Меню

Берингово море российская граница

Время кончилось: Россия намерена вернуть от США часть Берингова моря

Россия готова отказаться от выполнения советско-американского «соглашения Шеварднадзе — Бейкера», в соответствии с которым было разграничено морское пространство Берингова пролива. Об этом сообщил глава комитета по международным делам Константин Косачев.

Накануне целесообразность дальнейшего исполнения соглашения в закрытом режиме обсудили профильные комитеты Совета Федерации. На заседании были представители МИД, ФСБ и Росрыболовства, и все «были едины» в своей позиции. Она в ближайшее время будет официально доложена спикеру Совфеда Валентине Матвиенко.

По словам замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, соглашение, подписанное в 1990 году, так и не было ратифицировано на уровне парламента ни при Советском Союзе, ни Россией. Без ратификации такие соглашения не имеют обязывающей юридической силы, хотя и могут применяться на временной основе.

Впервые объявить российской часть экономической зоны, которую считают своей США, в октябре 2019 года предложил сенатор от Камчатского края Борис Невзоров. Он считает, что договор Шеварнадзе — Бейкера носит дискриминационный характер и несправедливо лишил Россию территории в 78 тысяч кв. км Берингова моря, включая континентальный шельф.

«При введении 200-мильных исключительных экономических зон между нашими странами в районе Берингова и Чукотского морей, которые накладывались друг на друга на протяжении 1 500 миль, разграничения морских пространств в соответствии с международной практикой должны проходить по срединной линии, равноудалённой от берегов двух стран. Однако из-за уступок Шеварднадзе границу спорных участков провели по американской ортодромической прямой линии», — объяснял Невзоров.

В результате Россия потеряла возможность ежегодно добывать более 500 тысяч тонн рыбы и краба, а также лишилась доступа к нефтегазовым месторождениям на сотни миллиардов долларов. Кроме того, временная линия разграничения стала препятствием для развития Северного морского пути, в частности теперь каждый раз нужно спрашивать разрешение на проход по Берингову проливу у американцев.

Валентина Матвиенко поддержала идею сенатора:

«Мы всё стесняемся, мы всё скромничаем. Нас молотят по всем этим самым, а мы только грозим, что примем симметричные меры. Так надо принимать симметричные меры — ну сколько можно проглатывать такое отношение к России?»

Источник

«Линия предательства»: Шеварднадзе украл у России часть Берингова моря

Грабёж нашей родины был проведён генсеком ЦК КПСС и его пособником министром в наглой форме, со ссылкой на карты аж 1867 г. на правах документа, согласно которому надо было провести разграничение акваторий, принадлежащих Москве и Вашингтону.

Что потеряли?

В результате деяний перестроечных лидеров Россия утратила зону богатейшей добычи краба и тихоокеанской рыбы. Согласно сенатору от Камчатского края Борису Невзорову, ущерб может быть оценен в приблизительно 500 тысяч тонн улова ежегодно.

Также Россия добровольно — и по непонятной причине! — лишила себя права на добычу природных ископаемых, запасы которых согласно геологоразведке в этой зоне (между островами Прибылова, Св. Матвея, Медным и Атту) составляют не меньше 200 миллионов кубометров природного газа и не менее 200 миллионов тонн нефти.

Это месторождение находится в зоне, которая согласно Генеральной конвенции ООН вообще не имеет никакого отношения к разграничению исключительных экономических зон, и, как минимум, должно было быть поделено между Россией и США. Но умерший гражданином уже другой страны Эдуард Шеварднадзе решил этот вопрос за россиян (та часть территории СССР находится в части, принадлежавшей РСФСР).

Аляска требует у России острова

И совсем уже неприятным последствием является оспаривание штатом Аляска российской границы. Анкоридж (а не Вашингтон, что тоже любопытно) претендует на острова Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча и Калана. Все они, с точки зрения американцев, должны быть возвращены США (резолюция штата Аляска HJR-297 от 1999 г.). Правда, есть и соответствующий ответ российского МИДа о том, что в компетенцию Москвы не входит решение вопросов между федеральным американским центром и штатами, оспаривающими решение центра. Тем не менее Аляска продолжает считать территорию этих островов спорной, что связано с всё тем же документом, подписанным Эдуардом Шеварднадзе.

Кстати, на месте штата Аляска стоило бы вести себя поскромнее — хотя бы потому, что окончательная передача самой этой территории США состоялась при весьма загадочных обстоятельствах и при полном несоблюдении международного права XIX столетия.

