- Хозяйственное использование Атлантического океана
- Мир науки
- Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
- География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
- Хозяйственное использование Атлантического океана — география
- Атлантический океан использование океана человеком важнейшие транспортные пути
- Атлантический океан.
- Добыча и промысел
- Популярные темы:
- Транспортно-географическая характеристика Атлантического океана
- Роль Атлантического океана в перевозках
Хозяйственное использование Атлантического океана
В Атлантическом океане представлены все виды хозяйственной деятельности человека на морских акваториях. Среди них наибольшее значение имеют морской транспорт, затем — подводная добыча нефти и газа, только потом — вылов и использование биологических ресурсов.
На берегах Атлантики размещается более 70 приморских стран с населением свыше 1,3 млрд. человек. Через океан проходят многие трансокеанические маршруты с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок. На побережьях океана и его морей расположены наиболее значительные по грузообороту порты мира.
Уже разведанные минеральные ресурсы океана — значительны (примеры приведены выше). Однако интенсивно разрабатываются в настоящее время нефтегазовые месторождения на шельфе Северного и Карибского морей, в Бискайском заливе. Многие страны, ранее не имевшие значительных запасов этих видов минерального сырья, испытывают сейчас экономический подъем за счет их добычи (Англия, Норвегия, Нидерланды, Мексика и др.).
Биологические ресурсы океана давно и интенсивно используются. Однако, в связи с переловом ряда ценных промысловых видов рыб, в последние годы Атлантика уступает Тихому океану по добыче рыбы и морепродуктов.
Интенсивная хозяйственная деятельность человека на акватории Атлантического океана и его морей вызывает заметное ухудшение природной среды — как в океане (загрязнение вод, воздуха, уменьшение запасов промысловых видов рыб), так и на побережьях. В частности, ухудшаются рекреационные условия на берегах океана. С целью предотвращения дальнейшего и уменьшения существующего загрязнения природной среды Атлантического океана разрабатываются научные рекомендации и заключаются международные соглашения по рациональному использованию ресурсов океана.
Источник
Мир науки
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
Хозяйственное использование Атлантического океана — география
В Атлантическом океане представлены все виды морской деятельности, среди которых наибольшее значение имеет морской, транспорт, подводный нефтегазодобыча и только потом — использование биологических ресурсов.
Атлантический океан — главный морской путь мира, район интенсивного судоходства. На берегах Атлантического океана размещается более 70 приморских стран с населением более 1,3 млрд человек.
К минеральным ресурсам океана относятся россыпные месторождения редких металлов, алмазов, золота. В недрах шельфа сосредоточены запасы железных руд, серы, обнаружены большие залежи нефти и газа, которые эксплуатируются многими странами (Северное море и др..). Некоторые районы шельфа богатые яа каменный уголь. Энергия океана используется в работе приливных электростанций (например, в устье реки Ранс на севере Франции).
Многие приатлантических стран добывают из океана и его морей такие минеральные богатства, как поваренная соль, магний, бром, уран. В засушливых районах работают опреснительные установки.
Интенсивно используются и биологические ресурсы океана. Атлантический океан — самый на единицу площади, но его биологические ресурсы в некоторых районах истощены.
В связи с интенсивной хозяйственной деятельностью во многих морях в открытом океане происходит ухудшение природных условий — загрязнение воды, воздуха, уменьшение запасов ценных промысловых рыб и других животных. Ухудшаются рекреационные условия на берегах океана.
Источник
Атлантический океан использование океана человеком важнейшие транспортные пути
В Атлантическом океане представлены все виды хозяйственной деятельности человека на морских акваториях. Среди них наибольшее значение имеют морской транспорт, затем — подводная добыча нефти и газа, только потом — вылов и использование биологических ресурсов.
На берегах Атлантики размещается более 70 приморских стран с населением свыше 1,3 млрд. человек. Через океан проходят многие трансокеанические маршруты с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок. На побережьях океана и его морей расположены наиболее значительные по грузообороту порты мира.
