Черное море подводный флот

Перед учениями НАТО Черноморский флот вывел в море все подлодки

Черноморский флот вывел на боевое дежурство все шесть подводных лодок. Это случилось накануне масштабных учений НАТО в Черном море. В январе Черноморский флот отрабатывал на кораблях Североатлантического альянса работу авиации и сил ПВО.

«Все подлодки Черноморского флота выполняют поставленные задачи за пределами мест базирования. Ни одной подлодки в базе нет», — заявил в Севастополе командующий Черноморским флотом вице-адмирал Игорь Осипов. Об этом с мероприятия, посвященного Дню моряка-подводника, сообщило РИА Новости. Агентство подтвердило, что на пирсах бригады подводных лодок ЧФ субмарин нет.

«Это беспрецедентный случай, которого нет ни на флотах Российской Федерации, ни на флотах иностранных государств. Все шесть современных подлодок выполняют различные задачи в море», — сказал старший офицер бригады подлодок ЧФ капитан I ранга Анатолий Варочкин.

Выход всех подлодок ЧФ России на боевое дежурство произошел накануне учений НАТО в Черном море. «Морской щит — 21» организованы ВМС Румынии и пройдут с 19 по 29 марта. Генштаб ВМС Румынии сообщил, что в учениях примут участие 18 боевых кораблей и 10 самолетов из восьми стран альянса, включая США.

Сегодня, по данным навигационного портала Marinetraffic, на подходе к Черному морю находился американский ракетный крейсер US Monterey CG61.

Иллюстрация: marinetraffic.com. Иллюстрация: twitter.com.

Командование Шестого флота США сообщило в Twitter, что корабль идет в Черное море для проведения операций по безопасности региона.

В прошлом году НАТО значительно увеличило количество заходов кораблей альянса в Черное море. А ЧФ России начал проводить одновременные встречные учения для отработки задач почти в реальных условиях.

Читайте также:  Кинофильм три метра над уровнем моря

Так, например, в январе эсминец «Дональд Кук» и дозаправщик «Лэрэми» проводили учения с болгарскими ВМС и итальянским фрегатом «Карло Марготтини» при поддержке самолёта дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry. Черноморский флот, в свою очередь, тренировал морскую авиацию и береговые ракетные комплексы «Бал» по уничтожению корабля условного противника.

«Для выполнения задачи по комбинированному уничтожению цели в воздух была поднята дежурная группа самолётов из состава Морской авиации и ПВО ЧФ, а расчёты БПКРК „Бал“, дислоцированные на территории полуострова Крым, совершили марш в позиционный район и развернули боевое дежурство», — сообщали в январе в пресс-службе Южного военного округа. По ее данным, на первом этапе экипажи истребителей Су-30СМ и бомбардировщиков Су-24М нанесли учебные ракетные и бомбовые удары по надводной цели, а на втором этапе расчёты комплекса «Бал» взяли «вражеский» корабль на сопровождение, привели установку к бою и отработали алгоритм действий по нанесению ракетных ударов по условной цели с применением электронных пусков. Всего в учениях приняли участие четыре Су-30СМ, два Су-24М и дивизион БПКРК «Бал».

Источник

Подводные лодки Черноморского флота

История использования подводных кораблей на Черном море начинается в 1907 году, с приказа №273 Морского ведомства о формировании подразделения подплава. Состоял отряд из плавучей базы «Пендераклия» и подлодок «Судак» и «Лосось».

Весной 1908 года отряд пополнился подлодками Германской постройки «Карась», «Камбала» и «Карп».

В том же году началась отработка совместных действий как в составе подразделения, так и с кораблями, базирующимися в городе Севастополь. Россия начинает закладку своих новых подводных лодок, и в 1911 году Николаевский завод начинает работу над подводными кораблями «Нерпа», «Морж» и «Тюлень». До 1915 года эти подлодки вошли в состав Черноморского флота.

Основные характеристики данного класса подводных лодок;
— водоизмещение 630-760 тонн;
— средняя длина около 70 метров;
— скорость хода 10-12 узлов;
— погружение на глубину до 50 метров;
— Дальность действия 2000-2500 миль под водой;
Вооружение: до 12-ти торпедных аппаратов, несколько пушек малого и среднего калибра;
В 1913 году начинается строительство подводных кораблей «Кит», «Кашалот» и «Нарвал», и до конца 1916 года подлодки стали в строй Российского флота.