Так, в договоре от 1867 г. чётко значится: «…to cede to the United States…», то есть глагол «to sell» там не фигурирует. Иными словами, речь шла исключительно о передаче физического контроля над территорией на какой-то ограниченный срок, не более того. Недаром И.В. Сталин вскользь сказал на переговорах в Ялте, что СССР не будет претендовать на Аляску, так как получает контроль над Восточной Европой. Следовательно, основания претендовать всё-таки были, да и золото за сделку так России передано и не было.

Наконец, ещё одним — и весьма неприятным! — последствием предательского решения советского главы международного ведомства является необходимость заявлять теперь США о проводке судов, идущих Северным морским путём.

Дело в том, что при проходе через Берингов пролив суда автоматически оказываются в морской зоне, по-барски и совершенно незаконно переданной компанией Горбачёв-Шеварднадзе американской стороне. Налицо явный готический парадокс: Россия вынуждена просить разрешения у Америки на проводку судов через свои же собственные воды, отданные временщиком по филькиной грамоте почти 30 лет назад.

Читайте также:  Море с пресной водой название

Может ли Россия оспорить это решение?

По сути, содеянное Горбачёвым и его сообщником Шеварднадзе подпадает под статью о государственной измене высокопоставленных должностных лиц.

По советскому праву вопрос о государственной границе может рассматриваться — и тем более утверждаться! — только на Съезде народных депутатов СССР. Согласно заявлению председателя совета министров СССР в 1990 г. Н.И. Рыжкова, ни на Политбюро ЦК КПСС, ни на заседании Совета министров СССР вопрос не ставился и не рассматривался.

Кроме того, текст соглашения до сих пор не ратифицирован (это необходимо согласно ст. 15 ФЗ «О международных договорах РФ») и, по согласованию сторон, обладает исключительно временным — пусть и весьма затянувшимся — сроком действия. Этого юридически обоснованного мнения придерживается ряд российских государственных деятелей высшего ранга, в том числе и Константин Косачёв, председатель комитета по международным делам Федерального Собрания Российской Федерации.

Получается, 30 лет назад имел место сговор двух партийных деятелей, решивших отобрать у нашей страны несколько десятков тысяч квадратных миль территории, суверенное право на судоходство по стратегическому маршруту, богатейший рыбный промысел, а также перспективные нефтегазовые залежи.

В принципе, деяния такого рода срока давности не имеют, и Михаила Сергеевича давно нужно было заключить под стражу и предъявить ему обвинение хотя бы за это неоспоримое с его стороны государственное преступление.

В настоящее время вопрос о возврате незаконно отчуждённой акватории был поставлен сенатором Невзоровым, причём Валентина Матвиенко решила дать делу ход. Россия готовит документы для приведения государственной границы в соответствие с уложениями ООН по разграничению территориальных вод. Известно, что российская сторона уже и раньше заявляла о необходимости разграничения территорий по так называемой локсодромии, а американцы требуют придерживаться ортодромии.

Первый вариант повторяет изгиб береговой линии и, соответственно, симметрично разграничивает эксклюзивные зоны двух сопредельных государств.

Отдадут ли акваторию американцы?

Вопрос о Беринговом проливе встал со всей остротой из-за трассы Северного морского пути. Как известно, Америка упорно отказывается считать этот маршрут исключительной собственностью России. Возможно, Россия загодя готовилась к восстановлению правильной линии государственной границы.

В таком случае становится ясно, что наличие в караване судов боевого ледокола может послужить весомым аргументом, если американцы решат воспрепятствовать свободному мореходству и будут настаивать на принадлежности российских вод себе, ссылаясь на незаконный документ, подписанный злоумышленником Шеварднадзе.

На сегодня боевой ледокол «Иван Папанин» (водоизмещение 9 тысяч тонн), введённый в строй в прошлом году — это уникальный корабль, аналога которого в мире просто нет. А три года назад на защиту арктических рубежей нашей родины заступил и боевой корабль проекта 21180 «Илья Муромец».

В скором времени со стапелей сойдёт и его усовершенствованный собрат (проект 21180м) — «Евпатий Коловрат». Скорее всего, появятся и другие надводные универсальные плавсредства, способные выполнять задачи, поставленные командованием ВМФ России в этих высоких широтах.

Американцам же пока похвастаться нечем, кроме гражданского ледокола 40-летней давности USCGC Polar Star. Как известно, попытка США проводить в районе Северной Атлантики в 2018 г. манёвры (Trident Juncture) позорно провалилась, показав полную небоеспособность американского флота в Арктике. Так что Россия терпеливо дождалась нужного момента для восстановления справедливости.

