Балтийская коса побережье балтийского моря

Балтийская коса: основные достопримечательности косы

Природная достопримечательность города Балтийска — это Балтийская коса. Южная часть города находится именно на ней: здесь расположены поселки Коса и Рыбачий.

На Балтийской косе можно не только любоваться потрясающей природой и наслаждаться песчаными пляжами. Здесь находятся Южный мол и исторические достопримечательности Балтийской косы: Западный форт, заброшенный аэропорт Нойтиф, остатки немецких зенитных батарей, а также мемориальные памятники погибшим здесь советским солдатам в апреле 1945 года.

Как добраться до Балтийской косы

Сайт: baltparom.ru Адрес: Морской бульвар, 2А Стоимость переправы на пароме на Балтийскую косу и обратно: 70 рублей, с 6 до 12 лет — 40 руб., до 6 лет бесплатно, пассажир с велосипедом — 100 руб., стоимость переправы автотранспорта зависит от разрешенной максимальной массы.

Чтобы попасть на Балтийскую косу в Балтийске надо сесть на паром или катер. Паромную переправу осуществляет Балтийская судоходная компания на паромах «Вистула» и «Нида». Билет надо купить в кассе Балтийска и сохранить до конца поездки, он действителен в обе стороны. Кассы работают с 7.00 утра. Паром отходит от причала, расположенного рядом с памятником Петру I на Морском бульваре.

Читайте также:  Охрана окружающей среды балтийского моря

Паромная переправа из Балтийска осуществляется ежедневно в: 7.20, 10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00, 20.00, 21.30. Из Балтийской косы — в это же время + 10 минут. Расстояние, которое проходит паром примерно 800 метров, время в пути — 5-10 минут. На катере можно переправиться за минуту.

Балтийская коса

Балтийская коса (Фрише-Нерунг) имеет протяженность 65 километров, из них 35 километров на территории России, остальная часть относится к Польше. Здесь находится польская граница.

На косе находятся прекрасные песчаные пляжи. Часть ее территории покрыта дюнами и лесными массивами. Это уникальное место, не загрязненное промышленными отходами, выбросами, идеально подходит для отдыха.

Много лет Балтийская коса с ее красивейшей уникальной природой была закрыта для большинства людей, как и Балтийск, вход осуществлялся по пропускам и был доступен только военным. Сейчас на Балтийскую косу можно свободно попасть, но туристический бизнес здесь не развит, в отличие от Польши. На польской стороне косы расположен популярный курорт Крыница Морска.

Достопримечательности Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы — это Южный мол, старинный полуразрушенный форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief) и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Карта Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы на карте.

Южный мол

Южный мол был создан в 1887 году для защиты береговой линии от морских волн, на нем находится зеленый маяк. Попытки создать мол предпринимались неоднократно, но только данная конструкция оказалась наиболее долговечной.

Через пролив на расстоянии 361 метров расположен Северный мол, на нем установлен красный маяк. Два мола являются своеобразными воротами Балтийска на море.

Западный форт

На Балтийской косе рядом с Южным молом находится заброшенный полуразрушенный Западный (Морской) форт. Напротив него через пролив — Цитадель Пиллау. Кстати, есть и форт Восточный. Он находится на территории города Балтийск, рядом с парком имени А. Головко, недоступен для посещения, является частной собственностью.

Западный форт был построен в 1869 году на случай войны для перекрестной артиллерийской обороны Пиллауского пролива, но активных боевых действий в нем никогда не было.

Во время боев в апреле 1945 года, он никак не участвовал в немецком сопротивлении, гарнизона там не было.

Западный форт является памятником фортификационного зодчества середины XIX века. Он отнесен к памятникам архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, находится в свободном доступе. Разрушается от морских штормов, времени и вандалов.

Есть вероятность скорого исчезновения форта под воздействием моря. Оно все больше захватывает сушу и наступает на форт.

Аэродром Нойтиф

Нойтиф (Neutief) — это немецкий аэродром, построенный (1934-1939) на Балтийской косе. Предназначался для сухопутных и гидросамолетов Luftwaffe. Уникальность аэропорта в том, что он был построен на песке. Снабжение аэродрома осуществлялось только морским путем, а электричество здесь появилось только в 1938 г. — по дну пролива был проложен электрический кабель.

