов.Имел множество государственных наград.

Казанбиев Мухамад (1931), летчик-испытатель.В 1948 году окончил Дагестанское (русское) педучилище. В 1955 окончил Первое Чкаловское военно-авиационное училище лётчиковимени К.Е. Ворошилова в городе Оренбурге. Служил в Закавказском военного округе, на Украине, Урале и в Средней Азии. Службу проходил на боевых самолётах МИГ, вертолётах, на транспортной авиации. Окончил курсы Аэрофлота по ведению радиосвязи с землёй на английском языке. Во время службы в Закавказском военном округе успешно прошёл отборочную комиссию в отряд космонавтов, но по независящим от него обстоятельствам не попал в основной состав. Лично был знаком с будущими космонавтами Гагариным, Титовым, Бондаренко. Мастер спорта по самбо.Выступая за сборную Украинской ССР, не раз занимал первые места. Специалист класса «М». В 1973 году был направлен на службу в Среднюю Азию город Токмак, на должность начальника курса по подготовке авиационных специалистов для зарубежных стран. Через его школу лётного мастерства прошли представители десятка стран Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. Некоторые из них впоследствии занимали высокие посты в своих государствах. Вышел в отставку в звании майора 1980 году. Имеет правительственные награды и благодарности от командования ВВС. Награжден многими медалями. В настоящее время живёт в родном селе. В свои 80 лет полон сил и бодрости. Занимается пчеловодством. Совершил паломничество в Мекку. Теперь он – Магомед-хаджи. Для подрастающего поколения является примером безупречной службы Отечеству, кристальной честности, высокого профессионализма, нравственности и скромности.

Ибрагимов Абдулпатах (1924 -1998), поэт.Автор трех книг(Мавлидалва шиг1раби, 1993; Г1умрудул сухъмахъал, 1994; Уст1ар Г1ободияв, 1995). Его стихи обличают человеческие пороки, восхваляют родной край и учат любить малую родину.

Вижараб росу

Нижерросда т1аса «Т1ох-мег1ер»буго
Т1аде вахамунгоборхалъилъазе.
Борхатаб маг1арда т1егь бижунбуго
Т1ун мах1 сунт1е гьелъулгьуинлъи ц1узе.

Гьаниввахунелъул т1агъур шулаккве
Т1аса нак1к1улъ тункунбортизегурин
Батани, чабхилъ ч1ун, чанил хал гьабе
Чорхол х1ал хьеч1ого борч1изе гурин…(1948)

Магомедов Юсуп (1934), поэт. Живет в сел. Нечаевка Кизилюртовского р-на.

Херлъидал кант1арасул кеч1

Огь маг1арулазул сог1аб махсаро,
Чан дун г1адинавдай къосинавуна
«Швелеб я швелареблъаларебалжан,
Щварабкепбосун лъик1 г1умруялдаса «

Анищ г1емераб кьун, г1акълу дагьабкьун
Вижи г1айиб гурин г1адамасулан.
Гьава г1емер кьурас, ях1 дагьабкьурас,
Бокьанщинабгьабимунагьищилан.

Гьекъезебагьана – г1емераз гьекъей,
Бикъизебагьана – г1емераз бикъи.
Г1айиб гьелъухъгьездегьабулебмехалъ
Гьоркьов хут1анани вохулевдие…..

Хайбулаев Карамухамад (1934), научный работник. Окончил Аранинскую СШ. В 1958 году окончил зоотехнический факультет Сельскохозяйственного института. В 1965 поступил в аспирантуру при Научно-исследовательском институте рыбного хозяйства. Защитил диссертацию в 1971 году. Работает в НИИ рыбного хозяйства (старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместителем директора).Является соавтором трехтомника «Определитель по развитию пресноводных рыб в фауне СССР». Автор свыше 100 научных работ.

Магомеднабиева Патимат, перваяарадерихская женщина, получившая высшее образование. Окончила Аранинскую женскую школу и факультет иностранных языков в ДГУ. С 1971 года работает в родной школе. 15 лет проработала завучем, вот уже 20 лет работает директором Арадерихской СОШ. Награждена медалью За трудовую доблесть, имеет звание «Почетный работник просвещения РФ». Всю свою жизнь отдает воспитанию и просвещению юных арадерихцев.

Гаджиев Нурмухамад (1951-1997),преподаватель.В 1975 году окончил МВТУ им. Баумана. Единственный из Арадериха, кто окончил данный престижный вуз. Кандидат технических наук, специалист по различным видам сварки. Работал в ДГТУ. Трагически погиб.

Сулейманов Газимухамад (1951), врач. В 1975 году окончил Дагестанский государственный мединститут. Работал в г. Стерлитамак (Башкирия,1975-1976), Ногайской Центральной районной больнице(1976-1977).Долгое время (1977-2007) работал заместителем главного врача по лечебной частиГумбетовской Центральной районной больницы. Был депутатом Районного Собрания нескольких созывов. В настоящее время (с 2007года)является заместителем директора Медицинского колледжа при Дагестанской государственной медицинской академии.Заслуженный врач Республики Дагестан, хирург высшей категории.

