- Корабль у берега И. К. Айвазовский
- Сочинение по картине Корабль у берега Айвазовского
- 2 вариант
- Описание настроения картины Корабль у берега
- Популярные сегодня темы
- Корабль среди бурного моря, айвазовский, 1887
- Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:
- Айвазовский Иван Константинович. Биография и лучшие картины
- Наиболее известные работы талантливого художника-марениста
- Описание картины Айвазовского «Корабль среди бурного моря»
- Картины Айвазовского. 7 морских шедевров, 3 льва и Пушкин
- 1. Шторм и кораблекрушение
- Девятый вал. 1850 г
- 2. Величие российского флота
- Чесменский бой. 1848 г
- 3. Ночное море
- Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г
- 4. Религия и море
- Хаос или Сотворение мира. 1841 г
- 5. Море и Пушкин
- Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г
- 6. Просто море
- Среди волн. 1898 г
- 7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет
- Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Жизнь и творчество Ивана Айвазовского | Социальная сеть работников образования
- История одного шедевра: «Девятый вал» Айвазовского
Корабль у берега
И. К. Айвазовский
Одним из любимых художниками жанров является пейзаж (от фр. paysage — местность, страна). Окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Мир вне которого не может существовать человек. Описание или изображение природы в изобразительном искусстве, в музыке или литературе помогает нам понять характеры героев, уловить смысл происходящего. Достаточно вспомнить произведения И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского и пр. Но пейзаж — это не просто изображение, это всегда художественный образ природной и городской среды, её определенная интерпретация.
Содержание пейзажного образа всегда определяется эпохой, господствующим художественным направлением, а также индивидуальностью конкретного автора. В любом произведении искусства неизменно проявляется отношение мастера к увиденному, и пейзажная живопись в этом отношении не составляет исключения. Пейзаж — это не только отображение природы, но и одновременно средство выражения человеческих чувств и переживаний. Существует великое множество пейзажных форм. Ведь сама природа разнообразна до бесконечности. Каждый ее мотив неповторим, уникален. Различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи.
Морские пейзажи называют маринами, а художников маринистами. Человек никогда не устает смотреть на огонь и воду. Вечно меняющееся море, то спокойное, то разбушевавшееся, «стихия вечная, свободная и могущественная» играло значительную роль в искусстве и поэзии романтизма. Самые сильные душевные переживания в воображении поэтов часто были связаны с образом постоянно меняющейся морской стихии. Часто образ моря был связан с радостью борьбы и стойкого противоборства.
Бурное море было излюбленным мотивом и художников романтиков. У одних это были единичные этюды, другие же вновь и вновь возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Так талантливый русский живописец XIX века Иван Константинович Айвазовский всю свою жизнь посвятил изображению моря. Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии.
От природы Айвазовский был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и среде, в которой протекли его детство и юность. Он прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им Черного моря, питавшего его искусство яркими образами. Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом, обрушивающим гигантские пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющим корабли.
У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…».
Морских пейзажей художник создал огромное количество — по собственному признанию, не менее шести тысяч больших и маленьких картин. Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. В Саратовском Радищевском музее хранится три живописных работы Айвазовского («Вид Константинополя», «Корабль у берега», «Трапезунд с моря») и два этюда в паспарту с воспроизведением его фотопортрета («Марина», «Везувий»).
Айвазовский любил изображать штормовое море и корабли, которые борются с разбушевавшейся стихией, подобное тому, что мы можем увидеть на картине «Корабль у берега». По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: «Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре … «.
На картине «Корабль у берега» мы видим штормовое море, весь передний план заполнен идущими от горизонта пенящимися волнами, набегающими на отлогий берег и разбивающимися о прибрежные камни. Блестит и переливается серебром вода на прибрежных камнях, искрится пеной на гребнях волн. Сквозь разорванные ветром клубящиеся облака проглядывает голубое небо. И на их фоне стройный силуэт сопротивляющегося шторму корабля, паруса и снасти которого треплет ураганный ветер.
Художник любил писать корабли. Еще мальчиком он рисовал безымянные парусники на случайных листах бумаги. Позже, в Петербурге, будучи учеником Академии, он населял свои морские пейзажи большими и малыми кораблями, военными бригами с наполненными ветром парусами. Картина «Корабль у берега» выдержана в прозрачных серебристо-серых и зеленоватых тонах.
Эту особенность картин Айвазовского отмечали и критик В. В. Стасов, и художник-маринист А. П. Боголюбов «Все его картины выдержаны в каком-либо определенном цвете. Они обычно голубые или розовые, желтые или лиловые, зеленые или синие… Этот определенный строй картины создавался подбором палитры определенного красочного состава».
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду.
Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.
Айвазовский, работая над картиной, стремился завершить ее сразу, пока не высохла красочная масса на холсте, методом a la prima. Если художнику не удавалось сразу закончить работу по свежему красочному слою, то небо он обязательно писал сразу.