Здесь было два огромных ангара из бетона с электрифицированными воротами для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники, две бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом и подсветкой длиной около километра каждая, гидрогавань для гидросамолетов. А также мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады, казармы и другие хозяйственные постройки. Тут же на косе был создан жилой поселок.

Нойтиф считался одной из лучших военных авиабаз Германии.

Несмотря на масштабные бои на Балтийской косе, аэродром находился в отличном состоянии. После войны аэропорт использовался авиацией Балтийского флота: здесь базировались гидросамолеты «Каталина», а позже — самолеты-амфибии или «летающие лодки»: Бе-4, Бе-6 и Бе-12.

К 90-м годам аэропорт требовал капитального ремонта и стал не нужен военным. С 1996 года аэропорт заброшен и является историческим памятником Второй мировой войны: именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция. Продолжает разрушаться от времени. А одну летающую лодку Бе-12 с Балтийской косы можно увидеть в Калининграде, она относится к Музею мирового океана.

Береговые зенитные батареи

Немецкий аэродром на Балтийской косе защищали со стороны моря береговые зенитные батареи. Была построена система железобетонных капониров и подземных бункеров, некоторые из них двухэтажные.

Из артиллерийских батарей на Балтийской косе наиболее известна зенитная батарея Лемберг.

Зенитная батарея Лемберг (Lehmberg) — это запасной командный пункт системы противовоздушной обороны Пиллау. Здесь находилось четыре орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм и четыре бункера для них. А также здесь были расположены бункеры для личного состава, боеприпасов, электростанция, столовая и другие бункеры. Общее количество — 25 бункеров.

В апреле 1945-го зенитная батарея Лемберг под руководством немецкого генерала Карла Хенке сопротивлялась до последнего, отказываясь сдаться. 27 апреля Хенке застрелился, оставшиеся в живых немцы капитулировали.

В настоящее время бункеры относятся к военной части, но не охраняются и не загорожены. Есть бункеры, которые можно найти прямо на пляже, некоторые оказались под песками, некоторые под водой.

Балтийская коса — удивительное, одно из самых красивых мест Калининградской области. Кажется, что время здесь остановилось. Мало людей, почти полное отсутствие организованного туризма, заброшенные грандиозные постройки и величие природы — все это разительно отличается от окультуренной Куршской косы.

Идеально подходит тем, кому нравится «дикий» отдых без удобств. Здесь можно спокойно ходить по дюнам, никаких запретов нет, в отличие от Куршской косы.

Большой интерес Балтийская коса представляет для любителей военных объектов и заброшек. Здесь есть на что посмотреть и куда забраться.

Старый Люнет

Сайт: vk.com/public149167690 Адрес: Балтийская коса, ул Морская Набережная, дом 7А. Часы работы: с 10.00 до 18.00 со вторника по воскресенье — с июня по август, остальные месяцы только по субботам и воскресеньям. Вход свободный.

Парково-музейный комплекс «Старый Люнет» создан энтузиастами в 2017 году. Он рассказывает об истории Балтийской косы и военных действиях, ведшихся на Фриш-Нерунге. Здесь можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе. Представлены карты, чертежи, довоенные фотографии. Проводятся экскурсии.

Проект музея «Военные тайны самой западной точки России» получил президентский грант в 2019 году, выиграв конкурс.

Источник

Балтийская коса – достопримечательности, где находится, фото

Балтийская коса (немецкое название – Фрише Нерунг) – это узкая полоска суши, отделившая Калининградский залив от основной части Гданьского залива, длина которой составляет 65 км. По косе проходит российско-польская граница. Здесь можно бесконечно любоваться нетронутой природой, свободно ходить по дюнам и отдыхать на чистейших пляжах. Кроме природы, на Балтийской косе много достопримечательностей ушедшей эпохи.

Полезные ссылки:
✈Авиабилеты дешево — aviasales.ru
🏩Лучшие отели Калининграда — агрегатор низких цен hotellook.com
Удивительные экскурсии по Восточной Пруссии — sputnik8 и tripster.ru
🚗 Прокат авто в Калининградской области недорого — myrentacar.com. Как я брал машину напрокат читайте тут.
❗ Промокод KGCOM на скидку в Urent 🛴 — федеральном прокате самокатов в Калининграде. Скачать на iphone и android

На косе находится одноименный поселок – Коса, который административно входит в состав Балтийска. В поселке можно снять жилье, купить продукты питания и перекусить в кафе.