Лабазанов Абдулвахид (1954), журналист.Окончил Махачкалинский сельскохозяйственный техникум, Ростовскую высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал заведующим отделом, секретарем райкома ВЛКСМ, секретарем партийного комитета колхоза «Коминтерн». После окончания Ростовской ВПШ был направлен на работу в Кизилюртовский горком КПСС, где до 21 августа 1991 года работал инструктором отдела. С 1991 года и по сей день – первый секретарь горкома КПРФ городаКизилюрт и с 2008 года главный редактор газеты «Кизилюртовские вести».

Шихамиров Абдусалам, (1959)спортсмен, предприниматель. В 1981 году окончил факультет физической культуры Даггоспединститута. Долгое время играл в волейбол в сборной Дагестана, был капитаном команды. Мастер спорта. Работал тренером кизилюртовской команды «Каскад». В настоящее время играет в команде ветеранов Кизилюрта. Оказывает спонсорскую поддержку различных соревнований по волейболу.

Нурмагомедов Мухамад (1960), преподаватель. В 1978 году окончил Нижнеинховскую среднюю школу, в 1983 году с красным русско-дагестанское отделение филологического факультета ДГУ и аспирантуруДНЦ РАН. В 1993году защитил диссертацию кандидата филологических наук. С 1987 года работает на факультете дагестанской филологии ДГПУ, доцент. С 2003 года – заведующий кафедрой дагестанских языков ДГПУ.

Мухамадов Мухамад (1962), научный работник.Учился в Арадерихской восьмилетней школе. Окончил Нечаевскую среднюю школу Кизилюртовского р-на. В 1986 году с отличием окончил кавказское отделение филологического факультета Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили(Грузия), был направлен в аспирантуру Дагестанского филиала АН СССР ( ныне Дагестанский научный центр РАН).

С 1989 года работает в Институте языка, литературы, искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН( до 1994 года назывался – Институт истории, языка и литературы Дагфилиала РАН). С 2007 года работает в должности заведующего отделом грамматических исследований.

Область научных интересов — филология, лингвистика, кавказские языки, дагестанские языки, источниковедение, ориенталистика. В 1994году стал кандидатом филологических наук.

Автор 90 статей по проблемам фонетики, грамматической структуры, топонимии аваро-андийских языков. Книги:

1.Русско-аварский словарь (в соавторстве). Махачкала, 2004. 160 п.л.

2.Русско-аварский школьный словарь. Махачкала, 2010. 60 п.л.

3.Аварско-русский словарь Махачкала. 80 п.л.

4.Морфологические категории имени существительного в аварском и андийском языках/ М.А. Магомедов, Н.С. Гаджибекова; [отв.ред.З.М.Маллаева]; Ин-т языка,лит. и искусства им. Г.Цадасы ДНЦ РАН. – Махачкала, 2011.

Шарипов Шарип (1958), полковник полиции. ОкончилАранинскую СОШ Хунзахского района(1978)и Факультет советской торговлиДГУ(1982). Работал всистеме горпищеторга города Невинномысск Ставропольского края(1982-1990). В 1993-2002годах работал в Гумбетовском РОВД участковым уполномоченным милиции, старшим УУМ, начальником штаба РОВД. В 2002-2010годахявлялся заместителем начальника, начальником штаба Кировского отдела внутренних дел г. Махачкалы. В 1999году принимал активное участие в боевых действиях против НВФ на границе Ножаюртовского района на территории Гумбетовского и Ботлихского районов. Награжден именными часами президента РФ В.В. Путина.В настоящее время – начальником АПК УВД г. Махачкалы.

Халипаев Халипа (1963), предприниматель. Школу окончил в родном селе. В 1982-1984 служил в Ракетных войсках стратегического назначения. В 2005 окончил Юридический факультет Дагестанского государственного университета. В 2006 году создал мебельную фабрику «Шанс-МК1». На сегодняшний день «Шанс» – это динамично развивающая мебельная фабрика, которая участвует в Российских и в Международных выставках. Фабрика не однократно награждалась грамотами и дипломами.ХалипаевХалипа – «Лучший предприниматель года 2007»(Дагестан), «Лучший предприниматель года 2010» ( Россия).

Избудинов Хамзат (1981), журналист, поэт. В2004 году с отличием окончил отделение журналистики и аспирантуру филологического факультета ДГУ. В1999-2004 гг. работал корреспондентом в республиканской газете «Х1акъикъат». В 2004-2007 гг. – ответственным секретарем газеты «Ассалам». С 2007 года работает спецкором газеты «Х1акъикъат», сотрудник радио «Свобода» и еженедельника «Настоящее время». С 2004 года член Союзов журналистов России. В 2005 году принимал участие в форуме «Молодые литераторы России» состоявшемся в станицеВешенское Ростовской области, посвященное 100-летию классика русской литературы М.А. Шолохова; в 2009 году представлял республику в диалоге писателей «Литературный Кавказ» состоявшемся в Краснодаре. В том же году прошел курсы в Институте повышения квалификации журналистов Фойо (Fojo) в Швеции.

* В сноске говорится: «Слово, видимо, арабское и его значение выяснить не удалось».

** В сноске говорится: «Дословный перевод: ношение сабли. Видимо, налог, установленный в честь совершеннолетия ханского сына, вносимый всеми гражданами аулов».

Источник

Adblock
detector