Уже разведанные минеральные ресурсы океана — значительны (примеры приведены выше). Однако интенсивно разрабатываются в настоящее время нефтегазовые месторождения на шельфе Северного и Карибского морей, в Бискайском заливе. Многие страны, ранее не имевшие значительных запасов этих видов минерального сырья, испытывают сейчас экономический подъем за счет их добычи (Англия, Норвегия, Нидерланды, Мексика и др.).
Биологические ресурсы океана давно и интенсивно используются. Однако, в связи с переловом ряда ценных промысловых видов рыб, в последние годы Атлантика уступает Тихому океану по добыче рыбы и морепродуктов.
Интенсивная хозяйственная деятельность человека на акватории Атлантического океана и его морей вызывает заметное ухудшение природной среды — как в океане (загрязнение вод, воздуха, уменьшение запасов промысловых видов рыб), так и на побережьях. В частности, ухудшаются рекреационные условия на берегах океана. С целью предотвращения дальнейшего и уменьшения существующего загрязнения природной среды Атлантического океана разрабатываются научные рекомендации и заключаются международные соглашения по рациональному использованию ресурсов океана.
Атлантический океан.
Географическое положение. Атлантический океан протянулся с севера на юг на 16 тыс. км от субарктических до антарктических широт . Океан широк в северной и южной частях, сужается в экваториальных широтах. На севере сообщается с Северным Ледовитым океаном, а на юге соединяется с Тихим и Индийским океанами. Ограничен берегами Северной и Южной Америки — на западе, Европы и Африки – на востоке и Антарктиды — на юге. Атлантический океан — второй по величине среди океанов планеты. Около материков много островов, внутренних и окраинных морей. В состав Атлантики входят 13 морей.
История исследования Европейцы стали осваивать Атлантический океан еще во II в. до н. э. Древних мореходы, выходили в океан через Гибралтарский пролив, плавали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти из хорошо освоенного Средиземного моря в неизвестный тогда океан. Первыми пересекли Атлантику викинги.
С эпохи Великих географических открытий (Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, изучение состава и строения грунта на дне, характера движения воздуха, силы и скорости ветра и т. д.
Рельеф дна Всю Атлантику почти по меридиану пересекает гигантский хребет. На севере океана он выходит на поверхность – это остров Исландия. Он делит ложе океана на две почти равные части. К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.
Климат Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах. В умеренных широтах дуют западные ветры, зимой часты штормы, а в Южном полушарии они бушуют во все сезоны года. В субтропических широтах ветры слабы, штормы случаются редко. Во времена парусного флота эти районы океана были опасны своими штилями, которые иногда длились неделями. Много дней суда стояли с обвисшими парусами.
Воды Одна из особенностей водных масс Атлантики – их соленость, превышающая среднюю соленость вод Мирового океана. Это связано с тем, что значительная часть испарявшейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки. Течение Гольфстрим – мощная река в океане, не имеющая себе равных. Это течение тепло отдает атмосфере, а западные ветры несут его в Европу. Если бы не существовало этой «отопительной системы», природа Европы была бы похожа на природу Аляски. Особенность океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед.
Животный мир Средиземного моря не богат, так как планктон в море развит слабо. Поверхностные воды, попадающие из Атлантики, бедны питательными веществами. Из-за малого количества планктона вода в море очень прозрачная.
Животный мир Рыбы не образуют больших скоплений. В море обитают сардины, скумбрия, анчоусы, тунцы, угри, акулы, летучие рыбы, из беспозвоночных – головоногие моллюски, ракообразные, губки, красные кораллы.
Животный мир Птиц мало. Встречаются дельфины, морские черепахи, один вид тюленей. Разнообразен и богат мир водорослей.
Хозяйственное использование Морской транспорт. На берегах Атлантики размещается более 70 приморских стран с населением свыше 1,3 млрд. человек. Через океан проходят многие трансокеанические маршруты с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок. На побережьях океана и его морей расположены наиболее значительные по грузообороту порты мира.
