Человек и воды суши
Воды суши, пригодные для использования человеком в хозяйстве, относятся к водным ресурсам. Воды суши в основном пресные, необходимые для жизни, именно их человек использовал издавна, еще активнее использует теперь. Крупнейшим потребителем воды является промышленность.
За 3 тысячи лет до нашей эры люди уже запасали речную воду на время засушливого периода, перегораживая русло реки, то есть создавали искусственные озера в долинах рек — водохранилища. В нашей стране построено много водохранилищ, на крупных и малых реках.
Водохранилища на реках создают:
• чтобы запасти воду для ее бесперебойного потребления;
• как дополнительную емкость для воды, чтобы во время половодья и паводков не происходило катастрофических разливов и затопления больших территорий;
• чтобы более эффективно использовать энергию текущей или падающей воды;
Волгоградское водохранилище • реки с системой водохранилищ становятся более широкими и глубокими, что необходимо для судоходства;
• чтобы в получившихся озерах разводить рыбу или использовать их как зоны отдыха
• Водохранилища — крупные водные объекты, особенно на равнинных реках. Кроме несомненной пользы они вызывают и многие проблемы: затопление больших пространств, подтопление и разрушение берегов, иногда со сменой всего природного комплекса, изменение климата прилегающей территории, постепенное заиление и превращение в болото самой чаши водохранилища.
Реки всегда использовали для передвижения и перевозки грузов. В те времена, когда речные суда были небольшими и плоскодонными, на них можно было ходить по рекам до самых истоков. Если надо было попасть в другую реку, суда перетаскивали волоком, то есть по земле. Современные речные суда волоком не таскают.
• Реки Русской равнины соединены системой судоходных каналов, благодаря которым Москва стала портом пяти морей.
В районах сухого и жаркого климата, где есть все условия для выращивания больших урожаев теплолюбивых культур, зачастую не хватает воды для полива растений. В таких местах строят систему оросительных каналов. Эти каналы помогают подводить воду к полям. Орошение полей в сухих районах необходимо, но потери воды на испарение и просачивание в грунт очень велики. Подземные воды использовались издавна как источники питьевой воды, используются и сейчас. В каждой деревне или селе обязательно есть колодцы, из которых берут питьевую воду. В городах, расположенных вдалеке от рек и водохранилищ, питьевую воду берут из глубины. Например, 10-й район Москвы — город Зеленоград, получает основную часть водопроводной воды из артезианских скважин.
Лечебные минеральные воды — уникальное богатство природы. В местах, где происходят горообразовательные процессы, подземные воды в глубинах земной коры растворяют вещества горных пород, минерализуются.
• В России есть несколько крупных районов, где источники минеральных вод встречаются часто. Эти районы расположены на Северном Кавказе (Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки), в Сибири вокруг озера Байкал. Кроме того, источники минеральных вод встречаются в некоторых местах и на Русской равнине.
Подземные воды могут быть не только минерализованными, но и подогретыми внутренним теплом Земли — геотермальными. Огромные ресурсы геотермальных вод есть на Камчатке и островах Тихого океана. Такие воды некоторые страны мира активно используют для получения тепла. Для России это пока будущее.
Воды суши — ценнейший ресурс России. Распределены они, правда, очень неравномерно: одни районы заболочены и страдают от избытка влаги, другие — от острой нехватки воды. Несмотря на обеспеченность водными ресурсами нашей страны, использование их требует разумного, рационального подхода. Воды рек и озер Русской равнины сильно загрязнены. Из-за вырубки лесов происходит заиление и обмеление малых рек. Водные ресурсы не бесконечны, пора срочно принимать меры по их охране и возобновлению: создавать водоохранные лесные зоны вокруг рек и озер, переводить промышленность на замкнутый цикл водопотребления, решать проблему утилизации отходов и загрязняющих веществ. Заниматься чистотой вод необходимо не только в России, а и в странах Европы и Азии, ведь мы связаны единым круговоротом веществ в природе.
Источник
Где и как человек использует воды суши?
Прежде всего, уточним, что воды суши делятся на две больших категории -надземные и подземные.
К надземным относятся реки, озера, ручьи, пруды, болота.
Человек использует главным образом воду рек и озер. Сфера применения:
Подземные воды – это грунтовые и артезианские горизонты воды.
Человек использует в основном артезианские (они чище).
а) Тихого океана: Владивосток, Магадан, Находка, П-Камчатский, Холмск
б) Северного Ледовитого океана: Мурманск, Астрахань, Дудинка, Тикси, Диксон
в) Атлантического океана: Санкт-Петербург, Калининград,Выборг, Анапа
Среднегодовая температура в Дувре составляет около 11°, среднегодовая норма осадков (самые сильные дожди идут в октябре) составляет около 760 мм.
