- В). Основные направления международных морских путей в Тихом океане.
- Транспортно-географическая характеристика Атлантического океана
- Роль Атлантического океана в перевозках
- Расположение и описание атлантического океана
- Географическое расположение
- Береговая линия
- Характеристики Атлантического океана
- Объем и площадь водоема
- Максимальная и средняя глубина
- Геологическое строение
- Донный рельеф
- Теплые и холодные течения
- Полезные ископаемые
- Исследования водоема
- Интересные факты об Атлантическом океане
В). Основные направления международных морских путей в Тихом океане.
Экономическая география морского судоходства.
Роль морского транспорта в осуществлении международных экономических связей.
Морские пути и судоходство Атлантического, Индийского, Южного, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Крупнейшие морские порты мира.
А). Основные направления международных морских путей в Атлантическом океане.
В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них — североатлантическое, которое проходит между 35—40° и 55—60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы.
К североатлантическому направлению примыкают пути вокруг Скандинавского полуострова. Они в наиболее полной мере используются российским транспортным флотом для перевозок в большом каботаже между Северным и Балтийским бассейнами. К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям.
Другие важные направления морского судоходства в Атлантическом океане — южноатлантическое или латиноамериканское(Европа—Южная Америка). Этому направлению свойственны трассы большой (примерно 5 — 6 тыс. миль) протяженности.
Западноатлантическое(Африка—Европа). С водами, прилегающими к атлантическим берегам Африки, связаны американо-западноафриканские направления судоходства.
По побережью Атлантического океана расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США).
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы Атлантического океана: Суэцкий, Кильский и др.
Б). Основные направления морских и океанских путей в Индийском и Южном океанах.
Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят почти 30 государств с населением, приближающимся к 2 млрд. человек. В Индийском океане выделяют 3 основных направления: ближневосточное, дальневосточное и австралийское.Магистральные океанские пути как бы образуют направленный четырехугольник: Суэцкий канал — Малаккский пролив — мыс Луин (юго-западная оконечность Австралии) — мыс Доброй Надежды (юг Африки) — Суэцкий канал. Вместе с тем здесь пролегают, весьма протяженные диагональные трансокеанские маршруты: мыс Доброй Надежды — Малаккский пролив, Суэцкий канал — мыс Луин
Крупные морские порты Индийского океана: Карачи — Пакистан, Бомбей (Мумбай) и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.). Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура — Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.
В). Основные направления международных морских путей в Тихом океане.
Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австралийскому.
На берегах Тихого океана много крупных портов (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя — Япония, Шанхай — КНР, Пусан — Республика Корея, Сидней — Австралия, Ванкувер — Канада и др.). Только в Японии насчитывается 1074 морских порта, из них 17 крупнейших международных. Основная доля перевозки леса в Японию приходится на перевозку из портов Дальнего Востока в порты, в основном, восточного побережья Японии.
Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км. Северный морской путь, а исторически Северо-восточный проход – главная судоходная магистраль России в Арктике. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяя европейские и дальневосточные порты. Протяженность его от Карских Ворот до бухты Провидения – 5600 км, или 3023,76 морских миль. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек. По нему сюда завозят топливо, оборудование, продовольствие. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль,
тогда как через Суэцкий канал – 11 400 миль.
Источник
Транспортно-географическая характеристика Атлантического океана
Особенности ЭГП Атлантического океана предопределяют интенсивное транспортное использование его вод и берегов. Здесь перекрещиваются многие трансокеанские маршруты, межматериковые океанские и морские пути с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок. На побережье океана и его морей находятся наибольшие по грузообороту порты мира, к которым приписана преобладающая часть мирового флота.
Роль Атлантического океана в перевозках
Как транспортный бассейн Атлантический океан отличают сравнительно небольшие расстояния между его западными и восточными берегами. Современное судно за трое-четверо суток пересекает океан, который теперь стал связующим звеном между Европой, Америкой и Африкой. Со времен Великих географических открытий и до наших дней Атлантика занимает ведущее место по сосредоточению транспортных магистралей и количеству перевозимых по ним грузов. Так, вначале XX в. его доля в международных морских перевозках достигала 74%, в 60-х годах она снизилась до 69% и к настоящему времени еще несколько уменьшилась. Это объясняется резким повышением в последние 20—25 лет морских перевозок нефти, которая отправляется главным образом из бассейна Индийского океана не только в Европу, но и на Дальний Восток.
