- Конспект занятия в подготовительной группе «Чем река отличается от моря?»
- Ход занятия:
- Почему реки извилистые? И чем море отличается от залива?
- Самобытные экосистемы: чем отличаются устья рек Лены и Оби?
- В чем различия?
- Характеристика устьевой области Оби
- Климат и флора
- Фауна
- Характерные особенности устья Лены
- Климат и флора
- Фауна
- Заключение
Конспект занятия в подготовительной группе «Чем река отличается от моря?»
Галина Сибгатуллина
Конспект занятия в подготовительной группе «Чем река отличается от моря?»
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе.
Тема: «Чем река отличается от моря?»
ЦЕЛЬ: Формирование у детей целостного представления об окружающем мире.
1. Знакомить и уточнять представления о реках, морях; о пресной и морской воде.
2. Вызывать интерес к познанию окружающего мира. 3. Обогащение речи детей.
4. Воспитывать уважение к природе родного края.
ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска; глобус; 2 стакана с водой; морская соль; бумага для оригами.
Ход занятия:
На столе воспитателя стоит накрытый глобус.
– Ребята, послушайте загадку.
На столе передо мной
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю. .
Воспитатель: Глобус – это макет нашей планеты Земля, а теперь посмотрите на фото Земли из космоса. Ребята, как вы думаете, почему Земля имеет голубой окрас?
Воспитатель: Правильно потому что на нашей планете очень много океанов, морей, водоёмов, рек, озёр, ручейков. Послушайте ещёодну загадку:
С ручейка берёт начало,
Чтобы это означало?
Глубока и широка
Средь полей бежит …
Дети: Река.
Воспитатель: Правильно, река. Реки великий дар природы, а вы знаете на какой реке стоит наш город Красноярск?
Дети: Река Енисей.
Воспитатель: Правильно. На великой и могучей реке Енисей стоит наш город. А ещё его называют – красавец Енисей. Как вы думаете. Почему?
Воспитатель показывает слайды с видами реки.
Воспитатель: Дети, а что вы видели на Енисее?
Воспитатель: Мосты, корабли и лодки по берегам. Горы и лес. И на двух берегах – левом и правом раскинулся город Красноярск. А ещё на Енисее стоит Красноярская ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией весь Красноярский край. Вот почему Енисей называют могучим.
Воспитатель: Ребята очень хочется пить, давайте попьём свежей водички. А как вы думаете, откуда в нашем кране такая вкусная, пресная вода?
Воспитатель: Правильно, конечно тоже из Енисея. Дети, как вы думаете, чтобы в нашем Енисее вода всегда была такая же чистая и вкусная, что мы с вами можем и должны делать?
Воспитатель: Правильно беречь этот дар природы, не оставлять мусор на берегу. А вы знаете, откуда начинается река Енисей? Сейчас я вам расскажу. На юге Красноярского края есть город Кызыл, там Енисей и начинается, как в песне – «с голубого ручейка, начинается река». По пути на север в него вливаются множество ручейков и небольших речушек, и Енисей становится всё шире и шире. Ребята, мы с вами живём на берегу красавца Енисея. Вам хочется узнать куда же дальше течёт Енисей.
Воспитатель: Давайте это узнаем из нашей физкультминутки.
(Физкультминутка проводится под музыку В. Шаинского, слова Ю Энтина.
Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)
Без конца и края. (Кружимся на месте.)
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками.)
Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)
Поскорей неси меня,
Синяя вода. (Присели, обхватили Плечи руками.)
Воспитатель: А теперь проведём эксперимент: Подумайте, как из пресной воды сделать морскую?
Воспитатель: Правильно, в стакан с пресной водой нужно добавить морской соли. Послушайте ещёодну загадку:
КРУГОМ ВОДА, А С ПИТЬЕМ БЕДА… (море)
Солёной водой не напьешься.
Ребята, а теперь давайте сделаем двухтрубный кораблик и на нём мышонок поплывёт в путешествие к синему морю.
