Азовский рубеж: Нас много на каждой миле
Морская граница России и Украины стала самой опасной в мире
Еще недавно пограничники России и Украины отмечали свой профессиональный праздник в один день — 28 мая. Но вот с прошлого года «прикордонникам» обозначили новую дату — 30 апреля. Да и особо дружескими нынешние отношения «зеленых фуражек» двух стран назвать трудно — смотрят друг на друга через прицелы пулеметов.
Самым напряженным участком границы стал рубеж по Азовскому морю, где концентрация сил и средств достигла максимального количества — каждая из сторон стянула в эту относительно небольшую акваторию десятки пограничных (и не только) кораблей и катеров. Понятно, что российских там гораздо больше — на азовский участок мы экстренно перебросили пограничные сторожевые корабли даже из Каспийского и Баренцева морей.
Поводов для такого усиления предостаточно: Украина не оставляет попыток доказать свое право на Керченский пролив и готовит новые провокации по типу той, которая была предпринята 25 ноября 2018 года, когда два бронекатера и морской буксир попытались несанкционированно прорваться в Азовское море.
Чем это закончилось — хорошо известно. Тогда российские пограничные катера типа «Соболь» и «Мангуст», ПСКР «Дон» и МПК «Суздалец» (Черноморский флот) задержали украинскую «флотилию». Был открыт предупредительный огонь, часть снарядов попала и по украинским бронекатерам. А наш «Дон» вдобавок и протаранил буксир.
Территориальные воды России остались неприкосновенными, украинских моряков задержали и отправили в Лефортово. Бронекатера и буксир под «жовто-блакитными» флагами отбуксировали в Керчь. Что особой теплоты в отношения двух стран, мягко говоря, не добавило.
Киев пообещал прорывы через Керченский пролив продолжить. Москва подтянула резервы — новый морской бой может разгореться в любой момент.
Украинские военные, по их словам, насчитывают сейчас в Азовском море порядка 120 российских пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) и катеров (ПСКА). Отмечая при этом, что только на трети из них имеется вооружение.
В действительности эта цифра, мягко говоря, сильно завышена. Общий состав морских пограничных сил ФСБ РФ на Черном море и Азовском морях пока состоит из 23 ПСКР и 40 ПСКА. Все они оснащены пушечным и пулеметным вооружением.
Часть из этих боевых единиц стоит, естественно, у причалов. Непосредственно для охраны государственной границы РФ в крошечном Азовском море сейчас задействовано 16 кораблей и катеров. Что тоже немало. Подобной концентрации нет даже в Тихом океане на участке российско-японской границы, где идет активное противостояние браконьерскому промыслу.
Правда, на Азовском море и в зоне Керченского пролива присутствуют также корабли нашего Черноморского флота и катера Росгвардии. Но к заботам пограничников они имеют опосредованное отношение.
Обстановка на этом участке границы достаточно напряженная. Вот и руководитель пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов заявил накануне Дня пограничника журналистам, что «несмотря на некоторую стабилизацию обстановки, риски провокаций на крымском направлении сохраняются».
По мнению главного российского пограничника, «новое руководство не дезавуировало предыдущие заявления о непризнании Украиной российской юрисдикции на территориальные воды, прилежащие к Крымскому полуострову, а Киев официально не отказался от озвученных намерений организовать повторный несанкционированный проход через Керченский пролив украинских кораблей». Надо полагать, что российские пограничники ожидают дальнейших провокаций в районе Азовского моря, а потому и так активно готовятся к их предотвращению.
Украина очень болезненно воспринимает тот факт, что Россия контролирует именно Керченский пролив, который после присоединения Крыма попал под ее юрисдикцию. Особое недовольство в Киеве вызывают и абсолютно законные пограничные досмотры любых гражданских судов, следующих из Черного в Азовское море и обратно.
Действительно, с 30 апреля 2018 года наша Береговая охрана досматривает все суда, которые заходят в воды Азовского моря. В Пограничной службе ФСБ России «Свободной прессе» пояснили, что морские транспортные средства проверяют в соответствии с международным морским правом. После проверки все они продолжают движение по своему маршруту.