Отец известного художника Валентина Серова, известный музыкальный критик А.Н. Серов в своем письме рассказывал о его методе работы. » Айвазовский сам и его знакомые рассказывали мне подробно, как он работает. Воздух он пишет непременно в течение одного утра, как бы не велика картина ни была. Этого требует смешение красок.
Таким образом, иногда ему приходится не отходить от картины с шести часов утра до четырех пополудни…». Как отмечали современники, процесс работы у Айвазовского всегда протекал в состоянии творческого напряжения, так как он обычно воссоздавал воображаемый образ моря, не будучи связанным никакими предварительными работами, кроме беглого карандашного эскиза.
Царева Т.Б. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Источник
Сочинение по картине Корабль у берега Айвазовского
Море было излюбленной темой Айвазовского. Ему он посвятил много картин. И среди них полотно «Корабль у берега». Море у него всегда гневное, бушующее. Редко, когда довольное и спокойное. Люди всегда борются со стихией.
На картине изображено штормовое море. Даже на мелководье идут крупные волны, одна волна догоняет другую. Они налетают на пологий берег и разбиваются об него. Одна волна уходит в море, а оттуда уже не берег идёт другая.
Центром картины является парусник. Видно, что он стоит носом в море, навстречу идущим волнам. Паруса на паруснике не убраны. Значит, он только вышел в море. На самой высокой мачте виден алый вымпел. Корабль немного наклонился на левый борт. Его качает на волнах то вправо, то влево.
Интересно, почему корабль болтается на мелководье. Обычно во время шторма корабли, наоборот, выходят в море из гавани. Возможно, этот парусник стоит на якоре. Но почему не убраны паруса?
Он видно пытается всё-же выйти в море, но волны гонят его назад в бухту. Буря свирепствует давно. Волны уже не зелёные, а жёлтые от поднявшегося со дна песка.
Картина написана в серо-серебристых тонах с добавлением зеленого цвета. Море рисовать довольно сложно. Но Айвазовский был мастер своего дела. Волны прописаны так реалистично, что кажется – перед нами фотография, а не картина. Сквозь морскую воду даже видно прибрежный песок.
И небо у него, как живое. И тучи, сквозь которые видно голубое небо. Они не просто белые. Они разные, какие-то объёмные. Где-то темнее, где-то светлее. Но светлого больше. Буря заканчивается и корабль выйдет в море, поэтому и паруса не стали убирать. Песок осядет на дно, и море снова приобретёт свою изумрудно-зелёную окраску.
Но корабль на мелководье не один. Вдалеке виден далёкой точкой парус. Ещё один смельчак был застигнут штормом в море. И он тоже не спустил парус. Что ему понадобилось в море в такую непогоду? Мы так и не узнаем об этом. Вроде, если судить по расстоянию, корабль недалеко отошёл от берега, а чётких контуров не видно. Можно только догадываться.
Чётко прорисована линия горизонта, где море встречается с небом. Оно кажется низким. И поэтому, корабль нарисован нижней частью на воде, а верхней парусной частью, на фоне неба.
Мне не нравится этот цвет моря. Мне больше нравится, когда оно изображено изумрудно-зелёным цветом. Айвазовский любит море всякое. И такое тоже.
2 вариант
Айвазовский, который почти всю свою жизнь прожил в городе Феодосии, необычайным образом переносит все прикрасы моря на холст. Нельзя найти человека, который не восхитился бы картинами крымского художника, так же, как и нельзя найти человека, который не влюбился бы в море, один раз побывав на его берегу. Маринист с полной отдачей передаёт смотрителю свою любовь к волнам, морскому ветру и свежему, сырому воздуху моря.
Считается, что картина «Корабль у Берега» была написана Айвазовским в одном из городов Крыма в конце девятнадцатого века. Здесь художник-маринист открыл перед нами природную стихию – грозную бурю. Волны катятся издалека и разбиваются о прибрежные скалы. Мы видим большой деревянный корабль, он пришвартован, но явно мечется по волнам моря. Ветер надувает его широкие паруса и несет в неведанном направлении. Скоро океан и все его обитатели обретут спокойствие, серые тучи и облака начинают расходиться, виднеется синее небо, шторм постепенно отступает.
Пейзаж написан серебренными светлыми красками, Айвазовский любил в своих картинах придерживаться одной цветовой гаммы в каждой своей работе. Ходят слухи, что картина была написана по памяти. Художник часто выходил на берег, делал наброски, а уже позже, будучи в свой мастерской, он дополнял их красками и эмоциями. Иногда он не отступал от своего дела по многу часов, писал свои картины одним подходом, не спеша, вкладывая в каждый мазок частичку своей души.
Что же хотел нам показать автор картины?
С первых секунд, мы будто слышим шум воды, порывистый ветер и крики чаек. По телу бегут мурашки, и мы будто бы на мгновение переносимся на морской берег во время ненастной погоды. В душе просыпается некая тревога.
