Азовское море является самым мелководным на планете Земля. Оно омывает всего два государства и является одним из самых востребованных региональных курортов для отдыха всей семьей. Благодаря небольшой глубине, приезжать с детьми можно даже в начале мая. Несмотря на относительно среднюю развитость туристической инфраструктуры, в сравнении с черноморскими и западными курортами, популярность моря с каждым годом увеличивается.
Содержание материала
Азовское море: описание, фото, видео
Азовское море в Ростовской области обладает весьма скромными размерами. Его ширина не превышает 200 километров, а длина колеблется в пределах 380. Общая протяженность береговой линии – 2686 километров, а площадь – 37,800 тысяч квадратных километров, без учета островов и кос. Максимальная глубина водоема достигает 13,5 метров, а средняя около 8 метров. Много тысячелетий назад на здешней территории воды не было. Только примерно в 5600 году до нашей эры начала формироваться привычная на сегодня акватория моря.
Азовское море имело много названий и неоднократно переименовывалось. Происхождение сегодняшнего названия доподлинно неизвестно. По одной из версий, в окрестностях водоема проживали скифские племена. Их поселение называлось «Асоки», что похоже на «Азов». Азовское море удалено от Мирового океана, поэтому оно принадлежит к классу континентальных водоемов. В холодную пору оно частично, а иногда и полностью, замерзает.
Рельеф дна водоема довольно простой. Нарастание глубины происходит медленно и плавно. Самая глубокая часть сосредоточена в центре моря. Также на дне имеются возвышенности. Две из них вытянуты в западном направлении – Морская и Арабатская банки, а одна в восточном – Железинская. Северное побережье характеризуется широким мелководьем. Практически все берега плоские и песчаные, кроме юга, где распространены холмы.
Одна из характерных черт водоема – большая изрезанность береговой линии. Песчаные отмели, небольшие островки, косы и плавни – все это можно встретить, прогуливаясь по Азовскому морю. Фото этих мест завораживают. Самые крупные косы находятся на севере – Бердянская, Кривая, Белосарайская и Обиточная. Среди островов, наибольшими размерами выделяются Бирючий, Песчаный и Черепаха. Последний был создан искусственно по распоряжению Петра Первого.
Панорамы Азовского моря
Где находится Азовское море
Азовское море раскинулось на европейском участке Евразийского материка, рядом с Украиной и Российской Федерацией.
Где находится Азовское море:
Херсонская, Запорожская и Донецкая области – Украина.
Краснодарский край, АР Крым, Ростовская область – РФ.
Торговые порты – Таганрог, Мариуполь, Ейск.
Координаты Азовского моря на карте:
северная широта – 45°12′30 и 47°17′30
восточная долгота – 33°38 и 39°18
Азовское море на карте
Как добраться до Азовского моря
Азовское море имеет хорошее расположение. Добраться в здешние места можно по воздуху и наземным транспортом. Конечно, самый удобный и быстрый вариант первый. В непосредственной близости к побережью расположены сразу несколько крупных аэропортов:
Из Москвы лететь сюда примерно 2 часа. Не менее популярный и удобный способ – железная дорога. Транспортные узлы расположены в тех городах, что и аэропорты, а также в Ейске и Таганроге. Летом курсирует большое количество поездов, однако ввиду сезонности лучше приобретать билет заранее. До Азовского моря цена билета для купе стартует с 3800 рублей. Автобусом лучше всего добираться из Ростова. Билет обойдется примерно в 1 тысячу рублей.
Когда лучше посетить Азовское море
Несмотря на небольшие глубины, воды Азовского моря, как и Белого моря богаты на рыбу. Лучший клев наблюдается в период с март до конца мая. Цены на проживание и питание в это время достаточно низкие. В мае воздух прогревается до 26 градусов, а вода – до 22. В конце весны здесь ветрено, что очень привлекательно для серфингистов.
Лучший месяц для пляжного отдыха на Азовском море – июнь. Погода способствует комфортной температуре воздуха и значительному количеству погожих дней. Кроме пляжного отдыха и экскурсий, туристы могут насладиться местными фруктами и ягодами. В период с июля по август здесь жарковато. Также в данные месяца приезжает самое большое количество туристов, что способствует росту цен. Бархатный сезон наступает в сентябре.
