- И.К. Айвазовский. Лунная ночь. Берег моря, 1885
- Море Айвазовского
- Пленительная Таврида. Воспоминания юности
- Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия
- Батальные мотивы в живописи Айвазовского
- Путь к океану. Завершение творческого пути
- Повелитель морей Иван Айвазовский
- Гульнара Бекирова
И.К. Айвазовский. Лунная ночь. Берег моря, 1885
опубликовано: июль 2015
|
И.К. Айвазовский. Лунная ночь. Берег моря, 1885. Дерево, масло. 18 х 23,9 см |
В 1885 году И. К. Айвазовский пишет картину «Лунная ночь. Берег моря». Это еще одна ночная марина художника, изображающая романтическое полнолуние у крымских берегов, на этот раз у берегов его родной Феодосии.
Вид Феодосийского залива в лунную ночь завораживает. Под полной луной Феодосия Айвазовского кажется таинственной, а сама картина, наполненная мистическим сиянием, — почти потусторонней. Ночное светило плывет сквозь легкую пелену облаков, и море, на поверхности которого покачиваются корабли, под волшебными лучами будто бы и само начинает излучать таинственный свет.
По песчаной отмели, тянущейся вдаль и огибающей древнюю Генуэзскую башню, прогуливаются люди, спешат куда-то конные экипажи. На берег неспешно набегают полупрозрачные оливковые волны, чьи соленые брызги окатывают городской бульвар и позеленевшие от времени и морской влаги крепостные стены.
Феодосию Айвазовский не раз изображал с севера, со стороны башни Святого Константина, нижняя часть которой имеет вид каменного откоса, придающего строению дополнительную прочность и разбивающего сильные морские волны. Когда-то гордые генуэзцы, защищавшие средневековую Кафу, хранили здесь снаряды, а за аркатурным поясом и мерлонами, венчавшими башню, укрывались лучники.
Между Константиновской башней с севера и Карантинным холмом с юга располагался раньше сам город. С силуэтом мощного двухъярусного сооружения, возведенного в XIV веке для защиты Кафы с моря и перестроенного через столетие, ассоциируются и пейзажи Феодосии в ее допортовый период. Башня Константина когда-то замыкала внешнюю оборонительную линию. С другой стороны крепость защищала Феодосию с суши. На Карантине еще сохранились остатки древней цитадели.
На дальнем плане художник изображает хребет Тепе-Оба, переходящий у моря в мыс Св. Ильи и прикрывающий город с юго-запада. В античные времена там находились некрополь и несколько курганов, в раскопках которых принимал участие и сам Айвазовский.
Источник
Море Айвазовского
Во все времена море было источником вдохновения для множества творцов. Имя прославленного художника-мариниста, посвятившего красоте морских пейзажей весь свой творческий путь, сегодня известно каждому.
Разумеется, речь идёт о Иване Константиновиче Айвазовском – великом мастере русской школы живописи.
Пленительная Таврида. Воспоминания юности
Для старшего поколения феодосийцев Иван Константинович навсегда остался в памяти маленьким мальчиком, без конца рисующим углём изображения парусных кораблей, ветряных мельниц и башен древних крепостных стен.
Дом семьи Айвазовских возвышался над пустынным берегом Южного моря. Ландшафты Феодосии сильно отличались от роскошных южнобережных пейзажей: Ялты или Гурзуфа. Гряда отвесных Крымских гор растворилась в безбрежной холодной степи, и широкие полосы моря и неба с порой незримым горизонтом – это всё, чем можно было здесь бесконечно любоваться.
Степной Крым, несмотря на лаконичность пейзажей, удивительно многообразен. Нередко яркое солнце сменяется мятежной бурей. Шторму особенно радовалась детская половина жителей, ведь огромные волны приносили на берег обломки баркасов и позеленевшие от времени монеты.
Воображение юного Айвазовского ясно рисовало картины неравной битвы простых рыбаков с разбушевавшимся морем. Скорее всего, это впоследствии и побудило художника к написанию серии работ, посвящённых людям, «мужествующих с бурей». Люди и море — это особенно выразительный сюжет в его живописи.
Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия
Благодаря выездной учебной практике от Академии искусств Иван Константинович получил уникальную возможность увидеть тонкую красоту севера. Учения на Балтийском берегу подарили художнику не только запас новых впечатлений, но и знакомство с русским флотом, привязанность к которому сохранилась у Айвазовского на всю жизнь. За время посещения Балтики молодой художник написал семь полномасштабных картин, которые уже на тот момент превосходили все ученические работы.