Вдали – корабль. Такой крохотный и беззащитный в сравнении с просторами океанами, с его характером и капризами. Сейчас он прошёл сильное испытание, сильный ветер и волны, шторм и бурю. Он служит примером мужества и силы, показывает нам, кричит, что какие бы ни были сложности, даже когда весь мир, в данном случае природа, встаёт против тебя, нужно спасаться, бороться, ведь на смену любой, самой сильной буре, приходят светлое, чистое небо, слабые волны и спокойствие.
Чтобы не происходило в вашей жизни, какими бы страшными не казались обстоятельства, как бы вы не были истощены, всегда нужно искать в себе силы, чтобы устоять перед всеми сложностями и неприятностями. Нужно помнить, что всему и всегда наступает конец.
Описание настроения картины Корабль у берега
Популярные сегодня темы
Это такая светлая, летняя, приятная картина! Мне она нравится очень. Сразу чувствуешь себя где-то в лете и на даче. Художница передала как раз то прекрасное состояние, когда от жары отдыхаешь вот в подобной комнатке – в прохладе.
Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались
С самого рождения Константина Егоровича Маковского окружала атмосфера творчества деятелей русского изобразительного искусства. Отец его, Егор Иванович, нередко принимал в гостях множество широко известных живописцев
В.В. Верещагин является выдающимся русским художником-баталистом. Также он известен как талантливый публицист, из-под пера которого появились книги, статьи, эссе и заметки.
Данная картина писалась с целью показать людям чудесную природу, которая рядом с нами. Героем данного произведения можно назвать лес, который показан великим и дремучим. Шишкин изображает ели очень
Источник
Корабль среди бурного моря, айвазовский, 1887
Картины великих ходожников XV — XX века
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Айвазовский, Иван Константинович — Корабль среди бурного моря Полный размер: 1067 х 1476 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:
Аргунов, Иван Петрович — Портрет неизвестной в темно-голубом платье
Аргунов, Николай Иванович — Портрет графа Николая Петровича Шереметева
Арпиньи, Анри — Пейзаж с двумя мальчиками, везущими хворост
Арстен, Питер — Торговец дичью
Артемьев, Прокофий Артемьевич — Вид Большого дворца в Петергофе со стороны Финского залива. Правая часть
Артемьев, Прокофий Артемьевич — Вид Большого дворца в Петергофе со стороны Финского залива. Левая часть
Артуа, Жак д — Пейзаж с погонщиками скота на дороге
Архипенко, Александр — Две обнаженные женские фигуры (2)
Архипенко, Александр — Две обнаженные женские фигуры с покрывалом
Ауденрогге, Иоханнес Диркс — Ткач
Асселейн, Ян — Зима
Асселейн, Ян — Всадники, скачущие к воротам крепости
Количество просмотров: 489 Количество комментариев: 0
© Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Айвазовский Иван Константинович. Биография и лучшие картины
Айвазовский Иван Константинович — это художник-маренист, который в особых представлениях не нуждается, поскольку известен любому человеку, хоть сколько-нибудь интересующемуся живописью.
И, тем не менее, некоторые факты его биографии я вам поведаю.
Может быть огорчу некоторых поклонников таланта Ивана Константиновича, если скажу, что на самом деле его звали Ованнесом Айвазяном. Но это ни сколько не умаляет его заслуг перед нашим отечеством, ибо всю свою долгую жизнь он прославлял русскую школу живописи.
Родился Айвазовский Иван Константинович 17 июля 1817 года в Крыму, в городе Феодосии, которой оставался верен до конца своих дней.
С раннего возраста его привлекало море своим многоликим разнообразием, и он пытался изображать его пейзажи то на песке, то на стенах домов.
За этим занятием был замечен феодосийским архитектором Яковом Христиановичем Кохом, который впоследствии представил его градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву.
- Это можно назвать счастливым случаем в судьбе Айвазовского, ибо при содействии этих людей он был определен в Симферопольский лицей, а через два года за выдающиеся способности в изобразительном искусстве с позволения императора Николая был зачислен в Петербуржскую Академию художеств на казенный счет.
- Дальше были блестящее окончание Академии, слава, уважение поклонников его таланта, знакомство с известнейшими людьми России, такими как Пушкин, Гоголь, совершенствование техники живописи в Риме, Венеции, Париже, золотая медаль французской Академии по итогам выставки его работ в Лувре и многое другое.
- Значительное место в творчестве Айвазовского занимают батальные сцены.
Дело в том, что в 1844 году он был зачислен в качестве живописца в штат Главного морского штаба и лично принимал участие в некоторых походах, где и познакомился с выдающимися флотоводцами Павлом Степановичем Нахимовым и Владимиром Алексеевичем Корниловым, с которыми оставался дружен долгие годы.
- Он мог с успехом остаться в Петербурге, но предпочел вернуться в родную Феодосию, где в 28 лет купил участок земли на побережье, построил дом с мастерской и прожил в нем до конца своих дней.
