Баренцево море траулер затонул

Эксперт оценил шансы моряков выжить в крушении рыболовного судна в Баренцевом море

В Баренцевом море затонуло российское рыболовецкое судно «Онега». На его борту находились 19 человек. Место крушения обследуют спасатели. Рассказываем о предварительной версии происшествия, а также разбираемся, насколько велики шансы на спасение всех членов экипажа.

Фото: ТАСС/Артур Лебедев

Пропали без вести

Сообщение о затоплении судна «Онега» № МК 0331 поступило утром 28 декабря. ЧП произошло вблизи Новой Земли Архангельской области. Из 19 человек, которые находились на борту, спасти пока удалось двоих. По предварительным данным, это матрос и штурман.

Капитан морского порта Мурманск Эдуард Безукладов рассказал, что спасатели обнаружили еще одного члена экипажа, он погиб. Однако позднее первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Архангельской области Александр Бахтин опроверг это сообщение.

«Эта информация пока не подтверждена, была она ошибочной. О погибших говорить пока рано, людей ищут, в любом случае будем надеяться на лучший исход. Двое тех, что спасли из 19 человек, 17 человек мы еще ищем», – подчеркнул он.

Читайте также:  Алупка снять жилье у моря эллинги

Бахтин также рассказал о возможных причинах трагедии. По его словам, изначально разрабатывалась версия обледенения траулера, однако, по мнению специалистов, вероятнее опрокидывание судна в результате вытягивания рыболовного трала.

В свою очередь, в Росрыболовстве добавили, что спровоцировать ЧП могло сочетание факторов: пренебрежение техникой безопасности и неблагоприятные погодные условия.

В районе происшествия бушует шторм, что осложняет работу спасателей. По данным МЧС, высота волн достигает 4 метров, а температура воздуха – около -20 градусов. Поисково-спасательные мероприятия ведутся не только на воде, но и с воздуха. В частности, на место затопления был направлен самолет Ил-38.

Источник в экстренных службах в разговоре с ТАСС заявил, что метеорологи якобы предупреждали экипаж об угрозе обледенения. Кроме того, предположительно, моряки просто не успели спустить шлюпки на воду, поскольку судно затонуло мгновенно.

«Как рассказали спасенные с «Онеги» рыбаки, перед гибелью судна моряки выбирали из моря снасти с рыбой. Из-за обледенения борта, с которого выводилась снасть, и нагрузки от нее судно потеряло остойчивость, накренилось, его захлестнула волна, и оно пошло ко дну. Экипаж даже не успел применить средства спасения», – пояснил собеседник агентства. Он также добавил, что два члены экипажа, которых удалось найти живыми, были в гидрокостюмах.

Следователями было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена». Свое расследование инициировала и Мурманская транспортная прокуратура.

В Баренцевом море затонуло судно с 19 рыбаками на борту

Известно, что владелец затонувшего траулера – рыболовецкий колхоз имени Калинина в Архангельской области. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), в которую входит судовладелец «Онеги», заявила, что судно было исправно.

Затонувший траулер построен в Норвегии в 1979 году. «Онега» ходила под флагом России. По данным Marine Traffic, из норвежского порта Киркинес судно вышло 14 декабря, в Мурманск в последний раз заходило 11 декабря.

Владимир Путин выразил соболезнования родным и семьям погибших моряков. В свою очередь, премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Виктории Абрамченко взять под контроль ситуацию, а также оказать необходимую помощь поисковым службам и родственникам.

Фото: МЧС России/ТАСС

Есть ли шансы выжить?

Капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин в разговоре с Москвой 24 подчеркнул, что при обледенении судна увеличивается его критическая масса. По его словам, для корабля с нагруженными рыбой трюмами это очень опасная ситуация.

«Тем более если учесть ту сложную обстановку, какая сейчас в Баренцевом море. В штормовую погоду это чревато и опрокидыванием, и другими последствиями», – рассказал Дандыкин.

Одним из факторов крушения может быть и возраст «Онеги», считает собеседник Москвы 24. Срок службы более чем 40 лет Дандыкин назвал «достаточно приличным», за такой промежуток времени происходит старение металла, что снижает его надежность.

По словам эксперта, гидрокостюмы, в которые могут быть одеты пропавшие члены экипажа, в среднем рассчитаны на нахождение человека в холодной воде в течение 2-3 часов .

