Беседа подводный мир океанов

Интегрированное занятие «Подводный мир океана»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Ознакомление детей с подводным миром океана.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС (К)ОУ общеобразовательная школа-интернат VIII вида

ст. Родниковской, Краснодарского края

«Подводный мир океана»

Воспитатель: Борисова О.А.

Цель: ознакомление детей с обитателями океана, их отличительными признаками.

Задачи: обогащение знаний о животных океана, их существенных отличительных признаках, особенностях строения;

развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, мелкой моторики кистей рук, эстетических представлений, вкуса;

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем.

Словарная работа: Мировой океан – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый; экспедиция, батискаф, рыба –еж, рыба – бабочка, морской конек, коралловый риф, кораллы, морская звезда, медуза, осьминог.

Технические средства: видеопроектор, компьютер, экран, аудиомагнитофон.

Материалы: глобус, презентация «Подводный мир океана», кроссворд «Обитатели океана», картинки с изображением морских животных, морские камешки, фигурки морских животных из соленого теста, панно, краски, кисточки, баночки с водой, палитра.

Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, игровой момент, дидактическая игра, фронтальная и индивидуальная работа.

Предварительная работа: чтение книг и просмотр видеофильмов о подводном мире, рисование, лепка морских животных из соленого теста, разучивание с детьми стихотворений , загадок.

I. Организационный момент.

— Сегодня чудесный день, улыбнитесь друг другу. Ребята, вы узнаете много интересного на этом занятии. Надеюсь, что вы все примите в нем активное участие. У каждого из вас на столе лежат морские камушки, которые вы будете откладывать за каждый правильный ответ.

II. Сообщение темы занятия.

— Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Синяя страница». (читает ребенок)

А эта страница морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда.

И листья подводных растений

Качает, как ветер вода.

На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

В мирах, где нет фонарей.

— Ребята, догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии?

Тема нашего занятия «Подводный мир океана». ( слайд № 1)

Океан в два с лишним раза больше, чем вся суша Земли. Он состоит из четырёх океанов: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого. Моря — это часть океана. Все океаны сообщаются между собой и образуют единый Мировой океан. ( слайд № 2) ( показать на глобусе)

III. Постановка цели.

— Я предлагаю организовать экспедицию. Экспедиция – это путешествие с определенным заданием. Мы отправимся путешествовать в подводное царство океана, где познакомимся с его обитателями. А также оживим яркими красками морских животных из теста и заселим ими наш маленький океан- панно.

— Ребята, как вы думаете на чем можно путешествовать в подводном мире?

— А отправимся мы в экспедицию на глубоководном аппарате – батискафе.

Батискаф – это маленькая подводная лодка, которая предназначена для наблюдения и изучения морских обитателей, морского дна.

— Для чего предназначен этот аппарат?

— На батискафе соблюдаем следующие правила: быть внимательными, правильно отвечать на вопросы. Подводное путешествие будет проходить по следующему плану. ( см. приложение 1.)

— Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»

Начинаем погружение на дно океана. Как здесь красиво, как много животных и растений ! ( слайд № 4)

— Дети, кого вы видите на фотографиях? (слайд № 5)

— К какой группе животных они относятся? ( дельфин, кит — млекопитающие)

( слайд № 6 ) Дельфин – морское животное из рода китов, дышит легкими, а не жабрами. На голове у него есть отверстие, через которое он вдыхает воздух, питается рыбой. Рождает детёнышей в воде и выкармливает их молоком. Живет в стае , общается с другими с помощью свиста. Любит играть и резвиться в волнах. Легко привыкает к человеку и может прийти к нему на помощь.

( слайд № 7 ) Самые большие жители на планете Земля – это киты. Самый огромный представитель этого отряда синий кит достигает в длину 33 метров и весит эта махина порядка 100-120 тонн. Даже трудно себе представить эту громадину, при этом он питается крилем и мелкими рачками, съедая за день от трёх до шести тонн криля, в зависимости от размера.

( слайд № 8 ) Вообще киты очень разнообразные, есть и более мелкие представители, например белый кит или нарвал, их размеры значительно скромнее порядка трёх, четырёх метров в длину. Белых китов называют «морскими канарейками», потому что они поют и щебечут как птицы. Киты и дельфины ориентируются под водой по слуху.

( слайд № 9 ) Они издают звуки, напоминающие щелчки. Эти звуки ударяются обо что то твердое и отражаются эхом. По этому эху они определяют, что находится у них на пути. Очень интересный метод ловли рыбы у горбатых китов. Они стаей окружают косяк рыбы, опускаются значительно ниже них и по кругу пускают воздушные пузыри. Рыба в панике сбивается в плотные косяки, и вся китовая стая выныривает с раскрытыми пастями и поглощает загнанную рыбу.

