Блок как океан меняет цвет анализ

Анализ стихотворения Блока «Как океан меняет цвет…»

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, —

Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы.

Стихотворение А. А. Блока «Как океан меняет цвет…» от­крывает лирический цикл поэта «Кармен» и является его своеоб­разным прологом.

Стихотворение говорит о страсти, потрясающей все сущест­во человека. Огромность переживаемого лирическим героем лю­бовного чувства выражено в открывающем

произведение образе океана, с которым сопоставлено человеческое сердце:

Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть…

Сердце не сопровождается личным местоимением мое, по­этому все лирическое произведение приобретает обобщающий, глобальный смысл: оно о всепоглощающей силе страсти. Поэт утверждает: это судьба каждого человека, ожидающего выхода Карменситы. Все стихотворение, состоящее из восьми стихо­творных строк, — одна фраза, смысловым центром которой яв­ляется заключительная строка:

Перед явленьем Карменситы.

Поэт употребляет слово «явление» вместо «появление»,

ха­рактерное для христианской лексики. Но вместо Бога лирическому герою является испанская цыганка, обладающая яркой, земной красотой. Блок создал сложную поэтическую систему, в которой имя Карменсита (уменьшительно-ласкательное от Кармен) естест­венно воспринимается как имя богини. Такому восприятию спо­собствуют и художественно-выразительные средства, использо­ванные поэтом: сравнение человеческого сердца с океаном, меняющим цвет при вспышке молнии; и отождествление ожида­ния влюбленного лирического героя с грозой. В произведении от­ражен накал эмоций лирического героя: этому способствуют и особенности синтаксического построения стихотворения. Все произведение состоит из одного сложного предложения с не­сколькими придаточными. По ходу напряжение нарастает и толь­ко итоговое слово «Карменсита» объясняет причины волнений лирического героя. Неожиданность и торжественность заключи­тельной строки выражены и ритмическими средствами: четырех­стопный ямб сменяется строкой, содержащей два пиррихия:

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

Любовь грандиозна как первобытная сила стихии природа — океан. Гроза, молния, и всеобъемлюща, как вера. Ожидания вы­хода любимой женщины подобно явлению Бога простым смерт­ным Стихия человеческой страсти сопоставлена с необуздан­ными силами природы. Любовь становится религией, где любимая женщина отождествляется с Богом и Вселенной.

Перед нами стихотворение о том, что в душе влюбленного живет и вся Вселенная, и все духовное наследие человечества. Стихотворение посвящено ожиданию чуда, и вся его композиция подтверждает эту мысль.

Глоссарий:

— как океан меняет цвет анализ

— как океан меняет цвет

— анализ стихотворения блока как океан меняет цвет

— Стихи об океане

— как океан меняет цвет блок

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Блока «Запевающий сон, зацветающий цвет…» В 1905 году была издана дебютная книга Блока — «Стихи о Прекрасной Даме». Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник.

Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философ­ским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как днев­ной жизни, которую.

Анализ стихотворения Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» Впервые стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» было опубликовано в журнале «Галатея» в 1830 году под названием «Сны». Ключевой образ произведения — образ бездны, часто.

Анализ стихотворения Жуковского «Цвет завета» Василий Жуковский являлся не только наставником великой княгини Марии Федоровны, которой впоследствии суждено было стать русской императрицей, но и имел титул придворного поэта. Именно по.

Анализ стихотворения Блока А. А. «Осенняя воля» Стихотворение А. А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» Блока «Девушка пела в церковном хоре…» (1905). Стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной даме» «Девушка пела в церков­ном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий.

Анализ стихотворения Блока На лугу 2 Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке.

Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…» Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано.

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908). Некоторые ис­следователи рассматривают данное стихотворение Блока как по­этическую параллель пушкинского стихотворения «Я вас лю­бил…» В блоковском произведении звучит.

Анализ стихотворения «Земное сердце стынет вновь…» Блока «Земное сердце стынет вновь…» (1911-1914). В данном стихотворении отразилось трагическое мировосприятие Блока, активное отрицание «страшного мира»: Земное сердце стынет вновь, Но стужу я встречаю грудью.

Анализ стихотворения «Россия» Блока Стихотворение «Россия». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отне­сти произведение.

Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом» Что дает основание отнести стихотворение А.А. Блока «На поле Куликовом» к философской лирике? Художественное направление, в русле которого написано стихотворение «На поле Куликовом», — символизм. В.

Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный и тусклый свет» и «Все.

Анализ стихотворения Блока «Художник» Творческий процесс и его этапы — предмет внимания лирического героя произведения, датированного концом 1913 г. Образ художника, душа которого объята «скукой смертельной», противопоставлен суетливым обывателям.

Анализ стиха «Осенняя воля» Блока А. А «Осенняя воля» Стихотворение А. А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском.

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908) Тема любви в творчестве Александра Блока зани­мает очень много места. Любовь поэт всегда воспри­нимал как органичное соединение радости.

Анализ стихотворения «Утро в Москве» Блока «Утро в Москве» (1909). В стихотворении отразилось чувст­во радости земной жизни. Лирический герой счастлив от созна­ния того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий.

Анализ стихотворения Блока «Незнакомка» Из всего обширного и разнообразного творчества известного поэта Серебряного века, мне больше всего нравится его лирическое стихотворение «Незнакомка». И мне кажется, что будет достаточно сложной.

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л. Д. Менделееву, будущую жену.

«Летний вечер» анализ стихотворения Блока Стихотворение А. Блока «Летний вечер» является представителем жанра пейзажной лирики. Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью.

«Осенний день» анализ стихотворения Блока Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека.

Анализ стихотворения «Я — Гамлет…» Блока «Я — Гамлет…» (1914). В стихотворении изображена траге­дия чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира. Стихотворение сюжетно: преданность любви Гамлета обостря­ется враждебностью мира. Любовь к.

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий.

Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…» Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не.

Анализ стихотворения «Сольвейг» Блока «Сольвейг» (1906). Стихотворение написано под влиянием пьесы норвежского драматурга Ибсена «Пер Гюнт», которая по­строена на фольклорных мотивах. Ее героиня Сольвейг (по — норвежски — солнечный.

Анализ стихотворения Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…» Образ Родины, предстающей в поэтике Блока в женском облике, отличается сложной структурой. Он вызывает у лирического героя неоднозначные эмоции, в которых любовь и восхищение сочетаются.

Анализ стихотворения Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…» Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого.

Анализ стихотворения Блока «Гадай и жди. Среди полночи…» Таинственное свидание с «подругой желанной» относится к числу сквозных тем, возникающих в многообразном мире «Стихов о Прекрасной Даме». Со встречами влюбленных связаны мотивы томительного ожидания.

Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для.

Анализ стихотворения Блока «Рассвет» Произведение 1903 г. вошло в число юношеских творений, которые были отредактированы автором в 1919 г. и напечатаны отдельной книгой «За гранью прошлых дней». В зачине.

Источник

Как океан меняет цвет анализ

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: Анализ стихотворения А. Блока, открывающего цикл «Кармен».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Учить учащихся воспринимать лирическую поэзию, помочь им заметить и

осмыслить лексические, ритмические, синтаксические, звуковые особенности стихотворения. Развивать образное восприятие художественного произведения, литературную речь учащихся. Воспитывать тонкость и точность поэтического чувства у учащихся.

Задачи урока: Совершенствовать умение и навыки учащихся по анализу стихотворения.

Познакомить с историей создания вступительного стихотворения из цикла «Кармен».

Ввести учащихся в мир авторских мыслей и чувств, помочь им уловить неповторимость взгляда поэта на любовь, на любовные переживания.

II . Проверка усвоения изученного.

Урок начать с беседы с учащимися:

Кому принадлежит цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

Как Блок отзывался об этом цикле («Ранняя утренняя заря — те сны, туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».)

Возможно ли понимание цикла «Стихи о Прекрасной Даме» вне биографического контекста? (Да, стихи Блока можно рассматривать как художественное воплощение его жизненного пути, фактов его биографии, его раздумий, чувств, переживаний).

///. Подготовка к восприятию новой темы

(Звучит отрывок из оперы Визе «Кармен»).

Кто знает, какое музыкальное произведение прозвучало?

Представьте, что вы в театре, слушаете оперный оркестр и ожидаете выхода певицы, ожидаете чуда. Под впечатлением ожидания чуда и появился у Блока еще один цикл — «Кармен».

