- Черное море экономическое положение
- Регионы мира
- Черное море экономическое положение
- Экономика Чёрного моря
- Огромное значение оказывает Черное море на транспортные процессы государств, расположенных на его побережье.
- Значение Чёрного моря для людей и его хозяйственное использование
- Биологические богатства
- Транспортное значение Чёрного моря
- Добыча полезных ископаемых
- Рекреационное значение
Черное море экономическое положение
Регионы мира
Транспортное значение
Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми). Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В Ильичёвске создан крупнейший нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды. Также существует проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис в обход Черноморских проливов. Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры.
Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания, ряд сырьевых товаров и др.
Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.
Наиболее крупные города-порты на Чёрном море:
По реке Дон, впадающей в Азовское море, проходит речной водный путь, соединяющий Чёрное море с Каспийским морем (через Волго-Донской судоходный канал и Волгу), с Балтийским морем и Белым морем (через Волго-Балтийский водный путь и Беломорско-балтийский канал). Река Дунай через систему каналов соединена с Северным морем.
По дну Чёрного моря проложен уникальный глубоководный газопровод «Голубой поток», соединяющий Россию и Турцию. Длина подводной части газопровода, пролегающей между селом Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Кавказа и побережьем Турции в 60 км от города Самсун, — 396 км. Существуют планы расширения мощности газопровода путём прокладки дополнительной ветви трубы.
Промышленное рыболовство
Промысловое значение в Чёрном море имеют следующие виды рыб: кефаль, анчоус (хамса), скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетровые, сельди. Основные рыболовные порты: Одесса, Керчь, Новороссийск и др.
Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак, Коктебель, Феодосия) на Украине, Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи) в России, Пицунда, Гагра и Батуми в Грузии, Золотые пески и Солнечный берег в Болгарии, Мамайя, Эфорие в Румынии.
Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. В 2005 году его посетили около 9 млн туристов; в 2006 году, по прогнозам чиновников Краснодарского края, данный регион должно было посетить не менее 11-11,5 млн отдыхающих. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. Естественным продолжением российского Черноморского побережья является побережье Абхазии, важнейшие курорты которой Гагра и Пицунда были популярны еще в советское время. Развитие курортной индустрии на Черноморском побережье Кавказа сдерживается относительно коротким (например, по сравнению со Средиземным морем) сезоном, экологическими, транспортными проблемами, а в Абхазии — также неопределенностью ее статуса и угрозой новой вспышки военного конфликта с Грузией.
Источник
Черное море экономическое положение
Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми). Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В Ильичёвске создан крупнейший нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды. Также существует проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис в обход Черноморских проливов. Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры.
Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания, ряд сырьевых товаров и др.
В черноморском бассейне широко развиты контейнерные перевозки, существуют крупные контейнерные терминалы. Разиваются перевозки с помощью лихтеров; работает железнодорожные паромные переправы Ильичёвск (Украина) — Варна (Болгария) и Ильичёвск (Украина) — Батуми (Грузия). Развиты в Чёрном море и морские пассажирские перевозки (впрочем, после распада СССР их объём значительно снизился).
Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.
Наиболее крупные города-порты на Чёрном море:
- Новороссийск, Сочи, Туапсе (Россия);
- Бургас, Варна (Болгария);
- Батуми, Поти, (Грузия);
- Сухуми, (Абхазия) (Грузия)
- Констанца (Румыния);
- Самсун, Трабзон (Турция);
- Одесса, Евпатория, Ильичёвск, Южный, Керчь, Севастополь, Ялта (Украина).
По реке Дон, впадающей в Азовское море, проходит речной водный путь, соединяющий Чёрное море с Каспийским морем (через Волго-Донской судоходный канал и Волгу), с Балтийским морем и Белым морем (через Волго-Балтийский водный путь и Беломорско-балтийский канал). Река Дунай через систему каналов соединена с Северным морем.
По дну Чёрного моря проложен уникальный глубоководный газопровод «Голубой поток», соединяющий Россию и Турцию. Длина подводной части газопровода, пролегающей между селом Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Кавказа и побережьем Турции в 60 км от города Самсун, — 396 км. Существуют планы расширения мощности газопровода путём прокладки дополнительной ветви трубы.
