Балтийское море кратко для детей

Балтийское море
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Расширить знание детей о Балтийском море как природном сообществе

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_na_temu.odt 18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему:

Цель: Расширить знания детей о Балтийском море как природном сообществе.
Познакомить детей с природным камнем — янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.

— обогатить знания детей о природном сообществе Балтийского моря;

— способствовать развитию познавательного интереса к изучению моря;
— познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;
— расширять знания детей о родном крае;

— закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя;

— закреплять умение составлять простые и сложные предложения;

— упражнять в употреблении имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже;

— развивать умение сравнивать материалы и делать выводы;
— продолжать развивать диалогическую речь;
— развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
— воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области;
— воспитывать умение дружно работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, посылка. Технические средства: ноутбук, телевизор, видеозапись «Балтийское море», презентация « Янтарь — волшебный камень ».
Предварительная работа:
Чтение книг, рассматривание иллюстраций и книг о Калининградской области, Балтийском побережье. Экскурсия в Музей янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», поездки к морю, запись видеофрагмента «Балтийское море», создание презентации « Янтарь — волшебный камень ».

Интеграция:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Приветствие. Ребята, давайте поприветствуем друг друга красивыми улыбками. Психогимнастика «Передай улыбку соседу» (по кругу – повернуться к соседу и поприветствовать его улыбкой).
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо. (Читает)
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Слоненок. Я живу в Африке. Знакомый Попугай, который гостил у вас, рассказал мне о вашем городе, о Янтарном крае, о Балтийском море. Я никогда не видел море, даже не представляю какое оно. Ребята, расскажите, пожалуйста, о море. Что такое янтарь? Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас рассказать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Слоненок. Р. S. В посылке вам гостинец от меня ».

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае мы живем?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

Воспитатель: Правильно, наш край называется — Калининградская область. Это наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.

Как называется наше море!

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море — самое необычное море в мире. Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты. Нам с вами повезло жить у моря! Так давайте расскажем Слоненку, какое оно — море!

Ребенок: Вот оно какое море!

С небом обнимается,

Воспитатель: Я предлагаю подобрать слова-определения к слову «море».

Дети: большое, синее, живое, теплое, холодное, спокойное, шумное, бурное, грозное, светлое, тихое, суровое.

Воспитатель: Молодцы! Без чего не бывает моря? (употребление имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже).

Дети: без волн, без песка, без чаек, без соли, без рыбы, без кораблей, без водорослей, без берега.

Воспитатель: Умнички! Море это живой организм. А что море делает?

Дети: шумит, волнуется, бурлит, плещется, сердится, манит, оздоравливает, дарит заряд бодрости, лечит, кормит.

Воспитатель: кого из птиц можно увидеть на море?
Дети: чайки, бакланы, лебеди.

Воспитатель: каких морских рыб вы знаете?

Дети: камбала, салака, треска, лосось.

Воспитатель: почему полезно гулять на море?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Дети, давайте еще раз посмотрим на картинки с морем. Вспомните все слова, которые вы называли о море. А теперь придумайте красивые предложения о море.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте составим схему предложения

Балтийское море красивое.

I_________ ________ __________ .

Физкультминутка «А над морем мы с тобою»

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: Ребята, Балтийское море особенное море. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что оно богато янтарем.

— Ребята, Слоненок интересуется, что такое янтарь? Почему его называют солнечным камнем? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.
(Видеозапись — Звучит шум морских волн).

Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря.

Морские брызги окатывают нас, давайте их стряхнем.

«Морские брызги» . Дети стряхивают «брызги» — похлопывают тело от ног до плеч.

«Поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается лба, лица, подбородка. Поглаживание.

«Горизонт». Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз — в «бинокль» они рассматривают горизонт.

По песочку мы идём
В нем мы камешек найдем.

А вот что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите!
(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).

    Как называется этот необыкновенный желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарь.

Дети садятся на стулья

Воспитатель: Правильно, янтарь. Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.
(Показ презентации).

Воспитатель: Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Янтарь — ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.
(Воспитатель произносит волшебные слова под звуки моря).

Вот мы снова в детском саду. Ребята, в нашей мини-лаборатории тоже есть янтарь. Пройдите к столам и мы побудем с вами учеными геологами, которые ищут камни и исследуют их.

1. Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.

2. Рассматривают янтарь через лупы.( каким цветом, какой формы, есть запах).

3.Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

Чем мы с вами занимались?

Что нового узнали?

Что вы расскажете дома?

Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.
Мы собирали янтарь.
Мы узнали, что такое янтарь.

Мы узнали откуда он взялся.
Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Мы сложим янтарь в коробочку и отправим Слоненку. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам Слоненок. Здесь лежит записка.

«В этой ягоде содержится янтарная кислота.

Приятного вам аппетита!

Не болейте!»
(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Слоненок. Я живу в Африке. Знакомый Попугай, который гостил у вас, рассказал мне о вашем городе, о Янтарном крае, о Балтийском море. Я никогда не видел море, даже не представляю какое оно. Ребята, расскажите, пожалуйста, о море. Что такое янтарь? Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас рассказать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Слоненок. Р. S. В посылке вам гостинец от меня ».

