Меню

Балтийское море по украински

Балтийское море

1 Балтийское море

2 Балтийское море

3 Балтийское море

4 Балтийское море

5 Балтийское море

6 Балтийское море

См. также в других словарях:

Балтийское море — Координаты: … Википедия

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ — внутриматерико вое море Атлантического океана у берегов Сев. и Средней Европы; омывает берега Ленинградской и Калининградской обл. России. Впервые название Balticum mare упоминается северно герм. хронистом Адамом Бременским в 1075 г.… … Географическая энциклопедия

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ — Море Атлантического океана. Частично расположено на северо западе европейской части России. Соединяется на западе с Северным морем. Средняя глубина 71 м. Площадь 419 тыс. кв. км. России принадлежит около 500 км, то есть около 7% побережья. На… … Лингвострановедческий словарь

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ — (древнерусское Варяжское), внутриматериковое море Атлантического океана, у берегов Северной и Средней Европы. Соединяется с Северным морем Датскими проливами. 419 тыс. км2. Преобладающие глубины 40 100 м, максимальная 470 м. Крупные острова:… … Русская история

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ — (древнерусское Варяжское) Атлантического океана, у берегов Северной и Средней Европы. Соединяется с Северным морем, Датскими проливами. Площадь 419 тыс. км2, глубина до 470 м. Крупные острова: Зеландия, Готланд, Сааремаа и др. Крупные заливы:… … Современная энциклопедия

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ — (др. рус. Варяжское) внутриматериковое море Атлантического ок. у берегов Сев. и Ср. Европы. Соединяется с Северным м. Датскими проливами. 419 тыс. км&sup2. Преобладающие глубины 40 100 м, максимальная 470 м. Крупные острова: Борнхольм, Готланд,… … Большой Энциклопедический словарь

Балтийское море — (древнерусское Варяжское) Атлантического океана, у берегов Северной и Средней Европы. Соединяется с Северным морем, Датскими проливами. Площадь 419 тыс. км2, глубина до 470 м. Крупные острова: Зеландия, Готланд, Сааремаа и др. Крупные заливы:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

балтийское море — сущ., кол во синонимов: 1 • балтика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Балтийское море — (позднелат. mare Balticum) у древних славян Варяжское море. Физико географический очерк. Общие сведения. Б. м. средиземное (внутриматериковое) море Атлантического океана, глубоко вдаётся в материк Европы. Соединяется с Северным… … Большая советская энциклопедия

Балтийское море — I часть Атлантического океана, далеко вдающаяся внутрь Северной Европы. Оно отделяется от Северного, или Немецкого моря (его залива Каттегат) тремя проливами Зунд, Большой и Малый Бельт между материками Швеции на В и Ютландии на З и Датскими о ми … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Балтийское море — древнерусское Варяжское, внутриматериковое море Атлантического океана, у берегов Северной и Средней Европы. Соединяется с Северным морем Датскими проливами. 419 тыс. км2. Преобладающие глубины 40 100 м, максимально 470 м. Крупные острова:… … Энциклопедический словарь

Источник

Рембрандт под водой: корабли с сокровищами на дне Балтийского моря

На дне Балтийского моря нашли 12 затонувших кораблей. Их обнаружили во время подготовительных работ по прокладке газопровода «Северный поток — 2». По версии историков, один из кораблей потерпел крушение в конце X — начале XI века. Возможно, это боевой драккар викингов. Археологи уверяют: на дне Балтийского моря покоятся несколько тысяч судов. Многие — в отличном состоянии, в том числе и бригантина «Фрау Мария». Двухмачтовый парусник, перевозивший предметы роскоши и картины голландских мастеров XVII века, затонул более 200 лет назад. Почему корабль до сих пор не подняли на поверхность? И на каком затонувшем судне находятся сокровища для императорского двора Елизаветы I? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Груз для императрицы

Полтора миллиарда евро — в такую цену эксперты оценивают стоимость груза на борту парусника «Фрау Мария». Коллекция саксонского фарфора, золотые и серебряные статуэтки, а главное, больше 300 картин фламандских и голландских художников — все эти ценности закупили в Амстердаме посланники Екатерины II. Полотна предназначались для Эрмитажа и Царского Села.