Различия в уровнях экономики и политическом устройстве стран, тяготеющих к Атлантическому океану, предопределяют неравномерность в размещении судоходных трасс на его акватории, объемах и структуре грузоперевозок. Сочетание относительно благоприятных для мореплавания природных условий в Северной Атлантике, большой плотности населения и очень высокого экономического потенциала стран, расположенных по обе ее стороны, обусловило формирование самой густой сети оживленных океанских путей на акватории между 35-40° и 55-60° с.ш. Здесь, на важнейшем в океане североатлантическом направлении, проходит большое число трансокеанских широтных маршрутов, главным образом между Европой и Северной и в меньшей степени Центральной Америкой. В этом районе организовано более сотни регулярных линий США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и других стран, а также курсирует немало трамповых судов.
Северная часть Атлантического океана — арена самой интенсивной мировой торговли, где проходят крупнейшие грузопотоки между государствами Северной Америки и Европы. В порты европейских стран морской транспорт доставляет различные генеральные грузы (машины, станки, приборы и пр.), американский каменный уголь, канадскую руду, химические продукты, зерно, хлопок, лесную продукцию и другие грузы. Во встречном направлении перевозятся европейские станки в Канаду, высококачественная шведская и норвежская железная руда в США, различные промышленные и продовольственные товары.
Здесь же сосредоточены и наиболее напряженные пассажирские потоки на линиях, связывающих США и Канаду со странами Западной Европы.
К североатлантическому направлению примыкают пути вокруг Скандинавского полуострова. Они в наиболее полной мере используются советским транспортным флотом для перевозок в большом каботаже между Северным и Балтийским бассейнами. Кроме того, северные районы нашей страны по этим путям получают выход во все районы Атлантики. Отдельные участки трассы вокруг Скандинавии жизненно важны дня стран Северной Европы, которые располагают большими лесными ресурсами, богатыми и разнообразными рудами, но которые испытывают недостаток в топливе.
Существенная часть экспортно-импортных морских перевозок этих стран приходится на пути вокруг Скандинавии. Широкие транспортные связи существуют между северной частью Атлантического океана и Северным морем — важным узлом мировых морских путей. К нему выходят берега наиболее развитых государств Европы, в том числе стран «Общего рынка». Для них Северное море служит важнейшей транспортной магистралью, соединяющей между собой страны этого бассейна и связывающей их с приатлантическими и другими государствами. В Северном море сходится значительная часть наиболее мощных морских грузопотоков, а на его берегах расположены самые крупные порты мира, к которым тяготеют мощные индустриальные районы Западной Европы.
В целом маршруты североатлантического направления с примыкающими трассами вокруг Скандинавии и путями в Северном море образуют наиболее грузонапряженное звено во всей системе морских перевозок по Атлантическому океану.
Латиноамериканское направление объединяет судоходные линии вдоль берегов Южной Америки. От Ресифи часть трасс проходит на северо-запад, к Карибскому морю и к атлантическим берегам США и Канады. Другая группа путей пересекает океан и уходит частично через Гибралтар в Средиземное море, а частично — к океанским портам Европы и через Ла-Манш в Северное море. Этому направлению свойственны трассы большой (примерно 5 — 6 тыс. миль) протяженности.
Структура грузопотоков здесь складывается на основе перевозок преимущественно топливно-сырьевых и продовольственных грузов из развивающихся стран Южной и Центральной Америки в индустриальные страны Северной Америки и Европы, откуда в обратном направлении транспортируются промышленные товары. Так, в США, Канаду и страны Западной Европы по океану транспортируются нефть и руды цветных металлов из Венесуэлы, железная руда и кофе из Бразилии, мороженое мясо и мясные продукты из Аргентины и прочие грузы. Встречные перевозки представлены различными машинами, оборудованием, лесом и лесоматериалами, химическими продуктами и другими промышленными изделиями. Морские перевозки на этом направлении носят черты, присущие грузообмену между империалистическими и зависимыми странами.
С водами, прилегающими к атлантическим берегам Африки, связаны американо-западноафриканские направления судоходства.
Первое из них включает трассы двух главных маршрутов: между североамериканскими — африканскими портами и южноамериканскими — африканскими портами.
Второе представлено транспортными магистралями, проходящими вдоль западных берегов Европы и Африки.
В результате многовекового колониального прошлого экономика западноафриканских стран пока еще развита слабо. В ней преобладает разработка богатых месторождений полезных ископаемых, выращивание и сбор сельскохозяйственных продуктов. Торговый флот во многих африканских странах только зарождается и не играет большой роли в мировом морском транспорте. Все это сказывается на структуре и объемах грузоперевозок по отмеченным направлениям, каждое из которых характеризуется однородными грузами. В традиционную номенклатуру западноафриканского экспорта входят нефть, руда, фосфориты, тропический лес, масличные культуры, натуральный каучук, кофе, какао, фрукты. Они вывозятся в страны Северной и Южной Америки, а также в европейские государства. В импортных перевозках преобладают три группы товаров: промышленные изделия, продукты питания, топливо и материалы. В масштабах Атлантического океана объемы перевозок между африканскими и другими странами сравнительно невелики.
Как уже отмечалось, последние годы большое развитие получили перевозки нефти из Индийского океана вдоль западных берегов Африки. Мощный грузопоток ее сделал это направление одним из важнейших в Атлантическом океане.
Рассмотренные экономико-географические черты этого океана указывают на многоотраслевой характер его хозяйства, в котором представлены практически все виды морской деятельности.
В отраслевой структуре экономики Атлантического океана превалирует морской транспорт, на второе место ныне выдвинулась подводная нефтегазодобыча, а затем следует использование биологических ресурсов. Такая последовательность главных направлений хозяйственной деятельности — основная региональная особенность Атлантического океана.
Источник
Расположение и описание атлантического океана
Атлантический океан занимает второе место в мире по площади после Тихого. Изучение водной поверхности, рельефа и глубин продолжается даже сейчас. Также постоянно обновляются сведения о течениях, климатических условиях и др.
Географическое расположение
Согласно принятой классификации, водоем находится между 4 материками, причем сразу в обоих полушариях: Евразией, Африкой, Южной и Северной Америкой. В южном направлении он доходит до прибрежных районов Антарктиды.
По географическому положению Атлантический океан имеет общие границы с другими — Индийским, Северным Ледовитым и Тихим.
Береговая линия
Линии водоема, согласно принятому обозначению, следующие:
- от Скандинавии до севера Исландии, далее Баффинова Земля, берега Гренландии и полуостров Лабрадор;
- от юга африканского материка до Антарктиды;
- от берега Южной Америки (южная часть) до Антарктического полуострова.
Береговая линия водоема различается:
- в южном направлении — относительно одинаковая и ровная;
- в северной части — изрезанная, поэтому образовались многочисленные заливы, острова и моря.
Из самых больших участков суши — Куба, Ирландия, Гренландия, Великобритания, Исландия. Многие острова — вулканического происхождения.
Характеристики Атлантического океана
Краткая характеристика сводится к следующему:
- соленость воды — 35% (средний показатель, поскольку в разных частях океана может отличаться);
- температура — около экватора 25-27°C, в самой южной и северной части 0°C;
- климат — различный, поскольку водоем расположен во всех климатических зонах и изменяется с севера на юг.
Характерна большая территория водосборного бассейна и множество подводных котловин, возвышенностей и хребтов.
Объем и площадь водоема
Площадь Атлантического океана составляет 91,66 млн км² (около 17% занимают заливы и моря). Общий объем воды — 329,66 млн км³.
Максимальная и средняя глубина
Средний показатель глубины в океане составляет 3736 м. Самая глубокая точка — 8742 м (измерено в желобе Пуэрто-Рико, отличающемся сейсмической активностью; там же расположен и действующий вулкан).
Геологическое строение
Океан появился в юрский период после распада континента Пангея. В геологическом строении водоема выделяют подводную окраину материков, ложе, срединно-океанический хребет. Переходная зона имеет слабую выраженность.
Отличительная черта окраины севера Америки — шельфовая зона, которая занимает свыше 10% всей площади океанического дна. Она расширяется (до 400 км) в северо-западном направлении — у берегов Шотландии, Гренландии, Лабрадора. Этот район отличается глубоководными желобами, реликтовыми формами ледникового рельефа, каньонами.
С восточной стороны Флориды к шельфу присоединяется подводное плато Блейк, на котором четко выражен материковый склон. Последний начинается на глубине 200 м, отличием считается большое количество каньонов.
К подводной окраине севера Америки, в юго-восточном направлении от Флориды, относятся Багамские острова и банки. Для северной стороны характерен широкий шельф с отмершими коралловыми постройками.
На всей протяженности четко выражается равнина материкового подножия, которая осложнена выступами вулканических хребтов. В отдельную структуру выделяют Фолклендское плато.
Для подводной окраины Скандинавии характерен узкий шельф с прибрежной выровненной частью. Равнина отличается стрендфелтом, образована после воздействий морозного выветривания, волн и приливов.
В шельфовой зоне Северного моря идет чередование пологих возвышенностей и впадин, глубина которых начинается с 50 и заканчивается 300 м. В прибрежной части проявляются длинные песчаные гряды. Материковое подножие на европейском протяжении имеет незначительное расстояние и характеризуется толщей осадочных пород.
Для африканского шельфа характерна малая ширина. Наибольшее значение выявлено у Сьерра-Леоне, Гвинеи. Материковый склон континента практически везде проявляется крутым уступом, а в южном направлении от линии экватора расчленен каньонами.
Материковое африканское подножие характеризуется сложным строением. К северу от Канарских островов находится гористый рельеф, отличающийся вулканическими хребтами. Для этой зоны характерны частые извержения, широкое развитие базальтовых лав. Действующие вулканы в большом количестве расположены у подводного основания о. Зеленого мыса.
Для переходной области характерны 3 зоны. Первая из них — море Скотия, выражена слабо.
Остальные — более четко:
- Средиземноморская. Отличается преобладанием материкового типа земной коры. Отсутствуют глубоководные желоба, однако есть их реликты (например, Эллинский желоб с глубиной свыше 5 км). Котловины чередуются с подводными горами либо массивами суши.
- Карибская (Антильская). Отличается множеством островных дуг с разным возрастом. Характерны отдельные котловины (Юкатанская, Гренадская), максимальная глубина которых до 5 км. Они отделяются подводными хребтами. Также в переходной части Карибских островов наблюдаются глубоководные желоба.
Отличительной чертой водоема считается Срединно-Атлантический хребет, который тянется на 17000 км в центральной части океана от о. Буве в южной до Исландии в северной зоне части. На этой территории часто фиксируются землетрясения и вулканические извержения. Особенность — поперечные разломы, среди которых Атлантис, Сан-Паулу и др.
В обоих направлениях от Срединно-Атлантического хребта располагается ложе водоема со средней глубиной 4-6 км. В западной части максимальное значение достигает 8 км и выше, а в восточной — около 7,3 км.
Донный рельеф
Средняя глубина материковой отмели составляет 80-220 м, однако значение варьируется в пределах 45-60 м около м. Хаттерас до 250-300 м на мысе Уэдделл.
Ширина — от 20 км рядом с Пиренейским полуостровом до 100 и выше километров возле Ньюфаундлендской банки.
У побережья континента Антарктида особенностью считаются шельфовые ледники. В более низких широтах основание ровное, с поперечными долинами и каньонами.
Средний уклон материкового склона водоема равен 1-2°, однако наблюдаются показатели до 20° рядом с французским берегом и Багамами. Высота варьирует от 1-1,5 км около Ирландии до 7,5 км в зоне желоба Пуэрто-Рико.
Поверхность склона часто пересекается уступами, террасами и продольными каньонами. У подножия находятся холмы до 250-300 м в высоту и мелкие долины.
Хребет разделяет 2 зоны. На запад от него расположены котловины:
- Гвианская (4,7 км);
- Северо-Американская (6,5 км);
- Ньюфаундлендская (4,5 км);
- Лабрадорская (средняя глубина 3,5 км);
- Бразильская (5,2 км);
- Аргентинская (5,5 км).
В восточном направлении Атлантики также находятся котловины:
- Западно-Европейская (4,5 км);
- Канарская (5,5 км);
- Сьерра-Леоне (5 км);
- Гвинейская (4,8 км);
- Ангольская (6 км);
- Капская (5 км);
- Иберийская (5,6 км);
- котловина Зеленого Мыса (5,4 км).
В южной части расположена Африкано-Антарктическая котловина. Донный рельеф у подножия Срединно-Атлантического хребта занят абиссальными холмами. Сами котловины чередуются поднятиями (Бермудское, Роколл), хребтами (Ньюфаундлендский) и т.д.
Подводные горные массивы в основном расположены тоже рядом со Срединно-Атлантическим хребтом. Большое количество возвышенностей наблюдается в северном направлении от Бермудских островов, в Гвинейском заливе.
