Анализ стихотворения Блока «Как океан меняет цвет…»
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы.
Стихотворение А. А. Блока «Как океан меняет цвет…» открывает лирический цикл поэта «Кармен» и является его своеобразным прологом.
Стихотворение говорит о страсти, потрясающей все существо человека. Огромность переживаемого лирическим героем любовного чувства выражено в открывающем
произведение образе океана, с которым сопоставлено человеческое сердце:
Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть…
Сердце не сопровождается личным местоимением мое, поэтому все лирическое произведение приобретает обобщающий, глобальный смысл: оно о всепоглощающей силе страсти. Поэт утверждает: это судьба каждого человека, ожидающего выхода Карменситы. Все стихотворение, состоящее из восьми стихотворных строк, — одна фраза, смысловым центром которой является заключительная строка:
Перед явленьем Карменситы.
Поэт употребляет слово «явление» вместо «появление»,
характерное для христианской лексики. Но вместо Бога лирическому герою является испанская цыганка, обладающая яркой, земной красотой. Блок создал сложную поэтическую систему, в которой имя Карменсита (уменьшительно-ласкательное от Кармен) естественно воспринимается как имя богини. Такому восприятию способствуют и художественно-выразительные средства, использованные поэтом: сравнение человеческого сердца с океаном, меняющим цвет при вспышке молнии; и отождествление ожидания влюбленного лирического героя с грозой. В произведении отражен накал эмоций лирического героя: этому способствуют и особенности синтаксического построения стихотворения. Все произведение состоит из одного сложного предложения с несколькими придаточными. По ходу напряжение нарастает и только итоговое слово «Карменсита» объясняет причины волнений лирического героя. Неожиданность и торжественность заключительной строки выражены и ритмическими средствами: четырехстопный ямб сменяется строкой, содержащей два пиррихия:
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Любовь грандиозна как первобытная сила стихии природа — океан. Гроза, молния, и всеобъемлюща, как вера. Ожидания выхода любимой женщины подобно явлению Бога простым смертным Стихия человеческой страсти сопоставлена с необузданными силами природы. Любовь становится религией, где любимая женщина отождествляется с Богом и Вселенной.
Перед нами стихотворение о том, что в душе влюбленного живет и вся Вселенная, и все духовное наследие человечества. Стихотворение посвящено ожиданию чуда, и вся его композиция подтверждает эту мысль.
Глоссарий:
— как океан меняет цвет анализ
— как океан меняет цвет
— анализ стихотворения блока как океан меняет цвет
— Стихи об океане
— как океан меняет цвет блок
Другие работы по этой теме:
Анализ стихотворения Блока «Запевающий сон, зацветающий цвет…» В 1905 году была издана дебютная книга Блока — «Стихи о Прекрасной Даме». Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник.
Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую.
Анализ стихотворения Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» Впервые стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» было опубликовано в журнале «Галатея» в 1830 году под названием «Сны». Ключевой образ произведения — образ бездны, часто.
Анализ стихотворения Жуковского «Цвет завета» Василий Жуковский являлся не только наставником великой княгини Марии Федоровны, которой впоследствии суждено было стать русской императрицей, но и имел титул придворного поэта. Именно по.
Анализ стихотворения Блока А. А. «Осенняя воля» Стихотворение А. А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический.
Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» Блока «Девушка пела в церковном хоре…» (1905). Стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной даме» «Девушка пела в церковном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий.
Анализ стихотворения Блока На лугу 2 Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке.
Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…» Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано.
Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908). Некоторые исследователи рассматривают данное стихотворение Блока как поэтическую параллель пушкинского стихотворения «Я вас любил…» В блоковском произведении звучит.
Анализ стихотворения «Земное сердце стынет вновь…» Блока «Земное сердце стынет вновь…» (1911-1914). В данном стихотворении отразилось трагическое мировосприятие Блока, активное отрицание «страшного мира»: Земное сердце стынет вновь, Но стужу я встречаю грудью.
Анализ стихотворения «Россия» Блока Стихотворение «Россия». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 году. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отнести произведение.
Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом» Что дает основание отнести стихотворение А.А. Блока «На поле Куликовом» к философской лирике? Художественное направление, в русле которого написано стихотворение «На поле Куликовом», — символизм. В.
Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный и тусклый свет» и «Все.
Анализ стихотворения Блока «Художник» Творческий процесс и его этапы — предмет внимания лирического героя произведения, датированного концом 1913 г. Образ художника, душа которого объята «скукой смертельной», противопоставлен суетливым обывателям.
Анализ стиха «Осенняя воля» Блока А. А «Осенняя воля» Стихотворение А. А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском.
Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908) Тема любви в творчестве Александра Блока занимает очень много места. Любовь поэт всегда воспринимал как органичное соединение радости.
Анализ стихотворения «Утро в Москве» Блока «Утро в Москве» (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий.
Анализ стихотворения Блока «Незнакомка» Из всего обширного и разнообразного творчества известного поэта Серебряного века, мне больше всего нравится его лирическое стихотворение «Незнакомка». И мне кажется, что будет достаточно сложной.
Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л. Д. Менделееву, будущую жену.
«Летний вечер» анализ стихотворения Блока Стихотворение А. Блока «Летний вечер» является представителем жанра пейзажной лирики. Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью.
«Осенний день» анализ стихотворения Блока Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека.
Анализ стихотворения «Я — Гамлет…» Блока «Я — Гамлет…» (1914). В стихотворении изображена трагедия чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира. Стихотворение сюжетно: преданность любви Гамлета обостряется враждебностью мира. Любовь к.
Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан» Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий.
Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…» Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не.
Анализ стихотворения «Сольвейг» Блока «Сольвейг» (1906). Стихотворение написано под влиянием пьесы норвежского драматурга Ибсена «Пер Гюнт», которая построена на фольклорных мотивах. Ее героиня Сольвейг (по — норвежски — солнечный.
Анализ стихотворения Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…» Образ Родины, предстающей в поэтике Блока в женском облике, отличается сложной структурой. Он вызывает у лирического героя неоднозначные эмоции, в которых любовь и восхищение сочетаются.
Анализ стихотворения Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…» Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого.
Анализ стихотворения Блока «Гадай и жди. Среди полночи…» Таинственное свидание с «подругой желанной» относится к числу сквозных тем, возникающих в многообразном мире «Стихов о Прекрасной Даме». Со встречами влюбленных связаны мотивы томительного ожидания.
Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», написанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно традиционна для.
Анализ стихотворения Блока «Рассвет» Произведение 1903 г. вошло в число юношеских творений, которые были отредактированы автором в 1919 г. и напечатаны отдельной книгой «За гранью прошлых дней». В зачине.
Источник
Как океан меняет цвет анализ
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Тема: Анализ стихотворения А. Блока, открывающего цикл «Кармен».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: Учить учащихся воспринимать лирическую поэзию, помочь им заметить и
осмыслить лексические, ритмические, синтаксические, звуковые особенности стихотворения. Развивать образное восприятие художественного произведения, литературную речь учащихся. Воспитывать тонкость и точность поэтического чувства у учащихся.
Задачи урока: Совершенствовать умение и навыки учащихся по анализу стихотворения.
Познакомить с историей создания вступительного стихотворения из цикла «Кармен».
Ввести учащихся в мир авторских мыслей и чувств, помочь им уловить неповторимость взгляда поэта на любовь, на любовные переживания.
II . Проверка усвоения изученного.
Урок начать с беседы с учащимися:
Кому принадлежит цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?
Как Блок отзывался об этом цикле («Ранняя утренняя заря — те сны, туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».)
Возможно ли понимание цикла «Стихи о Прекрасной Даме» вне биографического контекста? (Да, стихи Блока можно рассматривать как художественное воплощение его жизненного пути, фактов его биографии, его раздумий, чувств, переживаний).
///. Подготовка к восприятию новой темы
(Звучит отрывок из оперы Визе «Кармен»).
Кто знает, какое музыкальное произведение прозвучало?
Представьте, что вы в театре, слушаете оперный оркестр и ожидаете выхода певицы, ожидаете чуда. Под впечатлением ожидания чуда и появился у Блока еще один цикл — «Кармен».
IV . Объявление темы, цели, задачи урока.
