Меню

Айвазовский прощание пушкина с морем история создания

Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)

Пушкин и Айвазовский

Студенческие годы Айвазовского в Санкт-Петербурге совпали во многом с противоречивым этапом в российской истории. С одной стороны, это был период суровой тирании и политического застоя при правлении царя Николая I, с другой стороны, художник был свидетелем большого расцвета русской культуры после наполеоновской войны 1812 г. Это была эпоха Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки.

Пушкин и Айвазовский встретились и были представлены друг другу на выставке Академии 1836 года. Всю свою жизнь художник почитает поэта. Несколько раз он писал Пушкина, стоящего на берегу моря. Лучшая из этих картин была написана совместно с И. Е. Репиным в 1877 году.

Айвазовский и Пушкин – два алмаза русской земли.

Прощание Пушкина с морем

Если говорить о размере картины, можно сказать, что она очень большая. Но, с другой стороны, мы должны отметить, что выдающийся русский художник И. Айвазовский использовал такой размер, чтобы показать нам, красоту и широту Черное море. Это иллюстрация моря была возможна с помощью размера холста. Картина не только представляет само море, но высокая, тонкая, одинокая фигура Пушкина добавляет драматизм пейзажу. Драма показана также, при помощи бури в море на картинке.

Заявление художника: очень трудно ответить этот вопрос, достиг ли своей цели Айвазовский или нет, создав рисунок этого пейзажа, но ясно, что картина скрывает в себе душу художника.

На картинке состояние передается не только черным цветом моря, есть буря. Именно поэтому мы можем сказать, что художник использовал такое название не только, чтобы нарисовать Черное море, но чтобы показать нам темноту в бурном море, и в эту бушующую темноту попадает одинокий Пушкин.

Айвазовский «Прощание Пушкина с морем» считал одной из лучших картин, посвященный гению.

Морской пейзаж в плохую погоду интригует, огромные каменные глыбы выступают на первый план. Средь них Пушкин, с торжественным выражением лица, в твердой позе, держа в правой руке шляпу, как бы говорит: вот я открыт, я не страшусь бури, я торжествую.

Картина создает эмоциональную реакцию: общее настроение картины загадочное, похоже, что — то появится из воды. Есть ощущение, что буря заодно с небом: оттенки моря передаются небу, волны перекликаются с тучами.

Репин и Айвазовский изобразили Пушкина у моря мастерски. На картине три элемента: море, небо, Пушкин. Каменные глыбы – это опора Пушкина. То на чем держится весь его мир. На это указывает и положение ног, и рука, опирающаяся о глыбу. Море темное, черное. Этот цвет передается небу. Море и небо заодно. Основное внимание картины захватывает Пушкин. Он в центре. Он безмятежен, бесстрашен, открыт, непобедим.

Полотно, масляные краски, карандаши и воображение художника были использованы для создания картины. Авторы сделали все лучшее, что было возможно представленным выбором среды.

Цвет использован реально (черное море, в белой пене волны и серое небо) и нужен для передачи эмоций. Черный цвет моря и неба символизирует проблемы и приходящие несчастья, серое небо дает спасительную возможность воли Божьей. Цвета прохладные, они устраивают тему.

А. С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897 год.

Пушкин на берегу Черного моря

Картины были написаны «Пушкин на берегу Черного моря» 1887, 1897г.

Обе картины отражают влюбленность Пушкина в эту стихию. Он с ней живет, он мыслит, он мечтает, в раздумье.

На картине «Пушкин на берегу Черного моря» 1887 море не спокойно, но это не буря, это не несчастья, которые оно несет в картине «Прощание Пушкина с морем». Это творчество, порывы мысли, эмоции, чувства души поэта. Различные цвета, в которые раскрашена стихия, также наталкивают на мысль о богатом внутреннем мире Пушкина. В его душе, мыслях переливается различными красками и оттенками творчество. Айвазовский изобразил Пушкина у моря необыкновенно.

Небо едино с морем, едино с поэтом. Краски светлее, но все оттеки моря присутствуют. Темно синий цвет, как высота и глубина космоса, светлый зеленовато-серый, как символ надежды, открытой в будущее, розовый рассвет и торжественные розово-белые облака.

Читайте также:  Витязево частный сектор у моря с бассейном все включено

Горы – могучие твердыми. Но они не восстают против гения, они с ним заодно. Озаренные розовым оттенком с права и сливающиеся с тоном моря снизу картины.