IV . Объявление темы, цели, задачи урока.

Цикл «Кармен» (1914) открывается восьмистишьем, которое во многих сборниках набрано курсивом и представляет собой пролог ко всему циклу. Учитель выразительно читает.

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет минувший свет,

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

А) Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Б) Обратите внимание, что у стихотворения нет названия, поэт вкладывает в стихотворение глубокий авторский смысл — стихотворение философского плана . (Это характерно для всех стихотворений без названий), (записать в тетрадь)

(Сообщение, заранее подготовленное учащимися)

[Как известно, Блок осенью 1913 года увидел в спектакле петербургского театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас, исполнявшую роль Кармен. Личное знакомство, перешедшее в страстную любовь, состоялось 28 марта 1914 года; пролог в «Кармен» датирован 4 марта — стихотворение, начатое еще в октябре 1913 года, окончено Блоком за две недели до встречи. В записных книжках сохранилась запись от 14 февраля 1914 года: / «Кармен» — с мамой. К счастью моему Давыдова заболела и пела Андреева-Дельмас — мое счастье/]

Сколько волнений в этом дважды повторенном счастье.

[5 марта Блок запишет — задним числом — события 2 марта. «Я страшно тороплюсь в «Кармен». На афише Давыдова, но я тороплюсь, весь день — тревога.

Беру 8-й ряд. Вхожу, когда уже началось, увертюра пропущена, уже солдаты на сцене, Хозе еще нет. Рядом оказывается (через даму) председатель общества поэтов. Я жду Кармен.

Рядом садится паршивый хам — офицер, громко разговаривающий с дамой. Выходит какая-то коротконогая и рабская подражательница Андреевой-Дельмас. Нет Кармен. Свет гасят, вступление к 4-му акту, я жду. Уже толпа, уже тореадор. Ее нет. Я решаю ждать Хозе. Вот и Хозе, ее нет, на сцене, бездарно подражая ей, томится Давыдова. Я ухожу.»]

Таков протофакт: 2 марта 1914 года А. Блок сидит в восьмом ряду партера театра Музыкальной драмы и ожидает выхода Л. А. Дельмас, исполняющей партию Кармен. В стихотворении нет ни партера, ни восьмого ряда, ни «паршивого хама» — офицера с его дамой, ни «председателя общества поэтов», ни даже оркестра, уже исполнявшего увертюру. В стихотворении — океан, гром, молния, сердце. Оно говорит о страсти, потрясающей все существо человека.

VI . Анализ стихотворения (эвристический, проблемный методы обучения).

Какое, по-вашему, слово-образ говорит о любовном переживании? (океан)

Что сопоставлено в стихотворении с океаном, меняющим цвет, когда над ним полыхает молния? (перечитываю первые 4 строки), (сердце) Сопровождено ли слово сердце у блока местоимением «мое», ведь это поэт ожидает Кармен, Андрееву-Дельмас. (нет, не сопровождено слово сердце местоимением «мое»).

Сердце не сопровождено местоимением «мое», отчего стихотворение приобретает большую обобщенность, широкий общечеловеческий смысл.

И кровь бросается в ланиты . Значение этого слова каково? (Ланиты — щеки, лицо (учитель может добавить. Ланиты — церковнославянское слово, обычный человек сам о себе едва ли скажет так, а Блок так может сказать — именно потому, что он опустил притяжательное местоимение, столь, казалось бы, грамматически нужное).

Сколько фраз в стихотворении?

Да, одна фраза, устремленная к своему концу: перед явлением Карменситы.

Почему у Блока явление вместо появления ?! В этом-то и смысл вещи. Помните, у художника Иванова картину «Явление Христа народу». Вместо имени Бога у Блока имя испанской цыганки, принадлежащее земной женщине. Блок создал сложную поэтическую систему, в которой имя Карменсита — интимно-ласкательное, естественно воспринимается как имя богини.

Какими романтическими словами и словосочетаниями рисует Блок ожидания влюбленного. (Слезы счастья, душат грудь, боясь вздохнуть).

С чем сравнивает автор сердце влюбленного (с океаном, «как океан меняет цвет»)

— В чем необычность эпитета нагроможденный (в нем запрятан гром), скопление согласных как это называется? (аллитерация)

— А в трехсложном слове океан преобладают открытые гласные звуки А-А (ассонанс), на него падает два стиховых ударения и оно поддержано гласными в слове меняет; в первом стихе образуется вокалический ряд: А-А-Е-А-А-Е-Е, он дает образ безграничного простора. Почему повторяется глагол меняет?

