- Я тоскую, как Блок!
- Другие статьи в литературном дневнике:
- ЭТО БЫЛО У МОРЯ
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Игорь Северянин: «трагедию жизни претворю в грезофарс. «
- Анализ стихотворения Северянина Это было у моря
- Картинка к стихотворению Это было у моря
- Популярные темы анализов
- «Это было у моря» И. Северянин
- Анализ стихотворения Северянина «Это было у моря»
Я тоскую, как Блок!
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил её паж.
Было всё очень просто, было всё очень мило:
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней пробыла госпожа.
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Звенели ландыши во мху,
Как сребротканный колокольчик,
И белки, в шубках на меху,
Сгибали хвостики в колечки.
О, красота пушистых кольчик!
О, белок шустрые сердечки!
И было красочно везде
В могучий бравый полдень мая;
И птички трелили в гнезде,
Кричали утки, как китайцы,
И, хворост радостно ломая,
Легко попрыгивали зайцы.
Была весна, был май — сам сон!
Любилось пламенно, но строго.
Был пышнокудр ещё Самсон.
Коляска, тройка и бубенчик.
К тебе знакомая дорога.
О, май! о, белочка! о, птенчик!
Элен себе искала компаньона,
Желая в заграничное турнэ.
Жан, встретясь с ней, сказал: «Je vous connais:
Вы — грёза Гёте и Тома: Миньона.
Хоть грёза их, положим, без шиньона,
Я — всё равно! — готов продлить свой сон.
Итак, Элен, Вы для меня — Миньона,
Чей образ воплотился в Арнольдсон».
Женщина без прошлого — рыба без соли.
Самое обыкновенное биение любимой женщины прекраснее окаменелости Венеры Милосской.
Подчиняться любимому — удовольствие.
Иные* строят лиру
Прославиться на свете
И сладкою игрою
Достичь венца парнасска;
Другому стихотворство
К прогнанью скуки служит;
Иной стихи слагает
Пороками ругаться;
А я стихи слагаю
И часто лиру строю,
Чтоб мог моей игрою
Понравиться любезной.
О музы, горды музы!
Я внемлю ваше слово,
И сердце уж готово
К вам жар мой погасити,
Но жар мой к стихотворству
Моя охота множит;
А больше оной множит
Прекрасная Ириса.
Сердечно иль притворно
Она и стих мой хвалит,
Она того желает,
Чтоб с музами я знался.
Коль вам противно это,
То мне Ириса будет
И Аполлон и музы**.
Когда б я птичкой был,
Я к той бы полетел,
Котору полюбил,
И близко к ней бы сел;
Коль мог бы, я запел:
«Ты, Лина, хороша,
Ты птичкина душа!»
Мой малый бы носок
Устам её касался;
Мне б каждой волосок
Силком у ней казался;
Я б ножку увязить
Хотел в силке по воле,
Чтоб с Линой вместе быть
И Лину бы любить
Во сладком плене боле.
Что я прельщён тобой,
Чему тому дивиться, —
Тебе красой родиться
Назначено судьбой.
Прекрасное любить —
Нам сей закон природен,
И так я не свободен
К тебе несклонным быть.
Ты сделана прельщать,
А я рождён прельщаться,
На что же нам стараться
Природу превращать?
Я жертвую красе,
Ты жертвуй жаркой страсти,
Естественныя власти
Свершим уставы все***.
***Извините, но это. какой-то Херасков? Только не ругаться, только не ругаться! )))
Другие статьи в литературном дневнике:
- 26.02.2014. Я тоскую, как Блок!
- 22.02.2014. День Ангела
- 20.02.2014. Просто и натурально
- 17.02.2014. Наше Вам с тросточкой
- 15.02.2014. Город Zero
- 14.02.2014. Горевал в тоске Ерёма
- 11.02.2014. Мальчик, девочка и ноль пять ноль пять
- 09.02.2014. И смех и грех
- 08.02.2014. Блеск! Крррасота!
- 07.02.2014. Тёпленькая пошла!
- 05.02.2014. Красавец и чудовище
- 04.02.2014. Солнечный круг, небо вокруг
- 03.02.2014. Два снаряда вне очереди
- 02.02.2014. НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!
- 01.02.2014. Счастливые весов не наблюдают
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
ЭТО БЫЛО У МОРЯ
Поэма-миньонет (Игорь Северянин)
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа.
