- «Сбивай его на х. » – как безалаберные ВСУ расстреляли пассажирский Ту-154
- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Общество
- Гордон (Украина): Ту-154 над Черным морем не был сбит украинской ракетой, а взорван изнутри. Причину нужно искать в пассажирах
- Контекст
- В гибели российского Ту-154 10 лет назад Украина виновной себя не считает
- Трагедия, которая ничему не научила Украину: Как ВСУ сбили российский Ту-154
«Сбивай его на х. » – как безалаберные ВСУ расстреляли пассажирский Ту-154
Забываемая за давностью лет катастрофа над Черным морем, в результате которой погибло 78 человек рейса Тель-Авив – Новосибирск, и сейчас не нашла своего логичного завершения. Признав таки свою вину, Украина так и не выплатила компенсации российской авиакомпании «Сибирь» в размере 15 миллионов долларов, ограничившись выплатами по 200 000 долларов за каждого погибшего израильтянина и россиянина. Сбить-сбили, но отвечать по полной не будем – это в стиле нынешней политики Киева.
Плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив – Новосибирск, выполняемый утром 4 октября 2001 года из аэропорта имени Давида Бен Гуриона в аэропорт Толмачево, прервался через 1 час 45 минут полета. Лайнер находился на высоте 11 тысяч метров и уже собирался приступить к снижению в аэропорту города Сочи, где должна была произойти промежуточная заправка топливом. До посадки в российском курортном городе оставалось около 200 километров, когда экипаж зафиксировал факт попадания своего самолета в прицел ракеты и успел отправить в эфир несколько сигналов тревожной кнопкой. Отклониться от поражающего действия мчащейся на перехват ракеты уже не представлялось возможным – пилоты лишь успели заметить, что их атакуют.
Как известно, именно в это время на территории мыса Опук в Крыму проходили учения ПВО Украины, на которых присутствовали в том числе и иностранные наблюдатели. Стрельбы по учебным воздушным целям велись в том числе из комплексов С-200В, ракета которого и ошибочно поразила гражданское судно.
«Злой умысел в сбитом Ту-154 над Черным морем в 2001 году предположить сложно, скорее его и не было, – считает военный эксперт Владислав Шурыгин. – Тогда еще не было такого количества негатива в мозгах украинских граждан по отношению к россиянам. Тем более это был международный рейс, на борту самолета находились в основном граждане Израиля и Украина не рискнула бы нарываться на такой крупный скандал, от которого не смогла бы отвертеться. Причина видится в другом – к тому времени уже как десять лет в войска ПВО Украины не поступали выпускники профильных военных училищ, а многие из действующих офицеров либо уволились, либо уехали в Россию. Вероятнее всего, что оператор комплекса С-200В был просто недостаточно профессионально подготовлен, плюс находился под психологическим прессингом высокого начальства, которое требовало проявить мастерство в глазах иностранных наблюдателей. Все это и могло привести к тому, что вместо учебной цели, находившейся в 60 километрах, оператор навел ракету на цель, которая находилась на удалении в 250-300 километрах – перепутал! Главное было быстрее произвести пуск и показать лихость украинских пэвэошников. Результат известен».
После катастрофы Киев сразу ушел в «несознанку» и еще долгое время открещивался от участия в трагедии своей ракеты.
«Трагедии, когда гражданский самолёт становится жертвой военных (по различным причинам) не так уж редки, – считает медиаконсультант Александр Зимовский. – В таких случаях существует железное правило: всё отрицать. Кроме того, великие державы могут себе позволить ещё одну вольность. Оправдать уничтожение гражданского воздушного судна, признав его военным инцидентом. Так ведут себя, например, американцы. Помните иранский аэробус, который был сбит ракетой с американского крейсера «Винсеннес»? Тогда погибло 290 человек, командир корабля получил орден.
Украина, как третьеразрядная страна, такую роскошь себе позволить не может. Поэтому в случае с уничтожением Ту-154 над Чёрным морем в 2001 году Киев ушёл в полную «несознанку». Мне хорошо знакомы все обстоятельства трагедии, потому что в 2001 году наша телекомпания сообщила о том, что украинским ЗРК во время стрельб в Крыму сбит пассажирский самолёт. Я сам курировал этот спецвыпуск новостей, и проводил фактчекинг на основе данных американских систем слежения и оповещения. Они сразу и без колебаний указали на украинское происхождение ракеты, сбившей самолёт, вылетевший из Тель-Авива.
