Бассейн атлантического океана моря порты

Порты Атлантического океана 15.08.2013

Атлантический — второй по величине океан, площадь которого занимает 106 миллионов квадратных километров. Береговая линия Атлантического океана представляет особую ценность для логистов, ведь здесь есть возможность располагать порты, которые служат гаванями для морского транспорта, перевозящего груз из Европы на другие материки.

Если говорить о портах Атлантического океана, то наибольшую роль, естественно, играют крупные порты, которые как правило, расположены в крупных городах: Санкт–Петербург, через него перевозятся руда, нефтепродукты, металлы, контейнеры, лесные грузы, уголь и химические грузы. Также большое значение имеют порты Германии. Один из крупнейших — это Гамбург. Здесь суда загружены машинами и оборудованием, сырьем для металлургии, продовольствием, нефтью и другими грузами. Кроме того, важные пункты грузоперевозок — это Барселона, Валенсия, Марсель. Здесь также погружаются зерно, металлы, руды, сахар и вино, природный газ, химические грузы, фрукты и овощи.

Что касается Африканских портов, то через Дакар, также как и через Кейптаун, проходят поставки хлопка, земляного ореха, фиников, рыбы, и руды. Из южноамериканских портов самые важные: Буэнос–Айрес, через который вывозят мясо, зерно, шерсть, кожа, хлопок, льняное семя, а ввозится оборудование, уголь, железная руда, промышленные товары. Из Рио–де–Жанейро морские большегрузные суда вывозят железную руду, чугун, сахар, какао – бобы, хлопок, кофе, шерсть, кожу. Большое значение также имеют Хьюстон, Монреаль и Нью–Йорк.

Читайте также:  Индийский океан экватор пересекает океан посередине

Также к числу крупных портов относятся Стамбул, Одесса, Мариуполь и Новороссийск, через которые провозится руда, нефть, цемент, зерно, продовольствие, оборудование. Стоит упомянуть также и Бейрут, откуда производится вывоз фосфатов, фруктов, овощей, шерсти, цемента. Важные пункты в атлантических транспортных путях — это Порт–Саид, Александрия, Касабланка, откуда производиться вывоз фосфатов, руды, пробки, цитрусовых. Везут сюда ткани, нефтепродукты, оборудование, продукты продовольствия.

Коментарии:

B rox know-how

Мы знаем, как доставить даже самые капризные грузы, в любую точку планеты, в кратчайшие сроки.
И в своей работе мы принимаем много нестандартных решений. Это бесценный опыт, которым мы с радостью делимся с вами.

Источник

Моря Атлантического океана — список, характеристика и карта

Раньше европейцы полагали, что Атлантический океан является краем мира, за пределами которого нет никакой земли. Поэтому долгое время в отношении него использовалось также название Западный океан. Современное наименование возникло примерно в I столетии нашей эры в трудах ученого Плиния Старшего. Его происхождение связано с древнегреческим мифом про титана Атланта, который якобы держит весь небесный свод Земли. Согласно легендам, находился этот титан в крайнем западе, то есть где-то далеко в Атлантическом океане.

Читайте также:

По своей общей площади, равной 91,66 млн кв. км, водоем уступает только Тихому океану. Самой глубокой точкой Атлантики является желоб Пуэрто-Рико, расположенный с севера от одноименного острова. Его глубина достигает 8742 метров. Около 16% площади океана занимают более мелкие акватории: моря, заливы, проливы.

Карта «Моря Атлантического океана»

К бассейну Атлантического океана принадлежат следующие моря:

Ирландское море

Оно расположено между островами Великобритания и Ирландия. Самыми крупными портами на его побережье являются Дублин и Ливерпуль. Площадь моря составляет 100 тыс кв. км, средняя глубина равняется 43 м, а максимальная – 175 м. В его акватории располагаются два больших острова, Мэн и Англси. На севере море впадает в Северный пролив, а на юге в пролив Святого Георгия. Центральная точка водоема имеет координаты 53°43′18″ с. ш. и 5°10′38″ з. д.