Каков синтаксис стиха? С чего начинается величавая, медлительная фраза? (С двух придаточных предложений (Как. Когда. )). Фраза усложненная, замедленная деепричастным оборотом (. боясь вздохнуть) и однородными членами (и кровь. и слезы. ), движется к своему завершению, к имени Карменсита, — пока оно не произнесено, это имя загадка для читателя.

Какое имя вы бы подставили? (Афродиты, богини любви) Почему? Неожиданность и торжественность заключительного стиха выражена и средствами ритма: стих с четырьмя ударениями меняется стихом иного темпа.

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы. Любовь грандиозна как первобытные стихии природы — океан, гроза с громом и молнией, — и всеобъемлюща, как вера, ожидание любимой женщины равно состоянию ожидания чуда.

Читаются еще стихи из цикла «Кармен».

Каковы ваши впечатления о стихотворении?

Как вы его восприняли, умом или сердцем?

Домашнее задание: 1. Проанализировать письменно любое стихотворение из цикла «Кармен». 2. Индивидуальное задание по поэме «Двенадцать».

Учитель: Павшок Людмила Павловна

О ПЕРВОМ СТИХОТВОРЕНИИ ИЗ ЦИКЛА «КАРМЕН» А. БЛОКА

Цикл Кармен (1914) открывается восьмистишием, которое набрано курсивом и представляет собой пролог ко всему циклу:

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет,—

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

Как известно. Блок осенью 1913 года увидел в спек­такле петербургского театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас, исполнявшую роль Кармен. Личное зна­комство, перешедшее в страстную любовь, состоялось 28 марта 1914 года; пролог к Кармен датирован 4 марта — стихотворение, начатое еще в октябре 1913 г., окончено Блоком за две недели до встречи. В Записных книжках сохранилась запись от 14 февраля 1914 год а: «»Кар­мен» — с мамой. К счастью моему, Давыдова заболела, и пела Андреева-Дельмас—мое счастье.» Сколько волне­ния в этом дважды повторенном счастье! 5 марта Блок снова записывает — задним числом — события 2 марта:

«Я страшно тороплюсь в «Кармен». На афише Давыдова,

но я тороплюсь, весь день — тревога .

Беру 8-й ряд. Вхожу, когда уже началось, увертюра пропущена, уже солдаты на сцене, Хозе еще нет. Рядом оказывается (через даму) председатель общества поэтов. Я жду Кармен (Хозе — тот же, Микаэла — та же). Рядом садится паршивый хам — офицер, громко разговариваю­щий с дамой. Выходит какая-то коротконогая и рабская подражательница Андреевой-Дельмас. Нет Кармен

.Свет гасят, вступление к 4-му акту, я жду- Уже толпа, уже торреадор. Ее нет. Я решаю ждать Хозе. Вот и Хозе, ее нет, на сцене, бездарно подражая ей, томится

Таков протофакт: 2 марта 1914 года А. Блок сидит в восьмом ряду партера театра Музыкальной драмы и ожидает выхода актрисы, Л. А. Дельмас, исполняющей партию Кармен.

В стихотворении нет ни партера, ни восьмого ряда, ни «паршивого хама» — офицера с его дамой, ни «председателя общества поэтов», сидящего «через даму», ни Давыдовой, ни даже оркестра, уже исполнявшего увертюру. В стихотворении — океан, гром, молния, сердце . Оно говорит о страсти, потряса­ющей все существо человека. Огромность любовного пе­реживания выражает прежде всего слово-образ океан, от­крывающее стихотворение,—с океаном сопоставлено сердце, человек. Сердце не сопровождено притяжатель­ным местоимением «мое», отчего стихотворение приоб­ретает большую обобщенность, широкий общечеловечес­кий смысл.

