Меню

Безмолвное море смятенной любовью это

Василий Жуковский — Море: Стих

Элегия

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Анализ стихотворения «Море» Жуковского

Стихотворение В. А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году — в зрелый период его творчества. Этот этап его поэтической деятельности можно охарактеризовать как переходный от сентиментализма к романтизму.

История создания

Произведение было посвящено двоюродной сестре Жуковского Марии Протасовой, к которой поэт испытывал романтические чувства. Однако мать девушки была против отношений пары. Боль от несбывшегося счастья отразилась в творчестве поэта.

Жанр, тема и идея

Произведение относится к элегии, изображающей сокровенные, пронизанные грустью мысли лирического героя.

Темой анализируемого произведения является изображение нескольких состояний водной стихии.

Идея элегии истинно романтическая — описать состояние моря, которое, как истинный романтический герой, борется с тёмными силами, пытающимися разрушить его счастье.

Основной мотив и образы стихотворения

Произведение проникнуто печалью. Хотя тьма отступила, всё равно остаётся некоторое «смятенье».

В элегии можно выделить два образа:

  • лирический герой, очарованный красотой бездны;
  • морская стихия, обладающая человеческими чертами.

Море любит небо, ласкает его и блещет «звездами его». Когда же тёмные тучи норовят разлучить их, спокойное до этого море приходит в ярость. Оно воет, борется и… мгла отступает.

Композиция

«Море» не было поделено на строфы, однако в нём можно выделить 3 смысловые части:

  1. Изображение спокойной морской глади.
  2. Описание борющегося с тучами моря.
  3. Возвращение к умиротворённой картине.

Ритмический строй

Элегия написана трёхсложным размером — амфибрахием. Данный факт позволяет при чтении будто услышать перекаты волн, борьбу и вой моря. Стоит отметить, что строки стихотворения не рифмуются между собой.

Художественные средства

При описании стихии поэт щедро использует и изобразительно-выразительные средства языка, и синтаксические фигуры:

  • эпитеты: «безмолвное», «лазурное», «тревожною», «необъятное», «светозарной»;
  • олицетворения: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…»;
  • антитезу: противопоставляется спокойная гладь и бушующая стихия, а также «ясное небо» и «тёмные тучи»;
  • риторический вопрос: «Что движет твоё необъятное лоно?»;
  • градацию: «бьёшься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвёшь и терзаешь».

Таким образом, стихотворение В. А. Жуковского показывает борьбу стихии за собственное счастье. Эта борьба метафорична: под морем подразумевается поэт, под небом, которое скрывают тёмные тучи, подразумевается его возлюбленная.

Источник

Анализ стихотворения «Море» Жуковского

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.

История создания – было написано в 1822 г., когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

Метафоры«ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты«безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

Читайте также:  Погода черное море отдых

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблён в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создаёт статичный и динамичный пейзажи.

Под образом лирического героя скрывается человек, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей» .

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Он уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне вод. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается чёрными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдаёт её без боя. Море бьётся, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но ещё долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизм.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Композиция

В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

Сам В. Жуковский определил стих как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него» . Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи» .

Звучание моря автор воспроизвёл при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь» .

Источник

помогите найти все худ, средства (олицетворине, эпитет, фразеологизмы, метафоры и тд ) в этот стихотворение

«Море» Василий Жуковский

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В элегии морская бездна ассоциируется с бездной
человеческого «Я».
Настроение автора слито с этой свободной, безграничной
стихией. Он погружен в неё, живет вместе с ней.

Компози­ция стихотворения построена на изображении
трёх различных состояний морской стихии.
Решив поведать читателям
романтическую историю, автор прибегает к аллегории.
Лирического героя автор представил в виде неба,
которое навечно соединено с морской стихией.
Но предвидя расставание поэт очень четко обозначил
свою позицию, отметив, что не будет бороться за
личное счастье, ведь небу до моря дотянуться
невозможно.
А вот бушующие волны способны соприкоснуться с
лазурными облаками.
Но — лишь во время сильного шторма, который сметает
всё на своём пути ради того, чтобы противостоять тем,
кто хочет «ясное небо у тебя отобрать».
И согласно канонам романтизма, борьба моря и мглы в
стихотворении Жуковского заканчивается победой
водной стихии.

Читайте также:  Глиэр у моря ноты

Жуков­ский изображает море в спокойном состоянии,
в бурю и после неё.
Это не столько описание природных явлений, сколько
особый лирический сюжет. В нём наблюдается движение,
развитие состояния лирического героя,
следящего за изменениями, которые происходят с
морем.
Но еще важнее то. что за этим стоит динамика
внутреннего состояния самого моря, его души.
Этот внутренний сюжет можно разделить на три части;
1-я часть «Безмолвное море»; Буря» 2-я часть;
«Обманчивый покой» 3-я часть.