«Только Екатерина II могла позволить себе купить такую коллекцию картин. Там один триптих художника Доу стоил столько, что на эти деньги в Москве можно было построить трехэтажный особняк. Еще были ученики Рембрандта и так далее», — подчеркивает специалист по глубоководным работам Андрей Шпигель.

Читайте также:  Море весной куда полететь

Катастрофа у Або

В октябре 1771 года «Фрау Мария» вышла из Амстердама. Когда парусник проходил мимо шведского города Або, начался сильный шторм. В этом районе десятки островов, пройти между которыми сложно, особенно в бурю и при отсутствии современного навигационного оборудования. Вскоре волна ударила корабль о скалу. Экипажу судна удалось спастись, а вот парусник со всеми сокровищами ушел на дно Балтики. Когда Екатерина узнала о крушении, то пришла в ярость. Она была уверена, что к гибели судна причастны шведские пираты. Русская императрица отправляла королю Густаву III письма с требованиями поднять корабль со дна, но послания остались без ответа. Отношения между Россией и Швецией заметно накалились.

Заповедник с сокровищами

В 1999 году затонувший корабль отыскала команда финских дайверов на глубине 40 метров. Водолазы изучили множество архивных документов, чтобы установить местонахождение «Фрау Марии». Поисковики рассчитывали, что им достанется хотя бы часть ценного груза. Как предполагают эксперты, живописные полотна и предметы роскоши почти не пострадали под водой.

«Предметы антиквариата были упакованы очень тщательно. Кожаная упаковка в свинцовых ящиках, и все это залито воском. Степень герметичности должна быть очень хорошей», — говорит историк Игорь Васильев.

Сейчас затонувшая «Фрау Мария» находится в территориальных водах Финляндии. Власти Суоми сразу отвергли притязания дайверов на сокровища. Они объявили, что все ценности на борту корабля принадлежат государству. Район оперативно занесли в список заповедников — никаких работ там проводить нельзя.

Возможные претенденты

На сокровища «Фрау Марии» могут претендовать четыре страны: Россия как «принимающая сторона», Нидерланды, откуда шло судно, Финляндия, у берегов которой находится парусник, а также Швеция, в состав которой в XVIII веке входила Финляндия. Большинство экспертов считает, что ценности по праву принадлежат России, ведь Екатерина оплатила груз и зафрахтованное судно. Однако Финляндия ссылается на свой закон о памятниках древности. Согласно документу, если затонувший корабль находится в финских территориальных водах дольше 100 лет с того дня, как страна получила независимость, он переходит в собственность государства.

Рука помощи

Российские власти не раз предлагали финнам помочь поднять судно из морских глубин без претензий на груз. Эту операцию готовы профинансировать наши меценаты. Они хотят спасти шедевры живописи, которые похоронены на дне Балтики. По некоторым сведениям, среди полотен могут быть даже картины самого Рембрандта. Российские специалисты представили финской стороне компьютерную модель аппарата, с помощью которого можно поднять парусник.

«Мы изготовили так называемую судоподъемную траверсу, где на мягких стропах, как на колыбели с управляемым подъемом, мы бы подняли этот замечательный парусник вместе с грузом, поставили бы его тут же в док, осушили и дальше уже кранами вынули груз. Вообще не составляет никакого труда», — делится Андрей Шпигель.

Табакерки и шампанское

Однако финны почему-то не торопятся спасать артефакты. Пока водолазы подняли с парусника судовую кассу, где хранилось 700 русских монет и несколько мелких предметов. Все они выставлены в музее ближайшего города Турку. А в музее города Котки хранится целая коллекция предметов роскоши, принадлежавших российскому императорскому дому. Финские ныряльщики подняли ценности с галеона «Святой Михаил». Корабль затонул в середине XVIII века.

«В 2001 году около берегов финского острова Борсте был обнаружен еще один корабль. Вез груз предметов роскоши для двора русской императрицы Елизаветы I. В этом грузе, например, было 36 золотых табакерок», — рассказывает Игорь Васильев.