Во времена СССР посещение косы было ограничено, что объясняет полное отсутствие туристической инфраструктуры.

Балтийская коса – это атмосферное место, которое идеально подходит для приверженцев тихого и уединенного отдыха, а также тех, кто предпочитает отдыхать «дикарем» в палатках. На косе сохранились заброшенные военные объекты, построенные немцами до Второй Мировой Войны.

Балтийская коса – как добраться?

Между Балтийском и Балтийской косой действует регулярное паромное сообщение. Суда курсируют на протяжении целого дня (ночью переправа не функционирует). Интервал движения составляет примерно 2 часа, время в пути менее 10 минут. На пароме можно перевозить личные легковые автомобили и велосипеды. Актуальное расписание работы паромной переправы опубликовано на официальном портале Балтийской Судоходной Компании. Купленный билет действителен в оба конца.

Расписание парома на Балтийскую косу

Паром на Балтийскую косу отправляется ежедневно, если позволяет погода. Из Балтийска на косу паром в 2020 году отправляется в 07:20, 10:00, 12:00, 14:00, 16:00, 18:00, 20:00, 21:30. С Балтийской косы паром отправляется в 07:30, 10:10, 12:10, 14:10, 16:10, 18:10, 20:10, 21:40. Источник расписания – сайт перевозчика.

Стоимость парома на Балтийскую косу в 2020

Цены на билеты на паром Балтийск – Балтийская коса представлены в таблице (источник сайт перевозчика). Билеты приобретаются в кассе Балтийска и действуют “туда-обратно”. При покупке билета потребуется паспорт.

Нажмите, чтобы посмотреть тарифы на паром

№п/п Переправляемый объект Цена
в рублях
1. Пассажир 70-00
2. Детский билет (от 6 лет до 12 лет) 40-00
3. Пассажир с велосипедом 100-00
4. Билет со скидкой для групп свыше 15 пассажиров 50-00
5. Мотоцикл, грузовой мотороллер, квадрацикл 500-00
6. Мотороллер, мотоскутер 200-00
7. Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 1,5 тонн 600-00
8. Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 2,0 тонн 700-00
9. Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 2,5 тонн 900-00
10. Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 3,0 тонн 1350-00
11. Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 3,5 тонн 1850-00
12. Автомобиль типа «Жилой дом» 1700-00
13. Грузовой автомобиль, общая масса которого до 12 тонн (в том числе трактор, специальная техника) 4500-00
14. Грузовой автомобиль, общая масса которого более 12 тонн (в том числе специальная техника) 6500-00
15. Прицеп максимальной массой до 750 кг 450-00
16. Прицеп максимальной массой от 751 кг до 1500 кг 700-00
17. Прицеп максимальной массой от 1501 кг до 2500 кг 1100-00
18. Прицеп или полуприцеп максимальной массой от 2501 кг и более 2500-00
19. Переправа негабаритного груза (дополнительный налог к основному тарифу, когда груз перевозится авто и прицепом и выступает более чем на 1 метр вперед или назад, или за боковой край прицепа) 200-00
20. Автобус: до 8 сидячих мест, включая место водителя 1000-00
21. Автобус: до 17 сидячих мест, включая место водителя 1300-00
22. Автобус: от 18 до 30 сидячих мест, включая место водителя 2600-00
23. Автобус: от 31 сидячих мест 4200-00
24. Большое животное (лошадь, корова и т.п.) 100-00
25. Заказной рейс по маршруту Балтийск-Балтийская Коса * 13500-00
  • Дети до 6-ти лет перевозятся бесплатно
  • Владельцы транспортных средств приобретают билеты, согласно свидетельству регистрации транспортного средства
  • Под термином заказной рейс понимается: паром осуществляет перевозку в одну сторону Балтийск-Балтийская Коса. При оплате заказного рейса вывоз техники (людей) с Балтийской Косы производится с 50% скидкой от стоимости заказного рейса (вне расписания парома), или по плановому расписанию бесплатно.
  • Перевозка водителя транспортного средства и груза включена в цену билета для транспортного средства, а пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти через турникеты.
  • Ветераны ВОВ и инвалиды 1 группы проходят через турникет бесплатно – при предъявлении удостоверения.
  • Владелец опасных грузов (нефтепродуктов, химических веществ, газа и др.) обязан предъявить кассиру документ на перевозку груза.
  • На пассажира и транспортное средство, которые переправляются без билета (разрешения) налагается штраф в размере стоимости билета, согласно тарифа.
  • Собаки средних и больших размеров без поводка и намордника на паром не допускаются.
  • Транспорт, предназначенный для перевоза горючих веществ (газа,бензина,сена) перевозится только спецрейсом, согласно тарифа на заказной рейс.
  • Проезд пассажиров по детскому билету без сопровождения взрослых не допускается.
  • За операцию “возврат билета” взимается:
    • 30 руб. от стоимости пассажирского билета независимо от времени отказа от поездки до момента отправления судна.
    • 100 руб. от стоимости билета на провоз автотранспорта

