Балдушка погоди ты морщишь море знак препинания

Сказка о попе и о работнике его Балде

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Пон говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Вот он попадье признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь».
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк, но самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
— «Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».
Беса старого взяла тут унылость.
«Скажи, за что такая немилость?»
— «Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха».
— «Балдушка, погоди ты морщить море.
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука».
Балда мыслит: «Этого провести не штука!»
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
«Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть — возьми, да с уговору,
С, общего нашего приговору —
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок».
Засмеялся Балда лукаво:
«Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшего брата».
Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
«Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь — а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый».
Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
«Погоди, — говорит, — схожу за оброком».
Пошел к деду, говорит: «Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!»
Старый Бес стал тут думать думу.
А Балда наделал такого шуму,
Что все море смутилось
И волнами так и расходилось.
Вылез бесенок: «Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк —
Только слушай. Видишь ты палку эту?
Выбери себе любимую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь?» — «Да жду вон этой тучки:
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку».
Испугался бесенок да к деду,
Рассказывать про Балдову победу,
А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.
Вылез опять бесенок: «Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь…»
— «Нет, — говорит Балда, —
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, враженок, задачу.
Посмотрим, какова у тебе сила.
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылы, ан будет он мой».
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул.
На третьем упал, ножки протянул.
А Балда ему: «Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног».
Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесенок и к деду
Пошел рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего — собрали полный оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

Читайте также:  Лайнер очарование морей круизы

Источник

Чего тебе надобно старче? Смилуйся государыня рыбка. Опять моя старуха бунтует. С чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете? Балдушка погоди ты морщить море Здравствуй зеркальце.
подчеркните обращения

Расставим знаки препинания и подчеркнем обращения:

Чего тебе надобно, старче?

Смилуйся, государыня рыбка.

Опять моя старуха бунтует.

С чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?

Балдушка, погоди ты морщить море!

скАчет зверУшка, не рОт, а ловУшка

Однозначные и многозначные слова

Слова в русском языке могут иметь одно или несколько лексических значений. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными, например:

Запах, -а, м. Свойство вещества, воспринимаемое обонянием. Запах цветов. Приятный запах.

Заучить, -учу, -учишь; заученный; сов. , что. Уча что-нибудь, запомнить твёрдо. Заучить правило. Заученный жест (много раз повторяемый, ставший уже автоматичным). //несов. заучивать, -аю, -аешь.

Лечебный, -ая, -ое. Предназначенный для лечения. Лечебные средства. Лечебные учреждения.

Слова, имеющие два и более лексических значения, на­зываются многозначными, например:

Рукав, -а, мн. -а, м. 1. Часть одежды, покрывающая руку до или до локтя. Короткие рукава. 2. Отделившийся от главного русла водяной поток. Рукав реки. 3. Труба или кишка для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел (спец.) . Пожарный рукав.

Уткнуться, -нусь, -нёшься; сов. , во что (разг.) . 1. Ткнувшись, погрузиться, спрятаться. Уткнуться головой в подушку. 2. перен. , во то Погрузиться в какое-нибудь занятие, внимательно рассматривая что-нибудь; углубиться в чтение (неодобр.) . Уткнуться в книгу.

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.

Конкретное значение многозначного слова может быть определено только в контексте, в сочетании с другими сло­вами, например: Дети играют в саду. — Сегодня играют молодые артисты, выпускники Щукинского училища. — Солнечные лучи играют на поверхности воды. В первом предложении слово «играть» имеет значение «резвясь, забавляться, развлекаться» , во втором — «исполнять на сцене» , а в третьем — «проявляться, обнаруживать себя каким-нибудь образом» .