Айвазовский не стал затворником. Зимой он регулярно выезжал в Петербург с выставками своих новых работ, которых было у него в общей сложности около шести тысяч!
- Кроме этого он был меценатом и активно участвовал в общественной жизни Феодосии.
- Будучи человеком не бедным, содействовал строительству археологического музея, водопровода, которого ранее не было в Феодосии, железной дороги, гимназии, библиотеки, в почтенном уже возрасте всячески помогал молодым художникам.
- В общем, если коротко, Айвазовский Иван Константинович – это великий художник и достойный гражданин своего отечества.
Я не стану утомлять вас долгим описанием биографии Ивана Константиновича, о котором рассказать можно очень много. При желании вы можете прочесть об этом в других источниках. Упомяну лишь о некоторых любопытных моментах его жизни.
Ну, во-первых, мальчик Айвазовский был талантлив не только в живописи. В детские годы он самостоятельно научился не только рисовать, но и играть на скрипке, чем немало удивил своих близких.
Будучи известным уже художником, он отличался тем, что затрачивал на многие свои работы один-два дня и никогда не возвращался впоследствии к ним, бесконечно доделывая и переделывая, как некоторые коллеги.
Айвазовский никогда не писал картины с натуры, как это делают многие художники. Все его картины создавались в мастерской по памяти, которая у него была великолепной.
Им было создано, как было сказано выше, около шести тысяч картин и проведено 102 персональных выставки!
Иван Константинович до последнего своего дня, а прожил он 82 года, продолжал писать картины. Закончив центральный план последней из них, которая называлась «Взрыв корабля», он лег спать и отправился на встречу к Всевышнему.
Похоронен Айвазовский Иван Константинович на местном кладбище в Феодосии.
А теперь давайте с благодарностью посмотрим некоторые из его работ.
Наиболее известные работы талантливого художника-марениста
Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839г.
Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 г. (1846 г.)
Морское сражение при Наварине 2 окт. 1827г. (1846 г.)
Русская эскадра на Севастопольском рейде (1846 г.)
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. (1848 г.)
Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой (1848 г.) Синопский бой (1853 г.) Буря на море ночью (1849 г.) Лед на Днепре (1872 г.) Солнечный день (1884 г.) Смотр Черноморского флота в 1849 г. (1886 г.) Хождение по водам (1890 г.) Вечер в Каире (1870 г.) Девятый вал (1850 г.) Корабль среди бурного моря (1887 г.) Скалистое побережье (1876 г.) Прощание А.С.Пушкина с морем (1877 г.) Судно посреди шторма (1858 г.) Исаакиевский собор в морозный день (1891г.) Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями (1892г.) Волна (1895г.) Взрыв корабля. Это последняя, неоконченная картина (1900г.)
Заказать копию понравившейся картины художника можно в разделе Магазин, а прочесть о том, как это лучше сделать, в статье Как купить картину на холсте.
Вернуться в раздел «Русские художники«
Описание картины Айвазовского «Корабль среди бурного моря»
На картине, написанной в 1887 году художником-маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским, изображен накренившийся под натиском разбушевавшихся волн корабль.
На ветру трепещет флаг, за ненужностью спущены паруса, что передает обреченное настроение пассажиров судна. Слева от него — спасательная шлюпка, полная людей, которые спешат покинут тонущий корабль.
Судно окружено заостренными волнами, о которые, кажется, можно порезаться, а вода вокруг корабля — черная.
На полотне присутствуют и живые представители природы — три чайки, летящие то ли от, то ли к кораблю. Людей и птиц художник изображает схематично, лишь обозначая основные черты, в отношении людей — силуэты. Легко различим раскрас крыльев чаек, но направление их полета определить трудно.
Видны плечи и головы пассажиров, даже при внимательном рассмотрении цвета их одежды, но лиц не видно совсем. Из той информации, которую предоставляет Айвазовский художественному зрителю, сложно составить полную историю происходящего.
Кто эти люди? Может, обычные моряки, занимающиеся ловлей рыбы, а может, путешественники-первооткрыватели.
Сюжет картины заключен не в человеческие судьбы.
Во время внимательного анализа картины приходит осознание того, что корабль, занимающий, как кажется с первого взгляда, центральное место на полотне (это также подтверждает название), на самом деле является частью фона, в то время как на первом плане расположена подробно прописанная, полная энергии и жизни, голубая волна.
Она светится своей прозрачностью и поражает оттенком голубого, ярко контрастирует с мутноватой зеленой водой в глубине картины. Для Айвазовского море — что-то игривое, неуловимое и, несмотря на свою разрушающую силу, беспорочное.
В том, как по-разному художник изображает море, выражается его любовь к нему, любовь к любым проявлениям стихии. Он старательно вырисовывает и белоснежные прожилки голубой волны на переднем плане, и не забывает о мутных линиях темно-зеленого моря. Горизонт на полотне очень неспокойный; он сливается с небом, переходит в облака, делая море и небо единой субстанцией.