Промысловое значение в Чёрном море имеют следующие виды рыб: кефаль, анчоус (хамса), скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетровые, сельди. Основные рыболовные порты: Одесса, Керчь, Новороссийск и др.
В последние годы XX — начале XXI века рыбный промысел значительно сократился вследствие перевылова рыбы и ухудшения экологического состояния моря. Значительную проблему представляют также запрещенное донное траление и браконьерство, особенно в отношении осетровых. Так, только за второе полугодие 2005 года специалистами Черноморского государственного бассейнового управления охраны водных живых ресурсов Украины («Черноморрыбвод») на территории Крыма было раскрыто 1909 нарушений рыбоохранного законодательства, изъято 33 тонны рыбы, выловленной незаконными орудиями лова или в запрещенных местах.
Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак, Коктебель, Феодосия) на Украине, Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи) в России, Пицунда, Гагра и Батуми в Грузии, Золотые пески и Солнечный берег в Болгарии, Мамайя, Эфорие в Румынии.
Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. В 2005 году его посетили около 9 млн туристов; в 2006 году, по прогнозам чиновников Краснодарского края, данный регион должно было посетить не менее 11-11,5 млн отдыхающих. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. Естественным продолжением российского Черноморского побережья является побережье Абхазии, важнейшие курорты которой Гагра и Пицунда были популярны еще в советское время. Развитие курортной индустрии на Черноморском побережье Кавказа сдерживается относительно коротким (например, по сравнению со Средиземным морем) сезоном, экологическими, транспортными проблемами, а в Абхазии — также неопределенностью ее статуса и угрозой новой вспышки военного конфликта с Грузией.
Источник
Экономика Чёрного моря
» О Чёрном море » Экономика Чёрного моря
Огромное значение оказывает Черное море на транспортные процессы государств, расположенных на его побережье.
Крупные черноморские российские и грузинские порты, такие как Новороссийск, Батуми, Туапсе, являются лидерами по экспорту нефтепродуктов и нефти. Одним из факторов, снижающих объемы грузоперевозок, является ограниченная пропускная способность проливов Босфора и Дарданеллы . При этом порт Новороссийска способен принимать и загружать даже супер танкеры, предназначенные для транспортировки большего количества нефтепродуктов.
Из турецких, российских, украинских и грузинских портов по Черному морю экспортируют минеральные удобрения, изделия из металла, зерновые, дерево, промышленные механизмы. Импортеры предпочитают ввозить в порты на Черном море сырье, предназначенное для дальнейшей переработки, продукты питания, другие потребительские товары.
По Черному морю в большом количестве перевозят контейнеры и другие габаритные терминалы. Объем пассажирских перевозок сохранился, но их количество не столь велико.
В Украине самыми большими приморскими портами можно считать Одессу, Евпаторию, Севастополь, Ялту, Ильичевск . В России наибольшее количество товаров проходит через порты в Туапсе, Сочи, Новороссийске. Морскими воротами Грузии являются Поти и Батуми. Констанца по праву считается крупнейшим портом Румынии.
На дне Черного моря проложен газопровод «Голубой поток», транспортирующий российский газ в Турцию. Данное глубоководное транспортное сооружение расположено между городами Архипо-Осиповка и Самсун , его длина равна 396 километров. Для увеличения мощности, в будущем, планируется добавление вспомогательной ветки к существующему газопроводу.
Из-за довольно сложной экологической ситуации, промысловое рыболовство в акватории Черного моря значительно снизилось. Не смотря на это, черноморская сельдь, скумбрия, лещ, кафель и ставрида добывается в довольно больших масштабах. Основными рыболовецкими центрами являются Керчь, Новороссийск и Одесса. Большой проблемой рыболовецкой отрасли является браконьерство, использующее для добывания рыбы незаконные, и порой варварские методы.
Отличные климатические условия и географическое положение делают черноморские курорты привлекательными для туристов. Черноморское побережье славится курортами, расположенными в городах Судак, Анапа, Сочи, Ялта, Коктебель, Золотые пески, Батуми, Эфорие , Гагра .
