Ребят,помогите пожалуйста проанализировать элегию «Море» Жуковского.Сроно
«Море» Василий Жуковский
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Вот план:
1)Творческая история;
2)Тема и идея;
3)Композиция и внутренний сюжет(если есть);
4)Лирический герои и система образов;
5)Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, морфологии, лексики и синтаксисе;
6)Жанр;
7)Эмоциональная окраска;
8)Особенности проблематики;
9)Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?;
10)Его место в творчестве автора и в русской поэзии вообще?;
Стихотворение В.А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году.
Жуковский в элегии “Море” рисует стихию в трех состояниях: в покое,
во время бури и после нее. Все они показаны мастерски.
Тихая морская гладь “безмолвная”, “лазурная”. Поэт очарован открывающейся
бездной. Его море тоже дышит и “таинственной, сладостной полное жизни”.
В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море–символ души человека.
Автор через описание природы показывает свои переживания.
В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого «Я». Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе
с ней. И когда читаешь строчки «Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты. » понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу.
Своеобразный сюжет элегии можно разделить на три части: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть “Обманчивый покой» — третья часть.
В первой части — прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного,оно как будто спит. Поэт использует приём анафоры (повторение строки), чтобы обратить внимание читателя на это.
Жуковский олицетворяет его, и вот, перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Эпитеты,подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину.
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
метафора
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный.
Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь.
«Море» — одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр — элегия.
«Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний морской стихии. Жуковский изображает море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций (повторения согласных) :
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.. .
Благодаря повторению шипящих звуков создается полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.
Но не только красота морской стихии занимает мысли поэта. В «Море» Жуковский прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым» , «дышащим» , наполненным «тревожной думой» . Безудержная стихия «бьется» , «воет» , «рвет и терзает враждебную мглу» . Следует отметить обилие эмоциональных эпитетов («сладостный блеск» , «светозарная лазурь» и т. д.) , метафоры («смятение моря») , эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море» , «испуганные волны») , состояние неба («таинственное, сладостное, полное жизни») . Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Море остается загадкой для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве человеческой жизни и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.
Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там» . «Там» и «здесь» — это антитеза (противопоставление) , эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.
В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы») . Таким образом, образ моря символизирует человека, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь» . Образ неба, соответственно, воплощает желанное «там» . Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?») , связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле человеческой жизни.
Развитие лирического сюжета свидетельствует о том, что достижение идеала, который воплощает небо, обманчиво, невозможно. Сначала море изображается внешне спокойным, но на самом деле оно наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой» . Из «земной неволи» оно тянется к далекому, светлому небу, что символизирует стремление человека к гармонии, поиску идеала. Затем автор изображает бушующее море, которое рвет и терзает «враждебную мглу» , скрывающую от него небо. Эта борьба как будто заканчивается успешно: «И мгла исчезает, и тучи уходят» . Но финал стихотворения демонстрирует хрупкость этой победы. Полное и окончательное совмещение идеала и действительности невозможно:
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Источник
Романтизм в творчестве Жуковского: элегия «Море»
Поэт Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) — основоположник русского романтизма. Будучи превосходным переводчиком, Жуковский не только создавал оригинальные произведения (элегии, баллады, поэмы, сказки), но и занимался литературным переводом, нередко творчески переосмысливая наследие зарубежных поэтов. Известны его переводы эпической поэмы Гомера «Одиссея», поэмы Д. Г. Байрона «Шильонский узник», переводы немецких баллад («Лесной царь» И. В. Гёте, «Кубок», «Ивиковы журавли» Ф. Шиллера).
Жуковский был не только реформатором русской поэзии (например, он ввел размер амфибрахий), но и «имперским» поэтом, придворным педагогом — учителем русского языка императрицы Александры Федоровны и наставником цесаревича Александра Николаевича (Александра II Освободителя, отменившего крепостное право).
Участник литературного общества «Арзамас», Жуковский стал и литературным наставником молодого Пушкина, а впоследствии поддерживал его на жизненном пути. Например, благодаря заступничеству поручителей, Жуковского и Карамзина, Пушкин был сослан на юг, а не в Сибирь; Василий Андреевич поддерживал упавшего духом поэта словом во время михайловской ссылки, являлся посредником между ним и Николаем I, вследствие чего царь «призвал» Пушкина и стал его личным цензором.
Не секрет, что после гибели Александра Сергеевича Жуковский переделывал его произведения, чтобы с них были сняты цензурные ограничения и они нашли дорогу к читателю (например, такова история смелого пушкинского стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный. «).
Элегия «Море» как образец русской романтической лирики
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Напомним, что элегия — типичный романтический жанр. Это стихотворение грустного, задумчивого характера, обычно на любовную или философскую тему.
В стихотворении создан образ таинственного и изменчивого моря — романтический пейзаж . Согласно романтическому представлению о двоемирии в элегии присутствуют «здесь» – мир земной (море) – и «там» – мир небесный (небо). «Здесь» несовершенно, подвержено бурям и тревогам, «там» неизменно идеально. Мир земной зависим от мира небесного, стремится к нему, пытается повторить, отразить его. Так, обращаясь к морю, поэт пишет:
Иль тянет тебя из земныя неволи
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
И радостно блещешь звездами его.
Шторм изображен как битва моря с тучами и мглой за чистое небо. Однако после бури вид успокоившейся стихии обманчив: она скрывает в своей бездне смятенье:
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает…
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Элегии присущ особый романтический психологизм . Изменчивое состояние моря в стихотворении, противоречивость его образа можно сравнить с чувствами человека, его внутренним миром.
Стремление моря к небу заставляет вспомнить о бесконечном и поэтому драматичном стремлении человека к гармонии, мечте, миру идеальному. Поэт с грустью напоминает о том, что достижение идеала на земле невозможно. Романтический пейзаж в элегии имеет философское наполнение. Чисто пейзажной лирики, как и чистого психологизма, в романтизме еще не существовало.
Как композиция стихотворения, средства выразительности и художественные приемы помогают Жуковскому передать глубокое философское содержание элегии?
Особенность композиции стихотворения в том, что его можно условно разделить на три части, передающие три различных состояний моря: спокойное, в бурю и после нее.
Обратим внимание на образность языка. Описывая море, автор использует такой троп, как олицетворение:
Ты живо, ты дышишь смятенной любовью,
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Следует отметить и обилие эпитетов (« безмолвное море», « таинственной, сладостной … жизни», « светозарная лазурь», «облака золотые », « испуганны волны», « сладостный блеск»). Привлекает внимание разнообразие глаголов, передающих действие, состояние моря во время бури: «бьешься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвешь», «терзаешь». Поэт употребляет риторические вопросы и обращения, беседуя с морем, как с человеком.
Размер, которым написана элегия (амфибрахий), и белый стих воспроизводят ритм морского прибоя, дыхание изменчивой стихии. Музыкальность стихотворению придают приемы повтора («Безмолвное море, лазурное море. ») и звукописи. Например, благодаря повторению шипящих согласных звуков создается впечатление шума прибоя:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
Источник