В 1915 году начинается производство подлодок «Утка», «Гагара» и «Буревестник». В 1917 году подлодки спущены на воду.

В 1919 году из Владивостока доставляют на железнодорожных платформах в Севастополь малые подлодки «Щука» и «Сом», предназначение – оборона пункта базирования и подходов к Севастополю.

Первый боевой выход подводной лодки произошел в начале 1915 года. Подлодка «Нерпа» вышла на боевое охранение вблизи острова Кефкен-Босфор, принимая участие в боевой операции надводных кораблей. Через несколько дней подводные корабли «Тюлень» и «Нерпа» совершают поход «Севастополь — Кефкен-Босфор – Сарыч- Ялта – Севастополь». Еще через полтора месяца подлодка «Нерпа» выходит на боевое дежурство в район боевых действий близ Кефкен-Босфора, за время дежурства было уничтожено 6 вражеских фелюг и одна шхуна. В конце лета 1915 года «Тюлень» выходит на боевое дежурство в район боевых действий, где уничтожил один из пароходов, шедших под охраной 2-х крейсеров и трех эсминцев – корабль «Зунгундак» водоизмещением 1550 тонн.

Невеликие успехи подводного флота в этот период объясняются элементарным отсутствием надводных кораблей противника в районе боевых действий. Основные коммуникации турецких кораблей — перевозка угля из Зонгулдака в Босфор. Малое расстояние в 200 километров угольные пароходы проходили по мелководью, возле самого берега, а уничтожить боевые корабли противника, имеющие скорость около 25 узлов, практически не под силу медленным подводным лодкам.

В 1918 году объединенный флот Антанты входит в Севастополь. Англо-французские войска провели конфискацию и разрушение боевой техники и укреплений. Были уничтожены оборонительные укрепление крепостей Севастополя и Керчи. Линкор «Александр III» и два эсминца перегнали в турецкий Измир, на устаревших линкорах и кораблях уничтожили взрывами машинные и двигательные отсеки. Особенно жестоко войска Антанты подошли к уничтожению подводного флота – не только взорвали двигательные отсеки, но и затопили в открытом море неподалеку от Севастопольской бухты.
Правительство РСФСР в 1921 году из-за угрозы начала боевых действий заключает крайне невыгодный договор с Турцией — 200 килограммов золота, около 40 000 винтовок, 330 пулеметов и более 50 орудий, и, что совсем плохо, отдает Ардаганскую и Карскую области.

Подводный флот Черного моря начал стремительно расти в 30 годах, и к началу Великой Отечественной войны в состав флота входило 44 боевых подводных корабля – шесть больших лодок, 19 подлодок среднего водоизмещения и столько же малюток. На начало 1941 года 25 подводных кораблей были в строю, остальные требовали ремонта.

За период ведения боевых действий, к концу 1944 года, на счету советских подводных кораблей Черноморского флота было 152 боевых выхода и атак противника. Результатом стали уничтоженные и потопленные шесть десантных надводных барж, 3 обыкновенные баржи, 19 вспомогательных кораблей, два буксира, 12 транспортников противника. Черноморский флот за это время потерял 27 подлодок.

В середине прошлого столетия подводный флот, базирующийся на Черном море, пополнился новыми подводными кораблями. С 1950 по 1960 год встали в строй 9 лодок проекта «М» и несколько лодок проекта «644» с КР «П-5». Ракеты представляли реальную угрозу территории Турции – выпущенная из района в нейтральных водах, ракета могла поразить любой объект в Турции. Турецкую столицу могла поразить даже ракета, выпущенная из пункта базирования в Севастополе.

Отряды подводных лодок с 80-х годов постоянно присутствовали в Средиземном море и входили в состав пятой эскадры. Подводные корабли постоянно проводили учения и тренировки в Атлантике, заставляя нервничать военный блок НАТО, и к 1990 году в составе Черноморского флота находилось порядка 35 подводных кораблей.

Распад Советского Союза стал настоящей катастрофой для всего Черноморского флота. Мало того что часть флота отошла новому государству, кроме этого было списано около 17 подлодок, остальные находились в плачевном состоянии.

Черноморский флот сегодня

С 1996 года во флоте числилось всего две подлодки – Б-871 и Б-380.

Б-380 впервые встала в строй в 1982 году, а с 1991 года стояла у причала и требовала ремонта. В 2000 году лодку, наконец, поставили на ремонт в док «ПД-16». Однако и на сегодняшний день лодка и ныне там — ржавая и неотремонтированная.

Б-871 в строю с 1989 года. С 1992 года лодка стояла у причала без аккумуляторов, пока в 1996 году их не установили. Лодка успела даже выйти пару раз в море, но в 1998 году встала в ремонт.

Компания «Алроса» взяла лодку под свою опеку, и после ремонта в 2001 году лодка получает новое имя «Алроса».

Уникальность «Алросы» не только в том, что она – фактически единственная подлодка в составе Черноморского флота России, но еще и экспериментальная. Вместо винта у «Алросы» – водометная насадка. Впоследствии наработки в данном направлении были использованы при создании суперсовременного ракетоносца типа «Борей»

В 2009 году лодка ломается, и ее ремонтируют в Новороссийске. В середине этого года подводная лодка участвует в учениях у Испанских берегов «Болд Монарх – 2011». После учений в сопровождении корабля поддержки отправляется на капитальный ремонт на Балтийское побережье. Ожидаемое время выхода из ремонта – 2012 год, но на сегодня уже известно, что ремонт не закончится в установленный срок.

Источник

Подводные лодки Черноморского флота

Черное море, несмотря на его небольшие размеры, с успехом использовалось и продолжает использоваться государствами черноморского региона, как акватория для подводных лодок. Среди всех стран, имеющих выход к Черному морю, самым большим и боеспособным подводным флотом обладает Россия.

История отечественного подводного черноморского флота насчитывает уже несколько десятилетий и началась она еще в далекие дореволюционные времена.

Первые попытки создать подводный флот постоянного базирования Российская империя предприняла еще до 1917 года. Так, в 1908 году в Севастополе появились малые подлодки «Карась», «Камбала» и «Карп», построенные в Германии. По современным меркам это были весьма примитивные посудины, однако, в те времена подводное судостроение находилось еще в самом начале своего пути.

Подлодки собственного производства для Черноморского флота Россия начала строить в 1911 году на судоверфи в Николаеве. К 1915 году в состав Черноморского флота уже вошли три отечественные субмарины — «Нерпа», «Морж» и «Тюлень». Это также были довольно простые подлодки малого класса.

Более серьезные подводные лодки для Черного моря начали строить в 1917 году на верфях в том же Николаеве. И уже вскоре в списки Черноморского флота России вошли три подлодки с незамысловатыми обозначениями АГ-21, АГ-22 и АГ-23. Работами по сборке и комплектованию этих субмарин руководили иностранцы. В нашей стране на тот момент специалистов с достаточным опытом строительства подводных лодок еще не имелось.

Первой на воду была спущена подводная лодка АГ-21. Случилось это знаменательное событие в 1918 году. Однако, век первой русской субмарины на Черном море оказался недолгим. 26 апреля 1919 года АГ-21 была затоплена английскими военными, которые бежали из Крыма. Случилось это недалеко от Херсонесского маяка. Любопытно, что спустя 10 лет подлодку подняли и в 1930 году АГ-21 снова была в строю. Несмотря на десятилетие, проведенное под водой, субмарина неплохо сохранилась. Однако, судьба явно неблаговолила к этой подлодке. В июне 1931 года, во время военных учений она по трагической случайности попала под эсминец «Фрунзе» и стремительно затонула, унеся с собой жизни 20 человек.

Подлодка АГ-22 была спущена на воду в Николаеве летом 1919 года. В этом же году она была перебазирована в Севастополь. Однако, в героическом городе русских моряков она пробыла совсем недолго, т.к. в ноябре 1919 года Врангель, спешно покидавший Крым, увел субмарину в тунисский порт Бизерта.

В 20-х и 30-х годах прошлого столетия в строй было введено еще несколько подлодок серии АГ. Все они впоследствии принимали активное участие в морских сражениях Великой Отечественной войны.

В СССР 1930-е годы стали периодом бурного индустриального роста. Одним из ключевых секторов, развитию которых уделялось наибольшее внимание, стал оборонно-промышленный комплекс. Не остался без внимания и черноморский подводный флот — к началу Великой Отечественной войны в Крыму базировалось уже 44 боевых субмарины, среди которых выделялись малые подлодки типа «М» и средние подлодки класса «Щ» и «С».

А дальше была война…

В годы Великой Отечественной войны Черное море стало театром активных боевых действий, причем, как на поверхности моря, так и под ней. Помимо советских и немецких подводных лодок, в глубинах Черного моря активно действовали румынские и итальянские субмарины.

В начальном периоде Великой Отечественной войны советские подлодки действовали, в основном, в западной и северо-западной частях Черного моря. Однако, успехи их оказались весьма скромными.

Так, за первые 6 месяцев войны нашими подлодками в Черном море было потоплено всего шесть транспортов противника, при этом, потери советского подводного флота за тот же период составили 7 субмарин.

В числе уничтоженных нашими подводниками вражеских судов, можно выделить итальянский танкер «Superga» и румынский пароход «Peles»(были потоплены подлодкой Щ-211), а также итальянский танкер «Torcello» (его потопила Щ-214). В свою, очередь, советский флот лишился трех малых подлодок тима «М» и четырех средних подлодок класса «Щ» и «С». Большая часть всех наших субмарин на начальном этапе войны погибла у берегов Болгарии.

После оккупации Севастополя, оставшиеся советские субмарины были вынуждены уйти в Новороссийск, Туапсе , Поти и Батуми, где не имелось почти никаких условий для их базирования, не говоря уже о ремонте. Тем не менее, приходилось довольствоваться тем, что есть.

К лету 1942 года Черноморская флотилия советских субмарин, с учетом всех потерь, насчитывала более 20 единиц. В последующие 2 военных года, вплоть, до освобождения всего Причерноморья от захватчиков, советские субмарины действовали в черноморских глубинах с переменным успехом, но в целом, показали себя весьма достойно.

В общей сложности, за годы Великой Отечественной войны подводные лодки Черноморского флота уничтожили 63 вражеских транспортных судна. Наиболее отличились на черноморском военном морском театре советские подлодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215. Им было присвоено звание гвардейских. Также весьма хорошо зарекомендовали себя на Черном море подводные лодки, относящиеся к классу сверхмалых.

Сразу несколько подводников-черноморцев были удостоены Звезды Героя Советского Союза.

После войны, впрочем, как и до нее, главной базой подводного флота Советского Союза, а затем России, был и остается город-герой Севастополь.

По окончанию войны черноморский подводный флот продолжил свое развитие. Так, с 1950 по 1960 годы были введены в эксплуатацию 9 субмарин проекта «М» и несколько подлодок проекта «644» с крылатыми ракетами.

Основная часть подводных лодок, базировавшихся на Черном море в послевоенное время, была представлена классом малых субмарин. Их отличали небольшие размеры, сравнительно слабое вооружение и не очень большая дальность плавания.

К моменту распада СССР в составе Черноморского флота находилось более 30 подводных лодок. Однако, после того, как советская империя прекратила свое существование, численность подводных лодок резко сократилась. В 90-х и 2000-х годах фактически единственной действующей субмариной ЧФ РФ была знаменитая Б-871 «Алроса» — дизель-электрическая подводная лодка.

Эта необычная субмарина базировалась в Южной бухте Севастополя и ее могли видеть все туристы, приезжавшие в город-герой. Уникальность «Алросы» состоит в том, что в движение она приводится не винтом, а специальной водометной насадкой.

Сегодня у России на Черном море имеется целое подразделение воинов-подводников. 4-я отдельная бригада подводных лодок Черноморского флота ВМФ ВС России была сформирована 1 декабря 2014 года.

В настоящее время на Черноморском флоте успешно ведется строительство новых субмарин проекта «Варшавянка». Эти подлодки оснащены современным комплексом вооружения, в том числе, уже наделавшим немало шума ударным ракетным комплексом «Калибр». Одним из главных преимуществ субмарин этого проекта является малошумность. На сегодняшний день в составе Черноморского флота России имеется пять подводных лодок проекта «Варшавянка».

Все подводные лодки Черноморского флота являются дизельными или дизель-электрическими.

Многих интересует вопрос — есть ли атомные подводные лодки в Черном море? Отвечаем – подводных атомоходов в Черном море нет ни у одного государства, включая Россию. Во–первых, это запрещено международными соглашениями. Во-вторых, Черное море является внутренним бассейном, не имеющим прямого выхода в мировой океан, а посему, целесообразность присутствия огромных атомных субмарин в таких условиях весьма и весьма сомнительна.

Источник

Оцените статью