Айвазовский картины гнев морей

Иван Айвазовский — «Гнев морей», 1886

На переднем плане слева изображена лодка с людьми, спасающимися после кораблекрушения.
Один из них показывает рукой в сторону берега, другие гребут, и эта воля к жизни даёт надежду на спасение людей, не покорившихся стихии.


Иван Айвазовский

Палитра картины сосредоточена на темном цвете, но эффектный контраст между непроглядными, мрачными тучами и светлыми кромками облаков, сквозь которые пробивается лунный свет, раскрывает богатый колорит произведения.
Он построен на сочетании холодных и тёплых серых, темно-синих и желтовато-охристых тонов.


Иван Айвазовский — «Гнев морей», 1886 (Деталь)


Иван Айвазовский — «Гнев морей», 1886 (деталь)

Достаточно философский характер картины, отличающий лучшие произведения искусства, слившиеся воедино море и небо, с отблесками молний на воде, вызывают ассоциации с творчеством другого выдающегося мастера романтического морского пейзажа, английского мариниста У. Тёрнера.

Источник

Гнев морей

Иван Айвазовский
Гнев морей. 1886
Холст, Масло. 70,1 × 110 см
Частная коллекция

«Гнев морей» — картина русского художника Ивана Константиновича Айвазовского, написанная в 1886 году. Холст, масло. Размер: 70,1 × 110 см [1] .

Содержание

Описание картины [ | ]

Изображено штормовое море вблизи скал, очертания которых теряются во мраке. Бушующее море сливается с грозовым небом. Из-за темных туч сверкают молнии. Волны бьются о высокий берег и стекают по скалам. Атмосфера бури, гнева моря, передана так мощно, что зритель будто слышит грохот волн и раскаты грома.

На переднем плане слева изображена лодка с людьми, спасающимися после кораблекрушения. Один из них показывает рукой в сторону берега, другие гребут и эта воля к жизни даёт надежду на спасение людей, не покорившихся стихии.

Палитра картины сосредоточена на темном цвете, но эффектный контраст между непроглядными, мрачными тучами и светлыми кромками облаков, сквозь которые пробивается лунный свет, раскрывает богатый колорит произведения. Он построен на сочетании холодных и тёплых серых, темно-синих и желтовато-охристых тонов.

    Фрагменты картины «Гнев морей».

Облака и молнии

Подпись на лицевой стороне

Подпись на оборотной стороне

Достаточно философский характер картины, отличающий лучшие произведения искусства, слившиеся воедино море и небо, с отблесками алых молний на воде, вызывают ассоциации с творчеством другого выдающегося мастера романтического морского пейзажа, английского мариниста У. Тёрнера [2] [3] .

    Картины У. Тёрнера.

Работорговцы выкидывают за борт мертвых и умирающих, надвигается тайфун. 1840 г.

Вечный покой. Похороны в море.1842 г.

Переход Ганнибала через Альпы. 1812 г.

Снежная буря — пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом. 1842 г.

Слова Фёдора Михайловича Достоевского о картине Айвазовского «Буря над Евпаторией» : «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре» и далее : «в изображении бесконечного разнообразия бури никакой эффект не может казаться преувеличенным» [4] в полной мере следует отнести и к картине «Гнев морей», несмотря на то, что она написана через 25 лет после статьи Достоевского ( 1861 год ).

На картине имеются две авторские подписи, что не редкость для И.К. Айвазовского. Одна из них находится на лицевой стороне, у нижнего правого угла, выполнена чёрной краской : «Айвазовскій 1886». Краска подписи имеет общие кракелюры с нижележащим красочным слоем. На оборотной стороне, вверху справа находится вторая авторская подпись, выполненная коричневой краской : «Айвазовскій».

Произведение имеет отличную сохранность.

Особенности живописного почерка [ | ]

При создании картины художник использовал сложную технику живописи, включая подготовительный рисунок графитным карандашом по грунту, несколько красочных слоёв различной фактуры и направленности, лессировки и рефлексы, мазки разной формы, плотности и длины, разнообразные фактурные уплотнения.

Изображение написано в несколько этапов. Основная прописка создана крупными мазками средней плотности. Затем по немного провянувшему слою прописаны более мелкие детали. Освещённые края облаков написаны короткими мазками щетинистых кистей, очень хорошо передающими их округлые формы. Завершающие прописки ( участки сетки пены, растворяющейся в волнах, потоки стекающей со скал воды и др. ) написаны полупрозрачными белильными лессировками. Пена волн передана тонкими текучими зигзагами, местами ( на освещённых плоскостях ) уплотняющимися в виде разнообразных сгустков. Фигуры людей, написанные голубыми, изумрудными, красными, охристыми змеящимися мазками, переданы обобщенно, выражая единый порыв к спасению [5] .

Технология [ | ]

Произведение написано на тонком редком среднезернистом холсте со светлым фабричным грунтом, натянуто на раздвижной подрамник. Такой тип холста художник нередко использовал и в других произведениях.

Исследование микропроб живописи с применением инфракрасной спектроскопии, микрохимического, эмиссионного спектрального, люминистентного и термохимического видов анализа установило, что пигментный состав картины в высшей степени характерен для живописи И.К. Айвазовского. Краски, не применявшиеся или редко применявшиеся живописцем, в произведении не обнаружены [6] [7] .

Провенанс [ | ]

Картина из известной княжеской коллекции в Германии [8] . В 2007 году владельцем, который приобрёл её в 1940-х годах из вышеуказанной частной коллекции [8] , была выставлена на торги аукционного дома «Сотбис» в Лондоне.

Экспонировалась на открывшейся 8 ноября 2007 года выставке шедевров русского изобразительного искусства в Государственном историческом музее России [9] .

Эксперты выделяли картину как выдающееся произведение, одно из лучших на аукционе. В частности глава отдела русского искусства аукционного дома Джоанна Викери отметила : «Особого внимания заслуживает картина «Гнев морей», на которой художнику удалось так эмоционально и выразительно передать буйство природы» [10] .

26 ноября 2007 года на первых в истории вечерних торгах русского искусства Лондонского подразделения аукционного дома «Сотбис» [11] [12] картина «Гнев морей» ( лот N 12 ) была продана за 513,3 тысячи фунтов [13] или больше, чем за миллион долларов (без аукционного и других сборов ).

В настоящее время картина хранится в частном собрании.

Источник

Картины Айвазовского. 7 морских шедевров, 3 льва и Пушкин

Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.

Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.

Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.

Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.

Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!

Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.

Все репродукции в статье кликабельны.

1. Шторм и кораблекрушение

Девятый вал. 1850 г.

“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.

Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.

Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.

Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!

С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж , г. Санкт-Петербург

Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.

2. Величие российского флота

Чесменский бой. 1848 г.

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.

Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

3. Ночное море

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г.

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.

Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

4. Религия и море

Хаос или Сотворение мира. 1841 г.

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru

5. Море и Пушкин

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.

Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

6. Просто море.

Среди волн. 1898 г.

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org

7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Читайте также:  Связь с океаном баренцева моря
Оцените статью