Кажется, будто все силы природы объединились против одинокого корабля: страшное небо, опасные волны, и, кажется, даже чайки насмехаются над его несчастьем. Корабль преклоняется перед стихией и печально, словно белым флагом, «машет» обрывком паруса. Художник, изображая море на пике стихии, восхищается его силой и необузданностью.
Картины Айвазовского. 7 морских шедевров, 3 льва и Пушкин
Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.
Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.
Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.
Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.
Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.
К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.
Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!
Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.
Все репродукции в статье кликабельны.
1. Шторм и кораблекрушение
Девятый вал. 1850 г
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org
“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.
Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.
В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.
Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.
Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!
С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.
Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.
статью “Девятый вал” Айвазовского. Почему это шедевр”
2. Величие российского флота
Чесменский бой. 1848 г
Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org
“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.
Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.
Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.
Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.
Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.
Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.
Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.
Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург
3. Ночное море
Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г
Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым
Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.
Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.
Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.
Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!
Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.
Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция
На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
4. Религия и море
Хаос или Сотворение мира. 1841 г
Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана
Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.
Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.
Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.
Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”
Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.
Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.
Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).
Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru
5. Море и Пушкин
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г
Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей
Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.
6. Просто море
Среди волн. 1898 г
Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel
“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?
10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.
Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.
“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.
Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.
Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.
Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).
Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org
7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет
Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция
Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.
Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.
А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.
Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org
Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.
Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.
Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.
Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.
Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.
Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.
Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Жизнь и творчество Ивана Айвазовского | Социальная сеть работников образования
Айвазовский Иван Константинович
Айвазовский Иван Константинович Год рождения: 29 июля 1817 Дата смерти: 5 мая 1900 г Страна: Россия Мальчик любил рисовать с детства, но семья была бедной, и не видать бы России великого художника, если бы не градоначальник Феодосии А.И. Казначеев.
Именно с его помощью Айвазовский был принят сначала в гимназию в Симферополе, а затем — в петербургскую художественную Академию. Судьбой Айвазовского стало море . Первые морские этюды художник написал еще в Академии, некоторые из них были премированы.
Но биография русского художника, возможно, была бы совсем другой, если бы в 1838 году Иван Константинович Айвазовский не отправился бы на два года в Крым. В это время Айвазовский знакомится с будущими морскими героями России — Нахимовым, Лазаревым, Корниловым.
Знакомство накладывает отпечаток на творчество: теперь это не просто морские этюды, а картины-баталии.
В 1840 году Айвазовский уезжает за границу, где настолько плодотворно трудится, так ярко раскрывает свой талант, что награждается золотой медалью французской художественной академии и становится кавалером Ордена Почетного легиона. В 1844 году Айвазовский возвращается в Россию и становится академиком.
Однако жизнь Петербурга пришлась не по душе , поэтому, женившись на Юлии Гревс , художник купил участок земли в Феодосии и переехал туда. В этом браке родились четыре дочери, но через 11 лет супруги разошлись. Для Феодосии Айвазовский стал не только символом, но и настоящим отцом: при его участии были построены порт, железная дорога, решена проблема со снабжением города питьевой водой. Умер Айвазовский в 1900 году, в окружении родных и близких людей.
Айвазовский И. К. Девятый вал . 1850. Холст, масло. 221х332 см Русский музей. Санкт-Петербург Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех картин Ивана Айвазовского и была приобретена Николаем I. Известный коллекционер П. М. Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца в Феодосии.
В одном из восторженных писем художнику Третьяков писал: « … дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! … уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции! ». Изображенное после ночной бури море, едва переведя дух, должно встретиться с девятым валом. По легенде, именно он — апогей штормов.
За обломки мачт корабля цепляются выжившие изнемогающие мореплаватели. Озаренное рассветным солнцем небо словно сулит им победу. Такие произведения создаются в счастливые моменты творческого подъема. Вслед за картиной Айвазовский написал целую серию «бурь» (Корабль среди бурного моря, Радуга).
Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря, выдающего в их авторе последнего представителя живописи эпохи романтизма.
Айвазовский И. К. Корабль среди бурного моря .1887. Холст, масло. 97×62,5 Эрмитаж В картине «Корабль среди бурного моря» ясно читается романтический характер работы. Прошедшая буря нанесла непоправимый ущерб кораблю, его канаты перепутались и безвольно повисли среди мачт.
Судно скрипит и стонет, еще держится на плаву, но жестокие волны постепенно сломят сопротивление и увлекут его ко дну. Осиротевший корабль в спешке покидают сидящие в шлюпке люди, отчаянно гребущие к берегу.
Грозовое небо не до конца распогодилось, чуть проблескивают лучи солнца, озаряя холодную и пенящуюся поверхность морской глади. Зритель видит сквозь безбрежные просторы голубых волн обломки погибших кораблей. С каждым мазком мастера полотно становится все более драматичным.
Айвазовский — подлинный художник, влюбленный в природу и бескрайнее море.