Источник

Доклад Балтийское море 4 класс сообщение

Балтийское море — одно из самых молодых морей на планете. Его история насчитывает примерно десять тысяч лет. Ледники, которые надвинулись на Европу со стороны Скандинавии, заняли всю ее основную территорию. То место, где сейчас расположилось море, было покрыто очень толстым слоем льда. Но когда ледники начали свое отступление, открылась огромная часть земли, которая и стала дном будущего моря. Таянье льдов привело к быстрому заполнению водой открывшейся чаши. Но поток воды был настолько стремителен, что наполнив озеро, хлынул к Северному морю, которое является частью Атлантического океана.

Во время образования моря его пресная вода от тающих ледников сильно смешалось с водами океана и стала очень соленой. В нем обитали животные и растительный мир присущий соленым водоемам. Но с прошествием времени, претерпев очень многие географические изменения, связанные со многими факторами, воды моря стали совсем не солеными. Огромное количество пресноводных рек впадающих в море очень сильно снижают соленость его воды. И даже в месте, где Балтийское море соединяется с Северным морем, вода в котором достаточно соленая, из-за разной плотности не происходит смешивания вод этих двух морей.

Вода в море достаточно холодная. И только в южной его части, на побережьях Литвы, летом она может прогреться до 23 градусов. В некоторых заливах моря, зимой температура может опуститься ниже нулевой отметки, и воды заливов замерзают.

В водах Балтийского моря очень активно развивается рыбный промысел. Здесь водятся такие промышленные виды как атлантическая сельдь, салака, треска и много другой рыбы. Так же добывают огромное количество водорослей. В северной его части водятся Балтийские тюлени.

Недра Балтики богаты полезными ископаемыми. Одними из самых крупных являются месторождения нефти и газа. Очень славится Балтийское море добычей янтаря. В качестве строительного материала используют песок и гравий поднятые со его дна.

В водах Балтики очень сильно развито судоходство. Благодаря постоянно осуществляющимся морским перевозкам различных грузов, многочисленные страны расположившиеся на его побережье, поддерживает очень тесные отношения в экономике и торговле. На его побережье расположилось большое количество грузовых и пассажирских портов. На Балтийском море также много живописных курортов, в том числе и литовские курорты Паланга и Неринга.

Так как это море является внутренним, водообмен с водами Атлантического океана происходит очень медленно. Из-за этого в нем скапливается огромное количество загрязняющих веществ. Это привело к тому, что Балтийское море стало считаться одним из самых загрязненных морей. Сейчас ситуация изменилась. Многочисленные программы по очищению его вод привели к хорошим результатам.

Строятся многочисленные очистные сооружения, на сельскохозяйственных поля расположившихся рядом с побережьем не используют минеральные удобрения.

Балтийское море имеет поразительной красоты суровые северные пейзажи.

Балтийское море

Популярные темы сообщений

Металл, как известно многим, способен принимать ту форму, которую предложит ему человек. Этот факт был замечен ещё в древние времена. Возможность использовать железо для плавления различных фигурок, состоялось благодаря метеоритом. Метеоритное

Город Ленинград, ныне Санкт – Петербург, по праву обладает особой степенью отличия СССР званием Города – Героя. Город на Неве пережил ужасные события Великой Отечественной войны. В 1941г. на город напали фашистские захватчики. Силы были не

Модель (объект-заменитель) – это предмет, который заменяет реальный объект (прототип, оригинал). Кроме прочего можно сказать, что моделью можно назвать любое наглядное пособие.

Источник

Балтийское море: расположение, описание, климат, фото и отзывы

  • 23 Августа, 2018
  • Направления
  • Олег Петров

Балтийское море — один из самых крупных водоемов на севере Европы, непосредственно связанный с Атлантическим океаном. Россия имеет в него выход из Калининградской области. Тут располагаются морские военные базы и курортные города. Так что интерес к особенностям этого моря у отечественных путешественников достаточно высокий.

Расположение

Балтийское море находится у берегов сразу девяти государств: России, Польши, Литвы, Германии, Эстонии, Латвии, Дании, Финляндии и Швеции. При этом оно глубоко врезается в часть суши европейского континента.

Интересно, что крайняя северная точка этого моря располагается неподалеку от Северного полярного круга, а южная — в районе немецкого города Висмар. На западе море простирается до еще одного немецкого города Фленсбурга, а на востоке тянется до российского Санкт-Петербурга.

Общая площадь Балтийского моря составляет 415 тысяч квадратных километров. Объем воды достигает 21,5 тысяч кубических километров. Интересно, что вода в Балтике не очень соленая из-за того, что в нее впадает большое количество рек. Крупные реки, впадающие в него: Нарва, Нева, Вента, Западная Двина, Одер, Преголя, Неман, Висла. Это огромнейшее море, которое обладает такой особенностью.

В Балтийском море расположены такие крупные заливы, как Финский, Рижский, Ботанический и Куршский. К водоему прилегают крупные острова: Эланд, Готланд, Рюген, Борнхольм, Волин, Сааремаа и Аландия.

