Брошенные корабли черного моря

Корабль «Рио», севший на мель у Кабардинки

Многие, наверное, пока не знают, какую новую туристическую достопримечательность приобрела недавно Кабардинка. Корабль «Рио» вдруг сел на мель. Как следствие, туристы могут осмотреть и сфотографировать сухогруз. Горожане-то уже успели это сделать. Итак, чем это место интересно? Где оно находится? Как до него добраться?

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится сухогруз «Рио» на карте

Карта показывает нам точку, где сел на мель корабль «Рио», к югу от Кабардинки, в районе якорной стоянки. Вблизи вы сможете отыскать лишь дикие и нудистские пляжи поселка. А еще рядом, на удалении от моря, обнаруживаются щель Христова и Родник в ущелье.

История, или Как корабль «Рио» сел на мель

Новости сообщили нам, что в ночь на 12 декабря 2018 г. судно под знаменем африканского государства Того выбросило на берег. Видимо, корабль шел в ближайший терминал Новороссийского порта.

Еще до рокового выброса капитан запросил буксир в помощь, но ненастье и шторм так и не позволили этой помощи осуществиться. Никто из находившихся на борту матросов не пострадал – как и люди, находившиеся на берегу (впрочем, в такую злосчастную погоду там никого и не было).

Читайте также:  Страны для отдыха с живописным морем

3D-панорама корабля Рио

Владельцы никак себя не обозначили. Почему? Любой специалист вам скажет, что снятие судна с мели стоит всегда столько же, сколько и само судно (а чаще – даже дороже). Тоголезская республика – бедная страна. Владелец рассчитывал, что шторм окажется страховым случаем, но, видимо, суммы от страховки на обозначенное мероприятие не хватило.

Весь экипаж (21 человек) был благополучно доставлен на родину. Однако до этого африканским ребятам пришлось достаточно долго пребывать на своем пострадавшем рабочем месте (сначала сами моряки ждали указаний своего босса, а позже уже принимающей стороне несколько дней пришлось улаживать бюрократические проволочки).

К слову, это были не только африканцы. Среди членов команды оказались граждане Сирии и Румынии. «Посудину» же выкупило частное лицо. Журналистам удалось допытаться от нового хозяина, что через месяц-другой сухогруз снова окажется на воде. Но поставить его туда будет очень дорого стоить.

Сегодня новые хозяева думают, стоит ли игра свеч. А пока сухогруз «Рио» стал целью для туристических туров. Не просто стихийных, но уже и коммерческих! Люди тысячами делают селфи, групповые или пейзажные фотографии.

Описание корабля. Посещение

Сухогруз имеет протяженность 146 м. Ширина основной палубы – 22 м. Его общий тоннаж – 1600000 кг. Высота от киля до края бортового ограждения равна 16 м (это 5-этажный дом). На корме – верхняя палуба (с капитанским мостиком, бытовыми помещениями и погрузочной платформой). 3 трубы (2 широкие).

На борту остался абсолютно весь инструментарий и встроенная инфраструктура, рассчитанная на перевозку груза различного характера. До сих пор подвешена даже спасательная шлюпка. На месте электроника. Разумеется, там же и куча мусора. Заниматься судном некогда. Иностранцы забрали лишь вещи и сейф (с деньгами, электронной и бумажной документацией).

Корабль был приписан к порту Ломе. Журналистам удалось узнать, что у «посудины» не такой уж большой послужной список. На данный момент килевая линия сухогруза уже расписана каким-то желающим славы граффитистом (или даже несколькими – судя по разнородной стилистике «авторских знаков»). Фанаты ЦСКА оставили свою серебристую отметину. По факту она – единственное, что можно прочитать.

Любители пикников тут уже намусорили. Пьяницы набили бутылок. Пачкуны оставили запах уборной. В общем, каждый отметился в меру своих врожденных талантов и умственных способностей. Не всех сторожа могут контролировать. Тем более, они не являются профессиональными сотрудниками ЧОО. Впрочем, одного вандала все-таки поймали и передали полиции.

Новая экскурсия в Кабардинке

Со временем люди смогут посещать палубу морского гиганта (он кажется небоскребом, так как на земле оказался весь – даже та часть, которая в море обычно спрятана под ватерлинией). Для посещения достопримечательности вам нужна самая юго-восточная Кабардинка. Корабль Рио – экскурсионный пункт, к которому спускаются целых три вполне удобных тропы (по довольно крутому склону, поросшему густым сосновым бором).

