- Крупнейшие порты Белого моря
- Белое море: порты
- Крупные порты Архангельской области: Архангельск, Мезень, Онега
- Порт Мурманской области — Кандалакша
- В заключение
- Порты Белого моря
- Последние материалы о Баренцевом море
- Самые популярные материалы о Баренцевом море
- Рыба Баренцева моря
- Рыбное блюдо дня
- Белое море
- Архангельск порт Белого моря
- Беломорский морской порт — порт Белого моря
Крупнейшие порты Белого моря
Север европейской части России богат лесами, пушниной и морскими дарами. Субарктический климат делает территорию труднодоступной, но у северян есть свой бриллиант – Белое море. Порты его используют для перевозок как внешних, так и внутренних. В водах добывают рыбу и водоросли, ведут промысел на морского зверя. По Белому морю сплавляют лес. Так что издревле оно играло ключевую роль в развитии северного края.
Белое море: порты
Северный Ледовитый океан имеет в своем составе несколько внутренних морей. Среди них и Белое море. Порты его располагаются в четырех самых крупных заливах. Но здесь, на севере, широко распространено другое название залива — губа. Крупные порты Белого моря расположены в Двинской, Мезенской, Онежской губе и в Кандалакшском заливе.
Дорожная инфраструктура во многих местах до сих пор развита недостаточно хорошо, поэтому гавани берут на себя часть транспортных задач края. Морские порты Белого моря – это Архангельск, Мезень, Кандалакша, Умба, Онега, Кемь, Беломорск, Витино. Рассмотрим подробнее наиболее крупные из них.
Крупные порты Архангельской области: Архангельск, Мезень, Онега
Архангельск — это не только административный центр области и столица Поморья, но и старший в России город-порт. Он самый крупный из всех гаваней Беломорья – его мощности позволяют перерабатывать 4,5 млн тонн груза ежегодно. Протяженность причалов здесь 3,3 км, площадь складов – 292 тыс. квадратных метров.
Долгие годы пристань у Архангельска была единственной, откуда осуществлялась торговля с другими странами. Лишь после основания Санкт-Петербурга и возникновения Петербургского порта проходимость его резко снизилась: Петр Первый принудительно перевел торговлю с иностранными государствами из Архангельска в Санкт-Петербург. Но в годы Второй мировой, когда Ленинград был охвачен блокадой, именно Архангельский порт принимал помощь государств-союзников по ленд-лизу.
Помимо Архангельска, в области расположен еще и Мезенский порт, который находится в 45 км от места впадения реки Мезень в Белое море. Возник он в 1872 году, но до сих пор не имеет железнодорожной связи с транспортной инфраструктурой страны. Навигация здесь занимает 5 месяцев: с июня по октябрь. Мезенский порт стремительно теряет свои позиции по перевозке грузов: если в 1978 году он переработал за год их более 178 тыс. тонн, то спустя 30 лет – чуть больше 20 тыс. Минимум был зафиксирован в 2015 году – тогда порт смог принять и переработать всего 8,7 тыс. тонн различных грузов.
Онега – еще один из крупнейших портов. Расположен он на правом берегу реки Онега, впадающей в Белое море. Порты в этих краях в основном работают только в навигационный период. Единицы принимают грузы круглогодично. Не стал исключением и Онежский порт – он доступен для судов с мая до начала ноября.
Основала Онежский порт Екатерина II в 1781 году. С этого момента и до распада СССР он активно развивался, выполнял не только функцию переработки грузов, но и использовался для перевозки пассажиров морским и речным транспортом.
С развалом Советского Союза грузооборот и посещаемость порта резко упала: если в 1980 году в порт зашли 300 судов, то в 2010 году он принял только 40.
Порт Мурманской области — Кандалакша
Город-порт Кандалакша находится на восточном побережье Кандалакшского залива, в 200 км к югу от Мурманска. Статус города этому поселению был присвоен в 1938 году, хотя первые упоминания о нем датируются одиннадцатым веком. В гавани проживают свыше 31 000 человек. Кандалакша, имея в своем распоряжении морской порт, является еще и крупным железнодорожным узлом.
Навигация здесь, несмотря на суровый климат, круглогодичная. Порт крупный, имеет 5 универсальных причалов, и все они для удобства оснащены железнодорожными и автомобильными подъездами. Есть множество складских площадей. Основной груз, который принимает порт, – каменный уголь.
