Баренцево море затонуло подводная лодка

Гибель в Баренцевом море: что известно о трагедии

03.07.2019 | Леонид Мойжес

1 июля около 21:00 в Баренцевом море потерпела бедствие атомная подводная лодка, носитель глубоководной станции АС-12, также известной как «Лошарик». На борту судна, осуществлявшего, по официальной версии, научно-исследовательскую работу, произошёл пожар. Сутки спустя, 2 июля, министерство обороны подтвердило, что в результате пожара погибло 14 военнослужащих. Что в настоящий момент известно о трагедии?

Что такое «Лошарик»?

АС-12 — не несущая вооружения сверхсекретная подводная лодка российского флота, спущенная на воду в 2003 году. По утверждению конструкторов, она способна осуществлять погружение на глубину до 6000 метров, практически было подтверждено погружение на глубину до 3000 метров. Точное назначение аппарата неизвестно, по данным Пентагона, он может использоваться для диверсионных и разведывательных операций, в частности — для установки оборудования, способного разрушать подводную инфраструктуру связи. Также судно может использоваться для научно-исследовательской деятельности.

Неофициальное название «Лошарик», данное в честь героя советского мультфильма, собранного из воздушных шаров, связано со спецификой конструкции — внутренняя часть лодки состоит из отдельных шарообразных отсеков, соединяющихся друг с другом, что придаёт АС-12 дополнительную устойчивость и позволяет выдерживать давление, критичное для большинства других подлодок.

Эта система, в свою очередь, устанавливается в корпус более старой подводной лодки — в настоящий момент предполагают, что в результате аварии могло пострадать судно «Оренбург», спущенное на воду в 1981-м, или «Подмосковье», запущенное в 1984-м.

Читайте также:  История освоения баренцева моря

Официальные источники говорят о 14 погибших, притом что стандартный экипаж «Лошарика» — 25 человек. В качестве причины смерти называется отравление продуктами горения, произошедшее в ходе борьбы с пожаром. Среди жертв есть два Героя России и семь капитанов первого ранга. Сейчас известно имя только одного из погибших. Это капитан второго ранга Дмитрий Соловьев.

ТАСС приводит сообщение военного ведомства, согласно которому Соловьёв спас находившегося на судне гражданского специалиста, после чего вернулся к тушению пожара. Военное ведомство обещает обнародовать списки остальных погибших моряков в ближайшее время.

Точный список выживших в ходе аварии на подлодке пока также неизвестен. 3 июля в 16:40 военный эксперт, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков заявил «Интерфакс», что из всего экипажа уцелело четыре человека.

Что произошло?

В настоящий момент нет точной информации о том, что именно стало причиной аварии. Анонимные источники РБК и Forbes в министерстве обороны утверждают, что причиной возгорания стал неисправный аккумулятор. По их словам, ЧП могло произойти уже в тот момент, когда АС-12 совершало подъём с глубины к своему носителю.

Представитель норвежского управления по ядерной и радиационной безопасности подтвердил, что никакого изменения ядерного фона, который свидетельствовал бы о серьёзном повреждении реактора подлодки, не зафиксировано.

В настоящий момент идёт расследование причин аварии, официально им руководит главнокомандующий ВМФ Николай Евменов. Также о доследственной проверке обстоятельств гибели моряков заявила представитель Следственного комитета Светлана Петренко. Никаких, даже предварительных подозреваемых, пока не названо.

Миссия АС-12

В разговоре с корреспондентом The New Times военный эксперт Александр Гольц отметил, что наличие на корабле такого количества высокопоставленных офицеров и, самое главное, неназванного гражданского специалиста заставляет заподозрить, что там проходило испытание и введение в эксплуатацию какого-то нового оборудования.

Эту же версию случившегося изложил в «Ежедневном журнале» Сергей Цыпляев, бывший секретарь Комитета по обороне и государственной безопасности Верховного Совета СССР. Но никаких официальных подтверждений этой теории пока не поступало, как и тому, что именно испытания новой техники могли стать причиной аварии.