Но это не все. Танкер доступен и со спуска, расположенного северо-западнее. Реально пройти по неглубокому логу регулярно пересыхающего ручья. Неподалеку сидят охранники. Но неофициальные – просто нанятые новыми владельцами люди (жители крохотного поселка Дооб, кстати, вам придется пройти или проехать сначала через него).

В пути к самому поселению вам встретятся и другая пригородная красота – лесной серпантин. Однако заезд на него регулируется шлагбаумом КПП элитного коттеджного комплекса «Маяк». Из-за этого «затыка» местные прохожие и туристы уже не раз начинали скандал с охранниками и много чего написали про владельцев «Маяка» в сети.

Есть другой заезд. Но вообще не из Кабардинки. Со стадиона «Экспресс». Там, однако, до последнего времени тоже наблюдали что-то вроде кордона. Путь без скандала – по морю.

Как мы намекнули, с описанной выше даты сюда водят экскурсии местные и даже новороссийские и геленджикские операторы. Ее будущая стоимость (по всему кораблю) достигнет 2000 рублей, а просто по палубе – 500 руб. (для детей и пенсионеров предназначены скидки).

Мало того, даже сам здешний пляж официально поименовали «Рио». Возможно, уже в пляжный сезон вся курортная активность сместится сюда. Однако пока все будет выглядеть как стройка – уже начинаются судоремонтные работы.

Как добраться (доехать) до «Рио»

До хуторка Дооб не ходят автобусы или маршрутки, ближайшая остановка от него – «Маяк» (в 1,2 км от села, откуда стоит начинать прогулку, и в 2,4 км от сухогруза, севшего на мель). До нее вы доедите маршруткой №31, идущей от «Рынка» в Геленджике, минуя Кабардинку.

На машине самостоятельно также можно добраться до выброшенного корабля, вот ваш маршрут на карте:

Координаты. Видео

  • Адрес: Кабардинка, Геленджик, Краснодарский край, Россия.
  • Координаты GPS для онлайн-карты: 44.619512, 37.915292.

Обратите внимание на фото. Сухогруз «Рио» в Кабардинке – абсолютно новенький корабль (краска яркая, никакой ржавчины, все вообще целое). Поэтому он вдвойне привлекателен для всех тех, кто интересуется особенностями быта на грузовом флоте. Вот, что сообщают отзывы от тех, кому посчастливилось лицезреть «экспонат». «Боюсь, что русские умельцы такую находку распилят как когда-то турецкий «Зия Коч». Это же быстрые деньги, ребята». «Ходили к «Рио» — в пути встретилось много змей. Аккуратней!». «Проезды перекрыты жадинами из «Маяка» и «Экспресса». «Я на УАЗике проехал. Но пришлось дать огромную мзду сторожам». «Только пешком!». Администрация должна была решить вопрос». Познакомьтесь с объектом и вы – особенно он понравится мальчишкам, пока что выбирающим свою профессиональную стезю. В заключение – по обыкновению, видео-ролик в тему, приятного просмотра!

Источник

Катастрофы судов на Чёрном море: самые таинственные исчезновения

На дне Чёрного моря у берегов Крыма — и на значительном расстоянии, и недалеко от берега, лежит множество затонувших кораблей. Точнее, более чем тысяча «затонувших объектов» — ведь море, особенно во время Великой Отечественной войны, становилось могилой и для самолётов.

Легенды и поиски

Судьба у всех разная: одни давно стали объектами показа во время подводных экскурсий, другие найдены, но лежат на больших глубинах. Названия третьих, обнаруженных недавно, мелькают в сообщениях об успехах подводных экспедиций: например, пароход «Веста», во время Русско-Турецкой войны 1877 года выстоявший против броненосного корвета противника.

Но о некоторых кораблях и самолётах, исчезнувших в море или над ним, по сей день нет достоверной информации.

Иногда известны координаты места гибели, в архивах сохранились показания очевидцев и рапорты — а годы и даже десятилетия поисков безрезультатны. Самый яркий пример, конечно, пассажирско-грузовой теплоход «Армения». Он вышел утром 7 ноября из Ялты, увозя раненых бойцов и людей, пытающихся эвакуироваться. Согласно рапорту, через три с половиной часа теплоход был атакован немецким самолётом-торпедоносцем. Одна из торпед попала в носовую часть — и «Армения» затонула в течение трёх-четырёх минут. Точное количество погибших людей неизвестно — около пяти тысяч. Спастись удалось восьмерым. «Армению» искали упорно. Двенадцать лет назад дно на предполагаемом месте гибели корабля спустился американец Роберт Баллард, который нашёл знаменитый «Титаник». Но его судно, «нафаршированное» самой чувствительной техникой, не «нащупало» погибший пароход. Ничего — даже обломков, которые могло рассеять по дну. Скорей всего, считают специалисты, место гибели указано неверно.