Парадокс же тут в том, что Блок как бы утверждает: это судьба всякого смертного, ожидающего выхода Карменситы; подставим «мое» — стихотворение в корне изменится, и вовсе не потому, что будет нарушен размер — его ведь можно и сохранить (ср. вариант: Так дух мой под грозой певучей .), а потому, что общечелове­ческое, чуть ли не космическое, уступит место индивиду­альному. Дико? Конечно, дико, но тут действует особая логика,— логика поэтического искусства. Ланиты: это церковнославянское слово не слишком-то подходит к зрителю оперного спектакля, да и вообще человек сам о себе едва ли скажет, что у него ланиты, а не лицо (или «щеки»). Но Блок так сказать может — именно потому, что он опустил притяжательное местоимение, столь, ка­залось бы, грамматически нужное.

Все стихотворение — одна фраза, устремленная к сво­ему концу: Перед явленьем Карменситы. Явление здесь вместо «появление»,— в этом-то и смысл вещи. Слово яв­ление для нас привычно в сочетании, которое послужило названием картины Александра Иванова — «Явление Христа народу». Вместо имени Бога у Блока — имя ис­панской цыганки, прославленное Мериме и Бизе и при­надлежащее хотя и пленительной, но очень земной, даже вульгарной женщине. Блок создал сложную поэтическую систему, в которой имя Карменсита (даже не «Кармен», а уменьшительное — испанская интимно-ласкательная форма этого имени!) — естественно воспринимается как имя богини. Такому восприятию способствует и гранди­озность сравнения сердца с океаном, меняющим цвет, когда над ним полыхает молния, и отождествление ни­как не названного ожидания влюбленного — с грозой, и высокие стерто-романтические слова и сочетания — сердце, слезы, счастья, которые настолько традиционны, что были бы лишены образности, если бы ее не возродил контекст ( .сердце под грозой певучей/ Меняет строй ., слезы . душат грудь).

В эту систему включен и синтаксис: величавая, медли­тельная фраза, начинающаяся с двух придаточных (Как ., Когда .), усложненная, замедленная деепричаст­ным оборотом ( .боясь вздохнуть) и параллельными од­нородными членами (И кровь ., И слезы .), движется к своему завершению, к имени Карменсита,— пока оно не произнесено, это имя остается загадкой для читателя, который ожидает любого другого слова, только не это­го,— скажем, имени Афродиты. В систему включены и звучанья слов. Так в трехсложном океан преобладают открытые гласные звуки (А — А),— на него падает два стиховых ударения и оно поддержано гласными в слове меняет; в первом стихе получается вокалический ряд: А^ А-Е-А-Е-А-Е-Е, который дает звуковой образ безгранич­ного простора, а необычный эпитет нагроможденной про­тивоположен слову океан скоплением согласных, и к тому же в нем запрятан гром (нагроможденный), сопро­вождающий вспышки молнии, о которой пойдет речь в третьем стихе, причем и молния, не названа прямо, а дана косвенными музыкально-словесными средствами. Неожиданность и торжественность заключительного сти­ха выражена и средствами ритма: стих с четырьмя уда-реньями сменяется стихом иного темпа, подчеркнутым двумя пиррихиями:

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

Зритель слушает оперный оркестр,—может быть, увертюру (под грозой певучей),— и ожидает выхода певи­цы. Таков один план стихотворения. Любовь грандиозна, как первобытные стихии природы — океан, гроза с гро­мом и молнией,—и всеобъемлюща, как вера; ожидание любимой женщины равно состоянию религиозного экста­за, ожиданию чуда, явления Бога простым смертным. Сопоставление стихий природы с внутренним состоянием человека усилено и повторением глагола меняет, от­носящегося к обоим мирам:, внешнему и внутреннему. А само «изменение» выражено еще и средствами поэтичес­кой интонации: придаточное предложение, с которого начинается пролог, охватьгвает не все четверостишие, а лишь три стиха,— четверостишие с перекрестными риф­мами сломано, последняя его строка отнесена к следую­щей синтагме, к главному предлйжению: так ритмико-синтаксически, да еще с помощью единственного в сти­хотворении enjambement, выражена идея: меняет строй.

Любовь — религия. Эта мысль проходит через всю ли­рику Блока, начиная от Стихов о Прекрасной Даме, где любимая женщина отождествлялась с Богом и вселенной:

Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,-
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.

Седой океанУчил Менделеев, что необходимо Серьезней на Север взглянуть. — Россия,- сказал он,- не знала б Цусимы, Был если бы Северный путь! Ученый не дожил… Его указанья, Его предсказанья сбылись. Упорны.