Шансы найти выживших в условиях сверхнизких температур минимальны, признает эксперт в теме выживания и безопасности Эдуард Халилов. В беседе с Москвой 24 он отметил, что у человека при переохлаждении парализует не только тело, но и психику. И даже в гидрокостюме «остыть» можно очень быстро.

«Даже если гидрокостюм из неопрена, достаточно толстый, все равно, находясь в воде в течение продолжительного времени, человек начинает терять тепло. И в конце концов он просто замерзает и умирает», – рассказал Халилов.

По словам Халилова, вопрос выживания в данной ситуации зависит и от индивидуальных особенностей человека. К примеру, шансы выжить выше у людей с большой жировой прослойкой. Этот фактор способен замедлить отдачу тепла. Эксперт добавил, что даже в случае спасения здоровью потерпевшего может быть нанесен серьезный урон . В частности, обморожение конечностей, вплоть до ампутации, проблемы с почками и спиной. Реабилитация после подобной катастрофы может занять очень много времени.

Несмотря на призрачные шансы выжить, история знает немало случаев чудесного спасения, так что в данной ситуации остается лишь надеяться на лучшее, резюмировал Халилов.

Источник

Что известно о крушении судна «Онега» в Баренцевом море

В Баренцевом море ранним утром затонул рыболовецкий траулер «Онега». На его борту находились 19 человек, к этому моменту известно, что спасти удалось двоих. На данный момент обнаружено тело одного моряка. А вот судьба остальных 16 членов экипажа пока неизвестна. Спасатели и местные моряки говорят, что в таких погодных условиях – при сильном ветре и морозе, температура в районе Новой Земли ночью упала до минус 30 – шансы на спасение людей есть, но они минимальны.

Подробности в материале РЕН ТВ.

Вот уже как несколько часов акваторию Баренцева моря вблизи Новой Земли Архангельской области прочёсывают 5 рыболовных судов. Ищут оставшихся в живых членов экипажа рыболовецкого судна «Онега».

После крушения экипаж подал несколько сигналов бедствия в ручном и автоматическом режимах. Прибывшим на помощь коллегам рыболовам удалось поднять на свой борт лишь двоих моряков — они были в гидрокостюмах, поэтому не замёрзли. Тело одного из членов экипажа несколько минут назад обнаружили в воде. Судьба остальной команды, 16 человек, неизвестна.

«Проводятся поиски остальных членов экипажа. По предварительным данным, на затонувшем судне сработал спасательный буй, о чем незамедлительно поступила информация в спасательную службу. В настоящее время на место происшествия выехали следователи», — прокомментировала и. о. старшего помощника руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ Кристина Лобанова.

По предварительной информации, судно затонуло из-за обледенения. Ночью температура доходила до минус 30. Причём метеорологи предупреждали об угрозе.

Александр Баранов — капитан рыболовецкого траулера. Среди спасённых его нет. По словам тех, кого удалось выловить из моря, весь экипаж был дезориентирован. Судно опрокинулось в сильный шторм, когда поднимали сеть с уловом. Все были в гидрокостюмах, но воспользоваться спасательными средствами никто не успел. Одного мужчину сразу унесло в море. По словам бывшего капитана судна, Александра Забавникова, он работал на нём несколько лет назад, не исключено, что крушение произошло из-за ошибки экипажа.

«Я работал на нём 3 года, таких вопросов и проблем не возникало. Всё было в рабочем состоянии. Это, скорее всего, ошибка или недосмотр судовых специалистов», — считает бывший капитан рыболовецкого траулера «Онега» Александр Забавников.

Судя по онлайн-карте движения судов, «Онега» вышла из норвежского порта 14 декабря. Траулеру 41 год. Вместимость улова — 368 тонн. Его совсем недавно продали компании, которая осуществляла промысел в пользу одного из крупнейших рыболовных колхозов России — имени Калинина.

Основная продукция — треска и рикша, помимо остальных видов рыб. Сейчас в офисе фирмы уже работают следователи. Выясняют, в каком состоянии было затонувшее судно и имеются ли у него все разрешающие документы. Нам удалось дозвониться в организацию, но они не смогли ответить даже на вопрос о том, когда судно вышло из порта.

«Знаете, у нас пока очень много моментов. Пока вся информация — занимаются поиском и спасением, из координационного центра. Всё», — сказала пресс-секретарь РК им. М.И. Калинина Ирина Весёлова.

Состояние спасённых членов экипажа удовлетворительное. Им оказывают помощь медики.