Воспитатель: Ребята, вам домашнее задание узнайте вместе с родителями, в какое море впадает река Енисей.
Конспект интегрированного занятия «Обитатели моря» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» г. Всеволожска КОНСПЕКТ непосредственно.
«Путешествие по островам Математического моря». Конспект занятия по математике в средней группе Задачи: 1. Закреплять умение детей считать до 5. Закреплять знания о цифрах до 5. 2. Закреплять знания знаний детей о геометрических фигурах.
Беседа в подготовительной группе «Чем школа отличается от детского сада» Программное содержание: Систематизировать и расширять представления детей о школе. Формировать позитивное отношение к обучению в школе,.
Конспект занятия «Чем отличается фантазия от лжи?» Цели: научить детей различать обман и выдумку-фантазию; подвести к пониманию, что обманывать нельзя, а фантазировать можно. Ход занятия.
Конспект НОД в старшей группе «Подводный мир моря» Конспект НОД в старшей группе на тему «Подводный мир моря» Цель : дать первоначальное представление о подводном мире. Задачи: -формировать.
Конспект занятия «На дне Черного моря» (средняя группа) Конспект занятия «На дне Черного моря» (средняя группа) Задачи: — Создать аппликацию подводного мира своими руками. — Воспитывать аккуратность.
Конспект занятия «Путешествие в подводный мир Каспийского моря» Программное содержание: • обобщить, уточнить и расширить знания о морских богатствах и многообразии рыб Каспийского моря; • формировать.
«Защитники Отечества». Конспект занятия с использованием технологии «Река времени» с детьми старшей группы Тема (проект. событие):«Защитники Отечества» Возрастная группа: дети 6го года жизни Форма НОД: Познавательно — исследовательская деятельность.
Конспект интегрированного занятия «Сокровища Красного моря» Затерянные сокровища Восп: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся! Дети: Здравствуйте! Восп: Мы прошли через волшебную дверь.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Жители моря» Конспект образовательной деятельности на тему: «Жители моря» с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: дать детям представление о.
Источник
Почему реки извилистые? И чем море отличается от залива?
Голубая поверхность планеты Земля далеко видна из Космоса. Именно вода делает жизнь на планете возможной. Её значение для обитателей общего дома безгранично.
Появление воды на Земле и её мировые запасы
Происхождение живительной жидкости на Земле до конца учеными однозначно не объяснено. Главенствуют несколько версий. Согласно теории космического зарождения воды, при бомбардировке планеты более 3,5 млрд лет назад, вместе с космическим веществом на Землю попал лед, вмешанный в гордые породы. При таянии внеземного льда образовалась вода. Теория не поясняет, сколько было необходимо космических глыб, чтобы они наполнили безжизненное пространство водой, которой сейчас на Земле 70%.
Согласно другой теории, вода образовалась из-за разного давления и температуры внутри планеты и на её поверхности. Процессы вызвали химические реакции, в результате которых вода стала выделяться из диоксида кремния и водорода.
Какая бы теория не поясняла происхождение воды, ясно одно: без неё ничего не могло существовать. Человек, как и другие представители живой оболочки Земли, на 80% состоят из воды. При её недостатке в 15-20% процессы жизнедеятельности настолько ухудшаются, что могут вовсе остановиться. Универсальный, ничем не заменимый растворитель и поставщик минеральных веществ и солей для организма остается ключевым элементом жизни на Земле.
Извилистые реки — главные водные артерии
Рассматривая снимки водного пространства с Космоса, можно отметить, что реки не текут прямо; их русла выглядят как извивающиеся ленты. Тому есть практическое объяснение.
Вода, ниспадающая потоком с гор, пробивает себе ровную дорогу. Скорость течения горной реки больше, чем движение воды по равнине. Река высокогорного типа может иметь прямое русло.