При этом ни жалоб, ни замечаний по поводу штатной работы российских пограничников от иностранных судовладельцев не поступало. «Плач Ярославны» слышится лишь с украинской стороны. И, видимо, есть из-за чего. В мае прошлого года российский ПСКР «Аметист» задержал в Чёрном море в исключительной экономической зоне РФ украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041», на котором были обнаружены 46 мертвых дельфинов, 17 камбал и 2 акулы-катраны. Помимо этого пограничники обнаружили почти 10 километров браконьерских сетей. И это далеко не единственный эпизод откровенного флибустьерства со стороны наших соседей.
Украинские военные моряки на Азовском море и раньше были представлены лишь пограничными катерами. Некий новый статус Азову попытался придать прежний украинский экс-президент Порошенко, который еще в июне 2016 года объявил о переброске туда из Одессы двух бронекатеров «Гюрза-М» (проект 58155). Если объективно — хорошие катера. Но — только для борьбы с контрабандистами и браконьерами на реках. Это точно не флот, которым украинское военно-морское командование пытается изобразить собственную «политику авианосцев».
Без обид — флота, как такового у Украины нет. Флагман — типа фрегат «Гетман Сагайдачный» — бывший пограничный советский сторожевой корабль, которому теперь только в кино сниматься. Единственная «подводная лодка в степях Украины» — дизельная субмарина «Запорожье» весной 2014 года так и не смогла покинуть берега Крыма. Поэтому тоже интересна только Голливуду. Бронекатера, как уже сказано, — не в счёт.
В сухом украинском военно-морском остатке — лишь пара недостроев из ржавеющего наследия. И с этим «богатством» Украина готова идти в морские сражения? Разве только — в информационные баталии. Да и то при американской поддержке.
Чем же собирается воевать Украина в Азовском море? Еще на конец лета 2014 года ее Мариупольский отряд морских пограничников располагал 18 катерами. Самым внушительным в этих водах у украинцев был бывший советский сторожевой корабль «Донбасс», который спустили на воду в 1982 году.
Еще одним «крупным» боевым кораблем стала турецкая шхуна «Баба Хасан», которую конфисковали в 2010 году за незаконный лов рыбы и переделали в сторожевик «Оникс».
Сейчас в боевом строю украинских морских пограничников осталось около 10 катеров, вооруженных большей частью крупнокалиберными пулеметами.
Вряд ли существенно изменят расклад сил в Азовском море и два американских катера Safe Boat, которые недавно получила украинская пограничная служба при содействии посольства США. Эти катера хотя и имеют предназначение для «патрулирования и рейдово-штурмовых целей» (комфортно вмещают 10 человек вместе с экипажем), но, по сути, представляют собой «прогулочные лодки» с надувными элементами корпуса.
Плюс — поставили их на вооружение в 10-й отдельный отряд оперативного реагирования «Дозор», который дислоцирован в Одессе. Поэтому дойти своим ходом до Керченского пролива американские «подарки» смогут разве что при полном штиле и с непременной дозаправкой.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Эксперт рассказал, от какой «высокой доходности» надо бежать без оглядки
В Киеве вдруг поняли, что инициатива «Крымская платформа», с помощью которой мечтали вернуть Крым, оказалась пшиком
ФСБ задерживает жителей полуострова, работающих на спецслужбы Украины. Сложнее с местными криптоукраинцами
Источник
Береговая охрана ВМФ
Береговая охрана ФСБ
Каждая страна, имеющая выход к морю, должна контролировать не только сухопутные, но и водные границы государства. Для этого создается береговая охрана, которая наблюдает за обстановкой в территориальных водах страны, а именно: обеспечивает движение кораблей, контролирует безопасность прохождения территориальных вод, наблюдает за промысловыми судами, борется с браконьерами и контрабандистами. Также береговая охрана России отвечает за территориальную целостность страны с морской стороны. Подразделение включено в контингент пограничных войск ФСБ Российской Федерации. Для исполнения поставленных целей приморские части содержат на службе около пятисот пограничных сторожевых судов.
