- У Чёрного моря — Плешаков Крючкова 4 класс 1 часть
- Окружающий мир 4 класс
- У Черного моря
- У Чёрного моря — Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь
- У Черного моря стр. 126 – 134
- 1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.
- 2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.
- 3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
- 4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.
- Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
- Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
- Обсудим!
- 1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?
- 2) В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?
- Проверь себя
- 1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.
- 2. Как нужно вести себя у моря?
- 2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.
- Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса
- Задания для домашней работы
- 1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.
- 2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
- 3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
- 4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?
- Рассказ “Моё воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский»” для 4 класса
У Чёрного моря — Плешаков Крючкова 4 класс 1 часть
1. Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 36—37) зону субтропиков. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».
2. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения Черноморского побережья Кавказа. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Попроси соседа по парте или учителя проверить тебя. После проверки наклей рисунки.
3. С помощью учебника заполни таблицу.
Животные Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря
Обитатели суши Обитатели суши, добывающие пищу в море Обитатели моря цикады жужелица кавказская дельфины богомол чайки морские коньки жук-светляк бакланы крабы олеандровский багажник медузы косуля морские иглы
4. Составь схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи о сложившихся здесь экологических связях.
Комар — богомол — ящерица кавказская.
5. Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
6. Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря и подпиши их названия.
7. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Используя текст учебника (с. 131), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила.
1) Не купаться в море во время шторма.
2) Пользоваться солнцезащитными кремами, чтобы уберечь себя от сильного воздействия УФ лучей.
3) Не брать на пляж для перекуса скоропортящиеся продукты.
4) не бросать мусор на пляж, им можно поранить кого-то или же самого себя.
5) Носить головной убор, чтобы избежать теплового удара.
6) Не отплывать во время ветра далеко от берега, особенно с большими надувными матрасами.
7) Пить больше воды, чтобы организм не страдал от обезвоживания.
8) В самый разгар дня рекомендуется находиться по возможности под зонтом, если вы на пляже.
9) Если есть маленькие дети или люди, которые не очень хорошо умеют плавать — уделять большое внимание их нахождению в воде.
10) Не кидать камни в воду, не прыгать в воду с неизвестных мест-вы можете причинить вред здоровью другому человеку или себе.
8. По заданию учебника (с. 134) нарисуй Чёрное море и его берега.
9. Здесь ты можешь записать свои вопросы к другим ребятам (по заданию учебника, с. 134).
Источник
Окружающий мир 4 класс
У Черного моря
Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природы Черноморского побережья Кавказа.
Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге.
На Черноморском побережье Кавказа расположена субтропическая зона. Чтобы сохранить красоту и разнообразие природы этих мест, необходимо доброе, заботливое отношение к ней каждого человека.
Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 36—37) зону субтропиков. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».
Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения Черноморского побережья Кавказа. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Попроси соседа по парте или учителя проверить тебя. После проверки наклей рисунки.
Кипарис | Пальма |
Обитатели суши | Обитатели суши, добывающие пищу в море | |
Косуля Цикада Жужелица кавказская Олеандровый бражник Ящерица кавказская Богомол Жуки — светляки | Бакланы Чайки | Дельфины Медуза — корнерот Краб Морские коньки Морские иглы |
Составь схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи о сложившихся здесь экологических связях.
Зоопланктон — Ставрида — Дельфин Афалин
Жужелица кавказская — ящерица кавказская — краснополозый полоз
Каштаны — Косуля — Кавказский волк
Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
| |
Засорение природы мусором и отходами после отдыха туристов | |
Хищническая вырубка лесов | |
Бесконтрольный сбор редких растений. |
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря и подпиши их названия.
Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморская афалина, жужелица кавказская
Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Используя текст учебника (с. 131), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила.
Как отдыхать у моря
Купайся только под присмотром взрослых.
Не заплывай за буйки.
Не купайся в шторм.
Не выходи под солнце без головного убора.
Загорая только в утренние или вечерние часы.
Тщательно мой руки, а также овощи и фрукты.
Не ешь незнакомые ягоды и плоды с кустов и деревьев.
По заданию учебника (Окружающий мир 4 класс, с. 134) нарисуй Чёрное море и его берега.
Здесь ты можешь записать свои вопросы к другим ребятам (по заданию учебника, с. 134).