Протекая по равнине, поток воды имеет небольшую скорость. Реке тяжело преодолевать препятствия. Грунт по структуре и свойствам разный, и процессы вымывания русла будут неравномерными. В том месте, где образовалась ямка, поток воды усилится, значит, давление и скорость будут больше. Русло образует поворот. Через некоторое время в другом месте произойдет размыв грунта. Река двинется в другую сторону. Так формируются ленточные русла водных артерий Земли.
Водные объекты: моря и заливы
Река имеет четко очерченные траектории, которые обозначены берегами. Заливы и моря могут иметь видимые очертания, но их может и не быть. Тогда возникает вопрос: как различить залив и море.
Море, по географическому определению, имеет границы. Они могут быть просматриваемыми на суше, так как берега нетрудно различить. В морском пространстве также встречаются моря, однако их границы не видно: они находятся глубоко под водой.
Залив – часть мирового океана, вдающаяся в сушу. Четко обозначенных границ он не имеет, как и нет подводных или сухопутных географических объектов, однозначно очерчивающих его края. Заливы подразделяются на виды:
• лагуна (отделена от океана рифами);
• бухта (частично прикрыта от океанической воды и ветра с одной из сторон вдающимися в водное пространство скалами, горами);
• фьорд (длинный залив скального происхождения);
• эстуарий (образованный посредством реки водный объект);
• лиман (временный залив, который появляется сезонно, в период разлива реки и затопления прибрежной суши).
Вода – драгоценный ресурс, значение которому не придается, если в нем нет недостатка. Не только в промышленном, но и в бытовом плане при отсутствии воды в водопроводе останавливается деятельность. Стоит ей исчезнуть, Земля прекратит существование. Беречь незаменимый ресурс – задача, от решения которой зависит будущее человечества.
Больше полезных и интересных статей вы сможете найти на сайте «Космогид» . Изучайте космос вместе с нами!
Источник
Самобытные экосистемы: чем отличаются устья рек Лены и Оби?
Устье реки охватывает район её впадения в море, океан или озеро. Оно включает в себя в себя нижний участок русла, дельту и эстуарий. Здесь нередко формируется самобытный гидрологический режим и, как следствие, создаётся особая экосистема.
Устья двух великих сибирских рек – Лены и Оби – имеют между собой общего и различного. О том, чем отличаются устья рек Лены и Оби, расскажем далее.
В чем различия?
Для наглядности приведем сравнительную таблицу для двух рек:
Параметры | Обь | Лена |
Место впадения реки в Северный Ледовитый океан | Карское море | Море Лаптевых |
Высота устья над уровнем моря, м | 0,8 | 0 |
Расход воды у устья, м3/с | 12 492 | от 15 500 до 17 170 |
Годовой сток через устье, км3 | 394 | Около 500 |
Площадь дельты, тыс. км2 | 4,5 | 45 |
Характеристика устьевой области Оби
Устьевая область Оби представляет собой эстуарно-дельтовую систему. Дельта – место расширения реки на множество рукавов и проток. Эстуарий – однорукавное устье реки, которое расширяется в сторону приёмного водоёма в виде воронки.
В этом месте река формирует разветвлённую дельту, которая начинается от острова Большие Яры, делясь на два больших рукава – Надымскую и Хаманельскую Обь. В свою очередь, они тоже расходятся, образуя устьевые бары.
Глубина реки между ними всего 2 – 2,5 м, что создаёт серьёзные трудности для судоходства. Бары – динамичная и изменяющаяся часть русла, представляющая собой отмель, образованную наносами.
Климат и флора
Суровый климат низовья и устья Оби обусловлен близостью Северного Ледовитого океана. Более 220 дней в году река находится под ледяным покровом. Половодье здесь начинается в третьей декада апреля, достигая максимума к середине июля и постепенно спадая к середине сентября.
Западные берега реки в этих местах обрывистые, восточные – более плоские. Здесь расстилается заболоченная равнина, поросшая лишь мхом и лишайником с изредка встречающимися карликовыми берёзами.
Фауна
В устье водятся около 50 видов рыб, из которых 35 принято считать промысловыми:
Здесь, на стыке морской и речной воды, зимуют рыбы особо ценных пород.
