Береговая охрана азовское море

Азовское море: Украина провела «разведку боем» у Крымского моста

Катера ВМСУ провели неудачную операцию в Керченском проливе — на этот раз без потерь

Некий инцидент, произошедший в Азовском море в ночь с 14 на 15 апреля между тремя украинскими артиллерийскими катерами и пятью катерами береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, в Киеве выставили едва ли не как крупной морское сражение. «Ночь была горячей. Утром наши все вернулись. Нашим морякам пришлось предупредить о готовности применить оружие», — эти сообщения о «стычке» между русскими и украинцами прям будоражат воображение. Рисуется картина ещё похлеще, чем с пленением трёх украинских катеров и буксира, пошедших 25 ноября 2019 года на «прорыв» Керченского пролива.

Украинский взгляд на нынешнее событие однозначен: катера ВМСУ «столкнулись» в Азовском море с провокацией российских катеров. По словам руководителя Института черноморских исследований Андрея Клименко (редактор BlackSeaNews — «Чорноморськиi новини», эксперт «Майдана иностранных дел») заявляет, что инцидент якобы произошёл в 25 милях от Керченского пролива, где украинские катера сопровождали торговые суда. Впрочем, в чём конкретно заключается «провокация» он не уточнил, а официальные лица ни в Москве, ни в Киеве пока не комментируют описываемый случай.

Что же там могло такое произойти в водах Азовского моря в глухую тёмную апрельскую ночь? Для начала смотрим на карту самого Азовского моря, которое раньше считалось внутренним, а сейчас уже является международным, берега которого разделяют два государства — Россия и Украина. Соответственно, в море присутствует и граница, у которой есть территориальные воды каждой стороны, режим которых регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Читайте также:  Вода черного моря июль

Международное право не допускает расширение территориальных вод свыше пределов 12 морских миль (22,2 км) от береговой линии. Собственно, эта норма распространяется и на принадлежность вод Азовского моря. Его «габариты» — длина 380 километров, ширина 200 километров, позволяют двум странам «вписаться» в эту акваторию без столкновений кораблей, судов и, что важно, внутренних интересов.

Вот здесь-то собака и порылась! Киев упорно не признаёт Крым российской территорией и по-прежнему считает полуостров своим. Соответственно, не признаёт и принадлежность территориальных вод в Азовском море, пытаясь неоднократно проверить российских пограничников на бдительность, получая в ответ соответствующую реакцию. Ещё раз посмотрим на географическую, а заодно и политическую карту мира, а конкретно на обозначенную территорию. Азовское море является закрытой водной акваторией, имеющей выход в Черное море через Керченский пролив, который принадлежит России с её законными 12 морскими милями от каждого берега.

Ещё в конце сентября 2019 года украинская компания «Госгидрография» заявила о необходимости установления государственной границы в акваториях Чёрного и Азовского морей. При этом Украина намеревалась провести переговоры между странами принудительно, забывая, видимо, что подобная процедура может проводиться согласно Конвенции 1982 года, лишь в том случае, если нет нерешенных споров.

Россия в этой ситуации придерживается своего мнения, которое предполагает проведение разграничения акватории лишь в том случае, если Украина признает Крым российским регионом и, соответственно, окружающий полуостров морские воды. В общем, процесс по разграничению на предлагаемых Киевом условиях Москвой неприемлем. Российская сторона утверждает, что подобные предложения украинских властей предназначены лишь для привлечения внимания к принадлежности Крыма и звучащие из Киева заявления являются исключительно политическими.

Поэтому на нынешний момент, при отсутствии демаркации границы по Азовскому морю, здесь действует международное право лишь на те самые 12 морских миль от побережий каждой из стран. Естественно, что Россия не собирается позволять нарушать свои границы кому бы то ни было. В нынешней ситуации, когда три украинских бронекатера, якобы сопровождавшие ночью гражданские суда, на что им никто полномочий не давал, приблизились к территориальным водам РФ, в этот морской район и вышли катера береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.