Ритм стихотворения помогающий создать картину моря-
Прежде всего-четрыёхстопный амфибрахий.
Это трехсложный размер, а трехсложные размеры
напевны, длительны; ударные и безударные
чередуются гармонично,
даже по звучанию напоминая ритм морской волны:
накатывает на берег — и отходит, накатывает и отходит.
На «ритм моря» работают и размер, и своеобразные
смысловые повторы, именуемые «градацией» —
«Ты бьешься, ты воешь,
ты волны подъемлешь «(ты. ты)
Различное состояние моря передает и развернутая
метафора -олицетворение.
Море очеловечивается, автор создает и зримый,
и одновременно наделенный
способностью мыслить и чувствовать облик моря:
«Ты живо; ты дышишь… «.
Немалую роль в представлении о море как об
одушевленном существе играют эпитеты, передающие
относительно спокойное море:
безмолвное, лазурное, наполненное смятенной любовью,
тревожной думой, скрывающее глубокую тайну,
дышащее напряженной грудью, оно радостно блещет
(здесь эпитет выражен наречием) ,
полное таинственной, сладостной жизни.
Для передачи смены состояниморя используются и
глаголы, однородные сказауемые -тоже,
как бы динамичный повтор двжиения моря:
дышишь, льешься, ласкаешь, блещешь
(когда море безмятежно) ;
глаголы бьешься, воешь, рвешь, терзаешь,
вздымаешь (когда на море стихия).

Море, морская бездна, небо, волны, облака-
романтический ряд символов.

Источник

Ребят,помогите пожалуйста проанализировать элегию «Море» Жуковского.Сроно

«Море» Василий Жуковский

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Вот план:
1)Творческая история;
2)Тема и идея;
3)Композиция и внутренний сюжет(если есть);
4)Лирический герои и система образов;
5)Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, морфологии, лексики и синтаксисе;
6)Жанр;
7)Эмоциональная окраска;
8)Особенности проблематики;
9)Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?;
10)Его место в творчестве автора и в русской поэзии вообще?;

Стихотворение В.А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году.

Жуковский в элегии “Море” рисует стихию в трех состояниях: в покое,
во время бури и после нее. Все они показаны мастерски.
Тихая морская гладь “безмолвная”, “лазурная”. Поэт очарован открывающейся
бездной. Его море тоже дышит и “таинственной, сладостной полное жизни”.
В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море–символ души человека.
Автор через описание природы показывает свои переживания.
В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого «Я». Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе
с ней. И когда читаешь строчки «Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты. » понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу.

Читайте также:  Когда средиземное море высыхало

Своеобразный сюжет элегии можно разделить на три части: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть “Обманчивый покой» — третья часть.

В первой части — прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного,оно как будто спит. Поэт использует приём анафоры (повторение строки), чтобы обратить внимание читателя на это.
Жуковский олицетворяет его, и вот, перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Эпитеты,подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину.
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
метафора
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный.
Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь.

«Море» — одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр — элегия.

«Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуков­скому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Компози­ция стихотворения построена на изображении трех различных состояний морской стихии. Жуков­ский изображает море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помо­щи аллитераций (повторения согласных) :
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.. .
Благодаря повторению шипящих звуков создается полная иллюзия шипения кипящих, кло­кочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но не только красота морской стихии занимает мысли поэта. В «Море» Жуковский прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым» , «дышащим» , наполненным «тревож­ной думой» . Безудержная стихия «бьется» , «воет» , «рвет и терзает враждебную мглу» . Следует отметить обилие эмоциональных эпитетов («сладостный блеск» , «светозарная лазурь» и т. д.) , ме­тафоры («смятение моря») , эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море» , «ис­пуганные волны») , состояние неба («таинственное, сладостное, полное жизни») . Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Море остается загадкой для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве человеческой жизни и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.

Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там» . «Там» и «здесь» — это антитеза (проти­вопоставление) , эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэ­тическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы») . Таким образом, образ моря символизирует чело­века, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь» . Образ неба, соответ­ственно, воплощает желанное «там» . Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?») , связывают картины природы с фило­софскими раздумьями о смысле человеческой жизни.

Развитие лирического сюжета свидетельствует о том, что достижение идеала, который вопло­щает небо, обманчиво, невозможно. Сначала море изображается внешне спокойным, но на самом деле оно наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой» . Из «земной неволи» оно тянется к далекому, светлому небу, что символизирует стремление человека к гармонии, поиску идеала. Затем автор изображает бушующее море, которое рвет и терзает «враждебную мглу» , скрываю­щую от него небо. Эта борьба как будто заканчивается успешно: «И мгла исчезает, и тучи ухо­дят» . Но финал стихотворения демонстрирует хрупкость этой победы. Полное и окончательное совмещение идеала и действительности невозможно:
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Источник

Adblock
detector