Северное море

На карте его можно найти по координатам 55°51′47″ с. ш. и 3°20′23″ в. д. Море омывает Великобританию с восточного направления и Ютландский и Скандинавский полуострова с запада. Площадь водоема равняется 750 тыс кв. км, наибольшая глубина достигает 725 м, средняя — 95 м. Играет огромную роль в морской торговле, на его порты, самыми крупными из которых являются Роттердам, Амстердам, Лондон и Гамбург, приходится более 20% мирового грузопотока. Также здесь добывается большое количество нефти и газа, за счет которых Норвегия является чуть ли не самым процветающим государством мира.

Норвежское море

Географы до сих пор спорят о том, к акватории какого океана следует относить Норвежское море (67°52′32″ с. ш. и 1°03′17″ в. д.) – Атлантического или Северного Ледовитого. Оно омывает Норвегию с западного направления. Его площадь равна 1,4 млн кв. км, а глубина составляет в среднем 1600-1750 м, достигая максимума в 3970 м. Условная южная граница водоема проходит по Фарерским островам и острову Исландия.

Балтийское море

Центр это моря имеет координаты 58°37′00″ с. ш. и 20°25′00″ в. д. Водоем соединен с Северным морем системой из пяти датских проливов. Его площадь около 419 тыс кв. км, а средняя глубина равняется 51 м. Наиболее глубокая точка дна находится на глубине 470 м. Важнейшие города, расположенные на его побережье – это Санкт-Петербург, Хельсинки, Таллин, Рига, Стокгольм, Копенгаген. Соленость моря очень низкая, причем наблюдается ее снижение в северном направлении. В результате у северных берегов водоема водятся пресноводные рыбы.

Средиземное море

Огромный водоем, имеющий площадь около 2,5 млн кв. км и отделяющий Южную Европу от Северной Африки. Также оно омывает и Западную Азию (Турцию, Сирию, Ливан, Израиль). Центр моря можно найти по координатам 35° с. ш. 18° в. д. Глубина водоема достигает максимума в Центральной котловине (5121 м), а среднее ее значение равно 1541 м. Береговая линия моря сильно изрезана, в результате чего в его составе выделяют множество внутренних морей:

  • Тирренское;
  • Балеарское;
  • Ионическое;
  • Лигурийское;
  • Адриатическое;
  • Эгейское;
  • море Альборан.

С древнейших времен Средиземное море играло больную роль в развитии европейской цивилизации. Именно на его берегу располагались первые греческие полисы. Римская империя стала первым и пока единственным государством, сумевшим завоевать всё побережье водоема, и поэтому в течение столетий его называли Римским морем.

На западе Средиземное море впадает в Атлантический океан через Гибралтарский пролив, а на востоке соединено с Красным морем рукотворным Суэцким каналом. Через пролив Дарданеллы Средиземное море связано с Мраморным морем и через него опосредованно – с Черным морем.

Мраморное море

Очень маленький водоем площадью всего 11 472 кв. км, которое является промежуточным между Черным и Средиземным морем. Мраморное море (40°43′21″ с. ш. и 28°13′29″ в. д.) омывает с востока европейскую часть Турции, а с запада её азиатскую часть. Крупнейший город на побережье – Стамбул, который раньше был столицей Римской Империи и носил название Константинополь. Максимальная глубина равна 1355 м, а средняя составляет 677 м.

Чёрное море

Имеет площадь в 422 тыс кв. км и является важнейшим водоемом для России, Украины и других прибрежных государств. Именно через него осуществляется большинство торговых операций с внешним миром, а его побережье является самым популярным местом отдыха. Неоднократно Российская Империя сталкивалась в войнах с османами за право прохода через черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы, которые связывают Черное море (43°17′49″ с. ш. и 34°01′46″ в. д.) с Мраморным и Средиземным морем.

Средняя глубина водоема – 1240 м, а максимальная доходит до 2210 м. Интересно, что примерно с глубины 150 метров вода сильно насыщена сероводородом, из-за чего ниже этого уровня почти отсутствует жизнь, за исключением некоторых видов бактерий.