Цикл «Кармен» (1914) открывается восьмистишьем, которое во многих сборниках набрано курсивом и представляет собой пролог ко всему циклу. Учитель выразительно читает.
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет минувший свет, —
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
А) Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Б) Обратите внимание, что у стихотворения нет названия, поэт вкладывает в стихотворение глубокий авторский смысл — стихотворение философского плана . (Это характерно для всех стихотворений без названий), (записать в тетрадь)
(Сообщение, заранее подготовленное учащимися)
[Как известно, Блок осенью 1913 года увидел в спектакле петербургского театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас, исполнявшую роль Кармен. Личное знакомство, перешедшее в страстную любовь, состоялось 28 марта 1914 года; пролог в «Кармен» датирован 4 марта — стихотворение, начатое еще в октябре 1913 года, окончено Блоком за две недели до встречи. В записных книжках сохранилась запись от 14 февраля 1914 года: / «Кармен» — с мамой. К счастью моему Давыдова заболела и пела Андреева-Дельмас — мое счастье/]
Сколько волнений в этом дважды повторенном счастье.
[5 марта Блок запишет — задним числом — события 2 марта. «Я страшно тороплюсь в «Кармен». На афише Давыдова, но я тороплюсь, весь день — тревога.
Беру 8-й ряд. Вхожу, когда уже началось, увертюра пропущена, уже солдаты на сцене, Хозе еще нет. Рядом оказывается (через даму) председатель общества поэтов. Я жду Кармен.
Рядом садится паршивый хам — офицер, громко разговаривающий с дамой. Выходит какая-то коротконогая и рабская подражательница Андреевой-Дельмас. Нет Кармен. Свет гасят, вступление к 4-му акту, я жду. Уже толпа, уже тореадор. Ее нет. Я решаю ждать Хозе. Вот и Хозе, ее нет, на сцене, бездарно подражая ей, томится Давыдова. Я ухожу.»]
Таков протофакт: 2 марта 1914 года А. Блок сидит в восьмом ряду партера театра Музыкальной драмы и ожидает выхода Л. А. Дельмас, исполняющей партию Кармен. В стихотворении нет ни партера, ни восьмого ряда, ни «паршивого хама» — офицера с его дамой, ни «председателя общества поэтов», ни даже оркестра, уже исполнявшего увертюру. В стихотворении — океан, гром, молния, сердце. Оно говорит о страсти, потрясающей все существо человека.
VI . Анализ стихотворения (эвристический, проблемный методы обучения).
Какое, по-вашему, слово-образ говорит о любовном переживании? (океан)
Что сопоставлено в стихотворении с океаном, меняющим цвет, когда над ним полыхает молния? (перечитываю первые 4 строки), (сердце) Сопровождено ли слово сердце у блока местоимением «мое», ведь это поэт ожидает Кармен, Андрееву-Дельмас. (нет, не сопровождено слово сердце местоимением «мое»).
Сердце не сопровождено местоимением «мое», отчего стихотворение приобретает большую обобщенность, широкий общечеловеческий смысл.
И кровь бросается в ланиты . Значение этого слова каково? (Ланиты — щеки, лицо (учитель может добавить. Ланиты — церковнославянское слово, обычный человек сам о себе едва ли скажет так, а Блок так может сказать — именно потому, что он опустил притяжательное местоимение, столь, казалось бы, грамматически нужное).
Сколько фраз в стихотворении?
Да, одна фраза, устремленная к своему концу: перед явлением Карменситы.
Почему у Блока явление вместо появления ?! В этом-то и смысл вещи. Помните, у художника Иванова картину «Явление Христа народу». Вместо имени Бога у Блока имя испанской цыганки, принадлежащее земной женщине. Блок создал сложную поэтическую систему, в которой имя Карменсита — интимно-ласкательное, естественно воспринимается как имя богини.
Какими романтическими словами и словосочетаниями рисует Блок ожидания влюбленного. (Слезы счастья, душат грудь, боясь вздохнуть).
С чем сравнивает автор сердце влюбленного (с океаном, «как океан меняет цвет»)
— В чем необычность эпитета нагроможденный (в нем запрятан гром), скопление согласных как это называется? (аллитерация)
— А в трехсложном слове океан преобладают открытые гласные звуки А-А (ассонанс), на него падает два стиховых ударения и оно поддержано гласными в слове меняет; в первом стихе образуется вокалический ряд: А-А-Е-А-А-Е-Е, он дает образ безграничного простора. Почему повторяется глагол меняет?