Мотив радуги — один из излюбленных в искусстве романтизма. Радуга, вставшая над штормовым морем, весьма завораживающее зрелище, особенно когда под ее дугой уходит под воду корабль, будучи не в силах противостоять разбушевавшимся волнам. Высокий вал скрыл горизонт, и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией.
Здесь радуга является не просто редким природным явлением, в изображении которого художник может продемонстрировать свое мастерство живописца. Она становится символом грядущего спасения этих несчастных, их последней надеждой, она словно библейский символ прощения человечества Айвазовский И. К. Радуга.1873 . Холст, масло.
102 x132 Третьяковская галерея. Москва
Серо-ультрамариновая палитра пасмурного, штормового дня врывается плеском косматых волн в реальность. Критически накренившийся корабль несётся на нас, но мы понимаем, что в глазах команды – острые рифы, уже погубившие не одно судно.
Остатки корабля, шедшего впереди, виднеются на первом плане картины. Рваные паруса на сломанной мачте сливаются с сизо-стальными волнами. Ждёт ли та же судьба корабль под отчаянно рвущимся флагом? Этот флаг – единственная цветная деталь на карандашном рисунке Айвазовского » Тонущий корабль».
Этот цветной штрих символизирует крохотный шанс надежды среди буйства стихии. Всё остальное монохромно – жёлто-серое небо, графитовые чёрные тучи, свинцовое море и даже силуэт корабля. Эта картина пронизывающе-эмоциональна. Кажется, что в реальность врываются крики чаек и грохот кипящих волн.
Морская стихия бунтует, клокочет, вздымает валы. Ветер в клочья рвёт пену и гонит корабль на береговые скалы. От картины веет холодом, и, кажется, что до нас долетают брызги. Невероятное ощущение присутствия – будто раскрыто окно в мир, где над судьбой человека властвует безжалостный шторм.
Айвазовский И. К. Тонущий корабль 1854. 19,5х28,8. Карандаш Русский музей. Санкт-Петербург
Закатный миг на скалистом берегу запечатлён в картине « Море. Коктебель». Скалы подступают к самой кромке волн, и за одной из них только что скрылось солнце. Лишь сияющий край светила ещё заливает небо и волны жидким золотом вечерней зари.
Море волнуется, ветер играет с волнами, и всей картине свойственная лёгкая задумчивость закатного часа, когда мягкие минорные ноты и мажорные золотые нити сплетают удивительное полотно. Талант Айвазовского донёс до нас атмосферу опускающегося на Коктебель вечера.
Море волнуется пока не сильно, но в его игре уже слышны предупреждающие отголоски грозной стихии. Философское настроение вечера сплетается с восторга перед таящейся в волнах силой. Этот контраст подчёркивает оппозиции кораблей, борющихся с волнами, и спокойно лежащей на берегу лодки.
Противоречива красота природы! В ней есть и тихая грусть, и мощная сила, и порой между ними нет границы, как на картине Айвазовского Море. Коктебель. Айвазовский И. К. Море. Коктебель. 1853. 83х117,5. Холст, масло. Картинная галерея им. Айвазовского (Феодосия)
Бурное море и яркая луна в просвете туч – необыкновенное сочетание, определяющее колорит этой картины Айвазовского. Ночная буря, захватившая корабль, грозна, но прекрасна. Природная стихия опасна для человека, но мы всё равно восхищаемся удивительной красотой её дерзкой силы.
«Буря на море ночью» – образец эмоциональной живописи, передающей характер и темперамент морской стихии. Она подобно живому существу, разбушевавшемуся на бескрайнем просторе. Палитра картины восхищает сочетанием золотистых оттенков и тёмных, лилово-фиолетовых. Сияние ночного светила выхватывает из темноты центр волнующейся стихии, покрывает волны дрожащим золотом.
Кажется, что луна разорвала густой покров туч только для того, чтобы торжественно осветить дикую и прекрасную игру морской бури. Корабль кажется чужим среди этой буйной красоты. Его силуэт тёмен, он вторгается в нерукотворную красоту моря и неба. Судно стремится вырваться из этой живописной ловушки, из этой Ding an sich , которой не нужен сторонний наблюдатель.
Айвазовский И. К. Буря на море ночью. 1849. Холст, масло. 89х106 Петергоф (музей-заповедник)
Умиротворённость, спокойствие, безмятежность разливается в воздухе чудесного дня, уже клонящегося к закату. Подсвеченные розовым облака свидетельствуют о приближении тёплого, тихого вечера. Итальянское побережье спокойно и задумчиво; лёгкая рябь пробегает по глади моря, но ветерок почти не заметен.
В такое время приятно неспешно прогуливаться на лодке по штилевому морю, любуясь на живописные берега Италии! В картине Айвазовского «Итальянский пейзаж.
Вечер» доминирует мягкая сине-голубая гамма, в которую внесена нежно-розовая пастель и немного золотистых оттенков – отблесков скрывшегося солнца на стенах прибрежного города, на парусе рыбацкой шхуны и на морской глади. Лёгкие розовые и лиловые оттенки делают романтичней горизонт с туманными очертаниями гор.