Особенности
На Азовском море снять жилье не проблема. На побережье расположено большое количество пансионатов, отелей и гостевых домов на любой вкус и размер кошелька. Стоимость проживания здесь практически на треть меньше, чем на Черном море. Номер в 3-звездочной гостинице в пик сезона обойдется примерно в 1400-2000 рублей. Аналогичные цены действуют и на апартаменты.
Азовской море является отличным местом для дайвинга. Однако при погружении необходимо учитывать одну особенность – плохую видимость, здесь не такая прозрачная вода как на Красном море. Чтобы полюбоваться подводным миром, нужно нырять утром на рассвете. Наградой за ранний подъем будут останки кораблей, многие из которых под действием тины превратились в фантастические объекты.
Рассвет на Азовском море
Сухой воздух и целебные грязи способствуют оздоровительному отдыху. На территории Азовского моря есть санатории с разнообразными оздоровительными и лечебными программами. Среди других направлений, стоит отметить хорошую инфраструктуру для водного экстрима. Например, для занятия винд- и кайт-серфингом следует отправляться в районы Приморско-Ахтарска и Должанки. Большинство пляжей на побережье бесплатные.
Что посмотреть в окрестностях
Азовское море расположено практически в центре средневековой и античной жизни. На побережье есть масса интересных и увлекательных достопримечательностей, посещение которых позволит разбавить пляжный отдых. Одна сторона водоема омывает Крымский полуостров с парками, дворцами и монастырями. На другой стороне расположена Тамань – удивительный край с грязевыми вулканами и древнейшими руинами.
Основной музейный фонд сосредоточен в Азове, Ростове-на-Дону и Таганроге. Сравниться с ними по представленным экспозициям могут разве что Ялта с Ливадийским дворцом, или Краснодар. В Таганроге наибольший интерес представляют коллекция, посвященные А. Чехову. В Азове обязательно стоит посетить музей военной истории. Ростов-на-Дону и вовсе можно назвать одним из ведущих музейных городов в России.
Те, кто интересуются древней историей, обязательно должны заглянуть на развалины древнегреческое колонии Фанагории. Она была основала в 1 веке до нашей эре. Среди природных достопримечательностей наиболее интересными являются заповедник «Таманская Швейцария», Долина лотосов и грязевой вулкан Тиздар, расположенное в станице Голубицкая.
Азовскому морю есть что предложить своим гостям. Дельфинарии, пасторальные пляжи, кайт-станции и удивительные пейзажи. Водоему смело можно присвоить статус не только семейного, но и экстремального отдыха. Здесь дуют хорошие ветра, которые позволяют поймать отличную волну – спокойную и прыткую одновременно.
Источник
Азовское море вежливо и необратимо превращено во внутреннее море России
Азовское море явочным порядком, вежливо и необратимо, превращено во внутреннее море России
Продолжаем увлекательную эпопею относительно резкого изменения правил судоходства в акватории Азовского моря. Самое главное: Азовское море явочным порядком, вежливо и необратимо превращено во внутреннее море России.
Я не знаю, как бы оно могло быть, веди себя Украина в соответствии со своим ничтожным статусом, но на сегодняшний день раздутые амбиции, подогретые кураторами, привели туда, куда и должны были привести. То есть, привели в стойло для свиней. И сейчас мы в этом убедимся.
Итак, нам доподлинно известно, что Украина задержала два российских корабля: рыболовецкое судно «Норд» и танкер «Механик Погодин». В настоящее время «Норд» пришвартован в порту Бердянск, а «Механик Погодин», соответственно, в Херсоне.
Поначалу действительно казалось, что на подобные действия Россия, «как всегда», отвечала лишь «выражением озабоченности» и прочими протестами, вкупе с бесплодными заявлениями. Однако понимающие люди помалкивали и ждали развития событий, которые не замедлили нарастать снежным комом, ибо в России, со времён Сирии, сложилась, ранее незамеченная, традиция: дипломаты, политики и силовики (военные) действуют в исключительно тесной взаимосвязи, когда на выходе получаем максимальный результат, подпадающий под определение асимметричный ответ.
По данным Украины, за прошедшее лето российская береговая охрана задержала для досмотра более 150 судов, следующих через Керченский пролив в порты Бердянска и Мариуполя. Каждое судно задерживалось, как правило, на срок от одного дня до нескольких суток. Суммарное количество дней задержки приближается к одному году. Безусловный приоритет прохождения под Крымским мостом отдаётся судам, следующим в российские порты.