В Обской губе обитают нерпа, морской заяц, а также некоторые редкие виды млекопитающих:
- атлантический морж;
- бурозубка;
- белый медведь
- овцебык;
- северный олень.
Отмечены редкостные случаи захода в Обскую губу гренландских китов.
Дельта заселена пернатыми, среди которых преобладают:
На островах гнездятся чёрные казарки. Особое место занимают занесённые к Красную книгу малые лебеди.
В настоящий момент реализуется проект по углублению Обской губы – это позволит заметно интенсифицировать судоходство. 60 млн. м3 донных отложений планируется переместить со дна реки на другой участок залива. Такое серьёзное вмешательство в экосистему способно погубить место зимовки рыб особо ценных пород и привести к их уничтожению.
Характерные особенности устья Лены
Лена впадает в море Лаптевых в районе вечной мерзлоты, образуя самую обширную дельту в Арктике, которая начинается в 150 км от берега.
До морского побережья доходят три судоходные протоки:
Климат и флора
Территория дельты занята тундровыми болотами, каменистыми лишайниковыми пустынями, щебнистыми горными тундрами. В дельте Лены расположены более 30 тысяч больших и малых озёр.
Климат устья реки весьма суров – снежный покров в этих местах сохраняется в течение девяти месяцев, а продолжительность безморозного периода всего сорок дней. На берегу моря Лаптевых длительность относительно тёплого периода, когда среднесуточная температура воздуха бывает выше нуля, составляет 97 дней, поэтому земля оттаивает на глубину от 10 до 120 см.
Даже летом здесь мало солнца, дуют сильные ветра, нередки шторма, поэтому населения практически нет. Отдельные рыбацкие заимки отделены друг от друга сотнями километров.
Однако для учёных это место представляет большой интерес: в 1985 году в Булунском районе республики Саха (Якутии) был организован Усть-Ленский государственный природный заповедник. Он расположился в дельте и на западных склонах Харулахского горного хребта.
Самобытная флора и фауна этого замечательного места привлекают научных сотрудников из разных стран мира, изучающих природу и заботящихся о восстановлении исчезающих видов.
Всего на территории Ленской дельты насчитывается 402 вида растений, за исключением мхов. По берегам многочисленных проток растут невысокие кустарниковые ивы.
Учёные обнаружили здесь три уникальных вида:
- проломник Городкова;
- хохлатка Городкова;
- камнеломка молочно-белая.
Кроме того, представляет научный интерес родиола розовая, известная под названием золотого корня, которая произрастает в тундре, на лугах, на склонах Приморского кряжа. Ещё одно удивительное растение семейства бобовых – брайя – встречается в щебнистой тундре и на каменистых склонах. Некоторые виды лишайников и незабудка Чекановского также находятся под охраной.
На острове Тит-Ары в устье Лены расположен самый северный в мире лесной массив – на широте 72° растут даурские лиственницы высотой до 6 м.
Фауна
В суровом климате дельты Лены живут многие виды млекопитающих:
- песец;
- северный олень;
- белый медведь;
- снежный баран;
- лаптевский морж;
- черношапочный сурок.
Кроме того, здесь находят пристанище водоплавающие птицы:
В последние годы усилиями сотрудников заповедника восстановлена численность лебедей, белых гусей, розовых чаек, а также успешно акклиматизированы овцебыки.
Многообразна ихтиофауна этого района. Заметно уменьшившаяся популяция промысловых рыб:
- нельмы,
- муксуна,
- пеляди,
- сигов,
- осетра и др. в заповеднике успешно восстанавливает свою численность.
Заключение
Самобытные экосистемы устьев Лены и Оби требуют пристального изучения. Исследования последних лет уверенно подтверждают усиление антропогенного влияния, поэтому крайне важно заботиться о сохранении природных ресурсов. Примером такого бережного отношения служит Усть-Ленский заповедник.
Источник