В заключение
Порты Белого моря всегда играли важную функцию в экономике страны. Но с развалом Советского Союза многие из них были заброшены, часть резко снизила свою производительность. Сейчас, в связи с возрастанием интереса к Арктике, можно надеяться на возрождение этих мест, т. к. значимость Белого моря для страны поистине бесценна.
Источник
Порты Белого моря
Смотрите также
Последние материалы о Баренцевом море
Самые популярные материалы о Баренцевом море
Рыба Баренцева моря
Мы теперь в ВКонтакте присоединяйтесь!
Рыбное блюдо дня
Хе из ленка
Хе из ленка простое и незамысловатое, но очень вкусное блюдо, которые можно приготовить из свежепойманого ленка, очень просто за несколько часов в походных условиях.
Сочная запеченная в духовке семга
Сочная запеченная в духовке семга — прекрасное блюдо на обеденный стол для всей семьи, гости также по достоинству оценят ваше угощение. Готовится сочная запеченная в духовке семга быстро, всего за 40-45 минут и готовится очень легко.
Как засолить икру семги или икру другой красной рыбы в домашних условиях
Иногда в руки хозяйки попадает семга с икрой, и возникает вопрос как засолить икру семги или икру другой красной рыбы в домашних условиях. Этот рецепт засолки икры семги прост и не трудоемок.
Копченый лосось или ленок
Копченый лосось или ленок прекрасное блюдо как закуска или как ингредиент для бутербродов. Копченый лосось или ленок готовится крайне просто, но требует времени и наличия коптилки.
Источник
Белое море
Перевозить грузы на Крайний Север — дело опасное и хлопотное, из-за арктического климата. Одной из акваторий, в которую заходят корабли, следуя Северным морским путем — Белое море. Оно является частью Северного Ледовитого океана, но относится к внутренним морям, поскольку почти полностью вдается в сушу и соединено с Баренцевым морем акваторией между Кольским полуостровом и мысом Канин Нос.
Грузоперевозки по Белому морю чаще всего осуществляются из Архангельска. Это самый крупный порт здесь. Он принимает различное оборудование, хозяйственные товары, продовольствие, уголь, лес и пиломатериалы и многое другое. Порт в Архангельске считается главной перевалочной базой компаний, деятельность которых включает перевозки по Белому морю в арктические, европейские и азиатские порты. Отсюда осуществляются грузовые и пассажирский рейсы в Мурманск и Диксон, на архипелаги Баренцева моря и другие портопункты Крайнего Севера.
Это самое маленькое море среди всех российских, но даже здесь расположен архипелаг, причем один из самых известных — Соловецкие острова. Сюда часто приезжают туристы и исследователи, поэтому транспорт в Белом море на Соловки ходит чаще, чем на другие архипелаги. Однако все же основным значимым портом является именно Архангельск. Он оснащен всем необходимым для обработки любых типов грузов, способен принимать суда со значительной осадкой. Отсюда ходят рейсы в другие портопункты акватории — Онегу, Мезень, Северодвинск, Беломорск.
Белое море входит в группу тех морей, которые составляют Севморпуть и принадлежат территориально к Северному Ледовитому океану. Оно почти полностью окружено границей северного побережья России. Сложно переоценить значение этой акватории в морских перевозках грузов: транспортировка по Белому морю — необходимое условие для вывоза товаров из Архангельска.
По водам моря перевозят большое количество разнообразных грузов. Доставка по Белому морю в Кандалакшу — порт, который находится в одном из заливов — актуальна для предприятий города. Здесь работает машиностроительный и алюминиевый завод, которые могут отправлять свою продукцию морем в порты Европы, Арктики и Азии.
Одним из важных портопунктов акватории является также Беломорск, связанный с центральными областями России Беломорско-Балтийским каналом. Логистика перевозок по Белому морю может включать также доставку грузов в Балтийское море этим путем. Это позволяет использовать ресурсы, добываемые в арктических месторождениях и доставлять их в европейские порты.
Отправка грузов по Белому морю из Архангельска — важное направление деятельности нашей компании. Формируя в крупнейшем торговом порту Северного морского пути сборные грузы, мы доставляем их в срок в любые портопункты Арктики, Азии, Европы и России.