В настоящий момент Министерство обороны заявляет, что трагедия случилась в ходе выполнения научно-исследовательской миссии по изучению гидросферы.

Перечень потерь

Это далеко не первая катастрофа с человеческими жертвами на российской подводной лодке за последние десятилетия. В августе 2000-го года авария на подводной лодке «Курск» унесла жизни 118 моряков. Официальная причина — неисправность торпеды.

В августе 2003-го в ходе буксировки для утилизации затонула атомная подводная лодка К-159, погибло 9 из 10 членов экипажа. В 2008-м на подводной лодке «Нерпа» во время испытаний произошло несанкционированные срабатывание системы пожаротушения, унёсшее жизни 20 человек, отравившихся распылёнными веществами, в первую очередь — фреоном.

Кроме того, с 2013-го было зафиксировано 6 случаев пожара на подводных лодках в ходе работ по ремонту или утилизации.

Источник

Взрыв, пожар: что известно о гибели 14 подводников на секретной подлодке в Баренцевом море

  • О гибели 14 моряков-подводников стало известно во вторник около 16:30 мск, когда информагентства начали передавать соответствующее сообщение Минобороны. Из него следовало, что ЧП произошло еще днем ранее.
  • Причиной смерти подводников Минобороны назвало отравление продуктами горения. Среди погибших — семеро капитанов I ранга, двое Героев России. Когда произошло ЧП, моряки занимались батиметрическими измерениями (измерение глубины) в «научно-исследовательском глубоководном аппарате», сообщило ведомство. Пожар был потушен «благодаря самоотверженным действиям команды», говорилось в сообщении.
  • Где именно произошел инцидент, Минобороны не уточнило. Оно отметило только, что в то время, когда произошел пожар, аппарат находился в территориальных водах России, а когда о ЧП стало известно — уже на военно-морской базе Североморск.
  • О каком именно аппарате идет речь, Минобороны также официально не сообщило. На встрече с президентом Владимиром Путиным глава ведомства Сергей Шойгу сказал, что ЧП произошло на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота во время плановых работ по изучению морского дна в российских территориальных водах Баренцева моря. «Это не обычное судно, мы с Вами знаем, это научно-исследовательское судно, экипаж высокопрофессиональный», — отреагировал на это Путин.
  • Отсутствие наименования аппарата в официальных сообщениях означает, что речь идет, по всей видимости, об автономной глубоководной станции (АГС) Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, информация о которых носит закрытый характер, сказал «Ведомостям» бывший офицер ВМФ. Источник в промышленности и источник, близкий к ВМФ, подтвердили, что пожар произошел на одной из АГС.
  • Авария произошла на спускаемом аппарате глубоководной атомной подлодки проекта 10831 (АС-12, также известен как «Лошарик»), сообщил источник РБК в силовых структурах. Пожар произошел не на самом «Лошарике», а на атомной подводной лодке БС-64 «Оренбург», которая является носителем для «Лошарика», не согласился источник «Открытых медиа» на Северном флоте ВМФ. Другой источник «Открытых медиа» там же сказал, что ЧП произошло на атомной подводной лодке БС-64 «Подмосковье». И «Подмосковье», и «Оренбург» используются в качестве лодок-носителей АГС, отмечают «Ведомости».
  • Русская служба Би-би-си приводит слова жителя Североморска, который утверждает, что видел подлодку «Оренбург» после аварии. По его словам, у подлодки, когда она подошла к причалу, было затоплено три отсека. «В первом 13 человек на перестукивания не отвечали. Когда смогли добраться до отсека, установили, что все погибли», — утверждает собеседник Русской службы Би-би-си. Подтвердить его рассказ не представляется возможным.
  • Пожар произошел в понедельник вечером, когда аппарат транспортировался подводной лодкой-носителем, сказал «Ведомостям» источник, близкий к ВМФ. По словам собеседника РБК, ЧП произошло около 20:30.
  • За несколько часов до Минобороны об инциденте на подводной лодке, в результате которого есть жертвы, сообщил сайт SeverLife, однако позднее удалил текст. На это обратил внимание журналист «Коммерсанта» Александр Черных, выложивший фото публикации. Главный редактор SeverLife Евгений Карпов пояснил «Медузе», что узнал о произошедшем от источников. После публикации, как рассказал Карпов, ему «позвонил человек, связанный с Северным флотом, и попросил убрать информацию, сказав, что скоро будет официальное объявление».
  • Российские чиновники проинформировали Центр радиационной и ядерной безопасности Норвегии о взрыве газа на подлодке, заявил директор этого центра Пер Странд агентству Reuters. По его словам, повышенного уровня радиации норвежские специалисты не зафиксировали. Минобороны заявило, что никаких уведомлений норвежской стороне не направлялось. В то же время Telegram-канал Baza со ссылкой на источник пишет, что перед пожаром на борту произошел взрыв, что подтверждается также характером повреждений у выживших — помимо отравления продуктами горения, у них диагностирована контузия. По словам источника Baza, в госпиталь были доставлены 4-5 выживших.
  • В состав экипажа «Лошарика» входят 25 офицеров, писала в 2012 году «Лента.ру». То есть если ЧП произошло именно на этом аппарате, жертвами стали более половины экипажа. Baza сообщила, что 13 подводников погибли до того, как подлодка достигла берега, еще один — по пути в военно-морской клинический госпиталь в Североморске. Официального подтверждения этой информации нет. На многочисленные звонки корреспондента Forbes в госпиталь никто не ответил.

Секретная подлодка

  • О «Лошарике» известно немногое. Технические характеристики и внешний вид аппарата засекречены. В 2012 году «Лента.ру» писала, что «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России, более известного как «Подводная разведка», и подчиняется напрямую министру обороны, а не командованию Северного флота.
  • В 2015 году фотография, на которой предположительно изображен «Лошарик», была опубликована в русскоязычной версии автомобильного журнала Top Gear. Секретная подлодка попала в кадр случайно, когда для журнала фотографировали автомобиль Mercedes-Benz GL 450. «На берегу Белого моря автомобилисты журнала устроили фотосессию, заодно мимоходом запечатлев мирно проходившую вдоль побережья подводную лодку — не отдавая себе отчета, что снимают», — описывалось в неофициальном блоге Центра анализа стратегий и технологий, который и обратил внимание на то, что на снимке изображена именно секретная субмарина.

Пентагон считает АС-12 «диверсионным аппаратом», предназначенным для разрушения подводной инфраструктуры — в основном кабелей связи и систем обнаружения подлодок, пишет The Bell. На глубине свыше 1000 метров «Лошарик» практически неуязвим для современных средств поражения.

Произошедшее 1 июля стало крупнейшим по числу жертв происшествием на российских военных судах с ноября 2008 года, когда в результате ЧП на морских испытаниях атомной подводной лодки «Нерпа» погибли 20 человек, отмечает Bloomberg. Крупнейшей аварией на подводном флоте в новейшей истории России стало крушение АПЛ «Курск» в августе 2000 года в Баренцевом море. Тогда погибли все 118 человек, находившихся на борту.

Источник

Гибель атомной подводной лодки К-159 в Баренцевом море

30 августа 2003 года российская атомная подводная лодка (АПЛ) К-159 затонула при буксировке на утилизацию в Баренцевом море; на борту субмарины находились десять членов экипажа, девять из них погибли.

АПЛ К-159 относится к проекту 627А «Кит» или November по классификации НАТО. Она была построена в 1963 году на производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске (Архангельская область). Подводная лодка имела два водо-водяных атомных реактора и две паровые турбины.