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Февраль 1910
Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов.
Москва: Художественная литература, 1988.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.01.2017. Знаешь в чем сила Солнца?
- 22.01.2017. Человек либо сходит с ума, либо пишет стихи
- 19.01.2017. ЭТО БЫЛО У МОРЯ
- 18.01.2017. Снег идет
- 13.01.2017. Непрерывный разговор с тобой
- 10.01.2017. А потому, что мне темно с другими.
- 09.01.2017. ***
- 02.01.2017. Можно и не быть поэтом
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Игорь Северянин: «трагедию жизни претворю в грезофарс. «
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
О Северянине сказано все, что можно и нельзя. Его можно и должно забыть. Но стихи, это жеманная гримаса боли и восторга, эта гениальная апоплексическая судорога, не дает покоя, как будто тебя дразнят, испытывают твое терпениена прочность:
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа.
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
До того, как вызывающее бестыдство начало высекать искры из глаз его неистовых поклонников и недоброжелателей, он под всевдонимимом Игорь Лотырёв писал заурядные патриотические поделки:
«Одна из этих книжонок попалась как-то на глаза Н. Лухмановой, бывшей в то время на театре военных действий с Японией. 200 экземпляров «Подвига «Новика» я послал для чтения раненым солдатам. Но отзывов не было. »
Русский поэт, чтобы понравится публике, должен быть женственным, жеманным, страдающим от непонимания и невнимания современниками.
Есенин писал, что лучшими ценителями поэзии в то время были еврейские девушки. К ним примыкал и огромный пласт русских кисейных провинциальных барышень, которые, следуя велению моды, селились в обеях столицах.
По сути стихи Серерянина — это ширпотреб Серебряного века:
Мы живём, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет.
Эти строки очень похожи на строчки Вертинского:
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.. .
Игра, кокетство. Гений Игоря Северянина породила бесвкусица. Она же его и уничтожила, когда мода прошла:
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.
«Прошлое — ложь, для памяти нет дорог обратно, каждая миновавшая весна невозвратима, и самая безумная и стойкая любовь — всего лишь скоропреходящее чувство.» — сказал Маркес.
Наверное, он прав, но все же, все же. Северянин, Серебряный век, вечерний альбом, очарование заката, Россия, которой уже не будет, слово засохший цветок в забытой книжке, которую открывают редко.Но открывают:
Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.
Ох уж мне эти стихи читавшей Блока!
Кнутом иссеченная муза беспощадной критики не пощадит какую-нибудь Веру Полозкову или Водейникова за такие строчки. А вот Северянину все сойдет с рук. Потому что поэт – это еще и судьба, а не только вымученное страдание уставшей от версификации пустоты. Трагическое косноязычие Северянина поэтического свойства. Великий дух поэзии рождается из трагедии, а не бытовой драмы:
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
Источник
Анализ стихотворения Северянина Это было у моря
Игорь Северянин удивительный писатель начала двадцатого века, его творчество начиналось в период рождения такого литературного направления как футуризм и стихотворения имели много общего с этим специфическим направлением. Его произведения во многом отличались с творчеством других писателей, того времени, а так же прошлых лет. И особый стиль Северянина, в написания произведений, смог выделить его, среди гениальных, писателей и поэтов, которые не отличались, новыми веяниями в литературе. И как часть творчества Северянина хотелось привести стихотворение, под названием « Это было у моря », чтобы подлинно убедиться в особенностях таланта нашего писателя.
Прочитав стихотворение, мы сразу понимаем, что писатель в нем создал иллюзорный мир, в котором вольны правила, угодные самому автору, это прослеживается и в других его творениях, но вернемся к этому. В первых строчках мы видим романтический образ моря, на фоне которого и происходят все события, удалённость места усиливает этот эффект и к тому же придает чувство уединения. В следующей картине мы видим замок и играющую в нем роль Шопена, королеву в которую дальше влюбился прислуга. И хочется сразу отметить, что поэт неспроста применил такое сравнение к героине, подчеркивая тем самым ее культурный и духовный уровень, и в то же время, обозначая безграничную пропасть между слугой и королевой.