Если хотите осмотреть достопримечательности Балтийской косы, то обязательно перед выездом на косу посмотрите погоду – в шторм и сильный ветер паром не курсирует! (мы один раз так обломались)

Балтийская коса: что посмотреть?

На косе сохранились некогда грандиозные военные постройки, датируемых концом XIX – первой половиной XX века, которые интересны множеству туристов. Доступ к артефактам является свободным. Осмотреть все достопримечательности Балтийской косы туристы могут самостоятельно за 1 день.

Южный мол

Первую попытку построить мол немцы предприняли еще в середине XVIII века. Однако, конструкция оказалась ненадежной и просуществовала недолго – морские волны быстро разрушили сооружение.

Вторая попытка была предпринята в конце XIX столетия. Чтобы сделать сооружение более надежным, косу укрепили конструкциями из соединенных между собой камней и якорей, пустое пространство между которыми заполнили цементным раствором, а в конце мола установили маяк.

Через пролив от Южного мола на расстоянии 361 метр находится Северный мол, где есть красный маяк. Оба мола образуют своеобразные морские ворота Балтийска.

Южный мол считается самой северной точкой Балтийской косы.

Форт Западный на Балтийской косе

Недалеко от Южного мола немцами был построен Форт Западный, который сегодня находится в полуразрушенном состоянии. Фортификационное сооружение, являвшееся частью комплекса цитадели Пиллау, в случае боевых действий обеспечивало перекрестную артиллерийскую оборону Пиллауского пролива.

Для строительства форта использовался изготовленный из особой глины клинкерный кирпич, отличающийся повышенной прочностью. Кирпич обжигался до полного запекания, благодаря чему практически не впитывал влагу и не разрушался на морозе.

После завершения строительных работ форт имел вид пятиугольника неправильной формы, в центральной части которого находился дворик небольшого размера. По фронту располагались 3 капонира, позволявшие вести огонь в разных направлениях под разными углами.

Возведение фортификационного сооружения велось в середине XIX столетия, когда на вооружение флота поступили артиллерийские орудия. Поэтому, стены форта строились из расчета попадания артиллерийского снаряда и имели толщину 1 метр. Сверху стены были укрыты насыпанным земляным накатом толщиной 3 метра. Тыльную часть сооружения защищал ров с водой.

В горжевой части (в тыльной части) форта были размещены двухъярусная караульная казарма, в подвале которой был оборудован склад, а также площадка, где происходило построение караула, горжевой капонир, колодец и складские помещения. Форт был оснащен системами водоснабжения, вентиляции и канализации, а также имел автономную систему отопления.

В конце XIX века была проведена реконструкция, в ходе которой фортификационное сооружение усилили бетоном.

Во время Второй Мировой Войны Форт Западный практически не пострадал, так как каких-либо серьезных боевых действий в его районе не происходило. После войны рядом с фортификационным сооружением базировался 59 Зенитный Артиллерийский полк Балтийской дивизии ПВО, личный состав которого жил в помещении форта. В 1960 году полк передислоцировался и Западный Форт опустел.

На текущий момент фортификационное сооружение имеет статус регионального памятника, однако не находится под охраной и рушится под воздействием времени и природы. Воды Балтики активно захватывают берег и в скором времени старинную достопримечательность Балтийской косы просто смоет. Территория форта постепенно зарастает деревьями и кустарниками, корни которых разрушают фундамент постройки изнутри.

