- Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?
- Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.
- Чёрное воскресенье
- Новогодний концерт
- «Строгий» самолёт
- Катастрофы над морем
Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?
Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.
Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/ Виктор Толочко/Екатерина Чеснокова
Комиссия Минобороны и следователи Главного военного следственного управления (ГВСУ) разбираются в причинах крушения ведомственного самолёта Ту-154 над Чёрным морем, жертвами которого, по предварительным данным, стали 92 человека. Обломки лайнера уже нашли в 1,5 км от береговой линии Сочи и сейчас поднимают со дна.
Чёрное воскресенье
Фото: © РИА Новости/ Виталий Белоусов
К зданию Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Земледельческом переулке съезжаются родственники и друзья артистов. Люди подходят к зданию, коротко обнимаются со знакомыми и пытаются выяснить подробности крушения и судьбу своих близких. К зданию уже подъехала скорая — кому-то из родственников стало плохо.
В каждом из них теплится надежда: ведь в Сирию из подмосковного военного аэродрома в Чкаловском вылетели два борта Минобороны. Один борт успешно долетел, а второй рухнул в Чёрное море.
Авиакатастрофа произошла в 5:40 по московскому времени. Примерно через три минуты после взлёта из аэропорта Адлера Ту-154 пропал с экранов радаров. В это время он набирал высоту. Никаких сигналов тревоги экипаж самолёта не подавал.
Этот борт должен был дозаправиться в Моздоке, однако там была плохая погода — облачность и – 7 градусов. Диспетчеры направили его в Адлер.
Известно, что Ту-154 вела 32-летняя женщина-диспетчер Черноморского центра организации воздушного движения — Юлия Самодурова. Она стала последней, кто разговаривал с командиром экипажа по радиосвязи перед тем, как лайнер рухнул в воду. Потерпевшим крушение Ту-154 управлял опытный пилот, лётчик первого класса Роман Волков.
К поиску самолёта сразу же были привлечены все поисково-спасательные службы авиационных частей Южного военного округа в Краснодарском крае и соседних регионах. Примерно в 1,5 км от береговой линии спасатели заметили на воде большие масляные пятна, а также различные предметы. Худшие прогнозы оправдались — самолёт разбился. Его обломки и вещи пассажиров оказались разбросаны в море на расстоянии до 15 километров от берега.
Официальный представитель военного ведомства России сообщил, что фрагменты корпуса самолёта Ту-154, рухнувшего в Чёрное море, обнаружены у черноморского побережья Сочи. Обломки находятся на глубине около 70 метров.
Вскоре спасатели начали находить и тела погибших.
Новогодний концерт
Елизавета Глинка. Фото: © РИА Новости/ Рамиль Ситдиков
На борту Ту-154 находились 92 человека: 64 музыканта из ансамбля имени Александрова, девять журналистов, восемь военнослужащих в чине от капитана до генерала, два чиновника и представитель Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза). Самолётом управляли восемь членов экипажа.
Также на борту находился художественным руководитель хора имени Александрова генерал-лейтенант Валерий Халилов, директор Департамента культуры Минобороны Антон Губанков, который раньше работал министром культуры Московской области.
В списке пассажиров значатся трое журналистов НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Также на борту находилась съёмочная группа Первого канала — корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. Летела этим же бортом и исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, широко известная как доктор Лиза.
— Мы знаем, что в этот день Елизавета Петровна действительно собиралась отвозить гуманитарный груз, медикаменты для тяжелобольных в Университетском госпитале в Латакии. Мы несколько недель собирали средства и груз для этой поездки, — рассказа Авилова. — Мы до последнего будем надеяться, что она могла не дойти до этого борта, могла опоздать.
Погибшие музыканты и танцоры ансамбля имени Александрова должны были выступить с новогодним концертом для военнослужащих в Сирии. Об этом Лайфу рассказал член эстрадной группы ансамбля Дмитрий Волков, который по счастливой случайности не полетел этим рейсом вместе с коллегами.
— И певцы, и балетные танцоры (наших там было много) — все отправились на концерт на российскую военную базу в Сирии. Они должны были там дать концерт нашим военным. Но вот случилось такое. Меня разбудил звонок в 8:30 утра, и мне рассказали страшные новости. Мы сразу начали звонить всем находившимся на этом самолёте нашим коллегам. Но, к сожалению, уже ни один из них не был доступен, — сказал он.
В Ансамбле есть солдаты-срочники, однако все они остались в Москве — на концерты такого уровня летают только профессиональные артисты.