Ближе к левому краю краски полотна насыщенней, гуще: подступает вечер. Но гуляющие в лодке ещё ловят отблески уходящего дня, любуясь с моря на восхитительный пейзаж Апеннин. Айвазовский И. К. Итальянский пейзаж. Вечер. 1857. Холст, масло. 108х160 Картинная галерея Айвазовского (Феодосия)
Картина «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь» написана масляными красками на холсте Иваном Константиновичем Айвазовским в 1858 году. В середине композиции трёхмачтовый парусник. Море без движения, спокойное, тихое, не предвещающие бури – только лёгкое колебание водной поверхности, выдающее в нём жизнь.
На корабле спущены паруса. Он, так же как и море, недвижим. Кажется, будто природа и человек уже не соперничают друг с другом, а, напротив, сливаются в одно целое. Статичность картины подчёркнута горной грядой, расположенной на дальнем плане – прямо за кораблём.
Горы, разрушающие линейность горизонта, как бы говорят о том, что не всё в мире так просто и гладко, даже если на первый взгляд выглядит именно так. Цвета на картине – все оттенки синего: от нежно голубого до чуть ли не переходящего в чёрный, почти смоляной.
Что удивительно, многообразие оттенков одного цвета, символизирующего чувственную сторону жизни всего сущего, доносят до зрителя простую истину: у любви множество граней независимо от того, способен человек воспринимать их или нет.
В настоящий момент картина хранится в Государственном музейном объединении Художественная культура Русского севера. Айвазовский И. К. Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858. Холст, масло. 47х64 Художественная культура русского Севера
Полотно отражает решающий момент ночного боя, когда турецкий флот оказался наголову разбит. Это чудовищное и пугающее зрелище — огромные корабли горят и тонут, как щепки, а за остатки мачт и такелажа с трудом цепляются уцелевшие моряки.
Невероятную мощь и ужас этого сражения подчеркивают высоко вздымающиеся столбы пламени, так что кажется, что адским пламенем полыхает само море. Вспышки огня выписаны настолько мастерски, что создается ощущение пышущей жаром картины. Глубину перспективы и объемность картине придает использование контрастных цветов.
Общая колористическая гамма очень темная и мрачная, что не только соответствует трагичности события, но и обуславливается тем, что бой проходил ночью, а дым и гарь от погибающих в огне кораблей в буквальном смысле закрыли горизонт.
Неба как такового на полотне не видно, оно затянуто плотной завесой черного траурного дыма, на фоне которого четко выделяются огненные всплески красок горящих кораблей и желтая луна, едва видная под покрывалом дымных клубов. На переднем плане картины видна переполненная людьми шлюпка, которые только что подорвали один из турецких кораблей при помощи своего брандера.
От этого взрыва и случился грандиозный пожар, который вскорости и погубил почти весь линейный турецкий флот. С другой стороны полотна на остатках своего затонувшего судна пытается спастись горстка уцелевших в битве турок. Вся их надежда на выживание заключена в том, что их возьмут в плен, не дав утонуть в мрачных водах Эгейского моря.
Эта историческая битва позволила русским войскам не только помешать туркам свободно передвигать свои суда по этому району Эгейского моря, но и установить блокаду Дарданелл, помешавшую основным силам турецкого флота проникнуть в Черное море. Айвазовский И. К. Чесменский бой. 1848. Холст, масло. 193 х 183 Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия
https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/703-ayvazovskiy-ivan-konstantinovich-biografiya.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/525-kartina-devyatyy-val-ayvazovskiy.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/525-kartina-devyatyy-val-ayvazovskiy.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/502-korabl-sredi-burnogo-morya-ivan-konstantinovich-ayvazovskiy.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/275-raduga-ivan-konstantinovich-ayvazovskiy.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1254-tonuschiy-korabl-ayvazovskiy-1854.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1256-burya-na-more-nochyu-ayvazovskiy-1849.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1262-kartina-italyanskiy-peyzazh-vecher-ayvazovskiy-1857.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1257-parusnik-u-beregov-kryma-v-lunnuyu-noch-ayvazovskiy-1858.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2005-chesmenskiy-boy-ayvazovskiy-opisanie-kartiny.html
История одного шедевра: «Девятый вал» Айвазовского
Говорим «Айвазовский» — подразумеваем «Девятый вал». И наоборот. О картине, ставшей программой для мариниста, у которого, между прочим, немало и других работ.
«Девятый вал» Ивана Айвазовского (1850)
СюжетЧудом выжившие после шторма люди готовятся встретить новый удар стихии — тот самый девятый вал, грозу всех, кто в море. От судна остались лишь щепки, на горизонте — ни клочка земли. Пятеро восточных мужчин из последних сил держатся за мачту. Казалось бы, шансов выжить — ноль, но яркое восходящее солнце дарит надежду на спасение и героям сюжета, и зрителям.