В дальнейшем украинские полководцы и официальные лица пошли в отказ. Но тогда, в первые несколько часов, со страху, практически все причастные с украинской стороны никак не оспаривали случившееся. Командование ВСУ признало и факт учений, и само проведение стрельб в указанном районе, и потерю контроля над выпущенной ракетой со стороны боевого расчёта ЗРК. И даже сохранилась в украинском военном фольклоре команда министра обороны Кузьмука командиру ЗРК, выразившему сомнение по поводу захваченной цели: «Сбивай его на х. ». Через две недели Кузьмука сняли с должности.
В тот роковой день на полигоне Опук ставили показуху для президента Кучмы. Дирижировал сам министр обороны Украины генерал армии Кузьмук, с ним были главнокомандующий ПВО Украины генерал-полковник Владимир Ткачёв и его заместитель по боевой подготовке генерал-лейтенант Владимир Дьяков, командующий 49-м украинским корпусом генерал-лейтенант Калинюк. Кучму спасло только то, что он накануне «заболел» (с ним это часто бывало), и не прибыл на полигон. Однако он никогда не отрицал ни самого инцидента, ни вины Украины в произошедшем. Пусть даже с непременной оговоркой о случайности трагедии».
Тогда, по итогам служебного расследования трагедии в небе над Черным морем «ушли» в отставку многих высокопоставленных военных имеющих пусть даже косвенное отношение к сбитому российскому самолету. При этом никто из них не был отдан под суд – все отделались порицанием. Более того, Украина все это время выдвигала и выдвигает версии о своей непричастности к инциденту и, несмотря на результаты расследований, «продавливает» версию внутреннего взрыва на борту гражданского воздушного судна. Да и сегодня, в очередную годовщину, в Киеве никто не вспоминает о той страшной трагедии – такая «меткость» украинских ПВО сегодня явно не в почете.
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Гордон (Украина): Ту-154 над Черным морем не был сбит украинской ракетой, а взорван изнутри. Причину нужно искать в пассажирах
«Гордон»: Товарищ генерал, здравия желаю.
Александр Кузьмук: Добрый вечер.
— Александр Иванович, я зачитаю вам сухую сводку, думаю, она вам о многом скажет: 4 октября 2001 года ракетой «земля — воздух», стартовавшей на учениях войск ПВО в Крыму, над Черным морем был сбит самолет Ту-154, следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск с 74 пассажирами и членами экипажа на борту. Россияне утверждают, что сбили самолет украинцы. Однако, я знаю, есть и другая точка зрения. Вам она известна?
— Интересное у нас начало. Я представляю, какое будет продолжение. Но я к нему готов. Большая человеческая трагедия действительно произошла 16 лет назад 4 октября. Я расскажу, как это было. Проходили плановые учения войск противовоздушной обороны Украины и военно-воздушных сил, которые регулярно проводились раз в два года. И, как правило, приглашались командующие войск ПВО и ВВС всех сопредельных государств, в том числе и России. На завершающем этапе стрельб командующий войск ПВО и ВВС России генерал-полковник Корнуков сообщил о трагедии, которая произошла над Азовским морем. Естественно, все присутствующие высказали соболезнования. Тогда еще никто не знал, что случилось.
— А он сказал, какая именно трагедия?
— Что пропал самолет…
— …пропал…
— …потерпел крушение самолет над Азовским морем. К вечеру оказалось, что над Черным. И, безусловно, в первую очередь отреагировали мы, ведь учения проходили у нас. Я прилетел на мыс Опук и потребовал провести селекцию всех пусков, которые были совершены в тот момент. По времени и возможностям подходил только один комплекс — С-200, который теоретически мог бы достичь самолета, потому что практически он стреляет по целям на дальность 70 километров. Но место гибели самолета до сих пор не установлено, поэтому сама формулировка «был сбит ракетой» — не совсем точна. Мы все проверили и возбудили уголовное дело, как и генеральная прокуратура России. Однако первое возбуждение было по статье «терроризм». А потом начали искать обломки. Почему не определено точное место крушения самолета? Потому что их унесло течением на большое расстояние. Но некоторые фрагменты были подняты спасательными средствами МЧС Российской Федерации.