В районе затопления судна сильный восточный ветер. Порывы до 32 метров в секунду. И температура около около минус 15. Поэтому пока для поисков членов экипажа рыболовецкого судна невозможно привлечь авиацию.

Источник

Прибыль дороже жизни. Владельцы судна «Онега» знали о непогоде, но не вернули его в порт

Рыболовный траулер «Онега» затонул в Баренцевом море вблизи Новой Земли. Спасти удалось лишь двух из девятнадцати рыбаков. Остальных продолжают искать, но шансов на их спасение практически нет. Лайф выяснил, что у судна были технические проблемы, но оно выходило в море. Траулер принадлежал структурам госинспектора Онежского национального парка. Это повод для проверки на конфликт интересов.

Фото © ТАСС / Артур Лебедев

13 декабря траулер «Онега» вышел в море из Мурманска. Согласно метеорологическим прогнозам, к двадцатым числам месяца ожидались резкое похолодание и сильный ветер. Владельцы судна об этом знали.

14 декабря «Онега» пришвартовался в норвежском городе Киркенесе и на следующий день убыл на промысел в открытое Баренцево море. Пару дней назад там его накрыл шторм, мороз достиг минус 30 градусов, в регионе началось обледенение судов. В таких случаях экипаж не возвращается в порт, а пережидает ненастье в море.

28 декабря ночью капитан траулера — Александр Баранов — ещё держал радиосвязь с Мурманском. Но в пять утра «Онега» вдруг подала сигнал о бедствии. По словам выживших, крушение произошло стремительно, когда на борт начали поднимать снасть для промышленной ловли. Судно накренилось, обледенение и шторм привели к его опрокидыванию. Находившихся на палубе людей смыло волной. Спустить шлюпки, закреплённые верёвками, они не успели. Быстро отвязать их в той ситуации было невозможно, а ножей у моряков с собой не было.

Прибывшее к месту происшествия судно «Войково» обнаружило перевёрнутый траулер, плавающий на поверхности мусор и двух выживших моряков в гидрокостюмах. Штурман Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин до последнего держали за руки своего товарища Юрия Шевцова. Но силы иссякли, руки замёрзли и удержать его они не смогли. Когда рыбаков поднимали на борт, тело их товарища пошло на дно. Оба получили обморожение. К счастью, их жизни и здоровью теперь ничего уже не угрожает.

Поиски остальных 16 человек продолжаются. Шансов мало, говорят эксперты. Вода в открытом Баренцевом море сейчас чуть выше нуля градусов. Если человек пробудет в ней дольше тридцати минут, даже в спецодежде, то умрёт от переохлаждения. Возможно, кому-то из членов команды удалось зацепиться за плавающие обломки и влезть на них. Остаётся только надеяться на чудо. К месту крушения прибыли ещё три рыболовецких судна. Оперативный дежурный также запросил помощи у командования Северного флота. Военные отправили на поиски людей Ил-38.

По факту трагедии архангельский отдел Следственного комитета на транспорте возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности. Следователи уже выехали на место происшествия. Свою проверку начала Мурманская транспортная прокуратура. В первую очередь следователи будут выяснять, кто погнал рыбаков в море, зная о грядущей непогоде. В рамках дела будут изучены обстоятельства гибели моряков, техническое состояние судна, его оснащение спасательными системами.

Если только чудо

Семьи пропавших ждут известий с моря, но признаются, что надежды почти не осталось.

— Сейчас будут поднимать только тела. Вы сами понимаете — мороз, в гидрокостюмах они могли пробыть только полчаса. Там уже живых не будет, — сказала Лайфу мать 38-летнего матроса Владимира Тимербаева.

Жена капитана «Онеги» Александра Баранова, Елена, съездила в офис владельца судна, но ничего о судьбе мужа узнать не смогла. Там её заверили, что делается всё возможное. Супруга 63-летнего механика Сергея Безгузова, Ксения, тоже пожаловалась Лайфу на отсутствие хоть каких-то вестей. На горячей линии ей ответили, что муж в списке разыскиваемых. Жене мастера обработки Мохамеда Барри не сообщили даже эти данные. В ещё большем неведении супруга 56-летнего повара с «Онеги» — Владимира Каширина. Она живёт на Украине, а он не оставил номер телефона для связи — уходил в море всего на месяц. Супруга старшего мастера Игоря Бондаренко была не в состоянии говорить о происходящем. Во время беседы с Лайфом она расплакалась и сказала только, что ждёт новостей.

Ирина Буторина, жена выжившего моряка Владислава Буторина, рассказала Лайфу о состоянии своего мужа

Старший помощник капитана «Онеги» Владислав Буторин уже позвонил жене и сообщил, что с ним всё в порядке.

— Он более-менее себя нормально чувствует. Я сразу сообщила всем нашим родственникам, чтобы не переживали. Сейчас сижу, жду его дома, больше информации никакой я не получала. Я услышала его голос — и это для меня сейчас самая главная информация, — рассказала Лайфу жена Буторина.

Ходивший под российским флагом рыболовный траулер «Онега» можно назвать ветераном. В распоряжении Лайфа оказалась техническая выписка на это судно. Его построили в Норвегии в 1979 году. Порт приписки — Мурманск. Экипаж — 19 человек. Владелец — архангельский рыболовецкий колхоз имени Калинина. Валовая вместимость — 368 тонн, скорость до девяти узлов, дизельный двигатель мощностью 486 кВт, один гребной винт. Вдобавок к общим характеристикам отмечается неприятный нюанс: подруливающее устройство этого судна не работало.

41-летний возраст «Онеги» — предел даже по невзыскательным российским меркам. Вот какие цифры приводит в научной статье 2013 года «Вопросы воспроизводства промыслового флота северного бассейна» доктор экономических наук А.М. Васильев.

— Средний возраст малых и маломерных судов в северном бассейне — 27,8 года. Учитывая, что их нормативный срок в советское время составлял 12 лет, можно говорить о чрезвычайно большом физическом и моральном износе прибрежного флота, — заключает Васильев. То есть плачевное состояние «Онеги» — это, увы, не исключение, а правило для регионального флота.

Колхоз одного инспектора

На сайте колхоза имени М.И. Калинина говорится, что это ведущий российский экспортёр рыбопродукции. В их каталоге на сайте представлены треска, пикша, сайда, палтус, камбала, окунь, зубатка и креветки. У колхоза есть штаб-квартира в Архангельске и филиалы в Мурманске и Москве.

Предприятие основали на советских руинах сразу после перестройки. Недавно в этой компании произошло экономическое чудо. В период 2015–2018 годов её ежегодные доходы не превышали 35 миллионов рублей, но в прошлом году выручка вдруг подскочила до 1,3 миллиарда. Между тем ни владельцы, ни руководители там не менялись.

Юрий Маслобородов. Фото © ВКонтакте

В совладельцах колхоза — десять человек. У каждого по 10% фирмы. Самый знаменитый из них — Юрий Маслобородов. Пару месяцев назад про него сообщала вся архангельская пресса. Он спас трёх рыбаков, которых унесло на лодке в открытое море. Подвиг был совершён Маслобородовым при исполнении своих служебных обязанностей — он служит инспектором национального парка «Онежское поморье». Следует отметить, что соучредителем и председателем колхоза до недавнего времени числился некий Дмитрий Пименов. Однажды он проговорился о том, как предприятие получает новые участки.

— В прошлом году нам удалось договориться с дирекцией национального парка «Онежское Поморье», которое согласовало колхозу маленький участок в самой узкой части Унской губы, исключив её из акватории национального парка в виде погрешности, — хвастался Пименов.

Получается, что парк выделил участок компании, где совладелец тот же Маслобородов. Это конфликт интересов.

Пименов уже оставил пост председателя. С недавних пор его сменил Андрей Заика. Это известный в регионе человек: в Сети есть сайт с компроматом на него. Его обвиняли в захвате управления над пятью рыболовецкими колхозами в Архангельской области, в невыплате зарплаты своим морякам, в манипуляции с квотами и в выводе средств. Заика является председателем Союза рыболовецких колхозов Архангельской области и в этом качестве уже комментировал крушение «Онеги». О том, что он руководит компанией, которой принадлежало затонувшее судно, Заика скромно умолчал.

Андрей Заика. Фото © FishNews

Следует отметить, что в статьях про Заику упоминается и Дмитрий Пименов — по информации архангельских журналистов, раньше он работал водителем у председателя колхоза.

В совладельцах колхоза также числятся многочисленные Мошковы и Мошниковы. Мошковы — близкие родственники инспектора нацпарка Юрия Маслобородова. Это легко определяется через соцсети и девичьи фамилии женщин из его семьи. Мошниковы, судя по всему, тоже родственники, только дальние. Некто Александр Мошников работает в «Правде Севера». Это издание очень комплиментарно пишет про Малобородова, Пименова, Мошковых и Мошниковых.

Источник

Оцените статью