за год в киеве в среднем выпадает около 650 мм атмосферных осадков, меньше всего их в марте и октябре, больше всего – в июле.
Климат в Караганде резко-континентальный с холодными зимами, очень жарким летом и ничтожным годовым количеством осадков.
В Благовещенске резко-континентальный климат с муссонными чертами, что выражается в больших годовых (45-50°) и суточных (до 20°) колебаниях температур воздуха и резком преобладании летних осадков.
мыс Лопатка около 600 до 1100 мм ( режим осадков)
Источник
Разработка урока по географии на тему: «Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши»
Разработка урока по географии
Тема : ««Значение вод суши для природы и человека .
Охрана вод Мирового океана и суши»
МОШ I – III ст . № 29
Цель: сформировать представление обучающихся об основных проблемах гидросферы; загрязнение и расходование воды человечеством, предложить проблемы их решения.
Образовательные: разобрать состояния воды; познакомить с главными источниками загрязнения и потребителями воды; развитие познавательной активности, повышение интереса к предмету.
Развивающие: развитие ведущих каналов восприятия: зрительного, слухового, тактильного; развитие обще учебных навыков: умение отличать, анализировать, обобщать, делать выводы; развитие интеллекта; развитие монологической и диалогической речи.
Воспитательные: умение слушать учителя и друг друга, формирование бережного отношения к воде, как части природы, эстетическое, правовое воспитание.
Оборудование: атлас, учебник, рабочая тетрадь, синие и красные капельки.
Тип урока: формирование знаний и умений.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь! Приготовьтесь к уроку. Проверьте, все ли необходимое для урока, лежит на парте. Всё лишнее уберите.
2. Проверка домашнего задания.
— Сейчас проверим ваши знания по теме «Гидросфера». Пишем географический диктант. На доске написаны ответы. Я читаю вопрос, а вы пишете напротив номера вопроса цифру, соответствующую правильному ответу.
Крупный массив льда на земной поверхности, обладающий способностью к движению.
Уровень, выше которого снег не тает, а накапливается.
Вода, находящаяся в верхней части земной коры.
Участок суши с избыточным увлажнением.
Основная часть гидросферы, включающая воды океанов и морей.
Отдельный участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Его глубина составляет 11022 м.
Большие глыбы льда, отколовшиеся от ледника и дрейфующие в океане.
Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении, русле.
Водоем в природном углублении на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой.
7, 2, 4, 1, 10, 6, 9, 5, 3, 8.
— Теперь считаем и пишем количество исправлений в работе, обмениваемся с соседом по парте, в тетради пишем: Проверил… свою фамилию. Я читаю правильные ответы, а вы ставите + или -. Выставляем отметки. Напоминаю, что каждый правильный ответ оценивается в 0, 5 б.
3. Актуализация опорных знаний и умений
— Ребята, какую оболочку Земли мы изучаем?
Вода – с древних времен была символом чистоты, плодородия и источника жизни. Зовут ее в народе не иначе, как «матушка», «царица». Еще на заре человеческой истории люди отчетливо осознавали великое значение водной стихии. Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов. Древние греки, например, верили, что свою богатырскую силу Геракл обрел, выкупавшись в волшебном источнике Кавказа. Поэтому мифического героя одно время даже считали покровителем целебных вод.
В легендах и фольклоре озера – двухсторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественные миры. Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами – отсюда обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание.
Вода – самое распространенное вещество на планете и самое загадочное. Почти три четверти поверхности земного шара покрыто водой, заполняющей все природные водоемы и образующей океаны, моря, реки и озера.
4 . Изучение нового материала
Вода – единственное вещество на Земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллионов человек.
Вода составляет 80 % массы тела ребенка и 70 % массы тела взрослого человека. За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50 % кислорода и 82 % влаги. Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается – 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
— На протяжении длительного времени человек постоянно находился во взаимодействии с водой, но последнее время всё чаще используются термины «водный дефицит», «водный голод», «истощение водных ресурсов». Также это взаимодействие привело к определенным последствиям, о которых мы сегодня поговорим, поэтому тема нашего урока: «Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши». Откроем тетради запишем.
— Ребята, в каких состояниях может находиться вода?
То, что вода может находиться в трех состояниях человечество знало всегда. Но лишь недавно было обнаружено еще одно ее состояние – информационное.
Она способна воспринимать, копировать, сохранять и передавать информацию – даже такую тонкую, как человеческая мысль, слово и эмоция.
Японский врач МасаруЭмото обнаружил, что вода способна реагировать на человеческие мысли.
Вода, которой в течение месяца говорили слова «душа, надежда, благодарность» — образовала красивые шестиугольные кристаллы.