Вокруг пропавших во время войны так и не найденных до сих пор судов сложились легенды. Как, например, про немецкий транспорт «Кларисон» — он так и не дошёл до берегов Румынии. И должен, по слухам, лежать на дне морском где-то недалеко от мыса Тарханкут. А перевозил в своих трюмах якобы сокровища, награбленные в музеях Крыма и Краснодарского края. Кстати, дайверы рассказывают, что после войны жители сёл, что неподалёку от Евпатории находили после штормов обрывки расшитых золотом тканей — возможно, на каком-то затонувшем судне могли везти, например, коллекцию традиционной крымской одежды или ризы священников из ограбленных храмов.

Кстати, в прошлом году одна из таких легенд развеялась, когда был найден пропавший транспорт «Boy Feddersen». Он до войны носил имя «Харьков», дважды погибал и дважды был реанимирован. В первый раз, в 1933 году, во время шторма его просто разорвало грузом набухших в трюме бобов. Носовую часть удалось спасти, и севастопольские судостроители корабль восстановили. А в 1941 году судно было ушло под воду после бомбёжки в Николаеве. Восстановили его немцы, а потопила в 1944 году советская авиация. Экспедиция Черноморского центра подводных исследований обнаружила его на глубине 95 метров. По словам заместителя директора Черноморского центра морских исследований Виктора Вахонеева, никаких золотых слитков, антиквариата, секретного оружия — в общем, всего, чем молва «нагружала» корабль», транспорт не перевозил.

Ушли и не вернулись

В новейшей истории Крыма таинственные исчезновения тоже случались. Так, ночью с 27 на 28 сентября 1996 года перестал выходить на связь отправившийся из Севастополя небольшой рыболовецкий сейнер «САОР-3». Корабль просто исчез, будто его не было. Никаких примет крушения: масляных пятен, обломков. Неделя активного поиска ничего не дала, известно было, что когда прервалась связь, судно находилось у мыса Лукулл.

Уже вскоре версии происшедшего СМИ предлагали самые невероятные: судно угнали пираты; его арестовали за контрабанду в Стамбуле; экипаж с кораблём подался к берегам Болгарии или Румынии…

Проверялись все предположения. Даже гибель корабля от возможного попадания ракеты или снаряда — в день исчезновения корабля проходили учения Черноморского флота РФ. Эта версия сразу «сдулась»: учения шли в 80 милях от мыса Лукулл, и территория их проведения была оцеплена военными кораблями. Но даже если какая-то ракета и «заблудилась», она не могла нанести значительных повреждений судну, поскольку была без боевой части.

Более-менее правдоподобное предположение появилось через два года, когда неподалёку от того же мыса Лукулл погиб сейнер-траулер «Шторм». Он мог бы точно так же «пропасть без вести», как и «САОР-3», если бы не два обстоятельства. Первое — уцелел свидетель, кок судна. Он рассказал, что когда корабль поднял трал, в ячеях проглядывал посторонний предмет — «большая чёрная бочка». Капитан судна ещё успел сказать, что такие «бочки» тут поднимали и раньше. А потом прогремел взрыв. Кроме кока спасся вылезший на плавающую доску корабельный пёс. Второе обстоятельство — дело было в июле, вода тёплая, не штормило. Поэтому спасшиеся дождались подхода идущего к месту катастрофы судна.

Кстати, 1996 год оказался щедрым на морские катастрофы. 31 октября с военного аэродрома в посёлке Кировское взлетел МИГ-29 ВВС Украины. И не вернулся. Связь прервалась где-то надо морем. Больше трёх недель ничего не было известно о судьбе самолёта, предполагалось даже, что пилот мог податься в Турцию. Но затем в море, районе Евпатории, отыскали обломки самолёта. Что именно случилось, так и осталось неизвестным, достать «чёрный ящик» даже не пытались, слишком большая глубина — около 800 метров, в месте предполагаемого крушения самолёта.

За последние несколько лет громких находок у берегов Крыма немало: это и «пропавшие» и долгое время не найденные корабли, самолёты и подводные лодки. И те, координаты гибели которых были известны. И судна, ставшие жертвами стихии — от античных времён и до начала ХХ века.

Источник

Корабли не тонут – они отбрасывают флаги!