Значения слов фиксируются толковыми словарями. Несколько значений одного слова даются в одной словарной статье, последовательно, под номерами. Если слово имеет переносное значение или эмоционально-экспрессивную окраску, это фиксируется в толкованиях и приводятся соответствующие примеры:

Допечь, -еку, -ечёшь; -ёк, -екла; -ечённый (-ён, ена) ; сов. , кого что. 1. Испечь до полной готовности. Допечь пирог. 2. перен. Донять (разг.) . Допечь замечаниями. //несов. допекать, -аю, -аешь

Источник

Знаки препинания в предложениях с обращениями. Урок русского языка в 5 классе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1) Знать определение обращения. 2) Уметь находить в предложении обращения и правильно расставлять знаки препинания при них. 3) Отличать обращение от подлежащего. 4) Составлять предложения с обращениями.

Сколько слов было? Назовите первое и последнее слово. Какие слова начинались на букву П? Назовите их? Назовите слова с удвоенными согласными. Вспомните и назовите слово среднего рода. Между какими словами находилось слово территория?

Запишите слова в тетрадь по памяти

Составьте предложение с любыми данными словами [ ]

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! 2) Отпусти ты, старче, меня в море. 3) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. 4) Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? 5) Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре.

— это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! 2) Отпусти ты, старче, меня в море. 3) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. 4) Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? 5) Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре.

Понаблюдайте! Стр.148 Обращение всегда выделяется запятыми.

Всем нам при общении поможет обращение. К людям, звездам или птицам можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: запятые расставляй.

Составьте предложения по схемам: [ О, ] ? [ О! ] ! [ ,о, ] . [ ,о] ! О обозначает обращение

Найдите в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина предложения с обращениями к волшебному зеркалу и запишите их.

«Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи» «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло»

Сравните 2 предложения 1) Ребята охраняют природу. 2) Ребята, охраняйте природу. Обращение не является членом предложения.

Найдите лишнее предложение. 1) Не трещите морозы в заповедном бору. 2) Догорай костер дотла. 3) Муравьи санитары леса. 4) Эй братец загораешь?

1) Не трещите, морозы, в заповедном бору. 2) Догорай, костер, дотла. 3) Муравьи — санитары леса. 4) Эй, братец, загораешь?

§42, упр. 391. Выписать из сказок А.С.Пушкина 5 предложений с обращениями.

Номер материала: ДБ-534141

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Дети воспринимают голосовых помощников как живых существ

Время чтения: 3 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Данные цифрового портфолио ученика будут раскрываться лишь с его согласия

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Вставьте пропущенные знаки в конце предложений. Здесь нужна точка или восклицательный знак?Балдушка, погоди та морщить море

Балдушка,погоди ты морщить море,оброк сполна ты получишь вскоре.В этом предложении ставиться «.»(точка) . А вот в Балдушка,погоди та морщить море Наверное тоже «.»(точка).Чем смогла тем помогла.

Другие вопросы из категории

Предложения:
1)Митя нырнул глубоко.Митя дна реки не достал.
2)Последние листья падают с деревьев.-Последние листья медленно кружатся в воздухе.
СРОЧНО.

Читайте также

нет?2.Дениска а ты сможешь выступить в концерте?3.Мишка хочешь быть сатириком?4.Что поделаешь Марья Семёновна придётся мне ребят дальше учить,а вы заведёте себе нулевой класс.5.Приходи Ваня в школу,в нулевой класс.

2 предложению что нужно ставит в конце нужные знаки?

Когда употребляестя слово «заглавие»? Можно говорить и писать о заглави* и о названи* рассказа повест* романа книг* статьи. А говоря о кинофильм* спектакл* цирковом представлени*, употребляют только слово «название». Например, вторая серия фильма вышла под другим названиемю

-Вставьте пропущеные знаки препинапия, обозначте склонение и падеж имён существительных. вставьте пропцщеные окончания.(за место звёздочки) *)

ПРОШУ! ПОМОГИТЕ. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

повествовательные,побудительные вопросительные предложения. всегда ли восклицательный знак ставится в побудительных предложениях? Подтвердите ответ примерамииз текста.

Источник

Оцените статью