Меню

Булгаков черное море анализ

Булгаковская энциклопедия (краткая)
«ЧЕРНОЕ МОРЕ»

Либретто оперы. При жизни Булгакова не ставилось и не публиковалось. Впервые опубликовано: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Записки отдела рукописей. Вып. 47. М.: Книжная палата, 1988. 9 сентября 1936 г., согласно записи в дневнике третьей жены писателя Е. С. Булгаковой, с предложением сделать либретто оперы о гражданской войне к нему обратились композитор Сергей Иванович Потоцкий (1883-1958) и режиссер Большого театра Т. Е. Шарашидзе: «Вечером — композитор Потоцкий и режиссер Большого театра Шарашидзе Тициан. Пришли с просьбой — не переделает ли М. А. либретто оперы Потоцкого «Прорыв». М.А., конечно, отказался. Потоцкий впал в уныние. Стали просить о новом либретто. Потоцкий играл фрагменты из «Прорыва»«. Композитор и представители Большого театра продолжали уламывать Булгакова. Драматург в ту пору конфликтовал с МХАТом, где служил режиссером-ассистентом, по поводу снятия «Кабалы святош» и разногласий насчет инсценировки шекспировских «Виндзорских проказниц». 14 сентября 1936 г. Е. С. Булгакова записала: «Поздно вечером приехали: совсем больной, простуженный Самосуд (главный дирижер и художественный руководитель Большого театра Самуил Абрамович Самосуд (1884-1964). — Б. С.), Шарашидзе и Потоцкий — «на полчаса». Сидели до трех часов ночи. Самосуд:

— Ну, когда приедете писать договор — завтра? Послезавтра?

Это его манера так уговаривать. Сказал, что если М. А. не возьмется писать либретто, то он не поставит оперы Потоцкого.

М. А. в разговоре сказал, что, может быть, он расстанется с МХАТом.

— Мы вас возьмем на любую должность. Хотите — тенором?»

15 сентября 1936 г. Булгаков подал заявление об уходе из МХАТа и об отказе от инсценировки «Виндзорских проказниц». В связи с этим Е. С. Булгакова отметила: «Теперь остается решить, что делать с Большим театром. М. А. говорит, что он не может оставаться в безвоздушном пространстве, что ему нужна окружающая среда, лучше всего — театральная. И что в Большом его привлекает музыка. Но что касается сюжета либретто. Такого ясного сюжета, на который можно было бы написать оперу, касающуюся Перекопа, у него нет. А это, по-видимому, единственная тема, которая сейчас интересует Самосуда». В связи с планами создания либретто Булгаковы 26 сентября 1936 г. посетили С. И. Потоцкого, музыка которого произвела на жену драматурга скверное впечатление: «Были у Потоцких. Он играл свои вещи. Слабо. Третий сорт». 1 октября 1936 г. Булгаков подписал договоры о работе консультантом-либреттистом в Большом театре и на либретто оперы Ч. м. для С. И. Потоцкого. В тетради с подготовительными материалами автор либретто датировал начало работы над Ч. м. 16 октября 1936 г. Время окончания работы над первой редакцией драматург поставил в рукописи 18 ноября 1936 г., но, скорее всего, завершил Ч. м. на несколько дней раньше. Как фиксирует в дневнике Е. С. Булгакова 15 ноября 1936 г.: «Были на «Бахчисарайском фонтане». После спектакля М. А. остался на торжественный вечер. Самосуд предложил ему рассказать Керженцеву (председателю Комитета по делам искусств. — Б. С.) содержание «Минина» (либретто «Минин и Пожарский». — Б. С.), и до половины третьего ночи в кабинете при ложе дирекции М. А. рассказывал Керженцеву не только «Минина», но и «Черное море»«. Очевидно, Ч. м. П. М. Керженцеву (Лебедеву) (1881-1940) не понравилось, так как Е. С. Булгакова свидетельствует, что 17 ноября 1936 г. после спектакля в Большом театре «Керженцев подошел к М. А. и сказал, что он сомневается в «Черном море»«. На следующий день драматург читал либретто Потоцкому и Шарашидзе, причем, по утверждению Е. С. Булгаковой, композитору либретто понравилось.