Каков синтаксис стиха? С чего начинается величавая, медлительная фраза? (С двух придаточных предложений (Как. Когда. )). Фраза усложненная, замедленная деепричастным оборотом (. боясь вздохнуть) и однородными членами (и кровь. и слезы. ), движется к своему завершению, к имени Карменсита, — пока оно не произнесено, это имя загадка для читателя.
Какое имя вы бы подставили? (Афродиты, богини любви) Почему? Неожиданность и торжественность заключительного стиха выражена и средствами ритма: стих с четырьмя ударениями меняется стихом иного темпа.
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы. Любовь грандиозна как первобытные стихии природы — океан, гроза с громом и молнией, — и всеобъемлюща, как вера, ожидание любимой женщины равно состоянию ожидания чуда.
Читаются еще стихи из цикла «Кармен».
Каковы ваши впечатления о стихотворении?
Как вы его восприняли, умом или сердцем?
Домашнее задание: 1. Проанализировать письменно любое стихотворение из цикла «Кармен». 2. Индивидуальное задание по поэме «Двенадцать».
Учитель: Павшок Людмила Павловна
О ПЕРВОМ СТИХОТВОРЕНИИ ИЗ ЦИКЛА «КАРМЕН» А. БЛОКА
Цикл Кармен (1914) открывается восьмистишием, которое набрано курсивом и представляет собой пролог ко всему циклу:
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,—
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Как известно. Блок осенью 1913 года увидел в спектакле петербургского театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас, исполнявшую роль Кармен. Личное знакомство, перешедшее в страстную любовь, состоялось 28 марта 1914 года; пролог к Кармен датирован 4 марта — стихотворение, начатое еще в октябре 1913 г., окончено Блоком за две недели до встречи. В Записных книжках сохранилась запись от 14 февраля 1914 год а: «»Кармен» — с мамой. К счастью моему, Давыдова заболела, и пела Андреева-Дельмас—мое счастье.» Сколько волнения в этом дважды повторенном счастье! 5 марта Блок снова записывает — задним числом — события 2 марта:
«Я страшно тороплюсь в «Кармен». На афише Давыдова,
но я тороплюсь, весь день — тревога .
Беру 8-й ряд. Вхожу, когда уже началось, увертюра пропущена, уже солдаты на сцене, Хозе еще нет. Рядом оказывается (через даму) председатель общества поэтов. Я жду Кармен (Хозе — тот же, Микаэла — та же). Рядом садится паршивый хам — офицер, громко разговаривающий с дамой. Выходит какая-то коротконогая и рабская подражательница Андреевой-Дельмас. Нет Кармен
.Свет гасят, вступление к 4-му акту, я жду- Уже толпа, уже торреадор. Ее нет. Я решаю ждать Хозе. Вот и Хозе, ее нет, на сцене, бездарно подражая ей, томится
Таков протофакт: 2 марта 1914 года А. Блок сидит в восьмом ряду партера театра Музыкальной драмы и ожидает выхода актрисы, Л. А. Дельмас, исполняющей партию Кармен.
В стихотворении нет ни партера, ни восьмого ряда, ни «паршивого хама» — офицера с его дамой, ни «председателя общества поэтов», сидящего «через даму», ни Давыдовой, ни даже оркестра, уже исполнявшего увертюру. В стихотворении — океан, гром, молния, сердце . Оно говорит о страсти, потрясающей все существо человека. Огромность любовного переживания выражает прежде всего слово-образ океан, открывающее стихотворение,—с океаном сопоставлено сердце, человек. Сердце не сопровождено притяжательным местоимением «мое», отчего стихотворение приобретает большую обобщенность, широкий общечеловеческий смысл.