Черное море не самое спокойное с точки зрения судоходства, зимние шторма бывают очень даже сильные. Потому и покоятся на дне морском не мало погибших кораблей, а прибавить сюда еще корабли погибшие в годы Великой Отечественной войны. во-общем для дайверов любителей и профессионалов есть куда нырнуть. Попробуем познакомить читателей с некоторыми затопленными объектами.

Карта затонувших кораблей Черного моря.

“Ураллес”

Принадлежность СССР. Транспорт. Бывший грузовой пароход. Спущен на воду в 1926 г., первоначальное название – “Доре”. В составе Черноморского флота с 27.07.1941г.
Вместимость: 1975 брт. Скорость: 9 узл.
30 октября 1941 г. транспорт “Ураллес” (капитан И. Ф. Короткий) участвовал в эвакуации Евпатории. В 13 ч. 25 м. при бомбардировке порта 35 самолетами противника транспорт затонул. При обследовании объекта аквалангистами клуба “Нептун-Про” г. Тольятти, и г. Евпатория появилась следующая картина. Корпус судна полностью разрушен и представляет собой, разрозненные металлические обломки.

Повсюду видны свежие спилы бронзовых труб, вероятно сделанные местными любителями цветного металла. Под обломком правого борта видны фрагменты груза, медные прутки диметром 70 мм, и длиной 500 мм.

Прижизненных фото судна обнаружить не удалось.
Координаты 45°09’N 33°23’E. Глубина 12 метров. Возвышение над грунтом 2-5 метров.

Т-405 “Взрыватель”

Принадлежность СССР. Тральщик проекта 53. Заложен в Севастополе в 1936 г. Спущен на воду в 1937 г. Вступил в строй 9.05.1938 г.
Водоизмещение: стандартное – 447 т,
полное – 490 т
Длина: 62 м
Ширина: 7,62 м
Осадка: 2,37 м
Мощность дизелей: 2 по 1400 л.с.
Скорость: 18 узлов
Вооружение: 1 100-мм орудие в установке Б-24-БМ,
1 45-мм орудие в установке 21-К,
1 20 -мм “Рейнметалл”
2 2х 12.7 мм Кольт
2 12.7 мм ДШК
28 мина образца 1926 г., 2 трала.
Экипаж: 52 человека.

4.01.1942 года в 23ч.30м. отряд кораблей в составе базового тральщика Т-405 “Взрыватель” (командир капитан-лейтенант В.Г.Трясцин), 7 сторожевых катеров и морского буксира СП-14 вышел из Стрелецкой бухты Севастополя имея задачу высадки передового десантного отряда в Евпатории. Во время перехода волнение моря достигала 3-4 баллов, сила северо-западного ветра достигала 4-5 баллов. 5 января в 02ч.41м. корабли подошли к точке тактического развертывания и по сигналу с флагмана направились к заранее установленным точкам высадки. В период с 3 до 6 часов была произведена высадка десанта в составе усиленного батальона морской пехоты (577 человек, 3 танкетки и 3 противотанковых орудия). При высадке десанта “Взрыватель” причалил к пассажирской пристани. Высадка в целом прошла успешно и десант, поддержанный огнем корабельной артиллерии, продвинулся вглубь города. Поняв, откуда исходит основная угроза, противник сосредоточил артиллерийско-минометный огонь по району порта. Снаряды и мины рвались вокруг кораблей. “Взрыватель” получил ряд повреждений. Осколком был убит командир высадки капитан 2 ранга Н.В.Буслаев. Командование принял на себя военком отряда полковой комиссар А.С.Бойко. Оставаться далее в порту стало невозможно, и корабли вышли на внешний рейд, где начали маневрировать, продолжая огневую поддержку десанта. Сторожевые катера неоднократно подходили к берегу и забирали раненых. На рассвете 5 января начались атаки авиации, продолжавшиеся в течение всего дня. Связь сторожевых катеров с флагманом и десантом на берегу прервалась. Днем катерам удалось связаться по радио, с Севастополем и им был передан приказ, возвращаться в базу. Во второй половине дня погода резко ухудшилась. Усилился ветер с мокрым снегом и дождем. К вечеру в районе Евпатории остался один “Взрыватель”. К этому времени корабль получил серьезные повреждения корпуса и большие потери в личном составе. Во время очередной атаки авиации две бомбы разорвались вблизи корабля. Взрывом корму подбросило вверх. От удара разошлись листы наружной обшивки. Началось поступление воды в машинное отделение и кормовые помещения. Были запущены все водоотливные средства. Погнулись гребные валы. Вышли из строя и остановились дизели. Было сорвано с креплений и выброшено за борт 45-мм орудие. Орудийный расчет был полностью выведен из строя осколками. Вышло из строя рулевое управление и неуправляемый корабль понесло на мель. Были отданы якоря, но из-за песчаного грунта они не держали корабль. Около 21 часа накатом волны тральщик был выброшен на берег занятый противником в районе Соляных промыслов.