Хозяйственное использование Морской транспорт. Важный морской путь – Средиземное море. Особенно большой поток грузов движется из стран Ближнего Востока.
Хозяйственное использование Подводная добыча нефти и газа. Уже разведанные минеральные ресурсы океана – значительны. Однако интенсивно разрабатываются в настоящее время нефтегазовые месторождения на шельфе Северного и Карибского морей, в Бискайском заливе. Многие страны, ранее не имевшие значительных запасов этих видов минерального сырья, испытывают сейчас экономический подъем за счет их добычи (Англия, Норвегия, Нидерланды, Мексика и др.).
Хозяйственное использование Вылов и использование биологических ресурсов. Биологические ресурсы океана давно и интенсивно используются. Однако, в связи с переловом ряда ценных промысловых видов рыб, в последние годы Атлантика уступает Тихому океану по добыче рыбы и морепродуктов.
Охрана среды Интенсивная хозяйственная деятельность человека на акватории Атлантического океана и его морей вызывает заметное ухудшение природной среды — как в океане (загрязнение вод, воздуха, уменьшение запасов промысловых видов рыб), так и на побережьях. В частности, ухудшаются рекреационные условия на берегах океана. С целью предотвращения дальнейшего и уменьшения существующего загрязнения природной среды Атлантического океана разрабатываются научные рекомендации и заключаются международные соглашения по рациональному использованию ресурсов океана.
Охрана среды Длительное хозяйственное освоение Средиземного моря способствовало и его сильному загрязнению. По мнению некоторых ученых, это самое грязное море из планете. Многие страны Средиземного моря предпринимают совместные усилия по охране его природы.
Океанологические условия на значительных пространствах Атлантического океана благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный (260 кг/км2). До 1958 г. Атлантический океан лидировал в добыче рыбы и нерыбных продуктов. Однако многолетний интенсивный промысел отрицательно сказался на сырьевой базе, что привело к замедлению роста уловов. В то же время началось резкое увеличение вылова перуанского анчоуса, и Атлантический океан уступил первенство по уловам Тихому. В 2004 г. Атлантический океан давал 43% от общемирового улова. Объем добычи рыбы и нерыбных объектов колеблется и по годам и по районам добычи.
Добыча и промысел
Большую часть вылова дает Северо-Восточная Атлантика. За этим районом следуют Северо-Западный, Центрально-Восточный и Юго-Восточный районы; Северная Атлантика была и продолжает оставаться главным районом промысла, хотя в последние годы заметно увеличилась роль ее центральной и южной зон. По океану в целом уловы 2006 г. превышали среднегодовые за 2001 — 2005 гг. В 2009 г. добыча была ниже вылова 2006 г. на 1 985 тыс. тонн. На фоне этого общего уменьшения уловов в двух районах Атлантики, в Северо-Западном и Северо-Восточном добыча сократилась на 2198 тыс. тонн. Следовательно, основные потери вылова произошли в Северной Атлантике.
Анализ рыболовства (включая и нерыбные объекты) в Атлантическом океане за последние годы, выявил главные причины изменения уловов в разных промысловых районах.
В Северо-Западном районе океана добыча снизилась из-за жесткой регламентации промысла в 200-мильных зонах США и Канады. Вместе с тем эти государства стали проводить здесь дискриминационную политику в отношении социалистических стран, резко ограничив им квоты вылова, хотя сами не используют сырьевую базу района в полной мере.
Увеличение уловов в Юго-Западной Атлантике связано с увеличением уловов стран Южной Америки.
В Юго-Восточной Атлантике сократился суммарный улов стран Африки, но в то же время по сравнению с 2006 года повысились уловы почти всех государств, ведущих здесь экспедиционный промысел, и межнациональных корпораций, национальную принадлежность которых ФАО затрудняется определить.