3 февраля 1937 г. Булгаков получил аванс по договору на Ч. м. Однако дирекция театра, очевидно, не без влияния Керженцева, потребовала доработок, усиливающих революционное звучание либретто. Согласно записям Е. С. Булгаковой, в марте 1937 г. драматург трудился над второй редакцией и 18 марта «после бешеной работы М. А. закончил «Черное море»«. На следующий день текст либретто был прочитан Потоцкому и сдан в Большой театр. Работа над Ч. м. в театре не шла, композитор не спешил писать музыку. Очевидно, одобрения Керженцева так и не последовало. Надежды на постановку исчезли. Потоцкий 1 ноября 1937 г. предложил Булгакову выправить его новое либретто о Стеньке Разине (по отзыву Е. С. Булгаковой, это либретто — «очень дурно»), но драматург стать соавтором наотрез отказался. Не исключено, что С. А. Самосуд разочаровался в музыкальных способностях Потоцкого и поэтому отказался от постановки Ч. м. У Булгакова же симпатии к этому композитору, в отличие от другого своего оперного партнера, Б. В. Асафьева (Глебова) (1884-1949), и подавно не было (в записи от 3 декабря 1937 г. Е. С. Булгакова вообще назвала Потоцкого болваном).

Читайте также:  Африка второй по площади континент после евразии омываемые средиземным морем с севера красным

Булгаков в Ч. м. трансформировал в соответствии со спецификой оперного либретто многие образы своей пьесы «Бег», посвященной последним боям в Крыму осенью 1920 г. Генерал Хлудов, имевший своим прототипом Я. А. Слащева, стал генералом Анатолием Сидоровичем Агафьевым. Этот герой теперь умирал от разрыва сердца накануне эвакуации Севастополя, повторяя здесь судьбу другого белого генерала Владимира Зеноновича Май-Маевского (1867-1920), известного грандиозным пьянством и ресторанными дебошами. Приват-доцент Голубков превратился в художника Алексея Петровича Болотова, а Серафима Корзухина — в певицу Ольгу Андреевну Болотову. Полковник де Бризар теперь назывался командиром белого полка Брегге, а начальник контрразведки Тихий был переименован в полковника Маслова. К Белому Главнокомандующему в Ч. м. добавились также красные военачальники — командующий фронтом Михайлов, командир конной армии и др. Михайлов своим очевидным прототипом имел командующего Южным фронтом Михаила Васильевича Фрунзе (1885-1925), чьим партийным псевдонимом была фамилия Михайлов. В Ч. м. появились и принципиально новые герои — предводитель красно-зеленых Марич и его возлюбленная Зейнаб, с которыми была связана романтическая любовная линия. Конечно, по содержанию Ч. м. — это лишь бледная тень «Бега». В полном соответствии с советскими схемами для эпохи гражданской войны, интеллигенты теперь становятся на сторону красных и помогают им. Болотова спасает от погони Марича, а Болотов убивает арестовавшего его жену контрразведчика Маслова. Обреченность белого Севастополя подчеркивается названием ресторана, где умирает Агафьев, — «Гоморра», а все душевные метания Хлудова свелись здесь к короткому предсмертному монологу совершенно фарсового характера:

«Да что ж это такое? Мне нету отдыху, мне нет покоя, мне негде душу отвести! Пришел сюда, чтоб отдохнуть. и вот сперва один надоедало поит меня гнуснейшим суслом. потом является какой-то зверь из бездны и дерзости мне говорит. А я ведь тоже человек, и у меня неврастения. (Плачет.)» Еще бездарнее были патетические добавления, сделанные во второй редакции:

«ХОР. Если ж погибнуть придется нам в этот час боевой.

МИХАЙЛОВ. Полки республики! Полки республики!

ХОР (в отдалении). Новых придут миллионы, станут в незыблемый строй.

МИХАЙЛОВ. В честь годовщины третьей воскликнем: Крым будет наш!

ХОР. Крым будет наш!

МИХАЙЛОВ. Оставим же память в столетьях! Войска! Войска республики, вперед!

КОМАНДАРМ и КОМКОННОЙ. Через Сиваш!»