Азовское море

Является самым мелководным морем на планете, чья средняя глубина не превышает 7,5 м, а максимальная достигает только 13,5 м. Также этот водоем площадью 39 тыс кв. км считается и самым континентальным морем Земли, так как для того, чтобы попасть из него в океан, необходимо пересечь ещё 4 моря: Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное.

Азовское море (46°05′06″ с. ш. и 36°31′44″ в. д.) является внутренним морем двух государств – России и Украины. На его побережье расположены такие крупные города, как Мариуполь и Таганрог, а самая крупная впадающая в нее река – Дон. Водоем связан с Черным морем через Керченский пролив.

Море Рисер-Ларсена

Одно из самых южных морей (68° ю. ш. и 22° в. д.) Атлантического океана, омывающее побережье Антарктиды (Землю Королевы Мод). Его площадь более 1,1 млн кв. км. С востока оно граничит с морем Космонавтов, а с запада с морем Лазарева. Средняя глубина водоема составляет 3000 м, а максимальная составляет 5327 м. Море почти весь год сковано льдом.

Море Лазарева

Сосед моря Рисер-Ларсена, также омывающий антарктическую Землю Королевы Мод. Координаты его условного центра – 68° ю. ш. и 5° в. д. Площадь водоема около 335 тыс кв. км. Максимальная глубина доходит до 4500 м, а средняя составляет около 3000 м. Границы моря определены лишь в 1962 году советскими учеными. Названо море в честь Михаила Петровича Лазарева, который принимал участие в открытии антарктического континента.

Море Уэдделла

Расположено между Землей Котса и Антарктическим полуостровом. Площадь моря Уэдделла (75° ю. ш. и 45° з. д.) составляет более 2,9 млн кв. км. Максимальная глубина водоема доходит до 6820 м, а средняя составляет около 3000 м. Изначально море носило имя британского монарха Георгия IV, однако в 1900 году его переименовали в честь Джеймса Уэдделла, открывшего это море ещё в 1823 году. Интересно, что водоем отличается высочайшей прозрачностью. Если в дистиллированной воде специально используемый для измерения прозрачности диск виден на расстоянии 80 м, то в море Уэдделла расстояние сокращается только до 79 м.

Море Скоша

Водоем площадью 1,3 млн кв. км расположен восточнее пролива Дрейка и имеет координаты 57°30′ ю. ш. и 40°00′ з. д. его границы определяются тремя архипелагами:

  • Южная Георгия;
  • Южные Сандвичевы острова;
  • Южные Оркнейские острова.

Средняя глубина моря – 3096 м, что является наибольшим результатом среди всех морей Земли. Максимальная глубина составляет 6022 м.

Карибское море

Водоем омывает северное побережье Южной Америки, Кубу, Антильские острова и восточное побережье Центральной Америки. Карибское море (14°31′32″ с. ш. 75°49′06″ з. д.) занимает площадь более 2,7 млн кв. км. Его максимальная глубина 7686 м, а средняя составляет 2500 м.

В годы колониализма регион стал одним из центров морского пиратства. Сегодня он является одним из самых популярных туристических направлений в мире.

Саргассово море

Саргассово море (28°20′08″ с. ш. и 66°10′30″ з. д.) не омывает побережье ни одного материка, его границы определяются морскими течениями: Канарским, Северо-Атлантическим, Северным Пассатным и Гольфстримом. Площадь, ограниченная ими, имеет переменную площадь от 6 до 7 млн кв. км. Наибольшая глубина – 6995 м, а средняя составляет 2100 м.

Именно в Саргассовом море находится печально известный Бермудский треугольник, в котором часто пропадают самолеты и суда. Ученые связывают это с плохими климатическими условиями.

Море Лабрадор

Расположено между одноименным канадским полуостровом, Гренландией и островом Ньюфайленд. Координаты его центра – 59°29′23″ с. ш. и 54°03′10″ з. д. Площадь водоема около 840 тыс кв. км, а максимальная глубина равна 4316 м. В среднем глубина составляет 1950 м. Более 65 % поверхности моря зимой покрывается льдом.

