- Последний полет: коллеги вспоминают Доктора Лизу
- В катастрофе самолета Минобороны под Сочи погибла глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза. Кого потеряло российское общество, и придет ли на смену Доктору Лизе?
- 🔗 Похожие новости
- Новости по теме
- Крушение Ту-154 Минобороны РФ
- Как Доктор Лиза оказалась на разбившемся Ту-154
- Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?
- Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.
- Чёрное воскресенье
- Новогодний концерт
- «Строгий» самолёт
Последний полет: коллеги вспоминают Доктора Лизу
Последний полет: коллеги вспоминают Доктора Лизу
В катастрофе самолета Минобороны под Сочи погибла глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза. Кого потеряло российское общество, и придет ли на смену Доктору Лизе?
Доктор Лиза. Человек скорая помощь. Тяжелобольные дети, бездомные, наркоманы, брошеные старики и алкоголики она не делала различий. Ее номер телефона находится в открытом доступе в Интернете. Ее личный мобильник. И на него звонили каждую минуту.
Она без страха шла к тем, к кому мы все обычно стараемся вообще не приближаться. Ее знал едва ли не каждый московский бездомный. А она знала их. Многих даже по именам. Минимум раз в неделю Доктор Лиза лично приходила на вокзал раздавала одежду и еду, спрашивала, как дела, и ругала за то, что пьют. Обрабатывала и перевязывала им раны.
Благодаря Доктору Лизе и ее фонду «Справедливая помощь» во многих городах России и мира появились первые хосписы. Власти Екатеринбурга предложили присвоить одному из них имя Елизаветы Глинки.
Нюта Федермессер, президент фонда помощи хосписам «ВЕРА»: «Эта ее неугомонность помогает двигать стены и, наверное, именно поэтому у нее и фонд назывался „Справедливая помощь“. Она была там, где нужнее, там, где страшнее и опаснее».
Подробности в материале «Итогов дня».
🔗 Похожие новости
Новости по теме
Крушение Ту-154 Минобороны РФ
В США почтили память погибших в катастрофе Ту-154 над Чёрным морем
Жены погибших при крушении Ту-154 в Сочи журналистов стали героинями фильма
В Подмосковье открыли стелу в память о жертвах катастрофы Ту-154
В России почтили память жертв катастрофы Ту-154
Источник
Как Доктор Лиза оказалась на разбившемся Ту-154
С утра воскресенья поступали противоречивые данные о том, была ли Елизавета Глинка на борту лайнера. Минобороны назвало общественного деятеля в числе 92 человек, которые находились в самолете. То, что Глинка летела в Сирию бортом Минобороны, подтвердили в организации «Справедливая помощь», которую возглавляла Доктор Лиза, и ее супруг адвокат Глеб Глинка. Однако официального подтверждения о факте гибели Доктора Лизы до сих пор не поступило.
При этом источник агентства «Интерфакс» рассказал, что Глинка сошла с самолета во время дозаправки в Сочи и в Сирию уже не направлялась. Издание Life со ссылкой на источник утверждало, что Глинка не прошла предполетный контроль и была убрана из списка пассажиров.
«Завтра я лечу в Донецк, оттуда — в Сирию»
В начале декабря на вручении государственной премии за выдающийся вклад в области правозащитной деятельности Елизавета Глинка в своей речи заявила о намерении лететь в Сирию. «Завтра я лечу в Донецк, оттуда — в Сирию, так же как десятки других добровольцев, которые занимаются гуманитарной деятельностью, — сказала общественный деятель. — Мы никогда не уверены в том, что вернемся назад живыми, потому что война — это ад на Земле, но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия». Глинка также призвала вспомнить российских медиков, погибших в Сирии и Донбассе, а также детей, которые не пережили обстрелы в охваченных войной регионах.
Доктор Лиза стала первым лауреатом госпремии за правозащитную деятельность. На церемонии вручения президент Владимир Путин напомнил, что Глинка добивалась запрета на ввод санкций, касающихся медикаментов и медоборудования, из-за которых могли пострадать пациенты в зонах военных конфликтов.