Как это всегда бывает в историях великих произведений, есть смысл на поверхности, а есть подводные течения (как бы двусмысленно это не звучало в контексте данного полотна).Начнем с простого. Айвазовский родился в портовой Феодосии.
Когда живешь бок о бок с моряками, остаться в стороне от посиделок, во время которых то и дело звучат байки о плаваниях, невозможно. Фантастические рассказы о сокрушительных штормах, чудо-существах из глубин, богатствах и сражениях — чего только не услышишь от людей, которые большую часть жизни проводят в открытой воде.
Конечно, одна из самых страшных историй — о девятом вале. Это как суд господний, только в море. И вот Айвазовский подумал, а почему бы не запечатлеть это на полотне?
Еще в древности люди приметили, что волны на море разные. Потом физики сформулировали принцип интерференции (это когда несколько волн сливают в единый вал, и срабатывает эффект синергии). Так вот на почве наблюдения родилась мысль о том, что во время морской бури есть некая девятая волна (именно девятая!), которая является самой сильной и опасной.
При этом древние греки роковой волной считали третью, а римляне — десятую.Люди творческие — художники, писатели, поэты, — использовали этот образ как некий символ кары, неукротимой природной силы. Державин, Полежаев, Аксаков, компания под псевдонимом Прутков, даже Пушкин, а позднее Лесков, Данилевский и Смирнова-Сазонова. Иными словами, кого только не вдохновляла история о девятом вале.
Современники Айвазовского могли смело смотреть на полотно и для пущего трагизма цитировать, к примеру, Пушкина или еще кого. Кстати, по одной из версий, в основу сюжета легли не только байки матросов, но и личные впечатления художника, который за несколько лет до написания картины сам попал в шторм в Бискайском заливе.
Считали, что судно погибло, газеты даже написали, что все, дескать, сгинул Иван в пучине морской. Но ничего, обошлось.
Другая сторона истории — душевные треволнения художника. К середине 1850-х Айвазовский переживал из-за смерти нескольких своих друзей, в том числе Белинского. В Европе тем временем бурлили революционные события.
Художник не мог оставаться равнодушным. «А он, мятежный, просит бури…», — цитата вполне описывает мариниста в тот период.
Все же Айвазовский был человеком аполитичным, поэтому ввязываться в революционные кружки не стал, а все сказал в своей картине.
«Девятый вал» сразу стал хитом. Когда картину выставили в Москве, люди приходили смотреть на нее, как в кино — по несколько раз на неделе. На выставке ее купил Николай I и передал Эрмитажу. В конце XIX века полотно попало в коллекцию Русского музея, где находится и сегодня.
«Корабль среди бурного моря», Айвазовский (1887)
Впоследствии Айвазовский написал целую серию «бурь». Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря.Судьба художникаОванес Айвазян (таково имя Ивана Айвазовского) родился в Феодосии в купеческой семье.
Родители не особенно усердствовали в поддержке художественных талантов старшего сына. И кто знает, получила бы история мариниста, если бы не помог ему архитектор Яков Кох.Иван всегда был молодец. С детства — прилежный ученик. Все его хвалили, замечали, продвигали.
Кроме, разве что, Таннера, который, хоть и был учителем Айвазовского, но страшно ему завидовал и боялся, что студент подорвет моду на учителя. Дело дошло даже до жалобы Николаю I.
Дескать, посудите, государь, я ему запретил самостоятельные работы писать, а он, наглец, не только ослушался, еще и выставил их на всеобщее обозрение.
Другие педагоги Айвазовского ценили и всячески двигали вперед.
Благодаря своим картинам к 22 годам Айвазовский заслужил личное дворянство, после чего с легким сердцем отправился на несколько лет за границу учиться уму-разуму.
Через четыре года он вернулся модным, свежим, дерзким мастером. Такую звезду, да еще и мариниста, вовремя завербовал Главный морской штаб России. (Тогда ведь штатных фотографов не было, приходилось искать художников.)
Айвазовский очень любил играть на скрипке восточные мелодии. Автопортрет (1880)
Но недолго строил Айвазовский столичную карьеру — вернулся в родную Феодосию. Чем бы, вы думали, он там занимался? Море писал? Не без того, но не это было основным. Творить Айвазовский мог и без моря — с натуры он делал лишь набросок, а дальше в мастерской додумывал сюжет.
«Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью.
Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей…», — признавался художник.
В Феодосии он основал школу живописи, занимался охраной памятников культуры, организовывал археологические раскопки, благоустраивал город и всячески старался ради процветания малой родины. Благодаря его ходатайству в Феодосии появился крупнейший на весь Крым порт.
За более чем 80 лет насыщенной и благополучной жизни Айвазовский написал — внимание — 6 тысяч картин на морскую тему. И организовал более 100 персональных выставок. Кажется, этот успех повторить еще никто не смог.
Источник