Как океан объемлет шар земнойКак океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит… Уж.

Индийский океанДве недели их море трепало… Океана зеленая ртуть То тугою стеною стояла, То скользила в наклонную муть, И скрипучее солнце штурвала Вчетвером не могли повернуть. На пятнадцатый день, урагана Ледяную.

Чувств и дум несметный ройЧувств и дум несметный рой И толпа воспоминаний Всюду следуют за мной По пути моих страданий… Надо высказать мне их; Мой замкнутый мир им тесен, Сердце, в память дней былых.

Я на подвиг тебя провожалаЯ на подвиг тебя провожала, Над страною гремела гроза. Я тебя провожала И слезы сдержала, И были сухими глаза. Ты в жаркое дело Спокойно и смело Иди, не боясь ничего.

Цвет лицаДивиться нечего, что летом и зимою Румяна и бела Аспазия лицом; У прочих цвет лица подвержен стуже, зною, У ней он — за ключом.

Как яблонь цвет — краса твояКак яблонь цвет — краса твоя, Как солнца свет — любовь моя. Любить тебя, Хранить тебя Никто не сможет так, как я! Придет весна, уйдет весна — Вечно цветет любовь.

Штили выметая облакамиШтили выметая облаками И спускаясь с этих облаков, Штормы ходят с мокрыми руками И стучатся в стекла маяков. Это все не очень-то красиво, — Вечера уходят без следа. Огонек лампады.

БессонницаВ часы отрадной тишины Не знают сна печальны очи; И призрак милой старины Теснится в грудь со мраком ночи; И живы в памяти моей Веселье, слезы юных дней, Вся прелесть.

РазладЕсть много горестных минут! Томится ум, и сердцу больно, Недоумения растут, И грудь стесняется невольно. В душе вопросов длинный ряд, Все тайна — нету разрешенья, С людьми, с самим собой.

Еще я полн, о друг мой милыйЕще я полн, о друг мой милый, Твоим явленьем, полн тобой. Как будто ангел легкокрылый Слетал беседовать со мной,- И, проводив его в преддверье Святых небес, я без него Сбираю.

Ты мог быть лучшим королемТы мог быть лучшим королем, Ты не хотел. Ты полагал Народ унизить под ярмом. Но ты французов не узнал! Есть суд земной и для царей. Провозгласил он твой конец; С.

Пернатый танец брачного обрядаПернатый танец брачного обряда — треск крыл — крестом раскрытые крыла. Как мать-земля рождением брюхата, я в свой черед тяжелая была. Несла, как воду в глиняном сосуде, ходила плавно, расплескать.

Сольвейг! О, Сольвейг!Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь! Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь! В темных провалах, где дышит гроза, Вижу зеленые злые глаза. Ты ли глядишь иль старуха-сова? Чьи раздаются во.

Над миром тайна и в сердце тайнаНад миром тайна и в сердце тайна, А здесь — пустынный и мглистый сон. Все в мире просто, необычайно: И бледный месяц, и горный склон. В тиши вечерней все стало.

Какого цвета открытый океан. Это невозможно передать словами. Цвет воды постоянно меняется, это зависит и от освещения, и от глубины, и от количества и размеров органических и неорганических частиц, взвешенных в воде. Синим море бывает не всегда. Большинство морей получили названия благодаря цвету воды. Северные моря имеют холодный темно-зеленый цвет; в тропической зоне — нежно-голубой цвет; у берегов, особенно в местах впадения рек, вода бурая или желтая, а в штормовую погоду ураганный ветер несет огромные мрачные массы воды свинцово-серого цвета. Так что же влияет на цвет поверхности моря, придавая ей тот или иной цвет?

Цвет морской воды относится к оптическим свойствам и изучается на протяжении многих лет. Еще в 1817 году русский капитан О.Е. Кацебу писал: «Заслуживают внимания мореплавателя наружные, взор поражающие свойства морской воды и именно ее цвет и прозрачность. Относительно первого замечать надлежит, в какой мере странный или переменный цвет моря происходит от перемены глубины, от цвета морского дна или неба и облаков, от света солнечного или от находящихся на поверхности воды инородных веществ…».