Самым необычным кладом на дне Балтики считаются 4,5 тысячи бутылок шампанского урожая 1907 года. Винный склад шведские дайверы обнаружили в трюме грузового судна Йончоппинг. Во время Первой мировой войны транспорт с шампанским потопила немецкая подлодка. Четверть сотни бутылок продали более чем за три тысячи долларов. Вся партия, таким образом, оценивается примерно в восемь миллионов долларов.

Раздолье для поисков

По словам исследователей, Балтийское море — это настоящая сокровищница с кладами. В его глубинах покоятся тысячи кораблей с ценнейшими артефактами. Многие деревянные суда сохранились в отличном состоянии: вода низкой температуры спасает дерево от разложения. Кроме того, в водах Балтики не водятся корабельные черви — моллюски, которые точат древесину. Больше всего погибших кораблей находится в Выборгском заливе, где в июле 1790 года произошло крупное сражение между флотами России и Швеции.

Читайте также:  Поиск гостиницы черное море

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Источник

Новый путь из варяг в греки: Украина ударит по России, соединив Балтийское и Черное моря

Амбиции экономического развития Киева построены на прагматичных планах Варшавы

Недавнее заявление украинского премьер-министра Алексея Гончарука о намерении киевских властей соединить водным путем Балтийское и Черное моря стало едва ли не сенсацией. Его слова на форуме «Ялтинская европейская стратегия», который проходил в Киеве, вызвали немало эмоций — от иронических (ну, Черное море украинцы тоже выкопали), до подозрений в подрыве безопасности России. На самом деле, это банальный «пшик», пустышка, которыми грешат украинские чиновники на протяжении многих последних лет. Вот и новый премьер Гончарук озвучил, что у правительства есть несколько амбициозных проектов. «Нам необходимо попробовать построить и соединить водным путем, например, Балтийское и Черное моря. Это абсолютно реально», — выдал он некую сентенцию нравоучительного характера, мол, Украина и не на такое способна.

По словам Гончарука, существует «сорок водных путей», о которых нужно договариваться с Польшей и Белоруссией. Для достижения прогресса в этом вопросе, Киеву необходимо установить конструктивные отношения с Варшавой и Минском. Стоит заметить, что подобный проект «Балтийско-Черноморского канала» существует уже достаточно давно, более того, он даже имел практическое применение, но был утрачен из-за обмеления рек.

Проект водного пути Е40 существует уже много лет. Его реализация в рамках программы трансграничного сотрудничества трех стран — Польши, Белоруссии и Украины, предполагает соединить порты Гданьска (Балтика) и Херсона (Черное море) по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр. Программа финансируется Евросоюзом в рамках программы соседства и партнерства. Предполагается, что вложения в проект составят 12 миллиардов евро. Общая протяженность водного пути — более 2 тысяч километров.

Киеву подобный маршрут по рекам не особо затратен — Днепр остается судоходной рекой на участке предполагаемого водного пути. Чуть хуже с проходимостью у Белоруссии, а совсем плохо у Польши, где река Буг может сейчас пропустить разве что шлюпки и байдарки. То есть основательно прочищать нужно именно польский участок «канала», а это огромные финансовые затраты. Похоже, что в этот проект сейчас готова подвязаться Украина. Видимо, в Киеве появились лишние деньги, чтобы помочь осуществить «польский транзит» в Черное море.

Приведем историческую справку. Днепровско-Бугский канал (Королевский канал), соединивший Черное и Балтийское моря был построен поляками в 1775—1784 годах. В ХIХ и в начале ХХ века канал имел для Российской империи стратегическое значение, так как был единственным судоходным каналом — внутренним водным путем, соединяющим Черное и Балтийское моря. В 1886 и 1890 годах по нему из Балтики в Севастополь были переведены пять миноносцев водоизмещением от 89 до 164 тонн, которые вошли в состав Черноморского флота.

Теоретически с помощью этого канала возможно восстановить водную связь бассейнов Балтийского и Черного морей. Однако сейчас сквозное судоходство по этому пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а часть пути по реке Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной. Бурлаки здесь не помогут — земснарядами нужно прорыть несколько сотен километров речного дна, построить плотины и водоотводы. Ширина должна быть не менее 14 метров, ну а глубина варьируется от трех до десяти метров, в зависимости от водоизмещения проходимых судов или кораблей.