На настоящий момент задержаны и поставлены на бессрочный рейд три украинских судна: рыболовецкие «ЯМК-0041» и «ЯОД 2105», а также танкер «Amadore», приписанный к мальтийскому порту Валетта и принадлежащий одесскому судовладельцу.
А теперь немного лирики, связанной с рыболовным азовским промыслом. Если кто не в курсе, то азовский осётр из всех осетровых является наиболее ценной породой, как в плане самой рыбы, так и чёрной икры. Уже давно (с 90-х годов) лов этой рыбы и добыча икры жёстко запрещены в России ввиду их практически полного исчезновения, несмотря на титанические усилия береговых рыбохозяйств, от Темрюка до Таганрога, каждый сезон выводивших миллионы (если не миллиарды) мальков и выращивающих их для выпуска в море.
Несмотря на принимаемые меры, все последние годы осетра самым хищническим способом вылавливали украинские моряки. Особенно это процветало зимой, когда осётр уходил для зимовки в самое глубокое место в центре моря и, пользуясь контролем над большей частью акватории, его просто выгребали рыболовецкими тралами, сводя к нулю все усилия по восстановлению популяции. Прекратить этот беспредел стало возможным лишь после присоединения Крыма, но наиболее решительные действия были предприняты лишь в этом году, когда явочным порядком Россия исключила лов осетра полностью. Убедиться в этом легко: вся акватория Азовского моря, независимо от координат, зачищена от всех украинских рыболовных судов. И не только рыболовных, но и от всех посудин с украинским флагом, что легко проверить на сайте Marine Traffic.
Если любое из украинских судов выйдет в море, оно незамедлительно будет задержано. Таковы правила, установленные Россией в акватории Азовского моря после украинского беспредела с российскими кораблями. А всего-то прошло менее года с момента возведения Крымского моста. То ли еще будет с теми портовыми городами окраины, которые лишились рыболовецкого бизнеса.
Источник
Азовское море
Из Википедии — свободной энциклопедии
Азовское море
укр. Азовське море , крымскотат. Azaq deñizi
Спутниковый снимок
Характеристики
Площадь
39 000 км²
Объём
290 км³
Длина береговой линии
1472 км
Наибольшая глубина
13,5 м
Средняя глубина
7,5 м
Бассейн
586 000 км²
Расположение
46°05′06″ с. ш. 36°31′44″ в. д. H G Я O L
Азо́вское мо́ре (укр. Азовське море , крымскотат. Azaq deñizi ) — полузамкнутое море Атлантического океана на востоке Европы, омывающее побережье Украины [1] и России. Самое мелкое море в мире: глубина не превышает 13,5 метров [2] , средняя глубина около 7,4 м (по разным оценкам — от 6,8 до 8 м) [3] .
Соединяется с Атлантическим океаном длинной цепочкой проливов и морей: Керченский пролив — Чёрное море — пролив Босфор — Мраморное море — пролив Дарданеллы — Эгейское море — Средиземное море — Гибралтарский пролив. По отдалённости от океана Азовское море является самым континентальным морем планеты. Объём воды — 290 км³ [4] .
В древности Азовского моря не существовало и Дон впадал в Чёрное море в районе современного Керченского пролива. Предполагается, что заполнение акватории Азовского моря произошло около 5600 года до н. э. (см. Теория черноморского потопа).
На северном берегу Таманского полуострова находится раннепалеолитическая стоянка древнего человека Кермек. На стоянке Богатыри/Синяя балка в черепе жившего 1,5—1,2 млн л. н. кавказского эласмотерия (Elasmotherium caucasicum) нашли застрявшее пиковидное орудие из окварцованного доломита [5] .
Источник
ivan_kiselev
Иван Киселёв
В статье подробно разбирается, какой статус имело Азовское море и Керченский пролив в СССР и до 2014 года, какой статус может имееть сейчас с точки зрения России, а также что было бы, если бы не существовало «Договора между Россией и Украиной о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива» 2003 г.
Данный журнал не зарегистриврован в Минкомсвязи РФ и не является средством массовой информации.
Согласно Статье 29 Конституции РФ „Каждому гарантируется свобода мысли и слова“ и „Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом“.
Данный журнал является личным и частным блогом и содержит личное и частное мнение автора этого блога.
Сведения, содержащиеся в настоящем блоге, за исключением цитируемых законов, не имеют никакой юридической силы и не могут быть использованы при разбирательствах в мировых, гражданских, военных или арбитражных судах, равно как вообще нигде, для доказательства или опровержения чего бы то ни было.