Хотя самое интересное началось позже. На 12-13-й день после катастрофы Международный авиационный комитет, который находится в Москве, напрямую обвинил Украину в крушении самолета. Сравните: три года назад был сбит малайзийский Boeing, и до сих пор нет окончательных материалов расследования. При том, что обломки этого самолета оказались на земле, а там — на глубине две тысячи метров. И на 12-й день Украину обвинили в катастрофе! Российская Федерация передала уголовное дело генеральной прокуратуре Украины, которая начала очень тщательное расследование. И вот тут пошли нестыковки. Первое: из тех обломков, что были найдены, ни один фрагмент внешней обшивки самолета не был поврежден, а их было обнаружено немало. В том числе и носовая часть самолета, где они просто обязаны были быть, но они отсутствовали. Однако на внутренних частях самолета, между первым и вторым салоном, повреждения имелись…
— …взрыв был изнутри?
— Далее Международный авиационный комитет заявил, что взрыв произошел в 18 метрах выше хвоста самолета. Как они это определили, нам непонятно. Этот класс ракет, тип комплексов, стреляет не вдогонку, а на упреждение. Были найдены фрагменты снаряда и боевые поражающие элементы. К сожалению, в телах погибших. Мы провели все виды анализов. Здесь новая нестыковка: они не совпадали между собой. А спектральный анализ показал, что они не принадлежат боевой части ракеты. Потому что мы разобрали снаряды, которые были изготовлены в одном цеху с предыдущим и последующим номерами, по отношению к выпущенной, и между собой они не совпали. Остатки взрывчатого вещества, которое применяется в боевой части, также на этих поражающих элементах отсутствовали. Но присутствовало обычное взрывчатое вещество, которое используют для самодельных бомб.
— Вывод: этот самолет сбила не Украина?
— Еще не весь вывод!
— …ага.
Контекст
В гибели российского Ту-154 10 лет назад Украина виновной себя не считает
— Итак, самолет не был сбит украинской ракетой?
— Самолет не был сбит украинской ракетой.
— Что с ним случилось, на ваш взгляд? Какой-то внутренний взрыв, теракт?
— Судя по всем исследованиям, в том числе и тем, которые мы проводили за рубежом (некоторые из них нельзя подтвердить), самолет был взорван изнутри. Это тщательно готовилось. Время подобрано хорошее! Мы за 20 суток…
— …объявили…
— …да, подали на Мюнхен информацию, что мы закрываем район, чтобы они передали всем, что с такого-то по такое-то время, с точностью до минуты, будут проводиться ракетные стрельбы в таком-то направлении…
— …все понятно…
— Но поведение самолета было странным, он же отклонился от курса, он не должен был вообще там лететь!
— Как вы думаете, целью этого теракта, если он таковым являлся (а мы к этому склоняемся), было подставить Украину?
— Я не думаю, что это так. Как сопутствующее — возможно, я этого не исключаю. Но причину этой катастрофы, на мой взгляд, нужно искать среди пассажиров того самолета.
— Много рубцов на сердце появилось у вас после этой трагедии?
— Разбирательство по этому делу длилось 10 лет. Но я с первого дня самостоятельно принял решение об отставке. Меня же никто не снимал с должности. Я просто понимал ответственность, и как эта ситуация повлияет на имидж страны. Тем более, что Украина тогда находилась в непростом внутренне- и внешнеполитическом положении. И я считал своим долгом не просто просить, а требовать у президента отставки для того, чтобы минимизировать проблемы. Конечно, рот никому не закроешь, у каждого свое мнение, но я думаю, что у меня это в какой-то мере получилось.
Материал впервые опубликован 29 июня 2017 года.
Справка
4 октября 2001 года пассажирский самолет Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом 1812 из Тель-Авива в Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем в 200 км к юго-западу от Сочи. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Согласно расследованию, самолет был сбит украинской ракетой комплекса С-200, запущенной в ходе военных учений. Украина официально не признала юридической ответственности за катастрофу.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник
Трагедия, которая ничему не научила Украину: Как ВСУ сбили российский Ту-154
17 лет назад, 4 октября 2001 года, украинские военные во время учений в Крыму сбили над Черным морем российский пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь»
Трагедия произошла 4 октября 2001 года в 13 часов 45 минут по московскому времени. Пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший регулярный рейс №1812 Тель-Авив — Новосибирск, взорвался в воздухе на высоте 11 000 метров и рухнул в Черное море примерно в 200 километрах от Сочи. Все находившиеся на борту 66 пассажиров (51 гражданин Израиля и 15 граждан России) и 12 членов экипажа (граждане России) погибли.
