- Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов
- Игровая программа для младших школьников, посвященная Дню Черного моря «Знатоки Черного моря»
- Просмотр содержимого документа «Игровая программа для младших школьников, посвященная Дню Черного моря «Знатоки Черного моря»»
- Конспект занятия «Черное море» план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов
Светлана Яцкова
Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов
ВИКТОРИНА
о Чёрном море и его обитателях
для учащихся 3 – 4 классов
1. Чёрное море – тёплое или холодное? (тёплое море)
2. Почему наше море называют Чёрным, и от чего зависит цвет моря? (Древние греки, плывя по неспокойным, грозным, тёмным водам моря, назвали его Чёрным. Цвет моря зависит от погоды, от тёмного оттенка глубоких вод)
3. Есть ли в море растения и для чего они нужны? (Есть, это зелёные, бурые и красные водоросли. Они поглощают из воды углекислый газ, а выделяют кислород. Им дышат животные, обитающие в воде)
4. Какие рыбы и животные живут в Чёрном море? (Млекопитающие: азовка, афалина, белобочка, малый плосатик;рыбы : барабуля, глосса, скорпена, зеленуха, камбала, косорот и др.)
5. Чем питаются рыбы (Рыбы питаются водорослями, моллюсками, мелкими рачками, мелкими рыбками)
6. Слышат ли рыбы? (Рыбы воспринимают звук – колебания давления воды — с помощью органов боковой линии. У дельфинов очень хорошо развит слух)
7. Кого из обитателей моря называют «парикмахером»? (Морской гребешок)
8. Какая рыбка похожа на шахматную фигуру? (Морской конёк)
9. Какой иглой нельзя шить? (Морской иглой)
10. Кто такие моллюски? Чем покрыто их тело? (Моллюски – беспозвоночные животные, их тело покрыто раковиной)
11. Для чего медузе нужны щупальца,
и есть ли у неё рот? (Рот находится под колпаком и окружён ловчими щупальцами, при помощи которых медуза впрыскивает в добычу яд)
12. Какую рыбу называют «лепёшкой» и почему? (Камбалу называют лепёшкой, так как её тело плоское и похоже на блин)
13. Обитают ли в нашем море мыши, свиньи, лисицы, коты? Если да, то как их зовут? (Азовка – морская свинья, скат – морская лисица, скат-хвостокол – морской кот, длиннохвостая пескарка – морская мышь)
14. Как живёт рыба, которая не умеет плавать,
и где она живёт (Морской нетопырь не умеет плавать. Она ползает по дну с помощью грудных и брюшных плавников и всю жизнь проводит на дне)
15. Как называется черноморская акула? (Катран или колючая акула)
16. Каких самых больших животных чёрного моря вы знаете? (Дельфины: афалина, азовка, белобочка; китообразные – малый полосатик)
17. Где живёт осьминог, и какого он цвета? (Он предпочитает скалистые прибрежные зоны, отыскивая для проживания пещерки и расщелины в скалах. Осьминог способен изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный окрас – коричневый)
18. Кто строит в море живые домики? (Моллюски, рапаны, мидии)
19. Какая черноморская рыба имеет няню? Кто эта няня? (Ставрида имеет няню медузу корнерота)
20. Живут ли в море петухи и как их зовут? (Морской петух – триглы из семейства окунеобразных)
21. Каких опасных для человека морских животных и рыб вы знаете? Почему они опасны? (Морской ёж – скорпена – колючие шипы его плавников имеют ядовитые железы; морской дракон – одна из самых ядовитых рыб Чёрного моря – имеет шипы, которые выделяют яд; морской кот – скат – хвостокол, у которого на хвосте шип с ядом нервно-паралитического действия)
22. Что дарит нам море? (оно дарит нам продукты питания, йод, лекарства, оздоровление организма, приятный отдых и др.)
23. Как надо беречь обитателей моря? (Не ловить, не сбрасывать сточные воды в море)
24. Что уже сделал человек, чтобы спасти Чёрное море?
(Строят очистные сооружения; принимают Законы по охране моря)
Источник
Игровая программа для младших школьников, посвященная Дню Черного моря «Знатоки Черного моря»
Игровая программа, посвященная Дню Черного моря
для детей младшего школьного возраста
Тема «Знатоки Черного моря»
Цель: совершенствования эколого-краеведческого образования и воспитания подрастающего поколения с целью формирования экологического мировоззрения и культуры.
Просмотр содержимого документа
«Игровая программа для младших школьников, посвященная Дню Черного моря «Знатоки Черного моря»»
Игровая программа, посвященная Дню Черного моря
для детей младшего школьного возраста
Тема «Знатоки Черного моря»
Цель: совершенствования эколого-краеведческого образования и воспитания подрастающего поколения с целью формирования экологического мировоззрения и культуры.