В ноябре 1963 года АПЛ К-159 включили в состав Северного флота. За время службы лодка совершила девять автономных походов. С момента постройки прошла более 200 тысяч миль.

В 1970 году на К-159 произвели перезарядку активной зоны кормового реактора, в 1972 году ‑ носового реактора. На момент окончательной остановки реакторов в 1988 году энерговыработка активных зон составляла около 95% от проектной. В 1989 году АПЛ К-159 была выведена из эксплуатации и находилась в ожидании утилизации в пункте Гремиха Мурманской области (ныне закрытое административно-территориальное образование город Островной). Оба реактора подводной лодки привели в безопасное состояние. Кабели подачи электропитания к исполнительным электронасосам первого контура обоих реакторов отсоединили и обрезали. Боезапас был выгружен.

В соответствии с графиком передачи АПЛ для утилизации, К-159 переводилась на судоремонтный завод «Нерпа» в город Снежногорск (Мурманская область) для выгрузки отработавшего ядерного топлива, запланированной на конец 2003 года, и для последующей разделки с вырезкой реакторного отсека в 2004 году.

Буксировка К-159 на судоремонтный завод для утилизации началась 28 августа 2003 года. На ее борту находились десять членов швартовой команды, так как, простояв долгое время в отстойнике, подлодка проржавела, и при буксировке могли возникнуть определенные трудности. При транспортировке моряки на ее борту следили за уровнем воды, за появлением пробоин и возникновением других проблем.

Подводную лодку буксировали в надводном положении с помощью четырех понтонов, поддерживающих ее на плаву, и буксира СБ-406. В состав буксировочного отряда также входило спасательное судно «Памир», обеспечивавшее переход. У буксира была устойчивая связь с командным пунктом Северного флота и подводной лодкой — ее экипаж каждый час докладывал об обстановке на К-159. Отвечал за буксировку атомохода к месту утилизации капитан второго ранга Сергей Жемчужнов.

Буксировочный отряд шел на скорости около четырех узлов, дистанция между буксиром и лодкой составляла примерно 600 метров. 29 августа около 17 часов море сильно заштормило. Планом предусматривалась буксировка АПЛ К-159 при волнении моря до двух баллов, а в случае ухудшения погодных условий следовать в пункт укрытия. В это время буксировочный караван проходил неподалеку от бухты Кильдин Восточный, в которой теоретически можно было бы переждать непогоду. Однако для безопасного маневра в бухте требовался как минимум еще один буксир.

Без него руководитель операции рисковал утопить не только лодку, но и буксир СБ-406, маневренность которого была сильно затруднена. Поэтому, заручившись согласием оперативного дежурного Северного флота, капитан второго ранга Жемчужнов продолжил буксировку.

30 августа около 0.30 ночи с К-159 доложили на буксир, что ударами волн оборвало тросы, которыми два носовых понтона крепились к приваренному на верхней палубе лодки крепежному устройству. Понтоны переместились вдоль бортов в кормовую часть К-159 и держались только за счет нижних тросов, опоясывавших субмарину под килем. Через некоторое время шторм оторвал оба кормовых понтона. К-159 находилась в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. Волнение на море в это время было четыре-пять баллов.

Примерно в 1.10 подводники сообщили о поступлении забортной воды в кормовую часть лодки. Сергей Жемчужнов дал экипажу команду провести герметизацию отсеков и создать в них избыточное давление, препятствующее проникновению воды. Через некоторое время с К-159 сообщили, что противодавление в отсеках создать невозможно ввиду негерметичности прочного корпуса и ограниченного запаса воздуха высокого давления. После этого Жемчужнов приказал экипажу приготовиться к эвакуации и собраться в третьем отсеке, над которым находился рубочный люк. Одновременно он отдал распоряжения капитанам СБ-406 и «Памира» готовить катера к спуску для эвакуации подводников.