Судя по тому, что украинские моряки отделались лишь «горячей ночью» и «вернулись целыми», и дело обошлось без применения оружия, то украинские катера благоразумно легли на обратный путь. Задумка-то украинских морских стратегов была замечательная — под видом прикрытия конвоя сухогрузов, вероятно, что и под флагами иных иностранных государств, зайти в территориальные воды России и «прорваться» к Крымскому мосту. Можно только представить какой был бы фурор на следующее утро с фото и видеокадрами посудин под украинским флагом на фоне Крымского моста. Это же «убедительная победа» украинского флота в Азовском море!

Не сложилось. Российские катера оттеснили украинцев ещё до пересечения ими «красной черты», за которой могли последовать и задержание нарушителей, и открытие огня на поражение в случае невыполнения законных требований российских пограничников. Тем не менее, украинская сторона поспешила высказать мнение, что Россия продолжает нарушать нормы международного морского права, воспрепятствовав «свободному плаванию» катерно-тактической группы, несущей боевое дежурство. Понятно, что сказать «спасибо» за то, что их катера не потопили, позабыли. А ведь их могли и пустить ко дну.

К слову, согласно ФЗ РФ № 4730 от 2016 года (О государственной границе Российской Федерации) ст. 30 п. 19, российские пограничники имеют право «преследовать и задерживать за пределами территориальных вод РФ судно, нарушившее международные договоры РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно». Так что все стенания Украины по поводу «провокаций» — в пользу бедных. Закон не надо нарушать.

В нынешнем инциденте в Азовском море, если таковой был в действительности, а не ограничился разворотом украинских катеров при приближении российской «эскадры», то Украина вполне могла потерять и последние три бронекатера «Гюрза-М».

Если рассматривать «Гюрзу» как некое плавсредство, то можно отметить, что эти катера в первую очередь предназначены для несения боевого дежурства на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В их задачи входит патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать на берегу такие объекты как ДОТы, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.

Экипаж «Гюрзы-М» состоит из пяти человек, один из которых офицер. По сути, это такой плавающий БТР, с противопульной защитой. Впрочем, и предназначение его не предполагает героических морских сражений и дальних морских походов. На таком хорошо гонять браконьеров и прочих хулиганов. Изначально они и предназначались для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей и должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года.

Чем ещё располагает в акваториях Чёрного и Азовского морей флотилия ВМСУ? Флагман — фрегат «Гетман Сагайдачный», изначально заложенный как пограничный сторожевой корабль еще в советские времена. Корвет «Винница» — тоже ПСКР постройки 1976 года. Средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» бороздит морские просторы с 1971 года. Рейдовый тральщик «Геническ» почти «свежий», на воду спущен в 1985 году. Еще под «жовто-блокитным» флагом ходит 13 катеров, в том числе 6 артиллерийских проекта «Гюрза», два из которых шли на штурм Керченского пролива. Можно вспомнить и про американские надувные быстроходные лодки, плюс два списанных патрульных катера из США, которые были переданы Украине без вооружения. Есть «Украина», ракетный крейсер, безнадежно умирающий на верфи в Николаеве более четверти века и корвет «Владимир Великий» с недостроем от 2011 года.

На нынешний «ночной прорыв» в Азовском море украинские катера шли явно не для разгрома «превосходящих сил противника» и особого героизма, как видно, не проявили. Расчёт «на дурачка» проскочить мимо российских пограничников не сработал, поэтому и началась вся эта истерика с «провокацией» и российской агрессией в Азовском море.

Источник

Береговая охрана ВМФ

Береговая охрана ФСБ

Каждая страна, имеющая выход к морю, должна контролировать не только сухопутные, но и водные границы государства. Для этого создается береговая охрана, которая наблюдает за обстановкой в территориальных водах страны, а именно: обеспечивает движение кораблей, контролирует безопасность прохождения территориальных вод, наблюдает за промысловыми судами, борется с браконьерами и контрабандистами. Также береговая охрана России отвечает за территориальную целостность страны с морской стороны. Подразделение включено в контингент пограничных войск ФСБ Российской Федерации. Для исполнения поставленных целей приморские части содержат на службе около пятисот пограничных сторожевых судов.