«Елизавету Петровну знают пациенты больниц, люди, попавшие в беду, дети Донбасса, Сирии. Хотел бы вновь поддержать позицию Елизаветы Петровны: под разного рода ограничения, безусловно, не должны никогда попадать ни медикаменты, ни медицинское оборудование, потому что в результате люди лишаются элементарной медицинской помощи, в том числе в условиях военных конфликтов, когда страдает в первую очередь гражданское население — и часто, к огромному сожалению, дети», — подчеркнул тогда Путин.
О планах Глинки в дальнейшем помогать пострадавшим от боевых действий в Сирии рассказал и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. «Мы знали, что она должна была лететь в Сирию, на авиабазу Хмеймим, чтобы отвезти медикаменты в университетский госпиталь в Латакии. Осенью мы вместе с ней были в этом госпитале, разговаривали с врачами и пациентами, жаловавшимися на острую нехватку лекарств и расходных материалов для медицинской техники из-за войны и санкций. По возвращении в Москву Лиза закупила на средства своей благотворительной организации «Справедливая помощь» все необходимые медикаменты и чуть ли не ежедневно бомбардировала меня вопросами: «Когда будет оказия в Латакию?» — говорится в заявлении Федотова на сайте СПЧ.
«Великая подвижница»
Елизавета Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного и диетолога. В 1986 году Глинка окончила Второй медицинский институт им. Пирогова по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог». В том же году эмигрировала в США вместе с мужем-адвокатом. В Америке Глинка по инициативе супруга начала работать в хосписе, а также получила второе медицинское образование по специальности «паллиативная помощь».
В конце 1990-х Глинка вместе с мужем переехали в Киев, где она организовала службу паллиативной помощи и первые хосписные палаты в онкологическом центре. Семья вернулась в США после того, как истек срок контракта мужа Глинки, однако она продолжила периодически посещать киевский хоспис. Медик и филантроп также «стояла у истоков хосписного движения в России», была ближайшим соратником первого главврача Первого московского хосписа Веры Миллионщиковой, говорится на сайте фонда помощи хосписам «Вера».
В 2007 году переехала в Москву, где основала благотворительный фонд «Справедливая помощь», который занимался помощью малообеспеченным больным и социально незащищенным категориям населения, в том числе людям без определенного места жительства. В этот период Глинка стала известна в Сети: она вела популярный блог в «Живом журнале» под ником doctor liza.
Всероссийскую известность Елизавета Глинка получила после того, как во время крупных лесных пожаров в европейской части России организовала сбор помощи в пользу пострадавших. В 2012 году фонд Доктора Лизы организовал сбор гуманитарной помощи для пострадавших от наводнения в Крымске (Краснодарский край). Вместе с телеведущей Ксенией Собчак Елизавета Глинка организовала благотворительный аукцион, на котором для пострадавших от наводнения собрали более 16 млн руб.
После начала вооруженного конфликта на востоке Украины Глинка принимала участие в оказании помощи людям, проживающим в зоне боевых действий. Неоднократно ездила в Донбасс и привозила оттуда в Москву нуждающихся в лечении детей, а также передавала лекарства и гуманитарную помощь. Всего с марта 2014 года Доктор Лиза побывала в Донбассе почти 20 раз.
Во время процесса по делу о гибели в Донбассе российских журналистов неоднократно посещала в российском СИЗО украинскую летчицу Надежду Савченко, которую вывезли в Россию и обвинили в пособничестве убийству. В частности, Доктор Лиза убеждала украинскую военнослужащую прекратить многодневную голодовку и доставляла медикаменты, позволявшие поддерживать ее жизнь и здоровье.
