Чем является море для жуковского

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 24.03.2020

Море обладает поразительной, удивительной силой над человеком: оно манит, притягивает к себе, заставляет задуматься над вечными проблемами, зовет навстречу увлекательным приключениями. Недаром сторонники романтизма часто используют в своих произведениях образ этой бушующей водной стихии. Василий Андреевич Жуковский стал одним из первых русских писателей, который сравнил мятущуюся человеческую душу с морем, столь прекрасным в своем безграничном разнообразии.

История создания

Василий Андреевич написал свое знаменитое произведение «Море» в 1822 году, на самом пике своего творчества. Оставив позади некогда любимый им сентиментализм, поэт начал развивать романтическое направление. Наиболее удачной его работой стало стихотворение «Море», ставшее образцом русского романтизма.

Знаменитую элегию Жуковский посвятил Марии Протасовой, своей близкой родственнице, к которой питал нежные чувства. Мать Марии приходилась двоюродной сестрой поэту, и потому была категорически против брака дочери и кузена. Невозможность соединить судьбу с любимой женщиной Жуковский переживал очень тяжело, и душевные муки нашли свое отражение в творчестве классика.

Жанр и размер

Стихотворение Жуковского «Море» написано в жанре элегия, который был наиболее популярным в тот период, в котором жил и творил поэт. В буквальном переводе слово «элегия» означает «жалоба», и это точно отражает особенности жанра: лиризм, склонность к философским размышлениям, беспричинную тоску. Всеми этими характерными признаками обладает стихотворение «Море».

Жанр «элегия» подразумевает также и средний по объему размер произведений, который позволяет сформировать развернутое высказывание. А особую напевность, мелодичность стихотворению придает трехсложный размер.

Произведение «Море» примечательно тем, что Жуковский при его написании остановил свой выбор на белом стихе. Это указывает на отсутствие рифмы при сохранении определенного ритма и размера стихотворения. Элегия написана четырехстопным амфибрахием, который придает ей невыразимую чувственность, нежность, пронизывает все произведение поэтической грустью.

Направление

Элегия наиболее полно и точно раскрывает суть романтизма. Именно этот жанр оказался максимально близок для Василия Андреевича, который благодаря ему смог выразить свои чувства, эмоции, переживания. Свою первую элегию Жуковский написал еще в 1802 году – это было стихотворение «Сельское кладбище». Мастерски выполненный перевод произведения Грея позволил сентименталистам считать Жуковского своим преемником, однако уже тогда в лирике поэта чувствовались мотивы сопротивления, которые были присущи романтизму.

Совсем иначе заявил о себе Жуковский спустя 20 лет, написав элегию «Море». Ему удалось создать свой, ни на что более не похожий образ природной стихии, благодаря чему поэт был признан основоположником новой традиции в русской литературе. Элегия «Море» вдохновило многих отечественных классиков – Пушкина, Лермонтова, Тютчева – на написание произведений, в которых звучала бы морская тематика. Особенно высоко ценил «Море» Александр Сергеевич Пушкин, который сам написал произведение с таким же названием.

Композиция

Композиционно произведение можно условно разделить на три части:

  1. В первой части элегии лирический герой вступает в диалог с морем, которое очаровывает его. Однако герой чувствует, что за внешним спокойствием и безмятежностью таится некая тайна.
  2. Во второй части поэт уделяет внимание описанию неистовой бури. Лирический герой полагает, что безупречная гармония неба и моря была нарушена внезапным появлением «темных туч».
  3. В заключительной части герой вновь любуется спокойной стихией, которая доверчиво приоткрыла ему свою тайну.

Примечательно, что на протяжении всего повествования море остается неизменно спокойным. Буря беснуется лишь в воображении автора. Однако именно такой маневр позволяет придать всему произведению особый динамизм.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии Жуковского является, безусловно, море. Благодаря своему безусловному литературному таланту поэту удалось очеловечить море, придать ему психологические черты и качества, присущие человеку. Море в произведении Жуковского влюблено в небо, которое, отражаясь в зеркальной водной глади, дарит морю ощущение счастья и безмятежности. Однако эта идиллия может иногда нарушаться приходом грозных туч, скрывающих небо от моря. Некогда спокойная и безмятежная гладь, не видя неба, начинает волноваться, сопротивляться ненавистной мгле – так оно пытается вернуть былое счастье и умиротворение. Эта картина рисуется не в реальности, а в воображении лирического героя, которому удается раскрыть тайну моря. Благодаря этому он ощущает с ним особое родство. Чувствуется, что лирический герой также переживает личную трагедию, которая сближает его с волнующимся морем.