Морская практика позволила Айвазовскому досконально изучить конструкцию парусных кораблей. В творчестве художника появилась новая черта — сюжеты его картин становятся более разнообразными. Мастерски выполненные морские пейзажи обогащаются различной тематикой, о чём свидетельствуют названия академических работ: «Часть Кронштадта с разными судами», «Освещённые солнцем два корабля», «Мрачная ночь: на море корабль в огне», «Кораблекрушение».
Но последним этапом в окончательном становлении характера творчества Айвазовского стал период командировки в Западную Европу. Путь его лежал через Триест, Вену и Берлин к берегам Неаполитанского залива. Созерцание очаровательных итальянских пейзажей и живописного наследия старых мастеров Флоренции и Рима обозначило новый виток в развитии художника.
Изменились не только мотивы полотен, но и сам подход к творческому процессу. Иван Константинович принял решение стать студийным художником. Перенеся мольберт с воздуха в мастерскую, Айвазовский не отдалился от морской стихии. Многолетний опыт наблюдения и изучения натуры дал художнику возможность шире раскрыть свой потенциал. Используя свою изумительную зрительную память и богатую фантазию, Иван Константинович стал работать над творческими работами.
Западная командировка открыла для Айвазовского практически все интересные места для маринистов. Счёт работам, написанным за этот период, потерял даже сам художник. Предположительно, им было создано более 80 полотен – от крупных картин до быстрых этюдов. Признание европейской публики было очень важным для живописца, но самым большим впечатлением стала высокая оценка его творчества английским пейзажистом Уильямом Тёрнером, также восхищавшимся поэзией моря.
«Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность…» — эти слова Тёрнера наилучшим образом характеризовали непревзойдённый талант русского мариниста.
Батальные мотивы в живописи Айвазовского
Иван Константинович живо реагировал на все события, волнующие общество. Средством для выражения своих переживаний служило его искусство. Своенравное, непокорное море стало отличным сюжетом для отражения ситуации на родине художника. Как и любой творец, великий Айвазовский стремился вести просветительскую деятельность. Тема морских пейзажей в этом плане только сыграла ему на руку. Ведь красота природы, буйной или статичной, доступна и понятна всем слоям общества.
Множество работ, посвящённых борьбе русского флота в Крымской войне, было написано мастером в «батальный» период творчества. Такие работы, как «Осада Севастополя» или «Гибель английского флота у Балаклавы» правдиво повествуют об ушедших событиях, являясь не только художественным, но и историческим достоянием.
Но не только военные эпизоды берегов Тавриды вдохновляли Айвазовского на создание батальных полотен. Заинтересованность художника в глубоких повествовательных сюжетах проявлялась и в изображении страниц истории Греции и Италии. Помогали раскрывать композицию эпические морские пейзажи острова Крит и горячо любимого Айвазовским Неаполя.
Путь к океану. Завершение творческого пути
Самое своё далёкое путешествие Иван Николаевич совершил, будучи в довольно преклонном возрасте. Айвазовский отправился в Америку всего на два месяца: путь был нелёгким, Атлантический океан то и дело охватывали страшные штормы. Бескрайний океанический простор произвёл на художника настолько сильное впечатление, что свои картины он писал прямо на палубе корабля.
Много морских видов довелось видеть Айвазовскому, но холодная мощь океана совершила настоящий переворот в мироощущении пейзажиста. Его творчество приняло истинно титанические масштабы. С удивительной энергией создавал Иван Константинович холсты, изображающие беспокойную ширь океана, невероятных размеров айсберги и хмурое грозовое небо.
Айвазовский не переставал плодотворно работать до последнего удара сердца. Непрекращающийся поток творческого развития в сочетании с преданностью любимой теме сделал Ивана Николаевича эталоном мастерства для многих поколений художников.
Источник
Повелитель морей Иван Айвазовский
Море – могущественная и завораживающая природная стихия, красоту которой сложно передать словами, но это под силу кисти живописца-мариниста. Один из величайших художников-маринистов в мировой истории искусства – Иван Айвазовский. Не будет преувеличением назвать его и самым знаменитым мастером кисти, воспевшим красоту Крыма…
Несмотря на обилие литературы, биография Айвазовского скрывает немало тайн. Ованес Айвазян, более известный как Иван Айвазовский, родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 года. Как следует из записи священника армянской церкви Феодосии, в этот день у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес (Иван), сын Геворга Айвазяна».
Прижизненные публикации передают со слов Айвазовского семейное предание, что среди его предков были турки. Покойный отец художника рассказывал ему, что его прадед был сыном турецкого военачальника и ребенком, при взятии Азова русскими войсками, был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил: «Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!». Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, потом поселился в Феодосии, женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся, первое время удачно, торговыми операциями».