В 21ч.15м. сторожевой катер №0102 принял с тральщика донесение для штаба флота: “Нахожусь на мели”. Авиация противника продолжала атаки неподвижного “Взрывателя”. Вышло из строя еще одно зенитное орудие. Разрушены мостик и мачты. Новые потери среди личного состава. В ночь на 6 января с тральщика была передана последняя радиограмма: ” Кораблю сняться нельзя. Спасите команду и корабль, с рассветом будет поздно”. На помощь тральщику по приказу командующего флотом два раза высылались торпедные катера с боезапасом, но подойти к берегу из-за противодействия противника они не смогли, катера №91 и №111 погибли, а №101 и №121 возвратились в базу.
Командование корабля, собрали оставшихся в живых и приказали уничтожить, секретные документы. А также занять оборону на корабле, и на берегу вокруг него. Вскоре танки противника подошли к урезу воды и начали в упор расстреливать корабль. Несколько снарядов прошили корпус. Около 14ч.00м. “Взрыватель” расстрелял весь боезапас 100-мм орудия, и оно вышло из строя. Погибли А.С Бойко и В.Г. Трясцин. Оставшиеся в живых предприняли попытку прорыва по суше, но она не удалась из-за интенсивного обстрела противника, и личный состав продолжал вести бой с борта корабля.

По словам местных спасателей, останки судна до сих пор находятся на месте гибели.

“Игнатий Прохоров”

Принадлежность России. Пароход, бывший “Wearmounth”. Построен в 1886 году в Англии на верфи “Stand Slipway Co”. В 1891 году судно продано S. Tourcoul. И получило новое название “Игнатий Прохоров” с регистрацией в Одессе. В 1903 году судно вновь сменило владельца, им стал С.Л Карапатницкий. В 1915 году судно реквизировал императорский военно-морской флот в качестве транспорта №27.
Водоизмещение 1265 (1369) брт.
Длина приблизительно 70 метров.
В ноябре 1918 года “Игнатий Прохоров” (Транспорт № 27) затонул в результате подрыва на плавучей мине.
Обнаружено представителями Севастопольского клуба “Альфа”. Вот как описывает погружение на объект один из севастопольских аквалангистов- Андрей Быков . “Уже после первых минут пребывания на судне у нас не осталось сомнений – это отлично сохранившийся старинный пароход. Судно совершенно не заилено. Первым пришедшим в голову предположением было то, что пароход колесный, но все расставил на свои места впившийся в морское дно гигантский гребной винт.

Стальной корпус, хорошо сохранившееся леерное ограждение. Прямо на корме открыты люки, ведущие куда-то вниз.

Ближе к трюмам лежат остатки большого корабельного штурвала.

Над бортами нависли пустые шлюпбалки. По открытым кормовым трюмам становиться понятно, что судно грузовое. Плывя к центру корабля, опускаемся в первый трюм. Трюма соединяются между собой и их можно пронырнуть насквозь. Трюма поражают своими размерами. На дне одного из них лежит огромный гребной винт. С палубы вниз до самого дна спускаются проржавевшие лестницы. С лестниц и по бортам свисают такие ржавые сосульки – подобные я видел на фотографиях с “Титаника”. За трюмами находится длинная надстройка, на нее с палубы поднимаются две лестницы. Наверху надстройки стоит корабельный камбуз и входы во внутренние помещения парохода. За камбузом находится открытый настежь люк, ведущий в машинное отделение.

Сразу за ним начинается небольшой “предбанник”, прямо сверху через вход видна огромная задвижка на паровой трубе машины и чернеющий проход на нижнюю палубу, где, собственно, находится сама машина. В самом начале надстройки, там, где и положено ему быть, стоит капитанский мостик. Огромные глазницы окон стоят без стекол, и через любую из них можно свободно проникнуть внутрь, не снимая баллонов.