( слайд № 10 ) — Опускаемся на батискафе еще ниже и понаблюдаем за рыбами океана.

( слайд № 11 ) Бабочка, с её множеством удивительных цветов и узоров, является одной из самых распространённых обитателей рифов. Темная полоса, проходящая на уровне глаз, и черная и круглая точка на хвосте, вводят в заблуждение хищников, которые путаются, в каком направлении она может скрыться. Яркие цвета этой рыбы сливаются с фоном рифов, что также делает её менее уязвимой со стороны хищников. Средний размер этой рыбы составляет примерно 20 см. Обитает бабочка в тропической части морей и океанов. Питается коралловыми полипами, червями и другими мелкими беспозвоночными.

( слайд № 12 ) Особенностью этой рыбы является способность надуваться во время опасности. Вместо побега рыба — ёж использует свой желудок и способность глотать огромное количество воды, чтобы превратить себя в практически несъедобный шар, в несколько раз превышающий нор -мальные размеры. Некоторые виды также имеют шипы на своей коже, что делает их более страшными.

( слайд № 13 ) Почти все рыбы-ежи содержат ядовитое вещество, которое делает их шипы смертельно опасными для хищников. Рыбы – ежи обитают в теплых морях. Питаются в основном беспозвоночными и водорослями. Крупные особи едят моллюсков и мидий.

( слайд № 14 ) Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Рот у конька трубочкой, которой он. Как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.

( слайд № 15 ) Плавает только в поисках корма, во время свадьбы и спасаясь от врагов. Хвост – это руль, с помощью которого он удерживается на плаву, а также прикрепляется им за водоросли. Перемещается морской конек с помощью плавников, которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Размножается путем откладки икры.

Физминутка ( см. приложение 2 )

— А теперь опустимся на самое дно океана.

( слайд № 16 ) Коралловый риф похож на фигурную подводную изгородь изумительной красоты. Он образуется из множества скелетов крошечных животных – кораллов. Кораллы живут огромными колониями в теплых тропических морях. Животным необходим солнечный свет, поэтому свои рифы строят на мелководье.

( слайд № 17 ) Кораллы не двигаются, но питаются и растут. Пищей им служат остатки от других рыб. Они бывают разных расцветок, разной формы и величины.

( слайд № 18 ) — Кого вы видите на этих фотографиях? Давайте познакомимся с ними поближе.

( слайд № 19 ) -Звёзды, медузы, осьминоги – беспозвоночные животные. У них нет скелета. В теле осьминога почти нет твердых частей. Самые мягкотелые – это медузы. Они прозрачные и на берегу их также сложно разглядеть, как и в воде. Большинство беспозвоночных — хищники, охотящихся на различных животных: улиток, двустворчатых моллюсков, ракообразных, рыбу.

— Каких млекопитающих животных вы знаете?

— Назовите морских рыб?

— Каковы же отличительные признаки рыб? ( жабры, плавательный пузырь, плавники, хвост, чешуя )

— Чем рыбы отличаются друг от друга? ( размером, формой, окраской)

— Каких ещё морских обитателей вы встретили в нашем путешествии?

— А теперь сделаем паузу для развлечений.

V. Кроссворд «Обитатели океана». ( см. приложение 3)

VI. Чтение стихотворения С. Тетерина «Морская прогулка»

VII. Физминутка ( см. приложение 4 )

VIII. Морская викторина.

— Какая рыба вооружена лучше других? ( рыба – меч)

— Какая рыба бьет током? ( скат)

— У какой рыбы есть фонарь? ( рыба удильщик)

— Кто живет в брошенных раковинах? (краб)

— Кто такой морской конек?

— Как рыбы дышат под водой?

— Для чего рыбам нужны плавники и хвост?

— Какие морские животные умеют петь? ( дельфин, белый кит)

— Какие животные любят играть в море?

IX. Экологическая сказка.

В теплом море жил морской конек. Он любил путешествовать. По пути он встретил морскую черепаху , осьминога, дельфина. Морские обитатели рассказали коньку о своих бедах.

Теплоход по морю плыл,

Вдаль туристов увозил.

На борту они гуляли

И отходы вниз кидали.

Баржа мимо проплывала,

Нефть по корпусу стекала.

Но люди там не понимали,

Что природу засоряли.

Много жителей морских

Так погибло из-за них.