Оборудование: макет корабля, штурвал, бинокль, костюмы для персонажей
Звучит веселая музыка, под нее входят в зал дети, становятся врассыпную.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный день 31 октября, а чем же он так необычен? Вы не знаете? 31 октября — Международный День Черного моря. А ведь мы с вами живем на берегу Черного моря.
Мы живем на черном море, это все так говорят.
Море, в самом деле, носит удивительный наряд.
Летом оно чистое, зеленое, лучистое.
Голубое, озорное, ласковое и родное.
Осенью оно другое: серо-серо голубое.
Редко солнце с ним играет и водичка остывает.
Исполняется песня «МОРЕ ХОХОЧЕТ»
Слова В. Викторова
Музыка З. Компанейца
Черное море спросил я в Крыму
«Черным назвали тебя почему?
Если мне тайну откроешь свою,
Я тебе песню спою».
Припев:
А море хохочет, признаться не хочет,
«Нет, не скажу, нет не проси! »
Признаться не хочет, шумит и хохочет:
«Яркое солнце спроси! »
Солнце о море спросил я в Крыму
«Черным назвали его почему? »
Солнце за тучку ушло как назло,
Тайну с собой унесло.
Припев:
А море хохочет, признаться не хочет:
«Нет, не скажу, нет не проси! »
Признаться не хочет, шумит и хохочет:
«Серые скалы спроси! »
Скалы о море спросил я в Крыму
«Черным назвали его почему? »
Смотрятся скалы в зеркальную гладь,
Скалы привыкли молчать.
Припев:
А море хохочет, признаться не хочет:
«Нет, не скажу, это секрет!
За лентой прибоя, оно голубое
А черного цвета в нем нет! » (3 раза)
В зал на метле влетает Баба-яга
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Гости прихожие — гости пригожие. Дай, думаю, залечу и немного погощу.
Была я на море, отдыхала, мне ракушка загадку загадала. Отгадайте-ка мою загадочку:
Здесь куда ни кинешь взор, водный голубой простор,
В нем волна встает стеной, белый гребень над волной.
А порой тут тишь, да гладь, все смогли его узнать? (море)
Правильно, угадали, а кто живет в море? Знаете?
Давайте-ка я проверю!
Проводится шуточная игра «Кто живет в море?»
А в воде живет индюк? (нет)
А в воде живет утюг? (нет)
А в воде живет медуза? ( да)
Ну а корка от арбуза? (нет)
В черном море есть дельфины? да)
А большие мандарины? (нет)
Рыбы в нашем море есть? (да)
Крокодилов в нем не счесть? (нет)
Дети плещутся в воде? (да)
Мусор плавает везде? (нет)
А хотели бы вы оказаться на дне морском? (да) Сейчас я все устрою.
Я непростая Баба-яга, а волшебница…Закройте глазки и говорите волшебные слова: глазки ты свои закрой, а откроешь под водой (звучит шум моря, Яга уходит, а на экране появляется изображение морского дна) слайд
Ведущая: дети, куда это мы попали, посмотрите, какие красивые камешки.
Так и хочется взять их в руки и поиграть с ними.
Дети берут камешки.
Игра с камешками.
буль-буль-буль, шумит волна,
а где рыбки — тишина…
Выходит морской царь
Я- царь Нептун, я- царь морской,
Я стерегу глубин покой.
Я на многие вопросы вам ответить помогу,
А пока на дно морское в гости всех я вас зову!
Вас дельфины отвезут, кстати, вот они уж тут!
Под музыку песни «Дельфины» из м/ф «Катерок», детям надевают шапочки разных морских обитателей, выходят дельфины.
Вам представлю я народ, в черном море он живет!
Здесь бычков морских ты встретишь и ставриду с камбалой,
Барабульку, звездочета, стайки ласточки морской.
А петух морской — красавец, яркой краской удивит.
А вот кот морской опасен — хвостик слишком ядовит.
Тюлька и хамса морская, окуньки и караси,
Бал наш танцем начинают, ну-ка, музыка, звучи!
Исполняется танец рыбок (полька)
Медуза: санитарами морей нас не зря зовут,-
медуза, губка и рапан очищают море тут
мидии фильтруют воду, крабы мусор уберут.
Краб: кто успеть за нами может, тот в уборке нам поможет!
Проводится игра «Краб- уборщик» (кто быстрее уберет мусор клешнями)
Нептун: ну, ребята, ваш черед, заводите хоровод!
Игра «На морском дне»
Дети встают в круг и под музыку выполняют движения, соответственно текста.
Это неуклюжий краб, он и ходит кое-как.