В приантарктической части Атлантического океана в 2009 г. общий объем добычи достиг 452 тыс. т, из которых 106,8 тыс. т пришлось на долю простейших ракообразных.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в современных условиях добыча биологических ресурсов в Атлантическом океане во многом стала определяться юридическими и политическими факторами.
Популярные темы:
5 океанов мира от самого маленького в порядке возрастания до самого большого ставь лайк южного…
Северный Ледовитый океан (СЛО) 7 класс Тема: Северный Ледовитый океан. Цель: Учебная – способствовать формированию…
Какие есть океаны?Наука океанология занимается изучением гидрологических процессов. Воды отдельных акваторий имеют отличительные характеристики, собственную…
В разделе Другое на вопрос В честь какого путешественника назван самый широкий пролив Мирового океана?…
Происхождение названияСэр Френсис Дрейк считался первым мореплавателем, чей корабль прошёл через этот пролив. Назвать его…
Источник
Транспортно-географическая характеристика Атлантического океана
Особенности ЭГП Атлантического океана предопределяют интенсивное транспортное использование его вод и берегов. Здесь перекрещиваются многие трансокеанские маршруты, межматериковые океанские и морские пути с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок. На побережье океана и его морей находятся наибольшие по грузообороту порты мира, к которым приписана преобладающая часть мирового флота.
Роль Атлантического океана в перевозках
Как транспортный бассейн Атлантический океан отличают сравнительно небольшие расстояния между его западными и восточными берегами. Современное судно за трое-четверо суток пересекает океан, который теперь стал связующим звеном между Европой, Америкой и Африкой. Со времен Великих географических открытий и до наших дней Атлантика занимает ведущее место по сосредоточению транспортных магистралей и количеству перевозимых по ним грузов. Так, вначале XX в. его доля в международных морских перевозках достигала 74%, в 60-х годах она снизилась до 69% и к настоящему времени еще несколько уменьшилась. Это объясняется резким повышением в последние 20—25 лет морских перевозок нефти, которая отправляется главным образом из бассейна Индийского океана не только в Европу, но и на Дальний Восток.
Различия в уровнях экономики и политическом устройстве стран, тяготеющих к Атлантическому океану, предопределяют неравномерность в размещении судоходных трасс на его акватории, объемах и структуре грузоперевозок. Сочетание относительно благоприятных для мореплавания природных условий в Северной Атлантике, большой плотности населения и очень высокого экономического потенциала стран, расположенных по обе ее стороны, обусловило формирование самой густой сети оживленных океанских путей на акватории между 35-40° и 55-60° с.ш. Здесь, на важнейшем в океане североатлантическом направлении, проходит большое число трансокеанских широтных маршрутов, главным образом между Европой и Северной и в меньшей степени Центральной Америкой. В этом районе организовано более сотни регулярных линий США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и других стран, а также курсирует немало трамповых судов.
Северная часть Атлантического океана — арена самой интенсивной мировой торговли, где проходят крупнейшие грузопотоки между государствами Северной Америки и Европы. В порты европейских стран морской транспорт доставляет различные генеральные грузы (машины, станки, приборы и пр.), американский каменный уголь, канадскую руду, химические продукты, зерно, хлопок, лесную продукцию и другие грузы. Во встречном направлении перевозятся европейские станки в Канаду, высококачественная шведская и норвежская железная руда в США, различные промышленные и продовольственные товары.
Здесь же сосредоточены и наиболее напряженные пассажирские потоки на линиях, связывающих США и Канаду со странами Западной Европы.
К североатлантическому направлению примыкают пути вокруг Скандинавского полуострова. Они в наиболее полной мере используются советским транспортным флотом для перевозок в большом каботаже между Северным и Балтийским бассейнами. Кроме того, северные районы нашей страны по этим путям получают выход во все районы Атлантики. Отдельные участки трассы вокруг Скандинавии жизненно важны дня стран Северной Европы, которые располагают большими лесными ресурсами, богатыми и разнообразными рудами, но которые испытывают недостаток в топливе.