Внутри мостика – остатки мебели, корабельной утвари и чего-то еще. Нагромождение обломков, в которых определенно угадывается что-то знакомое. Хотя вот стоит совершенно целый шкаф, по всей видимости, для документов. На полках стоит бутылка, и лежат остатки каких-то бумаг. Левее шкафа на стене висит корабельный барометр. Носовые трюма также открыты, и их можно свободно пронырнуть из одного в другой. На дне трюмов лежат остатки корабельного груза, доски и какой-то хлам, над трюмами нависли грузовые балки с обросшими канатами. Поднимаемся из трюма и плывем на нос – он уже отлично виден. Нос парохода подломлен к верху, очевидно от удара об дно. На носу надстройка и в ней два дверных проема.
За все погружения, которые мы совершили на объект, никаких следов разрушения корпуса или чего-либо подобного нами найдено не было. Причина гибели корабля на сегодняшний день остается загадкой. В ходовой рубке парохода, прямо в рабочем столе нами были найдены остатки бортового журнала, а также фрагмент справочника морских семафорных команд с их детальным описанием. Лично как по мне, то выучить японский язык гораздо проще. В бортовом журнале можно прочесть фрагменты записей о маршрутах и стоянках судна. К нашему счастью, капитан делал записи карандашом, в сочетании с превосходным качеством бумаги того времени эти артефакты, пролежав в воде 100(!) лет, дожили до наших дней. В машинном отделении на котле, нами была обнаружена табличка с годом и названием изготовителя. На ней выгравирован год постройки – 1886 и название “SUNDERLAND ENGINE WORKS”.

В последствии, при повторном погружении на корме обнаружено название данного судна “Игнатий Прохоров”.
Координаты
Глубина 96 метров.

Подводная лодка типа “М” – ХII серии

Подводная лодка использовалась в качестве мишени. Была затоплена в 1957 году при испытании военными системы ПУГ. Вероятный номер субмарины “М-28”.
Корпус субмарины замыт по ватерлинию. Видимых разрушений и пробоин нет. На палубе отсутствует орудие, даже якоря на своем месте нет. Объект достаточно часто посещается аквалангистами-любителями.

Координаты 44°47’N 33°28’E.
Глубина около 45 метров.
Возвышение над грунтом 5 метров.

Подводная лодка типа “Нарвал”

Принадлежность России.
Подводная лодка.
Водоизмещение,т 620/912
Размерения,м 70,2 х 6,5 х 3,5
Дизели, л.с 4х160
Эл. Моторы, л.с 2х245 Скорость,уз 13/11,5 Дальность,миль 3000
Вооружение: Торпедные аппараты, шт 8х 456 мм
Орудие 75 мм, шт 1
Орудие 57 мм, шт 1
Экипаж 41 чел.

В 1980 г. на рейде Севастополя была обнаружена подводная лодка. Субмарина была обследована с борта подводной лаборатории “Бентос-300”. В 1992 г. с борта подводного аппарата “Риф” была произведена кинофотосъемка.

Лодка лежит с креном 10-15 градусов на левый борт и дифферентом на корму 25 градусов. Верхняя палуба в районе носовой части разрушена. В кормовой части, на палубе находится сооружение схожее с торпедным аппаратом.

Военно-морской историк из г. Севастополя Вакар.В придерживается мнения, что данная субмарина принадлежит к типу “Нарвал”. Составители “Атласа” согласны с мнением Вакара. В. Есть некоторые моменты, подтверждающие правильность данных выводов.
а) Отсутствие палубного артиллерийского вооружения еще раз подтверждает, что субмарина затонула не в бою.
б) Не видно торпедных аппаратов Джевецкого, тоже все объясняет их попросту заварили в 1916 г., что бы не мешали.
в) На лодках типа “Нарвал” в кормовой части, и в носовой были установлены палубные трубчатые торпедные аппараты.
Возможно, данная субмарина является подводной лодкой “Нарвал”, либо однотипная “Кашалот”, затопленных английскими интервентами 26.04.1919 г. на внешнем рейде Севастополя. На лодке отлично сохранился медный телеграф и перескоп.

Проникновения в лодку маловероятны, т.к. все отсеки закрыты, разломов и иных точек входа не обнаружено. В районе кормы в грунте обнаружена воронка диаметром 3-4 метра и глубиной также 3-4 метра. Происхождение и назначение непонятны.
Координаты 44°38’N 33°25’E.
Глубина 78 метров, возвышение над грунтом 6 метров.

Минный заградитель “Прут”

Принадлежность России. Спущен на воду в 1879 г. Бывший пароход Добровольного флота “Москва”. Приобретен Российским флотом в 1895 г. Использовался в качестве учебного судна.
Водоизмещение: 5959 т Скорость: 13,5 уз.
Вооружение: 8 47-мм и 2 37-мм орудия,
3 пулемета, 900 мин.
Экипаж: 306 человек.