В 1890-х годах впервые появился прибор для оценки цвета водоемов. Его предложил швейцарский географ Форель , занимавшийся изучением озер в Альпах. Устройство этого прибора было примитивным: использовались 13 пробирок, заполненных смесью синего и желтого растворов медного купороса, хромовокислого калия и сульфита кобальта, взятых в различных соотношениях. Но шкала Фореля не совсем подходила к морю. Немецкий океанограф Уле приспособил шкалу специально для измерения цвета моря (добавив еще 8 пробирок). Сейчас шкала цветности воды — это набор из 22 стеклянных запаянных пробирок, содержащих цветные растворы. Цвет воды в море определяют на фоне диска Секки (белый стандартный диск диаметром 30 см), погруженного на половину глубины прозрачности, сравнением с цветом эталонных растворов. Под прозрачностью воды понимают глубину, на которой диск Секки перестает быть видимым с поверхности моря. Например, в Саргассовом море эта глубина достигает 67 м, в Средиземном — 50 м, в Черном — 25 м, в Азовском — 3 м. Поэтому прозрачность морской воды играет важную роль при определении ее цвета.

Говоря об оптических свойствах морской воды, следует упомянуть и о таких явлениях, как свечение и цветение моря. Свечение поверхности моря в ночное время объясняется светом, излучаемым морскими организмами (планктоном и особыми видами бактерий). Цветение моря обуславливается массовым скоплением особей какого-либо вида, способных окрасить поверхность моря в один из цветов: желтый, красный, зеленый и т. д.

Но способ оценки цвета при помощи эталонных растворов не дает точного представления о собственной окраске моря. В большинстве случаев в настоящее время цвет и его частота определяются расчетным путем по измеренным спектральным кривым восходящих потоков.

Так что же окрашивает морские воды в столь различные цвета? Цвет морской воды зависит от многих факторов.

Синий цвет моря, как и синева неба, объясняется свойствами, присущими солнечному лучу. Когда солнечный луч проникает в воду, самые короткие лучи солнечного спектра — синие — рассеиваются во всех направлениях, придавая воде синий оттенок. Цвет воды зависит от направления и яркости солнечного луча. Поэтому цвет поверхности моря, воспринимаемый глазом наблюдателя, слагается из световых лучей, рассеянных в воде и выходящих из нее, и отраженного поверхностью моря дневного света, а также зависит от угла зрения наблюдателя, от условий освещенности, облачности, волнения. При взгляде вдаль угол зрения уменьшается и в глаз попадает меньше света, выходящего из моря, и больше света, отраженного от поверхности, поэтому вдали море имеет цвет, близкий к цвету неба, в пасмурную погоду — серый , в ясную погоду — голубой .

Во время захода солнца ярко-синяя вода медленно становится золотой , так как солнце находится под значительно меньшим углом к горизонту. При полном штиле море кажется белесым , при волнении окраска его более интенсивна, так как в глаз наблюдателя попадает часть света, выходящего из воды. Цвет моря воспринимается в чистом виде тогда, когда наблюдатель смотрит на воду вертикально вниз и в глаз не попадают отраженные от поверхности лучи.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на окраску моря, является прозрачность морских вод, которая в свою очередь зависит от содержания в ней взвешенных частиц органического и минерального происхождения, растворенных газов и прочих примесей. Вот почему в наиболее «чистых» тропических водах цвет моря темно-голубой и даже синий , в шельфовых морях — зеленоватый , а в мутных прибрежных морях — имеет желтые оттенки . Если в воде много микроскопических зеленых водорослей, море кажется зеленым . Так, минеральные частицы и растворенное в воде органическое вещество (гумус), выносимое реками, а также бурые одноклеточные водоросли придают поверхности моря бурый или желтый цвет . Например, в Желтом море огромное количество глинистых частиц, выносимых реками, окрашивает морскую воду в желтый цвет, а в Красном море периодически развиваются бурые микроскопические водоросли, придающие воде красный цвет .

О морской воде можно писать бесконечно, в ладони она прозрачна и не имеет цвета, но в океане вода приобретает множество оттенков и цветов. Для большинства людей, которые видят море с берега, он имеет синий цвет, но для тех, кто бороздит просторы Мирового океана, он поражает своей изменчивостью.

Источник

Читайте также:  Все озера северно ледовитого океана
Оцените статью