Существенная часть экспортно-импортных морских перевозок этих стран приходится на пути вокруг Скандинавии. Широкие транспортные связи существуют между северной частью Атлантического океана и Северным морем — важным узлом мировых морских путей. К нему выходят берега наиболее развитых государств Европы, в том числе стран «Общего рынка». Для них Северное море служит важнейшей транспортной магистралью, соединяющей между собой страны этого бассейна и связывающей их с приатлантическими и другими государствами. В Северном море сходится значительная часть наиболее мощных морских грузопотоков, а на его берегах расположены самые крупные порты мира, к которым тяготеют мощные индустриальные районы Западной Европы.
В целом маршруты североатлантического направления с примыкающими трассами вокруг Скандинавии и путями в Северном море образуют наиболее грузонапряженное звено во всей системе морских перевозок по Атлантическому океану.
Латиноамериканское направление объединяет судоходные линии вдоль берегов Южной Америки. От Ресифи часть трасс проходит на северо-запад, к Карибскому морю и к атлантическим берегам США и Канады. Другая группа путей пересекает океан и уходит частично через Гибралтар в Средиземное море, а частично — к океанским портам Европы и через Ла-Манш в Северное море. Этому направлению свойственны трассы большой (примерно 5 — 6 тыс. миль) протяженности.
Структура грузопотоков здесь складывается на основе перевозок преимущественно топливно-сырьевых и продовольственных грузов из развивающихся стран Южной и Центральной Америки в индустриальные страны Северной Америки и Европы, откуда в обратном направлении транспортируются промышленные товары. Так, в США, Канаду и страны Западной Европы по океану транспортируются нефть и руды цветных металлов из Венесуэлы, железная руда и кофе из Бразилии, мороженое мясо и мясные продукты из Аргентины и прочие грузы. Встречные перевозки представлены различными машинами, оборудованием, лесом и лесоматериалами, химическими продуктами и другими промышленными изделиями. Морские перевозки на этом направлении носят черты, присущие грузообмену между империалистическими и зависимыми странами.
С водами, прилегающими к атлантическим берегам Африки, связаны американо-западноафриканские направления судоходства.
Первое из них включает трассы двух главных маршрутов: между североамериканскими — африканскими портами и южноамериканскими — африканскими портами.
Второе представлено транспортными магистралями, проходящими вдоль западных берегов Европы и Африки.
В результате многовекового колониального прошлого экономика западноафриканских стран пока еще развита слабо. В ней преобладает разработка богатых месторождений полезных ископаемых, выращивание и сбор сельскохозяйственных продуктов. Торговый флот во многих африканских странах только зарождается и не играет большой роли в мировом морском транспорте. Все это сказывается на структуре и объемах грузоперевозок по отмеченным направлениям, каждое из которых характеризуется однородными грузами. В традиционную номенклатуру западноафриканского экспорта входят нефть, руда, фосфориты, тропический лес, масличные культуры, натуральный каучук, кофе, какао, фрукты. Они вывозятся в страны Северной и Южной Америки, а также в европейские государства. В импортных перевозках преобладают три группы товаров: промышленные изделия, продукты питания, топливо и материалы. В масштабах Атлантического океана объемы перевозок между африканскими и другими странами сравнительно невелики.
Как уже отмечалось, последние годы большое развитие получили перевозки нефти из Индийского океана вдоль западных берегов Африки. Мощный грузопоток ее сделал это направление одним из важнейших в Атлантическом океане.
Рассмотренные экономико-географические черты этого океана указывают на многоотраслевой характер его хозяйства, в котором представлены практически все виды морской деятельности.
В отраслевой структуре экономики Атлантического океана превалирует морской транспорт, на второе место ныне выдвинулась подводная нефтегазодобыча, а затем следует использование биологических ресурсов. Такая последовательность главных направлений хозяйственной деятельности — основная региональная особенность Атлантического океана.
Источник