Несомненно, Булгаков сознавал полную никчемность своего «революционного» либретто. Поэтому в дневнике жены и в булгаковской переписке не найти никаких следов попыток драматурга добиться постановки Ч. м. или огорчения по поводу того, что оно так и не было принято. А ведь за другие либретто — «Рашель», «Минин и Пожарский» и «Петр Великий» Булгаков переживал и делал все возможное, чтобы увидеть их на сцене.

Источник

Сюжетно-композиционный анализ оперного либретто М.А. Булгакова «Чёрное море»

Изображение захвата Красной армией Крыма в период Гражданской войны в оперном либретто Булгакова «Чёрное море». Жанровая специфика, экспозиция, кульминация, развязка либретто. Олицетворение в образах героев либретто нелёгкой судьбы русской интеллигенции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сюжетно-композиционный анализ оперного либретто М.А. Булгакова «Черное море»

В оперном либретто «Черное море» изображено событие 1920-го года, ознаменовавшее окончание Гражданской войны, — захват Красной армией Крыма.

Композиция этого либретто проста, события представлены в хронологическом порядке. Несмотря на достаточно большой объем событийного ряда, действие развивается быстро. Н. Шафер полагает, что быстрый темп смены декораций свидетельствует о жанровой специфике произведения — буффонадное, фарсовое, опереточное, даже комическое представление [2, с. 150].

В либретто элементы сюжета распределены следующим образом.

В экспозиции читатель знакомится с главными персонажами произведения — семьей Болотовых. Ольга — певица, ее муж Алексей — художник.

В роковой для них вечер Ольга в ожидании супруга играет на рояле, она больна. К ней в дверь стучится раненный Марич, член ревкома. Этот эпизод является завязкой действия.

Дальнейшие события представляют развитие действия и относятся к основной сюжетной линии либретто — судьба семьи Болотовых. Ольга попадает под подозрение в содействии ревкому, ее забирает член контрразведки Маслов для допроса. Алексею приходится пройти много испытаний, чтобы освободить жену, в том числе и совершить убийство Маслова.

Во второй картине писатель вводит в произведение командующего красным флотом Михайлова, вокруг образа которого, развиваются события, связанные со второй сюжетной линией. Измученный, уставший и терзаемый болью в ногах он размышляет о возможности занять полуостров. Принятию решения способствует сообщение о том, что вода с Гнилого моря ушла, тем самым открыв путь к Черному морю.

Это событие можно обозначить как опорную точку композиции. Белые офицеры и солдаты оказываются брошенными на произвол судьбы своим командованием, бежавшим на пароходах за границу. Они не могут оказать сопротивление и сдаются. Данный эпизод можно считать кульминационным.

Именно эти события стали ключевыми и решающими в жизни как семьи Болотовых, так и всего народа. В конце концов, супруги покидают свой дом, оказываются в горах, где им придется коренным образом изменить жизнь.

Такова развязка этого либретто. На первый взгляд, вполне обычная для такого рода произведений фабула со стандартным набором сюжетных элементов. Однако если соотносить завязку произведения с его идеей, то можно получить неожиданный результат. Не появись Марич в доме Болотовых, они бы продолжали счастливо жить, как раньше, заниматься тем, что доставляло им удовольствие, было смыслом их жизни — искусством. Война, политические распри нарушили их обычный уклад.

Описанная нами идея либретто не противоречит, а наоборот, подтверждает взгляды Булгакова относительно происходящего в те годы. Писатель с его устоявшимися и даже консервативными воззрениями считал, что начавшийся в стране переполох, изменения, символично представленные в либретто сценой появления Марича в доме Болотовых, определили судьбы людей, которые ко всем этим событиям отношения не имеют, втянули их в эту войну, заставив отказаться от своего призвания.

Исходя из вышеописанного, конфликт произведения тоже не так прост, как кажется на первый взгляд.

Лежащее на поверхности противостояние двух вражеских лагерей обрастает иной проблематикой, в центре которой находится конфликт внутренний — необходимости и призвания, обстоятельств и желаний.

Этот конфликт близок и самому Булгакову, который хотел оставаться в стороне от политических и гражданских дел, реализовывать себя только в творческой сфере. Необходимость обязывает Болотова, в прямом смысле, и самого писателя, в переносном смысле, защищаться, искать пути компромисса даже с собственными убеждениями. Разрешить этот внутренний конфликт Булгаков видит возможным лишь преступлением. Болотов убивает Маслова как символ своей прежней жизни, у него не остается иного выбора.