Возьмем для сравнения канал имени Москвы (до 1947 года носил имя Сталина, который «вождь всех народов» переименовал его в честь 800-летия Москвы), протяженность которого 128 километров, с 18-ю шлюзами на всем протяжении. Построили его в рекордно короткие сроки в 1937 году ценой жизни десятков тысяч политзаключенных. Изначально этот канал предназначался для пополнения столицы питьевой водой, а уже потом стал судоходным — через него можно дойти по воде хоть до Астрахани. А из Каспия суда могут через Азовское море выйти и в Черное.

Читайте также:  Реки во франции средиземное море

Ещё более древним можно назвать Волго-Балтийский водный путь, который действовал в 1810—1963 годах, а после реконструкции возобновил свою работу. Он был известен еще как Мариинская водная система, а сейчас как «Волго-Балт». Это действительно целая система каналов, рек и озер, которая соединяет бассейны Каспийского и Балтийского морей. Глубина судоходного фарватера здесь составляет не менее 4 метров — для боевых кораблей маловато, а вот баржи и речные круизные лайнеры проходят легко.

Ну, если уж совсем углубляться в историю передвижения по рекам, то можно вспомнить знаменитый путь «из варяг в греки». Как полагают историки, путь от торговых центров Скандинавии и южных берегов Балтии проходил через Финский залив, затем по реке Нева, Ладожское озеро, реке Волхов, озеро Ильмень, а оттуда по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр. При таком переходе часть пути приходилось преодолевать волоком судов по суше — от одной водной артерии до другой. В описаниях есть и другие варианты прохождения по воде с севера на юг. Однако более популярным был пусть и более долгим, вокруг всей Европы, морской маршрут из Балтики через Атлантику, Средиземное море и уже потом в Черное море. Он и сейчас действует, в отличие от речного варианта.

— Хождение по рекам не утратило своего значения и в наше время, — считает политолог Александр Зимовский. — Примеров множество в разных странах, в той же России «Речфлот» активно выполняет функции грузоперевозок в те районы, куда даже поездом не добраться. Можно и вспомнить одну из главных водных артерий Европы реку Дунай, в этом списке и ряд других крупных рек, таких как Висла и Днепр. Однако сама по себе идея провести водное сообщение от Балтийского до Черного моря обречена на провал именно из-за своей затратности. Для ее осуществления необходимо основательно углубить реки Западный Буг и Припять, соорудить целый ряд гидрографических объектов. Реки той же Белоруссии уже трудно назвать судоходными, там баржи с трудом помещаются. Или вот взять для примера реку Ламу в Подмосковье, близ Волоколамска, где судя по названию проходили торговые суда с помощью бурлаков. Сейчас там в жаркое время, как говорится, воробей реку перейдет. Тоже самое можно сказать о Западном Буге, где о судоходстве давно забыли.

Путь из Балтики в Черное море в какой-то степени может представляться перспективным, если, конечно, хватит сил и денег, чтобы его очистить. Существуют суда класса «река-море», осадка у них не столь велика, как у океанских лайнеров, но и им будет крайне затруднительно маневрировать на мелководье и речных изгибах. Даже малотоннажный танкер водоизмещением в 16 500 тонн может застрять, не говоря уже о супертанкерах в 320 000 тонн, которым в реки даже соваться не стоит. Если примерить к военным кораблям, то авианосцам, крейсерам и эсминцам здесь тоже делать нечего. Хотя, чисто теоретически, корабли НАТО малого класса могли бы воспользоваться такой лазейкой, минуя контролируемые Турцией проливы Босфор и Дарданеллы и плевать потом на Конвенцию Монтрё, которая ограничивает пребывание кораблей стран-нечерноморского бассейна в 21 сутки. Может ради этого все нынешние потуги киевских властей в строительстве нового пути «из варяг в греки»?

Угрожает ли России проект соединения Балтийского и Черного морей? Лишь отчасти, с особенностью того, что часть маршрута может проходить по территории Белоруссии. Военные корабли НАТО там точно не пройдут. А амбициозный проект Украины представляется лишь банальным сотрясением воздуха и желанием угодить Евросоюзу, ну еще и потратить деньги на польский проект.

Источник

Adblock
detector