Задание: Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
Водятся ли в Чёрном море акулы? (Есть два вида акул, не представляющих опасность для человека. Акула катран и кошачья акула)
Какие виды дельфинов водятся в Черном море? Ответ: (В Черном море обитают три вида дельфинов (отряда китообразных), из них самые крупные дельфины — «афалины», средних размеров «белобочки», и самые маленькие представители присутствующих видов, так называемые «морские свиньи» или как их еще называют «чумки».)
Много ли глубинных жителей в Чёрном море? (В Чёрном море практически отсутствуют глубинные жители из-за того, что вода на глубине ниже 150 метров чрезвычайно насыщена сероводородом.
Почему жуки-светляки так называются? (они светятся в темноте)
Есть ли острова в Чёрном море? (В Чёрном море всего десять островов. Для сравнения, в Карибском море их многие сотни)
Растут ли на черноморском побережье кокосовые пальмы? (нет, тут для них слишком холодно)
Источник
У Чёрного моря — Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь
1. Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 36—37) зону субтропиков.
Карта в учебнике
Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».
Надо закрасить области закрашенные тёмно-зелёным цветом (рядом с Черным морем)
2. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения Черноморского побережья Кавказа. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Попроси соседа по парте или учителя проверить тебя. После проверки наклей рисунки.
3. С помощью учебника заполни таблицу
4. Составь схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи о сложившихся здесь экологических связях.
5. Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Засорение прибрежных вод грязными стоками.
Отлов редких насекомых и охота на редких животных.
Засорение природы мусором и отходами после отдыха туристов.
Хищническая вырубка лесов.
Бесконтрольный сбор редких растений.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
6. Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря и подпиши их названия.
Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморская афалина, жужелица кавказская
7. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Используя текст учебника (с. 131), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила.
Как отдыхать у моря
- Купайся только под присмотром взрослых.
- Не заплывай за буйки.
- Не купайся в шторм.
- Не выходи под солнце без головного убора.
- Загорая только в утренние или вечерние часы.
- Тщательно мой руки, а также овощи и фрукты.
- Не ешь незнакомые ягоды и плоды с кустов и деревьев.
8. По заданию учебника (с. 134) нарисуй Чёрное море и его берега.
Нарисуй, как ты представляешь себе Черное море и его берега.
9. Здесь ты можешь записать свои вопросы к другим ребятам (по заданию учебника, с. 134).
Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
- Какие виды дельфинов водятся в Черном море? (афалины)
- Почему жуки-светляки так называются? (они светятся в темноте)
- Растут ли на черноморском побережье кокосовые пальмы? (нет, тут для них слишком холодно).
Источник
У Черного моря стр. 126 – 134
1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.
Субтропическая зона является самой маленькой природной зоной России. Она расположена вдоль кавказского побережья Чёрного моря. Это зона с очень тёплым и влажным климатом, где растут пальмы и вечнозелёные деревья. В этой зоне очень богатый растительный и животный мир.
2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.
Магнолия — невысокое дерево, которое проще всего узнать по нежно-розовым цветкам, а также по вытянутым листьям и плодам, напоминающим шишечки.
Инжир — плодовое дерево, которое можно узнать по изрезанным листьям и по плодам фиолетового цвета.
Абрикос также является плодовым деревом и его можно узнать по белым цветкам и плодам, которые всем хорошо известны.
Персик ещё одно плодовое дерево, которое также легко узнать по крупным и сочным плодам, а также по розовым цветочкам.
3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
В лесах субтропической зоны обитают множество насекомых — жуков, бабочек, богомолов. Там же можно встретить косуль, которые питаются травами. Кроме того, в субтропических лесах водятся ящерицы, которые охотятся на насекомых.
В прибрежных водах много рыбы, водятся медузы, в скалах гнездятся морские птицы, например бакланы и чайки. По дну ползают крабы, а к берегу часто приплывают дельфины.
4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.
Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
Богатая растительность даёт приют многочисленным насекомым, которые питаются нектаром или листвой, корой, древесиной деревьев. Некоторые насекомые являются хищными, например богомол.
А также обилие растительности позволяет здесь себя прекрасно чувствовать копытным животным.
В море имеются свои экологические связи. Дельфины охотятся на рыб, крабы на мелких рачков и рыбёшек, рыбы питаются водорослями и ракообразными. Ну а птицы ловят рыбу.
Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
Трава — Косуля — Переднеазиатский леопард
Цветы — Бабочки — Богомол.
Рачки — Рыба — Бакланы
Водоросли — Рыба — Дельфины
Обсудим!
1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?
Морской конёк — формой тела похож на голову лошади, поэтому и назван коньком.
Морская игла — формой тела похожа на иголку, вытянутая и тонкая.
Богомол — часто принимает позу, которая напоминает позу молящегося человека, отсюда и получил своё название.
2) В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?
Пещеры — таинственный и удивительный мир, со своим животным и растительным миром, полный чудес неживой природы. Но при этом пещерный мир очень уязвим, и человек может легко нарушить сложившиеся в нём связи, экологическое равновесие. И тогда живой мир пещер может погибнуть, а чудеса неживой природы могут быть безвозвратно испорчены, погублены.
Проверь себя
1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.
Зона субтропиков расположена на черноморском побережье Кавказа. Это узкая полоска тёмно-зелёного цвета.
2. Как нужно вести себя у моря?
Купаться можно только вместе со взрослыми, нельзя заплывать за буйки. На солнце следует носить головные уборы, загорать постепенно, начиная с нескольких минут, пользоваться солнцезащитными кремами. Лучшее время для загара — утро и вечер.
2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.
Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса
Название зоны: Зона субтропиков. Обозначается тёмно-зелёным цветом.
Особенности природы: Богатая растительность и животный мир. Много травоядных животных и насекомых. Есть хищные звери, птицы и насекомые. В прибрежных водах водятся рыбы, членистоногие, медузы и дельфины. Над морем летают птицы, которые питаются рыбой.
Использование зоны человеком: Человек использует зону субтропиков преимущественно как здравницу, место отдыха и туризма.
Экологическая проблема пустынь: Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, браконьерство. Для решения этих проблем устроен Кавказский биосферный заповедник, который включает в себя всю зону субтропиков.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.
Черноморское побережье Кавказа — прибрежная полоса вдоль Чёрного моря, ограниченная Кавказским хребтом.
Субтропики — природная зона с очень тёплым, мягким климатом, без холодных зим, но с жарким летом.
2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
Готовые рисунки “Как я себе представляю Чёрное море и его берега”
3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
Вопросы для ребят, которые были у Чёрного моря:
1. Какой пляж у моря, песок или камни?
2. Какая температура воды?
3. Приплывали ли к берегу дельфины?
4. Много ли людей на пляже?
5. Не сгорели ли они?
6. Какие ещё места можно посмотреть на побережье?
7. Каких животных вы там видели?
8. Какие фрукты растут на берегу Чёрного моря?
9. В какое время года лучше ехать отдыхать на Чёрное море?
10. Есть ли на берегу красивые ракушки?
4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?
Рассказ “Моё воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский»” для 4 класса
Национальный парк “Сочинский” был создан для охраны красивейших лесов предгорий Кавказа. Он состоит из нескольких участков, каждый из которых интересен по-своему.
Моё воображаемое путешествие в национальный парк “Сочинский” начинается с дендрария. Он состоит из нижней и верхней части. Попасть в верхний дендрарий можно в вагончике фуникулёра, из окон которого открывается роскошный вид на леса, поляны, море и окружающий город.
В дендрарии мы прошли по нескольким туристическим дорожкам, полюбовались на огромные деревья, потрогали стволы бамбука, видели павлинов. Здесь можно было просто посидеть на зелёной траве, рядом с кипарисами или пальмами, и подышать прекрасным лесным воздухом.
Вторым очень интересным местом “Сочинского” национального парка является центр восстановления леопарда, который находится в окрестностях села Монастырь. Здесь расположен вольерный комплекс, в котором сотрудники центра занимаются восстановлением популяции переднеазиатского леопарда, исконного обитателя этих мест. По вине человека он едва не вымер.
И конечно в “Сочинском национальном парке” следует посетить парковый комплекс “Южные культуры”, который находится возле Адлера. Это уникальное по красоте место, с причудливыми лужайками, клумбами, прудами и мостами. Здесь растут платаны, эвкалипты, пальмы, а в пруду плавают настоящие белые лебеди.
А также на территории национального парка огромное количество живописных водопадов, и есть самый настоящий дольмен, культовое сооружение древних людей.
Источник