Источник

Берингово море российская граница

До начала прошлого века архипелаг Шпицберген считался «ничейной землей», на которую претендовали и Россия, и Норвегия. Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года исключили нашу страну из борьбы за обладание островами. Нынешний статус Шпицбергена был определен 9 февраля 1920 года в Париже девятью государствами. Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швеция и Япония подписали Договор о Шпицбергене, или Свалбардский трактат , передававший Норвегии управление архипелагом.

Читайте также:  Восточного макрорегиона какие моря омывают

Согласно статье 1 Парижского договора, признавался «полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген, охватывающим… все острова, расположенные между 10 и 35 восточной долготы и между 74 и 81 северной широты… вместе со всеми островами, островками и скалами, относящимися к ним».

Несмотря на то, что во время подписания Парижского договора Россия находилась в состоянии гражданской войны, статьей 10 специально оговаривалась возможность присоединения страны к соглашению: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Сторонами русского правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон». В 1935 году наша страна, ставшая к тому времени СССР, официально присоединилась к Парижскому договору.

Сегодня его участниками являются 42 государства, в том числе не имеющие выхода к морю Афганистан, Словакия, Чехия и Швейцария. В то же время необходимо отдельно подчеркнуть, что, несмотря на признание подписантами прав Норвегии, статьи 2, 3 и 9 Парижского договора существенно ограничивают норвежский суверенитет над Шпицбергеном. Норвегия пытается выдавить Россию как с самого Шпицбергена, так и из прибрежных вод архипелага.

Комментарии
— преобладает мысЕль, что обойдёмся малыми уступками и сохраним остальное, осталось чётко определить что есть остальное.
Когда с аналогичными мыслями обращались к Горчакову А.М.
http://www.rulex.ru/01040627.htm
типа, у вас страна большая и можно немного и отдать, не убудет.
Он говорил
— оттого империя и большая, что мы ничего никому не отдаём

via obsrvr
Делегации рекомендуют установить линию, которая делит весь спорный район на две части примерно равного размера.
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C8F18B5C80DF3F6CC32577120058ED08

Линия Шеварднадзе — Бейкера
По условиям соглашения в Беринговом море к США отошли:

часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тыс. квадратных километров, фактически переданная Советским Союзом Соединенным Штатам в 1977 году;
часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тыс. квадратных километров;
участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий.
При этом участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской Федерации, составил всего 4,6 тыс. квадратных километров, что на 74 000 кв. км шельфа меньше, чем полагается при традиционном в таких случаях разграничении по срединной линии. [2]

В отдельных местах исключительная экономическая зона США за счет неоправданно отданной площади исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит статье 57 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

В Конвенции о продаже Аляски, подписаннной в 1867 году Александром II, не было никаких положений о делении морских пространств.

В 1976 году возникла необходимость в «размежевании», когда прибрежные государства стали вводить 200-мильные рыболовные, а затем исключительные экономические зоны. В то же время в Беринговом и Чукотском морях 200-мильные зоны перекрывали друг друга на протяжении 1500 морских миль.

Минрыбхоз СССР предлагал, с учетом интересов рыбаков, договориться с американцами и установить в Беринговом море срединную линию для разграничения накладывающихся участков. А в Чукотском море и Северном Ледовитом океане взять за основу линию Конвенции от 1867 года. Все эти предложения не противоречили нормам международного права. Американцы же настаивали на применении по всей акватории линии Конвенции 1867 года и не соглашались проводить разграничение по срединной линии.

Источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В 1990 году, идя на уступки Соединённым Штатам, СССР отдал им огромную территорию, богатую промысловой рыбой и залежами природных ресурсов. Произошло это после подписания 1 июня Соглашения, которое определило морские границы между государствами, подарив США гораздо большее территориальное преимущество.

Подписанный Шеварднадзе и Бейкером договор до сих пор не ратифицирован российской стороной, считающей, что процедура прошла с нарушением не только российского, но и международного законодательства.

Как устанавливалась граница между Россией и США, и когда возникла необходимость в «размежевании» морских пространств

Берингов пролив. /Фото: miningawareness.files.wordpress.com Первая граница между Штатами и Россией появилась в 1867 г. после продажи Америке части Аляски. В результате демаркации пограничной линии на стороне США очутился о. Святого Лаврентия, за Россией же закрепились Командорские острова. Морские пространства оставались общими, так как в то время отсутствовала необходимость в водных границах. В 1926 году постановлением ЦИК СССР территория от материковых земель страны до Северного полюса была объявлена собственностью СССР. Впрочем, решение о «полярных владениях» не создавало чётких морских границ, поэтому акватории де-факто никому не принадлежали.