Парадокс же тут в том, что Блок как бы утверждает: это судьба всякого смертного, ожидающего выхода Карменситы; подставим «мое» — стихотворение в корне изменится, и вовсе не потому, что будет нарушен размер — его ведь можно и сохранить (ср. вариант: Так дух мой под грозой певучей .), а потому, что общечеловеческое, чуть ли не космическое, уступит место индивидуальному. Дико? Конечно, дико, но тут действует особая логика,— логика поэтического искусства. Ланиты: это церковнославянское слово не слишком-то подходит к зрителю оперного спектакля, да и вообще человек сам о себе едва ли скажет, что у него ланиты, а не лицо (или «щеки»). Но Блок так сказать может — именно потому, что он опустил притяжательное местоимение, столь, казалось бы, грамматически нужное.
Все стихотворение — одна фраза, устремленная к своему концу: Перед явленьем Карменситы. Явление здесь вместо «появление»,— в этом-то и смысл вещи. Слово явление для нас привычно в сочетании, которое послужило названием картины Александра Иванова — «Явление Христа народу». Вместо имени Бога у Блока — имя испанской цыганки, прославленное Мериме и Бизе и принадлежащее хотя и пленительной, но очень земной, даже вульгарной женщине. Блок создал сложную поэтическую систему, в которой имя Карменсита (даже не «Кармен», а уменьшительное — испанская интимно-ласкательная форма этого имени!) — естественно воспринимается как имя богини. Такому восприятию способствует и грандиозность сравнения сердца с океаном, меняющим цвет, когда над ним полыхает молния, и отождествление никак не названного ожидания влюбленного — с грозой, и высокие стерто-романтические слова и сочетания — сердце, слезы, счастья, которые настолько традиционны, что были бы лишены образности, если бы ее не возродил контекст ( .сердце под грозой певучей/ Меняет строй ., слезы . душат грудь).
В эту систему включен и синтаксис: величавая, медлительная фраза, начинающаяся с двух придаточных (Как ., Когда .), усложненная, замедленная деепричастным оборотом ( .боясь вздохнуть) и параллельными однородными членами (И кровь ., И слезы .), движется к своему завершению, к имени Карменсита,— пока оно не произнесено, это имя остается загадкой для читателя, который ожидает любого другого слова, только не этого,— скажем, имени Афродиты. В систему включены и звучанья слов. Так в трехсложном океан преобладают открытые гласные звуки (А — А),— на него падает два стиховых ударения и оно поддержано гласными в слове меняет; в первом стихе получается вокалический ряд: А^ А-Е-А-Е-А-Е-Е, который дает звуковой образ безграничного простора, а необычный эпитет нагроможденной противоположен слову океан скоплением согласных, и к тому же в нем запрятан гром (нагроможденный), сопровождающий вспышки молнии, о которой пойдет речь в третьем стихе, причем и молния, не названа прямо, а дана косвенными музыкально-словесными средствами. Неожиданность и торжественность заключительного стиха выражена и средствами ритма: стих с четырьмя уда-реньями сменяется стихом иного темпа, подчеркнутым двумя пиррихиями:
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Зритель слушает оперный оркестр,—может быть, увертюру (под грозой певучей),— и ожидает выхода певицы. Таков один план стихотворения. Любовь грандиозна, как первобытные стихии природы — океан, гроза с громом и молнией,—и всеобъемлюща, как вера; ожидание любимой женщины равно состоянию религиозного экстаза, ожиданию чуда, явления Бога простым смертным. Сопоставление стихий природы с внутренним состоянием человека усилено и повторением глагола меняет, относящегося к обоим мирам:, внешнему и внутреннему. А само «изменение» выражено еще и средствами поэтической интонации: придаточное предложение, с которого начинается пролог, охватьгвает не все четверостишие, а лишь три стиха,— четверостишие с перекрестными рифмами сломано, последняя его строка отнесена к следующей синтагме, к главному предлйжению: так ритмико-синтаксически, да еще с помощью единственного в стихотворении enjambement, выражена идея: меняет строй.
Любовь — религия. Эта мысль проходит через всю лирику Блока, начиная от Стихов о Прекрасной Даме, где любимая женщина отождествлялась с Богом и вселенной:
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,-
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Седой океанУчил Менделеев, что необходимо Серьезней на Север взглянуть. — Россия,- сказал он,- не знала б Цусимы, Был если бы Северный путь! Ученый не дожил… Его указанья, Его предсказанья сбылись. Упорны.
