По страницам учебников с Мельниковой Верой Александровной
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). Основные темы и особенности творчества.
В основе статьи – материалы учебников + дополнительная литература.
- Учебник. Литература.11 класс. Журавлёв В.П.
- Учебник. Базовый уровень. Литература.11 класс. Курдюмова Т.Ф, Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н.
Основные темы творчества В.Я. Брюсова.
Содержание.
- Философская лирика.
- Человек и природа.
- Любовная лирика.
- Тема творчества, поэта и поэзии.
- Тема города (урбанистическая тема).
- Гражданская лирика.
- Тема истории.
- Тема свободы.
- Тема революции.
- Особенности творчества В.Я. Брюсова:
Примечание: краткий анализ стихотворений — в отдельных статьях.
В.Я. Брюсов. (Портрет художника М.А. Врубеля).
Философская лирика.
В. Брюсов с юных лет искал смысл жизни, «того Бога, который речет «да будет свет!», но долго не находил его.
Потому одной из сквозных тем является тема мечты.
Образ мечты различен. Иногда она беспредельна:
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной…».(«Моя мечта»)
Часто мечта предстаёт в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы.
Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства» («Отреченье»)
В юности поэт переживал неосуществимость надежды. В зрелые годы признал чудо грёз как великий «дар души.» В «Балладе воспоминаний» 1911 есть светлый аккорд:
И вы одни в сем мире правы,
Любви заветные мечты.
Мотив мечты в поздней лирике предстал обновлённым, жизнеутверждающим, несмотря на разочарования героя.
«Сонет к мечте».
Власть грёз, преодолевающих все творческие преграды.
«Воплощение мечтаний» придаёт всему окружающему фантастические формы и краски. «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Поэт соединяет несоединимое. Для фантазий нет границ.
Поэт размышлял о роли человека в судьбах мира. Звучит гимн вечному созидательному смыслу жизни.
«Хвала человеку» (1906) – воспел священное «ремесло» — быть творцом на земле.
Стихи о предчувствии освоения человеком космоса («Сын земли», Земле», «Предвещание»).
Человек и природа.
Красота земли духовно обогащает человека, солнечный свет дарит поэтический подъём («кипит избыток и новых рифм и новых слов»).
Любовная лирика.
«Шедевры» — первый сборник поэта.
Любовь изображалась как болезненно-чувственная страсть, предвещающая неизбежную трагедию.
Поэт писал об очаровании и таинствах любви.
«Предчувствие»
Любовные испытания безмерны и противоречивы. Они оборачиваются то «счастливым безумием», «угрюмым, тусклым огнём сладострастья», то целомудренностью «озарённого, смущённого ребёнка влюблённого».
«Тени», «Измена».
Сила переживаний сменяется ощущением их неустойчивости, обманности, «стыдом и тревогой» («К моей Миньоне», «Сливаются бледные тени»).
Но зреет спасительный исход («Отреченье» ):
Довольно! надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви.
«Встреча после разлуки»- «Сокровища, заложенные в разлуке, я берегу для творческих минут».
Тема творчества, поэта и поэзии.
1899 г. Из статьи «Об искусстве»: «Идти к совершенству – значит озарять всё новые дали нашего духа, увеличивать область души».
Творчество поэт воспринимал как прозрение новых духовных «далей» и читал его самоценным («Юному поэту»), рождённым художественной интуицией («Творчество»), ка выражение вечных ценностей («Отреченье»)
Поэтому понятно самолюбование поэта.
«Я» 1899.
Поэт говорит о своих мольбах Астарте (древнегреческая богиня плодородия) и Гекате (покровительнице колдовства, ночной нечисти).
«Кинжал».
Размышления о нравственном долге поэта, который должен всегда «быть с людьми, когда шумит гроза».
«Памятник», написанное в 1912г. В нём Брюсов писал о своих заслугах.
Трудолюбие поэта Брюсов всегда ставил рядом с вдохновением. Литературное творчество, по его мнению, требует постоянного, напряжённого труда. Брюсов работал над стихами каждый день и гордился этим как победой над «тёмной стихией души».
В истории русской поэзии Б. остался как неустанный труженик литературы, подчинивший своё вдохновение постоянному труду.
В стихотворении «Родной язык» Б. раскрывает тайны своего творчества. Это монолог поэта-новатора, стремящегося познать «тайну звуков странных» и «потаённый смысл слов». Он – дерзкий «маг» языка, владеющий всем богатством поэтических приёмов.