  1. Невозможность любви – центральная тема элегии. Таким образом Жуковский обнажил перед широкой публикой личную драму, поскольку произведение является во многом автобиографичным. Он был страстно влюблен в прекрасную Марию Протасову, но по веским причинам не мог связать с ней свою жизнь. В итоге, все, что оставалось влюбленному поэту – стать добрым другом для своей возлюбленной. Судьба Жуковского оказалась более печальной, нежели созданная им аллегория. Он наделил море многими своими личными чертами, благодаря чему водная стихия получилась очень живой и реальной, способной вызывать сопереживание.
  2. Тема борьбы – одна из главных в произведении. Его кульминацией является появление туч на небе и дальнейшее противостояние с морем. Однако одержанная победа не дарит морю заветного покоя: ожидание возвращения мглы заставляет его постоянно волноваться.
  3. Все произведение пронизано темой одиночества. Лирический герой, чувствуя себя одиноким человеком, не зря обращается к морю – в нем он видит родственную душу. Лирический герой хорошо понимает водную стихию, которая очень точно перекликается с его душевным состоянием.

Главная мысль произведения Василия Андреевича заключается в родстве природы и человека. Жуковский не скрывает своего восхищения природой, ее удивительной целостностью, гармоничностью, и призывает читателя брать на вооружение ее силу и красоту. На примере водной стихии поэт показывает, насколько важно бороться за свое счастье, не покоряться судьбе, и настойчиво идти к своей цели. Море отчаянно сражается с мглой, чтобы иметь возможность любоваться небесной лазурью. Да, оно уже никогда не будет спокойным и умиротворенным, но оно добилось своего, воссоединившись с небом.

Художественные средства

В своем произведении Василий Андреевич использует богатейшую палитру художественных средств, при помощи которых максимально полно и точно раскрывается образ моря.

Немаловажная роль в элегии отведена эпитетам. В самом начале произведения с их помощью поэт передает умиротворенное состояние водной стихии: «лазурное», безмолвное». Он оживляет море, наделяя его человеческими качествами: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». Напряжение кульминационной части элегии как нельзя лучше передают соответствующие глаголы: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Взволнованное состояние волн передает эпитет «испуганны», а противодействие двух сторон – туч и моря – выражается в эпитетах «враждебная» (мгла) и «темные» (тучи).

В заключительной части произведения точно подобранные эпитеты передают радость от встречи моря и неба: недаром «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

В элегии Жуковского «Море» можно встретить и фигуры речи, среди которых наиболее выделяются речевые обороты, характерные для романтизма: «напряженная грудь», «сладостная жизнь». В первой части произведения встречается риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?». Привлекает к себе внимание и антитеза, которая выражается путем противопоставления двух сил(ясное небо – темные тучи).

Кульминационная часть недаром заканчивается многоточием. Автор словно обрывает повествование на самой драматичной ноте, чтобы вновь сделать акцент на царственном море, одержавшим победу в схватке со мглой.

Источник

Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)

Автор: Guru · Опубликовано 24.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский.

История создания

Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году — в зрелый период его творчества. К этому времени поэт уже не обращается к мотивам сентиментализма, а развивает именно романтическую идеологию. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма.

Стихотворение «Море» посвящено Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог. Дело в том, что мать Маши Е. А. Протасова была двоюродной сестрой писателя, она считала родство дочери и её кузена слишком близким, чтобы дать разрешение на брак. Боль от этого разочарования отразилась на всём творчестве поэта.

Жанр и размер

Произведение написано в особенном, характерном для того времени, стиле. Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия. К ней очень часто обращались поэты эпохи романтизма. Буквально «элегия» переводится как «жалоба». Что интересно, этот жанр сохранил свои особенности со времен античности. Элегия имеет философский характер, она выражает собой тоску, лирическое размышление. Всё это характерно и для стихотворения «Море».

Кроме содержательных, этот жанр подразумевает и технические особенности. Часто избирается авторами средний объем произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность. Любопытен инструментарий Жуковского. Он пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма. Размер стихотворения «Море» — четырёхстопный амфибрахий. Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью.