Источник
Архангельск порт Белого моря
Архангельск — морской порт, расположенный в устье реки Северная Двина, в 50 км от Двинской губы Белого моря. Важный пункт каботажных связей с районами Русского Севера. Крупнейшее транспортное предприятие города Архангельск. Старейший порт России.
Архангельский морской порт принимает и отправляет пиломатериалы, целлюлозу, уголь, металлы, оборудование, промышленные и продовольственные товары. Архангельский морской порт — основная база Северного пароходства, выполняющего морские перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морям, Северному морскому пути и на заграничных линиях. Из Архангельска берут начало регулярные пассажирские линии до Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши и пунктов Новой Земли.
ОАО «Архангельский морской торговый порт» это многопрофильный торговый порт для перегрузки генеральных грузов, целлюлозы, картона, контейнеров, лесоматериалов, металла, удобрений, тяжеловесного оборудования, насыпных и навалочных грузов. Мощности порта позволяют перерабатывать до 4,5 млн тонн грузов в год. В составе порта имеется: 3 грузовых района, контейнерный терминал, судоходная компания «Портофлот», морской-речной вокзал. Общая протяжённость причального фронта — 3,3 км. Причалы порта позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой 9,2 м и длиной 175—200 м. Общая полезная площадь для складирования грузов — 292000 м², в том числе закрытые склады — 40000 м², открытые бетонированные площадки — 250 000 м². Таможенные склады 2000 м². В архангельском порту находится единственный на Севере контейнерный терминал, включающий в себя открытую площадку площадью 98000 м², где могут храниться 5762 TEUs единовременно, в том числе до 200 рефрижераторных контейнеров и до 2200 контейнеров с опасными грузами. Пропускная способность контейнерного терминала 75000 TEUs в год. Архангельск — порт круглогодичной навигации.
Первая пристань была построена в 1584 году при основании города. В 1693 году Пётр I основал корабельные верфи. В 1694 году с них был спущен на воду первый русский корабль «Святой Павел», в том же году с грузом казённого товара отправляется за границу. До начала XVIII века Архангельский морской порт был единственным выходом русских товаров за границу. С возникновением в 1707 году Петербургского порта, роль Архангельского порта очень сильно снизилась, так как в это время вся торговля с иностранными государствами была принудительно переведена из Архангельска в Санкт-Петербург. В XIX веке спрос на лесоматериалы на мировом рынке вызвал быстрый рост лесозаготовок на Русском Севере и грузооборота порта. В 1887 году были начаты дноуглубительные работы, что дало свободный проход паровым морским судам. Большое значение имело сооружение в конце XIX века железной дороги, связавшей порт с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу за границу.
В годы Первой мировой войны Архангельск становится единственным открытым портом в Европейской России. Началась перестройка всего портового хозяйства на военный лад. Уже в конце 1914 года начала строиться «Бакарица» — новый район порта, который скоро превратился в основную базу по обработке военных грузов. В 1915—1916 годах для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт «Экономия». Тогда же около железнодорожной станции Архангельск-пристань был оборудован новый район порта — «Левый берег». За все годы Первой мировой войны грузооборот Архангельского порта достиг небывалых размеров и составил в 1916 году — 2,8 миллиона тонн. К 1917 году морской порт имел 36 стационарных и передвижных кранов, 7 линейных и 9 портовых ледоколов[4].
Терминал «Экономия»
После Великой Октябрьской революции были реконструированы и расширены сооружения порта. У причалов порта и лесозаводов смогли одновременно грузиться и разгружаться несколько десятков советских и иностранных судов. Наличие ледоколов значительно продлило навигацию. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов Архангельский морской порт непрерывно принимал по ленд-лизу морские суда со стратегическими товарами для нужд фронта и народного хозяйства СССР.
В 1960 году началась реконструкция основного грузового района порта Бакарицы. В 1963 году в Бакарице началось строительство первого в Архангельском порту железобетонного причала. С 1959 года по 1967 год пакетные перевозки грузов увеличились с 85 тыс. тонн грузов, до 564 тыс. тонн, а в контейнерах — уменьшились со 138 тыс. тонн до 98 тыс. тонн соответственно. В 1972 году было завершено строительстве объединенного морского и речного вокзала. В годы девятой пятилетки (1971—1975 годы) началась реконструкция «Экономии» — самого отдаленного грузового района порта. В начале 1971 года в Бакарице был построен первый контейнерный терминал.