Вперевалку меж камней. Он торопится скорей (боковой бег и ходьба зигзагом)
Погляди, морской конек, как лошадка прыг да скок,
Вместо ножек — завитушка, сам, как детская игрушка (прямой галоп)
Медуза, словно парашют, и под волной она как шут,
То стоит она, то колышется, будто песенка нам слышится ( плавные движения с приседаниями )
Вот и золотая рыбка, она быстра и гибка.
Хвостиком виляет, в гости приглашает.
Ведущая: ну что, Нептун, узнал ты своих жителей морских?
Нептун: да, узнал, вы молодцы! Только скучно мне, буду в море бушевать (звучит шум волн)
Ведущая: подожди, Нептун, не шуми, а расскажи нам сказку морскую.
Нептун: сказку морскую расскажу.
Жил-был на дне Черного моря рак-отшельник. Одна клешня больше другой, хвостик маленький, брюшко мягкое. А чтобы никто его не обижал, прятал свой животик в ракушке и вместе с ней передвигался боком по морскому дну. Был он одинок и очень хотел найти себе друга. Однажды он гулял как всегда один и увидел необычного морского обитателя, он был похож на цветок и название тоже необычное — актиния. И никто с актинией не дружил, потому что она хоть и была красавица, только щупальца у нее были ядовитые. Рак-отшельник спросил, отчего актиния такая грустная.
Актиния рассказала, что не может передвигаться по морскому дну, ни в морской толще, а ей так хочется путешествовать. Рак-отшельник пожалел актинию и предложил ей поселиться на его домике. Актиния с радостью согласилась. С тех пор так и путешествуют вместе рак-отшельник и актиния. И никто его не обижает, ведь актиния его защищает, а рак-отшельник делится с ней едой.
А где же наши почетные гости Рыба-меч и Рыба-пила?
Дельфин: Рыба-меч и Рыба-пила в гости из средиземного моря пришли, заглянули и улизнули.
Пила заболела, не то она съела,
Не то попила наша пила.
Что едим — не ведаем, порой и не обедаем.
Отравили весь планктон, не годится в пищу он.
Нептун: думу будем думать, где выход искать.
Краб: я знаю выход. Люди море губят, люди могут его спасти.
Нептун: море ждет от нас защиты и любви,
станем на защиту моря я и ты!
Море просит чистого дыханья для своих питомцев в глубине,
Будет море чистым, небо чистым,
Значит, жить и человеку на земле!
Звучит музыка песни Ю. Антонова «Море»
Море, море, мир бездонный, пенный шелест волн прибрежных.
Обещаем тебе море, обещаем тебе, море, оправдать твои надежды!
Нептун: спасибо вам, ребята, за желание спасти и не загрязнять наше дивное Черное море!
Ведущая: и тебе спасибо, Нептун, за то, что мы узнали о Черном море много нового, помоги нам вернуться в наш любимый санаторий
Нептун: помогу, вы, ребята, глаза закрывайте и на берегу откроете.
Волны, волны расступитесь!
Дети в санаторий любимый вернитесь!
Звучит волшебная музыка, дети снимают маски, Нептун уходит, а Баба-яга снова приходит.
Баба-яга: ну что, понравилось вам на дне морском? Кого встречали, о чем узнали? Что делали? (ответы детей) сказку слушали? А кто такой рак-отшельник? Что делает? Где живет? С кем дружит? А брюшко куда прятал?
Актиния это кто? Девочка?
Дети отвечают на вопросы.
Баба-яга: молодцы, не зря вы на дне морском побывали, очень многое узнали, а я хочу вам подарить мешочек чудесных разноцветных камешков. До свидания. Ребята! (уходит)
Ведущая: и нам пора возвращаться в свою эскадру.
Источник
Конспект занятия «Черное море»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме
Цель: создание условий пот формированию представлений учащихся о Черном море, обсуждение эклогической проблемы Черного моря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «Черное море» | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект занятия по теме «Чёрное море».
Цель занятия: — С оздание условий для формирования у воспитанников представления о Черном море,
— обсуждение экологической проблемы Черного моря.
— актуализация знаний детей о Черном море.
-выяснение экологических проблем;
-расширение кругозора воспитанников о легендах, связанных с названием
через прочтение дополнительной литературы;
Развивающие: — формирование умения аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;
-содействие формированию исследовательской культуры.
Воспитывающие: — воспитание осознанного отношения к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
-воспитание экологически грамотного человека.
Тип занятия: комбинированное, усвоение новых знаний.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.
мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); карточки для работы в группах
Кругом вода,
А с питьём беда. Что это?
А почему с водой беда? ( она солёная)
А в реке? (Хоть и пресная, но грязная и неочищенная)
А теперь я назову несколько слов, а вы определите с каким из этих слов оно связано:
* Россия, курорты, пляж, Сочи, дельфины.
Слова фиксируются на доске.