Источник
Значение Чёрного моря для людей и его хозяйственное использование
Сложно переоценить значение Чёрного моря и его природных богатств для экономики причерноморского региона и стран, которым оно принадлежит. Близость к морю является мощным экономическим фактором, который позитивно воздействует на качество жизни населения, их благосостояние, занятость и возможность самореализации. Рассмотрим различные аспекты хозяйственного использования Чёрного моря.
Биологические богатства
С древнейших времён в водах Чёрного моря ведётся промысловый лов рыбы. В течение последнего столетия он был поставлен на промышленную основу: добываемая рыба не только потребляется населением прилегающих городов и посёлков, но и перерабатывается, после чего отправляется в другие регионы или в другие страны.
К промысловым видам рыбы относят кильку, или шпрот, кефаль, скумбрию, бычка, сельдь, анчоуса (хамсу), ставриду, судака, леща и др. В последнее десятилетие к ним прибавился пеленгас – успешно акклиматизированный подвид дальневосточной кефали.
В начале XXI века из-за хищнического вылова рыбные запасы существенно сократились, а с ними уменьшились и объёмы добываемой рыбы. Однако промысловый лов остаётся существенным фактором, оказывающим влияние на экономику региона. Сюда же следует прибавить выращивание и добычу мидий, креветок, других ракообразных и моллюсков.
Гораздо менее известна большинству людей добыча морской водоросли филлофоры, которая является ценным природным сырьём для изготовления агар-агара. Огромные, постоянно обновляющиеся запасы филлофоры в северо-западной части моря позволяют организовать промышленный сбор водоросли и переработку в агар-агар, который используется в кондитерском и хлебопекарном производстве, текстильной промышленности, в производстве косметических и фармацевтических препаратов, при производстве текстиля и т.д.
Транспортное значение Чёрного моря
Морские перевозки в настоящее время остаются наиболее выгодным способом транспортировки практически любых товаров. Порты Новороссийска и Туапсе являются настоящими морскими воротами России, через которые постоянно идут потоки товаров, сырья и материалов, соединяющие нашу страну с государствами Европы, Азии, Африки и других континентов.
Модернизированное нефтеналивное оборудование в Новороссийске позволяет принимать и обслуживать суда любых объёмов, в том числе супертанкеры. Через черноморские порты идёт оживлённая торговля нефтью, зерном, рудами, металлами, сахаром и другими продуктами. Промышленные товары, как правило, транспортируются контейнеровозами.
Через Азовское море и впадающую в него реку Дон Чёрное море соединяется с Каспийским, Балтийским и Белым морем. Водные артерии существенно упрощают и удешевляют перевозку грузов в пределах нашей страны.
Добыча полезных ископаемых
Чёрное море и прилегающее побережье богаты полезными ископаемыми, которые добываются из их недр.
- На северо-западном шельфе добывают нефть и природный газ. Запасы углеводородов не особенно велики, однако позволяют снабжать топливом прилегающие регионы, удешевляя стоимость энергетической составляющей для промышленности и других сфер деятельности.
- Строительные материалы – ракушечники, алевритовые и магнетитовые пески – добываются на всём протяжении черноморского побережья. Разрабатываются месторождения гальки и песков различных составов.
- На дне близ Крымского полуострова обнаружено большое месторождение железной руды и железомарганцевых конкреций.
В настоящее время практически не изучены полезные ископаемые, месторождения которых располагаются на дне Чёрного моря. Судя по предположениям учёных, там могут быть обнаружены залежи титана, олова, платины, других ценных металлов.
Рекреационное значение
Климатические условия и великолепная природа Черноморского побережья делают его великолепным местом для отдыха и оздоровления людей. Практически всё побережье Чёрного моря является курортной зоной, ежегодно в летние месяцы принимающей миллионы отдыхающих. Курортный сезон в России продолжается с мая по октябрь, а расположенные несколько южнее курорты Турции принимают отдыхающих с апреля до середины ноября.
Помимо оздоравливающего эффекта морского воздуха, купаний и инсоляции, туристы могут пройти курс лечения на бальнеологических черноморских курортах, испытав на себе воздействие лечебных минеральных вод и минерализованных грязей. Ежегодно черноморские курорты России принимают 12-15 миллионов туристов, и число их растёт с каждым годом.
Источник