Первые версии
Первым о произошедшем падении самолета сообщил Гарик Оганесян — командир экипажа армянского самолета Ан-24, который следовал параллельным курсом с Ту-154. Произошло это примерно через две-три минуты после того, как российский авиалайнер исчез с экранов радаров. По словам Оганесяна, слева от себя он наблюдал мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море.
Сразу после этого сообщения началась спасательная операция, в ходе которой были обнаружены обломки Ту-154, тела и личные вещи погибших. По поручению президента России Владимира Путина была создана специальная комиссия по установлению причин авиакатастрофы, которую возглавил секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло.
Одной из начальных версий случившегося был террористический акт на борту. С момента трагических событий 11 сентября в Соединенных Штатах прошло всего лишь три недели. Мир замер в ожидании новых атак со стороны международных исламистских группировок, о возможности которых предупреждали спецслужбы и говорили все мировые СМИ.
Однако версию взрыва на борту первыми стали подвергать сомнению представители таможенной службы международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона, откуда лайнер начал свой последний полет. По их словам, все пассажиры проходили жесткий контроль, включавший личное собеседование с представителями израильской службы безопасности, а багаж проходил через декомпрессионные камеры, позволяющие обезвредить взрывное устройство.
Ту-154. Фото: Belovodchenko Anton / Shutterstock.com
Второй версией крушения Ту-154 стали технические неполадки. Однако представители авиакомпании «Сибирь» опровергли возможность неисправности самолета. Разбившийся Ту-154 находился в эксплуатации всего десять лет и за два года до трагедии прошел капитальный ремонт. Управлял лайнером опытный экипаж. Командир самолета Евгений Гаров имел почти 11 тысяч часов налета, из которых почти шесть тысяч — на Ту-154. Украинская сторона при этом сохраняла молчание.
Версию, что российский самолет мог быть поражен украинской зенитной ракетой комплекса С-200, первыми сообщили американские телекомпании CBS и CNN . Произошло это через несколько часов после трагедии. Подтвердили эту информацию и в Пентагоне, сославшись на данные спутников слежения, зафиксировавших пуски ракет над акваторией Черного моря за несколько минут до крушения Ту-154 .
Примечательно, что после трагедии со сбитым украинским ЗРК «Бук» малайзийским «Боинг-777» рейса МН17 американцы так и не соизволили предъявить данные своих спутников-шпионов, которые позволили бы установить точное место пуска ракеты.
Отмазки Киева
В Киеве сначала бросились отрицать сам факт проведения учений. Затем с оговорками признали факт проведения стрельб из ЗРК на мысе Опук под Керчью, но при этом с негодованием отвергая возможность ошибочного попадания ракеты в пассажирский лайнер: мол, ракеты были без боеголовок и вообще имели дальность 5 000 метров.
Лгали министр обороны Украины Александр Кузьмук, главком войск ПВО, генерал-полковник Владимир Ткачев и его заместитель по боевой подготовке, генерал-лейтенант Владимир Дьяков, непосредственно руководивший стрельбами.
Отмазывался как мог сам президент Леонид Кучма, который сначала заявил, что азимут стрельб украинских ЗРК не совпадал с курсом рейса 1812, а затем и вовсе стал утверждать, что «теоретически возможно все» и вообще ракеты — российского производства (!). Добавим, что одним из первых украинских политиков, кто публично признал, что версия о попадании зенитной ракеты класса «земля-воздух» ВСУ в пассажирский самолет «имеет право на существование», стал тогдашний премьер-министр Анатолий Кинах.
Л. Кучма. Фото: www.globallookpress.com
Проведенное расследование установило, что ракета комплекса С-200 имела своей целью беспилотную мишень Ту-143 «Рейс», находившуюся в 50-километровой закрытой зоне. Однако радар осуществил захват сразу трех целей, среди которых были, помимо планируемой мишени, оказавшиеся за пределами закрытой зоны, но в досягаемости полета зенитной ракеты российский Ту-154 и армянский Ан-24.
При этом сразу определить, что представляют собой «цель №2» и «цель №3», украинский оператор не мог. Как стало известно из магнитофонной записи переговоров оператора наведения с командным пунктом и непосредственным руководителем ракетных стрельб, заместителем начальника ПВО Украины, генерал-лейтенантом Владимиром Дьяковым, последний при получении информации о неопознанных целях, вместо того чтобы осуществить проверку, дал команду открыть огонь.