История создания береговой обороны
Во времена зарождения морского флота Российской империи царь Петр I приказал создать таможенный флот на побережье Черного и Балтийского морей. Он должен был контролировать количество входящих и выходящих из порта кораблей, проверять содержимое барж и в случае необходимости задерживать экипаж. Первая такая яхта была спущена на воду около Петербурга и включала в свой состав несколько офицеров и десяток солдат. Небольшое судно было в состоянии контролировать только корабли, заходящие в порт. При этом требовалось наблюдать за всем побережьем страны для предотвращения реализации неподконтрольной продукции. Со временем на службу береговой обороны ввели до десятка парусных и гребных лодок.
В связи с увеличением количества торговых и грузовых судов и как следствие роста нелегальных кораблей потребовалась более серьезная защита побережья. Так, в 1868 году на службу в береговую охрану на Балтике поступил корабль «Варяг», а через несколько лет подразделение пополнилось еще несколькими боевыми судами. Флаг, созданный в этот период, добавил значимости береговой охране. Он представлял собой Андреевский крест на зеленом фоне. По подобию охраны в Балтийском море было принято решение создать аналоги на Каспии и в Черном море.
После свержения царя и прихода к власти нового правительства началась массовая реорганизация всех военных подразделений страны. Коснулась она и береговой обороны. Сторожевые судна стали патрулировать не только в морях и океанах, они активно использовались и на крупных озерах и реках. К 1935 году появилась необходимость патрулирования и защиты морских границ с суши – требовалась усиленная оборона портов и военных подразделений, находящихся на берегу.
Береговая охрана в период Второй мировой войны
Во времена ВОВ подразделения вышеописанных частей вступили в структуру военно-морских сил страны. Их основными задачами являлись:
- Охрана и защита военных и прочих важных объектов на суше;
- Обеспечение безопасности на морских просторах, находящихся под суверенитетом Советского Союза;
- Разведывание и ликвидация вражеских грузовых кораблей, которые перевозили стратегически важные грузы.
Учитывая острую нехватку плавательных средств, в годы войны было переоборудовано большое количество рыболовецких судов в боевые корабли и катера. Много подобных судов героически сражались за освобождение своих территорий от неприятеля. Так, например, переоборудованное рыболовецкое судно «Туман» занималось перевозкой десанта и под прямыми огневыми ударами выполняло поставленные задачи. В конце первого лета войны «Туман» ушел в дозор и внезапно встретился с тремя немецкими миноносцами. Успев сообщить центральному управлению о подходе врага к Мурманску, корабль пытался уйти от неприятеля, однако в считанные минуты был обстрелян. Гитлеровцы произвели более 60 выстрелов, командир судна погиб в бою. Спустя немногим более пяти часов «Туман» ушел под воду. Итого 15 бойцов было убито и 17 ранено. Также героически сражались не только целые экипажи кораблей, но и отдельные офицеры и солдаты. Ярким примером могут послужить доблестные поступки старшины Виктора Уса. Так и не став офицером, он успел повоевать на Волге – переправляя вооружение и продукты питания под прицельным огнем врага, а также в Керченском проливе. При подходе к своему берегу катер был обстрелян и ушел ко дну вместе с боеприпасами. Виктор Ус не побоялся броситься в воду и вручную доставал ящики с таким необходимым вооружением из ледяной воды. Все моряки, с честью выполнявшие свой долг, по окончании войны получили звание героев Советского Союза.
По окончании военных действий прибрежную охрану вновь вывели из-под администрирования командования ВМФ и вернули в пограничные силы.
Береговая охрана России
В современное время береговую охрану в России разделяют на береговые войска ВМФ и пограничную службу.