В случае возникновения желания использовать цитируемые законы в судебных разбирательствах, следует обратится к официальным печатным и сетевым публикациям соответствующих законов. Не рекомендуется содержание законов брать из данного журнала.
Вся информация, размещаемая на настоящем блоге, в юридическом смысле должна восприниматься выражением субъективного мнения автора.
Данный текст является личным частным мнением и не может быть использован для официального обвинения или оправдания кого-либо.
В данном тексте я изучаю действия лиц, в той мере, как они описываются государственными органами и средствами массовой информации, действующие правовые акты и положения, а также выражаю личное мнение, насколько действия тех или иных лиц соответствуют правовым актам.
Особое внимание обращаю на то обстоятельство, что факты и описание действия лиц мной взяты из средств массовой информации. Достоверность этих фактов может быть подвергнута сомнению. Поэтому все сопоставления фактов и правовых актов следует читать следующим образом: „если является истиной, что был факт такого действия, то по моему личному мнению он соответствует (или не соответствует) такому-то правовому положению, насколько я его понял“.
У меня нет желания унижать или оскорблять чьих-либо чувств, будь то какой-либо отдельный человек или какая-либо группа людей, и я не ставлю себе такую цель. Тем более данный текст не направлен на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по какому-либо признаку.
Также я не ставлю себе целью вызвать негативные эмоции у кого бы то ни было.
Если по прочтению текста у вас появляются негативные эмоции, но при этом вы не видите в нём фактических ошибок, то просьба считать источником ваших эмоций не данный текст, а непосредственно тексты законов, договоров, приказов и поступки действующих лиц. Я всего лишь описываю то и другое и пытаюсь их сопоставить.
Все ошибки, если они присутствуют в тексте, не являются преднамеренными. В случае их обнаружения, прошу заранее меня извинить.
Если вы считаете, что приведённые в тексте какие-либо данные, в том числе понимание законов, не соответствует действительности, то просьба сообщить об этом мне в наиболее допустимо для вас вежливой форме с указанием основания для вашего возражения, а именно нормы закона, текста комментария к закону или просто вашего развёрнутого мнения. Обещаю исправить замеченные ошибки и опубликовать альтернативную точку зрения, если она будет обоснована и иметь пригодную для публикации лексику.
Первоначально статус Азовского моря определялся в то время, когда существовал СССР.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1958 года Азовское море считалось внутренним заливом, так как все берега Азовского моря принадлежали одному государству.
Этот статус соответствовал принятой в 1982 году, но ещё не ратифицированной, новой Конвенции ООН по морскому праву.
Исходные линии в Чёрном море были определены Постановлением Совмина СССР от 15 января 1985 г. Замыкающая линия Азовского моря, она же исходная линия, была проведена по входу в залив — между мысом Кыз-Аул у западного берега Керченского пролива и мысом Железный Рог у восточного берега — в полном соответствии с пунктом 4 статьи 7 Конвенции ООН 1958г. и пунктом 4 статьи 10 Конвенции ООН 1982г.
12 миль водного пространства к югу от этой линии были территориальным морем СССР, а то, что лежало свернее, включая всё Азовское море — внутренними водами СССР.
Несмотря на то, что Конвенция ООН по морскому праву была принята 30 апреля 1982 года и тогда же её подписали 117 государств, в том числе СССР, она на тот момент не вступила в силу. По договорённости, Конвенция ООН 1982 должна была вступить в силу после того, как её ратифицируют 60 государств. Был долгий процесс согласования некоторых положений Конвенции и только в ноябре 1996 года было собрано необходимое количество ратификационных грамот. Через 14 лет после своего подписания Конвенция вступила в силу.
К этому времени СССР уже не было.
Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 12 марта 1997 года. Украина ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 26 июля 1999 года.
С распадом СССР вопрос о статусе Азовского моря оставался открытым, ведь оно перестало быть внутренним морем одного государства. Восточный берег Азовского моря был российским, весь северо-западный и крымский берег — украинским. Согласно Конвенции ООН по морскому праву у каждой страны должно было появиться своё территориальное море, а вся центральная часть Азовского моря должна была быть свободной для судоходства судов любых стран.
Вполне естественным желанием обеих стран было признать Азовское море внутренним морем двух государств. Такой правовой статус не предусмотрен Конвенцией ООН 1982, но в ней закреплена возможность отклонений от общих правил в силу исторических причин.
