Вариант ОГЭ 2020 по русскому языку
Тренировочный вариант по русскому языку для подготовки к ОГЭ-2020. Работа соответствует новой структуре ОГЭ по русскому языку. Ответы в конце.
Вариант ОГЭ состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
2. Синтаксический анализ.
(1) В детстве, не помню точно когда, я видел зеленые холмы в голубом тумане, яркие, нежные, только что вымытые дождем. (2) Ласточки кружились над ними, и облака неслись вверх, дальше от потухавшего солнца. (3) Небо казалось таким близким, – стоило взбежать на пригорок и упереться головой в его таинственную синеву.
(4) Через двадцать пять лет мне стали доступны самые тонкие наслаждения, все благоухание жизни, вся пестрота ее. (5) Я имею все, что хотел, но достать до неба больше не могу. (По А.Грину)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Я видел холмы (предложение 1)
2) Ласточки кружились и неслись (предложение 2)
3) Небо казалось близким (предложение 3)
4) Стали доступны наслаждения (предложение 4)
5) Я имею, достать не могу (предложение 5)
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда пароход загудел трубным голосом (1) и палуба стала содрогаться от работы (2) упрятанных в трюме машин (3)закипела у бортов темная (4) с нефтяными оранжевыми пятнами (5) со световыми бликами вода (6) вдруг вздрогнул (7) и (8) медленно разворачиваясь(9) стал отходить берег (10) с темной толпой провожающих на причале
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «душевное волнение», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕДОСМОТРЕЛ (за младшим братом) — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
2) КАРТИННАЯ (галерея) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ПОСТЕЛИТЬ (скатерть) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
4) (вопрос) ХОРОШ — на конце существительных не 3 склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (встречались) ИЗРЕДКА — на конце наречий пишется суффикс -А-
Прочитайте текст и выполните задания 6-9
(1) Стояла зима, и скука плаваний ощущалась особенно сильно. (2) Скука пароходных ночей, наполненных скрипом переборок, заунывным плеском волн и тусклыми звездами. (3) Звезды качались всю ночь над гудящими черными мачтами.
(4) Все книги были давно перечитаны, и можно было часами стоять у иллюминатора без всяких мыслей и смотреть на пламя маяка, зажженного на плоских берегах. (5) Там месяцами гудел, не смолкая, однообразный прибой, наскучивший всем нестерпимо.
(6) В одну из таких ночей я услышал над своей головой стеклянный звон рояля. (7) Кто-то играл после полуночи, грубо нарушив корабельную дисциплину.
(8) Звуки были торжественны и отсчитывали время с точностью метронома. (9) Человек играл одной рукой, – поэтому из мелодии выпадала нарядность и оставалась только суровая и неторопливая тема. (10) Она звучала все громче, она приближалась к моей каюте.
(11)Я поднялся в кают-компанию. (12) За роялем сидел однорукий старик в сером костюме. (13) Он играл правой рукой. (14) Левый пустой рукав был небрежно засунут в боковой карман пиджака.
(15) Каюту освещала одинокая лампочка, но было настолько темно, что я различал за окнами черные волны и мглистую полосу рассвета. (16) Старик перестал играть, повернулся ко мне и сказал:
(17)– Я старался играть очень тихо. Но все-таки вас разбудил.
(18) Это был капитан Шестаков. (19) С нами он плыл в качестве пассажира. (20) Я посмотрел в его прищуренные глаза и вспомнил жестокую судьбу этого человека. (21) О ней мы, молодежь, говорили, как о примере почти непонятного мужества.
(22) Во время германской войны Шестаков командовал миноносцем «105» на Балтийском море.
(23) Однажды Шестакова вызвал к себе на корабль адмирал Фитингоф. (24) Поздней ночью Шестаков поднялся по трапу на адмиральский корабль и прошел в каюту Фитингофа.(24) Адмирал, не глядя на Шестакова, сказал, пережевывая слова вместе с мундштуком трубки:
(25)– Лейтенант, сейчас же выходите на своем миноносце к Алландским островам, где стоит бригада крейсеров. (26) Вручите командующему бригадой этот секретный пакет. (27) Ответ командующего немедленно доставьте сюда.
(28) – Есть! – ответил Шестаков очень тихо: он боялся нарушить стальное безмолвие корабля.
(29) Через час миноносец «105» вырвался в черную пенистую ночь, и только гул пара из его низких труб был некоторое время слышен вахтенными на сторожевых кораблях.
(30) На следующий день в сумерки по горизонту открылась бригада крейсеров. (31) Миноносец «105» подошел к флагманскому кораблю, и Шестаков передал командующему секретный пакет.
(32) Ответ был получен через четверть часа, и миноносец, погасив огни, снова ушел в бушующую ночь и качку.
(33) Через час по всему миноносцу гремели колокола громкого боя. (34) Миноносец «105» наскочил на три германских разведочных крейсера. (35) Надо было во что бы ни стало прорваться мимо германских крейсеров, чтобы доставить ответ адмиралу. (36) Единственный выход был в том, чтобы принять неравный бой. (37)И Шестаков его принял.
(38) Бой длился больше часа. (39) Восемь матросов и механик были убиты. (40)У Шестакова осколком снаряда оторвало левую руку, и корабельный фельдшер наложил ему тугую повязку.
(41)К четырем часам утра миноносец вышел из огня крейсеров и взял курс к главным силам эскадры. (42) Шестакова отнесли из боевой рубки в каюту.