Грузооборот порта Архангельск в 2013 году сократился на 14,3% — до 4,4 млн. тонн.
В 2015 году статус внешнего рейда морского порта Архангельск получил участок акватории в бухте Северная залива Дежнёва на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа).
Источник
Беломорский морской порт — порт Белого моря
Порт Беломорск — морской порт на Белом море в городе Беломорск, занимает акваторию от 331,7 км Беломорско-Балтийского канала до приемного морского буя в Сорокской губе Белого моря.
Навигация осуществляется с мая по октябрь. Имеется причал, к которому могут подходить суда с осадкой до 3,5 метров. До входа в Беломорско-Балтийский канал суда идут по морскому каналу.
Поморы села Сорока издревле ходили в море на рыбный промысел и в XIX—XX веках в его черте существовали пристани, к которым могли приставать мелкосидящие суда. Пароходы Архангельско-Мурманского срочного пароходства пересаживали пассажиров на рейде в баркасы, на которых они и добирались до Сороки.
Со строительством Мурманской железной дороги к Сорокской бухте была проложена железнодорожная ветка, силами Управления по переустройству Сорокского и Кемского портов была построена пристань, однако к ней могли приставать только суда небольшого водоизмещения. Были построены причальные сооружения и на мысе Разнаволок рядом с городом[2].
В 1934 Управление Беломорско-Балтийского канала в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 5 мая 1934 г. приняло решение о создании перворазрядной эксплуатационной пристани Сорока с выделением местного флота с правом оперативного управления.
В 1937 г. Сорокский торговый порт имел приписные пункты Кемь, Ковда, Кандалакша.
С 1938 г. порт Сорока вошел в Беломорско-Онежский эксплуатационный участок Северо-Западного пароходства, а после преобразования его в Беломорско-Онежское пароходство в 1940 г. — в состав БОПа.
В 1940 г. порт получил название Беломорский морской торговый порт.
В годы Великой Отечественной войны пристань занималась военными перевозками для нужд Карельского фронта. В 1949 г. Беломорский морской порт был передан Министерству рыбной промышленности СССР.
В 1954 г. — возвращен Беломорско-Онежскому пароходству министерства морского и речного флота, как пристань Беломорск. На балансе порта имелись морской причал, главный мол, мол у мыса Черная Луда, 2 волнолома, нефтепричал, угольный причал, склады, хозпостройки, жилые дома. Имелся пассажирский вокзал. Нужды порта обслуживал буксирный пароход «Деловой» 1913 года постройки.
В 1960 г. пристань Беломорск была объединена с Беломорской ремонтно-эксплуатационной базой флота (верфь в Беломорске открыта в 1925 г., в 1936 г. стала ремонтной базой Сорокского рыбозавода, в 1946 г. была Беломорской судостроительно-судоремонтной верфью Наркомата рыбной промышленности).
В 1967 г. был образован Беломорский эксплуатационный участок БОПа, в 1973 г. ставший Беломорским районный управлением. К управлению были приписаны сухогрузы типа «Беломорский», «Медвежьегорск», «Балтийский», буксирные и несамоходные суда. С 1976 г. был вновь образован Беломорский морской порт Беломорско-Онежского пароходства.
C 1995 по 2009 гг. из порта Беломорск в основном осуществлялись пассажирские перевозки на Соловецкие острова на теплоходе «Беломорье» (проект «Александр Грин») и судне на подводных крыльях «Комета-12»[5].
В порту имелась служба капитана порта Беломорск Беломорско-Онежского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, в 2013 г. надзор за портом перешел к порту Онега[6] в Архангельской области, порт входит в его состав в качестве морского терминала Беломорск[7].
Беломорский рыбный порт находился в Сорокской бухте. С 1950-х гг. принадлежал Беломорской базе гослова рыбы.
С 2009 г. из рыбного порта осуществляются рейсы пассажирского трехпалубного катамарана «Сапфир» на Соловецкие острова[10].
Существуют проекты строительства к 2019 г. нового круглогодично действующего морского порта с универсальным погрузочно-разгрузочным комплексом мощностью нового 9 млн тонн в год.
Порт должен быть создан на месте Беломорского рыбного порта. Проект планируется реализовать в виде частно-государственного партнерства с освоением 9,5 миллиардов руб. Для этих целей было образовано ЗАО «Беломорский порт»[11].
Источник