Особенно нравятся воде молитвы, причем не важно, человек какого вероисповедания и на каком языке их читает.
Включили воде и музыку. «Прослушав» симфонию Бетховена, Моцарта и этюды Шопена, из воды получались красивые, правильной формы кристаллы с отчетливыми «лучиками».
Вода же, которую оглушали тяжелым роком, замерзала в виде страшных рваных осколков.
А жидкость, которую ругали и обзывали, превратилась в груду уродливых ледяных осколков.
Многие из вас долгое время сидят за компьютером.
— Как вы себя после этого чувствуете?
Посидев около компьютера более 4 часов, у большинства людей начинается головная боль.
— Как вы думаете, почему?
Решили испытать компьютер – в воде появились неприглядные ледяные образования округлой формы, похожие на жерла вулканов. Оказывается, это вода бунтует в организме и у человека начинается головная боль.
В другом эксперименте пробирку с водой оставили на 4 часа перед телевизором. Получился размытый и как будто уставший кристалл.
— Как выдумаете, какие кристаллы образуются при заморозке воды из под крана? Почему?
А теперь давайте отдохнем!
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно.
Посмотрите, чайки, важно.
Ходят по морскому пляжу.
Сели чайки на песок
Продолжаем наш урок.
Отдохнули! Молодц ы! Садитесь на свои места.
— Я давала на дом задание подготовить сообщение о загрязнении воды.
Ежегодно в реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, что составляет 19 миллиардов тонн.
В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях ранкнров, сброса остатков нефтяного груза.
При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 милиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 2 миллиграмма на литр не выдерживает планктон и бентос.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
Как считает Всемирная Организация Здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из – за грязной воды.
До 2 миллионов морских птиц и 100 тысяч морских животных, в том числе 30 тысяч тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие – либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.
— Спасибо большое! Очень познавательный рассказ!
— А теперь давайте запишем
Источники загрязнения гидросферы
Бытовые стоки коммунального хозяйства
Стоковые воды сельского хозяйства
Воды шахт, рудников
Сбросы водного и железнодорожного транспорта
Стоковые воды промышленных предприятий
— Есть еще одна сложная проблема, связанная с водой
За последние60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз. 114 – 230 литров воды уходит во время приема 5-ти минутного душа. На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытье посуды 91 литр. Человек ежедневно использует 230 литров воды.
Знаете ли вы, что после 10-ти минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день.
На производство 1 тонны хлопчатобумажной ткани требуется 250 метров кубических воды, синтетической ткани – 5000, никеля 4000, чугуна – 200 метров кубических воды, стали – 150 тонн воды.
— Как вы думаете, о какой проблеме идет речь? (водопотребление)
Расходование воды человечеством
В бытовых целях
В промышленных целях
В сельском хозяйстве
Для получения электроэнергии
— Как вы считаете, к чему может привести загрязнение и недостаток воды?
5. Закрепление изученного материала
— Дома вы писали мини-сочинение о значении гидросферы и охране ее вод.
— Пар. 37 читать, повторить тему «Гидросфера»
— Подготовиться к контрольной работе.
— По желанию: предложите рекомендации по использованию и расходованию воды, оформив их на листе формата А4
В заключении мы проведем анализ вашей работы на уроке и анализ полученных знаний.
У каждого из вас на парте лежат карточки со значками, обозначение которых написано на обратной стороне, прочтите и оцените свою работу на уроке.
А также у вас лежат капельки красного и синего цвета. Если урок для вас был интересным и вы узнали что-то новое, поднимите красную капельку. Если урок был для вас не интересным и ничего нового вы не узнали, поднимите синюю капельку.
— Урок закончен! Всем спасибо! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УРОКА
За последние60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз. 114 – 230 литров воды уходит во время приема 5-ти минутного душа. На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытье посуды 91 литр. Человек ежедневно использует 230 литров воды.
Знаете ли вы, что после 10-ти минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день.
На производство 1 тонны хлопчатобумажной ткани требуется 250 метров кубических воды, синтетической ткани – 5000, никеля 4000, чугуна – 200 метров кубических воды, стали – 150 тонн воды.
Ежегодно в реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, что составляет 19 миллиардов тонн.
В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сброса остатков нефтяного груза.
При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 милиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 2 миллиграмма на литр не выдерживает планктон и бентос.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
Как считает Всемирная Организация Здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из – за грязной воды.
До 2 миллионов морских птиц и 100 тысяч морских животных, в том числе 30 тысяч тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие – либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.
Вода – единственное вещество на Земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллионов человек.
Вода составляет 80 % массы тела ребенка и 70 % массы тела взрослого человека. За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50 % кислорода и 82 % влаги. Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается – 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Источник