Как океан объемлет шар земнойКак океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит… Уж.
Индийский океанДве недели их море трепало… Океана зеленая ртуть То тугою стеною стояла, То скользила в наклонную муть, И скрипучее солнце штурвала Вчетвером не могли повернуть. На пятнадцатый день, урагана Ледяную.
Чувств и дум несметный ройЧувств и дум несметный рой И толпа воспоминаний Всюду следуют за мной По пути моих страданий… Надо высказать мне их; Мой замкнутый мир им тесен, Сердце, в память дней былых.
Я на подвиг тебя провожалаЯ на подвиг тебя провожала, Над страною гремела гроза. Я тебя провожала И слезы сдержала, И были сухими глаза. Ты в жаркое дело Спокойно и смело Иди, не боясь ничего.
Цвет лицаДивиться нечего, что летом и зимою Румяна и бела Аспазия лицом; У прочих цвет лица подвержен стуже, зною, У ней он — за ключом.
Как яблонь цвет — краса твояКак яблонь цвет — краса твоя, Как солнца свет — любовь моя. Любить тебя, Хранить тебя Никто не сможет так, как я! Придет весна, уйдет весна — Вечно цветет любовь.
Штили выметая облакамиШтили выметая облаками И спускаясь с этих облаков, Штормы ходят с мокрыми руками И стучатся в стекла маяков. Это все не очень-то красиво, — Вечера уходят без следа. Огонек лампады.
БессонницаВ часы отрадной тишины Не знают сна печальны очи; И призрак милой старины Теснится в грудь со мраком ночи; И живы в памяти моей Веселье, слезы юных дней, Вся прелесть.
РазладЕсть много горестных минут! Томится ум, и сердцу больно, Недоумения растут, И грудь стесняется невольно. В душе вопросов длинный ряд, Все тайна — нету разрешенья, С людьми, с самим собой.
Еще я полн, о друг мой милыйЕще я полн, о друг мой милый, Твоим явленьем, полн тобой. Как будто ангел легкокрылый Слетал беседовать со мной,- И, проводив его в преддверье Святых небес, я без него Сбираю.
Ты мог быть лучшим королемТы мог быть лучшим королем, Ты не хотел. Ты полагал Народ унизить под ярмом. Но ты французов не узнал! Есть суд земной и для царей. Провозгласил он твой конец; С.
Пернатый танец брачного обрядаПернатый танец брачного обряда — треск крыл — крестом раскрытые крыла. Как мать-земля рождением брюхата, я в свой черед тяжелая была. Несла, как воду в глиняном сосуде, ходила плавно, расплескать.
Сольвейг! О, Сольвейг!Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь! Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь! В темных провалах, где дышит гроза, Вижу зеленые злые глаза. Ты ли глядишь иль старуха-сова? Чьи раздаются во.
Над миром тайна и в сердце тайнаНад миром тайна и в сердце тайна, А здесь — пустынный и мглистый сон. Все в мире просто, необычайно: И бледный месяц, и горный склон. В тиши вечерней все стало.
Какого цвета открытый океан. Это невозможно передать словами. Цвет воды постоянно меняется, это зависит и от освещения, и от глубины, и от количества и размеров органических и неорганических частиц, взвешенных в воде. Синим море бывает не всегда. Большинство морей получили названия благодаря цвету воды. Северные моря имеют холодный темно-зеленый цвет; в тропической зоне — нежно-голубой цвет; у берегов, особенно в местах впадения рек, вода бурая или желтая, а в штормовую погоду ураганный ветер несет огромные мрачные массы воды свинцово-серого цвета. Так что же влияет на цвет поверхности моря, придавая ей тот или иной цвет?
Цвет морской воды относится к оптическим свойствам и изучается на протяжении многих лет. Еще в 1817 году русский капитан О.Е. Кацебу писал: «Заслуживают внимания мореплавателя наружные, взор поражающие свойства морской воды и именно ее цвет и прозрачность. Относительно первого замечать надлежит, в какой мере странный или переменный цвет моря происходит от перемены глубины, от цвета морского дна или неба и облаков, от света солнечного или от находящихся на поверхности воды инородных веществ…».