Читайте также:  Архипо осиповка мини отели недалеко от моря

Потребность в «размежевании» моря появилась в 1976 году с появлением 200-мильных рыболовных зон, организованных прибрежными государствами. Участки в Чукотском и Беринговом море часто накладывались друг на друга. Чтобы избавиться от связанных с этим проблем, Минрыбхоз Союза предложил американцам разграничить Северный Ледовитый океан и Чукотское море по созданной и согласованной линии в 1687 г.; в Беринговом море, для устранения пересекающихся зон, сделать границей срединную линию. Хотя предложенные варианты соответствовали всем международным правовым нормам, американцы ответили отказом – они считали, что при разделе получат недостаточно морской территории. Положительного для себя решения Штаты добились в 1990 г.: после чего министром иностранных дел Э. Шеварднадзе и госсекретарем Д. Бейкером, был подписан договор устанавливающий разграничение акваторий.

Что предусматривали основные положения Соглашения Бейкера-Шеварнадзе

Результатом Соглашения Бейкера-Шеварнадзе стала установка морской границы не по серединной полосе, а по линии Конвенции 1867 года, которая разделила акваторию на две невыгодные Советскому Союзу части. В собственности США оказалось 70% Берингова моря, тогда как Советскому Союзу досталось всего 30% водной поверхности. В частности, Соединённые Штаты получили водные территории исключительной экономической зоны Советского Союза общим размером 31,4 тыс. квадратных километров; материковый шельф размером более 46,5 тыс. квадратных километров, расположенный в Беринговом море.

При этом советской стороне отошла часть материкового шельфа площадью чуть больше 4,5 тыс. км². Если бы разделение произошло по срединной линии, как настаивал СССР раньше, размер шельфа составил бы 78,6 тыс. км². Кроме того, за счёт части «подаренной» исключительной экономической зоны Советского государства, Штаты получили исключительную экономическую зону, которая в отдельных местах превышала 200 морских миль от установленной границы. Подобное отклонение размера является нарушением Конвенции ООН по морскому праву, в частности, статьи 57 фиксирующей ширину исключительной экономической зоны.

Какой статус Соглашение имеет сегодня

Ратификация Соглашения американским Конгрессом состоялась в рекордно сжатые сроки – уже через 3,5 месяца после подписания документ обрёл в США юридическую силу. Однако в России договор Бейкера-Шеварнадзе с начала его появления не раз подвергался критике, поэтому советские, а позже российские высшие законодательные власти, не ратифицировали Соглашение, придав ему статус временно действующего документа.

Также проблемы возникли и с американской стороны: через 9 лет после подписания парламент штата Аляска сделал заявление о незаконности морских границ между Россией и Соединёнными Штатами. Свои претензии парламентарии обосновали тем, что Бейкер не согласовал условия договора с официальными представителями штата и не пригласил их принять участие в процедуре. Законодательные власти Аляски предложили аннулировать Соглашение, после чего начать новые переговоры уже с учётом мнения и условий арктического американского штата.

Какой ущерб для России принесла уступка США акваторий в Чукотском и Беринговом морях

Осенью 2002 г. представителями российского Совета Федерации (СФ) был направлен запрос в Счётную палату с просьбой, установить финансовые убытки, причинённые Соглашением от 1990 года. Через 4 месяца в ответ на обращение членов СФ Счётная палата представила отчёт, в котором говорилось: «За 11 лет действия договора Россия потеряла от 1,6 до почти 2 миллионов тонн рыбы. В денежном эквиваленте это составило 1,8-2,3 миллиардов американских долларов». Уступив Соединённым Штатам морскую территорию, Россия потеряла возможность получать улов минтая в среднем около 200-210 тыс. тонн ежегодно.

Более того, невыгодно установленная граница усложнила прохождение судов и заблокировала с восточной стороны Северный морской коридор – важную для РФ транспортную коммуникацию. Ещё один минус – российские промысловики не допускаются в этот район для лова, тогда как рыболовецкие компании Канады, Южной Кореи, Японии и Тайваня могут постоянно добывать рыбу по квоте. Более того, на переданных территориях имеются не только значительные рыбные ресурсы, но и обширные запасы газа и нефти.

Зная о месторождениях природного сырья, американское правительство ещё в 1982 году начало продавать участки компаниям США. Количество реализованных ресурсов с отданных территорий, по подсчётам экспертов уже превысило 200 миллиардов кубометров газа и 200 миллионов тонн нефти.

Источник

Adblock
detector