«Строгий» самолёт
Фото: © L!FE
Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, сочинские военные следователи уже возбудили уголовное дело о нарушении правил полёта. По её словам, следователи уже изымают предполётную документацию и допрашивают руководителей полётов, а также техперсонал, который имел отношение к подготовке самолёта к вылету и дозаправке.
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже полностью исключил версию теракта. Однако эту версию не сбрасывают со счетов.
— Есть основания предполагать, что на борту Ту-154 произошёл взрыв, — считает авиационный эксперт Сергей Крутоусов. — В подтверждение этой страшной версии свидетельствуют большой радиус разброса обломков — более километра — и внезапность случившегося. Пилоты не успели выйти на связь с диспетчерами аэропорта.
Однако большинство экспертов склоняются к версии о технической неполадке, некачественном топливе или отказе электроники. Рухнувший лайнер был 1983 года выпуска. Последний раз он ремонтировался в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошёл плановое обслуживание.
В Сети появилась аудиозапись предположительно последнего сеанса связи экипажа самолёта Минобороны РФ Ту-154 с авиадиспетчерами. На записи авиадиспетчер передаёт данные о погоде и другие условия вылета. В конце аудиозаписи диспетчеры пытаются связаться с экипажем самолёта, но ответа уже не получают.
— Одной из вероятных причин катастрофы ТУ-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности управлять машиной экипажем. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера, — рассказал Лайфу источник в ГВСУ.
Источник Лайфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) предположил, что Ту-154 могла погубить так называемая болезнь стартеров. По его словам, после запуска двигателя возникли неисправности воздушного стартера в одном из трёх двигателей самолёта. Именно по этой причине 3 января 1994 года в при взлёте из аэропорта Иркутска разбился Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Москва.
— Тогда наши эксперты выяснили, что, когда стартер вышел на опасные обороты, произошло его разрушение, а повреждённый диск стартера разрушил топливно-масляные коммуникации двигателя и коммуникации гидросистемы, после чего произошла потеря управляемости самолётом, в результате чего он упал, — рассказывает эксперт.
Другой источник Лайфа в СКР не исключает версию некачественного топлива.
— При взлёте из аэропорта Адлера самолёт Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей, в результате чего и упал с небольшой высоты в Чёрное море. В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом, — говорит источник.
По его словам, эксперты уже взяли пробы топлива, которым Ту-154 был заправлен на военном аэродроме в Подмосковье и в Адлере. Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В топливо могла просто попасть вода, которая при отрицательных температурах замерзала, и льдообразования перекрыли проход топлива через фильтры.
Пилот «Аэрофлота» Юрий Литвинов, который в своё время восемь лет отлетал на Ту-154 и хорошо знает сочинский аэропорт, уверен, что причины трагедии связаны не с погодой и особенностями воздушного порта, а скорее с отказом систем лайнера.
— Ту-154 — достаточно надёжный и очень скоростной самолёт, но лётчики его всегда называли строгим самолётом. Он не прощает ошибок. В нём устаревшее оборудование, которое требует от пилота большого мастерства. Молодые лётчики очень долго адаптировались к этому самолёту, — рассказал Лайфу Литвинов. — Учитывая, что они улетели всего лишь на полтора километра от берега, это скорее похоже на какой-то очень серьёзный отказ техники.
Что касается особенностей места вылета, то в сочинском аэропорту всегда присутствует умеренный сдвиг ветра, то есть разнонаправленные воздушные потоки на разных высотах, говорит Литвинов.
Такое всегда наблюдается на границе моря и суши, плюс в Сочи рядом горы. При этом наблюдаются температурные перепады и перепады давления. Но сдвиг ветра, подчёркивает пилот, вряд ли мог привести к трагедии, тем более на взлёте.
Литвинов отметил, что отказ двигателей мог быть связан и с возрастом самолёта: ведь Ту-154 было 33 года.
— Я считаю, надо избавляться от старых самолётов и летать на новых, — резюмирует эксперт.
Как рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который восемь лет летал за штурвалом сто пятьдесят четвёртого, катастрофа могла быть вызвана неправильной центровкой багажа. В Ту-154 распределение по весу багажа крайне важно, чтобы самолёт не повёл хвостом вниз.