Мировая практика знает случаи, когда мировым сообществом признаётся историческое право на общее владение заливом и введение особого статуса вод.
Так Международный суд ООН, разбирая дело между Тунисом и Ливией в 1982 году, писал: «The historic rights remain however to be considered in themselves. Historic titles must enjoy respect and be preserved as they have always been by long usage.» «Исторические права опираются сами на себя. Исторические права собственности должны уважаться и сохраняться, так как они существовали долгое время.»
Заливами, в которых существует особый статус вод, сложившийся в силу исторических причин, являются: залив Рио-де-Ла-Плата (Аргентина и Уругвай); залив Фонсека (Гондурас, Никарагуа и Сальвадор); залив Таиланд (Вьетнам и Камбоджа); залив Акаба (Египет, Израиль, Иордания и Саудовская Аравия); залив Манарский (Индия и Шри-Ланка).
В каждом из них существует свой особый раздел статуса вод залива и особые правила судоходства. Тем не менее в каждом из них обеспечен свободный проход судов в порты всех государств.
INTERNATIONAL COURT OF JUSTICE REPORTS OF JUDGMENTS, ADVISORY OPINIONS AND ORDERS CASE CONCERNING THE CONTINENTAL SHELF (TUNISIA/LIBYAN ARAB JAMAHIRIYA) JUDGMENT OF 24 FEBRUARY 1982
«100. In so far as the question of historic fishing rights is raised in connection with the concept of «natural prolongation», it no longer falls for consideration in view of the Court’s findings on that matter (paragraphs 67-68 above). The historic rights remain however to be considered in themselves. Historic titles must enjoy respect and be preserved as they have always been by long usage. In this connection, it may be recalled that, when the 1958 Conference on the Law of the Sea had occasion to consider the matter, it adopted a resolution entitled «Regime of historic waters», which was annexed to the Final Act, requesting the General Assembly to arrange for a study of the topic. In 1959, the Assembly adopted a resolution requesting the International Law Commission to take up the study of the «juridical regime» of historic waters, including historic bays. The International Law Commission has not yet done so. Nor does the draft convention of the Third Conference on the Law of the Sea contain any detailed provisions on the «regime» of historic waters : there is neither a definition of the concept nor an elaboration of the juridical regime of «historic waters» or «historic bays». There are, however, references to «histonc bays» or «historic titles» or historic reasons in a way amounting to a reservation to the rules set forth therein. It seems clear that the matter continues to be governed by general international law which does not provide for a single «regime» for «historic waters» or «historic bays», but only for a particular regime for each of the concrete, recognized cases of «historic waters» or «hstoric bays». It is clearly the case that, basically, the notion of historic rights or waters and that of the continental shelf are governed by distinct legal regimes in customary international law. The first regime is based on acquisition and occupation, while the second is based on the existence of rights ‘ipso facto and ab initio». No doubt both may sometimes coincide in part or in whole, but such coincidence can only be fortuitous, as in the case of Tunisia where the fishing areas cover the access to its continental shelf, though only as far as they go. Whle it may be that Tunisia’s historic rights and titles are more nearly related to the concept of the exclusive economic zone, which may be regarded as part of modem international law, Tunisia has not chosen to base its claims upon that concept.»
Говорят, что договорённость о том, что Азовское море должно стать совместным внутренним морем, была достигнута Б. Ельцином и Л. Кучмой ещё в 1998 году. Вероятно, она существовала и раньше.
Но если в главном мнения сторон совпадали, то в существенных вопросах у сторон были разногласия. Самым важным из таких вопросов был вопрос о границе — должна ли быть делимитация в Азовском море и где именно граница должна проходить. От этого зависела доля ресурсов Азовского моря, доступных каждой стороне для использования. Кроме этого, от расположения границы зависело, кто контролирует Керчь-Еникальский канал — ворота в Азовское море.
Вопрос о границе так и не был решён, и тем не менее «Договор между Россией и Украиной о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива» был подписан сторонами 24 декабря 2003 года. Он устанавливал статус Азовского моря как внутреннего моря двух стран. Также договорились о том, что граница всё же должна быть, но где именно, соглашение будет принято позже. „Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между сторонами.“
Делимитация сухопутной границы между Россией и Украиной была принята ещё раньше, одновременно с подписанием «Договора между РФ и Украиной о российско-украинской государственной границе» от 23 января 2003 г. Делимитационная линия была определена в «Приложении 1» к этому договору. Кому любопытно, может ознакомится с ним здесь.