(43) Миноносец «105» подошел к главным силам эскадры лишь к вечеру и стал на якорь. (44) На адмиральском судне был поднят сигнал: «Командира… сто пятого… просят прибыть… к адмиралу…».
(45) Когда он поднимался на адмиральский корабль, матросы помогали ему, и один из них заглянул в лицо Шестакову внимательно и печально.
(46) Адмирал встретил Шестакова на палубе и провел в каюту.
(47)– Государю императору, – сказал он глухо, – будет подан рапорт о геройском поведении – как вашем, так и всей команды миноносца «Сто пять», вы же немедленно отправитесь в дворцовый госпиталь.
(48) Фитингоф вскрыл пакет, вынул донесение и, далеко отставив его от глаз, рисуясь своей дальнозоркостью, начал читать.
(49) Шестаков, не менее дальнозоркий, чем адмирал, увидел короткие строчки секретного донесения:
(50) «Бригада крейсеров благодарит монарха за тост, провозглашенный его величеством в честь наших славных моряков».
(51) Когда Шестаков вернулся на свой миноносец, он вызвал на палубу уцелевших людей и сказал им:
(52) – Приказываю всем сейчас же съехать на берег. (53) На тост государя я отвечу сам.
(54) Шестаков остался один на корабле. (55) Он спустился вниз и открыл кингстоны. (56) Миноносец медленно начал валиться на борт и затонул.
(56) Шестакова успели снять.
(57) Ночью он был арестован и отправлен под конвоем в психиатрическую больницу. (58) Он был вполне нормален, но просидел в больнице два года.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) На пароходе обычно играли ночью на рояле.
2) Старик удивлял молодёжь непонятным им мужеством.
3) Шестаков проявил героизм, доставив ответ на очень важную депешу, от которой зависел исход боевой операции.
4) Шестаков затопил корабль в ответ на глупость адмирала Фитингофа, стоившей многих жертв.
5) Шестаков сошёл с ума и лечился в психиатрической больнице.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Все книги были давно перечитаны, и можно было часами стоять у иллюминатора без всяких мыслей и смотреть на пламя маяка, зажженного на плоских берегах.
2) В одну из таких ночей я услышал над своей головой стеклянный звон рояля.
3) Звуки были торжественны и отсчитывали время с точностью метронома.
4) – Есть! – ответил Шестаков очень тихо: он боялся нарушить стальное безмолвие корабля.
5) Шестаков, не менее дальнозоркий, чем адмирал, увидел короткие строчки секретного донесения.
8. Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову МОНАРХ (предложение 49). Напишите этот синоним.
49. «Бригада крейсеров благодарит монарха за тост, провозглашенный его величеством в честь наших славных моряков».
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов №2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Многие слова в русском языке не только называют предмет, явление, но и положительно или отрицательно его характеризуют». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «На тост государя я отвечу сам.» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «ЧТО ТАКОЕ МУЖЕСТВО», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник
ОГЭ 2020: Вариант 62
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1) Бояться глобального потепления на Земле не стоит. (2)Атмосфера планеты оперативно выводит избыток тепла, сохраняя при этом стабильность. (3)Такое заключение сделала группа исследователей во главе с академиком Кондратьевым, которая провела анализ архива данных о колебании температур в Северной полярной области с 1959 по 2000 годы. (4)По мнению учёных, опасность растопления айсбергов сильно преувеличена. (5)Вопреки расхожему мнению, их таяние не повлечёт за собой подъёма уровня мирового океана. (6)Лёд, который уже находится в воде, растапливаясь, не прибавит к ней никакой массы.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) бояться потепления (предложение 1)
2) выводит избыток (предложение 2)
3) которая провела (предложение 3)
4) опасность сильно преувеличена (предложение 4)
5) который находится (предложение 6)
Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)
Очень ясно представлялось Пастухову (1) что вот (2) наверное (3)совсем такими же настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5) и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно начинали доноситься сюда издалека людские голоса (7) и потом раздавался обрывистый железный удар по дереву.
Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «берег моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
- СОЛОВЬИНЫЕ (трели) – в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н.
- СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН.
- ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением.
- В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е.
- НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием совершенного вида пишется раздельно.
Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Герой произведения, Вадим, учится в гимназии.
- Мать принесла забытые сыном дома деньги — взнос за обучение.
- Герою стало стыдно за своё поведение, но это продлилось недолго.
- Дома Вадим занимался с гувернанткой.
- Вадим рос в бедной семье, и все скудные средства мать тратила на сына.
Текст М. Агеева
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(2)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(3)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невесёлой улыбкой, позвала меня — и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(4) – Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, – ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(5)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(6)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(9)На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, – что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, – я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(10)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(11)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М. Агееву*)
* Михаил Агеев (Марк Лазаревич Леви) (1898–1973) – русский писатель.
Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
- Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.
- Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
- Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
- На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, — что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, — я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
- Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
Текст М. Агеева
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(2)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(3)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невесёлой улыбкой, позвала меня — и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(4) – Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, – ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(5)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(6)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(9)На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, – что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, – я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(10)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(11)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М. Агееву*)
* Михаил Агеев (Марк Лазаревич Леви) (1898–1973) – русский писатель.
Выполните лексический анализ слова.
Найдите в предложениях 7-9 антоним к слову СТАРЫЙ. Напишите этот антоним.
Текст М. Агеева
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(2)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(3)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невесёлой улыбкой, позвала меня — и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(4) – Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, – ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(5)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(6)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(9)На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, – что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, – я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(10)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(11)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М. Агееву*)
* Михаил Агеев (Марк Лазаревич Леви) (1898–1973) – русский писатель.
Источник