29 октября 1914 г. около 7 часов утра, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес минный заградитель “Прут” (командир капитан 2 ранга Г. А. Быков) встретил германо-турецкий линейный крейсер “Goeben” (командир капитан цур зее Аккерман). “Прут” передал в Севастополь сообщение о встрече и свое место – 44°34’N 33°01’E, но ответа не получил. Крейсер поднял сигнал с предложением сдаться.
В ответ минзаг поднял на всех мачтах флаги и пошел к берегу. Командир, видя безвыходность положения, принял решение затопить корабль. Была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. Быков начал уничтожение шифров и секретных документов. Были спущены шлюпки, но, так как места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.
В 07 ч. 35 м. крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Под огнем вражеского корабля на “Пруте” начался пожар, был разбит полубак. Желая ускорить затопление “Прута”, командир приказал произвести подрыв днища. Для этой цели на корабле, как и на других черноморских минных заградителях, были заранее заложены подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Подрыв днища осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогусский и минный кондуктор. Через 10-15 минут после открытия огня “Goeben” дал ход и ушел в сторону мыса Сарыч. Находившиеся при крейсере турецкие миноносцы “Samsun” и “Tashos” некоторое время оставались на месте, продолжая обстреливать “Прут”.
Примерно в 08 ч. 40 м. “Прут” встал почти вертикально и, с развевающимися на мачтах флагами, затонул в 10 милях к западу от мыса Фиолент. С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник 70-летний иеромонах Антоний. Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах. Но часть его (3 офицера, в т. ч. командир, корабельный врач, 2 кондуктора и 69 матросов) была снята со шлюпки и поднята из воды турецкими миноносцами и взята в плен. Остальные (3 офицера и 199 матросов) были подняты на борт вышедшей из Балаклавы подводной лодкой “Судак” и затем переданы на борт госпитального судна “Колхида”, которое доставило их в Севастополь. В бою погибли лейтенант Рогусский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.
Если взять координаты, переданные с борта минзага “Прут”, и проложить его путь к ближайшему берегу (мыс Херсонес), с тем условием, что хотя бы 30 минут корабль шел с максимальной скоростью 13,5 узла, то можно предположить, что “Прут” затонул в районе 44°37’N 33°12’E.
По последним данным обнаружения координаты объекта 44°38’N 33°12’E
Глубина 124 метра, из-за чего он фактически недоступен для погружения.
Возвышение над грунтом 14 метров.

Минный заградитель “Дооб”

Построен в 1926 г. Переоборудован в минный заградитель , и 6.07.1941 года вошел в состав ЧФ.
Водоизмещение,т 150
Длина,м 24,4
Ширина,м 5,3
Осадка,м 2,9
Дизель, л.с 120
Скорость, уз 9
Дальность,миль 300
Вооружение: 2 х 45 мм орудия , 2 х 7.62 мм пулемета

Минный заградитель “Дооб” погиб 11.02.1942 г. около входа в Камышевую бухту Севастополя от подрыва на мине. Согласно сведениям источников координаты гибели судна 44°35’9″N 33°25’3″E. По данным координатам на грунте объекта нет. При обследовании данного района гидрографами обнаружено два объекта на расстоянии 730 метров и 1300 метров от ранее полученных координат. Первый объект отмечен как “подводное препятствие”. Координаты “препятствия” 44°35.916’N 33°24.767’E . Глубина около 25 метров возвышение 8 метров. Второй объект “затонувшее судно” с координатами 44°36’N 33°25’E Глубина около 50 метров возвышение 8 метров. Есть сведения , что в 2002 году останки минзага обнаружили аквалангисты. По их описанию “Дооб”, найден на глубине около 25 метров лежащий с небольшим креном. Сильные разрушения в центральной части судна.

“Helga” (“Хельга”)

Грузовой пароход. Принадлежал Германии. Бывший норвежский пароход “Hvardian”. Захвачено немцами при оккупации Южной Франции. Спущен на воду в 1919 г. Вместимость: 1620 брт.

11 мая 1944 г. транспорт “Helga” следовал в составе конвоя “Profetul” c грузом боеприпасов. При разгрузке в 12 ч. 30 м. поврежден огнем советских береговых батарей (разбит руль). В 13 ч. 30 м. подвергся атаке советской авиации. Сохранился уникальный снимок одной из атаки, которая повлекла затопление.