В 1890-х годах впервые появился прибор для оценки цвета водоемов. Его предложил швейцарский географ Форель , занимавшийся изучением озер в Альпах. Устройство этого прибора было примитивным: использовались 13 пробирок, заполненных смесью синего и желтого растворов медного купороса, хромовокислого калия и сульфита кобальта, взятых в различных соотношениях. Но шкала Фореля не совсем подходила к морю. Немецкий океанограф Уле приспособил шкалу специально для измерения цвета моря (добавив еще 8 пробирок). Сейчас шкала цветности воды — это набор из 22 стеклянных запаянных пробирок, содержащих цветные растворы. Цвет воды в море определяют на фоне диска Секки (белый стандартный диск диаметром 30 см), погруженного на половину глубины прозрачности, сравнением с цветом эталонных растворов. Под прозрачностью воды понимают глубину, на которой диск Секки перестает быть видимым с поверхности моря. Например, в Саргассовом море эта глубина достигает 67 м, в Средиземном — 50 м, в Черном — 25 м, в Азовском — 3 м. Поэтому прозрачность морской воды играет важную роль при определении ее цвета.
Говоря об оптических свойствах морской воды, следует упомянуть и о таких явлениях, как свечение и цветение моря. Свечение поверхности моря в ночное время объясняется светом, излучаемым морскими организмами (планктоном и особыми видами бактерий). Цветение моря обуславливается массовым скоплением особей какого-либо вида, способных окрасить поверхность моря в один из цветов: желтый, красный, зеленый и т. д.
Но способ оценки цвета при помощи эталонных растворов не дает точного представления о собственной окраске моря. В большинстве случаев в настоящее время цвет и его частота определяются расчетным путем по измеренным спектральным кривым восходящих потоков.
Так что же окрашивает морские воды в столь различные цвета? Цвет морской воды зависит от многих факторов.
Синий цвет моря, как и синева неба, объясняется свойствами, присущими солнечному лучу. Когда солнечный луч проникает в воду, самые короткие лучи солнечного спектра — синие — рассеиваются во всех направлениях, придавая воде синий оттенок. Цвет воды зависит от направления и яркости солнечного луча. Поэтому цвет поверхности моря, воспринимаемый глазом наблюдателя, слагается из световых лучей, рассеянных в воде и выходящих из нее, и отраженного поверхностью моря дневного света, а также зависит от угла зрения наблюдателя, от условий освещенности, облачности, волнения. При взгляде вдаль угол зрения уменьшается и в глаз попадает меньше света, выходящего из моря, и больше света, отраженного от поверхности, поэтому вдали море имеет цвет, близкий к цвету неба, в пасмурную погоду — серый , в ясную погоду — голубой .
Во время захода солнца ярко-синяя вода медленно становится золотой , так как солнце находится под значительно меньшим углом к горизонту. При полном штиле море кажется белесым , при волнении окраска его более интенсивна, так как в глаз наблюдателя попадает часть света, выходящего из воды. Цвет моря воспринимается в чистом виде тогда, когда наблюдатель смотрит на воду вертикально вниз и в глаз не попадают отраженные от поверхности лучи.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на окраску моря, является прозрачность морских вод, которая в свою очередь зависит от содержания в ней взвешенных частиц органического и минерального происхождения, растворенных газов и прочих примесей. Вот почему в наиболее «чистых» тропических водах цвет моря темно-голубой и даже синий , в шельфовых морях — зеленоватый , а в мутных прибрежных морях — имеет желтые оттенки . Если в воде много микроскопических зеленых водорослей, море кажется зеленым . Так, минеральные частицы и растворенное в воде органическое вещество (гумус), выносимое реками, а также бурые одноклеточные водоросли придают поверхности моря бурый или желтый цвет . Например, в Желтом море огромное количество глинистых частиц, выносимых реками, окрашивает морскую воду в желтый цвет, а в Красном море периодически развиваются бурые микроскопические водоросли, придающие воде красный цвет .
О морской воде можно писать бесконечно, в ладони она прозрачна и не имеет цвета, но в океане вода приобретает множество оттенков и цветов. Для большинства людей, которые видят море с берега, он имеет синий цвет, но для тех, кто бороздит просторы Мирового океана, он поражает своей изменчивостью.
Источник