Море Ирмингера

Расположено между Исландией и Гренландией, омывая их южные берега. Площадь водоема равна 780 тыс кв. км. Море Ирмингера (63°05′41″ с. ш. и 31°04′10″ з. д.) имеет максимальную глубину 3124 м, а среднее ее значение составляет 1800 м.

Кельтское море

Расположено южнее Ирландского моря и имеет координаты 50°30′08″ с. ш. и 7°54′52″ з. д. Свое современное название получило лишь в 1921 году, до этого именовалось «юго-западными подходами к Великобритании». Площадь — 350 тыс кв. км. Максимальная глубина моря – 366 м, а средняя глубина примерно равна 150 м.

Море Ируаз

Очень маленький водоем с площадью всего лишь в 3550 кв. км. Расположено около побережья Франции, между островами Уэссан и Сен. Его координаты – 48°13′00″ с. ш. и 4°48′00″ з. д. Максимальная глубина достигает 250 м, а средняя не превышает 80 м.

Источник

Транспортно-географическая характеристика Атлантического океана

Особенности ЭГП Атлантического океана предопределяют интенсивное транспортное использование его вод и берегов. Здесь перекрещиваются многие трансокеанские маршруты, межматериковые океанские и морские пути с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок. На побережье океана и его морей находятся наибольшие по грузообороту порты мира, к которым приписана преобладающая часть мирового флота.

Роль Атлантического океана в перевозках

Как транспортный бассейн Атлантический океан отличают сравнительно небольшие расстояния между его западными и восточными берегами. Современное судно за трое-четверо суток пересекает океан, который теперь стал связующим звеном между Европой, Америкой и Африкой. Со времен Великих географических открытий и до наших дней Атлантика занимает ведущее место по сосредоточению транспортных магистралей и количеству перевозимых по ним грузов. Так, вначале XX в. его доля в международных морских перевозках достигала 74%, в 60-х годах она снизилась до 69% и к настоящему времени еще несколько уменьшилась. Это объясняется резким повышением в последние 20—25 лет морских перевозок нефти, которая отправляется главным образом из бассейна Индийского океана не только в Европу, но и на Дальний Восток.

Различия в уровнях экономики и политическом устройстве стран, тяготеющих к Атлантическому океану, предопределяют неравномерность в размещении судоходных трасс на его акватории, объемах и структуре грузоперевозок. Сочетание относительно благоприятных для мореплавания природных условий в Северной Атлантике, большой плотности населения и очень высокого экономического потенциала стран, расположенных по обе ее стороны, обусловило формирование самой густой сети оживленных океанских путей на акватории между 35-40° и 55-60° с.ш. Здесь, на важнейшем в океане североатлантическом направлении, проходит большое число трансокеанских широтных маршрутов, главным образом между Европой и Северной и в меньшей степени Центральной Америкой. В этом районе организовано более сотни регулярных линий США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и других стран, а также курсирует немало трамповых судов.

Северная часть Атлантического океана — арена самой интенсивной мировой торговли, где проходят крупнейшие грузопотоки между государствами Северной Америки и Европы. В порты европейских стран морской транспорт доставляет различные генеральные грузы (машины, станки, приборы и пр.), американский каменный уголь, канадскую руду, химические продукты, зерно, хлопок, лесную продукцию и другие грузы. Во встречном направлении перевозятся европейские станки в Канаду, высококачественная шведская и норвежская железная руда в США, различные промышленные и продовольственные товары.

Здесь же сосредоточены и наиболее напряженные пассажирские потоки на линиях, связывающих США и Канаду со странами Западной Европы.

К североатлантическому направлению примыкают пути вокруг Скандинавского полуострова. Они в наиболее полной мере используются советским транспортным флотом для перевозок в большом каботаже между Северным и Балтийским бассейнами. Кроме того, северные районы нашей страны по этим путям получают выход во все районы Атлантики. Отдельные участки трассы вокруг Скандинавии жизненно важны дня стран Северной Европы, которые располагают большими лесными ресурсами, богатыми и разнообразными рудами, но которые испытывают недостаток в топливе.