У юного Ованеса очень рано проявились художественные и музыкальные способности. К этому времени семья обеднела, однако на талант мальчика обратил внимание градоначальник Феодосии Казначеев, который помог ему поступить в Симферопольскую гимназию, а затем и в Петербургскую академию художеств – «за казенный счет».
В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» Айвазовский получил серебряную медаль и был определен помощником к французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. На выставке в Академии художеств в следующем году молодой художник показал пять картин. Потом некоторое время он учился в классе батальной живописи профессора Зауэрвейда. Результат обучения был более чем успешный – Большая золотая медаль за картину «Штиль», а с ней двухлетняя поездка в Крым и в Европу.
Вдохновленный первым признанием художник возвращается домой, где увлеченно пишет пейзажи родного Крыма. Уже в этих ранних крымских работах конца 1830-х («Берег моря ночью», «Ялта», «Старая Феодосия», «Лунная ночь в Гурзуфе») Айвазовский выглядит сложившимся оригинальным пейзажистом.
В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по академии Василий Штернберг отправились в Рим, а затем в Сорренто. В Италии Айвазовский совершенствовал мастерство, много работал. Его картина «Хаос» была куплена Папой Григорием XVI, высоко отзывались о его творчестве критики. Вскоре живописец получил золотую медаль Парижской академии художеств. Затем последовали Швейцария, Голландия, Англия, Франция, Португалия и Испания. Осенью 1844 года Иван Айвазовский вернулся в Россию зрелым, европейского масштаба мастером. Он стал живописцем Главного морского штаба.
С 1845 года художник жил и творил в Феодосии, где открыл школу искусств и картинную галерею. Он был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», по его проекту построен морской торговый порт. Айвазовский стал одним из организаторов публичной библиотеки, попечителем двух феодосийских гимназий, основал приходскую трехклассную и художественную школы. Мало кто так активно занимался благоустройством родного города, всячески способствовал его процветанию, как этот замечательный художник…
С 1847 Иван Константинович Айвазовский стал профессором Петербургской Академии художеств, он был членом многих европейских академий. Все эти достижения – плод его таланта и огромного трудолюбия – за десятилетия творческой деятельности Айвазовский написал более шести тысяч картин. Он достиг в них поистине совершенного мастерства…
«Море – это моя жизнь», – говорил художник. Неслучайно подавляющее большинство его работ связано с морской стихией. На полотнах великого мариниста оно то спокойное, ласковое, переливающееся тихим светом, то бурное, свирепое и беспощадное. Казалось, все состояния этого удивительного природного феномена удалось передать Мастеру в его потрясающих «маринах» – изображениях моря.
Самые прославленные, принесшие ему мировую славу полотна Айвазовского посвящены морю.
Тихая ночь, спокойное море, романтический парусник, полная луна – такой умиротворяющий пейзаж предстает перед нами в работе «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь».
Самое известное произведение художника – «Девятый вал» – поражает колористическим мастерством. Смелая гамма цветов – розового, оранжевого, изумрудного, желтого – подчеркивает трагизм композиции – бушующее море и гибнущие в его волнах моряки…
Напротив, в другом своем знаменитом полотне «Черное море» очень скупыми, практически ахроматическими цветами живописец передает разрушительную силу природной стихии «в гневе», ничтожность и слабость человека перед ее лицом демонстрирует одинокий маленький парус…
«Волна» – драматическое противостояние моря и людей, бессильных справиться со страшной водной силой. Здесь колорит значительно более сдержанный – трагедия передана благородными сдержанными оттенками синего цвета. Это одна из поздних работ художника, которая дает ясное представление о поистине потрясающих масштабах его мастерства…
Великий художник Иван Айвазовский прожил долгую жизнь. Он умер 19 апреля 1900 года у мольберта за работой над своей последней картиной – «Взрыв турецкого корабля»…
Гульнара Бекирова
Историк, кандидат политических наук. До 2014 года работала в Крыму на крымскотатарском телеканале ATR и преподавала в Крымском инженерно-педагогическом университете. С ноября 2014 года – автор исторической колонки «Страницы крымской истории» на Крым.Реалии. Автор и ведущая программы «Тарих седасы» («Голос истории») на телеканале ATR, член Украинского ПЕН-центра. Автор десяти книг, сценарист шести документальных фильмов, множества статей и публикаций в украинских и зарубежных СМИ. Лауреат Международной премии им. Бекир Чобан-заде, финалист книжного рейтинга «Книжка року-2017». Заместитель председателя Специальной комиссии Курултая по изучению геноцида крымскотатарского народа.
Источник