Что объединяет все эти слова? Чёрное море
2. Новый материал:
Вот мы и озвучили тему занятия. Ребята, кто принес фотографии Чёрного моря? (вывешиваем на магнитную доску). Расскажите, что Вам известно о Черном море?
Россию омывает четырнадцать морей. Самое известное из всех — Черное море. Но, не всегда оно называлось Черным. У него было несколько названий. Например, в Древней Греции Черное море называли Понтом Эвксинским, что означает «гостеприимное море».
Однако древние греки не сразу так ласково назвали Черное море.
Сначала, когда они только прибыли на побережье, и столкнулись с
племенами, жившими здесь, Черное море стало для них негостеприимным. Они его назвали Понтом Аксинским. Легенды говорят, что племена тавров, населявших тогда берега Черного моря, были чрезвычайно свирепы: они приносили в жертву свои богам всех пришлых людей. Но море не может отвечать за тех, кто на нем живет. И позже, древние греки переименовали негостеприимное море в гостеприимное.
Встречается еще несколько старых названий Черного моря. Это и
Сугдеское море, в честь процветавшего города Сугдеи (нынешний Саадак), и Хазарское море, в честь хазар. Во времена Древней Руси, в летописях
Черное море называлось Русским, предположительно потому, что киевский князь, воевавший с хазарами, побывал на его берегах. Итальянцы, же, которые владели некоторыми небольшими портами на побережье в средние века, называли море Понтским.
Откуда же взялось название Черное море? Существует несколько версий.
Скифы называли море Тэнг, что в переводе со скифского Темное. Древние
иранцы называли море Ашхаена, это также означает Темное. Одна из турецких легенд гласит: в Черном море лежит меч бога,
который в море забросил волшебник по имени Али. Воды моря не хотят
этого меча, пытаясь его выбросить из своих недр. Когда море волнуется,
оно становится темным, и даже черным.
Если не вникать в легенды, а почитать работы ученых о происхождении
названия Черное море, то существует несколько гипотез. Первая из них
связана с тем, что турки много веков покорявшие берега Черного моря,
находили на них яростное сопротивление местных племен – черкесов,
адыгов и других. Поэтому они назвали море Караден-гиз, т. е.
негостеприимным, Черным.
Вторая гипотеза отсылает нас к Магеллану. Магеллан попал в море во
время шторма, а во всех морях в шторм вода темнеет. По первому впечатлению и
закрепилось название моря.
Следующая версия основана на том, что в глубинах Черного моря много
сероводорода, который окрашивает металлические предметы в черный цвет. У древних мореплавателей окрашивались якоря, от чего они и дали морю название черное море.
И ещё немало существует версий. Например, одна из них приписывает
это название черным водорослям, которые становятся черными, попадая на берег после шторма. Первыми жителями на берегах Черного моря были киммерийцы. Они населяли Черноморское побережье, пока их не вытеснили скифы (выходцы из средней Азии) Скифы были воинствующим народом, поэтому основной смысл их жизни составляли захваты территорий, грабежи чужих земель. Они одними из первых осваивали кавказские горы, совершая военные походы в Среднюю Азию. Им приписывают первенство в названии Кавказских гор, что означает белоснежные.
3. Закрепление:
Почему Черноморское побережье такое популярное место отдыха?
Откуда произошло название «Черное море»?
Что мы знаем о Черном море?
*морские жители: медузы, дельфины;
Работа в группах: (карточки)
-Какие экологические проблемы Черного моря нам известны?
-Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?
— Чем является для людей Черноморское побережье;
Группы защищают свою тему. Каждый член группы участвует в защите.
Проблемы Черного моря
Всесторонние исследования морской среды показали, что жизнеспособность Черного моря ухудшается. Прогнозы ученых довольно мрачны: по множеству признаков — по оскудению морской флоры и фауны, химическому составу воды и загрязнению — Черное море близко к предсмертному состоянию. Гибнут мелкие морские животные- моллюски, рыбы, черви, ракообразные — так как им нечем дышать. Редко какому животному удается покинуть такую мертвую «клетку» — слишком большое расстояние нужно преодолеть. По данным первой изданной «Морской Красной книги» и результатам исследования загрязнения водоемов нефтепродуктами, в карте опасных регионов Черное море занимает одно из первых мест по количеству отходов . Около 160 обитающих в Черном море видов фауны находятся на грани вымирания из-за превышенного содержания нефтепродуктов в водах Черного моря. В результате загрязнения Черного моря уловы рыбы сократились за последние годы в пять раз.
Вывод: Море надо защищать , применять меры по его охране.(Приводят примеры)
4. Итог: Какое замечательное место Черноморское побережье! Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Но человек везде оставляет свой след. А главное сейчас для всего человечества – это сохранить Экологическое равновесие.
Источник