— Опечалился морской конек, грустно стало ему, так как помочь своим друзья он не мог.

— Ребята, кто виноват в бедах морских жителей?

— Какие советы вы можете дать людям? (не засорять окружающую среду, любить и охранять природу)

X. Практическая часть.

1. — На нашем батискафе есть художественная мастерская. Давайте с помощью кисточек и красок оживим морских животных и заселим ими наш океан – панно.

— Ребята, прежде чем мы приступим к работе , давайте вспомним как правильно смешивать краски на палитре, технику безопасности при работе с кисточкой.( Далее дети разукрашивают фигурки морских животных из соленого теста под запись «Звуки моря»)

2. Составление коллективного панно.

— Ребята, наша экспедиция подошла к концу и нам пора возвращаться.

— Какие открытия для себя вы сделали?

— Каких морских обитателей вы встретили в пути?

— Что посоветовали людям?

— Как может помочь человек обитателям морей, рек, прудов?

— Дети, я рада, что вы на занятии испытали радость познания нового.

Вы хорошо потрудились. А сейчас мы узнаем кто из вас был самым любознательным, активным, внимательным. Посчитайте свои камешки, которые вы отложили за правильные ответы.

( поздравление и награждение грамотой победителей)

  • Всем хочу сказать большое спасибо за занятие.

Источник

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по океанам»

Татьяна Чунаева
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по океанам»

Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

Возрастная группа: Подготовительная.

Тема НОД «Путешествие по океанам»

— продолжать расширять знания детей о планете Земля;

— закрепить и конкретизировать знания детей об океанах и его обитателях;

— ввести понятие «кораллы», «коралловые рифы», «щупальца», «ласты».

— обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, подводные обитатели, названия океанов;

— развивать познавательные процессы;

— развивать внимание и наблюдательность;

— воспитывать потребность в общении с живой природой, повышать интерес к познанию её законов;

— воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной деятельности.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы организации детских видов деятельности: Совместная, партнёрская деятельность ребёнка и взрослого.

— магнитная доска (3шт., магниты;

— иллюстрации подводных обитателей, животных севера;

— аудиозапись «Шум океана»;

— бутылка с письмом, карта мирового океана (3 шт., флажки.

Предварительная работа: Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на темы «Подводный мир», «Животные севера», «Водный транспорт», чтение познавательной литературы.

Ход НОД: группа оформлена в виде палубы корабля

Вводная часть (мотивация)

— Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие на нашем замечательном корабле, займите свои места. (включаю запись «Шум океана»)

— Как вы думаете, что это за шум?

— Правильно, так шумит океан. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по океанам.

Но, чтобы отправиться в путь,нужно отгадать загадку:

«На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны».

— Что это такое? (Глобус)

— А что он изображает? (Модель Земли)

— Давайте рассмотрим глобус, раскрутим его. Глобус разноцветный. Какой краски больше?

— Что изображено голубой краской?

— Вода, как мы видим, занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озёра, реки, это моря и, конечно, океаны.

«Большие великаны шумят и бьют волной.

Большие великаны полным полны водой.

Вот великий океан-океан безбрежный,

То шипит в нём ураган, то он Тихий, нежный.

А вот это знаменитый-океан наш Ледовитый.

Холоден, суров на вид, льдом и снегом он покрыт.

Есть ещё два океана, два могучих великана.

Вот Индийский океан омывает много стран.

Это Атлантический-красивый, фантастический!

Океан ещё есть Южный, для планеты очень нужный!

— О каких океанах говорится в стихотворении?

— А сейчас мы проверим, знаете ли вы, где на карте находятся эти океаны?

— Поиграем в игру «Найди океаны». Вам нужно найти океаны и поставить на каждый океан флажок.

— Теперь мы знаем, где находятся океаны! Можно отправляться в путь!

— Скажите, что это за океан-холоден, суров на вид, льдом и снегом он покрыт?

— И наша первая остановка — Северный Ледовитый океан.

— Как вы думаете, почему его так назвали?

— Его так назвали потому, что он находится рядом с Северным полюсом Земли. Его воды скованны льдом большую часть года. На Северном полюсе обитают животные севера. Каких животных севера вы знаете?

— На столах лежат карточки с изображением различных животных. Вам нужно выбрать животных севера и правильно расположить их на карте.

Путешествие продолжается. Мы побывали на самом маленьком океане. А как называется самый большой океан?

— И так, наша следующая остановка – Тихий океан. Это самый большой океан из всех океанов Земли. Когда первые мореплаватели пересекали этот океан, стояла тихая, безветренная погода. Ни шторма, ни бури не было. Поэтому его так и назвали – Тихий океан.

— На чём можно переплыть океан?

— Сейчас мы поиграем в игру «Сложи картинку» и посмотрим, что у нас получится.

— Как одним словом называется этот транспорт? (водный)

— Наш корабль продолжает бороздить просторы океанов. И прямо по курсу лежат Индийский и Атлантический океаны.

Индийский океан назван в честь Индии, так как через него проходят все пути в эту страну. Индийский океан является самым тёплым на Земле.

Атлантический океан получил своё название по имени титана Атланта, по греческой мифологии, держащего на своих плечах небесный свод. Здесь нас ждут загадки и вопросы.

Показ иллюстраций через мультимедиа.

Оболочка водная Земли,

Плавают по ней большие корабли. (Океан)

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой! (Акула)

— Акула-самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них в шест рядов, острые, как пила. Кроме того, они всёвремя растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте вырастают новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.

Что за шар плывёт с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмёшь

Этот шарик -… (рыба-ёж)

Морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью. Можно, даже, сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.

— Молодцы! Вы прекрасно справляетесь с заданиями. А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

-1. Представьте, что перед нами океан…

Бушует в нём ураган

Нам видно-высокая ходит волна

И вверх до небес и вниз до дна. (Пальцы рук сплетены, делают волнообразные движения)

2. Качает вода солёная

Водоросли зелёные (Змеевидные движения руками)

3. Прыгают по ней дельфины,

Солнцу подставляя спины (Лёгкие прыжки)

4. На волнах качаются

Небу улыбаются (Раскачивания, руки вверх)

— А теперь загадка другая, трудная такая!

Он в воде цветок, как пламень,

А на суше сразу – камень.

Драгоценным сразу стал

Дети, это кто?. (коралл)

— Что же такое коралл?

Кораллы-это живые существа, располагаются они на мелководье. Разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать кораблям. Про них ещёговорят: «коралловые рифы».

Посмотрите на что похожи кораллы. Когда коралл растёт, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб, со временем становится вот таким белоснежным

— А что изображено на этом слайде? (морская звезда)

— Почему она так называется?

— Это рыба или морское животное?

— Почему вы так думаете?

— Правильно, морская звезда-животное.

— Какого она цвета?

Во время передвижения ей помогаю щупальца. Щупальца снизу покрыты иголками. Морская звезда-хищник, питается мелкими рыбками, креветками.

— А каких ещё подводных обитателей вы знаете? (ответы детей)

Подводный мир океанов очень разнообразен и интересен. Нам предстоит ещё многое узнать. А сейчас нам пара отправляться в обратный путь. Но что это такое? Что-то стучит о борт нашего корабля. Это бутылка с письмом от путешественников. Они во время шторма потеряли карту и просят помочь им найти дорогу домой. Предлагаю разобрать последнюю головоломку и помочь путешественникам выбраться из пучин океанов. Предлагаю вам поиграть в игру «Собери и прочти».

— Молодцы! Теперь путешественники и мы с вами легко найдём дорогу домой.

Заключительная часть. Рефлексия.

— Где мы сегодня с вами побывали?

— Что узнали нового и интересного?

Всем большое спасибо!

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по странам» МДОУ Старомайнский детский сад «Солнышко» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Воспитатель:.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Космическое путешествие» Программное содержание: 1. Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета. 2. Продолжать закреплять умение сравнивать два числа,.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие хлебушка» Цели: продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста. Развивать творческие.

Конспект НОД по ПДД в подготовительной группе «Путешествие с Незнайкой» Конспект НОД по ПДД в подготовительной группе «Путешествие с Незнайкой».Выполнила воспитатель Давыдова Н. С. Цель — закрепить знания детей.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Путешествие в Антарктиду» Цель: I. Образовательные: — дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах.

Конспект НОД «Путешествие в Древний Египет» в подготовительной группе. Конспект НОД «Путешествие в Древний Египет» в подготовительной группе. Цель: вызвать интерес к истории Древнего Египта. Задачи: • Познакомить.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес» Цель: вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе родного края средствами художественного слова, музыки, произведений.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Экспериментов» Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в «Страну Экспериментов». 1. Беседа Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю.

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по лесу» Цель: Обобщить математические представления детей; воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь друзьям; воспитывать любовь.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в лес» Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи: Обучающие: Закреплять знания детей о геометрических.

Источник

Читайте также:  Самый пресноводный океан мира
Оцените статью