- Об экспонате
- Об экспонате
- «Лунная ночь на Капри», Иван Айвазовский — описание картины
- Описание картины:
- Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам
- Адриатическое море
- Атлантический океан
- Балтийское море
- Ионическое море
- Критское море
- Мраморное море
- Северное море
- Северный Ледовитый океан
- Средиземное море
- Тирренское море
- Черное море
- Эгейское море
Об экспонате
Картина «Море у острова Капри» из собрания Тарусской картинной галереи великого пейзажиста-мариниста и баталиста Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) создана в 1876 году и относится к зрелому периоду творчества художника. В юности вдохновлялся живописью Карла Брюллова, создавая красочные полотна высокого уровня мастерства. Его излюбленные мотивы — различные варианты изображения моря, многие из пейзажей стали плодами его впечатлений от многочисленных путешествий. После обучения в Академии художеств он совершил пенсионерскую поездку в Италию в качестве поощрения, позже посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию, бывал в Турции и Греции, много путешествовал по России. Создавая зарисовки в ходе своих наблюдений за природой (зачастую — бушующей стихией), он впоследствии отражал в своей живописи ее жизненную энергию и силу. Ему удавалось передать лунный или солнечный свет в спокойной воде или вихре волн.
Эмоциональный фон пейзажа отражал колорит, выбранный им для каждой картины. Художник предпочитал сдержанную цветовую гамму, но ему удавалось передать богатство красок природы. С годами Айвазовский стал стремиться к колористическому единству, используя градации одного цвета.
На этой картине изображен средиземноморский берег Италии днем. Для передачи живописной природы острова Капри художник использует сдержанную цветовую гамму. Светлыми оттенками желтого изображает солнечный свет в облаках, коричневатым — мокрый от прибоя волн песок, бледно-голубой был использован для неба, серо-голубой и несколько оттенков зеленого — для моря.
Единение человека с природой отражено человеческими фигурами у рыбацкой лодки и силуэтом корабля вдали. Художник контрастно представляет масштаб природы и человека, их взаимоотношений, величавость первой в ее возможности разразиться стихией. В этой работе воплощены все основные приемы традиционного западноевропейского романтического пейзажа, а также обращение Айвазовского к искусству русского реализма, который будет проявляться в его позднем периоде.
Источник
Об экспонате
Картина «Море у острова Капри» из собрания Тарусской картинной галереи великого пейзажиста-мариниста и баталиста Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) создана в 1876 году и относится к зрелому периоду творчества художника. В юности вдохновлялся живописью Карла Брюллова, создавая красочные полотна высокого уровня мастерства. Его излюбленные мотивы — различные варианты изображения моря, многие из пейзажей стали плодами его впечатлений от многочисленных путешествий. После обучения в Академии художеств он совершил пенсионерскую поездку в Италию в качестве поощрения, позже посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию, бывал в Турции и Греции, много путешествовал по России. Создавая зарисовки в ходе своих наблюдений за природой (зачастую — бушующей стихией), он впоследствии отражал в своей живописи ее жизненную энергию и силу. Ему удавалось передать лунный или солнечный свет в спокойной воде или вихре волн.
Эмоциональный фон пейзажа отражал колорит, выбранный им для каждой картины. Художник предпочитал сдержанную цветовую гамму, но ему удавалось передать богатство красок природы. С годами Айвазовский стал стремиться к колористическому единству, используя градации одного цвета.
На этой картине изображен средиземноморский берег Италии днем. Для передачи живописной природы острова Капри художник использует сдержанную цветовую гамму. Светлыми оттенками желтого изображает солнечный свет в облаках, коричневатым — мокрый от прибоя волн песок, бледно-голубой был использован для неба, серо-голубой и несколько оттенков зеленого — для моря.
Единение человека с природой отражено человеческими фигурами у рыбацкой лодки и силуэтом корабля вдали. Художник контрастно представляет масштаб природы и человека, их взаимоотношений, величавость первой в ее возможности разразиться стихией. В этой работе воплощены все основные приемы традиционного западноевропейского романтического пейзажа, а также обращение Айвазовского к искусству русского реализма, который будет проявляться в его позднем периоде.