История создания береговой обороны

Во времена зарождения морского флота Российской империи царь Петр I приказал создать таможенный флот на побережье Черного и Балтийского морей. Он должен был контролировать количество входящих и выходящих из порта кораблей, проверять содержимое барж и в случае необходимости задерживать экипаж. Первая такая яхта была спущена на воду около Петербурга и включала в свой состав несколько офицеров и десяток солдат. Небольшое судно было в состоянии контролировать только корабли, заходящие в порт. При этом требовалось наблюдать за всем побережьем страны для предотвращения реализации неподконтрольной продукции. Со временем на службу береговой обороны ввели до десятка парусных и гребных лодок.

В связи с увеличением количества торговых и грузовых судов и как следствие роста нелегальных кораблей потребовалась более серьезная защита побережья. Так, в 1868 году на службу в береговую охрану на Балтике поступил корабль «Варяг», а через несколько лет подразделение пополнилось еще несколькими боевыми судами. Флаг, созданный в этот период, добавил значимости береговой охране. Он представлял собой Андреевский крест на зеленом фоне. По подобию охраны в Балтийском море было принято решение создать аналоги на Каспии и в Черном море.

После свержения царя и прихода к власти нового правительства началась массовая реорганизация всех военных подразделений страны. Коснулась она и береговой обороны. Сторожевые судна стали патрулировать не только в морях и океанах, они активно использовались и на крупных озерах и реках. К 1935 году появилась необходимость патрулирования и защиты морских границ с суши – требовалась усиленная оборона портов и военных подразделений, находящихся на берегу.

Береговая охрана в период Второй мировой войны

Во времена ВОВ подразделения вышеописанных частей вступили в структуру военно-морских сил страны. Их основными задачами являлись:

  • Охрана и защита военных и прочих важных объектов на суше;
  • Обеспечение безопасности на морских просторах, находящихся под суверенитетом Советского Союза;
  • Разведывание и ликвидация вражеских грузовых кораблей, которые перевозили стратегически важные грузы.

Учитывая острую нехватку плавательных средств, в годы войны было переоборудовано большое количество рыболовецких судов в боевые корабли и катера. Много подобных судов героически сражались за освобождение своих территорий от неприятеля. Так, например, переоборудованное рыболовецкое судно «Туман» занималось перевозкой десанта и под прямыми огневыми ударами выполняло поставленные задачи. В конце первого лета войны «Туман» ушел в дозор и внезапно встретился с тремя немецкими миноносцами. Успев сообщить центральному управлению о подходе врага к Мурманску, корабль пытался уйти от неприятеля, однако в считанные минуты был обстрелян. Гитлеровцы произвели более 60 выстрелов, командир судна погиб в бою. Спустя немногим более пяти часов «Туман» ушел под воду. Итого 15 бойцов было убито и 17 ранено. Также героически сражались не только целые экипажи кораблей, но и отдельные офицеры и солдаты. Ярким примером могут послужить доблестные поступки старшины Виктора Уса. Так и не став офицером, он успел повоевать на Волге – переправляя вооружение и продукты питания под прицельным огнем врага, а также в Керченском проливе. При подходе к своему берегу катер был обстрелян и ушел ко дну вместе с боеприпасами. Виктор Ус не побоялся броситься в воду и вручную доставал ящики с таким необходимым вооружением из ледяной воды. Все моряки, с честью выполнявшие свой долг, по окончании войны получили звание героев Советского Союза.

По окончании военных действий прибрежную охрану вновь вывели из-под администрирования командования ВМФ и вернули в пограничные силы.

Береговая охрана России

В современное время береговую охрану в России разделяют на береговые войска ВМФ и пограничную службу.

Отряды ВМФ России в нынешнем виде сформированы в 1989 году и включают в себя морскую пехоту и ракетно-артиллерийские войска. Их основными задачами выступают охрана военных баз, расположенных на берегу, переправа и десантирование экипажа, защита огневых сил флота и прибрежной территории страны от нападения со стороны судов неприятеля, ликвидация вражеских надводных огневых и десантных катеров. Войска подчиняются командованию ВМФ. Главным орудием выступают наземные противо-корабельные артиллерийские и ракетные системы и общевойсковое вооружение для морской пехоты.