Описание моря

Главная гидрологическая особенность Балтийского моря — значительный избыток пресной воды, которая образуется за счет речного стока и осадков. Солоноватыми остаются поверхностные воды, которые через Датские проливы устремляются в Северное море, обратно соленые воды поступают с глубинным течением.

Когда на Балтике случаются шторма, в проливах вода перемешивается практически до самого дна. Тогда водообмен между морями может измениться. Сильные ветры способны нарушить циркуляцию поверхностных вод, хотя, чаще всего, она направлена против часовой стрелки. Величина приливов не превышает 20 сантиметров.

Уровень солености Балтийского моря уменьшается к востоку, начиная от Датских проливов, которые связывают его с Северным морем. Например, в этих проливах показатель солености воды у поверхности моря составляет 20 %, а у дна доходит до 30 %. В центре моря она уменьшается до 6-7 %, а в Финском и Ботаническом заливах и вовсе опускается до 2-3 %. На глубине уровень солености воды повышается, достигая в районе дна в центре моря 13 %.

За счет этой особенности вода из Балтики, в отличие от океанической, пригодна для непродолжительного кратковременного питья. Например, утоление жажды в экстренных ситуациях.

Волнения на Балтике

По сравнению с большинством других морей, Балтика очень спокойна. В центральной части могут встречаться волны высотой до трех с половиной метров, редко бывают выше четырех. В заливах волны максимум трехметровые, но их особенность в том, что здесь они намного круче.

При этом стоит отметить, что на море можно встретить волны высотой более десяти метров, которые формируют штормовые ветры, надвигающиеся с глубоководных районов.

Низкая соленость способствует быстрому изменению состояния моря. Например, зимой судам тут может грозить обледенение. Поэтому, несмотря на высокий уровень судоходства, навигация становится в этом водоеме достаточно сложной и опасной.

От центральной части к берегам снижается прозрачность моря. Балтика меняется от голубовато-зеленого до желто-зеленого, а иногда и коричневого оттенков. Ниже всего прозрачность летом, когда планктона становится слишком много.

Морской лед появляется в заливах в октябре или ноябре. Ботанический и значительная часть Финского залива покрываются коркой льда толщиной около 65 сантиметров. В центральной и южной частях лед, как правило, не встречается.

Тает он в апреле, хотя на самом севере Ботанического залива дрейфующие льдины можно встретить даже в июне. Часто попадается донный лед, который всплывает с глубины.

Рельеф дна

Балтика располагается в пределах материкового шельфа. Средняя глубина Балтийского моря находится на отметке в 51 метр. Возле островов, отмелей и подводных банок глубина значительно меньше — не превышает 12 метров.

Существуют несколько котловин, которые уходят вглубь приблизительно на 200 метров. Максимальной считается Ландсортская котловина, максимальная глубина Балтийского моря в ней достигает 470 метров. В Голландской котловине этот показатель составляет 249 метров, а в Ботаническом заливе — 293.

В южное части Балтики дно преимущественно равнинное, а на севере очень неровное и скалистое. Значения средней и максимальной глубины Балтийского моря приведены в статье.

В прибрежных районах распространены пески среди донных осадков, однако большая часть дна покрыта глинистыми, черными, зелеными или коричневыми отложениями, которые имеют ледниковое происхождение.

Погода

В центре моря температура поверхностных слоев воды колеблется от 14 до 17 градусов. При этом в Ботаническом заливе значительно холоднее, тут бывает преимущественно от 9 до 13 градусов, а в Финском заливе, на берегу которого стоит Санкт-Петербург, средняя температура — от 15 до 17 градусов.

На глубине температура понижается, у дна столбик термометра не поднимается выше 4-5 градусов.

Теплее всего на Балтике в августе, а самая холодная вода в январе и феврале.

Природные ресурсы

Балтика богата большим количеством морских обитателей, которые живут в ее водах, что позволяет морякам снабжать города разнообразием морепродуктов. Также тут имеются запасы нефти. Разработку месторождений ведет компания «Лукойл». Нефть добывают только в одном месте — в исключительной российской экономической зоне, неподалеку от побережья Калининградской области.

В море находятся большие запасы марганца и железа, беспрецедентные залежи янтаря. Стоит отметить, что при разработке всех месторождений к компаниям, которые их осуществляют, применяются самые жесткие требования соблюдения экологического законодательства. Из-за стоков прибрежных государств, которые способствуют усиленному насыщению водоемов биогенными элементами, воды Балтики подвергаются загрязнениям.

По дну моря проложен газопровод «Северный поток».

Отзывы туристов

Балтика в последнее время становится весьма популярной среди российских туристов, которые массово приезжают сюда отдыхать. На территории Калининградской области расположены сразу несколько городов, в которых есть вся необходимая для отдыха инфраструктура. Это Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский, поселок Янтарный.

Путешественники отмечают, что наиболее благоприятным сезоном для отдыха считаются июль и август месяцы. В это время наблюдается наибольший наплыв туристов. Особенной популярностью пользуется пляж в поселке Янтарный, который уже второй год подряд получает Голубой флаг.

Источник

Читайте также:  Томас мор характеристика взглядов
Оцените статью