Отряды ВМФ России в нынешнем виде сформированы в 1989 году и включают в себя морскую пехоту и ракетно-артиллерийские войска. Их основными задачами выступают охрана военных баз, расположенных на берегу, переправа и десантирование экипажа, защита огневых сил флота и прибрежной территории страны от нападения со стороны судов неприятеля, ликвидация вражеских надводных огневых и десантных катеров. Войска подчиняются командованию ВМФ. Главным орудием выступают наземные противо-корабельные артиллерийские и ракетные системы и общевойсковое вооружение для морской пехоты.
Береговая Охрана Пограничной Службы ФСБ России не подчиняется военно-морским силам, а является отдельным подразделением, которое контролирует морские границы страны, а также следит за охраной природных ресурсов прилегающей территории и борется с браконьерами и контрабандистами. Так, город Астрахань богат на редкие виды рыб, охота на которых запрещена. Астраханская береговая служба чаще всего встречается с незаконным рыболовством.
На время проведения Олимпиады в Сочи в начале 2014 года Черноморско-азовское пограничное управление береговой охраны ФСБ России увеличило число караульных кораблей и катеров с целью обеспечения безопасности на морских просторах.
Корабельный состав
БОХР разделена на следующие звенья и имеют такой корабельный штат:
- Балтика – руководство уделяет этому участку особое внимание ввиду увеличения потока людей и грузов через Балтийское море. На этой территории наша страна плотно сотрудничает с пограничными службами Дании, Эстонии, Финляндии, Германии и других европейских стран. Общее количество крупных приграничных кораблей составляет 8 единиц, караульных катеров – 25, также 1 дозорное судно и 2 катера обеспечения.
- Черноморская зона – учитывая напряженные отношения с соседствующей страной – Украиной и с большим потоком агрессивно настроенных ее жителей, береговая охрана постоянно находится в состоянии боеготовности. Общее количество судов в этой зоне составляет 60 штук. Из них: 52 караульных судна, 3 катера специальной службы, 1 корабль обеспечения и 4 дозорных корабля. Северная зона ответственности – это структура береговой охраны пограничной службы ФСБ России, которая охватывает 200 миль экономической зоны, пограничное управление размещено в Мурманске. В штат входит 10 караульных кораблей, 14 катеров, также 3 корабля, осуществляющих дозор и 6 катеров обеспечения.
- Тихий океан – дальневосточная береговая охрана работает в тесном контакте с аналогичными подразделениями других стран (США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея) и выполняют функции, связанные с контролем проходящих судов, оказанием помощи необходимым плавательным средствам и охране своих границ. На службе состоит 85 пограничных судов: 32 караульных корабля и 22 катера, 8 кораблей обеспечения, 4 дозорных корабля, 13 судов и 6 катеров.
- Каспийское море – нестабильная территория, в которой до сих пор не утихают поры о принадлежности морских территорий на постсоветском пространстве. В последние годы особое внимание уделяется ситуации в Иране. Однако, на данный момент у России на Каспии не самая мощная береговая охрана. Она представлена 24 сторожевыми кораблями и катерами, а также 6 патрульными судами.
- Амур – в этой зоне проходит водная граница России с Китаем. Присутствует 26 пограничных кораблей и катеров, 8 кораблей управления, 12 катеров обеспечения, 1 патрульный катер и 3 рейдовых судна.
- Псков – береговая охрана этого региона охраняет северо-западные границы страны. В состав входит 2 пограничных сторожевых катера и 4 катера обеспечения.
БОХР – молодое подразделение, которое не всегда требует наличия офицерского состава для выполнения задач. С целью получения специалистов в этой сфере в 2007 году Анапа открыла свои двери для абитуриентов на базе института береговой охраны ФСБ РФ.
Сотрудники и весь военный потенциал береговой охраны стоят на страже защиты военных, политических и экономических интересов Российской Федерации. Учитывая небольшой срок существования этого подразделения, руководство успешно перенимает опыт береговой охраны у других стран, имеющих морские границы. Так, в 2017 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Алмаз» началось строительство двух новых пограничных сторожевых кораблей, а также патрульного судна для выполнения задач в суровых условиях севера. На данный момент патрулирование в Северном Ледовитом океане осуществляют атомный ракетный крейсер и большие десантные корабли.
Источник