А вот делимитации границы по Азовскому морю так и не произошло, несмотря на работавшие время от времени двусторонние комиссии. Теперь, в связи с хорошо известными разногласиями между Россией и Украины, вряд ли можно надеятся, что соглашение по границе может быть достигнуто в обозримом будущем.
Поэтому стоит признать, что абсолютно однозначно статус вод Азовского моря не определён.
Некоторые считают, что несмотря на отсутствие делимитации границы, её примерное расположение понятно, поэтому северо-западная часть Азовского моря — это внутренние воды Украины, а юго-восточная — России. Другие утверждают, что так как граница не установлена, то по факту всё Азовское море является совместными внутренними водами обеих стран.
В пользу первой позиции говорит в том числе документ, принятый Украиной в 1999г. — «Распоряжение Президента Украины об охране государственной границы Украины в Азовском и Черном морях и Керченском проливе» N 187/99-рп от 6 августа 1999 года. Этот распоряжение в одностороннем порядке устанавливало „линию охраны государственной границы Украины“. Под этим эвфемизмом совершенно очевидно прячется линия государственной границы, желательная для Украины. По карте видно, что согласно такому разделению Украине принадлежит большая часть (около70%) Азовского моря. Россия, безусловно, не могла согласиться с таким делением. Тем не менее, из этого документа следует, что Украина прежде всего признаёт само наличие такого деления Азовского моря на внутренние воды Украины и внутрение воды России (а не совместные внутренние воды). Во-вторых, из него же следует, что по крайней мере всю территорию восточнее этой линии Украина признаёт как внутренние воды исключительно России.
В пользу второй позиции, что любопытно, выступает Президент РФ В. В. Путин. На пресс-конференции 20 декабря 2018 года он высказался следующим образом: „Теперь по поводу режима Азовского моря. У нас есть договор от 2003-го, по-моему, года. Он о чём говорит? Он говорит о том, что прибрежная зона в пять километров, не как обычно в мире по международному морскому праву в 12 морских миль, а именно пять километров от берега, — это территориальные воды государства, в данном случае России или Украины, а всё остальное — общее море.“
[ Источник – Официальный сайт Президента РФ ] Большая пресс-конференция Владимира Путина 20 декабря 2018 года 15:50 Москва
Теперь по поводу режима Азовского моря. У нас есть договор от 2003-го, по-моему, года. Он о чём говорит? Он говорит о том, что прибрежная зона в пять километров, не как обычно в мире по международному морскому праву в 12 морских миль, а именно пять километров от берега, – это территориальные воды государства, в данном случае России или Украины, а всё остальное – общее море. Кстати говоря, рыбаков наших в своё время захватили. Они же не заходили в пятикилометровую зону, их захватили в общем море. Тем не менее захватили, капитана до сих пор держат. И Ваш канал Euronews об этом не чирикает, спокойно, как будто так и надо. Так же как и захваченные другие наши моряки: там сухогруз какой-то где-то там сидит, тоже целая команда сидит там, и никто об этом не вспоминает. Поэтому мы готовы придерживаться этих договорённостей и не объявлять никаких односторонних действий.
Если бы проводили опрос, я бы обеими руками был бы именно за такое разделение вод Азовского моря, я считаю его дружественным и справедливым. Но каких-либо документов, подтверждающих сказанное, я не нашёл. Если бы это высказал кто-то другой, не Президент РФ, я бы решил, что человек просто ошибся, выдаёт желательное за действительное. Но В. В. Путин — Президент России. Поэтому я не исключаю, что существуют не публикуемые договорённости.
Нельзя здесь не упомянуть о соглашении о рыбоводстве в Азовском море, которое устанавливало свободную ловлю в любой части Азовского моря судами обеих стран. Тем самым, с одной стороны, утверждалась по факту свобода судоходства. Но с другой, в этом же документе по факту говорилось о наличии российской и украинской частей Азовского моря.
[ Соглашение по рыбоводству между Россией и Украиной ] «Соглашение между Комитетом Российской Федерации по рыболовству и Государственным Комитетом Украины по рыбному хозяйству и рыбной промышленности по вопросам рыболовства в Азовском море» 14 сентября 1993 года
Статья 1 1. Целью настоящего Соглашения является установление совместного пользования живыми ресурсами бассейна Азовского моря. Каждая Сторона соглашается разрешать юридическим и физическим лицам другой Стороны вести промысел в своей части Азовского моря. 2. Каждая из Сторон предоставляет судам другой Стороны право промысла на взаимной и равноправной основе. 3. Стороны подтверждают, что правом ведения рыбного промысла в Азовском море пользуются только суда под флагами Украины и Российской Федерации.