Направление

Невозможно переоценить роль элегии для романтизма. Как не в каком другом, в этом жанре поэт-романтик мог в полной мере выразить свои эмоции, рассказать о своём страдании, о душевной боли. Развивавший в своём творчестве тенденции романтизма В.А. Жуковский не обходил стороной этот жанр. Первая его элегия «Сельское кладбище» была написана ещё в 1802 году, это перевод стихотворения Грея. Это переложение позволяло сентименталистов считать Жуковского своим преемником, но уже в ней видны мотивы призыва и сопротивления, принадлежащие романтизму.

Совсем иной автор предстаёт читателю в элегии 1822 года. Создав свою особую интерпретацию образа моря, Жуковский становится основоположником новой традиции в русской литературе. С этих пор поэты часто обращаются к мотиву этой стихии: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Сама идея близости человека и природы очень близка эпохе романтизма. Известно, что А.С. Пушкин высоко ценил «Море», а двумя годами позже сам пишет стихотворение с таким же названием.

Композиция

Элегию «Море» можно разделить на три части.

  1. Вначале происходит диалог лирического героя с морем, автор созерцает «безмолвное» море, очаровывается им, но чувствует, что этот видимый покой хранит некую тайну.
  2. Во второй части описывается буря, которой лирический герой даёт весьма любопытное объяснение. Она вызвана тем, что «тёмные тучи» нарушают идиллию моря и неба.
  3. Заключительная часть – автор снова возвращается к описанию спокойной стихии, что закольцовывает стихотворение. Однако же теперь он уже знает, какая тайна хранится в пучине вод.

Интересно, что само море на протяжении всего произведения остаётся спокойным, буря воображается автором. Но именно такой способ рассуждения позволяет сделать поэту композицию трёхчастной, что придаёт динамизм произведению и убедительность авторскому выводу.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии является море. Рассмотрим, какими способами поэт рисует образ моря. Мало сказать, что стихия олицетворена, она антропоморфна. Море живое, оно дышит, но самое главное, обладает всеми психологическими качествами человека. Оно влюблено в ясное небо, когда оно отражается в его водах – море счастливо и безмятежно. Но порой эту идиллию нарушают тучи, скрывающие небо от любующихся вод. Водная гладь остро реагирует на разлуку с небом: она сопротивляется, пытается противостоять «враждебной мгле», чтобы вновь обрести своё счастье.

После того, как вообразил себе эту картину, лирический герой стихотворения догадался, какую тайну скрывает море. Теперь он чувствует своё родство с ним — он понял море, а море – его. Возможно, он переживает ту же трагедию, потому и стоит над бездной…Всё это сближает действующих лиц: оба склонны к созерцанию, они чувствуют одну боль на двоих.

  • Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
  • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
  • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.

В стихотворении Жуковского отражена главная мысль романтизма – родство человека и природы. Поэт призывает учиться у неё как созерцанию, так и сопротивлению, а смысл стихотворения «Море» заключается в том, что нужно бороться за своё счастье. В качестве примера человеку приводится стихия, которая одерживает победу над мглой. К сожалению, море уже никогда не будет безмятежным, как прежде, но зато оно снова вместе с небом! Возможно, и сам автор стихотворения желал бы так же смело и твёрдо преодолеть все преграды, стоящие на пути к желанному браку.

Художественные средства

Тропы стихотворения «Море» работают на создание уникальных авторских образов. Элегия богата различными художественными средствами.

Значительна роль эпитетов в произведении. При помощи них автор в первой части Жуковский передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Далее следуют олицетворения, наделяющие море чувствующей душой: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». В кульминационной и заключительной частях состояние моря будет передаваться глаголами, передающими движение или душевное состояние, что наделяет образ психологизмом: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Также характеризует это состояние эпитет «испуганны», относящийся к волнам.

Противодействующая сила имеет характерные эпитеты: «тёмные» (тучи), «враждебная» (мгла).

Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

Имеются в тексте стихотворения и фигуры речи. Для начала хочется отметить, что элегия содержит в себе речевые обороты, свойственные именно романтизму: «напряженная грудь», «сладостная жизнь».

Не обходится в тексте баз антитезы: противопоставленные силы имеют соответствующие эпитеты (ясное небо – тёмные тучи).

В первой части неоднократно встречается такая фигура речи как риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?»

Многоточие в конце кульминационной части позволяет автору как бы оборвать повествование на самой драматичной ноте и снова вернуться к диалогу с таинственно спокойным морем.

Источник

Читайте также:  За что чалишься за поджог каспийского моря
Оцените статью