Береговая Охрана Пограничной Службы ФСБ России не подчиняется военно-морским силам, а является отдельным подразделением, которое контролирует морские границы страны, а также следит за охраной природных ресурсов прилегающей территории и борется с браконьерами и контрабандистами. Так, город Астрахань богат на редкие виды рыб, охота на которых запрещена. Астраханская береговая служба чаще всего встречается с незаконным рыболовством.

На время проведения Олимпиады в Сочи в начале 2014 года Черноморско-азовское пограничное управление береговой охраны ФСБ России увеличило число караульных кораблей и катеров с целью обеспечения безопасности на морских просторах.

Корабельный состав

БОХР разделена на следующие звенья и имеют такой корабельный штат:

  1. Балтика – руководство уделяет этому участку особое внимание ввиду увеличения потока людей и грузов через Балтийское море. На этой территории наша страна плотно сотрудничает с пограничными службами Дании, Эстонии, Финляндии, Германии и других европейских стран. Общее количество крупных приграничных кораблей составляет 8 единиц, караульных катеров – 25, также 1 дозорное судно и 2 катера обеспечения.
  2. Черноморская зона – учитывая напряженные отношения с соседствующей страной – Украиной и с большим потоком агрессивно настроенных ее жителей, береговая охрана постоянно находится в состоянии боеготовности. Общее количество судов в этой зоне составляет 60 штук. Из них: 52 караульных судна, 3 катера специальной службы, 1 корабль обеспечения и 4 дозорных корабля. Северная зона ответственности – это структура береговой охраны пограничной службы ФСБ России, которая охватывает 200 миль экономической зоны, пограничное управление размещено в Мурманске. В штат входит 10 караульных кораблей, 14 катеров, также 3 корабля, осуществляющих дозор и 6 катеров обеспечения.
  3. Тихий океан – дальневосточная береговая охрана работает в тесном контакте с аналогичными подразделениями других стран (США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея) и выполняют функции, связанные с контролем проходящих судов, оказанием помощи необходимым плавательным средствам и охране своих границ. На службе состоит 85 пограничных судов: 32 караульных корабля и 22 катера, 8 кораблей обеспечения, 4 дозорных корабля, 13 судов и 6 катеров.
  4. Каспийское море – нестабильная территория, в которой до сих пор не утихают поры о принадлежности морских территорий на постсоветском пространстве. В последние годы особое внимание уделяется ситуации в Иране. Однако, на данный момент у России на Каспии не самая мощная береговая охрана. Она представлена 24 сторожевыми кораблями и катерами, а также 6 патрульными судами.
  5. Амур – в этой зоне проходит водная граница России с Китаем. Присутствует 26 пограничных кораблей и катеров, 8 кораблей управления, 12 катеров обеспечения, 1 патрульный катер и 3 рейдовых судна.
  6. Псков – береговая охрана этого региона охраняет северо-западные границы страны. В состав входит 2 пограничных сторожевых катера и 4 катера обеспечения.

БОХР – молодое подразделение, которое не всегда требует наличия офицерского состава для выполнения задач. С целью получения специалистов в этой сфере в 2007 году Анапа открыла свои двери для абитуриентов на базе института береговой охраны ФСБ РФ.

Сотрудники и весь военный потенциал береговой охраны стоят на страже защиты военных, политических и экономических интересов Российской Федерации. Учитывая небольшой срок существования этого подразделения, руководство успешно перенимает опыт береговой охраны у других стран, имеющих морские границы. Так, в 2017 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Алмаз» началось строительство двух новых пограничных сторожевых кораблей, а также патрульного судна для выполнения задач в суровых условиях севера. На данный момент патрулирование в Северном Ледовитом океане осуществляют атомный ракетный крейсер и большие десантные корабли.

Источник

Оцените статью