Тема города (урбанистическая тема).
Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. В нём человек одинок и переживает своё одиночество в толпе.
С одной стороны, поэт воспевает культурные и материальные ценности, «дух движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»). С другой стороны, город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью («Конь Блед», «Довольным», «Фабричная»).
Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: «борьба города с людьми».
Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот «коварный змей» » притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный город является центром науки, искусства и прогресса, он отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра.
Изображая городскую цивилизацию, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает, настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали. На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.
Сборник «Шедевры» Изобразил город с его контрастами, соблазнами и опасностями.
Таким образом, Тема города проявилась многообразно.
Главные в ней – два направления.
- Воспевание материальных и культурных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»).
- Освещение уродливой действительности («Чудовище», «В ресторане»). «Голос города» — страшен «призрак туманный» северной столицы.
Гражданская лирика.
Брюсов на пике славы всё чаще и чаще обращался к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение «Каменщик».
Тема истории.
Большое место в поэзии Брюсова отводится истории. Условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905).
Поэт использовал эпизоды мировой истории, сказочные, мифологические сюжеты. При помощи ярких исторических образов, мифов и легенд Брюсов указывал на человеческие ценности: долг, любовь, честь. Четко прослеживается тема гения и посредственности. Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон».
«Грядущие гунны».
Движение истории Брюсов представлял как смену культурных эпох, внутреннее разложение старого мира и напор нецивилизованных племён. Поэтому взял эпиграф «Топчи их рай, Атилла..» (Атилла- предводитель гуннов, совершавших разрушительные набеги на Древний Рим).
Взбунтовавшийся народ России поэт сравнивал с варварами, которые оживляют «одряхлевшее тело волной пылающий крови», поэтому вызывают у него понимание:
Творите мерзости в храме,
Вы во всём неповинны, как дети!
С набегом гуннов прячутся мудрые «хранители тайны и веры» в подземельные пустоты, в безжизненные пустыни.Но боль утраты приводи к всплеску мужества.
Такой же аккорд звучит в стихах «К счастливым» и «Довольным».
Тема истории раскрыта Брюсовым в его исторических романах «Огненный ангел» 1907, «Алтарь Победы» 1911.
Тема свободы.
«Уличный митинг»,
«Вожатому»,
«Гордому Духу».
Брюсов требовал права поэта на свободу. Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихии творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:
Хочу, чтоб всюду плавала
Поэт желал свободы, гармонии в жизни.
Для себя избрал борьбу с препятствиями. Стихами он «незримо стены рушил», в которых «дух наш заточён», чтобы в грядущем «мечтам открылись бы все степи и волям – дали всех дорог» («Одному из братьев»).
Поэт защищает вечное назначение искусства – «радость творчества, свободного, без цели». «Поэту», «Сеятель» 1907)
Тема революции.
Противоречивое отношение к создателям культуры и тёмной, ожесточившейся о несправедливости стихийной массы обусловило и противоречивое отношение к революции. («Грядущие гунны»).
Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:
Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув — Эс-эс-эс-эр?
«СССР», 1923г.
Революцию 1917 г. Брюсов воспринял как обновляющую «огненную купель» социальной стихии. Он работает в Наркомпросе, Госиздате, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, преподаёт в МГУ.
1921 – по инициативе Брюсова открывается Высший литературно-художественный институт, где он преподаёт, одновременно выпуская ряд сборников стихов.
Особенности творчества В.Я. Брюсова:
- Сочетание жизнеутверждающего начала (прославление любови, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию) с пессимистическими мотивами (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»).
- Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.
- Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих».
- Во все периоды творчества поэта верил в силу человека, в его способности преодолеть все сложности жизни, разгадать все мировые загадки, решить любые задачи и построить новый мир, достойный человеческого гения.
Таким образом, В.Я. Брюсов внёс значительный вклад в литературу начала 20-го века.
Источник
Звезда морей
La mer sur qui prie
La vierge Marie.
P. Verlaine[1]И нам показалось: мы близко от цели.
Вдруг свет погас,
И вздрогнул корабль, и пучины взревели…
Наш пробил час.
И был я проклятием богу исполнен,
Упав за борт,
И три дня носился по пенистым волнам,
Упрям и горд.
Но в миг, как свершались пути роковые
Судьбы моей,
В сияньи предстала мне Дева Мария,
Звезда морей.[1]Море, к которому сверху взывает
Дева Мария.
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник