- Краткое содержание — Черное море
- «Черное море»
- Краткое содержание Черное море Паустовский
- Константин Паустовский — Чёрное море
- Константин Паустовский — Чёрное море краткое содержание
- Чёрное море слушать онлайн бесплатно
- Похожие аудиокниги на «Чёрное море», Константин Паустовский
- Константин Паустовский слушать все книги автора по порядку
- Константин Паустовский — Чёрное море отзывы
- Краткое содержание Черное море Паустовский
- «Черное море»
- Краткое содержание Черное море Паустовский
- Дым отечества
- Сочинение Паустовский «Черное море»
Краткое содержание — Черное море
Писатель Гарт убегает из промозглой Москвы в осенний Севастополь. Гарт любил писать о бродягах и моряках, путешествующих в интересные страны.
Живя у старика-метеоролога Юнге, писатель нашел в одной из книг его библиотеки письмо, в котором была интересная история. Он поведал старику об этом письме и между мужчинами завязался разговор. Юнге рассказывал Гарту о ветрах на Черном море, ураганах, какими они разными бывают, облаках и турках. После рассказа старика Гарт записал конспект о том, каков ураган бора и что он способен натворить. А еще Юнге поведал проект уничтожения циклона бора. В разделе «Ожидание бури» описано, как город и все жители готовятся к приходу циклона.
Любопытство заставило Гарта отправится в рыбачье селение, чтобы понаблюдать за людьми. Там он встретил художницу, которая рисовала старика Дымченко, очаковца. Ее фамилия была Сметанина, и от нее шел свет. Женщина знала Гарта по его произведениям, которые она читала в разных изданиях. Она пригласила писателя к себе, разгадав его одиночество. Отдельная вставка – рукопись Гарта о лейтенанте Шмидте. Гарт решил написать о нем после разговора с Юнге. Он собирал сведения с точностью историка, разговаривал с очаковцами, долго изучал документы. И лишь когда убедился, что Шмидт – один из плеяды лучших моряков, начал писать произведение о восстании на судне «Очаков».
После работы над произведением о Шмидте Гарт уже не хочет писать о выдуманных городах и персонажах. Он хочет найти что-нибудь из жизни сильное и мужественное. А пока ищет, изучает полезные науки, океанографию, например.
В разделе «Горох в трюме» автор рассказывает о сложной профессии водолаза. Раздел «Оцепенение полета» — это любование красотами морской глади и Севастополя с самолета, на котором летали автор и Гарт. Гарт нашел материал о командире корабля Нагорном для нового рассказа «Мать». «Кара Даг» — это любование природой Крыма и рассказ о гибели французского туриста, который хотел взобраться на гору, а там его заклевали орлы и он упал в ущелье.
Свои последние дни провел в Старом Крыму известный писатель Грин. Ему посвящен раздел «Сказочник». Гарт обещал Юнге написать рассказ о боре. Автор же провел время у Баранова, наблюдая за поднятием миноносца. Когда вернулись в Севастополь, то узнали от Сметаниной, что Дымченко правительство дало грамоту и звание «Почетный моряк Черноморского флота». Решили отметить это событие.
Источник
«Черное море»
Писатель Гарт убегает из промозглой Москвы в осенний Севастополь. Гарт любил писать о бродягах и моряках, путешествующих в интересные страны.
Живя у старика-метеоролога Юнге, писатель нашел в одной из книг его библиотеки письмо, в котором была интересная история. Он поведал старику об этом письме и между мужчинами завязался разговор. Юнге рассказывал Гарту о ветрах на Черном море, ураганах, какими они разными бывают, облаках и турках. После рассказа старика Гарт записал конспект о том, каков ураган бора и что он способен натворить. А еще Юнге поведал проект уничтожения циклона бора. В разделе «Ожидание бури» описано, как город и все жители готовятся к приходу циклона.
Любопытство заставило Гарта отправится в рыбачье селение, чтобы понаблюдать за людьми. Там он встретил художницу, которая рисовала старика Дымченко, очаковца. Ее фамилия была Сметанина, и от нее шел свет. Женщина знала Гарта по его произведениям, которые она читала в разных изданиях. Она пригласила писателя к себе, разгадав его одиночество. Отдельная вставка – рукопись Гарта о лейтенанте Шмидте. Гарт решил написать о нем после разговора с Юнге. Он собирал сведения с точностью историка, разговаривал с очаковцами, долго изучал документы. И лишь когда убедился, что Шмидт – один из плеяды лучших моряков, начал писать произведение о восстании на судне «Очаков».
После работы над произведением о Шмидте Гарт уже не хочет писать о выдуманных городах и персонажах. Он хочет найти что-нибудь из жизни сильное и мужественное. А пока ищет, изучает полезные науки, океанографию, например.
В разделе «Горох в трюме» автор рассказывает о сложной профессии водолаза. Раздел «Оцепенение полета» — это любование красотами морской глади и Севастополя с самолета, на котором летали автор и Гарт. Гарт нашел материал о командире корабля Нагорном для нового рассказа «Мать». «Кара Даг» — это любование природой Крыма и рассказ о гибели французского туриста, который хотел взобраться на гору, а там его заклевали орлы и он упал в ущелье.
Свои последние дни провел в Старом Крыму известный писатель Грин. Ему посвящен раздел «Сказочник». Гарт обещал Юнге написать рассказ о боре. Автор же провел время у Баранова, наблюдая за поднятием миноносца. Когда вернулись в Севастополь, то узнали от Сметаниной, что Дымченко правительство дало грамоту и звание «Почетный моряк Черноморского флота». Решили отметить это событие.
Источник
Краткое содержание Черное море Паустовский
Черное море
Писатель Гарт убегает из промозглой Москвы в осенний Севастополь. Гарт любил писать о бродягах и моряках, путешествующих в интересные страны.
Живя у старика-метеоролога Юнге, писатель нашел в одной из книг его библиотеки письмо, в котором была интересная история. Он поведал старику об этом письме и между мужчинами завязался разговор. Юнге рассказывал Гарту о ветрах на Черном море, ураганах, какими они разными бывают, облаках и турках. После рассказа старика Гарт записал конспект о том, каков ураган бора и что он способен натворить. А еще Юнге поведал проект уничтожения циклона бора.
В разделе “Ожидание бури” описано, как город и все жители готовятся к приходу циклона.
Любопытство заставило Гарта отправится в рыбачье селение, чтобы понаблюдать за людьми. Там он встретил художницу, которая рисовала старика Дымченко, очаковца. Ее фамилия была Сметанина, и от нее шел свет. Женщина знала Гарта по его произведениям, которые она читала в разных изданиях.
Она пригласила писателя к себе, разгадав его одиночество. Отдельная вставка – рукопись Гарта
о лейтенанте Шмидте. Гарт решил написать о нем после разговора с Юнге. Он собирал сведения с точностью историка, разговаривал с очаковцами, долго изучал документы.
И лишь когда убедился, что Шмидт – один из плеяды лучших моряков, начал писать произведение о восстании на судне “Очаков”.
После работы над произведением о Шмидте Гарт уже не хочет писать о выдуманных городах и персонажах. Он хочет найти что-нибудь из жизни сильное и мужественное. А пока ищет, изучает полезные науки, океанографию, например.
В разделе “Горох в трюме” автор рассказывает о сложной профессии водолаза. Раздел “Оцепенение полета” – это любование красотами морской глади и Севастополя с самолета, на котором летали автор и Гарт. Гарт нашел материал о командире корабля Нагорном для нового рассказа “Мать”. “Кара Даг” – это любование природой Крыма и рассказ о гибели французского туриста, который хотел взобраться на гору, а там его заклевали орлы и он упал в ущелье.
Свои последние дни провел в Старом Крыму известный писатель Грин. Ему посвящен раздел “Сказочник”. Гарт обещал Юнге написать рассказ о боре. Автор же провел время у Баранова, наблюдая за поднятием миноносца.
Когда вернулись в Севастополь, то узнали от Сметаниной, что Дымченко правительство дало грамоту и звание “Почетный моряк Черноморского флота”. Решили отметить это событие.
Похожие топики по английскому:
Краткое содержание Язык и природа Паустовский Язык и природа В этом очерке Паустовский рассказывает, как необходимо создавать образы природы. Для этого сначала необходимо прочувствовать то, о чем потом будешь писать. Красной.
Сочинение описание по картине И. К. Айвазовского “Черное море” Имя Ивана Константиновича Айвазовского, живописца моря, настоящего поэта морской стихии, уже много десятилетий пользуется заслуженной любовью нашего народа. Произведения художника широко известны во всем мире.
Краткое содержание Золотая роза Паустовский Золотая роза Мудрое и очень глубокое по содержанию произведение “Золотая роза” Константин Паустовский написал уже в зрелом возрасте, когда люди задумываются над прожитой жизнью и.
Краткое содержание Алмазный язык Паустовский Алмазный язык Константин Георгиевич Паустовский был талантливым художником слова, и как ни кто другой имел право взять на себя обязанность научить молодых людей любить и.
Краткое содержание Телеграмма Паустовский Телеграмма В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен.
Краткое содержание Романтики Паустовский Романтики Максимова со Сташевским, Алексеем и Винклером в этот порт загнал жестокий осенний шторм. Молодые люди жили в дрянной гостинице, набитой моряками и проститутками, проводили.
Краткое содержание Белый Бим Черное ухо Троепольский Белый Бим Черное ухо Родителями Бима были породистые шотландские сеттеры с длиннейшей родословной, но щенок родился “бракованным”. Правильный сеттер “должен быть обязательно черный, с блестящим.
Краткое содержание Как хорошо ты, море ночное… Тютчев Как хорошо ты, море ночное… В стихотворении описана таинственная жизнь огромного пространства – ночного моря, которому присущи черты живого человека. Для описания морских оттенков автор.
Краткое содержание Мещерская сторона Паустовский Мещерская сторона “Мещерская сторона” – эта поэма в прозе великого художника слова Константина Паустовского, посвященного любимому им краю. В этом краю, по словам писателя, нет.
Краткое содержание Заячьи лапы Паустовский К. Г К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто.
Краткое содержание Снег Паустовский Снег Тема войны у Константина Паустовского звучит несколько иначе, чем у других писателей этого периода. В 1943 году написана новелла “Снег”. И это глубоко лирическое.
Краткое содержание Старик и море Хемингуэй Старик и море “Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни.
Краткое содержание “Старик и море” Хемингуэя Хемингуэй Эрнест Миллер Произведение “Старик и море” “Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море.
Краткое содержание Море Жуковский Море Стихотворение написано в 1822 г. Поэт очень живо и красочно изображает лазурное и безмолвное море, чьей красотой буквально очарован. Он разговаривает с ним, как.
Краткое содержание “Красное и черное” Стендаля Фредерик Стендаль Произведение “Красное и черное” Роман французского писателя Стендаля “Красное и черное” повествует о судьбе бедного юноши по имени Жюльен Сорель. Действующие лица романа.
Краткое содержание Красное и черное Стендаль Красное и черное Господин де Реналь, мэр французского городка Верьер в округе Франш-Конте, человек самодовольный и тщеславный, сообщает жене о решении взять в дом гувернера.
Краткое содержание В прекрасном и яростном море Платонов В прекрасном и яростном море Сам автор произведения, во время гражданской войны, работал на железной дороге. Наверное, поэтому упоминания о железной дороге встречаются в нескольких.
Краткое содержание Дым отечества Паустовский Дым отечества Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками Троицкой церкви.
Краткое содержание Теплый хлеб Паустовский К. Г Теплый хлеб Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне.
Краткое содержание Повесть о жизни Паустовский Повесть о жизни Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа.
Источник
Константин Паустовский — Чёрное море
Установить таймер сна
Константин Паустовский — Чёрное море краткое содержание
Чёрное море слушать онлайн бесплатно
Похожие аудиокниги на «Чёрное море», Константин Паустовский
Константин Паустовский слушать все книги автора по порядку
Константин Паустовский — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.club
Константин Паустовский — Чёрное море отзывы
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.
- 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
- 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
- 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
- 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.
Источник
Краткое содержание Черное море Паустовский
«Черное море»
Писатель Гарт убегает из промозглой Москвы в осенний Севастополь. Гарт любил писать о бродягах и моряках, путешествующих в интересные страны.
Живя у старика-метеоролога Юнге, писатель нашел в одной из книг его библиотеки письмо, в котором была интересная история. Он поведал старику об этом письме и между мужчинами завязался разговор. Юнге рассказывал Гарту о ветрах на Черном море, ураганах, какими они разными бывают, облаках и турках. После рассказа старика Гарт записал конспект о том, каков ураган бора и что он способен натворить. А еще Юнге поведал проект уничтожения циклона бора. В разделе «Ожидание бури» описано, как город и все жители готовятся к приходу циклона.
Любопытство заставило Гарта отправится в рыбачье селение, чтобы понаблюдать за людьми. Там он встретил художницу, которая рисовала старика Дымченко, очаковца. Ее фамилия была Сметанина, и от нее шел свет. Женщина знала Гарта по его произведениям, которые она читала в разных изданиях. Она пригласила писателя к себе, разгадав его одиночество. Отдельная вставка – рукопись Гарта о лейтенанте Шмидте. Гарт решил написать о нем после разговора с Юнге. Он собирал сведения с точностью историка, разговаривал с очаковцами, долго изучал документы. И лишь когда убедился, что Шмидт – один из плеяды лучших моряков, начал писать произведение о восстании на судне «Очаков».
После работы над произведением о Шмидте Гарт уже не хочет писать о выдуманных городах и персонажах. Он хочет найти что-нибудь из жизни сильное и мужественное. А пока ищет, изучает полезные науки, океанографию, например.
В разделе «Горох в трюме» автор рассказывает о сложной профессии водолаза. Раздел «Оцепенение полета» — это любование красотами морской глади и Севастополя с самолета, на котором летали автор и Гарт. Гарт нашел материал о командире корабля Нагорном для нового рассказа «Мать». «Кара Даг» — это любование природой Крыма и рассказ о гибели французского туриста, который хотел взобраться на гору, а там его заклевали орлы и он упал в ущелье.
Свои последние дни провел в Старом Крыму известный писатель Грин. Ему посвящен раздел «Сказочник». Гарт обещал Юнге написать рассказ о боре. Автор же провел время у Баранова, наблюдая за поднятием миноносца. Когда вернулись в Севастополь, то узнали от Сметаниной, что Дымченко правительство дало грамоту и звание «Почетный моряк Черноморского флота». Решили отметить это событие.
Краткое содержание Черное море Паустовский
Черное море
Писатель Гарт убегает из промозглой Москвы в осенний Севастополь. Гарт любил писать о бродягах и моряках, путешествующих в интересные страны.
Живя у старика-метеоролога Юнге, писатель нашел в одной из книг его библиотеки письмо, в котором была интересная история. Он поведал старику об этом письме и между мужчинами завязался разговор. Юнге рассказывал Гарту о ветрах на Черном море, ураганах, какими они разными бывают, облаках и турках. После рассказа старика Гарт записал конспект о том, каков ураган бора и что он способен натворить. А еще Юнге поведал проект уничтожения циклона бора.
В разделе “Ожидание бури” описано, как город и все жители готовятся к приходу циклона.
Любопытство заставило Гарта отправится в рыбачье селение, чтобы понаблюдать за людьми. Там он встретил художницу, которая рисовала старика Дымченко, очаковца. Ее фамилия была Сметанина, и от нее шел свет. Женщина знала Гарта по его произведениям, которые она читала в разных изданиях.
Она пригласила писателя к себе, разгадав его одиночество. Отдельная вставка – рукопись Гарта
о лейтенанте Шмидте. Гарт решил написать о нем после разговора с Юнге. Он собирал сведения с точностью историка, разговаривал с очаковцами, долго изучал документы.
И лишь когда убедился, что Шмидт – один из плеяды лучших моряков, начал писать произведение о восстании на судне “Очаков”.
После работы над произведением о Шмидте Гарт уже не хочет писать о выдуманных городах и персонажах. Он хочет найти что-нибудь из жизни сильное и мужественное. А пока ищет, изучает полезные науки, океанографию, например.
В разделе “Горох в трюме” автор рассказывает о сложной профессии водолаза. Раздел “Оцепенение полета” – это любование красотами морской глади и Севастополя с самолета, на котором летали автор и Гарт. Гарт нашел материал о командире корабля Нагорном для нового рассказа “Мать”. “Кара Даг” – это любование природой Крыма и рассказ о гибели французского туриста, который хотел взобраться на гору, а там его заклевали орлы и он упал в ущелье.
Свои последние дни провел в Старом Крыму известный писатель Грин. Ему посвящен раздел “Сказочник”. Гарт обещал Юнге написать рассказ о боре. Автор же провел время у Баранова, наблюдая за поднятием миноносца.
Когда вернулись в Севастополь, то узнали от Сметаниной, что Дымченко правительство дало грамоту и звание “Почетный моряк Черноморского флота”. Решили отметить это событие.
Дым отечества
Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками Троицкой церкви и вместе со своим напарником и учеником Пахомовым отправился к Швейцеру, рывшемуся в фондах Михайловского музея в надежде найти неизвестные пушкинские стихи или документы.
Продолжение после рекламы:
В поездку пригласили и дочь квартирной хозяйки, актрису одесского театра, красавицу, приехавшую навестить дочь и стареющую мать.
Заснеженные аллеи, старый дом, интересное общество в Михайловском — все понравилось Татьяне Андреевне. Приятно было и обнаружить почитательниц своего таланта — одесских студенток. Был и совсем неожиданный сюрприз. Как-то войдя в одну из комнат, Татьяна Андреевна тихо ахнула и опустилась в кресло напротив портрета молодой красавицы. Все увидели, что их спутница совершенно схожа с ней. «Каролина Сабанская — моя прабабка», — пояснила она. Прадед актрисы, некто Чирков, в год пребывания в Одессе Пушкина служил там в драгунском полку. Каролина блистала в обществе, и в неё был влюблён наш поэт, но она вышла за драгуна, и они расстались. Между прочим, сестра этой отчаянной авантюристки, графиня Ганская, во втором браке была женою Бальзака. Татьяна Андреевна припомнила, что у её киевского дядюшки сохранялся портрет Пушкина.
Швейцер был поражён. Он знал, что, расставаясь с Сабанской, поэт подарил ей свой портрет, на котором был изображён держащим лист с каким-то стихотворением, посвящённым обворожительной полячке. Пушкинист решил ехать в Киев.
Брифли существует благодаря рекламе:
В украинской столице ему удалось отыскать дядюшку Татьяны Андреевны, но, увы, тот в один из кризисных моментов сбыл портрет одесскому антиквару Зильберу. В Одессе Швейцер выяснил, что антиквар подарил портрет племяннику, работавшему в ялтинском санатории для чахоточных больных: портрет не имел художественной ценности.
Прежде чем покинуть Одессу, Швейцер навестил Татьяну Андреевну. Она попросила взять его с собой в Ялту. Там, в туберкулёзном санатории, умирал двадцатидвухлетний испанец Рамон Перейро. Он прибыл в Россию вместе с другими республиканцами, но не вынес климата и тяжело заболел. Они подружились и часто виделись. Как-то на загородной прогулке Рамон вдруг встал на колени перед ней и сказал, что любит её. Ей это показалось напыщенным и вообще неуместным (она была на десять лет старше него, и Маше шёл уже восьмой год), она рассмеялась, а он вдруг вскочил и убежал. Татьяна Андреевна все время корила себя за этот смех, ведь для его соотечественников театральность — вторая натура.
В санатории ей сказали, что надежды нет, и позволили остаться. В палате она опустилась перед кроватью на колени. Рамон узнал её, и слезы скатились по его худому, почерневшему лицу.
Продолжение после рекламы:
Швейцер тем временем отыскал в санатории портрет и вызвал Вермеля. Реставрировать можно было только на месте. Приехал, однако, Пахомов, упросивший учителя послать именно его. Старику было очевидно, что у его Миши на юге есть и особый, помимо профессионального, интерес. Кое-что он заметил ещё в Новгороде.
С помощью Пахомова удалось прочитать стихи, что держал в руках Пушкин. Это была строфа стихотворения: «Редеет облаков летучая гряда…» Сенсации эта находка не содержала, но для Швейцера было важно прикоснуться к жизни поэта. Пахомов был рад вновь увидеться с Татьяной Андреевной. Он ни разу не сказал ей о любви, и она тоже молчала, но весной 1941 г. перебралась в Кронштадт — поближе к Новгороду и Ленинграду.
Война застала её на острове Эзель, в составе выездной бригады театра Балтфлота. С началом боев актриса стала санитаркой и была эвакуирована перед самым падением героического острова. Далее путь лежал на Тихвин. Но самолёт вынужден был совершить посадку недалеко от Михайловского, в расположении партизанского отряда.
Пока чинили перебитый бензопровод, Татьяна Андреевна с провожатым отправилась в Михайловское. Она ещё не знала, что Швейцер остался здесь, чтобы охранять зарытые им музейные ценности и спрятанный отдельно от них портрет Сабанской. Татьяна Андреевна нашла его случайно, не совсем здоровым душевно. На рассвете самолёт унёс их на Большую землю.
В Ленинграде они отыскали Вермеля и Машу: Николай Генрихович с началом войны ринулся в Новгород. Ему удалось упаковать и переправить музейные ценности в Кострому, но самому пришлось остаться с Машей и Варварой Гавриловной — матерью Татьяны Андреевны — в Новгороде. Втроём они пешком попытались выйти из оккупированного города, но пожилая женщина погибла.
От Пахомова не было вестей с момента его ухода в армию. Он отправился на юг, работал во фронтовой газете, был ранен во время отражения немецкого десанта. Все время тосковал по Татьяне Андреевне. Госпиталь его постоянно переезжал — линия фронта катилась к Волге.
Брифли существует благодаря рекламе:
В Ленинграде становилось все труднее. Татьяна Андреевна настояла, чтобы Вермель, Швейцер и Маша уехали в Сибирь. Сама она должна была остаться в театре. Она оказалась совсем одна, часто ночевала в костюмерной, где было теплее, чем дома, наедине с портретом Сабанской, рождавшим мысли, что после смерти от неё самой не останется ни глаз, ни бровей, ни улыбки. Как хорошо, что в старину писали портреты.
Но вот однажды, прижавшись лбом к окну, она увидела на пустынной улице человека в шинели, с рукой на перевязи. Это был Миша Пахомов. После прорыва блокады в Ленинград вернулись и уехавшие в эвакуацию. Жизнь налаживалась. Вермель с Пахомовым рвались восстанавливать разрушенные памятники Петергофа, Новгорода, Пушкина, Павловска, чтобы уже через несколько лет людям и в голову не могло прийти, что по этой земле прошли фашистские полчища.
Сочинение Паустовский «Черное море»
В свое время М. Горький усиленно направлял внимание писателей к активному познанию страны. Он полагал, что новая социалистическая действительность в ее связях с историей еще слабо изучена и недостаточно освоена художественным словом Одну из книг К. Паустовского тех лет («Кара-Бугаз») он с удовлетворением назвал «смелым и удачным опытом» в трудном деле изображения «перспектив нашего строительства» М. Горький считал, что советскому читателю крайне необходимы произведения, «посвященные художественной популяризации научных знаний», и даже наметил несколько конкретных тем, заслуживающих разработки в первую очередь. Горьковские начинания и советы, предложенные им темы и аспекты оказались очень близкими автору «Черного моря».
Задуманная К. Паустовским книга по охвату специальных сведений, касающихся моря, его флоры и фауны, жизни глубин и рельефа побережий, характера ветров и своеобразия прибрежных городов, по раскрытию огромного культурного и революционизирующего значения причерноморского края, прославившегося деяниями замечательных людей, — словом, по своей обширности и полноте должна была стать как бы художественной энциклопедией. Во всяком случае, размышлял К. Паустовский, приступая к осуществлению своего замысла, получится ли именно такая книга или нет, но прицел на своего рода энциклопедичность следовало, по его мнению, сохранять обязательно.
В то же время К. Паустовский хотел говорить в своей новой книге «полным голосом», чтобы, как сказано в одном из его тогдашних рассказов, «возвеличить эпоху — блистательную и неповторимую», чтобы «дышать всей грудью воздухом времени, едким и свежим, как океанская соль».
Насыщенность произведения различными сведениями не должна была, по мысли К. Паустовского, ущемлять его художественность, образность или, тем более, изгнать романтичность восприятия и слова.
Он хотел, чтобы повесть дышала широкими пространствами моря и неба, чтобы на ее свежих страницах играли морские зори, грохотали штормы или дул легкий бриз, толпились у горячих берегов груженные кефалью и султанкой рыбацкие шаланды, разговаривали и пели люди, чтобы ожила история, такая же древняя и бурная, как само море, чтобы заговорили даже камни, эти молчаливые свидетели былого. И наконец, чтобы, подобно маякам, блеснули на горизонте таинственные огни будущего…
«Черное море» действительно вышло из-под пера писателя произведением резко своеобразным, заметно непохожим даже на предшествовавшие «морские» рассказы и повести К. Паустовского, но в то же время новая повесть сохранила все живые стилистические, образные и мелодические связи с прежним творчеством своего создателя. «Прививка науки», то есть внимание писателя к специальным вопросам географии, аэрологии, океанографии, биологии, геологии, метеорологии, а также археологии и истории, оказалась настолько органичной, так естественно растворившейся в тексте, что мы не ощущаем при чтении ни малейших трудностей и даже не догадываемся, что нас порой весьма основательно «просвещают».
«Писатель тончайшей наблюдательности», как сказал о К. Паустовском М. Шолохов, он сумел пронизать данные науки живыми подробностями личных впечатлений, «аргументировать» их свидетельствами-рассказами конкретных людей, заодно познакомив нас со спецификой их труда и поучительными превратностями судеб.
: Повесть «Черное море», при всей ее необычной оснащенности, завидной, так сказать, грузоподъемности, кажется нам легкой и грациозной, как белокрылое парусное судно. Не сразу догадаешься, что в своих скрытых от глаза трюмах оно несет весьма тяжелый и основательный груз.
К. Паустовский, по его словам, когда писал «Черное море», взял себе за образец морские лоции. Он был очень высокого мнения об этих справочниках, предназначенных для капитанов и штурманов. Лоция Черного моря была им изучена не менее тщательно, чем история восстания на «Очакове» и биография лейтенанта Шмидта.