Статья 2 1. Районом применения настоящего Соглашения являются: — Азовское море со всеми заливами, гирлами, лиманами, включая Сиваш и Керченский пролив до линии мыс Такиль — мыс Панагия; — реки: Дон от плотины Цимлянской ГЭС до впадения в Азовское море; Северский Донец в границах Российской Федерации; Берда до плотины Бердянского водохранилища; Кальмиус до Павлопольской плотины; и другие водоемы, являющиеся местом воспроизводства запасов анадромных видов рыб. 2. Ничто в данном Соглашении не наносит ущерба правам, существующим или будущим притязаниям или юридическим точкам зрения Сторон в отношении характера и распространения действия юрисдикции в отношении рыболовства.
Но как бы там ни было «Договор между Россией и Украиной о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива» 2003г. установил главное — Азовское море названо внутренними водами России и Украины. Тем самым на Азовское море и в том числе Керченский пролив не распространяется действие международных законов, регулирующих судоходство. В частности, не распространяется действие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
О правилах судоходства должны были договориться два государства — Россия и Украина — что они и сделали, записав основные правила непосредственно в самом «Договоре. »:
— все суда и России, и Украины пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства — торговые суда третьих стран имеют право беспрепятственно пройти через Керченский пролив и Азовское море, если идут в какой-либо порт — военные суда третьих стран могут входить в Азовское море только с разрешения обеих стран
Вот такие нехитрые, но очень важные правила.
[ «Договор. о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» ] «Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» Керчь, 24 декабря 2003 года
Российская Федерация и Украина, далее именуемые Сторонами, руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества между народами России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между ними; руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, а также Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года; отмечая важное значение Азовского моря и Керченского пролива для экономического развития России и Украины; будучи убеждены в том, что все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по согласию России и Украины; исходя из необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины; договорились о нижеследующем:
Статья 1 Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины. Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между Сторонами. Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами.
Статья 2 1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. 2. Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него. 3. Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной.
Статья 3 Российско-украинское сотрудничество, в том числе совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и Керченском проливе, обеспечиваются как реализацией имеющихся соглашений, так и заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей.
Статья 4 Споры между Сторонами, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров, а также другими мирными средствами по выбору Сторон.
Статья 5 1. Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами Сторон. 2. Изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются отдельными протоколами, вступающими в силу в соответствии с процедурой, описанной в пункте 1 настоящей статьи.
Совершено в г.Керчи 24 декабря 2003 года в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию В.Путин
Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 22 апреля 2004 года N 23-ФЗ — «Бюллетень международных договоров» N 7 за 2004 год) Договор вступил в силу 23 апреля 2004 года.
В связи с известными событиями 2014 года и присоединением Крыма к России «Договор между Россией и Украиной о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива» 2003г. не потерял своей актуальности. Обе стороны неоднократно подтверждали, что он является действующим.
В самом деле, что бы произошло, если бы стороны денонсировали «Договор. »?
В этом случае Азовское море согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. перестало бы быть внутренним морем государств и регламентация как статуса вод, так и судоходства, попали бы под действие этой Конвенции. В соответствии с ней обе страны должны были бы провести исходные линии вдоль берега Азовского моря, отмерить 12 миль в сторону моря и эту границу 12-мильной зоны считать границей своего территориального моря, или что то же самое, границей государства. Вся центральная часть при этом стала бы исключительной экономической зоной, где использование ресурсов разрешено исключительно с согласия прибрежного государства, но обеспечивается свобода судоходства для судов всех стран. Керченский пролив в этом случае обретал бы статус пролива, используемого для международного судоходства. По нему был бы разрешён транзитный проход любым судам (в том числе военным) любого государства.
По простому говоря, в случае, если Азовское море не будет внутренними водами России и Украины, даже американский эсминец «Дональд Кук» будет иметь право войти в Азовское море.
[ Статьи 34, 37, 38, 44. Конвенция ООН по морскому праву ] Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.