— Особенностей у самолёта много. Самолёт длинный, сигарообразный, имеет узкий фюзеляж. У него тяжёлый хвост, потому что там расположены двигатели. Поэтому у него проблемы с центровкой. И почти при всех авариях, которые происходили с этим самолётом, разлом шёл в этой части, — рассказал Лайфу Саженин. — Здесь летел ансамбль. Не исключено, что у них было очень много реквизита, и непонятно, как он загружался. А если загрузить самолёт неправильно, например, всё в носовую часть, то центровка может быть нарушена.
Также самолёт мог попасть в восходящий поток, после чего свалился в штопор.
— Можно предположить, что при наборе высоты машина попала в восходящий поток и свалилась в штопор, — говорит авиационный эксперт Сергей Крутоусов.
По его словам, во время набора высоты Ту-154 оказался на границе двух сред — воды и суши. Это привело к попаданию машины в восходящий поток, а при таком угле атаки, самолёт просто свалился на правое или левое крыло и ушёл в штопор.
Не исключена и версия ошибки пилотов. При наборе высоты пилоты не смогли рассчитать правильный угол тангажа.
— При пилотировании в штурвальном режиме основная трудность состоит именно в выдерживании правильной скорости, что является залогом стабильности при пилотировании и удерживании лайнера по тангажу при скорости набора высоты 500–550 км/ч, — говорит эксперт Сергей Крутоусов .
Самолёт Ту-154 совершил свой первый полёт в 1968 году и был в своё время самым массовым и передовым гражданским самолётом вплоть до 90-х годов, говорит бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Это трёхдвигательный реактивный самолёт, который по кодификации НАТО проходит под названием Careless — «Беззаботный». Рассчитан, в зависимости от модификации, на 152–180 пассажиров, для авиалиний средней протяжённости. По словам Смирнова, это был очень надёжный самолёт для своего времени, что подтверждается количеством выпущенных машин — около тысячи. К сожалению, и падали они много. За всё время разбилось 73 самолёта этой модели, общее количество погибших в катастрофах на Ту-154 составило более трёх тыс. человек.
Источник
Катастрофы над морем
1. 18 июля 1970. Ан-22 б/н СССР-09303 военно-транспортной авиации ВВС СССР, выполнявший грузовой рейс из Москвы в Лиму для доставки гуманитарной помощи жителям Перу, пострадавшим от катастрофического землетрясения, пропал над Атлантическим океаном к югу от Исландии. Погибло 23 человека. Обломки не найдены, причина неизвестна.
2. 1 октября 1972. Ил-18В б/н СССР-75507 а/к «Аэрофлот», выполнявший рейс Сочи-Москва, упал в Черное море сразу после взлета из а/п Адлер. Погибло 118 человек. Поднять обломки не удалось, причина не выяснена.
3. 8 сентября 1974. Boeing-707 б/н N8734, выполнявший рейс 841 а/к «Trans World Airlines» из Тель-Авива в Нью-Йорк через Афины и Рим, был взорван бомбой террористов над Средиземным морем. Погибло 88 человек.
4. 1 сентября 1983. Boeing-747 б/н HL7442, выполнявший рейс 007 а/к «korean Air Lines» из Анкориджа в Сеул, был сбит над Тихим океаном советскими службами ПВО, т.к. отклонился от международной воздушной трассы на территорию СССР и не отвечал на запросы диспетчеров. Погибло 269 человек.
5. 23 июня 1985. Boeing-747 б/н VT-EFO, выполнявший рейс 182 а/к «Air India» из Монреаля в Бомбей через Лондон и Дели, был взорван бомбой террористов над Атлантическим океаном в 180 км от Ирландии. Погибло 329 человек.
6. 28 ноября 1987. Boeing-747 б/н ZS-SAS, выполнявший рейс 265 а/к «South African Airways» из Тайпея в Йоханесбург, упал в Индийский океан недалеко от Маврикия. Погибло 159 человек. Причина — пожар груза на борту.
7. 29 ноября 1987. Boeing-747 б/н HL7406, выполнявший рейс 858 а/к «Korean Air» из Абу-Даби в Сеул через Бангкок, был взорван бомбой террористов над Андаманским морем. Погибли 115 человек.
8. 3 июля 1988. Airbus A-300 б/н EP-IBU, выполнявший рейс 655 а/к «Iran Air» из Бандер-Аббаса в Дубай, был сбит над Персидским заливом американским крейсером «Винсенс», принявшим его за иранский военный самолет. Погибло 290 человек. В Иране до сих пор считают что это не было случайностью.