Существенная часть экспортно-импортных морских перевозок этих стран приходится на пути вокруг Скандинавии. Широкие транспортные связи существуют между северной частью Атлантического океана и Северным морем — важным узлом мировых морских путей. К нему выходят берега наиболее развитых государств Европы, в том числе стран «Общего рынка». Для них Северное море служит важнейшей транспортной магистралью, соединяющей между собой страны этого бассейна и связывающей их с приатлантическими и другими государствами. В Северном море сходится значительная часть наиболее мощных морских грузопотоков, а на его берегах расположены самые крупные порты мира, к которым тяготеют мощные индустриальные районы Западной Европы.

В целом маршруты североатлантического направления с примыкающими трассами вокруг Скандинавии и путями в Северном море образуют наиболее грузонапряженное звено во всей системе морских перевозок по Атлантическому океану.

Латиноамериканское направление объединяет судоходные линии вдоль берегов Южной Америки. От Ресифи часть трасс проходит на северо-запад, к Карибскому морю и к атлантическим берегам США и Канады. Другая группа путей пересекает океан и уходит частично через Гибралтар в Средиземное море, а частично — к океанским портам Европы и через Ла-Манш в Северное море. Этому направлению свойственны трассы большой (примерно 5 — 6 тыс. миль) протяженности.

Структура грузопотоков здесь складывается на основе перевозок преимущественно топливно-сырьевых и продовольственных грузов из развивающихся стран Южной и Центральной Америки в индустриальные страны Северной Америки и Европы, откуда в обратном направлении транспортируются промышленные товары. Так, в США, Канаду и страны Западной Европы по океану транспортируются нефть и руды цветных металлов из Венесуэлы, железная руда и кофе из Бразилии, мороженое мясо и мясные продукты из Аргентины и прочие грузы. Встречные перевозки представлены различными машинами, оборудованием, лесом и лесоматериалами, химическими продуктами и другими промышленными изделиями. Морские перевозки на этом направлении носят черты, присущие грузообмену между империалистическими и зависимыми странами.

С водами, прилегающими к атлантическим берегам Африки, связаны американо-западноафриканские направления судоходства.

Первое из них включает трассы двух главных маршрутов: между североамериканскими — африканскими портами и южноамериканскими — африканскими портами.

Второе представлено транспортными магистралями, проходящими вдоль западных берегов Европы и Африки.

В результате многовекового колониального прошлого экономика западноафриканских стран пока еще развита слабо. В ней преобладает разработка богатых месторождений полезных ископаемых, выращивание и сбор сельскохозяйственных продуктов. Торговый флот во многих африканских странах только зарождается и не играет большой роли в мировом морском транспорте. Все это сказывается на структуре и объемах грузоперевозок по отмеченным направлениям, каждое из которых характеризуется однородными грузами. В традиционную номенклатуру западноафриканского экспорта входят нефть, руда, фосфориты, тропический лес, масличные культуры, натуральный каучук, кофе, какао, фрукты. Они вывозятся в страны Северной и Южной Америки, а также в европейские государства. В импортных перевозках преобладают три группы товаров: промышленные изделия, продукты питания, топливо и материалы. В масштабах Атлантического океана объемы перевозок между африканскими и другими странами сравнительно невелики.

Как уже отмечалось, последние годы большое развитие получили перевозки нефти из Индийского океана вдоль западных берегов Африки. Мощный грузопоток ее сделал это направление одним из важнейших в Атлантическом океане.

Рассмотренные экономико-географические черты этого океана указывают на многоотраслевой характер его хозяйства, в котором представлены практически все виды морской деятельности.

В отраслевой структуре экономики Атлантического океана превалирует морской транспорт, на второе место ныне выдвинулась подводная нефтегазодобыча, а затем следует использование биологических ресурсов. Такая последовательность главных направлений хозяйственной деятельности — основная региональная особенность Атлантического океана.

Источник

Оцените статью