Судно потеряло ход и было оставлено командой. В 18 ч. 30 м. пароход был расстрелян немецкими БДБ и затонул. Согласно данным источников, точка гибели находится в 14,5 км западней мыса Херсонес. Координаты не указаны. На расстоянии 14 километров западнее мыса Херсонес на грунте находится объект, по размерам похожий на транспорт “Helga”. Координаты объекта 44°37’N 33°12’E. Глубина около 110 метров, возвышение над грунтом 14 метров. С некоторой долей вероятности можно утверждать, что данный объект и есть транспорт “Helga”. По понятным причинам рэк не обследован.

Самолет Дорнье Do.26

Принадлежал Германским ВВС.
Скорость ,км.ч 320
Дальность полета ,км 7000
Высота максимальная ,м 4500
Вооружение :
Пушка 20 мм ,шт 1
Пулемет 7,9 мм ,шт 3

Возможное время гибели декабрь 1943 г. По обломкам самолета можно предположить, что он разбился при посадке, так как видимых разрушений от взрыва не наблюдается. Два крыла лежат отдельно от фюзеляжа на расстоянии 50-100м.
Фюзеляж сильно заилен, практически цел. Попасть в фюзеляж можно только с носа , через узкий проход.

Самолет неоднократно обследовался. На поверхность поднято большое количество всевозможных предметов, в том числе остатки штурвала пилота.

Обнаружено достаточно много человеческих костей и личных вещей.

Фактические координаты 44°35’N 33°24’E. Глубина 24 метра ,возвышение над грунтом около 1 метра.

Большой противолодочный корабль “Отважный”

Большой противолодочный корабль типа “Комсомолец Украины” (проект 61). Построен в 1963-1965 гг.
Водоизмещение: стандартное – 3550 т, полное – 4510 т.
Длина: 144,0 м
Ширина: 15,8 м
Осадка: 4,6 м
Мощность газотурбинных установок: 4 х 18000 л.с.
Скорость: максимальная – 35 уз.,
экономическая – 18 уз.
Дальность плавания: 3640 миль
Вооружение: 2 пусковых установки зенитного ракетного комплекса “Волна-М” (32 ракеты), 2 спаренных 76-мм артиллерийских установки, 2 12-ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-6000, 2 6-ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-1000, 1х5 533-мм торпедный аппарат, 1 вертолет Ка-25.
Экипаж: 266 человек.

30 августа 1974 г. корабль вышел в море для проведения учений. В 10 ч. 01 м. после подачи напряжения на механизмы поворота пусковой установки и в цепь стрельбы в результате неисправности электрических цепей произошел самопроизвольный запуск маршевого двигателя одной из зенитных ракет в кормовом погребе. Вслед за маршевым двигателем ракеты сработал двигатель ее стартовой ступени, а затем последовал запуск нескольких стартовых двигателей других ракет.

В результате резкого нарастания температуры и давления в погребе произошел взрыв, силой которого оторвало крышу погреба, начался пожар (загорелось топливо в топливных цистернах), в бортовой обшивке образовались две пробоины, вода затопила четыре отсека.

Собственными силами и силами пришедших на помощь других кораблей и спасательных судов огромный пожар удалось локализовать, но выгорела почти половина корабля. “Отважного” начали буксировать к берегу, на мелкое место, но не успели.
В 14 ч. 47 м. последовал новый сильный взрыв в кормовой части из-за воспламенения керосина (топлива для вертолета) и детонации вертолетных противолодочных авиабомб. Вода затопила еще два отсека, запас плавучести корабля был исчерпан. В 15 ч. 05 м. корма “Отважного” начала погружаться в воду.

В 15 ч. 24 м. весь личный состав покинул корабль, в 15 ч. 57 м. “Отважный” затонул.

В результате катастрофы погибло 24 человека. На затонувшем корабле находились вооружение, секретные радиолокационные приборы и пр. Для обеспечения секретности было принято решение уничтожить оставшийся на дне корпус корабля. В корпус была заложено 80 тонн тротила. 26 декабря 1977 г. прогремел мощный подводный взрыв. В результате осмотра установили, что корпус корабля от взрыва как бы “раскрылся” и превратился в бесформенное нагромождение металла, разбросанного на большой площади. “Отважный” перестал существовать как физически цельный объект.
В апреле – июне 1978 г. подняли с грунта артиллерийскую установку, часть кормовой надстройки и несколько бесформенных кусков металла, затем всякие работы прекратили. Работа водолазов в хаосе искореженного металла с острыми кромками была очень рискованной. Сейчас место затопления “Отважного” никакого интереса представлять не может, а учитывая большую глубину и состояние объекта, даже опасно для подводных исследователей.
Координаты обломков “Отважного”
44°44.420’N 32°59.870’E.
Глубина 127 метров.
Возвышение над грунтом 15 метров.

Источник

Оцените статью