Вместо малоразмерной и идущей на небольшой высоте «цели №1» ракета комплекса С-200 захватила и поразила более крупную и имевшую большую отражающую поверхность «цель №2», находившуюся на той же траектории на расстоянии примерно 250 километров от места старта. По трагическому стечению обстоятельств этой целью оказался гражданский рейс 1812.
Лишь под давлением неопровержимых доказательств, предъявленных следствием, в Киеве стали признавать свою ответственность за сбитый самолет. При этом Леонид Кучма призвал 10 октября «не делать из этого трагедии»: мол, такое везде случается — «не мы первые и не мы последние».
А министр обороны Кузьмук 13 октября нашел в себе силы принести извинения родственникам жертв авиакатастрофы, заявив:
Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены.
С-200. Фото: www.globallookpress.com
Почему трагедия Ту-154 так ничему и не научила Украину?
В конечном итоге Украина выплатила материальную компенсацию семьям погибших — по 200 тысяч долларов за каждого, — не признавая при этом юридическую ответственность за трагедию. Платить компенсацию в размере 15 миллионов долларов авиакомпании «Сибирь» в Киеве наотрез отказались. Судебные тяжбы по этому делу продолжались до 2013 года и закончились безрезультатно.
Отметим, что, несмотря на проведенное расследование, уголовной ответственности за халатность, приведшую к гибели 78 человек, никто из украинского военного командования так и не понес. В конечном итоге были уволены из армии главком ПВО Украины Ткачев, его заместитель Дьяков, начальник радиотехнических войск ПВО Коротков и еще ряд нижестоящих военнослужащих. 24 октября 2001 года был отправлен в отставку и министр обороны Кузьмук.
Однако близость к Кучме позволила ему уже в следующем году избраться в Верховную раду. Накануне «оранжевой революции» в сентябре 2004 года Кузьмук вновь на несколько месяцев возглавил украинское оборонное ведомство и был снят лишь после смены президентской команды. В интервью Дмитрию Гордону летом 2017 года украинский генерал вновь стал отрицать причастность Украины к гибели Ту-154, утверждая, что самолет упал вследствие взрыва на борту.
Произошедшая трагедия с Ту-154 ничему не научила Украину и ее военных. Не вызвала она и никакой серьезной международной реакции с требованиями привлечь к ответственности всех виновных. И Израиль, и Россия вполне удовлетворились выплаченными Киевом компенсациями родственникам погибших даже без юридического признания украинскими властями ответственности.
По большому счету, об авиакатастрофе над Черным морем довольно быстро забыли ввиду невозможности извлечения из нее серьезных политических дивидендов. Безнаказанность же в значительной мере способствовала повторению трагедии в гораздо большем масштабе. Правда, с одной большой разницей: уничтожение украинской ракетой зенитно-ракетного комплекса «Бук» малайзийского «Боинга-777» рейса МН17 в небе над Донбассом 17 июля 2014 года и гибель 298 человек остаются предметом спекуляций и важным элементом активной информационной войны Запада против России.
Место гибели малайзийского «Боинга-777» рейса МН17. Фото: www.globallookpress.com
Это при том, что Москва представила исчерпывающие доказательства, свидетельствующие о ее непричастности к трагедии. Тогда как Украина лишь продолжает голословно обвинять в произошедшем Россию, не предъявляя никаких доказательств и отрицая, как и в случае с Ту-154, очевидные факты.
Впрочем, стоящим за киевским режимом странам Запада не впервой использовать трагедии с гибелью десятков, а то и сотен людей как повод для информационной войны и обвинений в отношении геополитического противника. Достаточно вспомнить реакцию пресловутой «международной общественности» во главе с США на сбитый по ошибке 1 сентября 1983 года советским истребителем южнокорейский «Боинг-747» рейса KAL -007, который то ли по трагической случайности, то ли вследствие сознательной провокации оказался в советском воздушном пространстве над Сахалином.
После этой трагедии на Западе Советский Союз называли «империей зла». Спустя пять лет, в июле 1988 года, когда уже сами американцы сбили над Персидским заливом (где Персидский залив и где США!) иранский пассажирский аэробус А300, Белый дом и его сателлиты цинично назвали случившееся «надлежащей оборонительной акцией».
Источник