Источник
«Лунная ночь на Капри», Иван Айвазовский — описание картины
Описание картины:
При своих небольших размерах эта картина поражает размахом и величием запечатленной сцены. Большой корабль с распущенными парусами направляется в сторону гостеприимного красивого острова — любимого места отдыха римских императоров и последующих многочисленных правителей. Сам остров виднеется вдали, его очертания четко видны на фоне темного неба и моря, ярко освещенные лучами полной луны.
К борту большого судна на переднем плане пристала маленькая лодка, возможно, это команда собирается на берег или же местные торговцы подплыли, чтобы продать морякам свою продукцию или поставить им воду и продовольствие. На переднем плане еще одна низкая шлюпка с людьми, которые внимательно смотрят в сторону крупного корабля. Можно предположить, что на этом судне находится важное лицо, которое заинтересовало своим прибытием местных жителей или проплывавших мимо рыбаков.
Это судно не одиноко у берегов Капри. На дальнем плане стоит на якоре двухмачтовый корабль со свернутыми парусами, похоже, он находится на рейде. Вдоль всего побережья разбросано несколько маленьких парусников — это рыбаки вышли на ночной лов рыбы, которой богаты здешние прибрежные воды.
Впечатляет цветовая гамма полотна. Огромная изобразительная задача решена при помощи достаточно скромной и сдержанной палитры. Преобладают все оттенки синего и голубого цвета, а нужную степень контраста придает холодный желтый свет луны, заливающий своим сиянием окрестности Капри.
Ночное море тихое и спокойное, подернутое небольшой рябью. Оно украшено размытой дорожкой лунного света, придающего полотну перспективу и объемность. То же самое делают и виртуозно изображенные облака — большие, пушистые и легкие, они как театральные занавеси обрамляют картину тихой лунной ночи на благословенном острове Капри.
Источник
Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам
В споминаем известные полотна Айвазовского и изучаем по ним морскую географию XIX века.
Адриатическое море
Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.
В XIX веке об этом море в справочниках писали: «…наиболее опасный ветер — северо-восточный — борей, также юго-восточный — сирокко; юго-западный — сиффанто, реже и менее продолжителен, но часто очень силен; он в особенности опасен вблизи устьев По, когда внезапно изменяется в южно-восточный и переходит в сильный шторм (furiano). Между островами восточного берега эти ветры вдвойне опасны, ибо в узких каналах и в каждой бухте дуют различно; наиболее страшны борей зимой и горячий «юг» (словенск.) летом. Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов…» (1890).
Атлантический океан
Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.
«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).
Балтийское море
Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).
«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).
Ионическое море
По античным мифам, море, являющееся частью Средиземного, получило название в честь возлюбленной Зевса царевны Ио, которая была превращена в корову его супругой богиней Герой. Вдобавок Гера наслала на Ио огромного овода, спасаясь от которого бедняжка переплыла море.
«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»
В XIX веке это море было местом важных морских сражений: об одном из них, запечатленном Айвазовским, мы рассказывали здесь.
Критское море
Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова. «Крит» — одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э. Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».
«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).
Мраморное море
Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.
«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).
Северное море
Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.
«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море — самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского. Немецкое море вместе с Ла-Маншем — моря, наиболее посещаемые кораблями, так как через него идет путь из океана к первой гавани земного шара — Лондону…» (1897).
Северный Ледовитый океан
Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному — в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант — Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.
«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).
Средиземное море
«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких — кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.
«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).
Тирренское море
Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название в честь персонажа античных мифов, лидийского царевича Тиррена, который утонул в нем.
«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам — аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании. Измельчание земельной собственности доходит нередко до крайности: крестьянин владеет одной землянкой на клочке земли в несколько квадратных аршин. В приморской долине, где частная собственность заключается в плодовых плантациях, нередко встречаются такие собственники из крестьян, которые имеют только по 4–5 каштановых деревьев» (1900).
Черное море
Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом — Гостеприимным.
«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими Messageries maritimes и Frayssinet et C-ie и греческой компанией Courtgi et C-ie под турецким флагом. Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли — все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году — 74 парохода…» (1903).
Эгейское море
Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.
«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).
Источник