Аэродром Нойтиф – достопримечательность Балтийской косы

Продолжаем двигаться вглубь косы, рассказывая Вам про достопримечательности Балтийской косы, на очереди – аэродром Нойтиф (Neutief). Некогда одна из лучших немецких военных авиабаз. Уникальность аэродрома заключалась в том, что он был построен на песчаной почве.

Строительство аэродрома, предназначенного для сухопутных летательных аппаратов и гидросамолетов, длилось 5 лет и завершилось в 1939 году. Снабжение объекта производилось только по морю. Для электрификации авиабазы по дну пролива был протянут электрокабель.

Помимо двух бетонных взлетно-посадочных полос протяженностью 1 км каждая, комплекс аэродрома включал гавань для гидросамолетов, гигантские ангары для летательных аппаратов и техники, ремонтные мастерские, котельную, насосную станцию, трансформаторную подстанцию, различные постройки хозяйственного назначения и казармы. Для обслуживающего персонала авиабазы рядом построили небольшой поселок.

Во время штурма Пиллау советскими войсками аэродром практически не пострадал и находился в очень хорошем состоянии. В советский период объект эксплуатировался авиацией Балтийского флота. К началу девяностых годов Нойтиф обветшал и стал нуждаться в серьезном ремонте, из-за чего оказался ненужным военным. С 1996 года аэродром пребывает в заброшенном состоянии и постепенно разрушается.

В настоящий момент Нойтиф находится в частной собственности. В 2018 году собственник начал снос ангаров для гидросамолетов. Но местные жители, по мнению которых немецкий аэродром имеет общественную ценность, предприняли попытку предотвратить разрушение. Демонтаж был приостановлен на основании того, что владелец не получил разрешение местных органов власти на проведение данных работ.

Инициативная группа местных жителей организовала сбор подписей и обратилась в региональную Службу охраны памятников с просьбой придать Нойтифу статус охраняемого объекта. Однако, местные власти ответили отказом, сославшись на то, что аэродром нужен Министерству Обороны.

Несмотря на заброшенное состояние, в котором авиабаза пребывает более 20 лет, аэродром все еще может использоваться по назначению – летом 2019 года из гавани Нойтифа взлетел гидросамолет.

Недалеко от ангаров аэродрома расположены еще оружейные склады (на фото), где хранились боеприпасы и вооружение:

Береговая зенитная батарея Лемберг на косе

Во время Второй Мировой Войны немцы укрепили оборонительную линию Пиллау зенитными батареями, которые были оборудованы водопроводом, а также имели специальные помещения, где хранилась вода и продовольственные запасы. Батарея Лемберг помимо оборонительной функции также могла использоваться в качестве запасного командного пункта. Мощное сооружение представляло собой комплекс, объединявший более 20 бункеров, включая четыре бетонных орудийных капонира, бункеры для солдат и офицеров, бункеры для хранения боеприпасов, столовую, электростанцию, складское помещение, бункер для арестантов и прочие инженерные сооружения. Конструкция обеспечивала как выход к орудиям, так и внутреннее сообщение между всеми помещениями. Толщина стен в некоторых укрытиях превышала 2 метра. На вооружении батарея имела 4 орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм.

Во время наступления советских войск батарею частично разрушили артиллерийским огнем . Поэтому, на сегодняшний день уцелели: несколько бункеров, наблюдательный пост, пост направления огня, связные будки, складские помещения и погреба для хранения боекомплекта, а также один закрытый и три открытых орудийных дворика. Местами можно наткнутся на колючую проволоку и ржавые гильзы от снарядов.

Сейчас к батарее Лемберг затруднен, так как многие сохранившиеся объекты погребены под слоем песка или полностью ушли под воду.

Экскурсии на Балтийскую косу

Рекомендуем посмотреть экскурсии по Балтийской косе с профессиональными гидами. Преимущества путешествий с гидом:

  • Гид возит на своей машине, забирает из указанного Вами места по договоренности.
  • В пути экскурсовод рассказывает интересные истории, факты про достопримечательности Балтийской косы.
  • Стоимость экскурсии можно разделить между ее участниками.
  • За одну экскурсию можно побывать в разных местах, например, съездить в Балтийск и на Балтийскую косу и заглянуть в поселок Янтарный, где находится карьер по добыче янтаря.

Описание самых интересных экскурсий читайте у нас на сайте! – ссылка.

Источник

Оцените статью