Пушкин на берегу Чрного моря. 1887 год.

И сам гений лежит на камне. В глазах его творчество, вдохновение, страсть. Они устремлены в морскую даль. Он единое целое с этим огромным миром. Стихия в нем, и он в стихии. Можно предположить — море было вдохновляющей силой для гения. Айвазовский в картине «Пушкин на берегу Черного моря» прочувствовал это и мастерски передал на полотне.

«Пушкин на берегу Черного моря» 1897г. — здесь Пушкин на первом плане. Он стоит во весь рост. Улыбающееся выражение лица, спокойное, дружественное, но не обыкновенное. Во взгляде есть загадочность, глубина, в улыбке – доброта, открытость. У него любовные отношения с морем: искренние, ответные. Невозможно описать эту любовь, но не сказать о ней тоже нельзя. Стихийная глубокая творческая любовь к стихии.

Пушкин стоит в расслабленно — напряженной позе. Он как бы ведет творческий диалог с любимой. Одна нога согнута в колене опирается о камень, другая твердо стоит на камне. Лазурное чистое светлое море лишь облизывает носок его ботинка. Но даже в этом отрывке оно величественно.

Айвазовский при написании картины «Пушкин на берегу Черного моря» использовал необыкновенные оттенки. Цвета подобранные для написания полотна изумительны: море лазурного светлого тона, с белым окаймлением волн, белой пеной; тот же тон в небесах, этот тон переходит в более темный зеленоватый оттенок мха на скалах; зеленоватый смешивается с коричневым; коричневый переходит в светло-коричневый тон скал. Важно, что брюки Пушкина светлого коричневого цвета. Какая гармония, какое единство и великолепие. А люди, гуляющие, где-то далеко. Черное манто контрастно выделяется на фоне теплых красок, но ведь Он гений. Это звезда воссияла на фоне серой жизни.

А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 год.

А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца

«А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» была написана Айвазовским в 1899. Это еще один шедевр мастера кисти. Огромные горы, морская стихия и солнце. Пушкин лишь часть этого огромного мира. Он снимает шляпу.

Художник Айвазовский и Пушкин изображенный на Ай Петри восхищаются природой.

Необыкновенно изображены деревья, переходящие дальше в лес. Видны силуэты стволов и крон деревьев, стоящих ближе, но они как — будто в тумане, идущем с гор. Лишь два одиноких дерева, у которых остановился Пушкин, озаренные жаром рассвета, четко видны. Скалы мягкие, будто воздушные. Нет крутых обрывов, острых углов, все округлое. Море несравнимо в своем великолепии. Огромные волны вдали, и тишь да гладь у берега. Небо! Вот Оно – восхитительное небо! И чудо восходящего солнца.

Пушкин поражен этой могущественной красотой. Его друг будто не видит ее, он даже и не смотрит. Лошадь его серовато-коричневого цвета, возможно, как и его душа. Поэт верхом на белом жеребце заворожено глядит в величие природы.

Цвета и тона необыкновенные, и опять все сливается, перетекает, все едино. В голубой, серый, белый, зеленый оттенки окрашены скалы и море. Они присутствуют и по краям неба. Солнце яркое желтое. Оно уже поднялось. Солнечная дорога простирается к берегу. Может она указывает путь, по которому должно идти человечество – к солнцу, к свету. Выделяется, но гармонично вписываются в окружающий пейзаж зеленый и коричнево – алый цвет деревьев на переднем плане.

Когда Айвазовский и Пушкин взобрались на вершину Ай Петри, они были ошеломлены величием природы.

В музей Пушкина Айвазовский подарил уникальные картины. Ведь музей Пушкина включает себя не только место где жил гений, предметы интерьера, которыми он пользовался, музей – это все его творчество, все, что его окружало, все что было создано в его честь, славу.

Источник

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Читайте также:  Шиповник растущий у моря

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Надо знать: почему Айвазовский изобразил Пушкина почти на 20 своих картинах

Два гения встретились друг с другом всего один раз, но на молодого Айвазовского это знакомство произвело неизгладимое впечатление. Вскоре после встречи Пушкин погиб на дуэли. Айвазовский же подружился с его вдовой Натальей Николаевной и на протяжении всей жизни вдохновлялся творчеством Александра Сергеевича. Интересно, что поэт и художник были невероятно похожи друг на друга, существует даже версия, согласно которой многочисленные изображения Пушкина — это в какой-то степени автопортреты Айвазовского. Рассказываем историю о том, как мимолётное знакомство иногда удивительно сильно влияет на судьбу творческого человека.