В 2.25 экипаж К-159 доложил о резком ухудшении обстановки и получил от руководителя буксировки приказ подняться в ограждение рубки и в случае катастрофы самостоятельно покинуть корабль. К этому моменту спасательные катера уже были спущены на воду и готовы были идти на помощь, как только моряки подтвердят начало эвакуации.

Последний доклад с К-159 поступил на буксир в 2.45. Подводники сообщили, что дифферент на корму вырос до 10°. Это означало, что лодка начинает тонуть. Как она ушла под воду, из-за темноты и шторма на буксире никто не видел. Заметили лишь, как на К-159 погасли носовой и кормовой огни ‑ это было около 2.50. Но нагрузка на буксировочный трос практически не менялась, поэтому на буксире считали, что продолжают тащить подводную лодку. Около трех часов ночи визуальный контакт с К-159 был полностью потерян.

Несмотря на тяжелые погодные условия, в район затопления подлодки оперативно вышли три больших противолодочных корабля и четыре спасательных судна Северного флота. Поиск также вели два вертолета морской авиации и самолет Ил-38. В результате спасательных мероприятий были найдены три члена экипажа атомохода. Двое из них были мертвы, один — старший лейтенант Максим Цибульский — выжил.

Позже стало известно, что лодка затонула на глубине 238 метров. Осмотр с помощью телеуправляемого аппарата показал, что она лежит на дне с креном 3% на левый борт, ее рубочный люк открыт. Район затопления лодки был несколько раз прочесан всеми надводными судами и авиацией, однако больше никого найти не удалось. По данным Главного штаба ВМФ, тела семи членов экипажа, не сумевших выбраться из тонущей подводной лодки, находились в ее центральном посту.

В связи с гибелью АПЛ «К-159» 31 августа был объявлен днем траура в Мурманской области и во всех частях и соединениях Северного Флота.

В 2004 году в часовне Николо-Богоявленского Морского собора (Санкт-Петербург) была установлена мемориальная доска с именами девяти погибших подводников на К-159.

Следственная бригада Главной военной прокуратуры РФ, расследующая причины гибели К-159, на третий день после катастрофы предъявила обвинение капитану второго ранга Сергею Жемчужнову «в нарушении правил кораблевождения, повлекшем смерть людей» (статья 263 ч. 2 УК РФ). Кроме того, приказом министра обороны РФ он был уволен в запас. Однако в ходе дальнейшего следствия выяснилось, что серьезные ошибки допустило и командование флота. 11 сентября 2003 года указом президента РФ на период следствия был отстранен от должности командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков.

В мае 2004 года Северный флотский военный суд признал Сучкова виновным по статье 293 УК РФ (халатность, повлекшая гибель людей) и приговорил его к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.

Уголовное дело в отношении капитана второго ранга Сергея Жемчужнова военная прокуратура Северного флота прекратила в 2005 году за отсутствием состава преступления.

В декабре 2003 года, в 2004 и 2005 годах проводился мониторинг службой Северного флота РФ радиационной обстановки в районе гибели подлодки К-159. Также были проведены обследования АПЛ К-159 и мониторинг радиационной обстановки в этом районе в 2007 году в рамках проекта организации Арктического военного сотрудничества по вопросам окружающей среды (АМЕС) и в 2014 году совместной российско-норвежской экспедицией. Полученные данные показали, что утечки радиоактивных веществ из реакторов лодки в морскую среду не происходит.

АПЛ К-159 представляет максимальную потенциальную опасность радиационного загрязнения. На лодке отсутствуют дополнительные защитные барьеры между ОЯТ и морской средой, что увеличивает риск возможного загрязнения. АПЛ затонула аварийно и не была специально подготовлена к затоплению, однако первый контур ее не разгерметизировался.

Субмарина затонула на выходе из Кольского залива — рядом проходят судоходные пути, при этом районы рыбного промысла расположены недалеко от места затопления.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Оцените статью