Следующим действием в сюжете является желание королевы поделиться с пажом фруктом граната, разрезав его пополам и угостить прислугу тем самым пытаясь, соблазнить его, в итоге она и слуга влюбляются. В этой части произведения угадывается библейский мотив, где так же участвует в качестве средства соблазнения плод дерева. В дополнение ко всему Северянин создал пример внеклассовой любви, которая реалистична только в его выделенном мире, и опять же присутствует упоминание Шопена, что скорее говорит о глубине и тонкости хлынувших чувств. В последнем четверостишие поэт добавляет деталь их страстной любви, и в то же время мы замечаем, упоминание о том, что спала королева до восхода рабынь. И это означает только одно, королева ради искренних чувств, пожертвовала своим королевским положением.
В заключение хочется сказать, что наши мысли по отношению творчества Игоря Северянина подтвердились. Поэт действительно создавал стихи, которые отличались сложной структурой, но хорошим звучанием, в каждой строчке автор использовал двойной смысл, что делало стихотворения еще более поэтичным.
Картинка к стихотворению Это было у моря
Популярные темы анализов
Ранняя любовная лирика М. Ю. Лермонтова наполнена ощущением трагизма из-за невозможности счастливых отношений. Пылкие строки автора, обращённые к возлюбленной, часто носят обвинительный характер.
В 1851году Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», посвященное его возлюбленной – А. Панаевой. Удивительная история, которая снискала не одобрение, а осуждение со стороны общественности, когда Некрасов влюбился в замужнюю женщину,
Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался
Борис Пастернак на протяжении всего своего творчества показывает читателю в своём понимание как могут существовать и взаимодействовать природа и душа человека. Это хорошо видно в произведении «Март».
В своих стихах великая поэтесса прошлого века Марина Цветаева пыталась передать свои ощущения и размышления, которые овладевали ее в определенное время, но все же одним из важных для нее символов является рябина – яркая ягода,
Источник
«Это было у моря» И. Северянин
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Дата создания: февраль 1910 г.
Анализ стихотворения Северянина «Это было у моря»
Стихотворение «Это было у моря» было написано двадцатитрехлетним поэтом в феврале 1910 года, когда он уже стал своим в литературных кругах. Стихотворение представляет собой поэму-миньонет, с особой, так называемой твердой стихотворной формой, изобретенной самим Северяниным.
Некоторая декадентская манерность не умаляет прелести стилизованного «под старину», (готику, как сказали бы сегодня) стихотворения. Произведения такого рода, уводящие от реальности, создающие иллюзорные миры, были особенно популярны в предвоенной стране, раздираемой противоречиями и потерявшей управление. Тревожные предчувствия ужасных событий обостряли восприятие людей, дезориентировали, будили чувственность, что и отражено в миниатюрном произведении.
Автор использует следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «ажурная пена», «отдавалась грозово»;
- инверсию – «встречается редко», «проспала госпожа»;
- синекдоху – «играла Шопена», «истомила пажа»;
- синтаксический параллелизм – «было все очень просто, было все очень мило», «где волна…, где …пена»;
- многосоюзие – «и дала…, и истомила…, и полюбила»;
- оксюморон – «госпожа спала рабыней»;
- лексический повтор – «это было у моря, где…», «….отдавалась, отдавалась…»;
- антонимы – «госпожа – рабыня»;
- ряды однородных членов предложения – «просила перерезать, дала, истомила, полюбила», «отдавалась, отдавалась, проспала»;
- эллипсис – «где (шуршит) ажурная пена (волн)», «…половину (пажу)»;
- перифраз – «госпожа – королева»;
- авторский неологизм – «грозово»;
- анафору – «и пажа …, и пажа …».
Противопоставление социального статуса персонажей усиливает драматическую интонацию, которую стремится передать автор. Можно с уверенностью сказать, что талантливый автор поэтизирует грех, выказывает претензию на оригинальность, элитарность (играла Шопена), стремится произвести на читателя впечатление.
Царственный гранат – символ власти – выбран автором не случайно: его брызжущий при разрезании пурпурный сок – отсылка к нахлынувшей страсти и одновременно к цвету королевской мантии. Вдобавок в контексте произведения экзотический гранат выступает неким запретным плодом, искушающим героев – его разрезание символизирует падение последней моральной преграды.
Почувствовать себя простой женщиной, сбросив оковы благопристойности так же, как и ощутить свою власть над подданным – истомить его – всего лишь каприз владетельной экстравагантной женщины, но для пажа он может оказаться роковым.
Источник