«Поговорка «незаменимых нет» — это не про нее. Она всегда помогала тем, кому в данную минуту никто другой помочь не хочет и помогать не будет. Она назвала себя Доктор Лиза. А мне в этом имени слышалось что-то от Матери Терезы. Для меня Лиза Глинка навсегда — великая подвижница. Такая же, как Анна Политковская. К сожалению, такие люди почти всегда погибают», — отметила в разговоре с РБК член правления совета фонда «Вера», журналист Зоя Светова.
Во время войны в Сирии Глинка ездила в страну с гуманитарными миссиями: занималась доставкой и распределением лекарств, организацией медицинской помощи для гражданского населения.
«Доктор Лиза была всеобщей любимицей. И было за что: это она в течение многих лет практически ежедневно оказывала паллиативную медицинскую помощь, кормила бездомных, одевала, давала им приют. Это она под пулями вывозила больных и раненых детей из Донбасса, чтобы они смогли получить помощь в лучших больницах Москвы и Санкт-Петербурга», — говорится в заявлении главы СПЧ Федотова.
Правозащитник напомнил также, что Елизавета Глинка основала реабилитационный приют для детей с ампутированными конечностями, помогала больным заключенным, добивалась улучшения финансирования хосписов и больниц. «Спасать жизнь других — это была ее миссия повсюду: в России, в Донбассе, в Сирии», — заключил Федотов.
При участии Марии Истоминой, Егора Губернаторова
Источник
Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?
Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.
Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/ Виктор Толочко/Екатерина Чеснокова
Комиссия Минобороны и следователи Главного военного следственного управления (ГВСУ) разбираются в причинах крушения ведомственного самолёта Ту-154 над Чёрным морем, жертвами которого, по предварительным данным, стали 92 человека. Обломки лайнера уже нашли в 1,5 км от береговой линии Сочи и сейчас поднимают со дна.
Чёрное воскресенье
Фото: © РИА Новости/ Виталий Белоусов
К зданию Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Земледельческом переулке съезжаются родственники и друзья артистов. Люди подходят к зданию, коротко обнимаются со знакомыми и пытаются выяснить подробности крушения и судьбу своих близких. К зданию уже подъехала скорая — кому-то из родственников стало плохо.
В каждом из них теплится надежда: ведь в Сирию из подмосковного военного аэродрома в Чкаловском вылетели два борта Минобороны. Один борт успешно долетел, а второй рухнул в Чёрное море.
Авиакатастрофа произошла в 5:40 по московскому времени. Примерно через три минуты после взлёта из аэропорта Адлера Ту-154 пропал с экранов радаров. В это время он набирал высоту. Никаких сигналов тревоги экипаж самолёта не подавал.
Этот борт должен был дозаправиться в Моздоке, однако там была плохая погода — облачность и – 7 градусов. Диспетчеры направили его в Адлер.
Известно, что Ту-154 вела 32-летняя женщина-диспетчер Черноморского центра организации воздушного движения — Юлия Самодурова. Она стала последней, кто разговаривал с командиром экипажа по радиосвязи перед тем, как лайнер рухнул в воду. Потерпевшим крушение Ту-154 управлял опытный пилот, лётчик первого класса Роман Волков.
К поиску самолёта сразу же были привлечены все поисково-спасательные службы авиационных частей Южного военного округа в Краснодарском крае и соседних регионах. Примерно в 1,5 км от береговой линии спасатели заметили на воде большие масляные пятна, а также различные предметы. Худшие прогнозы оправдались — самолёт разбился. Его обломки и вещи пассажиров оказались разбросаны в море на расстоянии до 15 километров от берега.
Официальный представитель военного ведомства России сообщил, что фрагменты корпуса самолёта Ту-154, рухнувшего в Чёрное море, обнаружены у черноморского побережья Сочи. Обломки находятся на глубине около 70 метров.
Вскоре спасатели начали находить и тела погибших.
Новогодний концерт
Елизавета Глинка. Фото: © РИА Новости/ Рамиль Ситдиков
На борту Ту-154 находились 92 человека: 64 музыканта из ансамбля имени Александрова, девять журналистов, восемь военнослужащих в чине от капитана до генерала, два чиновника и представитель Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза). Самолётом управляли восемь членов экипажа.