Единственная встреча Айвазовского и Пушкина состоялась в сентябре 1836 года. Тогда молодому Айвазовскому было 19 лет, а до гибели великого поэта оставалось всего восемь месяцев.

Александр Сергеевич посетил выставку в Академии художеств. Айвазовского представили Пушкину как одного из самых талантливых учеников Академии: юный живописец уверенно шёл на золотую медаль. Пушкина очень впечатлили два полотна будущего гениального мариниста — «Облака с ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что Айвазовский родом из Крыма, Пушкин заботливо поинтересовался, тоскует ли Айвазовский по родине и не болеет ли на севере. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём», — признавался позже Иван Константинович.

После смерти Пушкина Айвазовский подружился с его вдовой. Наталья Николаевна тогда уже носила фамилию Ланская и находила поразительное сходство между Айвазовским и своим погибшим мужем в молодости. Однако большинство полотен, на которых изображён Пушкин, Айвазовский написал гораздо позже — уже после смерти Ланской, умершей в 1863 году.

Самое известное полотно Айвазовского, на котором изображён поэт, посвящено стихотворению Пушкина «К морю».

«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз».

Поскольку Айвазовский не был мастером в написании портретов, фигуру Пушкина на картине нарисовал его друг, не менее выдающийся живописец Илья Репин. «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — отзывался о своей работе Илья Ефимович. Он, конечно, скромничал: художник всех, кого мог, допросил о внешности Пушкина, его осанке и манерах и отнёсся к своей задаче очень ответственно. На картине Пушкин снимает перед морем шляпу, действительно прощаясь со «свободной стихией».

Интересно, что всех остальных Пушкиных на своих картинах Айвазовский написал самостоятельно, однако многие из них — это маленькие фигурки, практически незаметные на фоне моря. Иван Константинович не был силён в написании людей, а для одной из своих картин ему даже пришлось скопировать лицо Пушкина с существующего портрета.

Ещё один известный сюжет Айвазовского — это картина «Пушкин и Раевская у моря в Гурзуфе». Она посвящена влюблённости поэта в графиню Раевскую, которая в будущем станет женой декабриста Волконского. Отец девушки, генерал Николай Раевский, пригласил Пушкина в Крым в 1820 году вместе со своей семьёй. Именно тогда поэт написал строки, посвящённые прекрасной Марии:

«Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!»

На картине Айвазовского и правда можно увидеть ноги графини — она подходит босиком к морю, а рядом на камне сидит влюблённый Александр Сергеевич.

«Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», «Пушкин на вершине Ай-Петри», «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин среди скал. Закат» — это ещё несколько полотен Айвазовского, посвящённых недолгой поездке поэта в Крым.

Существует легенда, согласно которой в доме Айвазовского в Феодосии рядом стояло два бюста — его и пушкинский. Во время наступления турок в 1878 году, в период очередной войны, одна из бомб попала в дом и разбила бюст художника. Пушкин же остался цел и невредим.

Читайте также:  Самое солнечное море земли

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Источник

Море Айвазовского и море Пушкина

В сентябре 1836 года на выставке Академии художеств в Санкт-Петербурге девятнадцатилетний Иван Айвазовский был представлен Александру Пушкину.

Много позже Айвазовский вспоминал о встрече с поэтом в письмах к своему другу Николаю Кузьмину, который стал одним из его первых биографов: «Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: „Облака с Ораниенбаумского берега моря“ и другая „Группа чухонцев на берегу Финского залива“. Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере» (19 мая 1896 г.). Работы юного художника Александру Сергеевичу понравились. На прощание Айвазовский получил напутствие: «Работайте, работайте, молодой человек, — это главное».

О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина, 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем». С той осенней встречи прошло много времени, а память о ней Иван Айвазовский хранил всю свою жизнь. Большинство полотен на пушкинскую тему он нарисовал по прошествии 30–40 лет после нее. Им был создан целый цикл полотен с изображением Пушкина.

Самое знаменитое из них — «Прощание Пушкина с Черным морем» («Прощай, свободная стихия!») 1877 года, ставшее своего рода иллюстрацией к стихотворению поэта «К морю».

Айвазовский писал эту картину совместно с Ильей Репиным, кисти которого принадлежит фигура поэта. Репин пытался узнать у всех, у кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке. Позже он писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем», 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый, —
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Источник

Adblock
detector