Читайте также:  Квартиры болгарии моря застройщика

В произведении Маслов далеко не положительный персонаж и его убийство не должно вызвать сочувствие у читателей, тем более, что это единственный способ освободить жену, но сам факт совершения преступления руками Алексея рождает ощущение трагизма и безвыходности. Символично, что даже Ольга, очнувшись от своего болезненного бреда, не узнает мужа, а видит в нем преступника.

Композиция образной системы предсказуема исходя из конъюнктурных требований того времени.

Герои поделены на два противоборствующих лагеря по принципу: положительные (красные), отрицательные (белые). Однако в сторону белых офицеров Сольского, Астрова, Немилова, Брегге ощущается симпатия Булгакова. Они представлены в либретто достойными, честно исполняющими свой долг офицерами. Автор не наделяет их негативными качествами только лишь потому, что они относятся к противоположному лагерю. Более того, эти герои вызывают даже сочувствие и жалость, так как они были преданы своим руководством. В изображении этих персонажей писатель остается верен, во-первых, своим творческим принципам, во-вторых, своим политическим и историческим взглядам, в-третьих, своему стилю.

Можно выделить также еще один принцип разделения героев.

Супруги Болотовы противопоставлены всем остальным действующим лицам либретто, а основными критериями для этого противопоставления служит их принадлежность к миру искусства, их интеллигентность и аполитичность. Эти герои стояли особняком, отдельно от военных и политических перипетий времени до тех пор, пока случай без их на то желания и согласия не вовлек их в эту интригу. Булгаков олицетворяет в образах Алексея и Ольги судьбу всей русской интеллигенции тех времен.

Сюжетно-композиционный аспект художественной формы либретто содержателен и имеет большое значение для определения идеи произведения.

оперный либретто булгаков война

1. Булгаков М.А. Черное море // М.А. Булгаков. Оперные либретто /Составление, вступительная статья и комментарии Н.Г. Шафера. — Павлодар: НПФ ЭКО, 1998. — с. 52-71.

2. Шафер Н. Комментарии к либретто «Черное море» // М.А. Булгаков. Оперные либретто / Составление, вступительная статья и комментарии Н.Г. Шафера. — Павлодар: НПФ ЭКО, 1998. — с.142-164.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные этапы создания хореографической композиции, построение художественного образа. Специфика выбора музыкального материала для постановки. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка. Законы драматургии в произведении.

контрольная работа [35,8 K], добавлен 10.11.2013

История создания оперы «Риголетто». Художественный текст-основа Виктора Гюго. Особенности создания либретто Франческо Мария Пиаве. Выразительность музыки Джузеппе Верди. Сценография Этторе Фаджуоли. Костюмы Тани Маккалин, декорации Майкла Вэйла.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 14.11.2013

Танец как вид искусства. Виды и жанры хореографии. Балет Италии XVII века. Романтический балет в России. Позиции рук и ног, положение корпуса и головы в классическом танце. Либретто балета «Бахчисарайский фонтан». Деятели французского балета XVIII века.

шпаргалка [176,8 K], добавлен 04.11.2014

Основные принципы драматургии. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация и развязка. Сценарий как основа игрового и документального фильма. Тема, сюжет, проблематика и характеры героев. Конфликт как ключевое слово драмы. Цепь драматических перипетии.

реферат [22,5 K], добавлен 12.12.2010

Подходы к трактовке понятия «интеллигенция». Мера религиозно-подвижнических свойств русской интеллигенции, ее нравственная стойкость, политический героизм. Двойственное отношение интеллигенции к власти. Смысловая конфигурация интеллигенции по Ю.А. Леваде.

реферат [22,1 K], добавлен 02.04.2019

Характеристика индустрии моды в период Второй мировой войны. Исследование особенностей гражданской одежды для женщин и мужчин. Анализ мира «высокой моды» в конце войны. Создание театра моды. Описания пальто, костюмов и вечерних платьев военного времени.

контрольная работа [28,8 K], добавлен 22.01.2014

История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.

реферат [28,6 K], добавлен 14.03.2013

Источник

Adblock
detector