9. 6 февраля 1996. Boeing-757 б/н TC-GEN, выполнявший рейс 301 для а/к «Alas Nacionales» (самолет принадлежал а/к «BirgenAir») из Пуэрто-Плата в Берлин через Гандер, упал в Атлантический океан вскоре после взлета. Погибло 189 человек. Причина — засорение приемников воздушного давления и неправильные действия экипажа, не разобравшегося в противоречивых показаниях указателей скорости и допустивших сваливание самолета из-за уменьшения скорости.
10. 17 июля 1996. Boeing-747 б/н N93119, выполнявший рейс 800 а/к «Trans World Airlines» из Нью-Йорка в Париж, упал в Атлантический океан вскоре после вылета из Нью-Йорка. Погибло 230 человек. Причиной называется взрыв паров топлива в одном из баков, произошедший из-за неисправности электропроводки и нарушения технологии заправки.
11. 2 октября 1996. Boeing-757 б/н N52AW, выполнявший рейс 603 а/к «AeroPeru» из Лимы в Сантьяго-де-Чили, упал в Тихий океан в 70 км от Лимы. Погибло 70 человек. Причина — установленные для мойки самолета на стоянке и не снятые перед вылетом полоски клейкой ленты на отверстиях приемников воздушного давления. Они послужили причиной неправильных показаний указателей скорости и других приборов, что в условиях ночного полета над безориентирной местностью лишило экипаж возможности правильно управлять самолетом.
12. 23 ноября 1996. Boeing-767 б/н ET-AIZ, выполнявший рейс 961 а/к «Ethiopian Airlines» из Аддис-Абебы в Абиджан через Найроби, Браззавиль и Лагос, упал в Индийский океан около Коморских островов. Погибло 125 человек из 175, находившихся на борту. Над территорией Кении самолет был захвачен террористами, приказавшими лететь в сторону Австралии. Над океаном из-за выработки всего топлива двигатели остановились, экипаж был вынужден совершить аварийную посадку на воду.
13. 13 сентября 1997. Ту-154М б/н 11+02 Германских ВВС столкнулся над Атлантическим океаном с Lockheed C-141B Starlifter б/н 65-9405 американских ВВС. Погибло 33 человека. Причина — полет Ту-154 на другом эшелоне, чем был ему задан диспетчером.
14. 2 сентября 1998. McDonnell Douglas MD-11 б/н HB-IWF, выполнявший рейс 111 а/к «Swissair» из Нью-Йорка в Женеву, упал в Атлантический океан недалеко от Галифакса. Погибло 229 человек. Причина — пожар на борту.
15. 31 октября 1999. Boeing-767 б/н SU-GAP, выполнявший рейс 990 а/к «EgyptAir» из Нью-Йорка в Каир, упал в Атлантический океан в районе Нантакета. Погибло 217 человек. Причиной называются умышленные действия второго пилота, направившего самолет в океан во время спокойного полета на эшелоне.
16. 4 октября 2001. Ту-154М б/н RA-85693, выполнявший рейс 1812 а/к «Сибирь» из Тель-Авива в Новосибирск через Сочи, был сбит над Черным морем ракетой украинский сил ПВО, выпущенной с полигона Опук во время совместных российско-украинских учений. Погибло 78 человек. Причина — грубейшие нарушения техники безопасности при проведении учений.
17. 25 мая 2002. Boeing-747 б/н B-18255, выполнявший рейс 611 а/к «AirChina» из Тайпея в Гонконг, разрушился в воздухе над Тихим океаном недалеко от Тайваня. Погибло 225 человек. Причиной было признано разрушение хвостовой части в полете, вызванное усталостными трещинами (чему способствовало нарушение технологии ремонта после инцидента, произошедшего с этим бортом в 1980 году).
18. 3 мая 2006. Airbus A-320 б/н EK-32009, выполнявший рейс 967 а/к «ArmAvia» из Еревана в Сочи, упал в Черное море около а/п Адлер. Погибло 113 человек. Причина — ошибка экипажа при выполнении маневра ухода на второй круг.
19. 1 июня 2009. Airbus A-330 б/н F-GZCP, выполнявший рейс 447 а/к «AirFrance» из Рио-де-Жанейро в Париж, упал в Атлантичекий океан примерно в 500 км от Южной Америки. Погибло 228 человек. Причина пока не установлена.
20. 30 июня 2009. Airbus A-310 б/н 7O-ADJ, выполнявший рейс 626 а/к «Yemenia Airways» из Саны в Морони, упал в Индийский океан при выполнении третьей попытки захода на посадку в сложных метеоусловиях. Погибло 152 человека, один выжил. Причина пока не установлена.
Источник