Часть III. Проливы, используемые для международного судоходства
Раздел 1. Общие положения
Статья 34. Правовой статус вод, образующих проливы, используемые для международного судоходства 1. Режим прохода через проливы, используемые для международного судоходства, устанавливаемый в настоящей Части, не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, образующих такие проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами. 2. Суверенитет или юрисдикция государств, граничащих с проливами, осуществляется с соблюдением настоящей Части и других норм международного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 2. Транзитный проход
Статья 37. Сфера действия настоящего Раздела Настоящий Раздел применяется к проливам, используемым для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.
Статья 38. Право транзитного прохода 1. В проливах, указанных в статье 37, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий, за исключением того, что, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, транзитный проход не применяется, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. 2. Транзитный проход представляет собой осуществление в соответствии с настоящей Частью свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство. 3. Любая деятельность, которая не является осуществлением права транзитного прохода через пролив, подпадает под действие других применимых положений настоящей Конвенции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Статья 44. Обязанности государств, граничащих с проливами Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над проливом. Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода.
Кроме этого, в случае такого деления торговые пути в Азовском море пролегали бы в территориальном море Украины, что накладывало бы на суда, идущие в российские порты, определённые ограничения, а Украине предоставляло бы дополнительные права.
Договор о статусе Азовского моря является действующим и именно он определяет статус вод и правила судоходства
Так как обе стороны признают действующим «Договор между Россией и Украиной о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива» 2003г., то следует признать, что в связи с присоединением Крыма к России в статусе Азовского моря фактически ничего не изменилось.
Азовское море как было внутренними водами двух государств, так и остаётся им. Граница по морю между двумя странами как не была делимитирована, так и остаётся не делимитированной.
Статус моря и правила судоходства, определённые в «Договоре. », не ставятся в зависимость от того, кому принадлежат его берега. Если следовать букве закона, то даже в случае, если весь берег Азовского моря станет российским, Азовское море не перестанет „на автомате“ быть внутренним морем России и Украины. Для того, чтобы изменить его статус, России предётся сначала денонсировать «Договор. », а потом объявлять его своими исключительными внутренними водами согласно Разделу 2 Части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
При всём этом правовая неопределённость, заложенная в «Договоре. », касающаяся вопроса разграничения внутренних вод России и внутренних вод Украины, только усилилась. Если по ситуации до 2014 года примерное расположение границы хотя бы предполагалось, то на сегодняшний день по вполне понятным причинам между странами не существует никакого взаимопонимания в данном вопросе.
Согласно российским представлениям, очевидно, граница внутренних вод России и внутренних вод Украины начинается в районе Сиваша и идёт на восток, в сторону Таганрокского залива к сухопутной границе между Россией и Украиной около Новоазовска. Таким образом вся прилегающая к Крыму часть Азовского моря, включая Керченский пролив, оказывается внутренним морем исключительно России.
Вероятно, исходя именно из таких соображений, С. В. Лавров высказался официально, лаконично и категорически: „Напомню также, что Керченский пролив не является проливом, подлежащим регулированию международным правом — он российский.“
[ Источник — Официальный сайт МИД России ] Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Италии Э.Моаверо Миланези Рим, 23 ноября 2018 года 2246-23-11-2018
„Напомню также, что Керченский пролив не является проливом, подлежащим регулированию международным правом — он российский.“ http://www.mid.ru/vizity-ministra/-/asset_publisher/ICoYBGcCUgTR/content/id/3419635
С тем, что Керченский пролив не является проливом, подлежащим регулированию международным правом, приходится согласиться.
Но это не значит, что правила судоходства в Керченском проливе устанавливаются тем, кому принадлежат внутренние воды Керченского пролива.
Правила судоходства установлены в «Договоре о сотрудничестве. », он является действующим и правила судоходства определены им.
Эти правила не поставлены в нём в зависимость от того, чьими внутренними водами считается Керченский пролив.
Любые суда как России, так и Украины имеют право беспрепятственно находиться в Керченском проливе.
Такие правила судоходства установлены «Договором между Россией и Украиной о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива» 2003г.
Этот «Договор о сотрудничестве. » является действующим, что подтверждают обе стороны.
Другого документа, регулирующего правила судоходства в Керченском проливе и Азовском море, не существует.
В «Договоре о сотрудничестве. » правила судоходства не ставятся в зависимость от вопроса исключительной принадлежности того или иного района моря одному из государств.
Установленные в «Договоре о сотрудничестве. » правила судоходства являются одинаковыми при любом ответе на вопрос „Чей Крым?“ и неурегулированный спор о том, кому какая часть Азовского моря принадлежит в качестве исключительных внутренних вод.