Ему нравился самый язык лоций — точный и непреднамеренно поэтичный.
«Язык лоций, — писал он в статье, посвященной истории создания повести, —точен, своеобразен и полон морской поэзии. Лоции иных морей читаются с таким же увлечением, как самые заманчивые романы. Свою книгу о Черном море я задумал как художественную лоцию…»
Но лоция — первооснова, чертеж, как бы своеобразный путеводитель, в прямом и строгом смысле этого слова. В повести К.- Паустовский так уточняет свое отношение к лоции: «Все же самая точная лоция бессильна перед неожиданными переменами света, красок и прозрачности воздуха». И она, само собой, совершенно бессильна перед людьми: у нее просто нет такой задачи — рисовать характеры и судьбы.
К. Паустовский ввел в свою повесть множество тонких, проникновенных пейзажей, показал немало интересных — обыкновенных и легендарных — людей.
Но он постоянно имел в виду свою особую цель — показать Черное море не только так, как обычно принято его изображать, то есть красоту, величественность и т. д. Он решился посмотреть на него, по его выражению, как на «глубокую впадину», возникшую когда-то в результате геологических потрясений и живущую по очень точным законам. Романтическая «синева моря», не боится он уточнить, объясняется большой примесью содержащихся в воде солей, химическая формула которых известна. А зеленый отлив воды, запечатленный живописцами, поэтами и прозаиками, вызван зарослями «диатомовых водорослей».
Идя вслед за лоцией и не гнушаясь «диатомовых водорослей», К. Паустовский, однако, прежде всего следует законам Поэзии.
Такое сочетание трезво научного знания и крылатого воображения присутствует в его повести в гармоническом равновесии и нерасторжимом единстве.
Одно из самых задушевных, выношенных убеждений писателя, к которому он пришел не сразу, заключалось в том, что чем больше мы знаем об окружающем нас физическом мире, тем с большей силой и всесторонностью раскрывается перед нами бездонная поэзия и красота нашей земной действительности.
Другими словами, на мир надо смотреть грамотно. Особенно в наш век, не терпящий приблизительности и аморфности представлений. Только тогда откроет он свои самые сокровенные тайны и незаметные для непросвещенного глаза интимные движения материи.
Но как бы ни был великолепен окружающий природный мир, произведение окажется безжизненным, если лишить его человека.
О разнообразном материале, вошедшем в повесть «Черное море», К. Паустовский сказал, что он весь «объединен людьми», их действиями.
Незабываема воссозданная им трагическая история восстания на броненосце «Очаков» Великолепна в своей жизненности и патетической сущности мятежной души фигура лейтенанта Шмидта. Впервые в художественной литературе после замечательной поэмы Б Пастернака этот герой изображен К. Паустовским с подлинным эпическим размахом и высокой трагедийностью…
А герои Аджимушкая? Их борьба и гибель нарисованы писателем подобно монументальным фрескам, исполненным внутренней символики.
Но и люди обыкновенных судеб, многочисленные рыбаки, метеорологи, ботаники, виноградари, приморские мальчишки, парусные мастера, юные матросы, слушающие «Травиату» на стальной палубе крейсера, искатели воды, овцеводы, — все они и есть огромный людской мир, живущий на страницах повести разумной, созидательной жизнью.
Правда, К. Паустовский, следуя принятому им в этом произведении очерковому принципу, не изображает, за редкими исключениями, характеров своих героев в последовательном развитии. Он встречается со своими героями в определенные моменты их жизни и в большинстве случаев как бы интервьюирует их. Но такая манера нисколько не мешает, благодаря мастерству художника, видеть его персонажей живыми, полнокровными людьми.
«Черное море» стало важным этапом в творческой жизни К. Паустовского.
Источник