Глубоководные желоба, среди которых Кайман (7 км), обнаружены рядом с островными дугами. Романш (около 7,8 км) считается крупным разломом. Склоны глубоководных желобов — от 10° до 18° и выше. Сам донный рельеф в этом районе относительно плоский.
Теплые и холодные течения
В Атлантике обнаружено несколько течений.
Среди теплых выделяют:
- Бразильское. Имеет 2 главных и 1 побочный потоки. Начало — у Сомали. Побочный происходит с Восточно-Африканского плоскогорья, протекает рядом с Тристан-да-Кунья и заканчивается на 20-й параллели.
- Северно-Пассатское (берет начало у северной части Срединно-Атлантического хребта). Главный поток проходит рядом с Антильскими островами в южном направлении и заканчивается в Мексиканском заливе. Остальные 2 ответвляются на 20-й параллели, причем 1 из них образует Антильское течение, перетекающее в Гольфстрим.
- Гвианское. Начинается в Бразилии и заканчивается в Карибском море.
- Гвинейское. Протекает от прибрежной части Гвинеи.
- Гольфстрим. Берет начало в море Саргассово и включает 2 потока. Первый составляет Северо-Атлантическое течение, которое заканчивается между Исландией и Великобританией, а второй — уходит влево и огибает Гренландию.
- Ангольское. Начинается в Гвинейском заливе. Главный поток почти достигает южных тропиков.
- Южно-Пассатское. Обратно Гвинейскому.
В Атлантике присутствуют и холодные течения:
- Лабрадорское. Включает 2 потока. Главный берет начало в Лабрадорском море, проходит по восточному побережью Северной Америки и оканчивается рядом с Флоридой. Еще поток начинается и заканчивается в том же море.
- Течение западных ветров. Начало — южная точка Америки, далее поток уходит в Индийский океан.
- Мальвинское. Считается ответвлением предыдущего, проходит с восточной стороны Америки.
- Бенгельское. Тоже ответвление течения Западных ветров. Заканчивается с южной стороны о. Святой Елены.
- Канарское. Тоже включает в состав 2 потока. Больший из них начинается в Бискайском заливе, протекает рядом с Канарскими островами, Зеленым Мысом и заканчивается с южного направления рядом с Дакаром. Еще поток начинается у Гибралтара, проходит у африканского побережья и заканчивается с восточной стороны о. Зеленый Мыс.
Полезные ископаемые
В Атлантике добывается много полезных ископаемых.
Среди основных следующие:
Кроме того, на африканском шельфе добывают алмазы.
Исследования водоема
Исследования Атлантического океана ведется давно.
Выделяют 4 этапа изучения:
- С древних времен до XV в. Первые упоминания о водоеме есть в документах I тысячелетия до нашей эры. Греческие, египетские, финикийские мореплаватели хорошо изучили прибрежные районы. Сохранившиеся карты содержат сведения с указанием глубин, размеров проломов, описанием основных течений и местоположением опасных районов.
- XV-XVII в. Это время открытий. Ученые продолжают исследовать Атлантический океан, который становится главным торговым путем. Васко да Гама в 1498 г. обошел на корабле Африканский континент и открыл новый путь в Индию. Кроме того, Христофор Колумб совершает 3 похода к побережью Америки (1493-1501 гг.). В этот период выявляют Бермудские аномальные зоны, открывают многочисленные потоки и течения, составляют глубинные карты и прописывают сведения о температурном режиме в разных частях Атлантического океана, дают характеристики донного рельефа.
- XIX — начало XX в. В этот период проходит углубленное изучение Атлантики специалистами в области физики, биологии, химии. Идут исследования геологической составляющей. Кроме того, тогда же составляется подробная карта течений и изучается дно, чтобы проложить кабель между Европой и Америкой под водой.
- 1950-е гг. и далее (изучения продолжаются даже сейчас). Углубленно изучается климатическая составляющая в различных частях водоема, выявляются глобальные и экологические проблемы. Ведется добыча полезных ресурсов, морепродуктов и т.д.
Интересные факты об Атлантическом океане
Интересных фактов об Атлантике много. Например, в центральной части Белизского барьерного рифа под водой находится пещера, которая называется Большой Голубой дырой. Глубина достигает 120 м.
Отличительная черта — там же расположена серия мелких гротов, которые связываются тоннелями. В океане находится и единственное в мире безбрежное море — Саргассово. Его границы — это океанические потоки.
Кроме того, в океане есть таинственное место — Бермудский треугольник, с которым связано много тайн и исчезновений судов.
Источник