Также на борту находился художественным руководитель хора имени Александрова генерал-лейтенант Валерий Халилов, директор Департамента культуры Минобороны Антон Губанков, который раньше работал министром культуры Московской области.
В списке пассажиров значатся трое журналистов НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Также на борту находилась съёмочная группа Первого канала — корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. Летела этим же бортом и исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, широко известная как доктор Лиза.
— Мы знаем, что в этот день Елизавета Петровна действительно собиралась отвозить гуманитарный груз, медикаменты для тяжелобольных в Университетском госпитале в Латакии. Мы несколько недель собирали средства и груз для этой поездки, — рассказа Авилова. — Мы до последнего будем надеяться, что она могла не дойти до этого борта, могла опоздать.
Погибшие музыканты и танцоры ансамбля имени Александрова должны были выступить с новогодним концертом для военнослужащих в Сирии. Об этом Лайфу рассказал член эстрадной группы ансамбля Дмитрий Волков, который по счастливой случайности не полетел этим рейсом вместе с коллегами.
— И певцы, и балетные танцоры (наших там было много) — все отправились на концерт на российскую военную базу в Сирии. Они должны были там дать концерт нашим военным. Но вот случилось такое. Меня разбудил звонок в 8:30 утра, и мне рассказали страшные новости. Мы сразу начали звонить всем находившимся на этом самолёте нашим коллегам. Но, к сожалению, уже ни один из них не был доступен, — сказал он.
В Ансамбле есть солдаты-срочники, однако все они остались в Москве — на концерты такого уровня летают только профессиональные артисты.
«Строгий» самолёт
Фото: © L!FE
Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, сочинские военные следователи уже возбудили уголовное дело о нарушении правил полёта. По её словам, следователи уже изымают предполётную документацию и допрашивают руководителей полётов, а также техперсонал, который имел отношение к подготовке самолёта к вылету и дозаправке.
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже полностью исключил версию теракта. Однако эту версию не сбрасывают со счетов.
— Есть основания предполагать, что на борту Ту-154 произошёл взрыв, — считает авиационный эксперт Сергей Крутоусов. — В подтверждение этой страшной версии свидетельствуют большой радиус разброса обломков — более километра — и внезапность случившегося. Пилоты не успели выйти на связь с диспетчерами аэропорта.
Однако большинство экспертов склоняются к версии о технической неполадке, некачественном топливе или отказе электроники. Рухнувший лайнер был 1983 года выпуска. Последний раз он ремонтировался в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошёл плановое обслуживание.
В Сети появилась аудиозапись предположительно последнего сеанса связи экипажа самолёта Минобороны РФ Ту-154 с авиадиспетчерами. На записи авиадиспетчер передаёт данные о погоде и другие условия вылета. В конце аудиозаписи диспетчеры пытаются связаться с экипажем самолёта, но ответа уже не получают.
— Одной из вероятных причин катастрофы ТУ-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности управлять машиной экипажем. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера, — рассказал Лайфу источник в ГВСУ.
Источник Лайфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) предположил, что Ту-154 могла погубить так называемая болезнь стартеров. По его словам, после запуска двигателя возникли неисправности воздушного стартера в одном из трёх двигателей самолёта. Именно по этой причине 3 января 1994 года в при взлёте из аэропорта Иркутска разбился Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Москва.
— Тогда наши эксперты выяснили, что, когда стартер вышел на опасные обороты, произошло его разрушение, а повреждённый диск стартера разрушил топливно-масляные коммуникации двигателя и коммуникации гидросистемы, после чего произошла потеря управляемости самолётом, в результате чего он упал, — рассказывает эксперт.
Другой источник Лайфа в СКР не исключает версию некачественного топлива.
— При взлёте из аэропорта Адлера самолёт Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей, в результате чего и упал с небольшой высоты в Чёрное море. В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом, — говорит источник.
По его словам, эксперты уже взяли пробы топлива, которым Ту-154 был заправлен на военном аэродроме в Подмосковье и в Адлере. Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В топливо могла просто попасть вода, которая при отрицательных температурах замерзала, и льдообразования перекрыли проход топлива через фильтры.
Пилот «Аэрофлота» Юрий Литвинов, который в своё время восемь лет отлетал на Ту-154 и хорошо знает сочинский аэропорт, уверен, что причины трагедии связаны не с погодой и особенностями воздушного порта, а скорее с отказом систем лайнера.
— Ту-154 — достаточно надёжный и очень скоростной самолёт, но лётчики его всегда называли строгим самолётом. Он не прощает ошибок. В нём устаревшее оборудование, которое требует от пилота большого мастерства. Молодые лётчики очень долго адаптировались к этому самолёту, — рассказал Лайфу Литвинов. — Учитывая, что они улетели всего лишь на полтора километра от берега, это скорее похоже на какой-то очень серьёзный отказ техники.
Что касается особенностей места вылета, то в сочинском аэропорту всегда присутствует умеренный сдвиг ветра, то есть разнонаправленные воздушные потоки на разных высотах, говорит Литвинов.
Такое всегда наблюдается на границе моря и суши, плюс в Сочи рядом горы. При этом наблюдаются температурные перепады и перепады давления. Но сдвиг ветра, подчёркивает пилот, вряд ли мог привести к трагедии, тем более на взлёте.
Литвинов отметил, что отказ двигателей мог быть связан и с возрастом самолёта: ведь Ту-154 было 33 года.
— Я считаю, надо избавляться от старых самолётов и летать на новых, — резюмирует эксперт.
Как рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который восемь лет летал за штурвалом сто пятьдесят четвёртого, катастрофа могла быть вызвана неправильной центровкой багажа. В Ту-154 распределение по весу багажа крайне важно, чтобы самолёт не повёл хвостом вниз.
— Особенностей у самолёта много. Самолёт длинный, сигарообразный, имеет узкий фюзеляж. У него тяжёлый хвост, потому что там расположены двигатели. Поэтому у него проблемы с центровкой. И почти при всех авариях, которые происходили с этим самолётом, разлом шёл в этой части, — рассказал Лайфу Саженин. — Здесь летел ансамбль. Не исключено, что у них было очень много реквизита, и непонятно, как он загружался. А если загрузить самолёт неправильно, например, всё в носовую часть, то центровка может быть нарушена.
Также самолёт мог попасть в восходящий поток, после чего свалился в штопор.
— Можно предположить, что при наборе высоты машина попала в восходящий поток и свалилась в штопор, — говорит авиационный эксперт Сергей Крутоусов.
По его словам, во время набора высоты Ту-154 оказался на границе двух сред — воды и суши. Это привело к попаданию машины в восходящий поток, а при таком угле атаки, самолёт просто свалился на правое или левое крыло и ушёл в штопор.
Не исключена и версия ошибки пилотов. При наборе высоты пилоты не смогли рассчитать правильный угол тангажа.
— При пилотировании в штурвальном режиме основная трудность состоит именно в выдерживании правильной скорости, что является залогом стабильности при пилотировании и удерживании лайнера по тангажу при скорости набора высоты 500–550 км/ч, — говорит эксперт Сергей Крутоусов .
Самолёт Ту-154 совершил свой первый полёт в 1968 году и был в своё время самым массовым и передовым гражданским самолётом вплоть до 90-х годов, говорит бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Это трёхдвигательный реактивный самолёт, который по кодификации НАТО проходит под названием Careless — «Беззаботный». Рассчитан, в зависимости от модификации, на 152–180 пассажиров, для авиалиний средней протяжённости. По словам Смирнова, это был очень надёжный самолёт для своего времени, что подтверждается количеством выпущенных машин — около тысячи. К сожалению, и падали они много. За всё время разбилось 73 самолёта этой модели, общее количество погибших в катастрофах на Ту-154 составило более трёх тыс. человек.
Источник